Восстановите отрывки из сказок корнея ивановича чуковского работайте так прочитай свой отрывок

Содержание

  1. Русский родной язык 2 класс учебник Александрова стр 58
  2. Значение слова «коромысло»
  3. коромы́сло
  4. Значение словосочетания «согнуться как коромысло»
  5. Значение слова «согнуться&raquo
  6. Значение слова «коромысло&raquo
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Ассоциации к слову «сгибаться&raquo
  9. Ассоциации к слову «коромысло&raquo
  10. Синонимы к слову «согнуться&raquo
  11. Синонимы к слову «коромысло&raquo
  12. Предложения со словом «согнуться&raquo
  13. Предложения со словом «коромысло&raquo
  14. Сочетаемость слова «согнуться&raquo
  15. Сочетаемость слова «коромысло&raquo
  16. Афоризмы русских писателей со словом «согнуться&raquo
  17. Отправить комментарий
  18. Дополнительно
  19. Значение слова «согнуться&raquo
  20. Значение слова «коромысло&raquo
  21. Предложения со словом «согнуться&raquo
  22. Предложения со словом «коромысло&raquo
  23. Значение и происхождение выражения «Дым коромыслом»
  24. Происхождение фразеологизма «Дым коромыслом»
  25. Значение фразеологизма «Дым коромыслом»
  26. Фразеологизмы. Дым коромыслом.
  27. Дым коромыслом.
  28. Дым коромыслом.
  29. Из истории фразеологизма «дым коромыслом».

Русский родной язык 2 класс учебник Александрова стр 58

👉 Ответы к странице 58. Русский родной язык 2 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Как ты понимаешь выражение изогнутая коромыслом?

Изогнутая коромыслом значит выгнутая дугой.

Восстановите отрывки из сказок Корнея Ивановича Чуковского. Работайте так.

Прочитай свой отрывок и по картинкам догадайся, какие слова пропущены. Вставь эти слова в нужной форме.

Найди четыре строчки, попавшие в этот отрывок из другой сказки.

Прочитайте получившиеся тексты друг другу и оцените, верно ли прочитан текст, правильно ли вставлены слова, найден ли лишний отрывок.

  • Скачет сито по полям,
  • А корыто по лугам.
  • За веслом метла
  • Вдоль по улице пошла.
  • А лисички
  • Взяли спички,
  • К морю синему пошли,
  • Море синее зажгли. (из другого стихотворения)
  • Топоры-то, топоры
  • Так и сыплются с горы…
  • Но, как чёрная железная нога,
  • Побежала, поскакала кочерга.
  • Долго, долго крокодил
  • Море синее тушил
  • Пирогами, и блинами,
  • И сушёными грибами.
  • Прибегали два курчонка,
  • Поливали из бочонка.
  • Приплывали два ерша,
  • Поливали из ковша.
  • Прибегали лягушата,
  • Поливали из ушата.
  • Давайте же мыться, плескаться,
  • Купаться, нырять, кувыркаться
  • В ушате, в корыте, в лохани,
  • В реке, в ручейке, в океане,
  • И в ванне, и в бане,
  • Всегда и везде –
  • Вечная слава воде! (из другого стихотворения)

Источник

Значение слова «коромысло»

1. Деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах. Закутанные в шерстяные платки женщины несли на коромыслах обледенелые ведра с водой. Закруткин, Плавучая станица.

2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах.

4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где — роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

КОРОМЫ’СЛО, а, ср. 1. Род деревянной дуги с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. 2. Равноплечий рычаг, к концам к-рого приделаны чашки весов. 3. В различных механизмах — название рычагов и шатунов (тех.). 4. Большой шест у колодцев, укрепляемый на неподвижной оси, к к-рому подвешивают опускаемое в колодец ведро; то же, что журавль (обл.). 5. Насекомое из отряда стрекоз (зоол.). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

коромы́сло

1. приспособление в виде опираемого на плечи изогнутого деревянного шеста для ручного ношения двух вёдер или других грузов

Источник

Значение словосочетания «согнуться как коромысло»

Значение слова «согнуться&raquo

СОГНУ́ТЬСЯ , —гну́сь, —гнёшься; сов. (несов. сгибаться). 1. (несов. также гнуться). Принять форму дуги или сложиться под углом. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «коромысло&raquo

КОРОМЫ́СЛО , -а, род. мн.сел, дат.слам, ср. 1. Деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова милиционный (прилагательное):

Ассоциации к слову «сгибаться&raquo

Ассоциации к слову «коромысло&raquo

Синонимы к слову «согнуться&raquo

Синонимы к слову «коромысло&raquo

Предложения со словом «согнуться&raquo

  • Она всадила кулак ему в солнечное сплетение, и парень согнулся пополам.

Предложения со словом «коромысло&raquo

  • Там стоял дым коромыслом, было полно народу, официанты бегали туда-сюда.

Сочетаемость слова «согнуться&raquo

Сочетаемость слова «коромысло&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «согнуться&raquo

  • Коли человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую размочить в воде, возьми, согни — она и согнется.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «согнуться&raquo

СОГНУ́ТЬСЯ , —гну́сь, —гнёшься; сов. (несов. сгибаться). 1. (несов. также гнуться). Принять форму дуги или сложиться под углом.

Значение слова «коромысло&raquo

КОРОМЫ́СЛО , -а, род. мн.сел, дат.слам, ср. 1. Деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах.

Предложения со словом «согнуться&raquo

Она всадила кулак ему в солнечное сплетение, и парень согнулся пополам.

Слегка согнувшись под тяжестью стеклотары, выходит он на лестничную площадку за порогом своей квартиры и остолбенело останавливается.

Сначала пришлось согнуться в три погибели, потом опуститься на колени, а после этого встать на четвереньки.

Предложения со словом «коромысло&raquo

Там стоял дым коромыслом, было полно народу, официанты бегали туда-сюда.

Штанга через регулировочный винт 14 воздействует на короткое плечо коромысла 11, которое, поворачиваясь на оси 12, нажимает своим носком на стержень клапана 2.

Стан монтируется на двух подвесках и опирается на два коромысла.

Источник

Значение и происхождение выражения «Дым коромыслом»

Когда мы слышим выражение «дым коромыслом» или используем его в обычном разговоре, мы не замечаем и даже не задумываемся, что между словами «дым» и «коромысло», составляющие это выражение, в принципе нет ничего общего. А для людей, первый раз услышавших это выражение и не знающих, что оно означает, вообще непонятно, как можно связать эти очень разные слова в одно выражение. И действительно, что может быть общего между дымом и изогнутой деревянной палкой с приспособлением на концах для переноски вёдер с водой. Кроме тушения пожара или какого-то возгорания в голову ничего не приходит.

Происхождение фразеологизма «Дым коромыслом»

Были на Руси времена, когда бедняки, крестьяне, самые неимущие слои населения жили в так называемых «курных избах», особенность которых заключалась в том, что в жилом помещении при наличии в ней печки отсутствовал дымоход и труба. И дым от печки выходил либо через входную дверь, либо окно, либо дымоволоком в сени. Такой вид отопления избы называли топкой «по-чёрному».

Можно только представить в каких условиях жили обычные простые люди, представить и посочувствовать. Ведь в холодное время года вся изба постоянно находилась в густом дыму, так что не продохнуть, но ради тепла приходилось терпеть. По этому поводу в старину в русском языке появились поговорки «курна изба да печь тепла» и «тепло любить — дым терпеть» . Но, рано или поздно терпеть было просто невозможно и избу приходилось проветривать.

Позже для этих целей в крыше дома стали делать специальное небольшое отверстие, называемое волоковым окошком, через которое дым выходил из избы. Вот люди и стали подмечать, что дым из крыши избы, а позднее, с появлением дымохода, и печной трубы, выходит по-разному.

В ясную и безветренную погоду дым выходил высоким столбом в небо. В промозглый, пасмурный день с повышенной влажностью дым как бы стелился параллельно земле. Ну а при сильных порывах ветра дым выходил, переваливаясь и извиваясь, при этом траектория была похожа на дугу, которая в свою очередь очень напоминала форму коромысла.

Отсюда и пошло выражение «дым коромыслом», которое стало означать отвратительную погоду с сильным ветром, ненастье, бурю. Наверно такая погода, когда всё летит, свистит, мечется, и ничего не разберёшь, стала ассоциироваться с людской сутолокой и суетой, где ничего не понятно и толком ни зачем не уследишь.

«Та же печка или собственно дым из ее широкого жерла или трубы дал повод к разным общеупотребительным выражениям и поговоркам. В так называемых курных избах, которые ставятся без труб, дым из устья печи валит прямо в избу и выволакивается «волоковым» окном, открытыми дверями либо дымоволоком, выведенным в сени. Говорят: «тепло любить — и дым терпеть», «и курна изба, да печь тепла». Выходит дым из труб над крышей, судя по состоянию погоды, или так называемым восходящим потоком, либо «столбом» — прямо вверх, либо «волоком» — стелется книзу, либо «коромыслом» — выбивается клубом и потом переваливается дугой. По этому гадают на ведро или ненастье, на дождь или ветер и говорят: «дым столбом, коромыслом» про всякую людскую сутолоку: многолюдную ссору со свалкой, и суетней, где ничего не разберешь, где «такой содом, что пыль столбом, дым коромыслом, — не то от таски, не то от пляски».

С. В. Максимов (1831-1901 гг.), «Крылатые слова», 1899 г.

Значение фразеологизма «Дым коромыслом»

Со временем фразеологизм «дым коромыслом» приобрёл следующее современное значение — суматоха, кавардак, шум и гам, неразбериха, свистопляска.

«Не предложил бы, отвёз в общагу — и пусть там хоть что, хоть пьянки-гулянки, хоть шум-гам до утра и дым коромыслом, но девчонка осталась бы жива».

А. Маринина, «Ангелы на льду не выживают», 2014 г.

Другое значение этого выражения это очень густой дым, сильно задымлённое помещение, когда всё находится в дыму. В таких случаях ещё говорят, мол, « хоть топор вешай ».

Это связано с тем, что когда заходишь в помещение, где всё в дыму, появляется тяга из-за открытой двери. И дым приходит в движение, извиваться точь-в-точь, как дым из трубы в сильный ветер.

«Стали замечаться и дым коромыслом в туалете от курящих девчонок, и неинтересные, неискренние разговоры в коридоре, и грубость старшей по смене, и выжженный электричеством воздух в операторской».

В. Г. Распутин (1937-2015 гг.), «Дочь Ивана, мать Ивана», 2003 г.

Применение выражения «Дым коромыслом» в литературе

1)«Все едут, спешат, скачут, летят, на конях и верблюдах, на оленях и страусах, на орлах и лебедях, пыль столбом, дым коромыслом».

Н. П. Вагнер (1829-1907 гг.), «Сказка», 1872 г.

2)«Пьянка, крики, женщины, песни, танцы, дым коромыслом».

Л. М. Млечин, «КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы», 2011 г.

3)«В ближайших к заводу трактирах и портерных стоял дым коромыслом; все столы были заняты».

Н. Н. Златовратский (1845-1911 гг.), «Мечтатели», 1911 г.

4)«-Так Филька-то у мещанина-то дым коромыслом пустил, с дочерью спит, хозяина за бороду кажинный день после обеда таскает — все в свое удовольствие делает».

Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.), «Записки из мертвого дома», 1860-1861 гг.

5)«Должность секретаря исправляет субъект, глухой на левое ухо и влюбленный; просители обалделые, всё куда-то спешат и торопятся, сердятся, грозят, — такой кавардак со стихиями, что хоть караул кричи. Путаница и дым коромыслом».

А. П. Чехов(1860-1904 гг.), «Трагик поневоле», 1889 г.

Источник

Фразеологизмы. Дым коромыслом.

Дым коромыслом.

Стоит дым коромыслом. Часто можно услышать такое выражение.

Что же оно обозначает и каково его происхождение?

Дым коромыслом.

Стоит дым коромыслом – это значит, что происходит ссора, причём в ней участвует несколько человек, возможно, даже большая группа людей. Крик, суета, не разберёшь, кто прав, кто виноват.

Дым коромыслом – это и суета, вызванная каким-то событием, например, переездом, поездкой, сборами.

Как же появилось в речи народа выражение «дым коромыслом»?

Из истории фразеологизма «дым коромыслом».

На Руси долгое время бани топили по-чёрному. Что это такое? Трубы не было, дым выходил в дверь или в небольшое окно.

Так вот, именно по тому, какой дым шёл из двери, люди судили о будущей погоде.

Если дым валит прямо, столбом, то будет хорошая, спокойная погода, ясная.

Если дым стелется по низу, «волоком», то будет сыро, дождливо, ненастно.

Если же дым клубится, валит дугой, то жди ненастья, сильного ветра или даже бурю.

Поэтому, говоря «дым стоит коромыслом», то имели в виду «бурю», но уже вызванную ссорой людей.

Кстати, выражение «дым столбом» тоже означает шум, ссору, хотя, по приметам, в этом случае должно быть ясно.

Вот и пойми, почему в народе так говорят.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, —
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

План-конспект
открытого урока внеклассного чтения

Тема: 
«Сказки К.И.Чуковского»

Цель:
Изучить сказки К.И. Чуковского

Задачи:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить
читательский интерес.

              2. Раскрыть
удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

              3.
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

              4.
Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество добра над злом.

Оборудование:
Выставка книг, презентация, детские рисунки, карточки с заданиями, иллюстрации
сказок.

Ход
урока

1.
Организационно-мотивационный момент.


Здравствуйте, ребята.

Громко прозвенел звонок.

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнёмся друг другу —  и нашим гостям.

Чудесных открытий желаю я вам.

Сейчас,
ребята, у нас с вами урок внеклассного чтения. А вы любите уроки внеклассного
чтения? А за что вы их любите? (На этих уроках можно узнать много нового,
интересного, познакомиться с жизнью и творчеством писателя, прочитать
интересные книги, рассказы).

А
чего вы ждете от сегодняшнего урока внеклассного чтения? Начните свой ответ со
слов: сегодня мне хотелось бы…. . Ребята, а вот чтобы у нас с вами все
получилось на уроке, что нам необходимо? (верить в себя, не волноваться, быть
внимательными, стараться, работать сообща, в команде.) Это и будет девизом
нашего урока.

Учись,
твори, активным будь.

И
к знаниям найдешь ты путь!

Ребята мы настроили себя на успех и пусть у нас все
получится.
Каждый урок внеклассного чтения – это
новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (Новый писатель,
книга, герой, рассказ, сказка). Сегодняшний урок не исключение, нас ждет
встреча, а вот с кем, сейчас вы все узнаете сами.

2.
Сообщение темы урока. Постановка задач урока.

Сегодня я хочу
предложить вам совершить путешествие в сказку.

Мои дорогие
девчонки, мальчишки!

Пока не берите
тетрадки и книжки.

глаза поднимите на
чудо указку,

я вас приглашаю в
волшебную сказку.

Кто автор ее — вы
ответите хором:

Лишь выставку книг
вы окинете взором,

Вы по обложке
названия прочтите,

И мнение свое от
других не таите,

На выставке
представлены книги:

вот «Путаница»,
«Тараканище», «Айболит»

рядом стоит
«Муха-Цокотуха», «Краденое солнце»,

 «Крокодил» и
«Бармалей».

а кто ж написал
все?

 Ответьте скорей?

 Ну, конечно же,
это Чуковский Корней.

Сегодня нас ждет встреча с К. И. Чуковским и его
сказками.

Поэтому
тема нашего урока звучит так, давайте ее вместе прочитаем. Тема: «Сказки
Корнея Ивановича Чуковского»

Какие задачи мы
поставим перед собою на уроке.

Что мы узнаем на
роке?

Чему научимся?

Что вспомним?

Говорят дети,
затем я открываю на доске задачи.

1. Познакомиться с
жизнью и творчеством писателя.

2. Раскрыть
удивительный мир сказок Чуковского.

3. Развивать речь,
воображение, память.

4. Чтение и
выполнение заданий к тексту.

5. Воспитывать
веру в добро, дружбу и любовь.

3. Беседа о
творчестве. Знакомство с биографией.

Знакомство
с биографией (выступление учителя).

1.Недалеко
от Москвы в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном
доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все
дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Этот человек заслужил у ребят
почетное звание «дедушка». Звали этого человека Корней Иванович
Чуковский.

2.
Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге.

Корней Чуковский –
это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич
Корнейчуков
.
К.И. Чуковский был очень трудолюбив.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за
работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой
расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он
отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже
пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно
таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей
много стихов и сказок. Его книги веселые и добрые, похожи на игру. Сегодня мы
встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

4. Работа по теме
урока.

Дома вам было
предложено прочитать сказки К.И. Чуковского и выполнить задания. Сегодня на
уроке мы проверим ваши знания.

 А давайте
вспомним, какие сказки К. И. Чуковского вы прочитали.

Я предлагаю вам
игру «Вспомни сказку». Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны узнать, что
это за сказка.

Игра
«Вспомни сказку»

Муха,
Муха-Цокотуха,

Позолоченное
брюхо!

Муха
по полю пошла,

Муха
денежку нашла.

«Муха – Цокотуха»

А потом позвонил крокодил

И
со слезами просил:

«Мой
милый, хороший,

Пришли
мне калоши.

И
мне, и жене, и Тотоше». 

«Телефон»
Лечит
маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит.

 «Айболит»
Ехали медведи

На
велосипеде.

А
за ними кот

Задом
наперед.

А
за ним комарики

На
воздушном шарике.

«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти не могу.

 «Федорино горе»
Жил да был крокодил,

он
по улицам ходил…

 «Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

 «Краденое солнце»


Повернулся, улыбнулся,

Засмеялся
Крокодил.

И
злодея Бармалея,

Словно
муху проглотил.

«Бармалей»

Одеяло

Убежало,

Улетела
простыня,

И
подушка,

Как
лягушка,

Ускакала
от меня.

«Мойдодыр»

Свинки
замяукали:

Мяу,
мяу!
Кошечки захрюкали:

Хрю,
хрю, хрю!

Уточки
заквакали:

Ква,
ква, ква!

«Путаница»

А
у наших у ворот,

Чудо-дерево
растёт.

Чудо,
чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не
листочки на нём,

Не
цветочки на нём,

А
чулки да башмаки,

Словно
яблоки!

«Чудо-дерево»

Ну что же,
молодцы. Вижу, вы отлично подготовились.

 –Ребята,
с ранних лет сказки К.И.Чуковского приносят всем нам радость. И сейчас я хочу
открыть Вам секрет, оказывается, сказочником К.И. Чуковский стал совершенно
случайно.

А вышло
это так. В его семье было четверо детей. Однажды заболел его маленький сынишка.
И он в ночном поезде вез его к врачу. Мальчик очень капризничал, долго не
засыпал, плакал. Чуковский, чтобы как-то его развлечь, вдруг стал сам
приговаривать ни с того, ни с сего.

«Жил
да был крокодил,

он
по улицам ходил…

Крокодил,
Крокодил, Крокодилович».

Так возникли первые стихи к сказке «Крокодил». Эта была самая первая
сказка К. И. Чуковского. Мальчик перестал плакать и стал слушать.  А наутро,
проснувшись, он попросил рассказать ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он
запомнил ее всю, слово в слово.

А запомнили ли вы каким персонажам принадлежат эти сказочные
имена? Сейчас проверим.

Айболит
— (доктор)
Бармалей — (разбойник, людоед)
Федора — (бабушка)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотоша — (крокодильчик)
Цокотуха — (муха)
Рыжий, усатый великан — (таракан)

Каракула
– (акула)

Молодцы. Вижу, что
читали вы сказки внимательно.

— А вот другой
случай, о котором рассказывал сам Чуковский:

однажды, работая в своем кабинете, К. И.Чуковский  услышал, как сильно плачет
его маленькая дочь, которая не хочет умываться. Он вышел из кабинета, взял
девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!»


Строчки, из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр).

Сейчас мы послушаем отрывок из этой сказки наизусть.
(Марченко Захар и Цырибко София)


Послушайте внимательно и скажите, чему учит нас эта сказка?

Одеяло 
Убежало, 
Улетела простыня, 
И подушка, 
Как 
лягушка, 
Ускакала от меня. 
Я за свечку, 
Свечка — в печку! 
Я за книжку, 
Та — бежать 
И вприпрыжку 
Под кровать! 
Я хочу напиться чаю, 
К самовару подбегаю, 
Но пузатый от меня 
Убежал, как от огня. 
Боже, боже, 
Что случилось? 
Отчего же 
Всё кругом 
Завертелось, 
Закружилось 
И помчалось колесом? 

Надо, надо умываться 
По утрам и вечерам, 
А нечистым 
Трубочистам — 
Стыд и срам! 
Стыд и срам! 
Да здравствует мыло душистое, 
И полотенце пушистое, 
И зубной порошок, 
И густой гребешок! 
Давайте же мыться, плескаться, 
Купаться, нырять, кувыркаться 
В ушате, в корыте, в лохани, 
В реке, в ручейке, в океане, — 
И в ванне, и в бане, 
Всегда и везде — 
Вечная слава воде!

— Чему учит нас эта сказка? (Надо беречь вещи, посуду, содержать
их в чистоте и порядке).


А для чего нужно соблюдать чистоту?

Давайте
обратимся к выставке ваших рисунков и подумаем, какая иллюстрация подходит к
этой сказке.


Так ребята нашего класса изобразили эту сказку. А давайте посмотрим, какие
иллюстрации используют художники в книгах. (Слайд)

А вот еще один интересный
случай. Как-то раз К.И. Чуковский три часа лепил с детьми из глины различные
фигуры. Дети подбеги к Чуковскому, и вытирали руки прямо о его брюки. Домой
идти было далеко, брюки от грязи у него стали тяжелые. Прохожие с удивление глядели
на него. Но сказочник был весел, он слагал стихи.

Скачет сито
по полям,

А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

А за ними
вдоль забора

Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Вы, верно, узнали и эту сказку. Это сказка «Федорено горе».

— А почему вся посуда убежала от бабушки Федоры?

— А смогла ли исправиться Федора в конце сказки?

ВЫВОД: Действительно, ребята, иногда мы совершаем плохие
поступки, но важно понять это и исправиться.

Бабушка Федора
приготовила для вас задание. Посмотрите на столах у вас конверты, в них
зашифрована сказка, вам нужно сложить картинку из кусочков и узнать сказку. Вы
будете работать в группах.

1 группа –
«Муха-Цокотуха»

2 группа – «Телефон»

3 группа – «Путаница»

4 группа – «Айболит»

Выступление групп. По
одному ученику из группы. Назвать сказку и показать картинку.

Вы потрудились не на шутку, проведем физкультминутку.

Отдохнули.
Двигаемся дальше.

К.И. Чуковский
рассказывал, у меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и
бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Один такой
день ему особенно запомнился. 29 августа 1923 года чувствую себя человеком,
который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел на крыльях в нашу
квартиру. Схватил какой-то запыленный маленький кусочек бумаги, с трудом
отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе. Причем
чувствовал себя на этой свадьбе ну точно женихом.  В этой сказке сразу два
праздника именины и свадьба.  Всей душой я отпраздновал оба. А что это за
сказка?
«Муха-Цокотуха»

И сейчас ученики нашего
класса покажут отрывок из этой сказки.

Инсценировка
сказки

— Чему учит нас эта
сказка? (Что всегда нужно помогать друг другу)


Давайте подумаем, какая из пословиц больше подходит к этому произведению?

Не
имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друзья
познаются в беде.

Старый
друг лучше новых двух.

А сейчас, ребята, сам К.
И. Чуковский своим голосом прочтет вам отрывок из сказки, а вы его послушаете и
скажите, что это за сказка?
Грамзапись «Путаница»

Узнали эту сказку?  Как называется сказка? (Путаница)

-Объясните мне, а почему случился пожар в сказке? (Лисички взяли
спички и подожгли синее море)

— Что стали делать звери во время пожара? (тушить пожар)

— Кто потушил пожар? (бабочка помахала крылышками.)

— Чему учит эта сказка? (Что только все вмести мы можем справиться
с большой бедой)

 И спички – не игрушка.

-Какая иллюстрация подходит к этой сказке? (на доске
иллюстрации из
 произведений Чуковского)

А в наших сказках
тоже все перепуталось. Вы поработаете в парах.


Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит           Зажгли море.
Воробей           Проглотил солнце.
Крокодил         Помыла свою посуду.
Комар               Вернул солнце в небо.
Федора              Потушила море.
Медведь            Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка            Съел таракана.
Лисички           Вылечил зверей.

К. И. Чуковский был
большим фантазером. Послушайте пожалуйста отрывок еще из одной сказки. (Читают
отрывок из сказки
«Чудо-дерево»)

А у наших у ворот

Чудо- дерево растет.

Чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмачки,

Словно яблочки!

Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

Папа по саду пойдет,

Папа с дерева сорвет

Маше — гамаши

Зинке — ботинки

Нинке – чулки

А для Мурочки

Крохотные голубые

Вязанные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево

Чудесное дерево!

Этими строчками
начинается забавная сказка? Узнали ее? (Чудо-дерево) И у нас в классе ребята
сегодня тоже выросло чудо-дерево
. (На экране появляется чудо-дерево.)
Посмотрите на наше дерево, на нем растут разные предметы, которые принадлежат
сказочным героям Чуковского. Посмотрим на сколько хорошо вы их знаете?

Башмаки («Чудо-дерево»).

Блюдца («Федорино
горе»).

Воздушный
шарик («Тараканище»).

Градусник («Айболит»).

Калоши («Телефон»).

Мыло («Мойдодыр»).

Мочалка («Мойдодыр»).

Посуда («Федорино
горе»).

Самовар («Муха-Цокотуха»,
«Федорино горе»).

Утюги («Федорино
горе»).

Спички («Путаница»)

Шоколад – «Телефон»

Вдруг раздается
телефонный звонок. Ребята, что это? Кто-то звонит нам, давайте узнаем. Дети
читаю по ролям отрывок сказки
«Телефон».

Автор – Заяц Д.

Слон – Кухоренко М.

Крокодил – Шемплехов М.

-Узнали эту сказку?

— Так кто же звонил К. И.
Чуковскому? (Животные)

-А для чего звонили
животные? (Просили о помощи)

— Чему учит нас эта
сказка? (Надо помогать другим, быть добрыми, любить животных).

Давайте и мы поможем
героям этой сказки найти то, о чем они просили. (Соедини картинкой животного с
его просьбой) (На экране) Все вместе отвечаем.

слон – шоколад

крокодил – калоши

зайчатки – перчатки

мартышки – книжки

цапли – капли

свинья – соловья

кенгуру – Мойдодыр

газели – качели-карусели

Есть у К. Чуковского еще
одна сказка. История появления этой сказки не так проста. Корней Чуковский
давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки давались ему с
трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки:

 О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Но начала и конца у
сказки не было. Потом появились варианты:


И пришла к Айболиту коза:

У
меня заболели глаза!


Прилетела к нему сова:

Ой,
болит у меня голова!

И только через
несколько дней появились строки:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

Узнали эту сказку?
(«Айболит») Молодцы, так появилась сказка «Айболит».

Ребята, сказки были так
популярны, что на многие из них появились мультфильмы.

Сейчас мы
посмотрим отрывок мультфильма на сказку «Айболит».

— Чему учит нас эта
сказка? (
тема большой любви к животным)
Куда
отправился Айболит помогать животным? (В Африку).

Как вы думаете, нужно ли
помогать животным? (Да, конечно.)

— Еще одну сказку
Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил
улицу со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но
никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль,
что Бармалей — это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в
Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В Африке
разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!

— Что же это за
сказка?

— А каким
становится Бармалей в конце сказки? (добрым, добро побеждает зло).

«Расшифруйте имена сказочных героев» 

— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся
имена сказочных героев. 

БРМЛЙ                   ЦКТХ 
МЙДДР                    ФДР 
ЙБЛТ                   ТРКНЩ 
КРКДЛ                 КРКЛ 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула,
Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

Молодцы! Вы отлично
справились. Остается у нас последнее задание. Вы хорошо отвечали на все мои
вопросы, выполняли все мои задания, пора обобщить все. Я предлагаю вам
разгадать кроссворд. И прочитать ключевое слово.

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

1. Кем детей
пугают мамы,

Если дети их упрямы?

Отвечайте поскорей,

Кто же это? (Бармалей)

2.Как называется первая сказка К. И. Чуковского? (Крокодил)

3. Что просил слон у К. И. Чуковского? (Шоколад)

4. Кто звонил Чуковскому самым первым? (Слон)

5. Что за диво, что за чудо!

От нее ушла посуда.

К замарашке не вернутся

Кочерга, кастрюли, блюда…

Это с кем посуда в соре,

У кого такое горе? (Федора)

6. Что проглотил крокодил? (Солнце)

7. Кто просил прислать им книжки? (Мартышки)

Выполнили все мои
задания. И я с уверенностью могу сказать, что вы внимательные читатели.  И
думаю, с поставленными задачами мы справились.

Как вы думаете, ребята, сегодня на уроке
мы достигли своей цели?

5. Подведение итогов урока.

Наш урок
ребята подходит к концу. Мы с вами совершили увлекательное путешествие в
таинственный мир сказок К. И. Чуковского. Но дружба с книгами К. И. Чуковского,
я думаю, на этом только начинается, вы с большим удовольствием не раз
перечитаете сказки писателя.
 

Хорошие книги
писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети,
Сказки читать весёлые эти.

6. Рефлексия.

Ребята,
посмотрите, у меня на доске есть дерево, но пока оно грустит, ему не хватает
цветочков. Давайте украсим его. У вас на парке цветочек. Если на уроке у вас вы
активно работали, с легкостью выполнении все задания, вам было интересно, то
прикрепите цветок на крону дерева. Если вы испытывали небольшие трудности, то
под деревом.

Всем спасибо за
урок.

  • Восстанови связь слов в текстах из какого рассказа взяты эти отрывки раскрой скобки образуй форму
  • Восемнадцатое мая как пишется
  • Восемнадцатого века как пишется
  • Восемнадцатилетием как пишется правильно
  • Восемнадцати лет как пишется