Как правильно пишется слово «воспитанный»
воспи́танный
воспи́танный; кр. ф. -ан, -ана и (обнаруживающий результаты хорошего воспитания) -ан, -анна
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прочищенный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «воспитанный»
Синонимы к слову «воспитанный»
Предложения со словом «воспитанный»
- Несмотря на все эти варварские обычаи, викинги ценили искусство и полагали, что хорошо воспитанный человек должен быть музыкальным.
- Своими манерами напоминал хорошо воспитанного человека, поэтому на девушек произвёл впечатление.
- – О, тут я застрахована, бей-эфенди, – засмеялась я в ответ. – Вы бы не выбрали меня, даже если бы считали очень воспитанной девушкой…
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «воспитанный»
- Дети умнее и воспитаннее других детей?
- Девчоночку маленькую, пятилетнюю, возненавидели отец и мать, «почтеннейшие и чиновные люди, образованные и воспитанные».
- Воронцов, Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла, был среди русских высших чиновников человек редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношениях с высшими.
- (все
цитаты из русской классики)
Что (кто) бывает «воспитанным»
Значение слова «воспитанный»
-
ВОСПИ́ТАННЫЙ, —ая, —ое. 1. Прич. страд. прош. от воспитать. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВОСПИТАННЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «воспитанный»
- В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба. - Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Русский
воспитанный (прилагательное)
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | воспи́танный | воспи́танное | воспи́танная | воспи́танные | |
Р. | воспи́танного | воспи́танного | воспи́танной | воспи́танных | |
Д. | воспи́танному | воспи́танному | воспи́танной | воспи́танным | |
В. | одуш. | воспи́танного | воспи́танное | воспи́танную | воспи́танных |
неод. | воспи́танный | воспи́танные | |||
Т. | воспи́танным | воспи́танным | воспи́танной воспи́танною | воспи́танными | |
П. | воспи́танном | воспи́танном | воспи́танной | воспи́танных | |
Кратк. форма | воспи́тан | воспи́танно | воспи́танна | воспи́танны |
вос—пи́—тан—ный
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a(1). Сравнительная степень — воспи́таннее.
Корень: -воспит-; суффиксы: -а-нн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [vɐˈspʲitən(ː)ɨɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- имеющий хорошее воспитание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем -воспит- | [править] | |
---|---|---|
|
Этимология
Происходит от гл. воспитать, далее из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
|
Библиография
воспитанный (причастие)
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | воспи́танный | воспи́танное | воспи́танная | воспи́танные | |
Р. | воспи́танного | воспи́танного | воспи́танной | воспи́танных | |
Д. | воспи́танному | воспи́танному | воспи́танной | воспи́танным | |
В. | одуш. | воспи́танного | воспи́танное | воспи́танную | воспи́танных |
неод. | воспи́танный | воспи́танные | |||
Т. | воспи́танным | воспи́танным | воспи́танной воспи́танною | воспи́танными | |
П. | воспи́танном | воспи́танном | воспи́танной | воспи́танных | |
Кратк. форма | воспи́тан | воспи́тано | воспи́тана | воспи́таны |
вос—пи́—тан—ный
Страдательное причастие, прошедшего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a(2).
Корень: -воспит-; суффиксы: -а-нн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [vɐˈspʲitən(ː)ɨɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- страд. прич. прош. вр. от воспитать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем -воспит- | [править] | |
---|---|---|
|
Этимология
Происходит от гл. воспитать, далее из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
|
Библиография
ÌÀÒÅÐÈÀË
ê âíåêëàññíîé ðàáîòå
«×òî çíà÷èò áûòü âîñïèòàííûì ÷åëîâåêîì»
Ïðåïîäàâàòåëü:
Âäîâè÷åíêî Í.Í.
×òî çíà÷èò «âîñïèòàííûé ÷åëîâåê»?
Âîñïèòàííîñòü åñòü óñâîåíèå õîðîøèõ ïðèâû÷åê.
Ïëàòîí
Êàê âû îòâåòèòå íà ýòîò âîïðîñ?
 òîëêîâîì ñëîâàðå ñêàçàíî, ÷òî «âîñïèòàííûé ýòî óìåþùèé õîðîøî âåñòè ñåáÿ».
Êîãî ìû ñ÷èòàåì âîñïèòàííûì? Ìîæåò áûòü, òîãî, êòî ïîëó÷èë âûñøåå îáðàçîâàíèå?
Æèçíü ïîêàçûâàåò, ÷òî íåëüçÿ êàæäîãî îáðàçîâàííîãî ÷åëîâåêà ñ÷èòàòü âîñïèòàííûì. Îáðàçîâàííîñòü ñàìà ïî ñåáå íå ïðåäîïðåäåëÿåò âîñïèòàííîñòè, õîòÿ è ñîçäàåò äëÿ ýòîãî áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ.
Âîñïèòàííûé ÷åëîâåê îáëàäàåò äîñòàòî÷íûì òàêòîì, îí óìååò âåñòè ñåáÿ â îáùåñòâå, îáëàäàåò õîðîøèìè ìàíåðàìè. Âîñïèòàííîãî ÷åëîâåêà íåòðóäíî ðàñïîçíàòü ñ ïåðâîãî âçãëÿäà. Îáëèê åãî ãîâîðèò ñàì çà ñåáÿ: îí íå òåðÿåòñÿ â íåçíàêîìîì îáùåñòâå, óìååò ñèäåòü çà ñòîëîì, êðàñèâî è àêêóðàòíî åñòü. Íî âîñïèòàííîñòü ýòî íå òîëüêî õîðîøèå ìàíåðû. Ýòî íå÷òî ãëóáîêîå è ñóùåñòâåííîå â ÷åëîâåêå. Ýòèì «íå÷òî» ÿâëÿåòñÿ âíóòðåííÿÿ êóëüòóðà è èíòåëëèãåíòíîñòü, îñíîâîé êîòîðîé ÿâëÿþòñÿ ðàäóøèå è óâàæåíèå ê äðóãîìó ÷åëîâåêó.
Ïðèìåð
(âîñïîìèíàíèÿ íàðîäíîé àðòèñòêè ÑÑÑÐ):
«Ìíå ïðåäñòàâëÿåòñÿ ýòàëîíîì òàêèõ êà÷åñòâ àêòåð Õóäîæåñòâåííîãî òåàòðà Âàñèëèé Èâàíîâè÷ Êà÷àëîâ. Ïî óëèöå øåë îí è òî çàëþáóåøüñÿ. È ñêðîìíî, è ïðàçäíè÷íî… Îí íåïðåìåííî çàïîìèíàë âñå èìåíà è îò÷åñòâà ëþäåé, ñ êîòîðûìè âñòðå÷àëñÿ. Îí îðãàíè÷åñêè óâàæàë ëþäåé è âñåãäà èíòåðåñîâàëñÿ èìè. Ïðè íåì êàæäàÿ æåíùèíà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ ïðèâëåêàòåëüíîé, ñóùåñòâîì íåæíûì, äîñòîéíûì çàáîòû. Ìóæ÷èíà ÷óâñòâîâàë ñåáÿ óìíûì è î÷åíü åìó (Êà÷àëîâó) íóæíûì â äàííûé ìîìåíò. Âàñèëèé Èâàíîâè÷ êàê áû «âïèòûâàë» â ñåáÿ ÷óæèå æèçíè, ëèöà, õàðàêòåðû è áûë îí ñðåäè ëþäåé êàê ïðàçäíèê, êàê ÷åëîâå÷åñêàÿ êðàñîòà è áëàãîðîäñòâî».
 ñâÿçè ñ ýòèì õî÷åòñÿ âñïîìíèòü î òàêîì êà÷åñòâå ëè÷íîñòè, êàê îáàÿíèå. Îáàÿòåëüíûé ÷åëîâåê îáëàäàåò ïðèòÿãàòåëüíîé ñèëîé, îí âñåãäà ïðèâåòëèâ, ïðåäóñìîòðèòåëåí, åãî óëûáêà ñâåòëà è åñòåñòâåííà, âñòðå÷à è ðàçãîâîð ñ íèì äîñòàâëÿþò óäîâîëüñòâèå. À áûòü âîñïèòàííûì ýòî çíà÷èò áûòü âíèìàòåëüíûì ê äðóãîìó, äåëèêàòíûì, òàêòè÷íûì, íå ìåëî÷íûì.
Ïðèìåð.
 ïèñüìå ê ñâîåìó áðàòó Íèêîëàþ Àíòîí Ïàâëîâè÷ ×åõîâ ïèøåò, êàêèì óñëîâèÿì, ïî åãî ìíåíèþ, äîëæíû óäîâëåòâîðÿòü âîñïèòàííûå ëþäè. Äóìàåòñÿ, íàì ïîëåçíî ïðèñëóøàòüñÿ ê åãî ñëîâàì: «Îíè óâàæàþò ÷åëîâå÷åñêóþ ëè÷íîñòü, à ïîòîìó âñåãäà ñíèñõîäèòåëüíû, ìÿãêè, âåæëèâû, óñòóï÷èâû… Îíè íå áóíòóþò èç-çà ìîëîòêà èëè ïðîïàâøåé ðåçèíêè; æèâÿ ñ êåì-íèáóäü, îíè íå äåëàþò èç ýòîãî îäîëæåíèÿ, à óõîäÿ, íå ãîâîðÿò: «Ñ âàìè æèòü íåëüçÿ!» Îíè ïðîùàþò è øóì, è õîëîä, è ïåðåæàðåííîå ìÿñî, è îñòðîòû, è ïðèñóòñòâèå â èõ æèëüå ïîñòîðîííèõ…
Îíè ÷èñòîñåðäå÷íû è áîÿòñÿ ëæè, êàê îãíÿ. Íå ëãóò îíè äàæå â ïóñòÿêàõ. Ëîæü îñêîðáèòåëüíà äëÿ ñëóøàòåëÿ è îïîøëÿåò â åãî ãëàçàõ ãîâîðÿùåãî. Îíè íå ðèñóþòñÿ, äåðæàò ñåáÿ íà óëèöå òàê æå, êàê äîìà, íå ïóñêàþò ïûëè â ãëàçà ìåíüøåé áðàòèè. Îíè íå áîëòëèâû è íå ëåçóò ñ îòêðîâåííîñòÿìè, êîãäà èõ íå ñïðàøèâàþò…
Îíè íå óíè÷èæàþò ñåáÿ ñ òîé öåëüþ, ÷òîáû âûçâàòü â äðóãîì ñî÷óâñòâèå. Îíè íå èãðàþò íà ñòðóíàõ ÷óæîé äóøè, ÷òîá â îòâåò èì âçäûõàëè è íÿí÷èëèñü ñ íèìè. Îíè íå ãîâîðÿò: «Ìåíÿ íå ïîíèìàþò!», ïîòîìó ÷òî âñå ýòî áüåò íà äåøåâûé ýôôåêò, ïîøëî, ñòàðî, ôàëüøèâî…
Îíè íå ñóåòíû. Èõ íå çàíèìàþò òàêèå ôàëüøèâûå áðèëëèàíòû, êàê çíàêîìñòâî ñî çíàìåíèòîñòÿìè… Äåëàÿ äåëî íà ãðîø, îíè íå íîñÿòñÿ ñî ñâîåé ïàëêîé íà ñòî ðóáëåé è íå õâàñòàþò òåì, ÷òî èõ ïóñòèëè òóäà, êóäà äðóãèõ íå ïóñòèëè…»
Âûâîä: ïîäëèííàÿ âîñïèòàííîñòü è êóëüòóðà íå ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ áàðñêèì âûñîêîìåðèåì.
Ñîâåðøåííî íåñîâìåñòèì ñ ïîíÿòèåì âîñïèòàííîãî ÷åëîâåêà öèíèçì íàãëîå, áåññòûäíîå ïîâåäåíèå, ïðîíèêíóòîå ïðåçðåíèåì ê ëþäÿì. Öèíèçì ýòî ãëóáîêîå ïðîÿâëåíèå íåâîñïèòàííîñòè, îòñóòñòâèå ïîäëèííîé âíóòðåííåé êóëüòóðû, íåóâàæåíèå ê ëþäÿì è îáùåñòâó.
«Öèíèçì îïàñåí, ïðåæäå âñåãî, ïîòîìó, ÷òî îí âîçâîäèò çëîáó â äîáðîäåòåëü» (Àíäðå Ìîðóà, ôð. ïèñàòåëü).
Ëþäè ñ öèíè÷íûì ïîâåäåíèåì ñïîñîáíû íå ñîçèäàòü, à ðàçðóøàòü, íå óâàæàòü, à óíèæàòü îêðóæàþùèõ ëþäåé; à ãëàâíîå îíè íè çà ÷òî íå ÷óâñòâóþò ñîáñòâåííîé îòâåòñòâåííîñòè.
Êàêîå ãëàâíîå êà÷åñòâî îòëè÷àåò âîñïèòàííîãî ÷åëîâåêà îò íåâîñïèòàííîãî?
Îòíîøåíèå ê ëþäÿì, âíèìàíèå ê íèì, óâàæåíèå èõ èíäèâèäóàëüíîñòè.
Êàæäûé ÷åëîâåê ïî-ñâîåìó îùóùàåò è âîñïðèíèìàåò îêðóæàþùèé ìèð, ó íåãî ñâîè îñîáåííîñòè ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, âíèìàíèÿ, ó íåãî ñâîåîáðàçíîå âîîáðàæåíèå, ñâîè èíòåðåñû, ïîòðåáíîñòè, ñèìïàòèè, ïðèâÿçàííîñòè, îñîáåííîñòè íàñòðîåíèÿ, áîëüøàÿ èëè ìåíüøàÿ ñèëà ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé, ñèëüíàÿ èëè ñëàáàÿ âîëÿ, «ëåãêèé» èëè «òðóäíûé» õàðàêòåð, ó íåãî ñâîé æèçíåííûé îïûò, ñâîè íàáëþäåíèÿ, ñâîè ðàçî÷àðîâàíèÿ, ïå÷àëè è ðàäîñòè, ïðèâû÷êè, íàêîíåö, ñâîÿ ñóäüáà. Êàêîå ýòî áîãàòñòâî âíóòðåííèé ìèð ÷åëîâåêà!
Ëþäåé íåèíòåðåñíûõ â ìèðå íåò.
Èõ ñóäüáû êàê èñòîðèè ïëàíåò:
Ó êàæäîé âñå îñîáîå, ñâîå,
È íåò ïëàíåò, ïîõîæèõ íà íåå.
Å
.
Åâòóøåíêî
Êàê âàæíî ïîíèìàòü è ïîñòîÿííî ïîìíèòü, ÷òî òàêîé ñëîæíûé âíóòðåííèé ìèð èìåþ íå òîëüêî ÿ, íî è êàæäûé èç îêðóæàþùèõ ìåíÿ ëþäåé. È åñëè ÷åëîâåê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ðÿäîì ñî ìíîé, îòëè÷àåòñÿ îò ìåíÿ, òî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî îí õóæå ìåíÿ. Îí ïðîñòî äðóãîé, è íóæíî óâàæàòü ýòîãî äðóãîãî ÷åëîâåêà ñ åãî èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè, ñ åãî ñèëüíûìè è ñëàáûìè ñòîðîíàìè. Íóæíî èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî äðóãîé ÷åëîâåê ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ëè÷íîñòü, êîòîðàÿ ñàìà îïðåäåëÿåò ñâîå ïîâåäåíèå. Ïîýòîìó ïîíóêàíèå, ãðóáîñòü, îäåðãèâàíèå, ïðèêàçíîé òîí è ò. ï. íåñîâìåñòèìû ñ ïîíÿòèåì «âîñïèòàííûé ÷åëîâåê».
Âîñïèòàííûé ÷åëîâåê íå òîëüêî óìååò ðàçáèðàòüñÿ â ñåáå ñàìîì, â ñâîèõ æåëàíèÿõ, âîçìîæíîñòÿõ, ïîñòóïêàõ, íî è óìååò ïîíÿòü îêðóæàþùèõ ëþäåé, ó÷èòûâàòü è óâàæàòü èõ èíòåðåñû, æåëàíèÿ, âêóñû, ïðèâû÷êè, íàñòðîåíèÿ, èñêðåííå îòçûâàòüñÿ íà èõ ÷óâñòâà è ïåðåæèâàíèÿ.
Ïðèìåð.
«Áûâàåò è òàê, ïèøåò ïèñàòåëü Ñ. Øóðòàêîâ, â äîðîãå ëè, â äàëüíåì ñåëå ïîâñòðå÷àåøü íîâîãî ÷åëîâåêà, íåçíàêîìîãî; ãëÿíåòñÿ òåáå ÷åëîâåê: è íà âèä ñèìïàòè÷íûé, è ðàçãîâàðèâàòü ñ íèì èíòåðåñíî, è óìåí, è âîîáùå, êàê ãîâàðèâàëè â ñòàðèíó, âñå óãîäüÿ â íåì. Îäíàêî æå, ïîãîâîðèë òû ñî ñâîèì íîâûì çíàêîìûì, óçíàë åãî ïîáëèæå, íà ïðîùàíèå ðóêó åìó ïîæàë è «äî ñâèäàíèÿ» ñêàçàë, à òîëüêî ÷óâñòâóåøü, ïîíèìàåøü: åñëè è íå áóäåò ýòîãî ñâèäàíèÿ íå î÷åíü-òî îãîð÷èøüñÿ, íå çàãðóñòèøü.  ãëàçàõ ó òåáÿ ÷åëîâåê îñòàëñÿ, à â ñåðäöå íåò, íè÷åãî-òî åãî íå òðîíóëî, íè÷òî èç âñåõ èíòåðåñíûõ ðàçãîâîðîâ â íåì íå îòîçâàëîñü».
Äåéñòâèòåëüíî, êàê õî÷åòñÿ êàæäîìó èç íàñ âñòðåòèòü â ñîáåñåäíèêå ñîçâó÷èå ìûñëåé, ÷óâñòâ, íàñòðîåíèé. Ìû áëàãîäàðíû òåì ëþäÿì, êîòîðûå ó÷àñòëèâî âûñëóøèâàþò íàñ, ïûòàþòñÿ ïîíÿòü, ÷òî çàíèìàåò íàñ è âîëíóåò. Íàì ÷àñòî è íå íóæíû êîíêðåòíûå ñîâåòû, à íóæíî «âûãîâîðèòüñÿ» â ïðèñóòñòâèè ÷åëîâåêà, äîáðîæåëàòåëüíîñòü êîòîðîãî â ñåáå îùóùàåì. À îáðàòíàÿ ñâÿçü?
Íî âåäü è äðóãèå îò íàñ æäóò òîãî æå! Îíè íàäåþòñÿ íà ïîíèìàíèå è èíòåðåñ ê íèì ñ íàøåé ñòîðîíû. À ïîíÿòü îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà íå òàê óæ ïðîñòî. Ìû ÷àñòî îáúÿñíÿåì ïîñòóïêè, íàñòðîåíèÿ è îòíîøåíèÿ äðóãèõ, èñõîäÿ èç ñâîèõ ñîáñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé îá èõ ïðè÷èíàõ. Íàäî ñêàçàòü, ÷òî õîðîøèé ÷åëîâåê â ïîñòóïêàõ è îòíîøåíèÿõ ëþäåé îáû÷íî âèäèò õîðîøèå ïîáóæäåíèÿ. À ïëîõîé ïëîõèå.
Õîðîøèé ÷åëîâåê îáû÷íî äîâåð÷èâ.  ñâîèõ îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè îí èñõîäèò èç ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî êàæäûé äîáð, ÷åñòåí, ïîðÿäî÷åí, è î÷åíü óäèâëÿåòñÿ è îãîð÷àåòñÿ, êîãäà â êîì-òî ýòèõ êà÷åñòâ íå îáíàðóæèâàåò. Ïëîõîé ÷åëîâåê ïîäîçðèòåëåí, îí â êàæäîì âèäèò æóëèêà, êàðüåðèñòà, ëþáóþ óäà÷ó äðóãîãî ÷åëîâåêà îí îáúÿñíÿåò õèòðîñòüþ òîãî, ëåñòüþ, îáìàíîì; è åãî î÷åíü òðóäíî óáåäèòü â ïîðÿäî÷íîñòè äàííîãî ÷åëîâåêà.
Âîîáùå óìåíèå ïîíÿòü íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå îñîáåííîñòè äðóãîãî ÷åëîâåêà, îïðåäåëèòü èñòèííûé ñìûñë åãî ïîñòóïêîâ, íàñòðîåíèé, ðàñõîæäåíèÿ â îöåíêàõ è ïðåäñòàâëåíèÿõ, âîçíèêàþùèõ ó ëþäåé, ñâèäåòåëüñòâóåò î äîñòàòî÷íî âûñîêîì êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà.
Êóëüòóðíûé, âîñïèòàííûé ÷åëîâåê, ïðåæäå âñåãî, çàáîòèòñÿ î òîì, ÷òîáû íå óíèçèòü äîñòîèíñòâî äðóãîãî ÷åëîâåêà.
Õî÷åòñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå åùå íà îäíî êà÷åñòâî, î êîòîðîì ìû ñòåñíÿåìñÿ ãîâîðèòü âñëóõ, êîòîðîå ìíîãèå, ê ñîæàëåíèþ, ñ÷èòàþò ñòàðîìîäíûì. Ýòî áëàãîðîäñòâî.
Èñòèííîå áëàãîðîäñòâî ïðèõîäèòü íà ïîìîùü ê ÷åëîâåêó, êàêèå áû íåáëàãîïðèÿòíûå îáñòîÿòåëüñòâà è ïîñëåäñòâèÿ ýòîìó íè ñîïóòñòâîâàëè. Ñ ýòèì êà÷åñòâîì ñâÿçàíà ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ñîñòðàäàòü, ñîïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü, ñîäåéñòâîâàòü ïðèçíàê äóõîâíîé çðåëîñòè ëè÷íîñòè.
Áëàãîðîäñòâî âûñîêàÿ íðàâñòâåííîñòü ÷åëîâåêà, ñîåäèíåííàÿ ñ ñàìîîòâåðæåííîñòüþ è ÷åñòíîñòüþ.
Íàì èíîãäà âûïàäàþò ñ÷àñòëèâûå ìîìåíòû âñòðå÷è ñ áëàãîðîäíûì ÷åëîâåêîì, íî ýòè ìîìåíòû áûâàþò î÷åíü ðåäêè. Ïî÷åìó? Íàâåðíîå, ïîòîìó, ÷òî äåéñòâèòåëüíî î÷åíü ìàëî â æèçíè áëàãîðîäíûõ è èñòèííî êóëüòóðíûõ ëþäåé.
Íó, à ìû-òî ñàìè? Ïî÷åìó-òî ñìååì òðåáîâàòü áëàãîðîäñòâà è âåëèêîäóøèÿ, ñî÷óâñòâèÿ è ïîíèìàíèÿ, ïðîùåíèÿ è ïîìîùè îò äðóãèõ ëþäåé ïî îòíîøåíèþ ê íàì. À ñàìè? Äàâàéòå çàäàäèì ñåáå íåñêîëüêî âîïðîñîâ è ïîïûòàåìñÿ îòâåòèòü íà íèõ.
×òî äëÿ íàñ ãëàâíîå «áûòü» èëè «êàçàòüñÿ»? Èíòåðåñíû ëè íàì ëþäè ñàìè ïî ñåáå, âíå èõ äîëæíîñòè, ìåñòà ðàáîòû è ìàòåðèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé? Óâàæàåì ëè ìû îêðóæàþùèõ èëè òîëüêî äåëàåì âèä? Ëþáèì ëè êîãî-íèáóäü, êðîìå ñåáÿ? Èíûìè ñëîâàìè, êàêîâû íàøè âíóòðåííèå, ñàìûå ñîêðîâåííûå ïîòðåáíîñòè, æåëàíèÿ è öåííîñòè?
Êàê áû ìû íè îòâåòèëè íà ýòè âîïðîñû, íàøè ñëîâà, äåéñòâèÿ, ïîñòóïêè è îòíîøåíèÿ âûäàþò íàñ.
Âåëèêèé È. Ãåòå ïèñàë, ÷òî «ïîâåäåíèå ýòî çåðêàëî, â êîòîðîì êàæäûé ïîêàçûâàåò ñâîé èñòèííûé îáëèê».
×ÒÎ ÇÍÀ×ÈÒ ÁÛÒÜ ÂÎÑÏÈÒÀÍÍÛÌ
Ñîâåðøåííî åñòåñòâåííûìè ñòàëè äëÿ íàñ ôðàçû: Îí — âîñïèòàííûé ÷åëîâåê, Îíà — ïðîñòî õàìêà è ò.ä. Íî ÷àñòî ìû ñàìè çàòðóäíÿåìñÿ îïðåäåëèòü, ÷òî âêëàäûâàåì â ïîíÿòèå âîñïèòàííûé ÷åëîâåê. À, ìåæäó ïðî÷èì, íåïëîõî áû çíàòü, èç ÷åãî èìåííî ñêëàäûâàåòñÿ âîñïèòàííîñòü, õîòÿ áû äëÿ òîãî, ÷òîáû ñàìîìó áûòü èìåííî òàêèì, êàêèì õîòÿò íàñ âèäåòü îêðóæàþùèå.
Âåæëèâîñòü.
Äðåâíèå ãðåêè óòâåðæäàëè, ÷òî íàäî áûòü î÷åíü âûäàþùèìñÿ ÷åëîâåêîì, ÷òîáû ïîçâîëèòü ñåáå áûòü íåâåæëèâûì. Èìåííî âåæëèâîñòü ñìÿã÷àåò íðàâû, ïðåäóïðåæäàåò ññîðû, óñìèðÿåò ðàçäðàæåíèå è íåíàâèñòü, çàñòàâëÿåò ñäåðæèâàòüñÿ, ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ ëþáâè è óâàæåíèÿ. Âåæëèâîñòè ìîæíî íàó÷èòüñÿ, íî ñóùåñòâóåò è âðîæäåííàÿ âåæëèâîñòü, èäóùàÿ îò äóøè, à íå îò âîñïèòàíèÿ.
Ïðàâèëà âåæëèâîñòè çàïðåùàþò:
— âõîäèòü â îôèöèàëüíîå ó÷ðåæäåíèå â øëÿïå (ìóæ÷èíàì) è ãðîìêî ðàçãîâàðèâàòü (ëèöàì îáîåãî ïîëà);
— øóìåòü, òðåâîæèòü è ðàçäðàæàòü îêðóæàþùèõ;
— êðèòèêîâàòü ÷üè-ëèáî ðåëèãèîçíûå óáåæäåíèÿ;
— óíèæàòü ÷üþ-ëèáî íàöèîíàëüíîñòü;
— ñìåÿòüñÿ íàä îøèáêàìè è ïðîìàõàìè äðóãèõ ëþäåé;
— íàäåëÿòü ñîáåñåäíèêà âñëóõ îñêîðáèòåëüíûìè ýïèòåòàìè;
— îòñûëàòü ïî îáðàòíîìó àäðåñó ïèñüìî èëè ïîäàðîê;
— â íåóâàæèòåëüíîì òîíå îòçûâàòüñÿ î áëèçêèõ ñîáåñåäíèêà;
— êîâåðêàòü ôàìèëèè è èìåíà;
— îòêðûâàòü ÷óæóþ ñóìêó, çàãëÿäûâàòü â íåå, åñëè îíà îòêðûòà, èññëåäîâàòü ñîäåðæèìîå ÷óæèõ êàðìàíîâ;
— ñàìîâîëüíî âûäâèãàòü ÿùèêè ÷óæîãî ñòîëà è ïåðåêëàäûâàòü èõ ñîäåðæèìîå êàê íà ðàáîòå, òàê è äîìà, à òàêæå îòêðûâàòü ÷óæîé øêàô, áóôåò, êëàäîâêó.
Òàêòè÷íîñòü.
Òàêò — ýòî ìîðàëüíàÿ èíòóèöèÿ âîñïèòàííîãî ÷åëîâåêà, êàê áû ïîäñêàçûâàþùàÿ åìó íàèáîëåå âåðíûé ïîäõîä, íàèáîëåå òîíêóþ, äåëèêàòíóþ, îñòîðîæíóþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì.
Òàêò ïðåäïîëàãàåò â íàñ òåðïèìîñòü, âåëèêîäóøèå, âíèìàíèå è ãëóáîêîå óâàæåíèå ê âíóòðåííåìó ìèðó äðóãèõ ëþäåé, èñêðåííåå æåëàíèå è óìåíèå ïîíÿòü èõ, ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî ìîæåò äîñòàâèòü èì ðàäîñòü, à ÷òî — îãîð÷èòü. Òàêòè÷íîñòü — ýòî ÷óâñòâî ìåðû, êîòîðîå ñëåäóåò ñîáëþäàòü â ðàçãîâîðå, â ëþáûõ îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè, óìåíèå íå ïåðåõîäèòü ãðàíèöó, çà êîòîðîé âñåãäà ñòîèò îáèäà ñîáåñåäíèêà. Òàêòè÷íîñòü òàêæå ïðåäïîëàãàåò óìåíèå âîâðåìÿ îïðåäåëèòü ðåàêöèþ ñîáåñåäíèêà íà íàøè ñëîâà èëè äåéñòâèÿ è â íóæíûõ ñëó÷àÿõ — ñàìîêðèòè÷íîñòü è ñïîñîáíîñòü âîâðåìÿ èçâèíèòüñÿ çà äîïóùåííóþ îïëîøíîñòü.
Òàêò íå îòìåíÿåò ïðèíöèïèàëüíîñòè, ïðÿìîòû, ÷åñòíîñòè, äà è ïðàâèëà òàêòè÷íîãî ïîâåäåíèÿ äàëåêî íå ïåðâûå â ìîðàëüíîì êîäåêñå. Íî î÷åíü ÷àñòî èìåííî îòñóòñòâèå òàêòè÷íîñòè ðàíèò áëèçêèõ íàì ëþäåé.
Ïóíêòóàëüíîñòü.
Èìåííî îíà ñâèäåòåëüñòâóåò î õîðîøèõ ìàíåðàõ. Òîëüêî óâàæèòåëüíàÿ ïðè÷èíà ìîæåò èçâèíèòü îïîçäàíèå. Íàìåðåííî çàñòàâëÿòü ñåáÿ æäàòü (äàæå þíûì îñîáàì, ïðèãëàøåííûì íà ïåðâîå ñâèäàíèå) — íåâåæëèâî.
Ñêðîìíîñòü.
Ñêðîìíûé ÷åëîâåê íèêîãäà íå ñòðåìèòñÿ ïîêàçàòü ñåáÿ ëó÷øå, ñïîñîáíåå, óìíåå äðóãèõ, íå ïîä÷åðêèâàåò ñâîå ïðåâîñõîäñòâî íàä íèìè, íå ãîâîðèò î ñâîèõ êà÷åñòâàõ, íå òðåáóåò íèêàêèõ ïðèâèëåãèé, îñîáûõ óñëóã, óäîáñòâ.
Âìåñòå ñ òåì ñêðîìíîñòü — ýòî íå ðîáîñòü è íå çàñòåí÷èâîñòü. Îáû÷íî ïî-íàñòîÿùåìó ñêðîìíûå ëþäè â êðèòè÷åñêèõ ñèòóàöèÿõ îêàçûâàþòñÿ íàìíîãî òâåðæå äðóãèõ â îòñòàèâàíèè ñâîèõ ïðèíöèïîâ.
Óñëóæëèâîñòü.
Ýòî äîáðîäåòåëü äî òåõ ïîð, ïîêà îíà íå ñòàíîâèòñÿ íàâÿç÷èâîñòüþ. Ëó÷øå âñåãî âçÿòü ñåáå çà ïðàâèëî îêàçûâàòü óñëóãè òîëüêî òîãäà, êîãäà âàñ îá ýòîì ïîïðîñÿò. Åñëè æå ê âàì îáðàùàþòñÿ ñ ïðîñüáîé, êîòîðóþ âû íå â ñîñòîÿíèè âûïîëíèòü, ëó÷øå îòêàçàòüñÿ ñðàçó, ÷åì äàòü ñëîâî è íå ñäåðæàòü åãî.
Õîðîøèå ìàíåðû.
Õîðîøèìè ìàíåðàìè îáëàäàåò òîò, êòî íàèìåíüøåå êîëè÷åñòâî ëþäåé ñòàâèò â íåëîâêîå ïîëîæåíèå, — óòâåðæäàë Äæîíàòàí Ñâèôò.
Íå ïðèíÿòî â îáùåñòâå:
— ïðèâîäèòü ñåáÿ è ñâîþ îäåæäó â ïîðÿäîê, ïîïðàâëÿòü ãàëñòóê, ïðè÷åñêó, ÷èñòèòü íîãòè;
— ïðè÷åñûâàòüñÿ è âîîáùå òðîãàòü âîëîñû;
— èñïîëüçîâàòü íîãîòü ìèçèíöà â êà÷åñòâå çóáî÷èñòêè;
— ùåëêàòü ñóñòàâàìè ïàëüöåâ;
— ïîòèðàòü ðóêè;
— îäåðãèâàòü îäåæäó;
— ïîñòîÿííî ÷òî-òî ìóðëûêàòü ñåáå ïîä íîñ;
— áóðíûìè ïðîÿâëåíèÿìè, îñêîðáèòåëüíûìè, ãðóáûìè ñëîâàìè îáíàðóæèâàòü ñâîé ãíåâ è íåãîäîâàíèå.
→
воспитанный — прилагательное, именительный п., муж. p., ед. ч.
↳
воспитанный — прилагательное, винительный п., муж. p., ед. ч.
→
воспитанный — прилагательное, именительный п., муж. p., ед. ч.
↳
воспитанный — прилагательное, винительный п., муж. p., ед. ч.
↳
воспитанный — причастие, именительный п., муж. p., прош. вр., страд, ед. ч.
↳
воспитанный — причастие, винительный п., муж. p., прош. вр., страд, ед. ч.
Часть речи: инфинитив — воспитать
Часть речи: прилагательное
Часть речи: кр. прилагательное
Действительное причастие:
Часть речи: кр. причастие
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.