Литературные термины
Какое художественно-изобразительное средство использовал А. Аверченко для создания комической ситуации в данных выражениях?
«Графиня вошла в бальный сарай»; «роскошное колье из кусочков каменного угля»; «заревел упоительный вальс».
Оксюморон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.
Гипербола |
|
Антитеза |
|
Оксюморон |
Художественные стили
Выделите две фразы, которыми автор создаёт эффект языкового несоответствия в рассказе Н. Тэффи «Счастье (Рассказ петербургской дамы)».
Одним из способов создания языкового несоответствия является смешение стилей.
«Вы, товарищ мадам,не беспокойтесь. Это недоразумение, и вам последствий не будет. А насчёт ваших ложек, так мы расстрелянным вещи не выдаём. На что расстрелянному вещи? А которые не расстреляны, так те могут жаловаться в… это самое… куды хочут».
Русские сатирики XX века
Установите соответствие: имя автора и название сборника рассказов.
Иллюстрации к произведениям
Соберите иллюстрацию к роману «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Художник-карикатурист С. Лемехов.
С. Чёрный
Подчеркните имя героини единственного романтического стихотворения Саши Чёрного «Мой роман».
Имя имеет древнееврейское происхождение и в переводе буквально означает «Бог мой – клятва», «почитающая Бога», «заклинающая Богом».
Творчество С. Чёрного
Заполните кроссворд по стихотворению «Мой роман» Саши Чёрного.
«Свою мандолину снимаю со стенки,/ Кручу залихватски ус…/ Я отдал ей всё: портрет Короленки/ И нитку зелёных бус»
Русские сатирики XX века
Установите соответствие: имя героя и название рассказа.
«Ольга Вересова рассказала мне, что выходит замуж за Андрея Иваныча, и очень счастлива» (Н. Тэффи).
Основы комического
Разместите верные варианты ответов в соответствующие колонки.
В основе комического лежит какое-то несоответствие. Это несоответствие может быть:
Алогизм часто применяется для создания комического эффекта, связан с установкой на иронию, гротеск.
На языковом уровне |
На уровне сюжетной ситуации |
На уровне характера |
---|---|---|
Алогизмы
Имитация дефекта речи
Недоразумение: одного героя принимают за другого
Ошибочные действия
Противоречие между самооценкой и произведённым впечатлением
Противоречие между желаемым и действительным
Русские писатели
Установите соответствие: чьи традиции продолжают в своих произведениях В. Маяковский, Н. Тэффи, С. Чёрный.
А. Аверченко продолжает традиции, используя гротеск и живые интонации разговорной речи.
Н. Тэффи
Заполните кроссворд по рассказу Н. Тэффи «Рекламы».
«Хочется вылить это настроение в какую-нибудь реальную гадость, и я говорю прислуге: — Мне кажется, Клаша, что вы что-то забыли. Это очень нехорошо. Вы видите, что мне некогда, и нарочно всё забываете»; «– Стыдно! Вы заглушаете себя этой пошлостью (жест в сторону ростбифа), чтобы не вспоминать о главном»
А. Аверченко
Укажите форму комического противопоставления, используемую в отрывке из рассказа А. Аверченко «Русская сказка» (выберите верный ответ):
— Дядя Саша, например, был адвокатом. Пётр Семёныч писал портреты и продавал их, дядя Котя имел магазин игрушек…
— Что-й-то – игрушки?
— Как бы тебе объяснить… Ну, например, — видел ты живую лошадь? Так игрушка – маленькая лошадь, неживая; человечки были — тоже неживые, но сделанные, как живые. Пищали. Даванёшь живот, а оно и запищит.
— А для чего?
— Давали детям, и они играли.
— Музыка?
— Чего музыка?
— Да вот, играли.
Противопоставление на уровне характера |
|
Ситуационное противопоставление |
|
Языковое противопоставление |
А. Аверченко
Укажите форму комического противопоставления, используемого в отрывке из рассказа А. Аверченко «Бал у графини Х…» (выберите верный ответ):
— Он даёт за ней корову с телёнком и двух уток.
— Parbleu! – вскричал молодой щёголь в рединготе из четырёх склеенных номеров вчерашней газеты.
— Я, вероятно, еще успею пригласить её на вальс!..
Он вынул из кармана будильник на дверной цепочке, бросил на него косой взгляд и помчался к графине.
В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение правильных пропорций.
Противопоставление на уровне характера |
|
Ситуационное противопоставление |
|
Языковое противопоставление |
Литературные термины
Восстановите пробелы в определении.
Ложная претензия.
Пошлость ‒ это
претензия: пошлость — это нечто «
значительное,
красивое,
умное,
привлекательное». В. Набоков
Публицистика
В редакции какого журнала работали А. Аверченко, Н. Тэффи и С. Чёрный?
Этот журнал был главным рупором сатиры и юмора Санкт-Петербурга того времени.
«Безбожник» |
|
«Сатирикон» |
|
«Бич» |
|
«Стрекоза» |
Обратили ли вы внимание, как составляются новые рекламы?
С каждым днем их тон делается серьезнее и внушительнее. Где прежде предлагалось, там теперь требуется. Где прежде советовалось, там теперь внушается.
Писали так:
«Обращаем внимание почтеннейших покупателей на нашу сельдь нежного засола».
Теперь:
«Всегда и всюду, требуйте нашу нежную селедку!»
И чувствуется, что завтра будет:
«Эй ты! Каждое утро, как глаза продрал, беги за нашей селедкой».
Для нервного и впечатлительного человека это — отрава, потому что не может он воспринимать этих приказов, этих окриков, которые сыплются на него на каждом шагу.
Газеты, вывески, объявления на улицах — все это дергает, кричит, требует и приказывает.
Проснулись вы утром после тусклой малосонной петербургской ночи, берете в руки газету, и сразу на беззащитную и не устоявшуюся душу получается строгий приказ:
«Купите! Купите! Купите! Не теряя ни минуты, кирпичи братьев Сигаевых!»
Вам не нужно кирпичей. И что вам с ними делать в маленькой, тесной квартирке? Вас выгонят на улицу, если вы натащите в комнаты всякой дряни. Все это вы понимаете, но приказ получен, и сколько душевной силы нужно потратить на то, чтобы не вскочить с постели и не ринуться за окаянным кирпичом!
Но вот вы справились со своей непосредственностью и лежите несколько минут разбитый и утираете на лбу холодный пот.
Открыли глаза:
— «Требуйте всю нашу подпись красными чернилами: Беркензон и сын!»
Вы нервно звоните и кричите испуганной горничной:
— Беркензон и сын! Живо! И чтоб красными чернилами! Знаю я вас!..
А глаза читают:
«Прежде чем жить дальше, испробуйте наш цветочный одеколон, двенадцати тысяч запахов».
«Двенадцать тысяч запахов! — ужасается ваш утомленный рассудок. — Сколько на это потребуется времени! Придется бросить все дела и подать в отставку».
Вам грозит нищета и горькая старость. Но долг прежде всего. Нельзя жить дальше, пока не перепробуешь двенадцать тысяч запахов цветочного одеколона.
Вы уже уступили раз. Вы уступили Беркензону с сыном, и теперь нет для вас препон и преград.
Нахлынули на вас братья Сигаевы, вынырнула откуда-то вчерашняя сельдь нежного засола и кофе «Аппетит», который нужно требовать у всех интеллигентных людей нашего века, и ножницы простейшей конструкции, необходимые для каждой честной семьи трудящегося класса, и фуражка с «любой кокардой», которую нужно выписать из Варшавы, не «откладывая в долгий ящик», и самоучитель на балалайке, который нужно сегодня же купить во всех книжных и прочих магазинах, потому что (о, ужас!) запас истощается, и кошелек со штемпелем, который можно только на этой неделе купить за двадцать четыре копейки, а пропустите срок — и всего вашего состояния не хватит, чтобы раздобыть эту, необходимую каждому мыслящему человеку, вещицу. — Вы вскакиваете и как угорелый вылетаете из дому. Каждая минута дорога!
Начинаете с кирпичей, кончаете профессором Бехтеревым, который уступая горячим просьбам ваших родных, соглашается посадить вас в изолятор.
Стены изолятора обиты мягким войлоком, и, колотясь о них головой, вы не причиняете себе серьезных увечий.
У меня сильный характер, и я долго боролась с опасными чарами рекламы. Но все-таки они сыграли в моей жизни очень печальную роль.
Дело было вот как:
Однажды утром проснулась я в каком-то странном, тревожном настроении. Похоже было на то, словно я не исполнила чего-то нужного или позабыла о чем-то чрезвычайно важном.
Старалась вспомнить, — не могу.
Тревога не проходит, а все разрастается, окрашивает собою все разговоры, все книги, весь день.
Ничего не могу делать, ничего не слышу из того, что мне говорят. Вспоминаю мучительно и не могу вспомнить.
Срочная работа не выполнена, и к тревоге присоединяется тупое недовольство собою и какая-то безнадежность.
Хочется вылить это настроение в какую-нибудь реальную гадость, и я говорю прислуге:
— Мне кажется, Клаша, что вы что-то забыли. Это очень нехорошо. Вы видите, что мне некогда, и нарочно все забываете.
Я знаю, что нарочно забыть нельзя, и знаю, что она знает, что я это знаю. Кроме того, я лежу на диване и вожу пальцем по рисунку обоев; занятие не особенно необходимое, и слово «некогда» звучит при такой обстановке особенно скверно.
Но этого-то мне и надо. Мне от этого легче.
День идет скучный, рыхлый. Все неинтересно, все не нужно, все только мешает вспомнить.
В пять часов отчаяние выгоняет меня на улицу и заставляет купить туфли совсем не того цвета, который был нужен.
Вечером в театре. Так тяжело!
Пьеса кажется пошлой и ненужной. Актеры — дармоедами, которые не хотят работать.
Мечтается уйти, затвориться, в пустыне и, отбросив все бренное, думать, думать, пока не вспомнится то великое, что забыто и мучит.
За ужином отчаяние борется с холодным ростбифом и одолевает его. Я есть не могу. Я встаю и говорю своим друзьям:
— Стыдно! вы заглушаете себя этой пошлостью (жест в сторону ростбифа), чтобы не вспоминать о главном.
И я ушла.
Но день еще не был кончен. Я села к столу и написала целый ряд скверных писем и велела тотчас же отослать их.
Результаты этой корреспонденции я ощущаю еще и теперь и, вероятно, не изглажу их за всю жизнь!..
В постели я горько плакала.
За один день опустошилась вся моя жизнь. Друзья поняли, насколько нравственно я выше их, и никогда не простят мне этого. Все, с кем я сталкивалась в этот великий день, составили обо мне определенное непоколебимое мнение. А почта везет во все концы света мои скверные, то есть искренние и гордые письма.
Моя жизнь пуста, и я одинока. Но это все равно. Только бы вспомнить.
Ах! Только бы вспомнить то важное, необходимое, нужное, единственное мое!
И вот я уже засыпала, усталая и печальная, как вдруг словно золотая проволочка просверлила темную безнадежность моей мысли. Я вспомнила.
Я вспомнила то, что мучило меня, что я забыла, во имя чего пожертвовала всем, к чему тянулась и за чем готова была идти, как за путеводной звездой к новой прекрасной жизни.
Это было объявление, прочтенное мною во вчерашней газете.
Испуганная, подавленная, сидела я на постели и, глядя в ночную темноту, повторяла его от слова до слова. Я вспомнила все. И забуду ли когда-нибудь!
«Не забывайте никогда, что белье монополь — самое гигиеничное, потому что не требует стирки».
Вот!
Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы в 5-9 классах (Анализ рассказа Н.А.Тэффи «Два»)
Путкова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы
Эпизод – это отрывок (фрагмент) из художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Как в капле отражается химический состав воды, так и в эпизоде отражаются все особенности художественного произведения, поэтому эпизод может стать «рабочей площадкой» для формирования читательских умений учащихся – умений понимать произведение и анализировать его. Именно это является мотивацией к практике такой формы работы на уроке литературы, как анализ эпизода.
Обучение анализу эпизода начинается с формирования умения выделять эпизод.
Умение выделять эпизод при анализе художественного произведения – это одно
из важных читательских умений.
План анализа эпизода
-
Определить границы эпизода.
-
Определить основную мысль эпизода, дать ему название.
-
Указать, через какие образы раскрывается главная мысль эпизода.
-
Проследить смену настроений и чувств действующих лиц, выявить авторскую мотивировку поступков героев.
-
Отметить, какие художественные приемы использует автор для выражения идеи. (Авторская характеристика, взаимохарактеристика героев, портрет, деталь, пейзаж, интерьер, речь, анализ поступков).
-
Композиция эпизода.
-
Указать, какие выразительные средства языка помогают автору раскрыть основную мысль (тропы, риторические фигуры и др.)
-
Определить, какова роль эпизода и законы сцепления его с остальными эпизодами.
Трудности (ошибки) в анализе эпизода
-
Однообразны приемы анализа (распространенный прием – беседа, а возможен и диафильм – кадр).
-
Не предусмотрена монологическая речь учащихся.
-
Мало используются опережающие задания.
-
Не используется инсценировка эпизода (в среднем звене).
-
Словарная работа слаба или неудачна.
-
Отсутствие мотивированности выбора эпизода («Нравственные искания Пьера (на примере дуэли с Долоховым)»).
-
Неорганична связь с современностью.
Анализ эпизода включает 3 блока
-
Место в произведении, связи с другими эпизодами
-
Роль
-
Приемы (главные из них – портрет, деталь, пейзаж)
Покажем на конкретном примере разные варианты анализа текста на примере небольшого рассказа Тэффи «Два».
Сочинение-рассуждение.
В маленьком садике при скверном ресторанчике маленького и скверного Туапсе завтракали мы в тугие, голодные времена — предбеженские. Ели с грязных тарелок бараньи ошметки, хлеб черствый, кислый и пыльный. Тощий ресторанный пес бродил между столиками, стучал хвостом по голым ребрам и «ни от какой работы не отказывался» — ел даже огрызки от соленых огурцов. Совсем, видно, пропадать приходится. И вдруг в другом углу садика появился другой пес. Видно, только что прошмыгнул в калитку. Остановился у столика, за которым старик пилил ножом какую-то жареную кожу, остановился и присел, не совсем присел, не до земли, а чуть-чуть поджался исключительно из унижения и чтобы подчеркнуть свое бедственное положение. И по всей позе видно было, что он сам сознает, как дело его незаконно. Старик взглянул на него и бросил ему через голову кость. Не успел пес лязгнуть зубами, как в один прыжок тот другой, ресторанный, и законный, был уже на нем. Пыль, визг, вихрь, шерсть, хвосты, зубы. Через секунду уже на другой стороне улицы тихое повизгивание, и уныло поджатый хвост медленно скрывается в воротах. Победитель вернулся, полизал себе бок, разыскал незаконную кость, погрыз, задумался, опять погрыз вяло, без жизни, без темперамента. А ведь это все-таки была ко-о-о-сть. Ведь не огуречный огрызок, а ко-о-о-ость. Да еще, поди, с мясцом, потому что старик-то, владетель ее и жертвователь, беззубый сидел и обгрызть ее, как прочие посетители, не мог. Задумался чего-то пес. Морду отвернул, заскучал. Неужто жалеет того, что прогнал? Чего жалеть-то? Лезут тут всякие, когда самому концы с концами не свести. Отряхнулся, подошел к столу, минутку постоял, да и отошел. И работа, значит, на ум не идет. Лег у стены. Печальный, совсем расстроился. Вдруг фыркнул носом, вскочил и деловито, трусцой побежал через улицу. — Смотрите, — сказал мне сосед, — никак мириться побежал. Через минуту пес, уже спокойный, совсем другой походкой вернулся в ресторан. Морда у него была слегка смущенная, но очень добрая и даже веселая. На почтительном расстоянии следовал за ним тот — нарушитель прав, злодей и преступник. Злодей уже не боялся и не приседал, но явно старался держать себя скромно. Разыскал историческую кость и, хотя она была уже совсем объеденная и заваленная, забился с нею скромно под забор, явно подчеркивая, что к клиентам соваться не будет. Победитель рыскал без толку между столиками и так вилял хвостом, с такою силою, что даже весь на бок поворачивался. Получил раза два здорового тумака, но даже не визгнул, так был счастлив.