Время отраженное в романе дубровский сочинение 6 класс

Время, отражённое в романе Дубровский

Глеб

3 апреля, 2019

Литература

Действие романа А. Пушкина “Дубровский” происходит в 20-е годы 19 века. В произведении описан быт помещиков, а также положение простого народа.

Пушкин поставил себе задачу не только описать жизненный путь благородного разбойника Владимира Дубровского. Он также хотел изобразить тяжелое положение крепостных крестьян.

Опубликовано 5 апреля, 2019

Знаете ответ на этот вопрос?

Только зарегистрированные участники могут задавать и отвечать на вопросы.

Последние вопросы

Образовака

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      gwendolynmills260

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    40 секунд назад

    Тест Алгебра 9 класс

  • himiya
    Химия

    43 секунд назад

    Химия 8 класс помогите пожалуйста))

  • himiya
    Химия

    5 минут назад

    Задача по химии

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Кем были родители А. П. Чехова?

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Помогите пожалуйста, срочно!
    6. О чём Хлестаков беседует с визитёрами и как характеризуют его темы бесед?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    34 минут назад

    Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:

    1) Na2O + H2O → 

    2) SO2 + H2O →  

    3) SO3+ H2O →

    4) CaO + CO2 →

    5)  CaO + P2O5→  

    6) K2O + SO3 →

    7) Na2O + SO3 → 

    8) K2O + SO2→ 

    9) CaO + SO3→

    10) CuO + HCl →

    11) Na2O + H3PO4 →

    12) K2O + H2SO3 →

    13) ZnO + HCl→ 

    14) MgO + HCl →

    15) BaO + H2SO4 →

    16) Na2O + HNO3 →

    17) P2O5 + KOH →

    18) CO2 + KOH →

    19) KOH + SO3 →

    20) Ba(OH)2 + H2SO4 →

    Определите тип химической реакции.     

  • matematika
    Математика

    36 минут назад

    помогите пожалуйста!

    в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

1.Время,отраженное в  романе «Дубровский»-это 19 век,тридцатые годы,время бунтов крепостных крестьян,один из которых изображен Пушкиным А.С.в романе.,а после- в повести «Капитанская дочка»..Наше время тоже мало отличается от того:тогда были богатеи,типа Троекурова,обижающих и обирающих людей.подкупающих суды. А в наше время их не меньше,олигархов ,да и поменьше рангом которые используют труд других людей:обман,корысть и все им сходит с рук,да и суды мало кому помогают,везде коррупция,ложь,невыполнение законов..
            П.  .Троекуров-старинный русский барин.
1.. .Троекуров К.П.-старинный руссий барин,генерал-аншеф в отставке,он очень богат,у него не одно,а несколько поместий,три тысячи крепостных крестьян. У него огромная псарня,он страстный охотник Живет он в имении «Покровское».
2  .Он из знатного рода,поэтому у него много связей.,много влиятельных друзей.,которые его,вернее его деньги уважают,с почтением с ним здороваются,относятся к нему с подобострастием,перед ним пресмыкаются, кланяются ,и,,всех он держит в строгости ,даже полицию.  Кто-то его любит и уважает,но большинство ненавидит и завидуют.
3.  .Он -праздный барин, любит гулянки,спиртное. Он властолюбивый, надменный,любит потешить свое самолюбие,тщеславен,он-самодур,у него и шутки такие-например: закрыть человека с голодным медведем в одной комнате,и наблюдать за состоянием его после того,как он выйдет окровавленный и оборванный,а Кирила Петрович ,  он хохотал  и получал удовольствие,он жестокий человек.Со своими дворовыми барин очень строг, но они все  преданы. ему ,даже гордятся им,его успехами.
4.  Троекуров  может и любить,он желает счастья своей дочери Маше.,он пожалел Дубровского-старшего: когда Троекуров отсудил у него имение,Кирила Петрович даже недолго раскаивался.он поехал к больному Дубровскому  Но Дубровские не знали, что Троекуров приехал с хорошими намерениями. И когда он приехал, Дубровский  поднял руку, указывая на Троекурова и упал…А Дубровский Владимир приказал выгнать со двора Кириллу Петровича.. Из-за такого приема Троекуров передумал извиняться перед бывшим другом.
Ш. Заключение.
1.Автор говорит,что у Троекурова присутствуют все человеческие пороки необразованного человека.,он дает волю своим поступкам из-за ограниченного ума.Он  обличает многие пороки, свойственные высшему обществу того времени:.
 

Мечты и деяния молодого императора Александра I

Император Пётр Алексеевич сделал из 90% крестьян не просто крепостных, а полноценных рабов, которые даже не могли жениться по собственному желанию. Историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», это полностью подтверждает. Помещик при Петре Алексеевиче тоже нес кабальную службу – или в армии, или на государственной должности. Пока он служил, его помещали на землю с крепостными крестьянами. Отсюда и название – «помещик». Если служить он не мог, то землю и крестьян отбирали. Царь Петр III дал вольности дворянству. Теперь знатный господин мог служить или не служить по собственному усмотрению, но земля и крестьяне были в его полном владении.

историческая эпоха описанная в романе «Дубровский»

Такова историческая эпоха в романе «Дубровский». Цари жаловали (то есть дарили) крепостных крестьян и земли помещикам. Так некоторые из них богатели. Другие же оставались бедными, с малым количеством земли и крепостных. Чтобы сохранить их в рабстве, надо было держать людей в полном невежестве. Именно поэтому обучение детей грамоте не практиковалось. Крестьяне называли своих хозяев «барином», «барыней», а ребенка их – «барчуком». Такой была историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Дворянки выходили замуж только за людей своего сословия. Если знатного происхождения человек нарушал это правило, то он становился изгоем. Большинство бар считало такое положение нормальным. Некоторые получали домашнее образование, другие уезжали, как молодой Дубровский, учиться в большие города. Кто-то говорил по-французски, другие же знали только обиходные отдельные слова, которые при случае могли вставить в свою речь. Они не хотели знать тех людей, которые не относились к дворянскому сословию и не уважали их. Такие отношения характеризует историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский писатель. За вольнолюбивые стихи его отправляли в ссылку, однако после встречи с государем, который сказал, что разговаривал с умнейшим человеком России, ему разрешили жить и работать в Москве. У Пушкина много прозаических произведений. Его роман “Дубровский” создается в начале тридцатых годов 19 века. К сожалению, произведение не было закончено, и при жизни автора в печать оно не поступило.

Основой для этого романа послужила история, рассказанная другом Пушкина П.В. Нащокиным. Он поведал автору об одном небогатом дворянине, который проиграл процесс спора за землю с соседом. Фамилия дворянина – Островский, которая в итоге в тексте произведения была заменена автором на Дубровский. Этот дворянин остался только лишь с одними крестьянами, был вытурен из имения и потому начал грабить. Имеются достоверные факты того, что Пушкин бывал в Пскове и других местах, где были рассмотрены похожие дела помещиков, наблюдал за процессом их ведения, а значит в основу романа легли реальные факты из жизни. В те времена стал очень популярен авантюрно-приключенческий роман, однако Александр Сергеевич не смог влить своих таких живых персонажей с глубокими эмоциями и переживаниями в эти жесткие рамки, поэтому и не закончил работу над произведением. Реальным в романе является общество тех времен: основным сословием были дворяне, главой-царь. Однако меж дворян было неравенство, у одних обширные поместья и много крепостных, у других небольшие участки земли. Дворяне ездят друг к другу в гости, развлекаются, устраивают светские вечера. В романе Пушкина двое таких друзей-дворян ссорятся, и один из них, подкупаю судей, отнимает у друга поместье, отчего тот сходит с ума и умирает. Казалось бы, ну чего еще желать таким людям, у них все есть, просто живи и радуйся, но нет, они готовы калечить судьбы друг друга. Однако писатель не мог оставить произведение сухой ссорой, он вводит сюда любовь. И как бы это не было случайно, влюбляются друг в друга дети этих помещиков, однако быть вместе у них не получается. А если бы не случилось этой ссоры, и не было бы столько искалеченных судеб.

Пушкин искусно показывает проблемы людей, которые были и есть по настоящий день. Ради своей гордости люди не готовы прощать друг друга, от чего могут пострадать окружающие. Нужно быть терпимее и стараться относиться добрее.

Как изменить страну?

Конечно, молодой император мечтал о конституции, так как был убежденным республиканцем. Но кому ее надо было давать? Не обученным читать, диким людям? Или, может быть, только грамотным? Дворянству? Духовенству? Мучительно император искал правильный путь. А пока шли эти поиски, настала новая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский». В ней время как бы застыло на рубеже Екатерины и Павла. Император прекрасно осознавал дикость и тупость даже лучших представителей дворянского сословия. Что же можно было сказать об образовании представителей других сословий – чиновников, крестьян, крепостных и вольных людей? Учившиеся в лучшем случае при семинариях, они ничего не знали, и их патриархальный быт и нравы просто ужасали.

Деревенский быт

Богатый барин Кирила Петрович Троекуров в своей губернии находился на особом положении. Он любил подобострастных людей, которые во всем были рады ему угодить. Чтобы барину не было скучно, он принимал множество гостей и неуважительно и с издевкой к ним относился. Это его развлекало. Каждый день он объезжал свои земли, потом устраивал длительные пиры, развлекаясь «проказами» над новыми знакомыми. Тех, кто не хотел терпеть его самодурства, он умел напугать так, что с ним больше и не спорили.

историческая эпоха в романе дубровский

Его сосед и единственный, кого он считал другом, – Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров часто мечтал о том, чтобы обвенчать их детей. Бедный, но гордый Дубровский не считал это правильным.

Оба помещика до безумия любили псовую охоту и частенько охотились вместе.

ШколеNET

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей — Троекуровых и Дубровских. Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина. Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому. Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте. Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер. Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова. Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете. Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные. Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца. Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником» . Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно. Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой» , когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова. Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником».
более месяца назад

Язык романа «Дубровский»

Русский язык – очень тонкая структура, которая может передать множество оттенков мыслей любого человека. В романе он показывает, как изменилась наша речь за последние двести лет. Языковая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», – ответы на культурные запросы того времени.

Исчезли, теперь считаются устаревшими слова романа: губерния, дворовый, поручик, генерал-аншеф, подьячий, холоп, стряпчий, пономарь, гувернер, купчая, вестимо, исправник, стремянной, псари, кучер, заседатель, отъезжее поле.

Что легло в основу романа «Дубровский»?

Эти вопросы волнуют читателя, переживающего за судьбу Владимира Гавриловича и Марии Кирилловны. Дает ли историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», ответы на вопросы?

Кто был прототипом романа? Ответ – реальный человек, дворянин Павел Островский.

Закончен ли роман? Нет. Он начал раскрывать со всей полнотой картины русской жизни того времени и не смог поместить «живых» героев в среду авантюрного европейского романа, далекого от действительности. Историческая эпоха в романе «Дубровский» вставала в противоречие с реальной жизнью.

Почему Маше и Владимиру нельзя было соединить свои жизни? По меркам нашего времени, все очень просто: они могли это сделать. Но в те годы существовало понятие «таинство брака», которое верующие люди нарушить не могли: это было против всех существующих правил. С грузом такого прегрешения человек жить просто не смог бы.

историческая эпоха описанная в романе дубровский ответы на вопросы

При жизни Пушкина этот роман, который он считал незаконченным, но, возможно, предполагал к нему вернуться, опубликован не был. Быть может, автор сумел бы впоследствии найти ответы на те вопросы, которые его волновали.

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

  1. Считается, что идея для романа возникла у поэта после того, как его друг – Павел Нащокин, рассказал ему историю белорусского дворянина Островского, который, собрав банду из собственных крестьян, прибегнул к разбою после того, как в результате судебных тяжб был лишён своего имения.
  2. В основу романа «Дубровский» легла и социальная обстановка в России в целом. Кризис крепостничества и упадок дворянства к тридцатым годам становились всё очевиднее. Они ещё не достигли последней стадии разложения, однако потребность в реформах была очевидна для многих просвещённых граждан Российской империи. Пушкин стремился обратить внимание людей на общественные проблемы, показать власть имущим назревающие социальные катаклизмы.
  3. Замысел «Дубровского» пришел к Пушкину еще и благодаря тому, что в ту пору в России было особенно популярно творчество Шиллера — немецкого поэта и драматурга. Именно он написал знаменитое произведение «Разбойники», где оправдал благородных бродяг и показал, что довело их до жизни такой. После него многие писатели обратили внимание на разбойную романтику. Пушкин не заимствовал идею, а полностью переработал ее и создал свою историю на базе русского колорита. В авантюрный сюжет он втиснул очень серозные политические проблемы страны.

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

  1. От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу.
  2. От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценных личностей со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже верен: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Анализ произведения Дубровский Пушкина сочинение

Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

Писатель отражает в романе основные проблемы существующего современного общества в виде своеволия помещиков, бесправного положения крепостного народа, произвол царских судебных органов и, как результат в форме стихийного протеста, разбойничества.

В основе произведения лежат реально произошедшие в России события, которые писатель использует в создании романа, демонстрируя в нем характерные для разбойничьих сказаний традиции в виде проникновения разбойника в дом злодея, любовные отношения романтичного героя-разбойника с дочерью своего обидчика.

Задачей писателя становится достоверное и психологичное описание жизненности происходящих в романе событий и реалистичности изображенных героев.

В образе главного героя романа автор представляет Владимира Дубровского, описанного в качестве бедного молодого дворянина величественного вида с зычным голосом.

Основной персонаж произведения участвует в двух конфликтах, рассматриваемых писателем, первый из которых отражает социальное сословное неравенство, неограниченную власть имущего класса в виде взаимоотношений Дубровского и Кирилы Троекурова. Результатом кульминации данной конфликтной линии становится бунт Дубровского, нежелающего терпеть произвол помещика.

Второй конфликт произведения связан с развитием любовных отношений главного героя, выраженный в форме семейно-бытовых зарисовок, раскрывающий проблему бесправного положения женщин в обществе.

Обе конфликтные сюжетные композиции писатель объединяет образом Кирилы Троекурова, ставшего причиной разбойничьего поведения главного героя Дубровского и возможного инициатора несчастной жизни собственной дочери Маши.

Автор делает акцент на беспринципности, невежественности, порочности и низости Троекурова, не имеющего в душе истинных человеческих чувств, легко уничтожая собственных крепостных и не жалея ради наживы родную дочь, воплощая в образе Кирилы типичного представителя уездного помещичьего общества.

При этом Троекуров не лишен человеческих порывов в виде мук совести, любви к Маше, однако обладание безграничной властью придает данным проявлениям уродливые черты, превращая некогда неплохого человека в деспотичного самодура.

Раскрытие народного стихийного бунта в форме разбойничества передается писателем как проявление единственно возможного способа для простого люда высказать собственное мнение в виде протеста и гнева.

Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.

Анализ 2

Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Роман написан в 1833 году, но Пушкин не решался его публиковать, и только после трагической гибели поэта «Дубровский» был напечатан. Пушкин давно хотел написать роман, о благородном разбойнике, он был вдохновлен произведениями В. Скотта. Многие критики ругали «Дубровского» считая его одним из неудачнейших произведений поэта.

Герой Дубровского, это дворянин, который мстит за поруганное имя, помещику Троекурову (косвенно виновному в смерти его отца) и обществу которое это поощрило. Это байроновский герой, привлекательный и в то же время демонический.

Произведение повлияло на творчество Лермонтова, на такие его произведения как «Герой нашего времени» и «Вадим». Пушкин отобразил в произведение николаевскую эпоху, – беззаконие творимое помещиками и продажную бюрократию, которая им помогает это делать.

А так же поднял тему «русского бунта, жестокого и беспощадного». Писатель показал и истоки (причины) народного бунта, показал, что так продолжаться не может.

В романе поднимается так же проблема крепостного крестьянства, его бесправия и несправедливости вообще, когда дворянин при деньгах и связях может погубить другого дворянина, не богатого и без связей.

Внимание Пушкина к разбойничеству можно объяснить не только литературными источниками. В течение долгого времени России разбой на «больших дорогах» был распространённой проблемой.

Беглые крепостные и рекруты, разоренные мелкие дворяне, бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, нападали и жгли поместья.

Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение в народном творчестве.

В романе присутствует и любовная линия, Дубровский влюбляется в дочку своего врага. Но, у их отношений нет будущего, они обречены как и сам Дубровский.

Здесь выступает фатум героя, его выбор сделан, по сути он прав, но он не уживается с обществом и становится разбойником.

В личности Дубровского отображена суть человека не понятого и отвергнутого обществом и он в свою очередь ведёт свою «войну» против них. Самым главным врагом Дубровского выступает помещик Троекуров.

Троекуров из-за прихоти и самолюбия решил погубить отца Дубровского, используя земельную тяжбу. Дубровский отец умирает, не выдержав моральных переживаний. Это и становится отправной точкой для дальнейших действий для Дубровского сына.

Сочинение по роману Дубровский

идейная мысль в произведении “Дубровский” предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.

Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей – это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.

Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.

Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.

Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах.

Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол.

Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.

Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.

У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.

Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.

Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.

По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным. Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.

Суть, смысл, идея, темы и проблемы

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-dubrovskij

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

  • Он начинается с экспозиции, в которой нам представляют обе стороны конфликта.
  • Далее идёт завязка, намечается основной конфликт, который будет двигать сюжет.
  • Кульминацией романа, в которой напряжение достигает своего пика, является свадьба Маши и её разрыв с главным героем.
  • Развязкой, разрешающей конфликт, служит сцена боя крестьян-разбойников с солдатами.
  • В финале, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению, мы узнаём о судьбе героя после описанных романе событий.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Русский мир в повести А. Пушкина»Дубровский»

Повесть А.С. Пушкина «Дубровский» (1833г.) не привлекает внимания критиков из-за кажущейся простоты. На первый взгляд, Пушкин реализовал здесь свое обещание, данное читателям «Евгения Онегина»: рассказать о любви и встречах в беседке. На самом деле это повесть о том, как в один миг сокрушилась жизнь петербургского гвардейского офицера. Такова тема единственного пушкинского прозаического произведения крупной формы на современную тему. Оно посвящено не только острой социальной проблеме, увы, не потерявшей актуальности, но что важнее — в нем содержится модель русского мира того времени: отражение общественных и семейных отношений, способ бытования во времени и пространстве. Социальная действительность в этом произведении воспроизведена ярко и точно.

Однажды А.С. Пушкин услышал от Нащокина о бедном белорусском помещике Островском, проигравшем тяжбу с богатым соседом и потерявшем имение. Крестьяне не оставили своего барина и начали мстить. Пушкин написал повесть о дворянине-разбойнике, ставшим таковым потому, что у русского дворянина, оказывается, можно отнять родовое имение, и притом — на законном основании. Об этом свидетельствует приведенный целиком юридический документ, занявший больше шести страниц и почти всю вторую главу — свидетельство его важности для автора, словно он хочет возразить общему мнению об этом деле как крайне несправедливом.

Раньше Пушкин написал поэму: «Братья-разбойники» и уверял в письме, что описал реальный факт. Поэма осталась неоконченной. Можно предположить, что у сюжета не было перспективы развития. В повести же полностью развит сюжет, осложненный влюбленностью Владимира Дубровского в Машу Троекурову, вследствие чего он отказался от мести – сначала ее отцу, потом – мужу. Здесь может прослеживаться параллель с Ромео и Джульеттой, но социальная составляющая первенствует. Идея мщения оказалась сильнее любовного чувства, и Дубровский не устоял перед возможностью отомстить Спицыну, главному союзнику Троекурова в деле против Дубровского-отца, и ограбил богача в доме Троекурова, раскрыв свою анонимность, после чего он неизбежно должен был исчезнуть из дома и расстаться с любимой.

Благородные разбойники известны в европейской литературе: герои Шиллера, Байрона и других. История Дубровского отличается тем, что его мстительный бунт не был благотворительной миссией, а перерос в гражданскую войну местного значения. Вот последний бой. «…Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал. Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены. Между солдатами произошло смятение, но офицер бросился вперед, солдаты за ним последовали и сбежали в ров; разбойники выстрелили в них из ружей и пистолетов и стали с топорами в руках защищать вал, на который лезли остервенелые солдаты, оставя во рву человек двадцать раненых товарищей. Рукопашный бой завязался, солдаты уже были на валу, разбойники начали уступать, но Дубровский, подошед к офицеру, приставил ему пистолет ко груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь, …разбойники воспользовались сей минутою недоумения, смяли их, стеснили в ров, осаждающие побежали, разбойники с криком устремились за ними. Победа была решена».

Тема отношений между молодым Дубровским и дочерью Троекурова заявлена в начале повести. В первой главе о них сказано: «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат Андрей Гаврилович, коли будет в твоем Володьке толк, так отдам за него Машу, даром, что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

Все, что предшествует этому диалогу, является лишь объяснением его: Пушкин рассказывает о богатом и влиятельном, но невежественном помещике Троекурове и бедном, но независимого поведения его соседе Дубровском. Они были ровесники, оба овдовели, у обоих осталось по одному ребенку. Маша росла в имении отца, а сын Дубровского воспитывался в Кадетском корпусе в Петербурге, а затем служил корнетом в гвардии и жил на деньги, высылаемые ему отцом, который присылал ему больше, чем можно было ожидать. Так Пушкин рисует идеального отца: бедного, но гордого, щедрого и чадолюбивого.

Окрестные дворяне раболепствовали перед Троекуровым, но не Андрей Гаврилович. Однако и этому скоро пришел конец, когда над ним подшутил псарь Троекурова. Однажды при осмотре псарни Троекурова, где было пятьсот гончих и борзых, Дубровский не изъявлял восторга, как другие гости. У него было всего две гончих и одна свора борзых. Троекуров заметил его невеселость и спросил об этом. Тот отвечал: «… псарня чудная, вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам», скрывая невольную зависть. Один из псарей, желая угодить барину, ответил: «.. Иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский промолчал и вскоре незаметно уехал. Так началась размолвка, окончившаяся судом и отнятием имения Дубровского в пользу Троекурова «на законном основании». Дубровский тяжело заболел и умер. Сын его и впрямь оказался гол как сокол. Крестьяне Кистеневки не захотели оставить своего барина и составили шайку, во главе которой оказался молодой офицер. Они обосновались в Кистеневской роще и стали наводить страх на всю округу.

Но слухи были странные: разбойники были благородными, бедных не грабили. «Начальник славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса». Имение Троекурова никогда не было тронуто их набегами. Троекуров приписывал это себе: даже разбойники его боятся. На самом же деле Владимир влюбился в Машу. Под видом француза, учителя маленького сына Троекурова, он проник в дом Троекурова с целью основательного мщения, но, полюбив Машу, отказался от мести ее отцу. Однако ему пришлось покинуть дом Троекурова, а Маше — выйти замуж за старого князя Верейского, против бунтовщиков было направлено армейское подразделение. Владимир распустил шайку и скрылся за границу.

Белинский назвал роман в стихах Пушкина энциклопедией русской жизни. Но энциклопедичны все крупные произведения великого поэта. В «Дубровском» воспроизведена вся русская жизнь. Здесь встречаем основные типы дворян: аристократ ХУ111 века князь Верейский, самодур богач Троекуров и бедный Дубровский – провинциалы, Владимир Дубровский – гвардейский офицер, мелкопоместные дворяне: Спицын, Глобова, инспектор Тарас Алексеевич, заседатель Шабашкин и другие. Разные типы крестьян: псарь Парамошка (Троекурова), кучер Антон, кузнец Архип, слуга Григорий (Дубровского) – все они отражают характер своего барина. Главное – жизнь воспроизведена в единстве: дворяне, крестьяне, священнослужители, чиновники, женщины, девушки и дети.

Отношения патриархальные, между дворовыми и барами отношения семейные. Вот Дубровский вернулся домой после долгого отсутствия: «Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумным изъявлением радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу». Когда крепостным объявили, что они теперь принадлежат Троекурову, «люди окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, – не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, с судом мы справимся. Умрем, а не выдадим». Несправедливое решение суда, солидарность с пострадавшим барином, решение быть ему верным до конца и страх перед Троекуровым руководят действиями кузнеца Архипа, который явился виновником смерти чиновников, приехавших отнять имение у Дубровского и объявить крестьянам, что они теперь принадлежат Троекурову.

Характерно отсутствие приукрашивания или сглаживания межсословных отношений. Так, Владимир Дубровский во время бунта своих крестьян, только что целовавших ему руки, кричит на них: «Дураки! Что это вы!» Прощаясь с ними навсегда (в конце повести), он советует им переменить образ жизни, но сетует: «Вы все мошенники, и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло». Но они послушались его совета, и грабежи прекратились. Сравним с признанием Пугачева в романе «Капитанская дочка» о его сподвижниках: «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой же неудаче они свою шею выкупят моею головою». Крестьяне же Дубровского остались преданными ему до конца.

Отношения внутри этих миров не статичны. В начале вражды между Дубровским и Троекуровым их отношения были осложнены тем, что оскорбительные выражения Троекурова передавались Дубровскому «исправленные и дополненные благодаря усердию тамошних дворян». Потом помогли разгореться костру ненависти действия крестьян Троекурова: прежде они никогда не заходили во владения Дубровского, зная о его дружбе с их господином, но после ссоры были захвачены за рубкой леса в березовом лесу. Дубровский поймал двоих и привел на двор, а «три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю», что усилило конфронтацию. Интересен такой эпизод. Троекуров приехал к соседу мириться, так как победа в суде была омрачена буйным сумасшествием Дубровского. Но он, увидев Троекурова в окне, впал в новый приступ, и потому его сын отдал приказание слуге: «Скажи Кириле Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора». Слуга радостно побежал выполнять приказание, сказав Троекурову, как мы узнаем со слов его матери: «Вон, старый пес! Долой со двора!» Дьячок на это заметил: «да как Григория-то язык повернулся, я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирила Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и каплет пот, а спина-то сама так и гнется, так и гнется». Как видим, Троекуров показан не бессердечным, а пострадавшие – подобно ему – горды и гневливы, скоры на отпор и ругань. Так замкнулась цепь оскорблений, начатая псарем Парамошкой. А может быть – завистью старого Дубровского?

С точки зрения идеологической мир в повести однороден: православный. Накануне храмового праздника Покрова Богородицы в имение Троекурова съезжаются гости. «…Иные останавливались в господском доме и во флигеле, другие у приказчика, третьи у священника, четвертые у зажиточных крестьян». Всем миром стоят они в церкви: «простые крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти и в ограде». Но богатый и здесь сильный. Хотя Троекуров обильно жертвует на церковь, сам в храме подпевает хору, кланяется низко, но «с гордым смирением». Священник для него — род слуги. Накануне венчания дочери он приказывает священнику не отлучаться никуда ни под каким предлогом, и ясно, что его приказание будет выполнено. Молятся и кистеневцы, вчерашние крестьяне. «…Разбойники отобедали, один после другого вставал и молился Богу».

Они могли со спокойной душой молиться, так как ощущали себя не преступниками, а борцами за справедливость. Это очевидно в эпизоде возникновения пожара и спасения кошки. Владимир, решив сжечь дом, не хотел смерти приказных и велел Архипу открыть для них дверь. Архип, наоборот, запер ее на ключ. Приказных еще можно было спасти, об этом Архипа просила Егоровна, но он отказался. И тут же, полуобгорев, снял кошку с кровли горящего сарая, упрекнув мальчишек, умиравших со смеху, глядя на кошку: «Чему смеетесь, бесенята, Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь». Чиновники, нечестно выполнивших чужую злую волю, с точки зрения Архипа, исключены из числа Божьих тварей. Эта позиция сопоставима с ощущениями старого Дубровского в суде, когда в его сознании слились понятия продажного суда и Страшного Суда, а чиновники – с крепостными Троекурова. Так родился его бред: «Псари вводят собак в Божию церковь».

Нарушение нравственного закона было понято и самим нарушителем, поэтому Троекуров поехал мириться с Дубровским. В этом – главное проявление единства описываемого мира: все посещают храм Божий и знают, что и им, как говорит священник, в свое время пропоют «Вечную память». Правда, в дворянском обществе религия стала только частью быта. Разбойники молятся, а домах дворян этого не наблюдается. Но чувство справедливости живо, кажется, у всех. Об этом свидетельствуют слухи, единственно способные тогда выразить общественное мнение. Сначала это слухи вокруг имени молодого Дубровского в крестьянской среде. Затем разнообразные слухи о разбойниках, а главное – слухи о нем в дворянском обществе. Эти слухи наводили страх на мужчин, а среди женщин возбуждали интерес и любопытство. Из барышень «многие ему втайне доброжелательствовали, видя в нем романического героя. Целую страницу в небольшой по объему повести занял перечень слухов о пожаре, в котором сгорели чиновники, приехавшие отнимать имение. Одни обвиняли дворовых, другие – приказных, третьи видели в происшедшем несчастный случай и так далее.

Слухи отражают не просто разные точки зрения, а позицию людей, их настроенность, их сочувствие и расположение или неудовлетворенность. Если бы описание слухов предшествовало описанию самого события, то было бы ясно, что перед нами – способ привлечь читательское внимание. Но здесь слухи пересказаны после подобного описания события. Значит, описание толков и пересудов имеет другое и важное значение. Они свидетельствуют о неравнодушии общества, имеющего разные интересы и разнообразные критерии в оценке действительности. Главное в этих слухах – отражение великодушия людей, нежелания видеть вину Дубровского. И это проявилось не только в рассказе Анны Савишны Глебовой о Дубровском, пресекшем воровство ее слуги, но и в слухах о пожаре, когда лишь «некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием». Остальные сваливали вину на пьянство крестьян либо приказных, а к пострадавшим готовы были отнести всех их вместе, включая Дубровского.

Интересно, что к области слухов относится даже возраст Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Даже финал построен на слухах: «никто не знал, куда он девался» (о Владимире). «По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу». Слухи были системой информации.

Повествование в «Дубровском» ведется так, что учитывается позиция многих: не только главных героев и тех, кто прямо связан с ними и чья жизнь зависит от них, но и тех, кто с ними незнаком. Все они вместе являются целостным миром. Не художественным миром Пушкина, а единством, существующим в реальной действительности. Отражение этого единства вносит кажущиеся противоречия в повествование. Слухи – проявление такого противоречия. Они свидетельствуют о демократизме позиции автора, находящегося рядом с героем, учитывающего всё и всех, не претендующего на всеведение, на обладание полной истиной, честно показывающего жизнь во всех существенных ее проявлениях. Что это как не торжество реализма?

Финал повести драматичен. Справедливость не восстановлена. Троекуров торжествует. В его руках осталось соседское имение, сосед умер, его сын изгнан, а главное — Троекуров успешно, вопреки стараниям Дубровского, выдал дочь замуж. Почему же в итоге у читателя нет чувства обреченности? Потому что мир, изображенный в повести, стабилен. Ссора двух помещиков нарушила мир, не только обездолив некоторых, но и лишив покоя многих. В финале ссора исчерпана, «дороги стали свободны», мир восстановлен. Слово «мир» в русском языке многозначно. Восстановлен покой, а мир как социальная и естественная среда не поколеблем. Даже взбунтовавшиеся крестьяне в конце повести послушали своего господина и прекратили разбой. Оптимизм – в той модели мира, которая здесь воспроизведена.

Основа того русского мира — в строгой иерархии, которую возглавляет мужчина. Не случайно главным действующим лицом в произведениях Пушкина является мужчина. Это не только герой поэмы «Руслан и Людмила», Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах, Борис Годунов, герой одноименной пьесы, и в «Повестях Белкина» активно действуют: в «Выстреле» — Сильвио и рассказчик, в «Метели» — Владимир и Бурмин, в других – гробовщик, смотритель и Минский, Берестов. То же легко увидеть на примере других произведений. Более того – нередки случаи, когда действие происходит в семье в отсутствии хозяйки (жены, матери): Дубровский и Троекуров вдовы, как и отец Евгения Онегина, и гробовщик, и станционный смотритель, но семья в таком случае не воспринимается неполной, так как главное лицо в ней – мужчина, отец. Структура этой иерархии: Бог — царь — отец (хозяин, начальник). Крепостные-дворовые — часть семьи. Народ в целом — семья царя.

Отразилась в повести и личность автора, и прежде всего — его идеалы. Старый Дубровский – идеальный отец. Владимир Дубровский – идеальный дворянин, благородный, мужественный, способный отстоять свою независимость. В образе Маши Троекуровой – идеальный облик женщины, способной на сильное чувство, но преданной и верной тому, с кем обвенчалась. Биографическое значение имеет название не только деревни Кистеневки, но и имения князя Верейского: Арбатово. На улице Арбат поселился Пушкин и тоже с молодой семнадцатилетней женой, и тоже нелюбящей его, от которой он и не ждал ответного чувства. По-своему идеален князь Верейский.

Князь Верейский появляется лишь в тринадцатой главе, в конце повествования, возникает внезапно, без предварительных обстоятельств. Он обрисован без сатиры, с большим знанием характеров и образа жизни вельможи восемнадцатого века. От Троекурова и Дубровского-старика его отличает стиль поведения, который можно определить как такт, умение держаться в обществе. Например, князь «чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканном духами. Старинный сад… ему не понравился, он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался». Он продиктовал Троекурову, как обращаться с Машей накануне венчания. Показав Троекурову письмо Маши к нему, Верейскому, он уговорил будущего тестя не показывать Маше и вида, что он знает о письме, сам он с Машей ведет себя в высшей степени неискренно, но так дипломатично, что добился своей цели. В повести доброжелательно описано знание князем живописи, его умение вести беседу и получать радость от удовольствия гостей. С развитием сюжета поведение князя выглядит все более тактичным и умным. «Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен ее холодным видом. Он не стал докучать ей приторными изъяснениями и смешными восторгами. Слова его были просты и не требовали ответов». Так он создавал видимость беседы и общения, хотя говорил лишь он один. При встрече с Дубровским, прискакавшим освободить Машу, Верейский не теряет хладнокровия. Он мужественно выстрелил в разбойника и ранил его. Он хотел выстрелить и во второй раз, но ему не дали этого сделать нападающие.

Так хочется сделать предположение, что в 1832 году Пушкин подсознательно пытался преодолеть на роду ему написанное: немолодой и некрасивый, отстаивая свою жену, молодую и красивую, не любящую его, стреляет в молодого офицера, француза, красавца, влюбленного в его жену, стреляет, но не убивает (не берет греха на душу), а только ранит, вынуждая навсегда скрыться за границу. Не вспоминал ли он этот исход, это окончание дуэли между князем и разбойником-офицером, в 1837 году, когда ехал на дуэль с Дантесом? Не думал ли он, что он так же разделается с ним? Может быть, развязка повести «Дубровский» казалась ему гарантией счастливого конца его собственной невеселой истории?

Притягательность повествования достигается неспешным описанием эпизода и быстрой сменой событий, которые, в свою очередь, подаются в ритме реального течения времени. Оно определено естественным его движением: временем суток, года, отмечается завтраком, обедом, ужином. Например, старый Дубровский уехал незаметно, его отсутствие обнаружилось во время ужина. Когда Троекуров посещает имение князя Верейского, трапеза является основным отсчетом времени: «сели за стол», «после обеда…пили кофей», «самовар их ожидал», «ужин в своем достоинстве не уступал обеду». События соотносятся с Николиным днем, с праздником Покрова, с турецким походом. В официальном документе указана точная дата: 18.. года февраля 9 дня».

События в повести совершаются безотлагательно, в отличие от «Евгения Онегина», где они постоянно прерываются лирическими отступлениями, пейзажами или многоточиями. В повести они вводятся словами «через минуту», «в одну минуту», «в сию минуту», «поминутно», или «на другой день», «на другой же день», «в тот же день», «через день». Время не замедляется живописными описаниями. Их почти нет.

Пушкин-прозаик предстает не живописцем, а графиком. Даже описывая красочный фейерверк, он не называет цвет, а перечисляет фигуры: «…разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали». Или: «Осенние листья падали с дерев». Это при описании любимой Пушкиным золотой осени. Известно, как он живописал ее в стихотворении «Осень». Вот образец прозаического пейзажа: «Дубровский ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами…» За этим стоит естественность жизни российской глубинки. Здесь источники света: солнце, луна, свечи, фонарь, лучина, пожар и – отблеск свечи на лезвии топора, как в описании пожара в Кистеневке. Владимир Дубровский вышел из кабинета со свечой. Свеча

дала отблеск на
топор
Архипа-кузнеца. Архип от этой свечи засветил
фонарь
. От фонаря Дубровский зажег
лучины
и поджег
сено
. Так начался
пожар
, в котором сгорели дом помещика и избы крестьян. «…
Пламя
взвилось и осветило весь двор… ребятишки прыгали, любуясь на пожар.
Искры
летели
огненной метелью
, избы загорелись»
(курсив наш).
Россия того времени представлена разными местами действий. Среди них: большое село, маленькая деревня, город Петербург, большая дорога, почтовый тракт, дороги губернии.Точнее: дом, домишко, зала, комната, спальня, прихожая, флигель, комната в суде, почтовая станция, псарня, лазарет для собак, отделение для кормления щенят, березовая роща, сад, другая роща, река, мост, церковь, колокольня, деревенские избы, огороды, холмы, озеро. Названо всё, что могло быть названо в России.

Драматизм повествования выразился и в том, что в повести нет многоцветья. Из всех цветов в повести только два: белый и красный. Красные: крыша дома Дубровского, лицо больного Дубровского-отца, пожар, лицо исправника, глаза ямщика после попойки, все это словно приметы или отсвет пожара. Белые: платье Маши Троекуровой, платье матери Дубровского на портрете, чепец его няни. Такое употребление белого цвета вполне соответствует христианской традиции с ее символикой белых одежд как нравственной чистоты. Определения «белый и «бледный» различаются. «Бледный» цвет означает крушение надежд. Так, старый Дубровский увидел Троекурова, и «багровый румянец заступил место обыкновенной бледности». Владимир Дубровский всегда бледен. Во время свидания с Машей в беседке он «затрепетал, бледное лицо покрылось румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего». Бледной стала и Маша, особенно после свидания с Дубровским. А во время венчания своей бледностью она поразила князя Верейского. Очень бледен и Спицын утром после ограбления. Бледность здесь — угасания всяких надежд. Таково различие одних и тех же цветов в христианской символике – с одной стороны и, с другой стороны, в психологическом проявлении. Интересно, что резкая смена психологического состояния в этой повести отмечена чередованием бледности и сильного покраснения, так Маша покраснела, услышав грубые выражения отца.

Итак, суть проекта: дворянин, возглавивший крестьянский бунт, стремится, в сущности, компенсировать потери, что ему в материальном плане удается. Конфликт разразился на почве имущественного неравенства внутри одного сословия и перерос в борьбу за справедливость, в которой межсословные отношения не потерпели урона, и потому сохранилась устойчивость всеобщего состояния, что обеспечило продолжение естественного хода жизни, поэтому драматическая история не перерастает в трагедию. Менее через сто лет эта модель русского мира рухнет. С нею рухнет государство. Февральская революция 1917 года – итог именно внутрисословных конфликтов. Вот в чем непонятое никем гениальное предвидение или предупреждение поэта, тем более грозное, что он хорошо показал, как местное столкновение интересов перерастает в гражданскую войну по всем правилам, поскольку восставшими руководит офицер, успешно противостоящий правительственным войскам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Владимир Андреевич Дубровский двадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровский отставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуров самый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекурова дочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейский старый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.

Цитаты

«… я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин.» —Андрей Гаврилович Дубровский (Старший Дубровский)

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства» — Владимир Дубровский

«Да, правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги в карман»— Кирила Петрович Троекуров.

«Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса» — Мария Троекурова

«Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»— Владимир Дубровский

Подробнее: А.С. Пушкин «Дубровский»: цитаты героев и автора романа

Темы

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

  1. Бунт и протест Дубровского
    – основная тема. Пушкин во многом идеализирует своего героя. Дубровским руководят исключительно благородные мотивы, его методы максимально гуманны, а помысли чисты. Владимир восстаёт против несправедливого общества, однако Пушкин показывает, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть.
  2. Семья
    – семейные отношения в романе занимают очень важное место. Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского-старшего. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров продает свою дочь и не слушает ее, хоть и по-своему хочет ей добра. Но добро отец видит только в деньгах. Сама же Марья становится жертвой его извращенных понятий.
  3. Любовь
    – для Пушкина любовь обладает невероятной силой. Именно любовь позволяет Дубровскому исцелиться и сойти с дороги мщения. Но в то же время любовь способна причинить и ужасные страдания, как и произошло с героями. Марья не смогла нарушить клятву и последовать за любимым. Его сердце было разбито.
  4. Отношение к крестьянам
    – на примере самодура Троекурова мы можем наблюдать крепостничество в его худшем проявлении. У этого помещика крестьяне живут хуже собак, которых хозяин очень любит, а его жестоких издевательствах не только над крестьянами, но и всеми, кто стоит ниже, чем он, ходят легенды. С другой стороны, Дубровские относятся к своим крепостным с уважением, за что получают от них бескорыстную преданность и уважение.
  5. Дружба
    тоже является темой романа «Дубровский». Троекуров и его товарищ дополняли друг друга, общались на равных, но одна случайная ссора оттолкнула их друг от друга и навсегда развела по разные стороны баррикад. Автор показывает, как хрупок мир отношений, как нужно и важно его беречь.

Главная мысль

Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

  1. Месть
    – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
  2. Несправедливость
    – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.
  3. Защита человеческой личности
    – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.
  4. Русское барство
    – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.
  5. Жестокость и человечность
    – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.
  6. Беззаконие
    — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

В то же время это произведение учит нас тому, что месть не всегда является лучшим выбором для решения проблем. Насилие, пусть и порождённое стремлением к справедливости, остаётся насилием и приносит только страдания и тем, над кем оно совершается, и тем, кто его совершает. Таковы нравственные уроки и выводы из романа «Дубровский».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Идеальное государство каким я его вижу
    Идеальное государство, в первую очередь должно обеспечить достойную жизнь, проживающих в нем. У граждан данного государства должна быть полная уверенность в завтрашнем дне, хорошие зарплаты, достойное жилье
  • Проблематика рассказа Астафьева Конь с розовой гривой
    В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимается целый комплекс проблем: проблема воспитания, проблема настоящей дружбы, проблема взаимоотношений в семье, а главной и связующей является проблема нравственного выбора.
  • Григорий Мелехов и Аксинья Астахова в романе Тихий Дон сочинение
    Роман «Тихий Дон» считался романом — эпопеей заслуженно. В этом романе ярко показаны поступки, жизнь, быт и судьбы обычных людей. Эти люди жили в непростое для России время.
  • Анализ произведения Лазоревая степь Шолохова
    Произведения писателя Шолохова всегда изобилуют множеством различных трагичных, и бывает даже ужасных мотивов и событий. Но как говорил сам Шолохов, данные ужасные описания в его произведениях являются ничем иным как просто
  • Сочинение по картине Сычкова Трудный переход (описание)

Русские авторы подарили миру множество выдающихся произведений. Борьба за свободу, любовь, деление общества по классам, значение чувства долга и ответственности для человека — вот бессмертные темы русских классиков. Отдельно в списке произведений можно выделить роман «Дубровский», созданный А. С. Пушкиным, который объединил все эти мотивы.

История создания

А. С. Пушкин взял за основу своего романа реальную историю, которая произошла с помещиком Островским в начале 30-х гг. XIX века. Тогда у него отняли имение, но крестьяне наотрез отказались принять нового хозяина и пошли в разбойники. Эта история сильно потрясла А. С. Пушкина, который всегда стремился к ограничению произвола и защите прав человека.

«Дубровский» — это повесть, в которой автор основное внимание уделил «дикому барству», его…

время отраженное в романе дубровский

Сюжет

Автор романа «Дубровский» создал крайне интересное в плане сюжета повествование. Так, произведение начинает захватывать читателя буквально с первых страниц. Речь в романе идет о не очень богатом помещике Дубровском, который столкнулся с притеснениями более богатого соседа и бывшего друга Троекурова. В итоге по вине товарища сходит с ума и затем умирает Дубровский, а имение отходит к соседу. Сын Дубровского, Владимир, не может смириться с этим и сжигает свое имение. Однако внутри оказываются чиновники, и ему предъявляют обвинение в убийстве, в связи с чем он предпочел скрыться.

В это время образуется шайка разбойников, как предполагают, под предводительством Дубровского, а в доме Троекурова появляется новый учитель Дефорж, в которого влюбляется его дочь Мария. Как выясняется позже, он и является Дубровским, главарем шайки.

В 1833 году был издано произведение А.С. Пушкина «Дубровский». Иногда его называют «разбойничьим…

Произведение заканчивается трагично — главные герои романа «Дубровский» оказываются разлученными. Мария выходит замуж за другого по приказу отца, а банду Дубровского окружают и побеждают. Однако сам он исчезает, и судьба его остается неизвестной.

 главные герои романа дубровский

Главные герои романа «Дубровский»

Как следует из названия, главным героем романа является Владимир Дубровский. До начала проблем с имением он служил в столице и тратил время исключительно на развлечения. Однако ситуация с отцом сильно изменила характер героя. «Справедливость дороже всего остального, в том числе и личного счастья,» — понимает Дубровский. Анализ его действий показывает, что герой готов добиваться справедливости любой ценой, в том числе и ценой жизни.

Он — противоположность Троекурова, поскольку для Дубровского важны честь, любовь, достоинство, забота, преданность и прочие высокие чувства. Как считают исследователи, именно через этого персонажа А. С. Пушкин излагает свои мысли.

Главная героиня произведения — Мария Троекурова. Это молодая девушка, которая имеет строгие моральные принципы. Она влюбляется в Дубровского, появившегося в доме под прикрытием учителя Дефоржа, однако отказывается бежать с ним и выходит замуж за другого, нелюбимого человека по воле отца. Когда Дубровский останавливает их сразу после венчания и просит ее бежать вместе с ним, она снова отказывает, хотя любит его, и объясняет это тем, что помолвка уже состоялась. Чтобы понять ее поступок, надо принять во внимание время, отраженное в романе. Дубровский тем не менее хотел идти наперекор, упрашивая ее оставить мужа. Но любовь Владимира и Маши заканчивается трагично.

По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет стал основой знаменитой оперы. При этом для…

автор романа дубровский

Время, отраженное в романе «Дубровский»

Чтобы лучше понимать произведение, необходимо принимать во внимание период его создания. Так, время, отраженное в романе «Дубровский», относится к 30-м гг. XIX века. Именно тогда А. С. Пушкина стала увлекать тема крестьянского бунта, которая впервые появилась как раз в этом произведении. Позднее же автор продолжил ее в повести «Капитанская дочка».

Эпоха в романе передана А. С. Пушкиным очень красочно. Так, при чтении сразу становятся понятными общественная ситуация в то время, быт дворян в провинции, а также их самовольство, ведь не один Троекуров его проявляет, но и другие дворяне.

Время, отраженное в романе «Дубровский», отделено от нас почти парой веков, однако мало что изменилось в стране с тех пор, ведь богачи по-прежнему творят все, что им вздумается, и зачастую безнаказанно, коррупция процветает.

дубровский анализ [

Темы, затронутые в романе «Дубровский»

А. С. Пушкин затрагивает много идей, среди которых ярко выделяется проблема противостояния приниженных крестьян и помещиков, которые свободно творят произвол. Троекуров олицетворяет в романе все плохое: необоснованную жестокость к крестьянам, бывшему другу Дубровскому и даже собственной дочери, которая по принуждению отца выходит замуж не по любви. Автор осуждает такую ситуацию, именно поэтому главарь банды у него оказывается положительным персонажем.

Также в произведении четко отмечена тема коррупции, ведь на самом деле Троекуров не имел прав на имение Дубровских, но с помощью денег смог оформить все должным образом.

Следует отметить в романе и тему народного восстания крестьян, которые пошли за своим прежним хозяином не по закону, но по велению сердца.

  • Время отдыхать когда у вас совершенно нет времени на это сочинение
  • Время от времени как пишется на английском
  • Время от времени как пишется запятые
  • Время остановись как пишется
  • Время определение для сочинения