Восприятие сказки и ее развивающее значение

Детство,
детский возраст – период жизни человека,
в котором ребенок проходит величайший
путь в своем индивидуальном развитии
от беспомощного существа, не способного
к самостоятельной жизни, до вполне
адаптированной к природе и обществу
детской личности, уже способной взять
ответственность за себя, своих близких
и сверстников (22).

Дошкольный
возраст, по словам В.С. Мухиной, это
период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через
игровые и реальные отношения ребенка
со сверстниками.[20 ]

В
дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая
употреблением все большего числа
предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное
отношения к окружающему предметному
миру, открывает для себя некоторую
относительность постоянства вещей.

В
перипетиях отношений со взрослыми и
сверстниками ребенок постоянно обучается
тонкой рефлексии на другого человека.
В этот период через отношения со
взрослыми интенсивно развивается
способность к идентификации с людьми,
а также со сказочными и воображаемыми
персонажами, с природными объектами,
игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер
называл дошкольный возраст возрастом
сказок. Это наиболее любимый ребенком
литературный жанр.

Вайолет
Оклендер в своей книге “Окна в мир
ребенка” отмечает, что сказки имеют
большой психологический смысл и обладают
большой привлекательностью и ценностью
для ребенка.

Бруно
Беттельхейм (6) пишет: “Сказка в
разнообразных формах сообщают ребенку,
что борьба с жизненными невзгодами
неизбежна, это органическая часть
человеческого существования, но если
человек не оробеет, а стойко встретит
неожиданные и неизбежные трудности,
то преодолеет все препятствия и, в конце
концов, окажется победителем”.

Дорис
Бретт (6) считает, что рассказы, сказки
и внутренний мир ребенка неотделимы
друг от друга. В любом обществе, независимо
от степени цивилизованности и образа
жизни, детские рассказы собирают большую
аудиторию маленьких слушателей.
“Взрослым следует помнить, что если
мы хотим научить ребенка чему-либо или
передать ему какую-то важную мысль,
нужно делать так, чтобы это было
узнаваемо, удобоваримо и понятно.
Рассказы, в особенности сказки, всегда
были самым эффективным средством
общения с детьми”.

Язык
сказки доступен ребенку. Сказка проста
и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова
(22) отмечает, что сказка способствует
развитию воображения, а это необходимо
для решения ребенком его собственных
проблем. Через сказку ребенок знакомится
с новыми явлениями жизни, с какими-либо
абстрактными объектами (величинами
объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество
немыслимо без фантазии и воображения,
которые, в свою очередь, тесно связаны
с развитием чувств. На эту связь указывал
и Л.С. Выготский, отмечая, что «с
деятельностью воображения тесно связано
движение наших чувств». Единство в
развитии чувств и фантазии приобщает
ребенка к духовному богатству,
накопленному человечеством. Сказка же
– это средство приобщения ребенка к
миру человеческих судеб, к миру истории,
это «золотой ключик» к изменению мира,
к его творческому, созидательному
преобразованию. Фантастический,
загадочный мир влечет к себе не только
взрослых, он всегда был объектом
пристального внимания детей всех времен
и народов. Ребенок наполовину живет в
воображаемом, нереальном мире, и не
просто живет, а активно действует в
нем, преобразовывает его и себя. Ведь
именно из этой сокровищницы малыш
черпает сведения о реальности, которой
он еще не знает, черты будущего, о котором
он еще не умеет задумываться.

Хорошей
сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны
«большой охват событий в быстром, даже
стремительном темпе, с высокими подъемами
и крутыми спусками, с живым, неподдельным
чувством рассказчика, со смелыми
обобщениями и выводами». Живой и
выразительный язык народной сказки
изобилует меткими, остроумными эпитетами,
смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный
учитель речи детей. Ни в каких других
произведениях, кроме народных, вы не
найдете такого идеального расположения
труднопроизносимых звуков, которые,
благодаря образной трактовке, без
затруднений воспроизводятся юными
слушателями. Сказка раскрывает перед
ребенком меткость и выразительность
языка, показывает, как богата родная
речь юмором, живыми и образными
выражениями, сравнениями. (28)

«Целью
сказки, — писал П.М. Соболев, — является
развлечение слушателей, перенесение
их внимания из реальной обстановки в
мир идеального, фантастического». А
известный фольклорист М.Е. Халанский
определял сказку как «…рассказ, не
имеющий иной цели, как воздействие на
фантазию слушателей, и в основе своей
заключающий вымышленное событие,
интересное или самой своей невероятностью,
или юмористическими подробностями».
К.И. Чуковский считал, что цель сказки
«заключается в том, чтобы воспитать в
ребенке человечность – эту дивную
способность волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого, переживать
чужую судьбу, как свою. Ведь сказка
совершенствует, обогащает и гуманизирует
детскую психику, так как слушающий
сказку ребенок чувствует себя ее
активным участником и всегда отождествляет
себя с теми из ее персонажей, кто борется
за справедливость, добро и свободу».
(28)

Если
система активности ребенка разворачивается
в пространстве детской игры, то систему
мышления ребенка образует сказки.
Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое
развитие опосредствуется освоением
знаковых систем, развернутых в общении
ребенка со взрослыми и культурно
преобразующих его деятельность. Такой
системой, опосредствующей психическое
развитие ребенка-дошкольника и является
сказка как особый культурологический
феномен. [1]

Сказка,
согласно исследователям мифологической
школы в литературоведении, представляет
собой превращенную форму мифа, специально
обращенную к ребенку. В.Я. Пропп,
рассматривая исторические основы
волшебной сказки, полагает, что сказки
были тесно связаны с ритуалом. [26]. А.Е.
Метлинский прямо выводит сказку из
мифа. Если рассматривать миф как особую
систему мышления, то становится понятным,
что сказка действительно выполняет в
мышлении ребенка особые функции. Сказка
позволяет детям в особой метафорической
форме формулировать для себя специфические
детские теоретические вопросы об
устройстве Мира и решать проблему
неопределенности (т.е. прогнозировать
события).

В
сказках постоянно происходят разнообразные
превращения времени и пространства,
что позволяет ребенку обнаружить их
существование и осознать свои
взаимоотношения с ними.

Образы
сказок, отношения персонажей выступают
у детей в качестве средств интерпретации
явлений действительности, обоснования
суждений, требований, аргументации тех
или иных действий. Действительно,
понятия добра, зла, хитрости, времени,
пространства, меры и т.д. недоступны
ребенку-дошкольнику в измерениях
логического мышления, однако эти понятия
вполне осмысленны и функциональны,
когда они имеют образно-символические
обозначения внутри пространства сказки.

Структуры
сюжетно-ролевой игры и структура сказки
по Проппу гомологичны друг другу: сюжет,
роль, которая согласно Д.Б. Эльконину
является единицей сюжетно-ролевой игры
и, одновременно, отчетливо прослеживается
в сказке в определенности действий ее
персонажей. Источником правила, в том
и другом случае является обряд, ритуал.

Сказка
является также средством развития и
самой детской игры, поскольку она
расширяет пространство воображаемой
ситуации. Сюжетосложение, как убедительно
показано Н.Я. Михайленко и Н.Н. Поддъяковым,
«способствует расширению содержания
игры, активации творческого потенциала
ребенка и подводит детей к
игре-фантазированию», где ценным для
ребенка становится не просто сам
процесс, но и создание нового сюжета
как творческого продукта деятельности.

В
контексте сказки обретают полноту,
выходят за границы обыденности такие
понятия, как пространство, время,
скорость, бесконечность и т.д. В
пространстве сказки, внутри ее смыслов
предметы, явления обретают
многозначительность и неоднозначность,
сакральность. Появляется возможность
обретения отношения к миру как к тайне,
ведь любой предмет в сказке может
предстать перед ребенком в какой-то
другой чудесной функции. [10]

Сказка
для ребенка – это не просто вымысел,
фантазия, это особая реальность мира
чувств. Сказка раздвигает для ребенка
рамки обычной жизни. Слушая сказки,
дети глубоко сочувствуют персонажам,
у них появляется внутренний импульс к
содействию, к помощи, к защите.

Знаменитый
американский психолог и психиатр Бруно
Беттельхайм утверждает: “Детям нужны
сказки” (так называется его монография),
ибо они являются необходимой пищей для
развития личности.

Для
педагогов же особо значима проблема
эстетического воспитания детей на
материале сказки. Художественная
литература, в том числе сказка, как
образное отражение мира, требует от
читателя особых качеств восприятия:
творческого воображения, развитой
наблюдательности, чувства образного
слова, авторской позиции и гармонической
целостности произведения; понимания
внутренних психологический мотивов
поведения литературных героев. Эти
качества в своей совокупности составляют
особый вид восприятия – эстетический.
Эстетическое восприятие развивается
в результате широкого знакомства с
художественной литературой, овладения
необходимыми знаниями, накопления
опыта переживаний и жизненных впечатлений.
Потому так важна серьезная, продуманная
работа со сказкой с самого начала
приобщения ребенка к литературе. [1]

Почему
сказка так эффективна в работе с детьми,
особенно в дошкольном и младшем школьном
возрасте? В учебном пособии под редакцией
И.В. Дубровиной “Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми” приводятся
следующие ответы на этот вопрос.

Во-первых,
в дошкольном возрасте восприятие сказки
становится специфической деятельностью
ребенка (помимо игры и изобразительной
деятельности), обладающей невероятно
притягательной силой, позволяющей ему
свободно мечтать и фантазировать. При
этом сказка для ребенка не только
вымысел и фантазия. Это еще и особая
реальность, которая позволяет раздвигать
рамки обычной жизни, сталкиваться со
сложными явлениями и чувствами и в
доступной для понимания ребенка
сказочной форме постигать взрослый
мир чувств и переживаний. Об этом говорят
многие другие авторы, например, Л.П.
Стрелкова в книге «Уроки сказки»
отмечает, что только в сказочной форме
дошкольники сталкиваются с такими
сложнейшими явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев
и сострадание, измена и коварство и
т.п. Форма изображения этих явлений
особая, сказочная, доступная пониманию
ребенка, а высота проявлений, нравственный
смысл остаются подлинными, “взрослыми”.

Во-вторых,
у маленького ребенка сильно развит
механизм идентификации, т.е. процесс
эмоционального объединения себя с
другим человеком, персонажем и присвоение
его норм, ценностей, образцов как своих.
Поэтому, воспринимая сказку, ребенок,
с одной стороны, сравнивает себя со
сказочным героем, и это позволяет ему
почувствовать, понять, что не только у
него есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством ненавязчивых
сказочных образов ребенку предлагаются
выходы из различных сложных ситуаций,
пути решения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей
и веры в себя. При этом ребенок
отождествляет себя с положительным
героем. Происходит это не потому, что
дошкольник так хорошо разбирается в
человеческих отношениях, а потому, что
положения героя более привлекательно
по сравнению с другими персонажами.
Это позволяет ребенку усваивать
правильные моральные нормы и ценности,
различать добро и зло. Таким образом,
считает Б.Беттельхейм, сказка прививает
добро, а не только поддерживает его в
ребенке.

Согласно
А.В.Запорожцу [10 ], сочувствие, сопереживание,
содействие героям сказки представляет
собой формообразующий фактор в развитии
ребенка. С этой точки зрения также
согласны многие авторы (Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, В.
Оклиндер, Д. Бретт и др.). Способность к
идентификации помогает ребенку расширить
свой багаж жизненных ситуаций, чувств
и решить какие-либо проблемы.

Соседние файлы в папке марина диплом (1)

  • #
  • #

Консультация для родителей

«Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста».

Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

Дошкольный возраст, по словам В.С.Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В перипетиях отношений с взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф.Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С.Выготский, отмечая, что «с действительностью воображение тесно связано движением наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же – это средства приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает и его, и себя. Ведь именно из этой сокровищнице малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Хорошей сказке, считал С.Я.Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказки. Согласно идеи Л.С.Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка с взрослым и культурно преобразующих его деятельность. Такай системой, опосредствующей психическое развитие ребенка – дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

▪ учит детей сравнивать, сопоставлять;

▪ формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

▪ ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Венгер, А.Фромм, д.Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, таким образом).

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Рекомендуется подходить к работе со сказкой не традиционно. Так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то учат детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказке может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающее общение людей. Познавая мир художественной литературы, ребенок совершенствуется как личность. При этом ребенок в полной мере не может передавать впечатления словами, ребенок может обратиться за помощью к взрослому и попробовать рассказывать сказки еще в дошкольном возрасте. Главной задачей развития связной речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают сказки, литературные произведения, самостоятельно правильно передавая идею и содержание, выразительно производить диалоги действующих лиц. Рассказывая сказки, дети пользуются свойственными жанру свойствами выразительности и знаниями об особенности сюжета: зачин и окончание сказки, присказка победа добра над злом, волшебные предметы героев, превращения и т.д. Дети проявляют большой интерес к сказкам. Сказки дают представления о дружбе, добре и зле, храбрости и верности, красоте внешней и внутренней, учат трудолюбию, внушают уверенность в торжестве правды и справедливости. Детям нравятся сказки, когда герой преодолевает трудности и в конце получает вознаграждение — достойную награду. Творческая работа по рассказыванию сказок, способствует формированию у детей нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активность и расширяет словарный запас. В результате работы с взрослыми – бабушками, педагогами, дети учатся рассказывать сказки, вести диалог.

http://lib3.podelise.ru/docs/1842/index-265906.html



Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы.

Среди произведений художественной литературы огромную роль в речевом развитии детей играет устное народное творчество. Это отмечали как классики педагогической науки (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина и др.), так и более современные исследователи родного языка (Н. С. Карпинская, АЕ.Шибицкая, О. С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, А. М. Виноградова, М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Н. В. Гавриш и др.).

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [2, с. 40]

Многие исследователи, изучающие жанровые особенности сказки, ее происхождение, структуру, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение (М.Арнаудов, В. П. Аникин, В. Я. Пропп, М. Н. Мельников, Г. С. Виноградов).

Процесс восприятия художественной литературы исследовался в разных направлениях: изучалось понимание сказки детьми раннего возраста (Л. С. Славина, Н. А. Циванюк), анализировалась роль иллюстраций в восприятии литературного текста (Т. А. Репина), выявлялось умение понимать сюжетную линию и взаимоотношения персонажей (Г. Я. Кудрина, Е. В. Бодрова, И. Л. Базик), а также умение сопереживать героям произведений (Л. П. Стрелкова).

Восприятие литературного произведения представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным соотношением логических и эмоционально-образных начал. Художественное произведение одновременно обращается и к чувству, и воображению, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества (Гурович Л. М.)

Восприятие, отмечает С. Л. Рубинштейн, — это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. [1, с. 120]

Восприятие — вид умственной деятельности ребенка на всех этапах его развития, необходимый компонент художественно-речевой деятельности. Для понимания произведения необходимо вслушиваться в содержание, запоминать услышанное и сопереживать происходящее. Восприятие произведения закрепляется в реальной действительности. Дети учатся устанавливать связь между эмоционально-образцовым содержанием и средствами выразительности, которые им доступны (Л. В. Ворошнина).

А. В. Запорожец отмечает: «Восприятием называется отражение в мозгу целостных предметов и явлений, к прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый практический опыт человека. Восприятие позволяет более полно познавать действительность, чем ощущение отдельных свойств предмета. Восприятие возникает на основе ощущений». [3, с. 245]

В исследованиях психологов мы выделили основные закономерности ощущений и восприятия: восприятие возникает в результате воздействия различного рода внешних и внутренних раздражителей на анализаторы. Каждый анализатор представляет собой сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим прибором (органом чувства) и кончающийся системой клеток коры больших полушарий, составляющих центральную часть анализатора. В свою очередь, центральная часть анализатора состоит из большого количества воспринимающих клеток, разбросанных по всей коре больших полушарий, и из системы воспринимающих клеток, сконцентрированных в определенном участке коры и образующих так называемое ядро анализатора. Уже наружные воспринимающие приборы расчленяют воздействие окружающей действительности, воспринимая только определенного рода раздражители.

Особенности развития ощущений и восприятий в дошкольном возрасте отличаются тем, что в условиях правильно организованного педагогического процесса ребенок постепенно научается «более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию». [3, с. 239]

Изучая психологию восприятия ребенком литературного произведения, А. В. Запорожец отмечал, что эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в непосредственной связи с общим ходом их психического развития, под определяющем влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов и активности.

В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.

Но установление указанного различия составляет лишь одну сторону дела. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В сказке в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы. А. В. Запорожец также считает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. [3, с. 242]

В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные, и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства.

Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Е. А. Флерина, проводя исследования в области эстетического воспитания дошкольника, выделила особенности восприятия детьми художественного слова: «Художественное слово оказывает восприятию и мышлению ребенка незаменимую услугу. Вызывая чувственный образ (ощутимый, зримый), художественное слово облегчает понимание идей, делает их конкретными, убедительными. Литературное произведение, возбуждая мыслительный процесс средствами слова, т. е. отвлечение от непосредственного чувственного восприятия, в то же время обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей…» [4, с. 45]

Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства. Запорожец А. В., Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др. отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Вышеназванные ученые выделяют особенности восприятия литературы встаршей группе. В возрасте пяти лет в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

Как показали исследования Л. П. Стрелковой, Р. Я. Кудриной, И. Л. Базик и др., важную роль в восприятии художественного образа литературных произведений играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение эмоциональной жизни ребенка, систематическое общение с произведениями искусства в комплексе.

В работах А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, показано, как нравственные чувства детей дошкольного возраста развиваются при восприятии художественных произведений (литературных, изобразительных) [3, с. 240]. Дети могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений, у ребенка появляются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова рассматривает в качестве одного из основных механизмов, обеспечивающих развитие у ребенка эмпатийного процесса.

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и воспринимаемых событий (Е. А. Флерина, О. И. Соловьева).

Таким образом, восприятие литературных произведений детьми­дошкольниками рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность.

Литература:

  1. Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников. /Методические советы к программе «Детство». — СПб., 2001.
  2. Виноградова С. А., Баймухамбетова Ф. Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014.№ 3. С. 39–42.
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.-М., 1949. — с.235–246.
  4. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, восприятие, дошкольный возраст, художественное произведение, литературное произведение, художественная литература, художественное слово, художественный образ, словесное творчество, старший дошкольный возраст.

Если ослабленный, заторможенный ребенок с ОНР приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от
сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить развитие и совершенствование связной монологической
речи; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению
большего объема информации, чем раньше.
Если у “сверхспокойного” ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у
него будет меньше проблем при введении автоматизированных звуков в спонтанную речь, что соответственно влияет на
совершенствование связной монологической речи. [Там же, с. 74 – 75]
Практика показывает также, что если ребенок старшего дошкольного возраста с ОНР приучается осознавать то, что
он видит и слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая
чувствительность очень помогает в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно
легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и
структуру.
Решению этих и многих других проблем активно помогает включение сказки в занятия с детьми, с ее помощью мы
активизируем процессы мышления, улучшаем мелкую моторику пальцев рук и речевого аппарата, мы улучшаем общие
движения тела, а также совершенствуем эмоционально-волевые процессы [13, c. 56].
Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование
состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и
координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. [41, с.
75]
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя
свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон
колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально
сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой логопедом сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку
дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании [31, c. 130].
“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить
адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность
улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов,
дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, “отыгрывая” спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство,
агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру
[31, c. 130].
Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над
сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в
самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие
связной монологической речи. [Там же, с. 131]
Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, мы способствуем развитию
просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности [11, c. 53].
Итак, подводя итог вышесказанному:
– сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК с дошкольниками
Вначале советуем обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например,
показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии:
Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем
ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной
девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже
волшебное. Белое, вкусное, сладкое — если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без
сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…
Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из
сказок. Это могут быть и схемы, представленные на следующей странице.
Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только
на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа…
(волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И
тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему
показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок
ежика. И тогда…»
старшего дошкольного возраста с ОНР. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.
Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
— значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;
или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
— естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;
или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят».
может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».
— а это может быть сказка «Репка».
Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка,
Моделирование сказок в работе по развитию речи детей
Логопедические сказки для постановки звуков
Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами и родителями, является обучение детей правильному и чистому
звукопроизношению. Большое значение здесь имеет работа логопеда. Занятия проводятся в игровой форме. Очень
эффективными являются логопедические сказки для постановки звуков. Но родителям и дома стоит заниматься, закрепляя
материал.
Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Они развивают фонематический слух и
действуют как артикуляционная гимнастика. Желательно посадить ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать
движения своего языка, рта и лицевых мышц. Такая игра должна продолжаться не более 10 минут.
волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?
геометрические фигуры.
Сказка про Веселый язычок
Жил-был веселый язычок. Ротик — это его маленький домик. Щеки — стены, нёбо — потолок, нижняя челюсть — это
пол. А зубы — забор. Веселый язычок любит заниматься. Далее следует серия упражнений для языка и развития
артикуляции.
Упражнения для языка:
Лопатка
Улыбнуться с открытым ртом, а широкий язык положить на нижнюю губу. Язык должен быть расслабленным. В таком
положении держать его 5 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3 раза. обратно. Сделать 30 таких движений.
занятие чистоговорками и скороговорками. Например, на произнесение звука [ Р]:
— ах, спасибо вам за пир.
Иголка
Улыбнуться с открытым ртом. Высунуть вперед напряженный язык. Он должен быть острым и узким, как иголка.
Часики
Положение такое же, как в упражнении «Игла». Только язык совершает движения от одного края рта к другому и
Далее проводят артикуляционную гимнастику. Она может быть на самые разные звуки. Можно разнообразить
ОР-ОР-ОР — в гости Мурку звал Трезор.АР-АР-АР — на стол ставил самовар.УР-УР-УР — говорила кошка «Мур!».ИР-ИР-ИР
Или
Взял Валерка поднос.Взял Валерка тарелку,Взял Валерка поднос.На подносе поднес.
Иногда логопедические сказки разнообразят играми.
Игра «Добавь словечко».
Задача ребенка — подобрать правильную рифму:Елка, елка, елочка —Колкая … (иголочка)Мы не ели, мы не пили —
Бабу снежную … (лепили).Возле этой елкиБродят злые … (волки).
Очень эффективный прием — проигрывание сказки. Можно проговорить любую известную сказку. Например,
«Теремок», когда логопед озвучивает все реплики сказочных героев. А дети слушают и проговаривают некоторые
фрагменты. Для сказки необходимы фигурки, изображающие действующих героев. В процессе такой игры, у детей не
только развивается фонематический слух, но и создается радостное настроение, и появляются хорошие эмоции.
Удержать положение 5 секунд. Убрать язык и закрыть рот. Повторить 3 раза.
§4. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем
индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной
к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников (22).
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.
[20 ]
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа
предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру,
открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
В перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого
человека. В этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а
также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К.
Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Вайолет Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка” отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и
обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка.

  • Воспринимать всерьез как пишется
  • Воспринимать в штыки как пишется
  • Воспринимаешь как правильно пишется
  • Восприимчивость как пишется и почему
  • Воспрепятствовать как правильно пишется