Восстановите план сочинения описания памятника

Сочинение-описание памятника культуры должно содержать информацию об истории создания, месте расположения, также культурной значимости рассматриваемого объекта.

Содержание

  1. Сочинение «Описание памятника культуры»
  2. Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”
  3. Описание памятника А. С. Пушкину в Москве
  4. Описание памятника Т. Шевченко
  5. Описание Михайловского замка
  6. Храм Василия Блаженного – описание
  7. Памятник погибшим солдатам − сочинение
  8. Памятник Неизвестному Солдату − сочинение
  9. Сочинение-описание памятника К. Туровского
  10. План сочинения-описания памятника архитектуры
  11. Как сделать описание памятника архитектуры?
  12. Примерный план сочинения

Сочинение «Описание памятника культуры»

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Этот памятник любят и москвичи, и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.

Читайте также: «Памятник» Пушкин стих анализ.

Описание памятника Т. Шевченко

Есть в Харькове места, известные каждому жителю города. Они внесены во все экскурсионные маршруты города. Здесь назначают свидание, сюда харьковчане непременно ведут гостей, которые приехали к ним издалека. Здесь можно увидеть и иностранные делегации. Такие места — колокольня Успенского собора, Покровский монастырь, памятник Т. Г. Шевченко… Памятник великому Кобзарю занимает особое место в списке известных мест столицы Слобожанщины. Открытый 24 марта 1935 года, он и сейчас остается одним из наиболее значительных достижений отечественной монументальной скульптуры и является ярким символом дружбы и братства украинского и русского народов.

Памятник Тарасу Шевченко — своеобразная визитная карточка Харькова. Дорогу к нему легко найдет даже тот, кто впервые приехал в Харьков. Памятник высится между главной магистралью города — Сумской улицей, и центральной площадью, которая с получением Украиной независимости получила название площадь Свободы. Очень удачно выбранное место, точно рассчитанные размеры монумента (его общая высота 16,5 метров, высота статуи поэта 5,5 метров), гармоничная подчиненность архитектурных и скульптурных элементов оказали содействие тому, что памятник сразу органически вписался в ансамбль города. Памятник стоит в живописном месте — в саду имени Т. Г. Шевченко.

Одна из аллей сада ведет к Национальному университету имени В. Карамзина; по другой аллее от памятника можно попасть к еще одному сооружения, которое достойно внимания, киноконцертному залу «Украина». Этот зал кольцом обступили старые и молодые деревья сада Шевченко. Здесь к саду примыкал один из наистарейших в Украине зоопарков, история которого насчитывает свыше ста лет. Тем не менее, сердцем этого удивительного уголка Харькова является памятник Кобзарю. Бронзовая статуя Шевченко поднята на трехгранный пилон. Вокруг него на выступах, которое постепенно возрастают, расположены шестнадцать фигур, которые олицетворяют собой всю историю Украины.

Шевченко стоит, едва склонив в задумчивости непокрытую голову. Скульптор остановил тот миг, когда поэт собирался сделать шаг — в нем весь порыв, все движение. На плечи накинуто пальто, правая рука сжата в кулак. Во внешности поэта, в его суровом лице, в сдвинутых бровях, в энергичном жесте руки ощущается сила необыкновенного человека, который посвятил свою жизнь и талант Украине, своему народу, человека, который оставил потомкам большое творческое наследие. На творчестве Шевченко выросло немало поколений современных художников слова. Стоя возле памятника, мы будто слышим в шуме деревьев, которые окружают памятник, вечные слова поэта.

Описание Михайловского замка

Инженерный, или Михайловский, замок — ценнейший памятник русской архитектуры XVIII–XIX столетий. Он связан с именем великого русского зодчего В. И. Баженова, разработавшего проект здания в 1792 году. Осуществление проекта замка, заложенного 26 февраля 1797 года, происходило без непосредственного участия Баженова. Работами руководил архитектор В. Бренна, внесший долю своего творческого участия, главным образом, в оформление интерьеров. Квадратный в плане, с внутренним восьмиугольным двором, Инженерный замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки.

К его главному фасаду ведет Кленовая аллея, украшенная монументом Петра I работы скульптора К. Растрелли. Каждый из четырех фасадов замка решен своеобразно и не повторяет другой. Наибольшей сложностью и богатством обработки отличается главный, прорезанный парадным въездом во внутренний двор юго-восточный фасад, В центральной своей части он облицован мрамором и декорирован мраморными колоннами, обелисками и скульптурой. Фриз над колоннадой исполнен из шокшинского порфира. Барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России» изваян скульптором П. Стаджи.

Фасад, обращенный на реку Мойку, в сторону Летнего сада, в художественном отношении не уступает главному. Два сильно выступающих ризалита по сторонам центральной части, увенчанной высоким аттиком, богато обработанным скульптурой, связаны здесь колоннадой из парных дорических колонн розоватого олонецкого мрамора. Колонны поддерживают открытую террасу на уровне второго этажа. Великолепная лестница, ведущая в сад, украшена статуями Геркулеса и Флоры на высоких гранитных пьедесталах. Отделка здания была закончена в ноябре 1800 года.

В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком. При перестройке здания для нужд училища были изменены и уничтожены некоторые дворцовые интерьеры. Однако часть помещений сохранила первоначальную обработку до наших дней. Общий характер планировки, где преобладают сложные по конфигурации помещения — круглые, овальные, многоугольные и прямоугольные с нишами и завершениями в виде экседр, остается неизменным. Из числа дворцовых помещений лучше других сохранились главная лестница, Тронный зал, Рафаэлевская галерея, овальный и церковный залы. В ряде залов имеются фрагменты первоначальной обработки — карнизы, плафоны, барельефы и т. п.

Храм Василия Блаженного – описание

Вариант 1

Храм Василия Блаженного — под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма — собор Покрова Божией Матери на Рву , который построен был в 1555–1561 годах. В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь.

В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение.

В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: “И все купцы, и послы, которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой”. По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.

На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным “огненным” декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы. Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада.

Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь. Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают “главу”. Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу. Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.

Вариант 2

На Красной площади невозможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное. Храм Василия Блаженого — из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно. Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены.

Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны — это лишь малая часть. В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них — малые церкви — расположены по бокам, еще четыре — побольше — находятся ближе к центру.

В самом центре возвышается величественная Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой “главкой”. Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект. Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри? Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес. В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле.

Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры. А вот и началось богослужение… Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера — возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.

Памятник погибшим солдатам − сочинение

Война… Сколько горя, слёз, бед, исковерканных судеб оставила она на своих дорогах! Сколько матерей не дождалось своих сыновей и дочерей! Сколько детей так и не узнали настоящего детства! Но смог наш русский народ вынести всё, смог ценою огромных потерь сломить врага и уничтожить его. В нашей стране нет ни одной семьи, которая не потеряла бы в этой войне близких. По всей России в память о погибших солдатах стоят обелиски, напоминая нам, живым, какой ценой досталась победа.

Вот и в нашем селе Медаево в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, возвели памятник. Он расположен в самом центре села, перед школой. Первый памятник был возведён в 1967 году. Его автором являлся скульптор Е.Лыткин. В 1983 году была произведена реконструкция памятника.

На пьедестале расположен воин – освободитель. У подножия расположен орден «Отечественная война». Воин преклоняет колено в честь товарищей, погибших в этой страшной войне. Автомат, сражавшийся вместе с солдатом, лежит на колене, а каска, защищавшая голову от пуль, находится на земле. Его глаза смотрят вниз, вспоминая те ужасные картины, которые им приходилось видеть. На мемориальных досках написаны фамилии 375   погибших солдат, которые уходили воевать из сёл Медаево, Люля, Серлинеи, Мачказёрово.

Мы, школьники, заботимся о чистоте и порядке этого священного места нашего села. Летом он утопает в зелени сирени и цветах. Зимой к обелиску всегда прочищена дорожка.

Каждый год в День Победы здесь собираются жители села почтить память погибших воинов и ветеранов за освобождение Родины от фашистских захватчиков. С самого утра стоят в почётном карауле школьники. К вечному огню возлагают цветы и венки. Это стало традицией, свято чтимой от мала до велика. В этот день хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить.

Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена живы в памяти народной. И я очень надеюсь, что эта память не иссякнет никогда.

Памятник Неизвестному Солдату − сочинение

Великая отечественная война – сколько страданий и горя принесла она нашему народу. Не обошла она стороной и наши места. Где-то здесь, неподалёку, также как и везде в то суровое время, шли ожесточённые бои: гудели танки, летели под откос взорванные эшелоны, падали и взрывались подбитые самолёты, гибли солдаты – защитники нашей Родины. Они были из разных уголков бывшего Советского Союза, возможно, эти люди до войны даже и не знали о существовании нашего края. Но они не делили землю огромной страны на свою и чужую, потому и сражались здесь – далеко от тех мест, где они родились. Многие из них так и не вернулись в родные края, к своим семьям, а остались навеки лежать в нашей земле.

Но о них не забыли.

После войны были созданы поисковые отряды, которые собирали останки погибших героев и хоронили их в одной общей братской могиле. Впоследствии над такими могилами воздвигались памятники Неизвестному Солдату, зажигался Вечный Огонь. Такой памятник есть и в наших местах, на нём увековечены имена наших земляков, погибших в ту войну. И не обязательно их тела упокоились именно под этим обелиском, возможно, их останки лежат в другой братской могиле, которых по Восточной Европе – бесчисленное множество, и эти места священны для нашего народа.

Ни одна из этих могил не заброшена и не забыта – на них по-прежнему лежат живые цветы, проходят митинги. И мы должны помнить о великом подвиге советского солдата, совершённого им ради сегодняшнего мирного неба и чтить память погибших героев. Возможно, в этой братской могиле нет наших родственников, но мы не должны их делить на своих и чужих – ведь они не делили Родину на свою и чужую.

Сочинение-описание памятника К. Туровского

Памятник одному из наиболее почитаемых белорусских святых можно найти и в славном городе Турове — месте рождения великого богослова и писателя. Установлен он был в 1193 году прямо на берегу реки Припять около городища Турова.

Основу скульптурной композиции составляет крест необычной византийской формы. Фигура Кирилла Туровского плотно соединена с крестом и сразу же внушает величие, трепет и восхищение.

Высоко подняв голову, Кирилл Туровский выступает вперед, а руки его согнуты на уровне груди. В левой руке он держит книгу с изображенным на обложке крестом, а правая рука указывает на книгу — символизируя тем самым активную проповедническую и литературную деятельность богослова. Дополняет скульптурную композицию нимб вокруг головы святого.

Памятник, выполненный из бетона с медным покрытием (техника выколотки), возвышается на 7 метров. А учитывая, что он стоит на Замковой горе, то сложно не заметить монумент уже издалека.

В Беларуси Кирилл Туровский высоко почитается: и православная, и греко-католическая церковь отмечают день его памяти 28 апреля (или 11 мая по новому стилю).

План сочинения-описания памятника архитектуры

Памятники архитектуры Москвы 

Как сделать описание памятника архитектуры?

Специфика написания работы

Как правильно написать сочинение на тему «Памятник архитектуры»? Начнем с некоторых теоретических моментов, знание которых даст возможность написать качественную работу. Прежде чем приступать к работе, необходимо изучить теоретический материал, касающийся истории появления объекта.

Отдельное внимание желательно уделить знакомству с тем архитектурным стилем, который был выбран для работы автором проекта.

Творческая работа подразумевает образное описание объекта, поэтому вполне уместны будут яркие эпитеты и аллегории.

Что еще стоит включить в описание памятника архитектуры? Сочинение можно дополнить стихами великого поэта, посвященными описываемому объекту.

Примерный план сочинения

Описывая памятники архитектуры Москвы, можно использовать следующий алгоритм действий:

  1. введение, в котором отмечается актуальность выбранной темы;
  2. описание события, послужившего поводом для создания рассматриваемого объекта;
  3. обзор самого храма;
  4. справка о его судьбе;
  5. заключение.

Вступление

Рассматривая различные известные памятники архитектуры, я решил остановиться на описании собора Василия Блаженного. Этот храм имеет интересную историю, им по праву гордятся не только москвичи, но и все россияне. Почему именно на этом историческом объекте я решил остановить свой выбор? Собор Василия Блаженного является красивейшим и величественнейшим памятником истории в столице нашей страны. Далеко не все древние памятники архитектуры могут похвастаться такой необычной историей появления. Остановимся на ней более подробно.

План сочинения-описания памятника архитектуры.

Немного об истории

Как и многие другие памятники архитектуры Москвы, храм появился благодаря приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и Астрахани. Люди с разных уголков земного шара приезжают в Москву, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры.

Как и многие другие известные памятники архитектуры, собор Василия Блаженного был создан из красного кирпича. В те времена этот материал был весьма дорогим удовольствием, что подтверждает значимость храма. Утонченность и воздушность придают ему резные купола, которые сделаны разными цветами. Если внимательно приглядеться к храму Василия Блаженного, можно увидеть, что его купола не похожи между собой.

Для того чтобы мы могли сегодня любоваться красотой фресок, сделанных по сырой штукатурке, мастера трудились на протяжении многих лет.

Люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть внутрь уникального сооружения, изнутри насладиться этой красотой.

Тайна собора

Есть легенда, согласно которой у храма кровавая история. Согласно ей показательные казни Иван Грозный проводил именно рядом с собором Василия Блаженного, а архитектору этой постройки грозный царь приказал выколоть глаза, чтобы он не построил такого храма нигде, кроме Москвы. Во всем мире это сооружение считают подлинным символом России. Если в США есть Статуя Свободы, в Бразилии – статуя Христа с широко раскинутыми руками, во Франции – Эйфелева башня, а в России – храм Василия Блаженного. Собор является удивительным архитектурным ансамблем, который включает в себя девять церквей, находящихся на одном основании. Его высота составляет 65 метров. Интересно то, что часть церквей освящена в честь святых. Дни, когда христиане празднуют их память, совпадают с датами решающих боев за Казань.

Строительство этого легендарного события продолжалось с 1555 по 1561 гг. По одной из версий, архитекторами храма стал зодчий Постник Яковлев и мастер Иван Барма. Их имена были обнаружены в 1895 году, когда ученым удалось обнаружить в архивах Румянцевского музея рукописный сборник XVII века.

Коротко обо всем

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о соборе должно включать и моменты, касающиеся расположения данного собора. Правильное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Он проходил вдоль Кремлевской стены, требовался для обороны. Называли его Алевизовым рвом. Глубина его составляла 13 метров, а ширина 35 м.

Этапы строительства храма

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о храме Василия Блаженного должно содержать информацию об основных этапах возведения храма. К концу шестнадцатого века появились новые фигурные соборные купола, поскольку первые были уничтожены во время сильного пожара. Во второй половине семнадцатого века во внешний облик здания были внесены серьезные изменения. Вместо деревянных навесов над галереями церквей, что постоянно сгорали во время пожаров, появилась кровля, поддерживаемая кирпичными арочными столбами.

Над крыльцом перед главным входом в храм надстроили церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, что ведут на верхний соборный ярус, построили шатровые крыльца, которые сооружены на «ползучих» арках. Именно тогда на сводах и стенах появилась полихромная орнаментальная роспись.

Ее наносили на опорные колонны, на стены галерей, что располагаются снаружи. На фасадах церквей есть роспись, имитирующая кирпичную кладку.

Чуть позже по верхнему карнизу собора создали изразцовую надпись, опоясывающую весь храм. Большие желтые буквы, расположенные на темном синем поле изразцов, рассказывали об истории создания, об обновлении храма во второй половине XVII века. Спустя столетие надписи были безвозвратно уничтожены при проведении ремонтных работ.

В XIX веке в храме появились «сюжетное» масляное письмо, которое изображало лики святых, фрагменты их жизни. Во время войны 1812 года солдаты французской армии, которые заняли Москву, держали около храма лошадей. Наполеон Бонапарт, который был поражен удивительной красотой собора, задумал его перевозку в Париж. Когда он понял, что это невозможно, был отдан приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была благоустроена, окружена решетчатым чугунным забором, придуманным зодчим Осипом Бове.

В конце девятнадцатого века появился масштабный проект по реставрации этого уникального культурного и исторического памятника.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в план сочинения описания памятника архитектуры можно включить и современное состояние рассматриваемого памятника истории. Последние десятилетия прошлого века стали самыми важными в истории собора Василя Блаженного. Он был включен в перечень наследия ЮНЕСКО. После продолжительного перерыва в храме возобновились богослужения. На данный момент в семи соборных церквях завершены реставрационные работы, обновлены фасадные росписи, восстановлена темперная живопись.

Оказавшись в столице нашей страны, обязательно нужно посетить Красную площадь, насладиться удивительной красотой собора Василия Блаженного. Рассматривая этот уникальный архитектурный памятник, туристы восхищаются продуманностью каждого элемента ансамбля, неповторимой красотой фресок, гармонией между деталями комплекса.



Скачать материал

Сочинение-описание памятника архитектурыПрезентация выполнена
Шулпиной С.Н.,...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 65 человек из 38 регионов

  • Сейчас обучается 73 человека из 29 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сочинение-описание памятника архитектурыПрезентация выполнена
Шулпиной С.Н.,...

    1 слайд

    Сочинение-описание памятника архитектуры
    Презентация выполнена
    Шулпиной С.Н.,
    учителем русского языка и литературы
    МБОУ «СОШ № 35» г. Каменска-Уральского
    Свердловской области

  • 1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова
, -а, м. 1. Скульптура или архитектурн...

    2 слайд

    1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова
    , -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-
    чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-
    кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-
    мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

  • Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий.
О...

    3 слайд

    Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий.
    Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов.
    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
    Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема.

  • Ландшафт – общий вид местности.
Апофеоз – прославление, возвеличивание кого-...

    4 слайд

    Ландшафт – общий вид местности.
    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело. 

  • Церковь Покрова на Нерли считается в мире одним из самых красивых Храмов. Это...

    5 слайд

    Церковь Покрова на Нерли считается в мире одним из самых красивых Храмов. Это не монументальный собор, она не поражает своими размерами. Но это уникальнейшее творение русских зодчих
    Храм Покрова на Нерли

  • Он был возведен в память погибшего Изяслава, сына князя Андрея Боголюбского в...

    6 слайд

    Он был возведен в память погибшего Изяслава, сына князя Андрея Боголюбского в 1165 году. 
    Храму почти 900 лет. Много веков стоит он на заливном лугу. Каждую весну к его стенам подступает наводнение, но храм не разрушается.

  • История Храма Покрова на НерлиОчень тосковал князь Андрей Боголюбский о погиб...

    7 слайд

    История Храма Покрова на Нерли
    Очень тосковал князь Андрей Боголюбский о погибшем во время похода сыне Изяславе. Место для церкви выбрал сам. Это была первая на Руси церковь, посвященная Покрову Пресвятой Богородицы, укрывшей своим платом город от врагов

  • Замысел мастеровЕго вертикальные стены кажутся чуть наклоненными внутрь. Так...

    8 слайд

    Замысел мастеров
    Его вертикальные стены кажутся чуть наклоненными внутрь. Так зодчие создали эффект большей высоты. Как чувствует себя человек, который стоит посреди бескрайнего луга у стройных церковных стен с древней резьбой? Наверное, это ощущение полета. 

  • Храм Покрова на Нерли в давние времена находился на месте, где река Нерль впа...

    9 слайд

    Храм Покрова на Нерли в давние времена находился на месте, где река Нерль впадала в Клязьму. Когда здесь высаживались на берег иноземные купцы, они сразу могли видеть творение русских мастеров. Позже реки изменили свое русло, и церковь утратила прежнюю славу. Около двухсот лет тому назад ее даже пытались разобрать на строительный материал. К счастью, этого не произошло. 
    История Храма

  • Секрет белокаменного Храма кроется в удивительной гармонии с окружающим его п...

    10 слайд

    Секрет белокаменного Храма кроется в удивительной гармонии с окружающим его пейзажем

  • 1. Отвечает на вопрос «каков предмет?»
2. Много имен прилагательных и частей...

    22 слайд

    1. Отвечает на вопрос «каков предмет?»
    2. Много имен прилагательных и частей речи, его заменяющих.
    Можно сделать один фотоснимок, нарисовать одну иллюстрацию.
    Признаки текста-описания

  • I. Вступление. По какому поводу был воздвигнут памятник? 
II. Основная часть....

    23 слайд

    I. Вступление. По какому поводу был воздвигнут памятник? 
    II. Основная часть. Описание памятника архитектуры
    1. Общий вид. Пространство местности,
    на которой установлен памятник.
    2. Каков памятник? Из какого материала
    выполнен? Каковы его отличительные
    особенности? Чем он запоминается?
    3. Описание любой конкретной детали, части памятника.
    III. Заключение. Какое впечатление производит памятник?
    Жизнь памятника сегодня.

    План сочинения – описания памятника архитектуры

  • Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:
1ряд -Скульптор...

    24 слайд

    Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:
    1ряд -Скульптор
    2 ряд -Возводить
    3 ряд -Замысловатый

    Лексическая работа.

  • Скульптор - ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)
Возводить –… строит...

    25 слайд

    Скульптор — ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)
    Возводить –… строить, сооружать.
    Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

  • Белокаменный храм
князь Андрей Боголюбский
Изяслав
Владимиро-Суздальское княж...

    26 слайд

    Белокаменный храм
    князь Андрей Боголюбский
    Изяслав
    Владимиро-Суздальское княжество
    лучшее творение владимирских мастеров
    ослепительная белизна
    заливные луга
    купол и крыша
    горельеф
    шедевр мирового зодчества

    Словарик

  • Величайшим памятником русского зодчества стала….
Её белокаменные стены…
По за...

    27 слайд

    Величайшим памятником русского зодчества стала….
    Её белокаменные стены…
    По замыслу мастеров, Храм по среди заливных лугов должен был производить впечатление…
    200 лет назад церковь чуть было не разобрали на материалы, но сегодня…
    Составляем предложения

  • Спасибо за внимание!

    28 слайд

    Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Данная презентация может помочь учителю, готовящемуся к уроку развития речи. Это сочинение-описание памятника архитектуры — Храма Покрова на Нерли, одного из самых ярких памятников Древней Руси. Презентация составлена в соответствии с методическими рекомендациями по проведению урока подготовки к написанию сочинения. Работа над лексикой, синтаксисом, красочные иллюстрации — именно то, что может заинтересовать наших учеников.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 062 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 06.11.2018
  • 227
  • 0

«Русский язык. Первые уроки», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

  • 06.11.2018
  • 563
  • 6

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

  • 06.11.2018
  • 887
  • 7

«Русский язык», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 06.11.2018
  • 147
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

  • 06.11.2018
  • 615
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

МОУ «Вышнепенская основная общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

Урок подготовки к сочинению-описанию

памятника Е.Вучетича «Воин-освободитель»

Воронкина Раиса Федоровна

МОУ «Вышнепенская основная

общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс: 8

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры

Е.Вучетич «Воин-освободитель»

Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники: Е.И.Никитина «Русская речь» 8 кл.

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным и архитектурным ценностям, исторической памяти.

Формирование УУД:

Личностные:

— формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

— сравнивать различные виды работ;

— анализировать результаты своей работы;

— изменять, творчески переделывать;

— поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

— анализировать собственную работу;

— находить ошибки, устанавливать их причину;

— оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

— сравнивать и анализировать разные виды текста;

— создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

— личностно-ориентированного обучения.

Тип урока: Интегрированный / урок развития речи/. 

Эпиграф:

“Ничего не боялся я столько,

как жить в городе без истории,

преданий и памятников”. 
Аполлон Григорьев

Ход урока

1.Определение темы, целей.

2. Слово учителя (Чтец 1. читает стихотворение Ю. Яковлева).

На подступах дальних, на подступах близких

На страже стоят под Москвой обелиски…

Стоят в заполярной пронзительной стыни,

В сожженной дотла белорусской Хатыни…

Из белого камня, из камня-гранита,

Стоят, тишиною суровой повиты.

И кажется им, что с горы Митридата

Зовет на поверку их голос солдата.

И с подступов дальних, и с подступов близких

Ему отвечают в ночи обелиски.

Идет перекличка стоящих на страже:

«Мамаев курган, что сегодня нам скажешь?»

-Я помню о долге, о воинском долге.

Спокойно на Волге, спокойно на Волге!

Вступает Хатынь:

-На границе спокойно,

Ее охраняет мой звон колокольный…

В строю обелиски от Волги до Буга,

Как воины, чувствуют локоть друг друга.

В багряных гвоздиках гранитные плиты,

Никто не забыт, и ничто не забыто.

А) Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

-Почему автор боялся жить в таком городе?

Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.

-Откройте тетрадь и запишите число, тему.

В)-Зная тему, поставим цели урока.

-А помогут вам в этом речевые конструкции: (слайд 3)

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

(Совместная формулировка целей урока)

– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

3.Словарная работа (по группам).

1-я гр. Задание: найти в сети Интернет комментарии к словам: Мамаев курган, Митридат, Хатынь.

2-я гр. Задание: выписать ключевое слово из стихотворения, прозвучавшего на уроке, и подобрать к нему синонимы.

3-я гр. Задание: прочитать в толковом словаре Ожегова значение слова «памятник».

4.Проверка выполненных заданий, обмен информацией:

Справка: Митридат- гора возле г. Керчь, на которой установлены Обелиск Славы(1944г.) и чаша с Вечным огнем в честь воинов, погибших в боях за освобождение Крыма.

Мамаев курган-возвышенность в центре Волгограда, на которой во время Сталинградской битвы 1942-43гг. находился командный пункт 62-й армии. М.к. был ареной ожесточенных боев. На М. к. сооружен памятник-ансамбль под руководством скульптора Е. Вучетича.

Хатынь — белорусская деревня, которую 22.3.1943г. фашисты сожгли со всеми ее жителями. Жертвами трагедии стали 149 чел., среди них 75 детей. В 1969г. На этом месте открыт архитектурно-скульптурный памятник.

Памятник , -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-

кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Слово учителя. (слайд 5-7, знамя над рейхстагом)

Война закончилась в Берлине. Советская армия разгромила фашистов в их логове. Над рейхстагом наши бойцы водрузили красное знамя.

Наши солдаты спасли мир от фашизма, спасли тысячи жизней, освобождая города и села от вражеской армии.

Чтец 2: (слайд 8, у стен рейхстага)

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил.
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава! Слава народу-герою!
Слава армии славной его!

Чтец 3(слайд 8,9, общий план памятника)

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской –
Люди, победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Слово учителя: (слайд 10-11, общий вид комплекса)

8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт “Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом”. Это всемирно известный мемориальный комплекс, где похоронены около 5 тысяч советских воинов.

На аллеях этого парка жители Берлина отдыхают от шума и суеты большого города. Тысячи людей из разных стран посещают этот мемориал. (Слайд 9, посетители)

Его статуи — это бронзовый воин, который держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им немецкую девочку (слайд 10, воин), это Родина-мать, оплакивающая своих сыновей, не вернувшихся с войны и фигуры коленопреклоненных воинов с навеки приспущенным пурпурным гранитным знаменем (слайд 14, воины). На нем золотыми буквами выведены слова: “Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства”. В центре аллеи – чаши с вечным огнем. Внутри постамента находится книга с именами павших в битве за Берлин(слайд 15, общий вид мемориала)

Чтец 4 (слайд 12)

В Трептов-парке русские березы,
Словно вдовы русские стоят.
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы ласкают надгробные плиты
В дыхании ветерка.
Спите, герои, спокойно спите,
Подвиг ваш — на века.

Слово учителя. А теперь обратимся к истории создания памятника.

Справка. (Заранее подготовленный ученик) Это человек, который всю войну геройски сражался против немецко-фашистских захватчиков. Это гвардии старший сержант Николай Иванович Масалов. (Слайд 16, фото Масалова )

Он родился в селе Вознесенка Тисульского района, в крестьянской семье, в которой воспитывалось шестеро детей. Ребятишки с детства приучались к труду. Николай одинаково добросовестно относился к любому делу. Повзрослев, он закончил курсы трактористов и стал работать в родном селе.

Когда ему исполнилось 17 лет, его призвали в армию. Там он стал минометчиком. (Слайд 17, бои)

За годы войны Николаю Масалову не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Трижды он был ранен и дважды контужен. Но всегда после госпиталя возвращался в свой полк.

Летом 1943 года он стал командиром отделения, а перед операцией “Висла-Одер” был назначен знаменщиком полка. Это был сильный, сметливый человек, который донес свое знамя до Берлина.

Это большая ответственность- быть знаменщиком. В январе 1945 года полк Николая Масалова перешел в наступление, прорываясь за Вислу с тяжелыми потерями. (Слайд 18, Висла, переправа) Наши солдаты выбили врага из траншей и погнали его на запад. Наступали днем и ночью, не давая противнику ни минуты передышки.

Перед решающим штурмом гитлеровских укреплений Николай Масалов получил приказ: пронести гвардейское знамя полка по траншеям, чтобы поднять боевой дух солдат. Он шел ночью — торжественно, четко печатая шаг. Тяжелое знамя развевалось на ветру, навстречу поднимались солдаты, отдавая ему честь. Над траншеями свистели пули. Николай почувствовал тяжелый удар по голове. (Слайд 19, знаменщик) Он покачнулся, но все же, превозмогая боль, зашагал дальше — твердо и ровно. После штурма Зееловских высот Николай Масалов был представлен к ордену Славы 3-й степени, ему присвоили звание старшего сержанта.

Война подходила к концу. В апреле 1945 года наши войска вышли к Берлину. Уличные бои шли днем и ночью. (Cлайд 20, уличные бои) До начала атаки оставалось 50 минут. Вдруг в напряженной тишине послышался детский голос. Он доносился откуда-то из-под земли. Немецкий ребенок с плачем звал маму. Николай услышал этот плач раньше других. Он побежал в штаб к генералу:

— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он.

Генерал молча посмотрел на солдата:

— Только обязательно вернись, ведь этот бой-последний.

— Я вернусь — сказал солдат. Он осторожно пополз, прижимаясь к земле, минуя едва приметные мины, ощупывая каждую трещину на дороге. Совсем рядом строчил пулемет. Николай приблизился к каналу, скатился под мост и увидел там трехлетнюю девочку, которая сидела возле убитой матери. Он схватил ребенка и побежал обратно. Фашисты заметили их и начали стрелять. Но наши солдаты тоже открыли огонь, прикрывая Масалова и девочку. Он был ранен в ногу, но сразу никому не сказал об этом. И тут же началась артподготовка, грянули пушки. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата!

А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.Вучетич (слайд 21, Вучетич) и сразу же разыскал Масалова. Сделал с него несколько набросков для будущего памятника о подвигах советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Сильные, красивые богатыри земли русской.

И вот уже 60 лет этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку — светлые надежды народа, освобожденного от фашизма. (Слайд 22, памятник)

Николай Масалов после войны вернулся к себе домой, работал и жил, как обыкновенный простой человек. (Слайд 23, после войны) Он был очень скромным, почти никогда не говорил о своем подвиге. При жизни мало кто знал, какие уникальные материалы хранятся в личном архиве старого солдата: награды, фотографии, грамоты, книги, альбомы, письма, открытки. После смерти Николая Ивановича, его дочь передала бесценное наследие в местный музей.

5. Актуализация опорных знаний. Обращение к презентации.

Описание памятника архитектуры

-На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения (памятки на столе)

Памятка

Вступление.

По какому поводу был воздвигнут памятник? 

Краткие сведения об истории создания.

Основная часть.

– Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен? 

– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения?

Заключение.

-Что в нем особенного?

-Чем привлекает?

— Какие впечатления произвёл на вас памятник?

-Нравится ли вам этот памятник? 

— О чем заставил задуматься?

6. Диктант. (Презентация слайд 24-25)

  • Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

  • Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

  • Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

  • Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

  • Монумент – большой памятник;

  • Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

  • Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;

  • Пьедестал – подножие статуи;

  • Ландшафт – общий вид местности;

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

  • Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

  • Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

  • Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело. 

7.Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок в данных словах. Запишите слова в тетрадь, подчеркивая орфограммы.

8.Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)

-Прочитайте. Запишите их по вариантам:

1вариант- словосочетания, где способ связи –управление

2вариант-словосочетания, где способ связи — согласование

Русская архитектура,  возводить храм, автор скульптурызамысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.

Какое словосочетание никто не выписал? Почему? (сделать искусно- примыкание)

-Памятник — это символ гордости, славы.

9.Синтаксическая минутка.

Во всех уголках нашей страны есть свои памятники(1) языком искусства (2) рассказывающие о подвигах на полях сражений (3)и в мирном труде.
Кто бережёт памятники (4) тот бережёт память. Памятник (5) это символ гордости (6)славы.

Вопрос: Выпишите цифры, где нужно поставить знаки препинания. Являются ли слова памятник и память однокоренными?

(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он ни был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.

Проверка.

1,4,5,6

10.Устное описание памятника архитектуры. 
Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:( Можно сократить вопросы)

  • Где он расположен? 

  • Когда он был создан? Предположите.

  • Что в нем особенного?

  • Какие впечатления он производит на смотрящего?

11.Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения 

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями или на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в области не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.) А можно ли памятник Воину-освободителю считать народным? Почему?

12. Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы

Слайд 14-15. Аллея Славы.

На Земле безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую…

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война…

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

…А когда он упал —

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Роберт Рождественский.

Слово учителя. Выразительно читает текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
— В каком предложении выражена основная мысль текста?
— Как человек должен относиться к своей истории?
Итог.

– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.

(Варианты вступлений.)

Работа над основной частью.

– О чем будем писать в основной части?

Работа над заключительной частью.

– О чем мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.
– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.

Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.

Слово учителя: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.

13. Самостоятельная работа со статьей в учебнике.

1-я группа. Задание: изучить статью учебника «Это надо знать» и составить памятку «Как описать памятник».

ПАМЯТКА

— назвать автора памятника;

— как выглядит пьедестал;

— описать центральную фигуру памятника;

— описать место, где расположен памятник;

— выразить свое отношение к описанному.

15. Работа в группах над текстами, содержащими описание памятника.

1-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой описывается история создания памятника

2-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой описывается памятник «Воину-освободителю» Е.Вучетича

3-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой дается впечатление от памятника

16. Устное изложение, подготовленное на основе совместной работы в группах.

17. Рефлексия

-Как вы считаете, достигли ли мы целей, поставленных на уроке?

-Что из услышанного вас поразило?

-Что было для вас новым?

— Используете ли вы полученный на уроке материал в своих будущих сочинениях?

-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

18. Домашнее задание

— Подготовьтесь черновой вариант сочинения-описания памятника.

«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».

Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,

написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:

1.Я стою около памятника….

2.Вечная память и слава павшим воинам.

3.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны

Советы.

Чего нужно добиваться в сочинении?

  1. Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
    2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
    3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
    4) Выразительности и эмоциональности речи;
    5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Литература:

1. Долматов В. Солдат из Трептов-парка //Воспитание школьников. -1985. — № 4. -С. 67–69.

2. Костюнин О.В. Человек из легенды.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 3. Максименко, Л.Памятник в Трептов-парке “предсказал” жизнь солдата-натурщика// Комсомольская правда. — 2004. — 6 мая.

Интернет –ресурсы:

ozhegova-slovar.ru

https://kulturologia.ru/blogs/080517/34468/

14

Сочинение – описание архитектурного памятника  

(памятник Екатерине II в г. Краснодаре). Подготовка.

Цели и задачи:

Учащиеся должны:

  1.  знать языковые особенности текста-описания,  структуру текста-описания;
  2. уметь создавать собственный текст-описание;  использовать изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному типу текста; соблюдать  письменные нормы русского литературного языка.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2

Учитель: Перед вами портрет императрицы Екатерины II, Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном памятнике города Краснодара, созданном в честь этой императрицы. Наверное, нет такого жителя Краснодара и края, который бы не знал о нем.  Чем же так примечателен этот памятник? Какова его история создания?  Каждый знает, что Краснодар был основан Екатериной II.

 Слайд 3

Учитель:  Именно таким был этот памятник в 1907 году, но после Великой Октябрьской революции он был разрушен большевиками.

Слайд 4

Учитель:  В 2006 году памятник был восстановлен скульптором Александром Аполлоновым, который изучил сохранившиеся до наших дней первоначальные снимки бронзовой модели и самого памятника, архивные документы и чертежи. Памятник был отлит в литейной мастерской Ростовского государственного университета.

    Вглядитесь в этот памятник.  Что вы можете сказать об этой скульптуре?         (Фигура Екатерины II установлена на высоком постаменте. Она изображена мудрой и величавой. В руках императрица держит скипетр и державу, символизирующих  власть  монарха.)

Слайд 5

Учитель:  Поговорим о композиции памятника.  (На постаменте  установлена скульптура императрицы. На передней части постамента  размещен  свиток Жалованной грамоты, текст,  которой написан золотыми буквами. Справа мы видим фигуры князя Потемкина и атаманов Черноморского казачьего войска.)

Слайд 6

Учитель:  Перед вами фрагмент текста-подлинника  Жалованной грамоты.

Слайд 7

Учитель:  Рассмотрим  скульптурную группу, которая также расположена у подножия  памятника. (Группа называется «Народная песня». Состоит она из скульптуры слепого кобзаря, в котором воплощен образ великого украинского поэта Т.Г.Шевченко. Сопровождает его мальчик-поводырь. Обратим внимание на список, выгравированный на пьедестале. Это список побед Черноморского, а позднее и Кубанского казачьего войска.)  Скажите, где расположен памятник? (Памятник расположен в сквере в начале  центральной улицы нашего города у  Соборной площади в пешеходной зоне. Этот сквер необычайно красив, он утопает в зелени деревьев, в нем разбиты клумбы с яркими цветами, установлены скамейки, на которые каждый может присесть и задуматься о нашей истории,  об этой выдающейся исторической личности, сыгравшей основополагающую роль в истории нашего края) В заключение сформулируйте,  какие чувства вы испытали, узнав  историю памятника, увидев его.  Как вы думаете, для чего нужны памятники и почему их нужно восстанавливать?  ( Памятники – это память о прошлом, напоминание о тех страницах нашей истории, о которых ни мы, ни наши потомки не должны забывать.  Известно, что без прошлого нет будущего.)

Слайд 8

Учитель:  выделите главное из того, что вы увидели и услышали на уроке. На основе ваших впечатлений опишите памятник Екатерине II.

       Каким типом речи вы воспользуетесь? Возможно ли смешение типов речи?

Начать работу можно на уроке.

Домашняя работа

Написать (и закончить)  сочинение.

Сценарный план урока развития речи в 8 классе посвящён описанию памятника.

Подготовила: Лунина Любовь Владимировна

Тема: Описание памятника культуры (по учебнику Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А.)

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)

Цели урока.

Образовательная:

продолжить формирование умения:

— собирать материал и описывать памятник культуры, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

— соблюдать  структуру текста-описания, его языковые особенности;

— составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного;

— соблюдать нормы русского литературного языка.

Развивающая:

развивать

— письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус;

— навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательная:

воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и культуры, патриотизм, уважение к националь­ной истории, культуре.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, толковые словари.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение);

-обогащение словарного запаса учащихся архитектурными терминами;

 -умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты:

 -развитие устной и письменной речи учащихся;

— развитие умения поиска и извлечения необходимой информации;

 -формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре и истории.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Формулировка темы урока

— К уроку вы перечитывали фрагмент «Жития Александра Невского» в учебнике литературы. Каким изображен Александр Невский? (Он мужественный, отважный полководец, православный христианин, глубоко верующий человек, настоящий защитник земли Русской)

— Как вы думаете, помнят ли потомки дела Александра Невского?  Как в нашем городе чтут память о делах этого человека? (В Курске одна из улиц носит имя Александра Невского, школе № 55 города  присвоено имя доблестного полководца, установлен памятник в парке имени 1 Мая)

— Как вы понимаете значение слова памятник? (Памятник – это скульптурное или архитектурное сооружение в честь кого – чего-нибудь, выдающейся личности или исторического события)

— На сегодняшнем уроке речь пойдет о памятнике Александру Невскому, установленном в нашем городе.

III. Формулировка темы и целей урока

-Ребята, какова же тема нашего урока?

-Сформулируйте  цели нашего урока, вам помогут  речевые конструкции на слайде:

1) познакомиться ( с чем?)…

2) собрать (что?)…

3) обогатить (что?)…

4) описать (что?) …

IV. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, как вы думаете, кто является автором памятника Александру Невскому в Курске? (Наш земляк, скульптор Вячеслав Клыков)

-Ваша одноклассница Даша К. подготовила небольшое сообщение о В. М. Клыкове. (В. М. Клыков – скульптор с мировым именем, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Родился в 1939 году в селе Мармыжи Курской области в крестьянской семье. В своих работах он увековечил образы многих известных людей, исторических личностей. Среди наиболее известных работ памятники

-маршалу Г. К. Жукову в Москве около Красной площади (1995);

-храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами);

— Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996);

-Илье Муромцу в Муроме (1998);

-преподобному Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни (1998);

-В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004);

-Георгию Победоносцу в Рязани (2005).

-Дмитрию Донскому в Москве (2013).

Обращение Клыкова к образу Александра Невского не случайно. Это одна из ключевых фигур истории России, истории христианства на Руси.

Памятник святому благоверному князю Александру Ярославовичу Невскому находится на территории Первомайского парка в Центральном округе города Курск Курской области при активном участии курян кавалеров ордена Александра Невского. 175 курян участников Великой Отечественной войны были награждены орденом Александра Невского за мужество, проявленное на фронте.

Памятник представляет собой скульптуру Александра Невского, установленную на постаменте. На постаменте расположены памятные надписи: «Не в силе Бог, а в правде» и «Святому благоверному князю Александру Невскому». Памятник открыт 15 октября 2000 года к 780-летию со дня рождения святого благоверного князя.

В низ постамента вмонтирована капсула времени, над которой установлена памятная табличка с надписью: «Куряне! Славные потомки!  12 июня 2120 года в День рождения Александра Невского вскройте капсулу, огласите текст письма, адресованного Вам из далёкого прошлого. Берегите Россию, как это делали Ваши предки — куряне кавалеры ордена Александра Невского!»

Всем своим творчеством Клыков  утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия, – Православие, самодержавие, народность.
«Для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу как свою личную».

IV. Сбор рабочих материалов.

Приступаем к сбору материалов для описания памятника.

Словарная работа.

— Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания памятника. Вы поработали над ней дома, используя словари. Давайте выясним значение слов, которые будем использовать на уроке (слова показаны на слайде)

Постамент, возводить, скульптор, ваятель, монумент, скульптура, барельеф.

Беседа об особенностях памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал или постамент.

Запишите фразы, которые вам помогут в работе (на слайде):

а) Памятник кому? Д.п.;

б) Скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение делами Александра Невского;

в) Памятник Александру Невскому выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто совершал духовные и военные подвиги во имя Отчизны;

г) Вячеслав Клыков сумел передать (что?) силу духа, верность долгу, непоколебимую веру доблестного полководца.

Определение жанра и стиля

— Определим жанр будущего сочинения. Можно выбрать жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним, что такое описание (Описание – это тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно задать вопрос КАКОЙ?)

— Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение).

 — Стиль вашей работы – публицистический. Каковы его особенности?

— Информативность.

— Возможное наличие риторических вопросов или обращений.

— Четкость, краткость и емкость изложения.

— Ясно выраженная авторская позиция.

План сочинения описания памятника архитектуры.

1. Вступление:

а) история памятника (где, когда памятник установлен, какому событию посвящен);

б) автор памятника – скульптор Вячеслав Клыков, наш земляк;

в) замысел скульптора.

2. Основная часть:

а) общий вид памятника (поза полководца);

б) детали памятника: лицо, взгляд, стяг в руках;

в) постамент памятника: барельеф, капсула времени.

3.Заключение. Впечатление от произведения: воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях. О чём думается, когда смотришь на памятник?

Устное сочинение – описание памятника Александру Невскому с одновременными рабочими записями в тетради.

VI. Поведение итогов.

— Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)

-Какое значение для людей имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума)

 — Владимир Иванович Даль говорил: «Памятник — это все, что сделано

для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…» (на слайде)

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание памятника Александру Невскому.

IX. Рефлексия. «А напоследок я скажу».

— предлагаю вам, ребята, последовательно ответить на три вопроса:

1)Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

2)Что не оправдалось и почему?

3)Мои и наши перспективы?

  • Восстанови последовательность событий в сказке у страха глаза велики
  • Восстанови последовательность событий в сказке свадьба царя волшебное зеркальце
  • Восстанови последовательность событий в сказке подготовь пересказ по полученному плану
  • Восстанови последовательность событий в сказке о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре
  • Восстанови последовательность событий в сказке о царе салтане 3 класс школа россии ответы на вопросы