Восторженный рассказ о своих успехах истинных или мнимых это

    1. Типы конфликтогенов

Конфликтогены
– слова, действия (или бездействие),
способные привести к конфликту.

Особенность
конфликтогенов – нарастание последующих,
при появлении первого, – эскалация.
На «выпад» в наш адрес мы стараемся
ответить конфликтогеном более сильным,
часто максимально сильным среди всех
возможных. Приведем жизненный пример:
Муж зашел на
кухню и, случайно задев стоящую на краю
стола чашку, уронил ее на пол. Жена: «До
чего ты неуклюжий. Всю посуду в доме
перебил». Муж: «Потому что все не на
своем месте. Вообще в доме бардак!».
Жена: «Если бы от тебя была хоть какая-то
помощь! Я целый день на работе, а тебе с
твоей мамочкой только бы указывать!…».

Закономерность
эскалации конфликтогенов объясняется
просто. Получив в свой адрес конфликтоген,
пострадавший хочет компенсировать
психологический проигрыш и испытывает
желание избавиться от возникшего
раздражения. Реакция – ответ обидой на
обиду. Если кто-либо из оппонентов не
найдет в себе сил остановиться, негативный
эмоции будут нарастать снежным комом,
а пинг-понг из неприятных фраз –
продолжаться до бесконечности.

Большинство
конфликтогенов, по мнению профессора
В.П. Шейнова относятся к одному из трех
типов (мотивы конфликта):


стремление к превосходству,


проявление агрессивности,


эгоизм.


Стремление
к превосходству.
Желание
быть лучше других само по себе не является
негативным, но в конкретных жизненных
ситуациях оно приобретает неблагоприятное
направление. В источник самоутверждения
при желании можно превратить все, что
угодно: материальный достаток, должность,
физические достоинства и даже неуверенность
в себе, компенсируя ее чрезмерным
преувеличением собственной значимости.

Основатель
индивидуальной психологии А. Адлер
считал, что стремление к превосходству
является врожденным и в этом стремлении
человек разрушает идолы, преодолевает
ограничения и нормы. Вместе с тем он
приобретает такие личностные черты,
как, с одной стороны, властолюбие,
напористость, дух противоречия,
заносчивость, а с другой – покорность,
послушание, завистливость, злорадство,
скромность. Зачастую поведение человека,
стремящегося во что бы то ни стало быть
лучше других, его личностные особенности
приводят к конфликтам, враждебности,
отчуждению.

Человека,
беззастенчиво стремящегося к превосходству,
можно легко распознать по тому, как он
ведет себя по отношению к другим людям.
С его стороны явно ощущается доминирование,
авторитарность, постоянное подчеркивание
своего преимущества посредством занятия
«позиции сверху».

К
прямым проявлениям превосходства
относятся: приказание, угроза, замечание
или любая другая отрицательная оценка,
критика, навязывание советов, обвинение,
насмешка, сарказм.

  • Снисходительное
    отношение

    есть проявление превосходства с оттенком
    доброжелательности: «не
    обижайтесь», «успокойтесь», «как можно
    этого не знать?», «неужели вы не
    понимаете?», «вы умный человек, а
    поступаете как ребенок»
    .
    Конфликтогеном можно считать и
    снисходительный тон, умаляющий
    достоинства и заслуги: «милочка,
    когда вы дорастете до моих лет…», «когда
    вы достигните моего результата» и т.д.

  • Категоричность,
    безапелляционность
    проявление
    излишней уверенности в своей правоте,
    самоуверенности и вместе с тем
    обесценивание позиции другого человека.
    Категоричные суждения родителей о
    принятой в молодежной среде музыке,
    одежде, манере поведения могут оттолкнуть
    от них детей. Например, мать говорит
    дочери: «Твой
    новый знакомый тебе не пара
    ».
    Дочь в ответ грубит. Не исключено, что
    она и сама видит недостатки своего
    знакомого, но именно категоричность
    вердикта рождает протест. Совсем другую
    реакцию вызвали бы слова: «Мне
    кажется, он несколько самоуверен,
    берется судить о том, в чем плохо
    разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь,
    время покажет»
    .

  • Хвастовство

    восторженный рассказ о своих успехах,
    истинных и мнимых, вызывает, как правило,
    раздражение, желание «поставить на
    место» хвастуна.

  • Утаивание
    или разглашение информации.

    Информацию
    можно сделать предметом самоутверждения,
    создавая иллюзию исключительности ее
    владельца.

  • Подшучивание.
    Занимаясь
    проблемой комического, А.И. Розов
    показал, что осмеяние также связано с
    переживанием чувства превосходства.
    Как правило, объектом для постоянных
    насмешек выбирается человек или группа,
    которые не всегда могут дать отпор.
    Однако, нужно помнить, что осмеянный
    будет искать возможность поквитаться
    с обидчиком.


Проявление
агрессивности.
Проявление
агрессивности относится к конфликтогенам
в силу того, что вызывает ответную
реакцию. Еще в детстве мы усваиваем
правило «око за око, зуб за зуб» и поэтому,
подвергшись агрессии, стремимся ответить
соразмерно.

При
определенных условиях уровень
агрессивности повышается, например,
известен так называемый «эффект оружия»,
суть которого состоит в том, что если в
помещении находится оружие, то
агрессивность индивида будет повышаться
в случае актуализации его агрессивной
мотивации.

Агрессивность
повышается в ситуации, когда человек
чувствует себя дискомфортно. Физическое
недомогание, концентрация людей в одном
месте, ситуация вынужденного присутствия
в ограниченном пространстве иногда
становятся катализаторами, запускающими
агрессивные реакции.


Проявление
эгоизма.
Корнем
слова «эгоизм» является латинское слово
«ego»,
обозначающее «я». Здоровое отношение,
любовь к собственному Я, удовлетворение
собственных потребностей – это хорошо.
Однако, если кто-либо пытается добиться
чего-либо для себя за счет других,
относясь к другому человеку как субъекту
или средству достижения своекорыстных
целей, это служит почвой для конфликтов.
Развитие эгоизма и превращение его в
доминирующую направленность личности
объясняется серьезными дефектами
воспитания. Завышенная самооценка и
эгоцентризм личности закрепляются еще
в детском возрасте, в результате чего
в дальнейшем принимаются в расчет лишь
собственные интересы, потребности,
переживания. В зрелом возрасте концентрация
на собственном Я, себялюбие приводят в
конечном итоге, к отчуждению.

С
употреблением частицы «эго» связано
еще одно явление, приводящее к развитию
конфликта, – нарушение эго-границы. Ф.
Перлз – основатель гештальтпсихологии,
рассматривал возникновение межличностных
конфликтов с точки зрения защиты границ.
Он ввел понятие эго-границы, функция
которой заключается в отделении человеком
себя от других и от среды (Я – не Я). Для
эго-границы характерны два явления:
отождествление
и отчуждение.

  • Отождествление.
    Мы легко отождествляемся со своей
    семьей, профессией. И поэтому, если
    кто-то обидит нашего родственника,
    возникает чувство, будто обидели вас.
    Отождествившись со своей профессией,
    мы болезненно переносим, если рынок
    труда перестает в ней нуждаться.
    Отождествившись с собственным кошельком,
    мы горько переживаем его утрату (даже
    если сумма была незначительной).

  • Отчуждение.
    Все, что за границей, – непонятно,
    незнакомо, а значит, враждебно и должно
    быть отвергнуто. В наше время понятным
    примером отчуждения являются религиозные
    споры (наш Бог хороший, другой – чужой).
    Итак, внутри эго-границы – связь, любовь,
    сотрудничество; за пределами –
    подозрение, неизвестность, враждебность.
    Чем ближе границы подходят друг к другу,
    тем больше вероятность вражды и войн.

После
появления любого конфликтогена
разобщенность позиций оппонентов
нарастает, эмоции накаливаются,
разворачиваются боевые действия с
привлечением «соратников» каждой из
сторон. Поэтому для психологического
здоровья наиболее выгодно остановить
конфликт, преодолев силу конфликтогена.

Помните,
что всякое неосторожное высказывание
в силу эскалации конфликтогенов может
привести к конфликту.

Проявляйте
эмпатию (понимание и сочувствие) к
собеседнику. Представьте, как отзовутся
в его душе ваши слова, действия.

Если
же от соблазна уколоть, побольнее,
оппонента вы все же не удержались,
готовьтесь к тому, что вам придется
справляться с разгоревшимся конфликтом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: kartoteka_progulok_v_sredney_gruppe_v_vesenniy_period.docx, Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели.docx, КОС экономика.17-18.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Проблема человека в западной философии 20 века.doc, Реферат на тему Окружающая среда и здоровье человека .doc, Какого человека можно назвать верным.docx, Краткосрочный план по русскому языку на тему _Труд в жизни челов, внутренние органы человека.pdf, беседа влияние алкоголя на организм человека.docx, Инструкция опасность и последствия воздействия электрического то, § 26. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и , повесть о настоящем человеке.pptx, рубежка человека 1.docx


Идентификация – это…?

Выберите один ответ:

a. отчуждение себя от других

b. противопоставление себя другому

c. уподобление себя другому 

d. понимание других

Вопрос 6Верно

К какому средству общения относятся позы, жесты, мимика:

Выберите один ответ:

a. проксемика

b. просодика

c. кинесика 

d. такесика

Вопрос 7Верно

К какому эго – состоянию относятся свободные действия независимо от посторонних влияний, объективно, рационально оценивая складывающиеся ситуации:

Выберите один ответ:

a. наблюдатель

b. родитель

c. ребенок

d. взрослый 

Вопрос 8Верно

Как называется книга, в которой была описана Э.Берном теория игр:

Выберите один ответ:

a. Игры, в которые играют люди 

b. Связи, которые выстраивают люди

c. Люди, которые играют в игры

d. Жизнь, которая формирует людей

Вопрос 9Верно

Выберите один ответ:

a. принцип

b. ритуал

c. стереотип 

d. ореол

Вопрос 10Верно

Как называется прем слушания, который представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз:

Выберите один ответ:

a. выяснение 

b. перефразирование

c. уточнение

d. поддакивание

Вопрос 11Верно

Как называется процессформирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продуктэтого процесса?

Выберите один ответ:

a. рефлексия

b. аттракция 

c. социализация

d. идентификация

Вопрос 12Верно

Как называется психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, вещей, предметов, явлений и т.д.:

Выберите один ответ:

a. восприятие 

b. ощущение

c. мышление

d. воображение

Вопрос 13Верно

Как называется средство общения, которое характеризуется динамическими прикосновениями в форме рукопожатия, поцелуя, похлопывания:

Выберите один ответ:

a. кинесика

b. проксемика

c. такесика 

d. экстралингвистика

Вопрос 14Верно

Как называются трансакции, которые характеризуются пересечением направлений стимула и реакции:

Выберите один ответ:

a. пересекающиеся 

b. двойные

c. скрытые

d. параллельные

Вопрос 15Верно

Какая коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь:

Выберите один ответ:

a. познавательная

b. невербальная

c. вербальная 

d. перцептивная

Вопрос 16Верно

Какая сторона общения характеризуется непосредственной организацией совместной деятельности:

Выберите один ответ:

a. интерактивная 

b. перцептивная

c. экспрессивная

d. коммуникативная

Вопрос 17Верно

Какие виды слушания существуют (выберите несколько вариантов):

Выберите один или несколько ответов:

a. пассивное 

b. позитивное

c. рефлексивное 

d. негативное

Вопрос 18Верно

Какие существуют стороны общения (выберите несколько вариантов ответа):

Выберите один или несколько ответов:

a. интерактивная 

b. экспрессивная

c. перцептивная 

d. коммуникативная 

Вопрос 19Верно

Какое правило не относится к правилам беседы:

Выберите один ответ:

a. качество

b. количество

c. уместность

d. обращение 

Вопрос 20Верно

Какой эффект коммуникации указывает на значимость порядка предъявления информации?

Выберите один ответ:

a. стереотипа

b. новизны 

c. установки

d. ореола

Вопрос 21Верно

Кем впервые был введен термин «социальный стереотип»?

Выберите один ответ:

a. Дж.Мидом

b. Т.Шибутани

c. А.А.Леонтьевым

d. У. Липпманом 

Вопрос 22Верно

Когда люди начинают друг другу приписывать и причины поведения, и образцы, а иногда и более общие характеристики – это…

Выберите один ответ:

a. симпатия

b. эмпатия

c. каузальная атрибуция 

d. рефлексия

Вопрос 23Верно

Когда речь идет о том, что причина приписывается лично совершающему поступок, то это … атрибуция.

Выберите один ответ:

a. ситуативная

b. обстоятельственная

c. объектная

d. личностная 

Вопрос 24Верно

Кому принадлежит фраза: «Язык может лгать, тело — нет»:

Выберите один ответ:

a. Ф. Перлз

b. Д.Винникотт

c. З.Фрейд 

d. В. Франкл

Вопрос 25Верно

Кто является основоположником трансакционного анализа:

Выберите один ответ:

a. В. Франкл

b. Э. Берн 

c. Ф. Перлз

d. И. Ялом

Вопрос 26Верно

Направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя или более людьми называется:

Выберите один ответ:

a. связь

b. слушание

c. беседа 

d. общение

Вопрос 27Верно

Общение с чужими людьми и при официальном общении называется:

Выберите один ответ:

a. персональное

b. публичное

c. интимное

d. социальное 

Вопрос 28Верно

Осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира называется:

Выберите один ответ:

a. эмпатия

b. идентификация

c. рефлексия 

d. аттракция

Вопрос 29Верно

Понимание слов говорящего, при этом молчание, называется:

Выберите один ответ:

a. активное слушание 

b. автоматическое слушание

c. позитивное слушание

d. негативное слушание

Вопрос 30Верно

С какой позиции начинается алгоритм построения беседы:

Выберите один ответ:

a. создание располагающей обстановки

b. установление речевого и визуального контакта 

c. привлечение внимания

d. интерес к беседе

В решении конфликтных ситуаций стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий, это:

Выберите один ответ:

a. разработка вариантов решений 

b. признание существования конфликта

c. принятие решения и реализация его на практике

d. выявление круга интересов

Вопрос 2Верно

В эффективном общении, собеседник является:

Выберите один ответ:

a. конкурентом

b. партнером 

c. другом

d. коллегой

Вопрос 3Верно

Восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, это:

Выберите один ответ:

a. перебивание

b. категоричность

c. хвастовство 

d. подшучивание

Вопрос 4Частично правильный

Выберите виды проявления агрессивности (выберите несколько вариантов ответа):

Выберите один или несколько ответов:

a. ситуативная агрессивность 

b. природная агрессивность 

c. эмоциональная агрессивность 

d. Бланк ответов на тестовые вопросы к разделу

e. слабая агрессивность

Вопрос 5Верно

Выберите компоненты корпоративной культуры (выберите несколько вариантов ответа):

Выберите один или несколько ответов:

a. неустановленная система коммуникации

b. стили разрешения конфликтов 

c. отсутствие символики организации

d. положение индивида в организации 

e. принятая система лидерства 

Вопрос 6Верно

Выберите пункт, который не относится к решению конфликтных ситуаций:

Выберите один ответ:

a. разработка вариантов решения

b. выяснение и настаивание 

c. принятие согласованного решения

d. признание существования конфликта

Вопрос 7Верно

Выберите стратегии поведения в конфликтной ситуации (выберите несколько вариантов ответа):

Выберите один или несколько ответов:

a. уход

b. партнерство 

c. настойчивость 

d. компромисс

e. сотрудничество

Вопрос 8Верно

Действия человека направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания своей позиции:

Выберите один ответ:

a. уступка

b. соперничество

c. сотрудничество

d. компромисс

e. уход 

Вопрос 9Верно

«Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их».

Леонардо да Винчи.

Конфликтогенами мы называем слова, действия или бездействие (если требуется действие), могущие привести к конфликту.

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что последний не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогену. Например, грубость не всегда приводит к конфликту, поэтому многие допускают её, полагая, что «сойдёт». Однако нередко грубость приводит к конфликту, то есть она является конфликтогеном.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Люди так удивляются, когда с ними ведёшь себя, как и они с тобой».

Наша особая чувствительность относительно обращённых к нам слов происходит от желания защитить себя, своё достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Закон эскалации конфликтогенов

Ещё большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения. Если нам скажут неприятное слово, мы захотим сказать два, потом нам скажут пять, мы захотим ударить, а нас захотят застрелить. Поэтому ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

К сожалению, мы устроены весьма не совершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляя ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а ещё лучше — простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, количество желающих «подставить другую щеку» не увеличивается, и это нормально.

Проявление превосходства

Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности.

Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм, издёвка.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете…«. Конфликтогеном является и снисходительный тон.

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

Категоричность, безапелляционность, является проявлением самоуверенности и предполагает своё превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как: «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…».

Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советчик по существу занимает позицию превосходства.

Перебивание собеседника (повышение голоса или ситуация, когда один поправляет другого) показывает, что его мысли более ценны, и что именно его надо слушать.

Утаивание информации, которая является необходимым элементом жизнедеятельности, по мнению автора, основным. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.

Информация может утаиваться по разным причинам, однако природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами и слухами, которые бывают ещё худшего свойства. Но более важно то, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.

Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Если обратить свой взор к этологии, то подшучивающий во время изречения колкости излучает специфическую улыбку (половина рта с улыбкой, другая с оскалом), что воспринимается подсознанием как признак агрессии.

Напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

Известны случаи парадоксального поведения, когда спасённый (по прошествии определённого времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние полной беспомощности, и чувство благодарности постепенно вытеснялось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь.

Как избавиться от проявлений превосходства

Желающий добиться реального превосходства должен уяснить гениальную мысль выдающегося китайского мыслителя Лао-Цзы, который учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». Истинное превосходство проявляется не в его выпячивании, а в умении скрыто управлять окружающими. А это недостижимо без аттракции. Любые внешние проявления превосходства уничтожают аттракцию. Ведь человек — источник конфликтогенов — вызывает отрицательную реакцию окружающих. Ещё Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побеждённым».

Статьи автора

  • От автора: в своё время, проводя занятия по антикоррупционному поведению, часто вспоминал на них фразу: «Какую сумму денег сотрудник взял в качестве взятки, во столько себя и оценил».

Не так давно в одной из передач увидел сюжет, где речь шла про золотую молодёжь, мажоров, которые развлекались тем… Читать дальше

От автора: с курса социологии запомнилось то, что внутренние законы функционирования человека и социума тождественны. Лишний раз убедился в этом.

Бесконечно продолжаются споры о переименовании улиц, парков и городов. Смысл каждый, скорее всего, видит в этом свой. Предпринимателю с новым названием… Читать дальше

От автора: желание поделиться мнением на эту тему возникло из некоторого количества консультаций, в которых запрос клиентов был на причины и способы разрешения конфликтов с коллегами, начальниками и некоторого беспорядка в мыслях и поступках с людьми. В таких случаях почти всегда консультацию начинаю… Читать дальше

Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Надежда на возможность прожить без страха остаётся иллюзией… Читать дальше

Читайте также

Мастерская Владимира Раковского: «научи себя просто жить и смеяться, радоваться и любить вопреки любым превратностям жизни».

Имею ли я право навязывать другим свою технологию жизни?

Я не даю ни рекомендаций, ни советов, пока меня об этом не попросят.

Меня и самого раздражают люди, которые, добившись… Читать дальше

Бывало у вас так? В тот момент, когда нужно красиво и веско ответить на критику или хамство, теряются все слова, и вы мучительно пытаетесь выдавить из себя хоть что-нибудь. Или нужно начать, а может, поддержать разговор, но абсолютно нет идей, что сказать. Или в незнакомой ситуации судорожно пытаетесь… Читать дальше

Как не волноваться и быстро прокачать навык публичных выступлений! Представляю выжимку из практического опыта выступлений за несколько лет!

  1. Ставим цель наоборот
  • Ваша настойчивость в достижении и завышенная значимость цели может сильно мешать. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на противоположной цели —… Читать дальше

Посмотрите на тех людей, которые вас окружают. С кем вы охотнее всего общаетесь? Наверняка вы заметите, что вас притягивают люди, похожие на вас. Это может касаться как их внешности, так и занятий, социального уровня или достатка. Таким людям вы доверяете, в их присутствии чувствует себя расслаблено… Читать дальше

Глава 3. Три механизма возникновения конфликтов

3.2. Механизм возникновения случайных конфликтов


Классификация конфликтогенов

Правила 1 и 2 бесконфликтного общения легче выполнить, когда знаешь, что может послужить конфликтогеном. Этому способствует их максимально полный список и классификация.

Все известные автору конфликтогены можно отнести к одному из пяти типов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессивности;

3) проявление эгоизма;

4) нарушение правил;

5) неблагоприятное стечение обстоятельств.

Если читатель сможет привести новые типы или виды конфликтогенов, не указанные в этом разделе, я буду признателен за информацию на sheinov1@mail.ru. В этом случае в следующее издание книги будет внесено соответствующее дополнение с указанием его авторства.

Первые четыре типа объединяет то, что конфликтогены — суть проявления внутреннего состояния субъектов взаимодействия. Пятый же тип является отражением внешних случайных факторов. Но чтобы случайное обстоятельство спровоцировало конфликт, должно быть определенное предрасположение, обусловленное, например, внутренним состоянием человека.

Рассмотрим более подробно указанные типы конфликтогенов.

1. Стремление к превосходству

Конфликтогены данного типа объединяет то, что все они предполагают в психологическом плане «пристройку сверху» к партнеру по общению. Они представлены несколькими видами.

1. Непосредственное проявление превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.

2. Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь» (это не только не успокаивает, скорее, наоборот, раздражает), «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вы умный человек, а поступаете…». Одним словом, забвение известной мудрости: «Если считаете себя умнее других, то хотя бы никому не говорите об этом».

Конфликтогеном данного вида является и снисходительный тон. Например:

Муж похвалил жену за вкусный обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.

3. Хвастовство — восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, – вызывает у слушателей раздражение, желание поставить хвастуна на место. Вспоминается случай из моей практики.

Проводя тренинг персонала одного из банков, я получил записку: «В нашей комнате работает сотрудница, которая каждый рабочий день начинает с рассказа, какой у нее замечательный муж. И любит-то он ее, и по дому все делает, и детьми занимается… и т. д. и т. п. Так пусть она знает, что мы ее за это ненавидим! Просим Вас прочитать вслух эту записку на занятиях».

Комментарии излишни.

4. Категоричность, безапелляционность — эти проявления самоуверенности предполагают подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие: «Я считаю…», «Я уверен…». Уместнее более тактичные высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю…», «Мне кажется…», «У меня сложилось впечатление…» и т. п.

Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы, такие как: «Все мужчины — подлецы!», «Все женщины — обманщицы!», «Все воруют!», «…и закончим этот разговор!».

Категоричность родителей в их суждениях о принятой в среде молодежи музыке, одежде, манере поведения является конфликтогеном, который может оттолкнуть от них детей.

Мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе не пара!» Дочь в ответ грубит матери. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта порождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери: «Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет».

5. Навязывание своих советов: советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Вот одно из наблюдений.

Водитель троллейбуса в порядке личной инициативы взялась во время следования по маршруту просвещать пассажиров на разные темы: правила дорожного движения, правила хорошего тона и т. п. Динамик в салоне не умолкал, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым «сервисом», многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении.

6. Перебивание собеседника, повышение голоса, внесение «поправок» — тем самым демонстрируется превосходство над собеседником, обесцениваются его мысли.

Поучителен сюжет, связанный с Эйнштейном. У него была маленькая записная книжечка, в которую он записывал пришедшие в голову мысли. «Почему она у вас такая маленькая?» — спросили его. «Потому, – ответил выдающийся ученый, – что хорошие мысли приходят очень редко».

Это стоит запомнить любителям навязывать свою точку зрения: хорошие мысли бывают, может быть, и у них гораздо реже, чем они полагают.

7. Утаивание информации — например, руководителем от подчиненных — из благих побуждений, чтобы не расстраивать их плохими новостями.

Однако отсутствие информации вызывает тревогу. Природа же не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами, слухами и сплетнями. Но более важно то, что возникает недоверие к скрывшему информацию, а это — источник конфликтов.

О том, к каким серьезным последствиям может привести утрата доверия, свидетельствует мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Как оказалось, в его основе лежит кризис доверия — субъекты экономической деятельности перестали доверять друг другу и выдавать кредиты, движение капиталов застопорилось, и в результате многие предприятия, лишившись необходимых оборонных средств, стали сворачивать производство, увольнять работников и т. д.

8. Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любителям насмешек стоит напомнить, что злой язык осуждался с древних времен как порок. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.

9. Напоминание о чем-либо неприятном для собеседника. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Известны случаи парадоксального поведения, когда спасенный питал ненависть к своему спасителю. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние своей беспомощности, когда его жизнь полностью зависела от другого человека. И чувство благодарности у спасенного постепенно сменяется раздражением. Еще Тацит сказал: «Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью». Неслучайно христианские заповеди (и не только они) призывают делать добро не ради получения ответной благодарности, а «по велению сердца». Сделав добро другому, освободите его от необходимости быть обязанным вам за сделанное, не требуйте проявлений благодарности, не напоминайте о своем благодеянии. Как сказал Ф. Шиллер, «благодарность забывчивей всего».

2. Проявления агрессивности

Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются следующие виды агрессии:

1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, недобрые шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия, являющаяся средством, инструментом достижения какой-либо цели;

6) враждебная агрессия, выражающаяся в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия – агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8)  альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой-либо значимой цели;

2) способа психологической разрядки;

3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» [41, 19].

Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. В соответствии с этим можно разделить агрессивность на природную и ситуативную.

Природная агрессивность. Некоторым людям агрессивность присуща от природы.

Мне довелось встречаться с незаурядными руководителями и учеными, которые признавались, что если с утра не поругаются с кем-либо, то не могут весь день продуктивно работать.

Человек с повышенной агрессивностью конфликтен от природы, это «ходячий конфликтоген». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше того, чего заслуживает. Полное отсутствие агрессивности, покладистость граничит с бесхарактерностью, неспособностью настоять на своем. Таким человеком легко управляют другие, и это может порождать конфликты. Вспомним, к примеру, главного героя фильма «Осенний марафон» Бузыкина: мучается сам, мучает близких ему людей — и все из-за слабоволия.

Ситуативная агрессивность – ответная реакция на полученный конфликтоген, на сложившиеся неблагоприятные обстоятельства: неприятности (личные, семейные или на работе и т. д.), плохое настроение и самочувствие.

В приведенном выше конфликте по поводу разбитой чашки конфликтогены — высказывания жены и мужа — это проявления ситуативной агрессивности.

Отметим, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» можно также отнести к одной из форм агрессии — скрытой агрессии, поскольку они — суть проявления посягательства, хотя и завуалированного, на достоинство человека, его интересы.

В силу закона эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде более сильной открытой агрессии.

3. Проявления эгоизма

Всевозможные проявления эгоизма — это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием личных своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей: последние становятся объектом и средством достижения таких целей.

Если эгоизм превращается в доминанту личности, то это обычно следствие дефектов воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм закрепляются еще в детском возрасте, в расчет принимаются лишь собственные интересы личности, его потребности, переживания и т. п. В зрелом возрасте подобная сосредоточенность на своем «Я», себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводят к отчуждению от окружающих.

В час пик трудно войти в автобус или троллейбус из-за скопления пассажиров непосредственно у дверей, хотя в середине салона свободно. Просьбы продвинуться в глубь салона, дабы дать возможность войти и другим желающим, наталкиваются на «А мне скоро выходить». Не помогают и увещевания, что еще будет время и возможность поменяться местами.

Что это, как не массовое проявление эгоизма? Лень пошевелиться («Вам нужно, вы и проходите»), а каково другим — об этом не думают. Причем «сознание» у многих меняется сразу, как только изменилось их положение: пока не вошел — требует продвинуться, как только вошел — сам перестал продвигаться, невзирая на просьбы пытающихся войти следом.

Противоположным эгоизму понятием является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы других людей.

Укажем несколько типичных, часто встречающихся видов конфликтогенов, относящихся к проявлениям эгоизма:

а) обман или попытка обмана – средство добиться цели нечестным путем;

б) перекладывание ответственности на другого человека.

Студент, не имея возможности хранить деньги дома, попросил своего друга взять на хранение большую сумму в долларах. Тот спрятал ее у себя дома. Вскоре к нему приехал родственник, который случайно обнаружил конверт с долларами. Заменив их фальшивыми, он, сославшись на изменившиеся обстоятельства, уехал. Подмена вскрылась, когда студент, получив деньги, попытался ими расплатиться. Возник острейший конфликт.

Что к нему привело? Студент переложил ответственность за сохранность денег на друга (это первый конфликтоген), а тот согласился, не имея на то необходимых условий (это второй конфликтоген). Подмена долларов — третий конфликтоген (обман);

в) одалживание денег. Не на пустом месте возникла пословица: «Хочешь потерять друга — одолжи ему денег». Это разновидность перекладывания ответственности должника за возникшие у него финансовые трудности на того, кто одалживает деньги: ведь при невозврате долга пострадает он, а не тот, кто создал ситуацию.

4. Нарушение правил

Собственно говоря, правила для того и созданы, чтобы предотвращать конфликты. Нарушение правил способствует возникновению конфликтов, то есть является конфликтогеном.

Наиболее важные для современного человека правила — это правила трудового распорядка, дорожного движения, техники безопасности, пожарной безопасности, правила общежития, этики и др.

Нарушения правил этики могут быть намеренными или непреднамеренными. Не поздоровался, причинил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и т. п.), но не извинился; не пригласил посетителя присесть, влез без очереди, опоздал на совещание, на занятия и помешал тем самым присутствующим; опоздал на встречу и т. д. и т. п.

5. Неблагоприятное стечение обстоятельств

Часто первый конфликтоген может возникнуть помимо чьего-либо желания как результат стечения обстоятельств. Именно так случилось в упоминавшихся ранее ситуациях с разбитой чашкой и внезапным торможением автобуса.

Обстоятельства, приводящие к конфликтогенам рассматриваемого типа: утомительное стояние в очереди; контакт с раздраженным человеком; неприятное известие или происшествие; невозможность выполнить обещанное, скверная погода; плохая работа общественного транспорта, и в частности, в переполненном общественном транспорте в час пик толчки со стороны соседей, наступания на ногу, неприятный запах. Но даже и без этих факторов неудобства расположение людей вплотную друг к другу — уже само по себе конфликтоген.

Психология bookap

Исследования американского антрополога Э. Т. Холла показали, что каждый человек определенную территорию вокруг себя воспринимает как личное пространство. Оно является как бы продолжением его тела, как забор, окружающий дом. Зона эта называется интимной, протяженность ее — до 46 сантиметров, в эту зону принято «впускать» самых близких людей: родителей, детей, супругов, любимых, любовников [366].

В нее-то (без разрешения!) «проникают» совершенно чужие люди, волей случая оказавшиеся соседями по салону автобуса, троллейбуса. Таким образом, многочисленные конфликты в общественном транспорте находят свое объяснение.

Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм, издевка.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете…». Конфликтогеном является и снисходительный тон. Муж похвалил жену за вкусный обед, а та обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна. Категоричность, безапелляционность, является проявлением самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника.

Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как: «Я считаю», «Я уверен», Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…». Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные заявления типа: «Все мужчины подлецы», «Все женщины обманщицы», «Все вору- ют», «…и закончим этот разговор».

Категоричность родителей в суждениях о принятой в среде молодежи музыке, одежде, манере поведения может оттолкнуть от них детей. Или та- кой разговор. Мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе не пара», Дочь в ответ нагрубила матери. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест.

По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери: «Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается, Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет».

Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий по существу занимает позицию превосходства.

Перебивание собеседника (повышение голоса или ситуация, когда один поправляет другого) показывает, что его мысли более ценны, и что именно его надо слушать.
Поучителен сюжет, связанный с именем Эйнштейна. Ученый имел маленькую книжечку, в которую записывал пришедшие в голову мысли. «Почему она у вас такая маленькая?» – спросили его. «Потому, – ответил ученый, что хорошие мысли приходят крайне редко».

Хорошая подсказка для любителей навязывать свою точку зрения: бесценные мысли бывают, может быть, и у них гораздо реже, чем они думают.

Утаивание информации, которая является необходимым элементом жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам, например руководителем от подчиненных из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями.

Однако природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами и слухами, которые бывают еще худшего свойства. Но более важно то, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.
Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему- либо не может дать достойный отпор. С древних времен осуждался порок злого языка.

Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.

Напоминание (возможно и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. Известны случаи парадоксального поведения, когда спасенный (по прошествии определенного времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние полной беспомощности, и чувство благодарности постепенно вытеснялось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь.

Это, конечно, случаи из числа исключительных. Но еще Тацит сказал: «Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью». Не случайно христианские заповеди (и не только они) призывают делать добро не для того, чтобы получить благодарность, а для собственной души. Сделав другому добро, освободите его от необходимости быть обязанным вам за сделанное, ибо, как сказал Ф.Шиллер, «благодарность забывчивей всего».

Н. И. Тимченко

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Конфликтогены опасны, потому что имеет место важная закономерность — эскалация конфликтогенов. Состоит она в следующем:

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Чтобы авторам рекламных обращений не допускать в них конфликтогенов, необходимо прежде всего «знать их в лицо».

Поэтому приведем исчерпывающий перечень конфликтогенов. Все их можно отнести к пяти типам:

  • стремление к превосходству;
  • проявления агрессивности;
  • проявления эгоизма;
  • нарушение правил;
  • неблагоприятное стечение обстоятельств.

Перечислим, какие конфликтогены относятся к каждому из этих типов. Многие из них, к сожалению, встречаются в плохой рекламе.

Стремление к превосходству

  • Прямые проявления превосходства: приказание, угрозы, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
  • Снисходительное отношение, т. е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…». Конфликтогеном является и снисходительный тон.
  • Хвастовство, т. е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых. Вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
  • Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…».
  • Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий по существу занимает позицию превосходства.
  • Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любители насмешек, видно, забывают, что уже в древности осуждался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.
  • Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

Поучителен сюжет, связанный с Эйнштейном. Ученый имел маленькую записную книжечку, в которую записывал пришедшие в голову мысли. «Почему она у вас такая маленькая?» — спросили его. — «Потому, — ответил выдающийся ученый, — что хорошие мысли приходят очень редко».

Неплохая подсказка для любителей навязывать свою точку зрения: хорошие мысли бывают, может быть, и у них гораздо реже, чем они думают.

Проявления агрессивности

Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Агрессия может проявляться и как черта личности, и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

  • Природная агрессивность.

Некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. Но к счастью, агрессивных от природы людей меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.

  • Ситуативная агрессивность.

Она возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.

В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.

Отметим, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» можно также отнести к некоей форме агрессии — скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.

В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.

Проявления эгоизма

Слово «эгоизм» имеет корнем латинское «ego», обозначающее «я».

Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

К проявлениям эгоизма следует отнести обман и попытку обмана. С их помощью эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим. В рекламе обман является не менее подлым явлением, чем во взаимоотношениях с окружающими.

Эгоистичным является и перекладывание ответственности на другого человека, и утаивание от него информации. Когда рекламодатель скрывает от потребителя важную для того информацию (например, противопоказания в применении рекламируемых лекарств и пищевых добавок), то это сильнейший конфликтоген.

Нарушение правил

Нарушение любого правила является конфликтогеном — будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.

В рекламе этические нормы должны играть не последнюю роль. Во-первых, по отношению к потребителям рекламы. Во-вторых, по отношению к конкурентам. В силу важности этих вопросов им будет посвящена специальная глава.

Неблагоприятное стечение обстоятельств

Конфликтогеном является контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода, очередь и т.п.

В рекламе конфликтогеном этого типа может быть, например, появление персонажа, прежде позитивного, но недавно чем-то себя скомпрометировавшего.

Автор: Николай Иванович Тимченко, член Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ).

  • Восторженный как пишется и почему
  • Восстановить последовательность событий в сказке о царе салтане о сыне его 3 класс
  • Восстановите рассказ незнайки используя слова для справок я проснулся ни свет ни заря
  • Восстановите последовательность событий в сказке царевна лягушка
  • Восстановите последовательность событий в сказке спящая царевна