Восстановите последовательность абзацев в отрывке из рассказа паустовского скрипучие половицы

Восстановите последовательность абзацев в отрывке из рассказа К. Паустовского << Скрипучие половицы >>. Прочитайте получившийся текст. Что вам выполнить это задание. 1. Выпишите из текста причастия, укажите разряд, время. Обозначьте суффиксы.
2. Какой частью речи являются выделенные слова ? Обоснуйте свой ответ
3. Найдите в тексте средства речевой выразительности.​

Восстановите последовательность абзацев в отрывке из рассказа К. Паустовского << Скрипучие пол

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 04:40

Придумайте 4 предложений со словами пришкольный участок ,прищурить глаза ,преувеличить опасность ,прервать разговор .

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 06:00

Сочинение на тему дело мастера боится

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 13:00

Сочинение-рассуждение на тему любить природу-значит любить свою родину!

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 06:10

Даны несколько отдельных строк из стихотворения в. я.брюсова «пророчество мечты»,написанных так называемым ропалическим стихом: 1)жизнь предать согласен сновиденью бесконечному. 2)ах, тая проклятья, истинные, освящённые!
3)и, губя, лепетами какая пара слов не может встретиться в пределах одной строки ропалического стиха? а)горестными и рыдает б)доверясь и опять в)настанет и отметит г)невозможное и совершится д)обманет и повторится.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 06:20

На вывеске одного петербургского магазина нарисованы три кошачьих фигурки и написана одна буква. какая это буква? 1) е 2)ж 3) з 4) и 5)ы

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 08:40

От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксов. составте и запишите с ними словосочетания или предложения, показывая разницу их значений. образец: лёд-ледовый, ледяной(ледовые условия, ледяные сосульки).
слова с которыми нужно составить: кость,,ветер, дело, игра, дым, игла

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 08:50

Спишите, раскрывая скобки. укажите падеж собственных имен существительных. составьте с ними различные по цели высказывание поэма (гейне), роман (дюма), стихи (гюго); опера (верди), пьесса (шоу), сказки (ханс кристиан андерсен),
«овод» (этель лилиан войнич), «жизнь и удивительные приключения морехода (робинзон крузо)» (даниэль дефо), «золотой жук» (эдгар по), «путь абая» (мухтар ауезов), «язык письма» (олжас сулейменов) вы можете делать до завтра

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 14:20

Составьте предложения по схемам. 1. ). и 3.(о! = и =). произведите синтаксический разбор полученных предложений.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 16:10

Однокоренное слово к слову щелкнуть

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 20:20

Комплексный анализ текста. текст №17. самые мягкие, трогательные стихи книги и картины написаны поэтами и художниками об осени. левитан, так же как и пушкин, и тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и
мимолетного времени года. осень снимала с лесов полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. рощи делались сквозными. темные краски лета сменялись р. ким золотым пурпуром и серебром. воздух был чище, холоднее и
дали были гораздо грубже, чем летом. левитан оставил около ста осенних картин. нна них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий
лед; косматые дожди по лесным порубкам. во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца. : 1.докажите что это текст. 2.тема текста. 3.основная
мысль текста. 4.стиль текста. 5.тип текста. 6.выпишите из текста 3-4 слова , в которых все согласные — звонкие. сделайте фонетическую транскипцию этих слов. 7.объясните как вы понимаете выражение рощи делались сквозными. 8.выпишите
из текста: эпитеты: метафоры: 9.определите лексическое значение слова пейзаж.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 11:00

Сочинение на тему «моё увлечение велосипедом»

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 12:00

Сочинение на тему «всегда ли я выполняю принятые решения.»

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Русский язык, 15.09.2021 14:17

Категория

Алгебра, 15.09.2021 14:17

Категория

Русский язык, 15.09.2021 14:17

Категория

Категория

Русский язык, 15.09.2021 14:18

Соберите фразеологизмы. Скажите, когда так говорят. Нос, за, водить; ноги, с, левой, встать; плечах, на, голова; хватает, не, неба, с, звёзд; воды, как, капли, две; ведра, из, как;…

Категория

Категория

Категория

Другие предметы, 15.09.2021 14:18

Категория

История, 15.09.2021 14:18

Категория

Форма урока: урок-практикум.

Цель:

  • Систематизировать и углубить знания по стилям;
  • Закрепить и углубить навыки комплексного
    анализа текста художественного стиля;
  • Пробуждать языковое чутье;
  • Воспитывать бережное отношение к языку.

Эпиграф:

Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка:
В.Шефнер

Ход урока

Оргмомент.

— Звучит музыка. («Осенняя песня» из «Времен
года» Чайковского). Ученица читает наизусть
отрывок из рассказа «Скрипучие половицы»
Константина Паустовского.

— Мы прослушали отрывок из текста
К.Паустовского «Скрипучие половицы», по
которому сейчас будем работать на уроке.

К.Г.Паустовский — художник слова с
неповторимой душевной интонацией, с
изумительным даром особого раздумья о природе.
Его произведения — это «живопись словом», когда
земля родная открывается через родное слово.
Добрый свет, который излучают его путевые
зарисовки, очерки, рассказы, новеллы и повести,
высвечивают прекрасное в природе, в любви, в
судьбах знаменитых и безвестных
соотечественников, в произведениях искусства.
Паустовский обладал тем редким лирическим
дарованием, которое помогало ему находить поэзию
в самой, казалось бы, скучной прозе жизни. Недаром
он увлекся созданием произведений, посвященных
людям творческого труда: художникам,
композиторам, поэтам.

В них обнаруживалось настоящее своеобразие
писателя: умение соединить тончайшее настроение
человека с настроением пейзажа и при этом
добавить, по выражению автора, «каплю грусти».

— Сегодня у нас урок-практикум. Мы будем
совершенствовать навыки по лингвистическому
анализу текста, но сегодня проанализируем его не
от содержания к форме, а наоборот попытаемся от
определенных языковых средств подойти к
пониманию основной идеи рассматриваемого
текста, потому что в каждом тексте (читаю
эпиграф).

— Работать будем в группах. Первая группа
рассмотрит лексический уровень, вторая —
морфологический, третья синтаксический.
Поскольку объем текста большой, на подготовку
даем 10 минут, на выступление — по 5 минут.

Выступления групп.

Слово первой группе. Вниманию остальных
групп: выступление очередной группы
конспектируете, в конце выступлений можете
задавать вопросы.

(Лексический уровень:

Единство текста обеспечивает следующие
тематические группы слов:

1. Тема дома:

  • Дом рассохся деревянный дом, в комнатах пахло;
    скрипучие половицы, сухие стропила, двери;
    старушка — люстра, в маленьком зале, в
    застекленной прихожей.

2. Время:

  • С утра ждет, просыпаясь ночью, дневную музыку,
    ночное треньканье, ночные звуки; проходит жизнь,
    отражая в сумерках серп, туманные зори, туманные
    русские закаты, великолепные позлащенные закаты.

3. Пространство:

  • На поляне, в сосновом лесу, в вершинах сосен, на
    поляне, перед крыльцом, просека, заросли,
    заброшенные дороги, околицы, тропинки.

4. Звуки:

  • Скрипучие половицы, ни одна из них не скрипнула,
    дом запоет, как, потрескивая, пропоет то одна, то
    другая половица, дневная музыка, треньканье
    деревянного дома, ночные звуки.

5. Ощущения:

  • Легкий восторг, от зрелища радуги.
  • В тексте много олицетворений: ветер шумел, дом
    запоет, дом ждет, дом скучал, пропоет половица,
    отзовется старушка-люстра;

Эпитетов:

  • Скрипучие половицы, любимая нота, легкий
    восторг, небогатая дань, любимый поэт,
    удивительный воздух, печальные закаты, туманные
    зори, позлащенные закаты.

Сравнения, сопоставления:

  • Цветы напоминали клочья пуха; самая простая
    музыка, как симфония; работал как вол; как
    поденщик; хрустали, как дубовые листья;
    выразительная звукопись, передающая шорохи;
    певучие звуки; мелодии дома).

— К какому выводу вы пришли в итоге своих
наблюдений?

(Стиль художественный, тип описание с
повествованием. Данные тематические группы слов,
тропы помогают автору нарисовать живую картину,
создает образы, характерные для этого стиля.
Старый дом изображен, словно живое существо со
своим характером, чувствами, голосом. Такое
описание «музыкального» дома передает
внутреннее состояние героя, то есть композитора.
Паустовский как бы чувствует, разгадывает мысли
и чувства Чайковского и восхищается его
чуткостью. Текст очень эмоциональный, лиричный,
что тоже является приметами художественного
текста).

Вторая группа. Вы должны были рассмотреть
морфологические средства выразительности речи.

( В тексте художественный образ создают
качественные прилагательные: неприятное,
удивительное, веселое, любимое, небогатая,
легкий, печальные и т.д.; качественные
прилагательные превосходной степени: тончайшим,
самая простая, самых легких. Эти прилагательные
использованные в качестве красочных эпитетов, с
их помощью автору удалось передать переживания
композитора, а еще создать, как зрительные, так и
слуховые восприятия предмета.

В качестве образного олицетворения
используется неодушевленное существительное в
значении одушевленного: старушка- люстра.

Наряду с прилагательными и существительными
художественно- изобразительную функцию в тексте
выполняют глаголы. Все глаголы почти
использованы в прошедшем времени, несовершенном
виде, помогая автору передать непрерывные
движение духовной жизни композитора: Чайковский
садился за рояль; «прекрасная оркестровка!»-
думал Чайковский; Чайковский слышал, как,
потрескивая, пропоет то одна, то другая половица;
еще это напоминало оркестр перед увертюрой,
когда оркестранты настраивают инструменты и т.д.

Использование причастий: старушка-люстра,
потерявшая половину своих хрусталей, похожих на
дубовые листья, и т.д. помогает образно описать
предмет;

Деепричастия в тексте также придают
выразительность, динамичность: иногда ночью,
просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая,
пропоет то одна, то другая половица, как бы
вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее
любимую ноту, и т.д.

Насыщение текста личными и притяжательными
местоимениями: он, его, из них, своих, своему
народу, ему, в их, свое сердце, ее лесам, ее
околицам, тропинкам, песням и т.д. усиливает
взволнованность, задушевность текста.

Повтор частиц: то одна, то другая половица; то
тут, то там; то на чердаке, то в маленьком зале, то
в застекленной прихожей и т.д. выполняет
усилительную функцию.

Проведенные наблюдения на морфологическом
уровне позволяет сделать вывод, что данный текст
художественного стиля).

Вывод: Мы сейчас наблюдали над тем, как
«работают» морфологические средства
выразительности речи в комплексе с лексическим
уровнем над созданием художественного образа и
как участвуют в передаче замысла автора).

— Выступает третья группа. Вашей задачей было
осмыслить синтаксический уровень.

К какому выводу вы пришли?

(Одним из синтаксических средств
выразительности в данном художественном тексте
является использование глагольных
словосочетаний, придающих образность: проносил
вереницы облаков, запоет от звуков рояля,
разыгрывалась этим домом, с утра ждет, скучал без
звуков, трогал струну, не удалось передать
восторг, возникает от зрелища радуги, отражался в
сумерках, не променяет зори и т.д.

Важным выразительным средством в тексте
являются предложения с однородными членами,
которые помогают автору передать тончайшие
душевные переживания: но еще ни разу ему не
удалось передать тот легкий восторг, что
возникает от зрелища радуги, от ауканья
крестьянских девушек в чаще, от самых простых
явлений окружающей жизни.

Для текста характерно использование
обособленных членов предложения: обособленные
определения- растрепанные, высохшие, они;
старушка- люстра, потерявшая половину своих
хрусталей, похожих на дубовые листья и т.д.-
используются для образного изображения
предметов;

Обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастными оборотами, придают динамичность
действию: пробирался к роялю, приглядываясь к
половицам прищуренными глазами; думал
Чайковский, восхищаясь певучестью дерева:
иногда, ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как,
потрескивая, пропоет то одна, то другая половица,
как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из
нее любимую ноту и т.д.

Автор широко использует сложные предложения:
сложносочиненные, сложно — подчиненные,
бессоюзные, сложные предложения с разными видами
связи. Однако, преобладают в тексте
сложноподчиненные предложения, автор использует
их для того, чтобы передать мысли чувства со
всеми подробностями, детально, неторопливо.
Больше предложений с придаточными
изъяснительными: С некоторых пор Чайковскому
начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда,
композитор сядет за рояль. И т.д.)

Синтаксис в художественном произведении
помимо коммуникативной задачи несет и
эстетическую, то есть участвует вместе с другими
приемами языковых средств в создании
художественных образов, в передаче отношения
автора к изображаемой действительности. В чем мы
с вами и убедились.

Общий вывод:

— Таким образом, все единицы языка призваны
служить средством экспрессии и образности
изображаемых картин и действий и при этом все
вместе «работают» на постижение основной идеи
автора. Итак, как вы думаете, какие проблемы
подняты автором в данном тексте?

(В тексте подняты важнее проблемы:

— Тема любви и Родины, она выражена в образе
великого композитора. Чайковский показан
человеком, горячо любящим свою Родину. Он готов
служить ей, своему народу, готов работать » как
вол», чтобы успеть сочинить как можно больше,
выразить свою любовь к Родине через музыку.

— Поднята проблема творчества.)

— Откуда находит свое вдохновение композитор?
(Настоящий талант находит свое вдохновение в
родной природе, в самых обычных явлениях своей
жизни.)

— В чем секреты мастерства композитора? (В его
самоотверженном труде).

— Отсюда вытекает еще одна проблема: Надо много
трудиться, только тогда и придет вдохновение,
только тогда получится настоящее произведение.

— А теперь давайте попробуем написать
сочинение- миниатюру, выразить свое отношение к
вопросам, поднятым автором.

— Чтение 2 — 3 работ.

— Итак, сегодня мы с вами проверили
теоретические знания на практике, учились
анализировать, составлять текст. Хочу еще раз
вернуться к эпиграфу::

Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка:
В.Шефнер

— Будьте всегда внимательны к слову, относитесь
к нему бережно, учитесь полно и ярко выражать
свои мысли, пусть язык мастеров художественного
слова удивляет вас, восхищает и вызывает желание
подражать.

Скрипучие половицы (Отрывок)

В этом рассказе говорится об одном случае из жизни замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Деревянный дом, в котором как-то летом гостил композитор, ему очень нравился. Долгие часы проводил П. И. Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом. И этот дом, и окружавший его лес, деревушки, просеки, заросли и заброшенная дорога — всё помогало композитору сочинять его прекрасную музыку, в которой он стремился выразить всю любовь к своей стране, её природе и людям.

Однажды старый Василий — лесник из соседней помещичьей усадьбы — принёс Петру Ильичу Чайковскому страшную весть о вырубке леса, окружавшего дом, в котором жил композитор.

1

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром…

Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее умыться, выпить кофе и идти на Рудой Яр. Он знал, что сегодня, побыв там, он вернётся — и живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки… И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву — очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошёл к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Её он прозвал «маяком». Она тихо шумела, хотя ветра и не было.

Он, не останавливаясь, провёл рукой по её нагретой коре.

2

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.

Он играл… Он добивался ясности мелодии — такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.

Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней…

— Играет? — спросил, подымив цигаркой, Василий. — Прекратить, говоришь, нельзя?

— Никак! — ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. — Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимыч, святое дело.

— Дело, конечно, святое, — согласился Василий. — А ты бы всё-таки доложил.

— И не просите. Надо же иметь понимание вещей.

— А мы, что ж, не понимаем? — рассердился Василий. — Ты, брат, охраняй, да в меру. Моё дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.

— Ой! — вздохнула Феня и ещё туже затянула концы платка. — Весь бы день слухала!..

— Вот, — сказал с укором слуга, — девчонка босоногая и та чувствует! А ты протестуешь! Смыслу от тебя не добьёшься. И неизвестно, за каким ты делом пришёл.

— Я не в трактир[39] пришёл, — ответил бранчливо Василий. — Я к Петру Ильичу за советом пришёл.

Он снял шапку, поскрёб серые космы, потом нахлобучил шапку и сказал:

— Слыхали небось? Помещик мой не вытянул, ослаб. Весь лес продал…

— Кому продал?

— Харьковскому купцу Трощенке… Слыхал про такого?

— Купцов много, — уклончиво ответил слуга. — Ежли бы ещё он был московский…

— Повидал я купцов на своём веку каких хошь… Этот — с виду приличный господин. В золотых очках и бородка седенькая, гребешочком расчёсанная… В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди — там пусто. Как в могиле. Приехал с ним приказчик, всё хвалится: «Мой, говорит, волкодав леса? свёл по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он, говорит, к лесу злой — на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал». Думали, конечно, что врёт приказчик. А вышло на поверку, что не брешет приказчик. Купил Трощенко лес, рубаху ещё не сменил, а пригнал уже лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня лес начнут валить. Всё, говорят, велел пустить под топор до последней осины. Так-то.

— А тебе что? Твоя какая беда? Что велят, то и делай.

— Служишь ты у хорошего господина, — раздумчиво сказал Василий, — а душа у тебя, как гнилой орех. Щёлкнешь, в нём заместо ядра — белый червь… Как язык поворачивается такое спрашивать — мне-то что! Да я со своих двадцати годов к этому лесу приставлен. Я его растил, нянчил.

— Вона! — насмешливо сказал слуга.

— «Вона»! — передразнил его Василий. — А теперь что? Разбой! Да я ещё должен дерева к смерти метить. Нет, брат, совесть у меня не бумажная. Меня не купишь. Теперь одна путь — жаловаться.

— Кому? — спросил слуга. — Царю Гороху?

— Как кому? Губернатору. Земству. А не поможет — в суд!..

— Мечты! — вздохнул слуга и затоптал папироску. — С такими словами ты лучше к Петру Ильичу не приступай.

— Это мы ещё поглядим!

— Ну и сиди — дожидайся! — рассердился слуга. — Только имей в виду, что ежели он заиграется, так до ночи не выйдет.

— Небось выйдет! Ты меня не пугай. Я, брат, не из робких.

Слуга взял у Фени махотку с земляникой и ушёл в дом. Феня ещё долго сидела, пригорюнившись, смотрела перед собой удивлёнными глазами. Потом тихонько встала и, оглядываясь, пошла прочь по дороге. А Василий палил цигарки, скрёб грудь, ждал. Солнце уже перевалило к вечеру, от сосен пошли длинные тени, а музыка не затихала.

«Колдует! — подумал Василий, подняв голову, прислушался. — Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? «Среди долины ровныя»! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?..»

3

Когда в окнах заполыхал багровый закатный огонь, музыка наконец оборвалась. Несколько минут было тихо. Потом скрипнула дверь. Чайковский вышел на крыльцо, достал из кожаного портсигара папиросу. Он был бледен, руки у него дрожали.

Василий поднялся, шагнул к Чайковскому… стащил с головы выгоревший картуз, всхлипнул.

— Ты что? — быстро спросил Чайковский и схватил Василия за плечо. — Что с тобой, Василий?

— Спаси! — прохрипел Василий. — Мочи моей нету! Криком бы кричал, да никто не отзовётся. Помоги, Пётр Ильич, не дай случиться палачеству!

Василий прижал к глазам рукав застиранной синей рубахи. Он долго не мог ничего выговорить, сморкался, а когда наконец рассказал всё как есть, то даже оторопел: никогда он не видел Петра Ильича в таком гневе.

Всё лицо у Чайковского пошло красными пятнами. Обернувшись к дому, он крикнул:

— Лошадей!

На крыльцо выскочил испуганный слуга:

— Звали, Пётр Ильич?

— Лошадей! Вели закладывать.

— Куда ехать-то?

— К губернатору.

Чайковский плохо помнил эту ночную поездку. Коляску подбрасывало на выбоинах и корнях. Лошади всхрапывали, пугались. С неба падали звёзды. Холодом ударяло в лицо из заболоченных чащ…

«Успею ли? — думал Чайковский. — В крайнем случае разбужу. Завтра начнут валить лес. Что за подлость такая!»

4

Губернатор отказался помочь композитору, потому что лес теперь принадлежал купцу Трощенко, который мог распоряжаться им по своему усмотрению. П. И. Чайковский рано утром поехал к купцу. Он хотел купить у него втридорога лес и таким образом спасти этот кусок земли.

В усадьбе Чайковский Трощенки не застал.

Уже рассвело. Весь усадебный двор зарос репейником. Среди репейника бегал по ржавой проволоке осипший пёс. Морда у него была в репьях, и пёс, немного полаяв, начинал тереть морду лапой, отдирая колючки.

На крыльцо вышел кривоногий человек в рыжих кудряшках. От него издали разило луком. Рыжий равнодушно посмотрел на коляску, на Чайковского и сказал, что Трощенко только что уехал на порубку.

— А вам он на что понадобился? — недовольно спросил рыжий. — Я ихний управитель.

Чайковский не ответил, дотронулся до спины кучера. Лошади с места взяли рысью…

По дороге обогнали лесорубов. Они шли с топорами, с гнущимися на плечах синеватыми пилами. Лесорубы попросили закурить и сказали, что Трощенко недалеко, на пятом квартале.

Около пятого квартала Чайковский остановил коляску, вышел и направился в ту сторону, где слышались голоса.

Трощенко, в сапогах и шляпе… ходил по лесу и сам метил топором сосны.

Чайковский подошёл, назвал себя. Трощенко спросил:

— Чем могу служить?

Чайковский коротко изложил своё предложение — перепродать ему на корню весь этот лес.

— Желаете округлить владения? — ласково спросил Трощенко. — Этому лесу цены нету. Слышите? — Трощенко ударил обухом топора по сосне. — Поёт древесина! А насчёт ваших слов надо подумать. Своего рода неожиданность. Всё дело, как сами понимаете, в цене. За свою цену я вам отдать не могу. Смысла нету…

— Назовите вашу цену. Торговаться я не собираюсь. Если цена будет сходная…

— Где вам торговаться! Вы человек возвышенных сфер жизни. Я вам верную цену скажу… — Трощенко помолчал. — Десять тысяч будет, пожалуй, самая цена…

— Хорошо! — сказал Чайковский и почувствовал холодок под сердцем, будто поставил на карту всю жизнь. — Я согласен…

— Деньги-то у вас есть? — вдруг грубо спросил Трощенко.

— Будут… Я вам выдам вексель[40].

— Подо что? Под эту усадебку? Да ей две тысячи — красная цена!

— Усадьба эта не моя. Вексель я выдам под свои сочинения.

— Так-с!.. — протянул Трощенко и закурил. — Под музыку!.. Её послушать, конечно, приятно. Послушал — ушёл, а следа-то и нету! — Он протянул к Чайковскому ладонь и поскрёб по ней скрюченными пальцами. — Воздушная вещь… Векселя я, извините, не беру. Только наличными.

— Наличных сейчас у меня нет.

— На нет и суда нет!..

5

Он поехал домой, стараясь не вслушиваться в разносившийся по лесу стук топоров.

Лошади вынесли коляску на поляну. Кто-то впереди предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил лошадей.

Чайковский встал, схватился за плечо кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрипели.

Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы.

Вершина сосны загородила дорогу. Проехать было нельзя.

— Придётся ворочаться на большак, Пётр Ильич, — сказал кучер.

— Езжай! Я пешком пройду.

— Эх, обормоты! — вздохнул кучер, подбирая вожжи. — Рубить и то по-людски не умеют. Нешто дело — валить сначала большие деревья, а малые ломать в щепки? Ты сначала малые повали, тогда большое в просторе ляжет…

Чайковский подошёл к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тёмной хвои… От её запаха першило в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля.

Он быстро пошёл домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковский всё ускорял шаги. Он почти бежал.

— Подлость! — бормотал он. — Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю… Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять… что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Чайковский задыхался. Он уже не мог идти быстрее…

Значит, теперь он уже никогда не окончит начатую вчера работу. Придётся тотчас уехать, чтобы не видеть этого варварства.

Наступила разлука с любимыми местами.

  • Восстановите отрывки из сказок корнея ивановича чуковского работайте так прочитай свой отрывок
  • Восстановите диалог из сказки а с пушкина сказка о рыбаке и рыбке
  • Восстанови связь слов в текстах из какого рассказа взяты эти отрывки раскрой скобки образуй форму
  • Восемнадцатое мая как пишется
  • Восемнадцатого века как пишется