Впервые слово дидактика появилось в сочинениях известного педагога

  1. Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.

В
современном понимании дидактика
представляет собой важнейшую отрасль
научного знания, которая изучает и
исследует проблемы обучения и образования.
Впервые это слово появилось в сочинениях
немецкого педагога Вольфганга Ратке
(Ратихия) для обозначения искусства
обучения. В том же значении употребил
это понятие и чешский педагог Ян Амос
Коменский. Неизменными со времен Ратихия
остаются и основные задачи дидактики
– разработка проблем: чему учить и как
учить; современная наука интенсивно
исследует также проблемы: когда, где,
кого и зачем учить.

Дидактика
– теоретическая и одновременно
нормативно-прикладная наука. Ее основой
является общая теория образования,
основы этой теории являются основополагающими
для всех воспитательно-образовательных
наук.

Объектом
изучения дидактики являются реальные
процессы обучения.

Дидактические
исследования своим объектом делают
реальные процессы обучения, дают знания
о закономерных связях между различными
его сторонами, раскрывают сущностные
характеристики структурных и содержательных
элементов процесса обучения. В этом
заключается научно-теоретическая
функция дидактики.

Полученное
теоретическое знание позволяет решать
многие проблемы, связанные с обучением,
а именно: приводить в соответствие с
изменяющимися целями содержание
образования, устанавливать принципы
обучения, определять оптимальные
возможности обучающих методов и средств,
конструировать новые образовательные
технологии и т. д. Все это говорит о
нормативно-прикладной (конструктивной)
функции дидактики.

Дидактика
охватывает систему обучения по всем
предметам и на всех уровнях учебной
деятельности. По ширине охвата изучаемой
действительности выделяют общую и
частную дидактику.

Общая
дидактика исследует процесс преподавания
и учения вместе с факторами, которые
его порождают, условиями, в которых он
протекает, а также результатами, к
которым он приводит.

Частные
(конкретные) дидактики называются
методиками преподавания. Они изучают
закономерности протекания процесса,
содержания, формы и методы преподавания
различных учебных предметов. Каждый
учебный предмет имеет свою методику.

Являясь
отраслью научного знания, дидактика
решает ряд теоретических задач:

– установление
целей и задач теории;

– анализ
процесса обучения, установление его
закономерностей;

– обоснование
принципов и правил обучения;

– определение
содержания и форм организации обучения;

– разъяснение
методов и средств обучения;

– характеристика
материальных средств обучения.

Прослеживается
взаимодействие и взаимосвязь дидактики
с другими науками, например с философией,
социологией, логикой, психологией,
кибернетикой, математикой и т. д.
Методологическую основу дидактики
составляет философская теория познания.
Изучение законов функционирования и
развития общества, социальных отношений
сближает дидактику с социологий.

Развитие
современной дидактической системы
носит название процесса демократизации
и гуманизации.

Отличие
современной дидактики в том, что целью
обучения является общее развитие
индивида, процесс обучения рассматривается
как двусторонний процесс, управляемый
учителем, при этом учитываются интересы
и потребности обучаемых.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие о дидактике.

Понятие о дидактике.

 Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».  Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».

Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учеников; руководство со стороны учителя;  планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников; управление их развитием и воспитанием.

Признаки обучения:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учеников;
  • руководство со стороны учителя;
  • планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  • управление их развитием и воспитанием.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.    Основные категории дидактики:  преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Основные категории дидактики:

преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

       У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации  цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.  ученики овладевают в процессе обучения. Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. ученики овладевают в процессе обучения.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д. Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы:  И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.  По Гербарту, ДС - формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи: совершенства ;  доброжелательности ; права ; справедливости ; внутренней свободы .

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы: И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.

По Гербарту, ДС — формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи:

  • совершенства ;
  • доброжелательности ;
  • права ;
  • справедливости ;
  • внутренней свободы .

Дидактическая система Джона Дьюи  Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего: ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Дидактическая система Джона Дьюи

Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего:

  • ощущение трудности;
  • ее обнаружение и определение;
  • выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
  • формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез);
  • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:   основу ее составляют объективные закономерности; системный  подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.); комплексный  подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения); разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников; дифференцированные учебные планы, программы; преодоление одностороннего подхода к обучению детей.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:

  • основу ее составляют объективные закономерности;
  • системный подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.);
  • комплексный подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения);
  • разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников;
  • дифференцированные учебные планы, программы;
  • преодоление одностороннего подхода к обучению детей.

Обзор основных законов и закономерностей     К общим законам диалектики относятся: -закон единства и борьбы противоположностей, -закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, -закон отрицания отрицания. законы специфические общие

Обзор основных законов и закономерностей

К общим законам диалектики относятся:

-закон единства и борьбы противоположностей,

-закон перехода количественных накоплений в качественные изменения,

-закон отрицания отрицания.

законы

специфические

общие

Специфические педагогические законы   И. Г. Песталоцци  «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям» Э. Мейман сформулировал три закона : развитие индивидуума определяется природными задатками; ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно. Хуторской А. В.  выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Специфические педагогические законы

И. Г. Песталоцци «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям»

Э. Мейман сформулировал три закона :

  • развитие индивидуума определяется природными задатками;
  • ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
  • душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Общие закономерности -закономерности цели обучения; Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; -закономерности содержания обучения; Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; -закономерности качества обучения; Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; -закономерности методов обучения; -закономерности стимулирования обучения.

Общие закономерности

-закономерности цели обучения;

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

-закономерности содержания обучения;

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения;

-закономерности качества обучения;

Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

-закономерности методов обучения;

-закономерности стимулирования обучения.

 . Частные закономерности собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.); гносеологические  (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.); психологические  (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.); социологические  (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.); организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).

.

Частные закономерности

  • собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.);
  • гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
  • психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.);
  • социологические (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
  • организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).

Структура обучения   диагностика обобщение фактов закрепление применение усвоение осознание восприятие

Структура обучения

диагностика

обобщение фактов

закрепление

применение

усвоение

осознание

восприятие

 Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя. Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное. Усвоение: зун, способы действия, опыт. Закрепление: запоминание, повторение. Применение: теоретическое, практическое, словесное. Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия) Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.

  • Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя.
  • Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное.
  • Усвоение: зун, способы действия, опыт.
  • Закрепление: запоминание, повторение.
  • Применение: теоретическое, практическое, словесное.
  • Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия)
  • Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.

Движущие силы процесса обучения Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия: -противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков; -противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями; -противоречие между известным и неизвестным; -противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием; -противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия:

-противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;

-противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;

-противоречие между известным и неизвестным;

-противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;

-противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Функции и структура процесса обучения образовательная функция : вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в  соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; научить самостоятельно приобретать знания; расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. развивающая функция : логического мышления; воображения; различных видов памяти; качеств ума; речи; познавательного интереса и познавательных потребностей.

Функции и структура процесса обучения

образовательная функция :

  • вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
  • научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • научить самостоятельно приобретать знания;
  • расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

развивающая функция :

  • логического мышления;
  • воображения;
  • различных видов памяти;
  • качеств ума;
  • речи;
  • познавательного интереса и познавательных потребностей.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении: осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой; формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками; воспитания нравственных качеств личности; формирования положительных мотивов учения; формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе; воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

  • осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
  • формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
  • воспитания нравственных качеств личности;
  • формирования положительных мотивов учения;
  • формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
  • воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Дидактика (от греч. didakitos — поучающий, didasko — изучающий) — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики — процесс обучения. Предмет — вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик — учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Категории дидактики

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование — процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания — информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения — овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность — характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила — конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Процесс обучения

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обучения Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практике Приобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельности Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся Самоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.
  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Планомерная организация и управление.
  6. Целостность и единство целей, средств и результат.
  7. Соответствие закономерностям возраста.
  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции — отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.
  2. Практическую.
  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

  • описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
  • разработка более современных процессов обучения;
  • организация учебного процесса;[1]
  • новые обучающие системы;
  • новые технологии обучения (например, драмогерменевтика[2] или социо/игровая «режиссура урока»[3]).

Публикации

  • Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с .
  • Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. — М.: Тихомиров, 1908. Т.1. — 470 с.; Т.2. — 678 с.
  • Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1, с.14-21.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  • Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского — М.; Л., 1948.
  • Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б. П. Есипова; — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
  • Дидактика / Пер. с нем. // Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 287 с.
  • Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  • Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
  • Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
  • Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915. — 434 с.
  • Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  • Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11-106.
  • Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  • Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш. Шк., 1986. — 368 с.
  • Куринский В. А. Автодидактика. — М.: Культ. учеб.-изд. центр «Автодидакт», 1994. — 391 с.
  • Лай В. А. Экспериментальная дидактика / Пер. с нем. — СПб.: Сытин, 1914. — 510 с.
  • Левичев О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике // Шк. технологии : науч. — практ. журн. — 2009. — N 6. — С. 34-42
  • Манжос Б. Основы советской дидактики. — Ч.1. — Аналитика педагогического процесса. — М.: Работник просвещения, 1930. — 332 с.
  • Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. — М.: Педагогика, 1990. — 256с.
  • Осмоловская И. М. Дидактика. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  • Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.
  • Рудакова И. Дидактика. — М.: Феникс, 2005. — 256 с.
  • Ситаров В. А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  • Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  • Сорокин Н. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 221 с.
  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  • Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  • Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Примечания

  1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-изд., испр. и доп.- М., 2003.- 152 с.: ил.
  2. Таблица-БАБОЧКА социо/игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА « ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru
  3. См.: Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: Обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников: пособие для учителей физики, математики, географии, биологии.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.

Ссылки

  • Левичев О. Ф. Принцип законности в современной дидактике] [1]
  • Левичев О.Ф. Закон сохранения информации в дидактике. // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2009/0831-4.htm

Определение дидактики[]

Дидактика — раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. [1]

Дидактика [ < гр. didaktikos поучительный] -часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.[2]

Дидактика — раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.[3]

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий)- раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся
.[4]

Дидактика — греч. искусство учить, научать или наставлять.
Дидактический, поучительный, учебный, наставительный.[5]

Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Основная задача дидактики состоит в том, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования. Дидактика занимается научным обоснованием содержания образования, определяя объем знаний, навыков и умений, необходимых для обучающихся в соответствии с задачами образования на данном этапе развития общества. Дидактика находится в тесной связи с другими науками, прежде всего, с философией и социологией, логикой и психологией, физиологией высшей нервной деятельности. Дидактика рассматривает следующие вопросы, связанные с обучением: процесс обучения, принципы, методы, организационные формы обучения, содержание образования, формы проверки и оценки успеваемости.[6]

Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предмет исследования современной дидактики — это процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем.

Дидактика как научное знание[]

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

  1. развитие — определяет цель и постулирует ее, требует определения цели;
  2. воспитание — определяет условия и метод развития;
  3. образование — ставит задачи и форму их реализации;
  4. обучение — определяет и организует содержательный материал.

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики[]

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

  • культуру сердца;
  • нравственное развитие;
  • развитие ума (расширение круга наблюдений и приведение их в логические связи, знакомство с языком для выражения логических связей).

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

В начале XIX века немецкий педагог Гербарт, Иоганн Фридрих придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков, Николай Фёдорович, Корф, Николай Александрович , Стоюнин, Владимир Яковлевич, Острогорский, Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков.

Одно из самых главных положений в дидактике было сформулировано Адольфом Дистервегом. Он считал, что образование и развитие не приходят к человеку самостоятельно и не даны ему изначально. Достигает их он в процессе собственной деятельности и собственными силами. Из внешнего мира он получает лишь возбуждение. Еще одним важным заявлением является мысль о том, что дидактика может развиваться, только опираясь на психологические данные. Эта мысль принадлежит П. Ф. Каптереву. Так что понятно, почему становление дидактики как науки обусловлено ее историческим развитием.

Дроздова-Цыгулёва

Дидактическая система[]

Дидактическая система — это система процесса и резуль­татов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.

Компоненты дидактической системы:

  • Цели образования.
  • Цели обучения (чаще всего они более конкретизированы, чем цели образования).
  • Содержание обучения (теории, законы, явления, понятия, фактологический материал, подлежащий усвоению учащихся).
  • Методы обучения (методы преподавания и учения).
  • Дидактические средства обучения (книги, учебные пособия, компьютерные обучающие программы и т.п.).
  • Методы контроля и оценки результатов обучения.
  • Результаты обучения (это те знания, умения, опыт познавательной и творческой деятельности, которых достигли учащиеся в обучении).
  • Преподавание — деятельность учителя.
  • Учение или учебная деятельность учащихся.
  • Формы организации обучения (урок, лекция, семинар и др.).
  • Дидактические принципы, которые задают определенную стратегию обучения.
  • Дидактические условия, характеризующие в целом процесс обучения.

Режимы работы дидактической системы:

  • В режиме функционирования.
  • В режиме развития и (или) творческого саморазвития.

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

  • Желание повысить эффектив­ность преподавания и недостаточность профессиональных зна­ний, умений, навыков.
  • Намерение учителя повысить качество и эффективность преподавания и низкое качеством учебника, учебных пособий, того дидактического материала, которым учитель в данном случае рас­полагает.
  • Стремление учителя дать глубокие и прочные знания, умения и весьма разным уровнем подготовленности учащихся, разным уровнем их мотивации, учебных, творческих способностей.

Андреева Марина

  1. Толковый Словарь Русского Языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
  2. Толковый словарь для эрудитов (электронная версия словаря)
  3. Толковой словарь Ефремовой Т.Ф. (электронная версия словаря)
  4. Большой энциклопедический словарь. (электронная версия словаря)
  5. Толковый словарь Даля (электронная версия словаря)
  6. Краткий справочник (http://hoster.bmstu.ru/~mo/spas_002m.htm)

Тормышева-Проневич.

  • Впервые напечатан рассказ молох
  • Впервые как пишется слово впервые слитно или раздельно
  • Впервые дни как пишется
  • Впервые встретились как пишется
  • Впервые вижу как пишется