Восстановите рассказ незнайки используя слова для справок я проснулся ни свет ни заря

Учитель Демичева Е.В.

Русский язык                           

6-  В класс                                             Урок
№ 37                                           дата  27.11.19г.

Тема. Фразеологизмы.

Цель: формировать
умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности,
выразительности.

Задачи урока:

1) развивать
навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
3)развивать творческие способности и образное мышление школьников;
4)обогащать словарный запас школьников;
5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Планируемые
результаты:

предметные
формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и
грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в
толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; отличать
фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи;
определять стилистическую роль фразеологизмов.

личностные
осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык;
осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа;
стремление к речевому самосовершенствованию.

метапредметные
совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в
источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы
аргументов, редактирование текста).

регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в
новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
текста с фразеологизмами;
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной  работе.

Оборудование,
техническое оснащение:
презентация, компьютер, проектор, экран;
учебник русского языка для 6 класса Рыбченкова Л.М., раздаточный материал,
карточки с заданиями
.

Тип урока: урок
усвоения новых знаний

Ход урока

1.      Организационный
момент.

Эмоциональный настрой
на урок.

Добрый
день, ребята! Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

2.       Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

Слайд

Девочка ревела белугой.

Мальчик несся, сломя голову.

Они вставляют мне палки в колеса.

Бабушка собаку съела на каких-то делах

Девочка плакала.

Мальчик быстро бежал.

Они мне мешают.

Бабушка была мастером в этом деле

— Сравните предложения, написанные в двух столбиках, между
собой. Обсудите.

— Какие предложения понравились больше? Почему?

— В
чём необычность предложений из первого столбика? Кто знает, какое явление
русского языка в нём скрывается? (фразеологизмы).

Сформулируйте тему
нашего урока

 Сформулируйте
цель нашего урока, опираясь на его тему.

1) Познакомиться с
понятием…;

2) учиться
отличать….

— Итак, тема
нашего урока «Фразеологизмы» (запись в тетрадь).

3.Актуализация
знаний.

Наверняка,
вам и раньше приходилось слышать фразеологизмы? Какие?

Что вы
знаете о них?

4.
Первичное усвоение новых знаний .

1.Поисковая
работа (раздаточный материал работа с учебником (стр.105))

 (Работа в
парах)
 

Из какого языка
пришло к нам это слово?

Что такое
фразеологизмы?

Как может называться
наука, изучающая фразеологизмы?

Ребята, мы ведь не
знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно узнать
их значения?

Учитель: 
Совершенно верно, слово фразеологизмы пришло из древ-греч. языка. Оно восходит
к двум словам.

— Давайте вспомним, что такое
фразеологизм?                     

Фразеология = фразис
(греч) выражение =

                   логос (греч)
учение.

  Фразеологизм
– устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов,
признаков, действий.

Лексическое значение имеет
фразеологизм в целом.

Слово учителя.

 Мы часто употребляем фразеологизмы
в речи, даже не задумываясь. А зачем  нам нужны фразеологизмы? Не проще ли
говорить напрямую.

— В каком значении употребляются
фразеологизмы?  (переносном)

5.Первичная проверка понимания.

1. Комментированное письмо

Подберите к каждому слову фразеологизм
(слайд)

Задание:
заменить данные фразеологические сочетания синонимом,:
1)
Как пить дать — точно, легко, быстро.
2)
С гулькин нос — мало.
3)
За тридевять земель — очень далеко.
4)
Путаться под ногами — мешать своим
присутствием.

5) Воды в рот набрал – молчать
6)
От корки до корки- от начала до
конца.

7)
Как белка в колесе — быть очень
занятым.

8)
Сесть в калошу — оказаться в
нелепом положении.

Слова
для справок:

оказаться в нелепом положении, от начала до конца, быть очень
занятым, мешать своим присутствием,
молчать,
мало, очень далеко,
точно, легко, быстро.

2.Выборочное письмо

Выписать фразеологизм из предложений.

Маша
была как рыба в воде. А ему как с гуся вода, потому что всеми мыслями он был на
предстоящем уроке физкультуры. Мы с братом сбились с ног в поисках. Я так
окоченел, что зуб на зуб не попадает. Щенок впервые дни был тише воды, ниже
травы.

3.     
Игра «Собери фразеологизм»

4.     
Подбери картинку к фразеологизму

5.     
Как курица лапой

6.     
Льет как из ведра

7.     
Делать из мухи слона

8.     
Спустя рукава

9.     
Чесать языками

4. Вопросы- шутки

Задание 
(устно)

— Куда вставляют
палки?

(Вставлять палки
в колеса)

            — Что бьют
бездельники?

(Бьют баклуши)

-На каких ножках
избушка?

(Избушка на
курьих ножках)

-Кого тянут за
хвост?

(Тянуть кота за
хвост)

-Когда цыплят
считают?

(Цыплят по осени
считают)

ФИЗМИНУТКА

Слово учителя

Отдохнули- набрались сил, расслабились,

Как называются такие слова? (синонимы)
Можно ли подобрать к фразеологизмам синонимы?

4.Работа
по карточкам (карточка + слайд)

 Задание
подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимичные фразеологизмы 
из другого столбика, соединить.
1) хоть пруд пруди                        1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд                       2) в двух шагах
3) как снег на голову                     3) куры не клюют
4) ни рыба, ни мясо                       4) кто в лес, кто по дрова 
5) рукой подать                             5) как гром среди ясного неба

6) куда
ноги несут                         6) ни то ни сё                     
7) с пустыми руками                     7) приводить в бешенство                       

8)
доводить до белого                     8) несолоно хлебавши
     каления

5.
Творческая мастерская  
слайд

Восстановите
рассказ Незнайки, используя слова для справок.
   

   Я
проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго  бил
баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам
суп.   Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел
зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне  хоть кол на голове
теши.

    Слова для
справок: 

    
неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,  
еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

Учитель:
Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Фразеологизмы
придают речи образность, выразительность.

6.Превичное
закрепление

1.Подготовка к ВПР слайд

Замените каждый фразеологизм одним словом
(словосочетанием).

1.                
Делать
из мухи слона.

2.                
Как
две капли воды.

3.                
Бить
баклуши.

4.                
Зарубить
на носу.

5.                
Куры
не клюют.

2.     
Работа с карточкой (взаимопроверка по слайду)

Соединить
фразеологизм с его значением

Выйти сухим из воды —остаться
безнаказанным

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Фразеологизмы

Цели: Показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов; формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи урока:

предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Ход занятия.

  1. Орг.момент
  2. Актуализация знаний постановка темы урока

Сималтиниус раунд тейбл.

-Возьмите карточки, исправьте ошибки, допущенные в предложениях.

На каждое предложение по 20 сек

1. С такими ребятами, суп не сваришь. (каши)

2. Маша считала синиц на уроке. (ворон)

3. Саша пишет как воробей лапой. (курица)

4. У моего дедушки бронзовые руки (золотые)

5. Держите глаза востро. ( ухо)

6. Дмитрий смотрел на мир сквозь темные очки (розовые)

7. Делать из комара слона. ( мухи)

8. Митя вел себя, как не в своей кружке (тарелке)

-Все ли сочетания слов вам были понятны?

-Что же это за словосочетания, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

-Оказывается, в русском языке есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов.

-О чем сегодня мы будем говорить?

Поставим цели урока.

Вспомнить

Узнать

Научиться

Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами.

Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке,

Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока?

Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать;

Работайте, засучив рукава- стараться;

Не падайте духом- не унывать;

Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно.

3. Изучение нового материала.

Структура ЭЙ АР ГАЙД.

-Перед вами таблица. В ней несколько столбиков.-

— В центральной части записаны некоторые утверждения. Вы должны их прочитать и слева в столбике, где написано «до», отметить знаком «+», если согласны с данным утверждением и «-» если не согласны.

Таймер 30 сек.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Фразеологизмы имеют свое значение.

Фразеологизмы это устойчивые словосочетания.

Фразеологизмы нельзя делить на отдельные слова.

Значение фразеологизмов можно узнать в словаре.

Мы должны объяснять значение всего устойчивого словосочетания

-Посмотрите видео.

-После просмотра видео еще раз прочтите утверждения, в столбике «ПОСЛЕ» отметьте знаком «+», если согласны с данным утверждением и «-» если не согласны. (Таймер 30 сек)

-Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».

Изменились ли ваши убеждения? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Какие из этих утверждений для вас являются самыми важными. Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. Учитель: С помощью приёма «Корзина идей» (Работа в парах)

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово? Как может называться наука, изучающая фразеологизмы?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Совершенно верно, слово фразеологизмы пришло из древ-греч. Языка. Оно восходит к двум словам.

Учитель: А знаете ли вы, как появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….

— Ребята, какие фразеологизмы знаете вы?

(За названный фразеологизм и его значение уч-ся получают жетоны)

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

(Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения — 5 минут.

Где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

-Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь.

В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

— Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как ,считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь.

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике

Группа №1

Цель: выяснить, можно ли узнать значение фразеологизмов и в словаре в учебнике, в толковом словаре ,во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете).

Приведите 3 примера.

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №4

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов.

Укажите фразеологизмы со значением:

1 группа — «бездельничать»;

2 группа — «обманывать»;

3 группа — «быстро».

4группа – «мало»

Сломя голову, сидеть сложа руки, кот наплакал, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, капля в море, раз-два -и обчелся, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног, с гулькин нос.

Задание 2: Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

1. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост.

2. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

3.Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии.

4..Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть

бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Учитель: Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Уч-ся отвечают:

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.

— Поделитесь друг с другом своим мнением. СИНГЛ РАУНД РОБИН. (По 30 сек на каждого)

Опрос учащихся.

Как вы думаете, а для чего мы используем фразеологизмы в нашей речи?

—  Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

-Откуда же пришли фразеологизмы?

— Русский язык богат фразеологическими оборотами. Источники различны. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с мифологией, третьи вышли из песен, сказок, загадок…

Многие из них связаны с историей нашей страны.

(Света) Не лыком шит— Старая Русь не могла обойтись без лыка — липовой коры. Из неё делали обувь — лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.

(Риваль) Бить баклуши- Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхоз работы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. . В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.

(Адиля) Выносить сор из избы — Происхождение связано с обычаями в русских крестьянских домах. Собранный мусор нельзя было выносить из избы, его сжигали в печке, так как считалось, что любая вещь живущего в этом доме человека, даже такая мельчайшая, как пыль, может быть использована для колдовства против него. В последующем это выражение получило более широкий смысл — «не разглашай домашние секреты».

(Алия) Как с гуся вода — Считается, что это выражение происходит от старинного заговора, который использовался для лечения разных болезней. Сельские знахари, заговаривали воду, бросая в нее уголек, а после ею окатывали заболевшего человека со словами «как с гуся вода, так с него (произносили имя человека) болезнь». Часто и родители, купая своих чад, повторяли эти слова, чтобы ни одна напасть к ребенку не сунулась.

С течением времени вторая часть народного заговора забылась, и теперь фразеологизм «как с гуся вода» используется в отношении человека, которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал. 

Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.

СТЁ ЗЕ КЛАСС

Вспомните фразеологизмы с животными.

-Подумайте!

Запишите их на листочках. (Таймер 2 мин.)

Названия животных на слайде: волк, заяц, рак, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т. д.

— А сейчас подведите черту, встаньте, задвиньте стулья найдите пару не со своего стола обменяйтесь своими идеями и запишите после черты, затем ищем следующую пару. (Таймер 3 мин)

(Учащиеся, молча, передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку н-р: изворотлив как уж, нем как рыба, колючий как ёж, хитёр как лиса, красный как рак, грязный как свинья, трусливый как заяц, кот в мешке, свинья зарыта, мокрая курица, собака на сене и т. д.)

Ол райт раунд робин на каждого по 20 сек.

Дети по очереди зачитывают свои варианты и отмечают если есть сходства, и записывают новые идеи.

— У кого сколько получилось?

Зачитывает свои ответы ученик с наибольшим количеством фразеологизмов.

-У кого есть фразеологизмы, которые ещё не прозвучали.

4. Закрепление изученного

-Проведем структуру МАЙМ (Дети показывают фразеологизм, при помощи жестов и мимики.) Остальные отгадывают.

Водить за нос. (1 стол)

Воды в рот набрал. (2 стол)

Ломать голову. (3 стол)

Взять себя в руки. (4 стол)

Работа со словарями

-Где мы можем найти все фразеологизмы и прочитать их значение? (В словарях)

Посмотрите на слайд, есть много словарей для детей, школьные словари фразеологизмов и большие словари.

РАФТ

-А сейчас мы сделаем страничку для детского фразеологического словаря. У вас на столе лежат листочки с фразеологизмами. Возьмите лист формат А-3, фломастеры, карандаши.

Роль – художники — оформители

Аудитория – младшие школьники

Форма — постер

Тема — фразеологизмы

Ученикам раздаю фразеологизмы и их значение. Дети собирают фразеологизм, приклеивают на лист сверху, значение находят в словарях, в центре делают рисунок.

Пальчики оближешь. (1 стол)

Значение. Так говорят о чем-то вкусном

Глаза разбежались. (2 стол)

Значение. Трудно выбрать что-то одно.

Волосы дыбом. (3 стол)

Значение. Так говорят, когда человек очень испугался.

Развесить уши. (4 стол)

Значение. Слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.

6.Итог урока.

-Подведём итог урока.

— В чём заключалась цель нашего урока?

— Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

— Чью работу на уроке хотите отметить?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали — зарубите на носу.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.

7.Рефлексия.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!

  1. Итог.

Защита проектов.

-Молодцы. Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали, засучив рукава!

«Мой университет» — www.edu-reforma.ru

Урок русского языка в 5 классе

Фразеологизмы

Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!

Начинаем наш урок. Заруби себе

на носу: сегодня тебе придётся

работать засучив рукава. В

случае временной неудачи не

падай духом, а возьми себя в руки

и заново принимайся за дело.

Ручаюсь: в конечном счёте тебя

ждёт успех!

Не показалась ли вам необычной формулировка темы нашего урока? Может быть, моё приветствие вас удивило? О каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь?

Не показалась ли вам необычной

формулировка темы нашего урока?

Может быть, моё приветствие вас удивило?

О каком явлении русского языка пойдёт

сегодня речь?

Как рождаются фразеологизмы. Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

Как рождаются фразеологизмы.

  • Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока 1 е 2 у 3 к 4 5 т р 6 ф 7 а 8 9 о я 10 м 11 12 д л 13 з 14 15 г 16 ы 17 э б 18 и  4, 1, 10, 7   2, 5, 8, 3, 7   6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15

Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока

1

е

2

у

3

к

4

5

т

р

6

ф

7

а

8

9

о

я

10

м

11

12

д

л

13

з

14

15

г

16

ы

17

э

б

18

и

4, 1, 10, 7

2, 5, 8, 3, 7

6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15

Лексическая работа Зарубите на носу. В старину носом называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу означало о том, что нужно помнить, не забыть.  Спустя рукава. В древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали ( отсюда засучив рукава значит « усердно приниматься за дело»). Со спущенными длинными рукавами работать было трудно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава (т.е. спустив рукава).

Лексическая работа

Зарубите на носу. В старину носом называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу означало о том, что нужно помнить, не забыть.

Спустя рукава. В древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали ( отсюда засучив рукава значит « усердно приниматься за дело»). Со спущенными длинными рукавами работать было трудно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава (т.е. спустив рукава).

Работа по карточкам.

Работа по карточкам.

Работа по карточкам

Работа по карточкам

  • Бабушка всегда встает рано.
  • Бабушка всегда встает чуть свет.
  • Любишь кататься – люби и саночки
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Я хорошо знаю это правило.
  • Я как свои пять пальцев знаю это правило.
  • Тише едешь – дальше будешь .
  • Не спеши языком, торопись делом.

Осложненное списывание    Упр.136, стр.58. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Поставьте к ним вопросы и обозначьте их как члены предложения.

Осложненное списывание

Упр.136, стр.58. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Поставьте к ним вопросы и обозначьте их как члены предложения.

Работа в группах        Работа в группах  Подумайте , какие фразеологизмы родного языка подходят к русским фразеологизмам

Работа в группах Работа в группах Подумайте , какие фразеологизмы родного языка подходят к русским фразеологизмам

  • қой аузынан шөп алмас
  • төбесі көкке жеткендей
  • қоян жүрек
  • көзге көргісіз
  • заячья душа
  • мухи не обидит
  • чувствовать себя на седьмом небе
  • кот наплакал

Игра. Подбери картинку к фразеологизму Взять быка за рога Жить как кошка с собакой Делать из мухи слона Крутиться как белка в колесе Ехать зайцем Медведь на ухо наступил

Игра. Подбери картинку к фразеологизму

Взять быка за рога

Жить как кошка

с собакой

Делать из мухи слона

Крутиться как

белка в колесе

Ехать зайцем

Медведь на ухо

наступил

Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой  Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый

Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой

  • Хитер как…
  • Белая…
  • Труслив как…

лапчатый

  • Изворотлив как…
  • Надут как…
  • Нем как…
  • Упрям как…
  • Голоден как…

Творческая работа.  Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.  Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши .  (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился ).

Творческая работа. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши .

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился ).

Рефлексия  Что интересного вы узнали на уроке?

Рефлексия

Что интересного вы узнали на уроке?

  • Что такое фразеологизмы?
  • Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?
  • Приведите примеры фразеологизмов.

Оцени свою работу Не покладая рук Ни шатко ни валко Тяп да ляп Как вы работали  на уроке? Рука об руку Засучив рукава Через пень колоду В поте лица

Оцени свою работу

Не покладая рук

Ни шатко ни валко

Тяп да ляп

Как вы работали

на уроке?

Рука об руку

Засучив рукава

Через пень

колоду

В поте лица

Домашнее задание  Упр.135,стр.58. Замените фразеологизмы словами – синонимами. Повторить правило.

Домашнее задание

  • Упр.135,стр.58. Замените фразеологизмы словами – синонимами.
  • Повторить правило.

МОЛОДЦЫ!  Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

МОЛОДЦЫ!

Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

Орлова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ

« Лицей №8» г. Перми

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: « Фразеологизмы»

Тип урока: изучение нового материала

Цели: Образовательные: формировать представление о фразеологизмах, их

синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение

и правильно применять их в речи.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание

уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в

соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в

сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной

позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение

находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными

видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль фразеологизмов в речи.

Уметь: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять

в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника,

сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой

выражать свое мнение.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей чужой),

анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности

(этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с

точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике,

находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь

находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)

Межпредметные связи: Русский язык, литература

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык» 6 класс учебник под редакцией М.М. Разумовской М., Дрофа,

2013

год

Дополнительные: распечатанные таблицы и тексты, ИКТ презентация

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в

группах.

Организационный момент: Учитель организует внимание обучающихся,

доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Обучающиеся внутренне

организуются, мобилизуются на работу.

Ориентировочномотивационный этап (определяем проблему урока) :

Учитель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите,

почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на какихто

делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой

опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком либо деле.

А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной

В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по

отношению к человеку, который сделал чтото очень трудное и споткнулся на пустяке.

Современное же значение «Мастер своего дела».

Учитель: Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

(ответы детей)

Запишите к себе в тетрадь это слово. Это и будет тема нашего урока. А теперь,

опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на экране:

Уточнить, что такое ………., выяснить их особенности и синтаксическую

функцию

Узнать, как называется наука о языке, в котором изучаются……….

Выяснить, где узнать лексическое значение……..

Выяснить роль ………. в речи.

Изучение теоретического материала (Решение проблемы, открытие

новых знаний)

Работа в группах.

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете,

где можно посмотреть их значения?

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

(Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в

группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди.

Мнение группы представляет один человек. Время выполнения 5 минут.

Группа №1

Цель: выяснить, можно ли узнать значение фразеологизмов в словаре, в учебнике,

в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном

словаре фразеологизмов в интернете.

Приведите 3 примера.

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний.

(Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава,

я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову

ароматным шампунем.

Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши,

ящики);

Группа №4

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов.

Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.

Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм.

Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?

Учся делают вывод: фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо

целому предложению

Этап развития умений

Учитель:

А сейчас задание по рядам!

У

У

к

к

а

а

ж

ж

и

и

т

т

е

е

ф

ф

р

р

а

а

з

з

е

е

о

о

л

л

о

о

г

г

и

и

з

з

м

м

ы

ы

с

с

о

о

з

з

н

н

а

а

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

м

м

:

:

1

1

р

р

я

я

д

д

«

«

б

б

е

е

з

з

д

д

е

е

л

л

ь

ь

н

н

и

и

ч

ч

а

а

т

т

ь

ь

»

»

;

;

2

2

р

р

я

я

д

д

«

«

о

о

б

б

м

м

а

а

н

н

ы

ы

в

в

а

а

т

т

ь

ь

»

»

;

;

3

3

р

р

я

я

д

д

«

«

б

б

ы

ы

с

с

т

т

р

р

о

о

»

»

.

.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять,

бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение,

высунув язык, со всех ног.

Проверьте!

Сидеть сложа

руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять

Втирать очки

Водить за нос

Вводить в

заблуждение

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

Этап обобщения исследований

Учитель:

Ребята, посмотрите внимательно на записанные вами фразеологизмы. Что вы можете о

них сказать?

Учся отвечают: Фразеологизмы в каждой группе обозначают одно и то же, хотя звучат и

пишутся поразному. Значит, они синонимичны.

Учитель:

Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

Учитель:

По определениям отгадайте фразеологизмы. (Работа в группах. Каждой группе по

одному фразеологизму.)

Учся делают вывод: Фразеологизм может быть синонимом слова

У фразеологизма могут быть фразеологизмысинонимы и фразеологизмы

антонимы.

Этап закрепления изученного материала

Учитель:

Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Продолжим

исследование. (Работа в группах. Каждой группе по одному предложению.)

Задание 1:

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что

изменилось? Предложения запишите.

Задание 2: Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам

суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на

носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, елееле,

хоть бы что, усталый, коекак, сильно сердился).

Учитель: Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Учся отвечают:

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.

Учитель:

Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в

творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.

Задание:

Напишите сочиненияминиатюры(56предложений), используя фразеологизмы.

Учащиеся от каждой группы достают киндер сюрприз с темой

минисочинения.

Темы для сочиненийминиатюр

1. Летом.

2. Где знание, там и умение.

3. Мой друг. (Моя подруга).

4. Книги в моей жизни.

Звучит тихая музыка. Затем, учащиеся зачитывают свои работы (5 минут)

Учитель: Домашнее задание.

Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к

выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

Этап подведения итогов урока.

Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

Что же это? Конечно же, фразеологизмы

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу на уроке в листе успешности

Этап проведения рефлексии «Закончите предложение»:

Сегодня я узнал(а)….

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не

покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а

продолжаем работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил

баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

I. Этап мотивации к деятельности

Учитель:- Сегодня на занятии присутствуют гости. Поприветствуем их.

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Ирина Викторовна, Лёня бегал по школе, сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Лёня, всё как об стенку горох.

— Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Назовите их.

сломя голову — очень быстро, стремительно.

путался под ногами – мешался.

куда глаза глядят-в неопределенном направлении, куда попало.

русским языком – ясно, понятно.

как об стенку горох — бесполезно говорить, советовать.

Всем, всем добрый день.

(Вбегают 2 ученика: Эмилия и Лёня)

Дети называют, учитель на доску карточки с фразеологизмами.

IV. Открытие новых знаний.

Проблемный вопрос. Экскурс в историю языка.

Учитель: А знаете ли вы, как  появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний (например, собака, съесть….), но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания  и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами.

— Ребята, послушайте отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

-Учитель: А вы знаете, что значит «собаку  съел(а)»?

-Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.),   значит¸ приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком —  либо деле.

Исследование.

-Сегодня я предлагаю вам продолжить наше исследование и расширить знания о фразеологизмах. Работать будем в группах.

— Отправляемся в Лингвистическую лабораторию.  

— Выберите название вашей группы.    

— Выполните задания в конверте.

  (   № 1 – общее для всех групп)    

              Группа №1

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Свободное с/с        лексич. знач. каждое слово                 Фразеологизм

                                 всё выражение

                                 прямое или переносное значение

                                 только переносное

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики)

Группа №3

Цель: выяснить, какую роль в речи играют фразеологизмы.

Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

   Я проснулся ни свет ни заря. На душе  кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

Творческая лаборатория.

Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)

— Приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Но не во всех ситуациях уместно употреблять фразеологизмы. В научной и деловой речи нужна точность, а в разговорной речи и художественной литературе – образность. Например, в протоколе о драке не встретишь выражения как  кошка с собакой, в отчёте о работе столовой – пальчики оближешь.

V. Закрепление пройденного и применение полученных знаний.

Я приглашаю вас на игру «Что? Где? Когда?», в которой  вы сможете применить, полученные знания.

1) Лягушка полетела вниз головой на землю. (Лягушка полетела вверх тормашками на землю. )

— Замените фразеологизмом. Из какого произведения это предложение? Кто его автор?

2) Отгадайте, что это:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.

3) Подберите к картинке фразеологизм.

4) Что в чёрном ящике:

Её берут в рот, когда молчат. Ей нельзя разлить неразлучных друзей.

5) Вспомните фразеологические обороты, в которых упоминаются названия животных.

6) В каком предложении нет фразеологического оборота?

Сам я стараюсь с ними держаться на дружеской ноге.

Он объявил им, что ноги не будет в их доме.

Девочка сидела на диване, поджав ноги.

Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.

Выходят по 1 ученику из каждой группы.

Учитель рассказывает, а по 1 ученику из каждой группы демонстрируют (конструируют деталь).

  ( , I,  ).    Ф

Собака, съесть.

Собаку съесть.

Вывод: Фразеологизмы – это неделимые сочетания, состоящие из 2-х или более слов, но по значению равны одному слову.

  • Ума палата
  • Стреляный воробей
  • Семи пядей во лбу

№ 1.

Цель: выяснить, где можно  узнать значение фразеологизмов, найти значение, объяснить его.

Вывод: Лексическое значение в словосочетании имеет каждое слово, а во фразеологизме всё выражение. Слова можно употреблять и в прямом, и в переносном значении, а фразеологизмы только в переносном.

Вывод: Слова во фразеологизме заменять нельзя, эти обороты надо запоминать.

Вывод: фразеологизмы придают речи образность, выразительность, особую меткость и остроту.

Я проснулся рано. На душе скверно. Пошёл  к Винтику, долго бездельничал, еле-еле. Вернулся усталый. Съел кое-как суп. Тут неожиданно свалился Пилюлькин. Он сильно сердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Одинаковое задание для всех групп.

Вывод: Уместно употреблять фразеологизмы. 

«Лягушка-путешественница», В.Гаршин.

Нос.

Считать ворон (бездельничать)

Вода.

Волк, слон, индюк.

Девочка сидела на диване, поджав ноги.

  • Восстановите последовательность событий в сказке царевна лягушка
  • Восстановите последовательность событий в сказке спящая царевна
  • Восстановите последовательность предложений чтобы получился рассказ востокова
  • Восстановите последовательность абзацев в отрывке из рассказа паустовского скрипучие половицы
  • Восстановите отрывки из сказок корнея ивановича чуковского работайте так прочитай свой отрывок