Восприятие смысла музыки сказок стихов рассматривание картинок в раннем возрасте

Конспект по НОД № 5 Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

Цель: Создание условий для знакомства с русской народной сказкой.

Задачи:

Обучающие.

 совершенствовать общую и мелкую моторику;

Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

МатериалКнижка с яркими иллюстрациями;

Игрушки: домик, кот, петух, лиса

Ход занятия

Организационный момент

Игрушка бибабо (петушок).

Я-Петя-петушок,

Золотой гребешок.

С детками играю,

В гости приглашаю.

Ку-ка-ре-ку!

Петушок приглашает нас отправиться в страну сказок. Дети садятся полукругом на стульчики.

Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой Кот, Петух и Лиса. Слушаем внимательно.

(Рассказ воспитателя)

Кот, петух и лиса

Русская народная сказка

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочет на жёрдочку, песни поёт и кота ждёт.

Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул в окошко, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

—        Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

—        Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и
косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

  • Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
  • Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи уменя.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. На третий день собирается кот на охоту и говорит:

—        Я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не
выглядывай в окошко.

Ушёл кот на охоту, а Петя-петушок всё в избушке прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поёт. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

—        Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был,
всё пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать друга, наверное, его лиса утащила.

Пошёл кот на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку -гусли. Настоящий музыкант стал.

Идёт по лесу, увидел избушку, а там лиса печку топит. Вот котя-коток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Трень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти, а послать некого. Вот и говорит она петушку:

—        Ступай, Петя, погляди, кто меня зовёт, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на окошко, а кот схватил его да побежал домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Понравилась вам русская народная сказка?

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка: Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки.Ко-ко-ко не ходите далеко, лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, земляного червяка,

Выпили водицы, полные  корытцы.

Консультация:

«Развитие детей раннего возраста в
различных видах деятельности

 по ФГОС ДО»

 «Нет такой стороны
воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности,
которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой
труд в высшей
степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е. И. Тихеева.

Консультация: «Развитие детей
раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными
видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего
возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая
деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в
формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные
шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы
(крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные
игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения:
кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка
(особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и
поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким
образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать
активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение
использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.).
 Знакомство
со свойствами предметов происходит в практической исследовательской
деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает
внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и
объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также
предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте
напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и
водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими
предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из
окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе
экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными
дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах
деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте
и основная форма воспитания. Формы и содержание общения
меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе
понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь
взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются
вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и
коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации,
наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего
возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог
целенаправленно организует игровую деятельность.
Для совместных игр
рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а
также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога: способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений
со сверстниками; обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в
процессе игры; развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со
сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.).
 Простейшие навыки самостоятельности, опрятности,
аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным
условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в
какую-либо деятельность
 по приобретению навыков самообслуживания.
Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями,
поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога: формировать элементарные навыки самообслуживания; формировать
навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
формировать предметные действия; развивать самостоятельность в бытовом
поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок.
Желательно
организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие
эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего
возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание,
слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога: формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию
песенки, потешки, сказки и рассказы; развивать способность эмоционально
откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и
упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития
самостоятельной двигательной активности
 детей. Для этого необходимо
обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др.,
а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:  развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
 содействовать развитию основных движений; создавать условия, побуждающие детей
к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми
раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно
сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у
малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Автор: Соболева Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель

Учебное заведение: ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Льдинка»
Населённый пункт: город Дудинка Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: » Организация познавательной деятельности в раннем возрасте»

Раздел: дошкольное образование

Консультация « Познавательное развитие через

разные виды деятельности»

( ранний возраст)

Подготовила воспитатель:

Соболева А.А

Февраль 2019г

Маленький ребёнок по сути своей неутолимый исследователь: он хочет всё

знать, ему всё интересно, ему хочется испытывать всё самому здесь и сейчас.

От того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими

знаниями, умственными способностями он будет обладать в дальнейшем.

Педагогу важно создать в группе такую развивающую среду ,в которой

ребёнок будет интересоваться окружающими предметами, активно

действовать с ними и с игрушками, проявлять настойчивость в достижении

результата. Все предметы окружающие деток, должны быть яркими,

простыми и понятными. Обязательно наличие подчёркнутого

признака( форма, цвет, материал, величина). Дети особенно охотно играют с

игрушками, напоминающими предметы взрослых.

В раннем возрасте дети проявляют любопытство-первая стадия

познавательного развития. Для этой стадии характерно избирательное

отношение ребёнка к любому предмету, обусловленное чисто внешними,

часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На

этой стадии малыш довольствуется лишь первичной ориентировкой,

связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера

проявления любопытства можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок

сосредотачивается на ярком объекте, не уделяя при этом особого внимания

его сущности.

Познавательное развитие невозможно без формирования познавательной

сферы личности ( психические процессы) ребёнка, которая включает: 1.

Ощущение 2. Восприятие 3. Внимание4. Память 5. Мышление 6.

Воображение. Педагогу необходимо с раннего возраста проводить работу с

детьми по развитию данных процессов.

Ощущения- это первая форма познания окружающей действительности. С

ощущений начинается развитие человека. Всего пять основных видов

ощущений: 1. Вкус 2.Тактильное 3. Обонятельное 4. Зрительное 5. Слуховое.

Экспериментальная деятельность . Из практики могу дать рекомендации

по развитию у малышей основных ощущений: создание картотеки игр-

экспериментов и использование их при работе с детьми.( презентация

картотеки).

Восприятие в раннем возрасте — это освоение сенсорных эталонов цвета,

формы и величины. Восприятие носит непроизвольный характер, ребёнок

может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки.

Внимание- сложный познавательный процесс. Если нет внимания, то нет

развития. Свойства внимания: 1. Концентрация 2. Устойчивость3.

Переключение4. Распределение .

Концентрация в раннем возрасте непроизвольное. Если понравился вид

деятельности, то ребёнок увлекается.

Устойчивость-длительность сохранения внимания на одном и том же объекте

и одной и той же задачи. Непроизвольность внимания основано на интересе-

ранний возраст пять минут.

Переключение внимания- переход от одного вида деятельности к другому

(появление нового предмета или игрушки)

Распределение внимания в раннем возрасте не формируются.

Память в раннем возрасте непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой

цели что-то запомнить. В его памяти запечатлеваются интересные,

эмоциональные, красочные события и образы.

Мышление- это высший интеллектуальный процесс. Оно даёт возможность

познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно

восприняты органами чувств.

В раннем возрасте преобладает наглядно- действенное мышление-

познание с помощью манипулирования предметами-игрушками.), а также

задатки наглядно-образного мышления( через рассматривание картинок)..

Ребёнок думает с помощью рук (предметно-манипулятивная деятельность).

Познавательное развитие ребёнка через разные виды деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО основными видами деятельности для детей

раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами;

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями;

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, картинок;

— двигательная активность.

Выделим познавательные аспекты в данных видах деятельности.

1. Предметно- игровая деятельность с составными ( пирамидки, матрёшки,

кубики, конструкторы и др) и динамическими( юла, заводные ,

интерактивные) игрушками является основной в формировании

познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления детей. В предметно- игровой деятельности очень важен

результат действия ребёнка( особенно с составными игрушками).

Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счёт понятных

им собственных результативных действий.

Т.О происходит усвоение способов действий.

Педагогу важно дать ребёнку возможность сначала поиграть, обследовать

предмет-игрушку- взять в руки, постучать ( совершать действия), а потом

ставить учебную задачу.

Дидактические игры « Нанизывание бус», « Подбери цвет».

2.Экспериментальная деятельность. В экспериментировании с

различными материалами(песком, водой, тесто) через практическую

исследовательскую деятельность методом проб происходит знакомство со

свойствами предметов. В процессе экспериментирования педагог привлекает

внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам

предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы

действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного

исследования.. Напоминаем правила безопасного поведения в действиях с

песком, водой., о правилах игры с мелкими предметами.

3.Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество

необходимой информации: название предметов, действий, свойств,

отношение взрослых ко всему окружающему.

4.Самообслуживание и действия с предметами-орудиями обогащают

сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного

мышления. развивает мелкую моторику.

5.Через восприятие смысла музыки, стихов, сказок, песенок, потешек не

только развивается речь ребёнка, но и обогащаются представления детей о

окружающем мире, формируются задатки наглядно-образного мышления.

Чтение , рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картин,

картинок и игрушек.

6.Двигательная активность тоже влияет на познавательное развитие детей.

Малыши получают информацию о собственном теле, его возможностях, в

подвижных играх учатся понимать- зайчики прыгают, лисички-бегают,

медведь переваливается со стороны в сторону.

7.Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так

как детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры

со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность.

Игра позволяет малышу познать происходящее вокруг. В раннем возрасте

преобладают дидактические игры, театрализованные игры, игровые ситуации

в конце периода сюжетно-ролевые игры.

Игровые ситуации — цикл « Кукла маша обедает», « Кукла Маша собирается

на прогулку», « Кукла Маша встречает гостей» и т.д- могут применятся в

ООД и в течении дня. Дети знакомятся с игровыми действиями, предметами-

игрушками и действиям с ними, развивается наглядно-действенное

мышление( психические процессы), формируются сенсорные эталоны,

обогащается словарь у детей. Согласно тематической неделе обогащаются

знания детей- « Посуда»- игровая ситуация « Кукла маша обедает» и т.д.

Также с помощью игровых ситуаций дети осваивают жизненные ситуации,

формируются задатки к сюжетно-ролевой игре.

Театрализованная игра. Дети играют с персонажами- куклами,

фигурками( пальчиковый, Би-ба-бо, шагающий, настольный). Воспитатель

инсценирует сказки, потешки. Обыгрывание ситуаций. Формируются

познавательные сферы( внимание, память).

Через восприятие музыки дети знакомятся с музыкальными инструментами,

с помощью музыкально- дидактических игр у детей развивается слуховое,

зрительное восприятие , а также внимание(« Что звучит», « Где звучит»).

При организации образовательной деятельности с детьми педагог

интегрирует разные виды деятельности детей, это способствует не только

поддержанию интереса детей, но и реализации содержания познавательного

развития ребёнка.

Вывод: с целью познавательного и речевого развития ( взаимосвязь)

ребёнка педагогу важно организовывать работу по формированию

психических процессов малыша во всех видах деятельности детей раннего

возраста. В образовательной деятельности воспитатель интегрирует

образовательные области, обеспечивая постепенный , последовательный

переход от одного вида деятельности к другому.

«Развитие связной речи детей  группы раннего возраста

через различные формы и виды детской  деятельности».

                                                                     
Подготовила: воспитатель

 Гладкова Анастасия Сергеевна

Овладение речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Ее успешное решение  зависит от многих условий:

·        
речевой среды,

·        
социального окружения,

·        
семейного благополучия,

·        
индивидуальных особенностей личности,

·        
познавательной активности ребенка и т. д. 

          В
дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Диалогическая
речь – это первичная естественная форма языкового общения, состоит из обмена
высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения,
возражения, реплики.

        
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого
развития детей дошкольного возраста. Оно вбирает в себя освоение звуковой
культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной
связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Особенности развития связной речи у детей

второй группы раннего возраста

В
раннем возрасте
связная речь носит ситуативный,
диалогический характер (когда ребенок испытывает необходимость удовлетворить
свои  потребности, или задает вопросы любопытства, при знакомстве с новыми
предметами).
Ситуативная  речь проявляется  в конкретной
ситуации, в которой находится ребенок и к которой относится его речь.

В
общении с детьми мы  поддерживаем первые попытки ребенка в речи, для того чтобы
ребенок был успешен как участник коммуникации в самом процессе диалога и
заодно  предлагаем ему  модели для более продвинутых форм речи.

Пример:
Ребенок: «Ляля топ-топ». Мы поясняем: «Ляля идет, топ-топ» (вводим
глагол, расширяем лексико-грамматический строй). Ребенок: «Папа гулять». Мы
поясняем: «Папа гуляет, папа пошел гулять» (изменение грамматической формы,
предложение вариантов высказывания на выбор)

    Общаясь со взрослым
в данном возрасте, ребенок чаще использует виды диалога: зов, просьба,
жалоба, приказ, запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном
наклонении.

 2,5 года жизни –
слова имеют смысл предложения из 2, 3, слов. Появляются грамматически
оформленные предложения. 
Может
изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам», начинает понимать простые
вопросы и отвечает на них, сам задает вопросы типа «что это?»«зачем?»«куда?».

      3 года 
— Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура
предложений.  
От простой двухсловной фразы ребенок
переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм
существительных, единственного и множественного числа, увеличивается число
прилагательных.

Для развития связной
речи, мы реализуем следующие задачи:

— Помогаем  детям отвечать на простейшие
вопросы
(«Что?», «Кто?, «Что делает?») и более сложные вопросы («Во
что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где», «Когда», «Куда?»

— Поощряем попытки детей старше 2,5
лет по собственной  инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об
изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного
опыта.

— Во время игр-инсценировок учим
детей повторять несложные фразы. Помогаем детям старше 2,6 лет драматизировать
отрывки из хорошо знакомых сказок.

— Учим слушать небольшие рассказы без
наглядного сопровождения.

Связная
речь в различных видах  деятельности:

Общение со взрослыми и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого.

Беседу
со взрослым дети  начинают с удовольствием, особенно когда общаются именно с
ним.  Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2
человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит,
это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками.

Отсутствуют
параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный
вопрос-ответ и на одну тему.

          Учим общаться
через игру:
В начале проводим игры только с одним или двумя детьми
(игры в парах)  при непосредственном участии взрослого с целью привлечение
внимания к сверстнику, развития понимания речи взрослого.

Пример: Бубен”

Поиграй, (имя ребенка), в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй, поиграй,

Бубен (имя ребенка) передай!

Прием:  Вопросы — ответы.

Данный прием
используем, прежде всего, для активизации речи детей.  Развиваем у детей умение
вслуши­ваться в содержание обращенной речи, т. е. развиваем внимание к речи
взрослого,  учим правильно отвечать на вопросы.

Поэтому, используя
обращение в форме вопроса ко всем детям, сначала с тут же конкретизируем его,
назвав имя конкретного ребенка:

Пример: «Все дети взяли
карандаши… Что взяли дети? Саша, что ты взял?» — «Карандаш». — «Стасик, что
ты взял?» — «Карандаш». — «Что взяла ты, Маша?» — «Карандаш»

Общение
со сверстниками.

В общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью
(более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой).

        Взрослый
воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей. Сверстник
воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых
умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще, чем на взрослом
употреблять контекстную речь.
Мы в этих случаях, не мешаем им общаться, а наблюдаем за их
успехами.

Предметная деятельность и
игры с составными игрушками и

 динамическими игрушками.

При выполнении
действий с предметом, игрушками, в пер­вом случае ребенок усваивает главным образом
слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова,
обо­значающие движения, состояния предмета, признаки действий.

Пример: «Принеси игрушку»

Оборудование: 4-5 игрушек
(машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

Ход: На столе или ковре
расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку.
Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает,
что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет
или использует слова-заместители: «би-би». Игра повторяется.

Пример: Игры «Спрячь мячик»

 Цель: Формировать у детей навыки
понимания предложных конструкций.

Оборудование: Мяч.

Ход: Воспитатель
предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на
стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает
малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

Пример: Игра  «Волшебный
кубик». Цель: называть предмет, чётко произносить звуки. Ход: Ребёнок бросает
кубик и вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись».
Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например,
самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у).

         Выполняя ряд действий с игрушкой,
дети переносят усвоенные навыки и в самостоятельные игры. В наблюдениях за
игрой мы увидели, как дети, выполняя действия с игрушкой, ведут «разговор» с
нею, тем самым проявляют речевую активность, «пробуют свои силы» в рече­вом общении
с неодушевленным предметом.

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
рассматривание картинок

Игры и
занятия, направленные на развитие речи:

•  игры-потешки, хороводы, игры с
сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.;

• чтение и рассказывание сказок,
стихов, историй; пересказывание их детьми;

• рассматривание и обсуждение
иллюстраций к произведениям;

• игры-занятия с предметными и
сюжетными картинками;

Игры-потешки,
хороводные игры  включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ»,
«да-да» и т. п.) и действий. «Ручками мы хлопнем-да,да,да,да…»Они полезны
тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные
действия и движения. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи
взрослого.  «Паучок, паучок, тоненькие ножки; паучок, паучок красные сапожки;
мы тебя кормили, мы тебя поили; на ноги поставили, танцевать заставили…»

В звукоподражательных
играх развиваем фонематический слух, интонационную сторона речи, отрабатываем
четкость произношения.

Пример: Игра
«Птичий
двор»

– подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в
отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!»,
«Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!»,
«Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!»,
«Гу-гу-гу!»,…

     Игры с сюжетными игрушками,
игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению
словарного запаса,  интонационного и грамматического строя речи.

Пример: Сюжетная  игра «Купание куклы»

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

-Кукла Катя испачкалась.
Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Ответы…

Когда мытьё куклы закончено,
воспитатель предлагает  (ребенку) вытереть её полотенцем.

-Кукла стала чистой.

     Для развития речи проводим совместное чтение
книг.  Во время чтения показываем детям иллюстрации, задаем вопросы, в случае
затруднения сами называем предметы, персонажей, их действия, стимулируем детей  к
повторению речевых образцов.

          Особое место в работе по развитию
речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками
(карточками). Например: «Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и
цыплят».

     Рассматривая картинки, даем
возможность рассмотреть ее, дети узнают персонажей, изображенных на картинке,
охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.   Знакомя с картиной, мы
используем сначала предваряющий рассказ, беседу по картинке и завершаем
завершающим рассказом. Предваряющий должен отличаться от завершающего рассказа.

       Пример: Картина «Таня и
голуби»  (из серии «Наша Таня» О. Соловьевой.

         Предваряющий рассказ: «Это
Таня. Она гуляет. На улице прохладно, поэтому Таня тепло одета. Девочка кормит
голубей. Рядом стоит ведерко. В ведерке – листья и цветы»

        Завершающий рассказ: «Наступила
осень. Стало холоднее. Таня надела рейтузы, куртку, ботинки, теплую кофту и
вышла на улицу. Она собрала букет из листьев и цветов. Таня поставила букет в
свое ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки.  Таня принесла их
голубям. «Гули, гули, гули», — позвала Танюша и стала кормить прилетевших к ней
птиц.

     Воспитатель дважды повторяет рассказ,
побуждая детей договаривать слова и фразы.

         Картину мы не убираем, предлагаем
в течение последующих месяцев детям для рассматривания вне занятий.

         Для развития умения слушать,
понимать и пересказывать содержание текста (начиная с 2,5 лет) используем  рассказы
без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки
наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления,
побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова,
обозначающие свойства объектов и их действия.

Самообслуживание
и действия с бытовыми предметами – орудиями.

Речью 
сопровождаются все повседневные дела в группе: подготовка к завтраку, накрывание
на стол, одевание и пр. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети
узнают новые слова, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого.
Совершая ежедневные процедуры, воспитатель  комментирует свои действия,
используя в речи подходящие присказки, стихи, песенки.

В раннем
возрасте развивается еще одна важнейшая функция речи
— регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим
поведением с помощью слова, планировать свои действия. (Желание играть, но
звучит колокольчик, ребенок понимает…). Выполняя инструкции и поручения
взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение
сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.

 Двигательная деятельность.

         В  двигательной  деятельности используем 
упражнения, где речь взаимосвязана с движениями:

в утренней гимнастике и  физкультурных занятиях; «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…»;

— в подвижных
играх с речевым сопровождением.

         Дети раннего возраста очень
любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень
активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое
сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в
развитии речи. Например: «У медведя во
бору», «На лесной лужайке прискакали зайки, …».

Систематически используем   игры и упражнения на развитие
мелкой моторики рук, которые способствует активации речевых центров.  Упражнения
пальчиковой гимнастики поставлены таким образом, чтобы в них сочетались такие
виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также движения
каждого пальца. Например: «Этот пальчик — дедущка…»

Ээкспериментирование  
с материалами и веществами.

Экспериментируя,
играя  с природным материалом, ребенок познает объект в результате практической
деятельности с ним.

Игры-занятия
по экспериментированию с различными материалами (водой, песком,  солёным
тестом, природным материалами) сопровождаются  художественно-литературным
материалом (стихами, потешками, , загадками, сказками). 

 Пример: «Чего не стало» помогаем детям научиться пользоваться одним из самых
доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

В экспериментальной деятельности мы также
развиваем речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и
восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждать детей к
передаче чувств и мыслей в речи.
Дает возможность ребенку
самому найти ответы на вопросы как и почему. Пример: Игра «Мельница». Вода
льется — мельница крутится.

          
Изучая формирование связной речи в онтогенезе,
Г. Р. Шашкина пришла к выводу о том, что у детей, развивающихся в норме, этот
процесс происходит постепенно и, что особенно важно, – происходит вместе с
развитием мышления, общения и разных видов деятельности – игровой,
познавательной, исследовательской и т. д

Скачано с www.znanio.ru

Особенности организации образовательного
процесса в группах раннего возраста
с учётом ФГОС ДО

Автор: Изотова Ирина Анатольевна

Организация: МДОУ «Детский сад №81 для детей раннего возраста»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Организованная образовательная деятельность.

Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». П.1.4 1)

Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». П. 1.2 4)

Т.е. ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.

— дидактические игры;

— сюжетно – отобразительные игры;

— подвижные игры;

— словесные игры:

— пальчиковые игры;

— музыкальные игры;

— конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Список литературы:

  1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2009
  3. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. — СПб., 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс). http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
     

Приложения:

  1. file0.docx.. 28,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,3 МБ

Опубликовано: 11.11.2018

Обновлено: 08.01.2023

Цель: Создание условий для знакомства с русской народной сказкой.

Задачи:

совершенствовать общую и мелкую моторику;

Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Материал:Книжка с яркими иллюстрациями;

Игрушки: домик, кот, петух, лиса

Вложение Размер
skazka.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по НОД № 5 Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

Цель: Создание условий для знакомства с русской народной сказкой.

совершенствовать общую и мелкую моторику;

Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Материал Книжка с яркими иллюстрациями;

Игрушки: домик, кот, петух, лиса

Игрушка бибабо (петушок).

С детками играю,

В гости приглашаю.

Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой Кот, Петух и Лиса. Слушаем внимательно.

Кот, петух и лиса

Русская народная сказка

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочет на жёрдочку, песни поёт и кота ждёт.

Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул в окошко, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и
косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

  • Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
  • Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи уменя.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. На третий день собирается кот на охоту и говорит:

— Я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не
выглядывай в окошко.

Ушёл кот на охоту, а Петя-петушок всё в избушке прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поёт. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

— Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был,
всё пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать друга, наверное, его лиса утащила.

Пошёл кот на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку -гусли. Настоящий музыкант стал.

Идёт по лесу, увидел избушку, а там лиса печку топит. Вот котя-коток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Трень, брень, гусельки,

Самой лисе нельзя от печи уйти, а послать некого. Вот и говорит она петушку:

— Ступай, Петя, погляди, кто меня зовёт, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на окошко, а кот схватил его да побежал домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Понравилась вам русская народная сказка?

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка : Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки.Ко-ко-ко не ходите далеко, лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, земляного червяка,

Выпили водицы, полные корытцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель: формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию Рассматривание картинки «Самолет»

Образовательная область: речевое развитие.Возрастная группа: средняя.Тема: Рассматривание картинки «Самолёт»Цель: развивать внимание, наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую ре.

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке «Рукавичка») в первой младшей группе.

Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация.

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок) в младшей группе «Что делают люди осенью?»

Тема: «Что делают люди осенью?»Цель: Создать условия для ознакомления детей с понятиями «уборка», «сбор урожая», «спецодежда», «теплая одежда&raqu.

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».) в младшей группе

Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».Цель: создать условия для приобщения детей к рассматриванию рисунков в книгах.Задачи:1. Ор.

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Привяжу я козлика…».) в младшей группе

Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «привяжу я козлика…».Цель: создать условия для чтения знакомой потешки, побуждать к проговариванию за взрослым слов и фраз.Задачи:1. Орган.

Перспективный комплексно-тематический план в I младшей группе «Кроха» на 2019 – 2020 уч. год Образовательная область «Речевое развитие» Восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок

Перспективный комплексно — тематический план по восприятию сказок, стихов в 1 младшей группе детского сада.

Читайте также:

      

  • Кроме песен и стихов больше ничего не мог он
  •   

  • Павел кашин на стихи пушкина
  •   

  • Роза и чертополох стихи
  •   

  • Квн камызяки стих про валю
  •   

  • Спасибо партии за это стих

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Людмила Петровна Линько МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты воспитатель

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые появился термин, который ранее не использовался в дошкольной педагогике. В пункте 2.11. 2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики и что нового они внесут в дошкольное образование.

Скачать презентацию

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует. Наталья Михайловна Крылова определяет «культурные практики» как «обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его жизни и события с другими людьми».

Культурные практики связаны с активной и самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности,

основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор) и Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент), разработчики

комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет, отмечают, что «культурные практики» человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе

самостоятельной деятельности.

Для расширения этих практик для ребенка значимы следующие виды и формы активности: свободное манипулирование различными предметами и материалами,

наблюдение и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, игровая и художественная деятельность. Все эти виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются в разных вариантах.

Практика ребенка становится культурной, когда открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается

постепенно. В основе культурных практик лежат культурные умения. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих

индивидуальных желаний, интересов, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно

уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать свой выбор, проявить свои интересы и выразить свои желания.

С осени 2019 года МБДОУ «Детский сад № 26» является инновационной площадкой в составе сетевой инновационной площадки ФГБНУ ИИДСВ РАО «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих основную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет».

Современная образовательная программа «Теремок» предлагает научно обоснованный вариант проектирования образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития детей от 2-х месяцев до 3-х лет в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со

взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Согласно ФГОС дошкольного образования выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2. 7.):

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
  • Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка совок, лопатка и пр.)
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
  • Двигательная активность.

В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:

  • исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
  • коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
  • социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).

В соответствии с основными видами деятельности (активности) для детей от 2-3 лет программой «Теремок» предлагаются различные «культурные практики»,

которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности.

Исследовательские культурные практики Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, сдобным и соленым тестом, игры с дидактическими, динамичными и образными игрушками (пирамидки, матрешки, игрушки-каталки, пазлы, домино, сортеры, мозаика, юла, неваляшки и другое), музыкально-шумовыми игрушками.

Коммуникативные культурные практики

Примером коммуникативных культурных практик является инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – «пальчиковые

игры». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры:

«Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира:

предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Социально-ориентированные культурные практики Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями:

  • игры с баночками и крышечками разных размеров. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям, можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).
  • игры с крупами и сыпучим материалом: «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз», «Пересыпь крупу», «Выложи узор из красной фасоли».

Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и другое.

Игры с пирамидками. Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И

дети не теряют к ним интереса.

Игры — нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры – нанизывание помогут

скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре

формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки ( «Забавные шнурки») — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию

речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений

вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что

соответствует его реализации замыслов/запросов.

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве

ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и

взрослых. Процесс овладения культурными практиками детьми раннего детства – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии

со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

Культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия со взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных

действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изученияисследования). К концу периода раннего детства, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с

игрушками.

Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры образования на этапе завершения раннего возраста:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет

пользоваться ими;

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих

предметов и игрушек;

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Детство — это не просто уникальная субкультура. Это — «ростки нового культурного уклада жизни», которые могут прорасти только в пространствах

автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию,

становясь ее авторами.

< Предыдущая   Следующая >

  • Воспринимать всерьез как пишется
  • Воспринимать в штыки как пишется
  • Воспринимаешь как правильно пишется
  • Восприимчивость как пишется и почему
  • Воспрепятствовать как правильно пишется