Сюжет сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Из предложенных вариантов выберите верный.
Где находился пансион, в котором учился Алёша?
На Первой линии Алексеевского острова |
|
На Первой линии Николаевского острова |
|
На Первой линии Александровского острова |
|
На Первой линии Васильевского острова |
Сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Выберите правильный вариант из предложенного списка.
«Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…»
Характеристика героя
Выберите несколько характеристик, которыми автор описывает Алёшу в начале сказки.
Послушный
Нелюдимый
Умненький
Учился хорошо
Спортивный
Персонажи сказки
Найдите соответствия между героями и их описанием.
По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки.
На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее был платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым.
На нём была светло-зелёная мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.
Композиция сказки
Восстановите последовательность событий в сказке.
Алёшу родители оставили в пансионе
Алёша подружился с курочкой Чернушкой
В пансион приехал директор
Чернушка пригласила Алёшу в подземное царство
Алёша спас Чернушку от кухарки
Характеристика главного героя
Подчеркните в приведенном отрывке слова, характеризующие Алёшу после получения зёрнышка, исполняющего желание.
Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный.
Работа с текстом сказки
Впишите в текст пропущенные слова из сказки.
Вдруг вошли они в залу, освещённую тремя большими хрустальными
. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах
в блестящих латах, с большими перьями на
, с
и щитами в железных руках.
Художественно-изобразительные средства
В предложенном фрагменте найдите и выделите цветом сравнение.
Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она тихонько ему говорит:
– Алёша, Алёша! Останься со мною!
Работа с текстом произведения
Восстановите последовательность предложений в отрывке из сказки.
Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергся.
Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным.
Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжелым сном.
Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг – которых, впрочем, ему и не задавали.
Сюжет сказки
Выберите верный вариант.
Какие книги любил читать Алёша?
Сказки |
|
Исторические повести |
|
Рыцарские романы |
|
Рассказы о животных |
Сюжет произведения
Выделите цветом верный вариант.
Как называлась монета, которой Алёша расплатился с кухаркой за жизнь Чернушки?
Грош
Империал
Алтын
Полушка
Сюжет сказки А. Погорельского
Выберите верный вариант из списка.
В чём ослушался Алёша Чернушку, когда они отправились к подземным жителям первый раз?
Композиция сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Поставьте перечисленные события в правильном порядке.
Алёша спасает Чернушку от кухарки
Алёша после болезни стал прежним
Алёша получает волшебное семечко
Алёша попадает в подземное царство
Алёша рассказывает учителю и товарищам о поземном царстве
Чернушка возвращает Алёше потерянное зёрнышко
Алёшу выпороли
Работа с текстом сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Вставьте пропущенные слова в пропуски.
«… у нас существует , что если тот, кому мы показались, не сохранит этого , то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти – далеко-далеко в другие . Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно , ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня».
народом
скромнее
страны
в тайне
закон
Народные И Древнерусские Произведения — Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы Претича<span>В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.</span>
Смотря что сделал он ?
Сказка-быль “Кладовая солнца” — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не стоило жизни Митраше. Но мальчик, попав в болото, не растерялся, проявил смекалку и мужество, поэтому остался жив.
Травка — умная и добрая собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши.
“— Затравка!
Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла.
— Ну, ну! — сказал Антипыч.— Иди ко мне, умница!”
Стосковавшись по человеческой ласке после смерти хозяина, Травка принимает Митрошу за Антипыча, и благодаря смекалке мальчик спасается из трясины. Мне, городской жительнице, интересно читать рассказы о природе. Я как бы вместе с героями путешествую по лесу, пугаюсь, встретив змею и лося, радуюсь счастливому избавлению Митраши от опасности.
Такие рассказы помогают понять и полюбить окружающую природу, научиться читать ее загадочные страницы.
Главный герой заранее готовился к своему путешествию. Он взял у старшего брата его ремень. Чику предстояла охота на перепёлок. Мальчик мечтал, как повесит за ремень свою добычу, когда будет возвращаться домой. Проснувшись раньше всех и оставив родным записку, Чик отправился на охоту со своей собакой Белкой. В качестве оружия он взял с собой лук и стрелы.
Мальчик познакомился с другими охотниками, среди которых оказался его тёзка. Чик невольно вспоминает о том, что его имя никогда не воспринимали всерьёз и смеялись над ним. Главного героя обижает, когда люди думают, что такого имени на самом деле не существует. Однажды Чик встретил своего тёзку, мальчика, которого звали точно так же. Главный герой мечтал, чтобы второй Чик перешёл учиться в его школу. Тогда ребята поверят, что его имя не вымышленное. Однако вскоре выяснилось, что новый приятель мальчика не отличается умственными и физическими способностями. Главный герой начинает бояться, что его будут путать со вторым Чиком, который позорит их общее имя.
Охота была не слишком удачной. Но мальчик всё же вернулся домой не с пустыми руками. Он принёс голубя, которого попытался приручить. Не справившись с этой задачей, Чик выпустил птицу на волю.
1. «Секрет»
2. Отец отправил Ассоль со своими игрушками в город, чтобы она из отнесла, но по дороге она увидела в корзинке кораблик с алыми парусами и решила запустить его по ручью, из-за этого она забрела глубоко в лес. В это время навстречу ей вышел старый Эгль.
4. Ассоль рассказала всем, что ей напророчил Эгль и ждала этого принца на красных парусах, а ее друзья отвернулись от нее из-за того, что подумали, что она сумасшедшая.
5. Меннерс однажды не помог жене Лонрена в деньгах и она была вынуждена идти в город в непогоду, из-за этого она заболела и умерла.
Жонкина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 407
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Урок литературы в 5 классе по
сказке Антония Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучение сказки, осознание ее нравственных уроков.
Задачи урока
Образовательные:
при работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, совершенствовать технику чтения и пересказа.
Развивающие:
развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в рисунке, плане, таблице, сборнике мудрых мыслей
Воспитательные:
анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков, развивать ценностные ориентации.
УУД
Личностные УУД:
Формирование мотивации к самосовершенствованию;
Формирование навыков исследовательской деятельности
Совершенствование навыков самостоятельной и творческой работы
Регулятивные УУД:
сравнение способа действия, его результата с заданным эталоном, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция на этапе выбора домашнего задания, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в группе и паре, умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Познавательные УУД:
структурировать знания содержания сказки, контроль и оценка процесса пересказа, работы с текстом и результатов деятельности, постановка и формулировка проблемы — поиск и определение идеи сказки, смысловое чтение, построение логической цепи пересказа, рассуждения, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Планируемые результаты
Предметные
Знать:
содержание сказки, значение слов и понятий, краеведческий материал
Уметь:
пересказать, обосновать, доказать, найти в тексте, построить рассуждение, сделать вывод, подвести итог
Личностные:
знакомство с новым писателем, расширение кругозора по истории и культуре Санкт-Петербурга, «примерка» нравственного опыта героя на себя, возможность выразить себя в выборе эпизода для создания иллюстрации и пересказа его
Метапредметные:
Основные понятия:
порок, праздность, совесть, предательство, добродетель и др.
Межпредметные связи
с краеведением, изобразительным искусством
Ресурсы:
Основные: учебник, рабочая тетрадь, рисунки учащихся
Дополнительные: презентация по биографии писателя и по сказке, ноутбук, проектор, аудиозапись радиоспектакля
Формы урока:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая (при создании проекта)
Технология:
информационный проект — краеведение, практико-ориентированный проект — изобразительное искусство
Ход урока
1.Организация
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку — наличие учебника, рабочей тетради, рисунков к понравившимся эпизодам сказки. На каждом столе — красные кружочки. Это жетоны, которыми необходимо дать оценку своей работе на уроке. На свободной части доски — правила самооценки.
Пересказ -1 жетон
Дом./з план к сказке-1 жетон
Дом. рисунок — 1 жетон
Дом./з своя сказка — 2 жетона
Активная работа на уроке: 3 правильн. ответа — 1 жетон (макс. 3)
Итого: 6 жетонов — оценка «5», 5 жетонов — оценка «4» и т.д.
2. Целеполагание.
Каждое новое произведение несет нам новые знания, позволяет пополнить копилку нравственных понятий и помогает становиться хорошими людьми.
Народная мудрость говорит: если б знать, где упаду, соломки бы постелил.
Литература помогает учиться на чужих ошибках, проступках, пороках героев, чтобы мы их не допускали в жизни.
А вот еще одна мудрая пословица: сумел ошибиться, сумей и поправиться. Действительно, многое прощается тому, кто признает свои ошибки, искренне в них раскаивается.
Сформулируйте и запишите в тетрадях тему урока. Это будет несложно, т.к. задания вы получили, уходя на каникулы: прочитать сказку, составить план, нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам.
Допишите цели урока: восстановить в памяти…, пересказать…, размышлять над…
Мы должны найти главные мысли, ради которых автор и сочинил сказку.
А когда найдем, допишем предложение на доске
…………- условия внутренней красоты человека.
1-ое задание. Ответьте на вопрос и запишите в тетради: какого человека мы называем красивым? Или настоящим? Или Человеком с большой буквы? В конце урока дополните или исправите.
Как же мы будем искать главные мысли?
-перескажем, вспомним текст, будем отвечать на вопросы и думать
Но сначала познакомимся с биографией писателя.
3. Знакомство с биографией Антония Погорельского.
( презентация)
Задание перед презентацией: составить краткий план услышанного рассказа и записать в тетради.
Чтобы была полная ясность, надо быть уверенными, что все слова в сказке мы понимаем.
4. Словарная работа
Пол- аршина-(35,5 см)
Мантия-(широкая и длинная одежда в виде плаща)
Шлейф-(длинный, волочащийся сзади подо женского платья)
Паж-(мальчик из дворянской семьи, личный слуга у знатной особы)
Пунцовые – (ярко-красные)
Скромный — (не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, умеренный в требованиях, отличающийся достаточной стыдливостью, не ставящий свою личность наперед)
Нрав испортился — (характер испортился)
Все тщетно – (напрасно)
Учтивый — (вежливый)
5. Аудиозапись. («Старое радио»). Слушаем только начало сказки. Обращаем внимание на выразительность.
Сейчас вашему вниманию будет предложена аудиозапись начала сказки. Вы услышите голос замечательного артиста Юрия Яковлева. Что выпущено в радиопостановке из текста?
6.Работают краеведы.
Презентация, созданная в рамках информационного проекта о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
7. Задание на знание сюжета сказки. (Задание в презентации)
«Восстанови последовательность»
1. Подземные жители уходят.
2. Характер Алеши испортился.
3. Алеша не сдержал слово.
4. Волшебное зернышко.
5. Спасение курицы.
6. В подземном царстве.
7. Жизнь Алеши в пансионе.
8. Наказание Алеши.
9. Болезнь и выздоровление.
Исправленный вариант
1. Жизнь Алеши в пансионе.
2. Спасение курицы.
3. В подземном царстве.
4. Волшебное семечко.
5. Нрав Алеши испортился.
6. Наказание.
7. Алеша не сдержал слово.
8. Подземные жители уходят.
9.Болезнь и выздоровление Алеши.
8. Д/П этап при наличии времени.
Игра «Не разорви цепь» на проверку текста (восстанавливаем все события текста, подробный план). Тот, кто не сможет продолжить, выбывает из игры, не участвует. А тот, кто называет событие, сидит с поднятой рукой и ждет своей очереди.
Например:
1. Где помещался пансион.
2. Тогдашний Петербург.
3. Как выглядел пансион.
4. Алеша — один из воспитанников.
5. Чтение книг — единственное утешение Алеши.
6. Мечты.
7. Другое занятие Алеши.
8. Любимая Чернушка.
9. В ожидании гостя забыли об Алеше.
10. Спасение Чернушки.
11. Иди за мной.
12. Комнаты старушек.
13. Алеша ослушался.
14. Освещенная зала.
15. Чернушка сражается с рыцарями.
16. Алеша падает в обморок… и просыпается.
17. Маленькие люди в маленькой зале.
18. 20 маленьких рыцарей.
19. Король.
20. Желание Алеши.
21. Конопляное семечко.
22. Подземные редкости.
23. Обед.
24. Охота.
25. Честное слово.
26. Необычайные способности.
27. Семечко не помогло.
28. Появление Чернушки, ее просьба исправиться и сдержать слово.
29. Бойкот, розги и прочее.
30. Алеша выдал тайну.
31. Появление Чернушки — министра.
32. Прощай, Алеша!
33. Болезнь и выздоровление.
9. Пересказ любимых эпизодов сказки, изображенных у каждого на своей иллюстрации. Создание импровизированной выставки.
10. Конкурс на самого внимательного читателя.
1. Кто кого разбудил?
(Алеша протянул руку кошке, проснулся попугай, потом старушки, потом рыцари).
2. Где находились рыцари в подземном царстве?
( Они были подвешены к стенам).
3. Что умела делать кошка?
( Протягивать лапку и прыгать в обруч).
4. Как открывались двери, когда Чернушка вела в подземелье?
(Чернушка хлопала крыльями).
5. Какими камнями были усеяны дорожки в саду?
(Бриллиантами, яхонтами, изумрудами, аметистами).
6. Откуда были завезены туда деревья (мох)?
(Из дальних стран, из самой глубины земного шара).
7. Что показалось смешным Алеше?
(Звери и лошадь-палка).
8. Какого металла было очень много в подземном царстве?
(Золота).
9. Что прокричал Алеше попугай?
(Дуррак!)
10. На кого они охотились?
(8 крыс — легли на месте,3 — обратились в бегство, 1- ранили).
11. Что ответила Чернушка на вопрос Алеши: почему министр является в свет в виде курицы и какую связь имеют они со старушками?
(Алеша заснул и не слышал).
12. 8 страниц по какому предмету надо было выучить?
(По истории).
11. Анализ сказки. Работа в парах.
1. Заполняем таблицу.
Каким был Алеша до получения конопляного семечка |
Каким был Алеша после получения конопляного семечка |
Умненький Миленький Все любили Начитанный Мечтатель Верит в волшебство Остро чувствует свое одиночество Щедрость |
Праздный Ленивый Гордый Высокомерный Заносчивый Шалун Непослушный Его перестали любить товарищи |
2. Найдите в тексте ответы на вопросы:
Почему похвала вначале за правильные ответы не доставляет Алеше удовольствия?
(“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)
Какие советы дает Чернушка?
(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)
Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?
(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)
Почему Алеша предал Чернушку?
Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?
(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)
Исправился ли Алеша?
(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88
13. Выводы. Запись в тетради, ответ на вопрос:
Чему учит сказка?
Дополнительно на слайде
- Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойным его. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
- Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
- Надо быть строгим к себе.
- НЕ случайно, Л.Н.Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Обращаемся к предложению на доске, которое надо дополнить
Не трусь, не предавай, не обманывай, трудись, слушай свой внутренний голос, умей признавать свои ошибки — вот условия внутренней красоты человека.
14. Прочтите свой вариант продолжения сказки или свою сказку (предыдущее домашнее задание)
15. Дифференцированное домашнее задание
1. Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша, Вы уже знаете. А что попросили бы Вы? Напишите убедительный ответ.
или
2. Составьте кроссворд, или викторину, или тест.
или
3. Составьте сборник мудрых мыслей по сказке.
или
4. Выполните исследовательскую работу «Основные признаки фольклорной и литературной сказки» (Взять для исследования 2 любимые сказки)
16. Рефлексия. Выбери яблоко. Красное — узнал что-то важное для себя. Зеленое — было трудно и закрепи его на яблоне (плакат)
17. Допишем или исправим записи в тетради: какого человека называют красивым.
Литература:
- Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
- Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
- Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90
Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)
Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:
№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…».
— Алеша.
№ 2. О ком идет речь? «…они едва тащили
ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои
копья…».
— Рыцари.
№ 3. О ком идет речь? «…На нем была
светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли
двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях».
— Король подземного царства.
№ 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у
тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали».
— Король.
№ 5. Чьи это слова? «…И поэтому
убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас
всех сделаешь несчастными, а особливо меня».
— Министр Чернушка.
№ 6. О ком идет речь? «…Не имея нужды
твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети
готовились к классам, занимался шалостями».
— Алеша.
№ 7. О ком идет речь? «…был мальчик
умненький, миленький, учился хорошо…».
— Алеша.
№ 8. Чьи это слова? «Вообрази себе,
душенька, что с тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка».
— Жена учителя (учительша).
№ 9. Чьи это слова? «…Помни, однако,
что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…».
— Министр Чернушка.
№ 10. О ком идет речь? «…взглянула на
золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их
не видит, и протянула руку за империалом».
— Кухарка Тринушка.
Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:
(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…
Ключ:
№ |
Буква |
Цитата |
1 |
Б |
Лет сорок тому назад, |
2 |
Д |
В числе тридцати или |
3 |
Н |
Алеша так неожиданно |
4 |
И |
Наконец приехал |
5 |
П |
Проходя мимо кошки, |
6 |
Е |
…соскочили со |
7 |
А |
Ему показалось, что |
8 |
К |
— Возьми это семечко, |
9 |
З |
Вдруг из одного |
10 |
Л |
В продолжение |
11 |
О |
Алеша … раскрыл рот… |
12 |
Ж |
Но теперь никто не |
13 |
В |
Наконец… курочка ему |
14 |
М |
В первый еще раз с тех |
15 |
Г |
На другой день поутру |
Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).
Ключ:
Алеша – герой сказки Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». За спасение министра подземного царства Алеша
получил от короля волшебное семечко, благодаря которому мог совершенно не
готовиться к урокам, но при этом отвечать на «отлично». Чернушка, принеся Алеше
потерянное волшебное семечко, говорит о недостойном поведении мальчика и
напоминает, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
Попробуем объяснить смысл этих слов Чернушки.
Алеша, получив конопляное зернышко, быстро забыл, что
похвалы, которые он слышит, — вовсе не заслужены им. Мальчик решил, что он
самый умный ребенок на свете, стал гордым, заносчивым, самолюбивым. Его
перестали любить и уважать одноклассники. От долгого безделья Алеша отвык
готовиться к занятиям, и потому урок, заданный ему учителем в качестве
наказания, оказался для него непосильной задачей. Алеше очень трудно удалось
войти в привычную жизнь обычного школьника.
Прав оказался министр Черная курица, говоря, что
дурные привычки приобрести легко, а вот избавиться от них бывает очень трудно.
Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)
Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:
№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…». № 2. О ком идет речь? «…они едва тащили ноги, как
осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…». № 3.
О ком идет речь? «…На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим
мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых
платьях». № 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у тебя, ты всегда
знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали». № 5. Чьи это слова?
«…И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном
случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня». № 6. О ком
идет речь? «…Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то
время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями». № 7.
О ком идет речь? «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…». №
8. Чьи это слова? «Вообрази себе, душенька, что с тех пор, как она у
нас в доме, она не снесла ни одного яичка». № 9. Чьи это слова?
«…Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас
известно…». № 10. О ком идет речь? «…взглянула на золотую монету,
окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и
протянула руку за империалом».
Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:
(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…
Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).