Время создания комедии горе от ума эпоха отраженная в ней сочинение

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      marquisegibson415

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    40 секунд назад

    Тест Алгебра 9 класс

  • himiya
    Химия

    43 секунд назад

    Химия 8 класс помогите пожалуйста))

  • himiya
    Химия

    5 минут назад

    Задача по химии

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Кем были родители А. П. Чехова?

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Помогите пожалуйста, срочно!
    6. О чём Хлестаков беседует с визитёрами и как характеризуют его темы бесед?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    34 минут назад

    Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:

    1) Na2O + H2O → 

    2) SO2 + H2O →  

    3) SO3+ H2O →

    4) CaO + CO2 →

    5)  CaO + P2O5→  

    6) K2O + SO3 →

    7) Na2O + SO3 → 

    8) K2O + SO2→ 

    9) CaO + SO3→

    10) CuO + HCl →

    11) Na2O + H3PO4 →

    12) K2O + H2SO3 →

    13) ZnO + HCl→ 

    14) MgO + HCl →

    15) BaO + H2SO4 →

    16) Na2O + HNO3 →

    17) P2O5 + KOH →

    18) CO2 + KOH →

    19) KOH + SO3 →

    20) Ba(OH)2 + H2SO4 →

    Определите тип химической реакции.     

  • matematika
    Математика

    36 минут назад

    помогите пожалуйста!

    в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • История создания комедии Горе от ума

История создания комедии Горе от ума Грибоедова

Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века. Создание комедии началось в 1821 году, когда Грибоедов находился на военной службе в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. По возвращению в родную Москву Александр Сергеевич продолжил работу над драматургической комедией. Еще далеко до официальной публикации местное читательское общество уже смогли получить первые копии пьесы, которые в те времена называли «списками», то есть, то, что было списано с оригинала. Московское читательское общество получило первые списки с рукописи автора ближе к концу 1824 года.

Первая публикация комедийной пьесы, к сожалению, была уже после кончины Грибоедова. Цензура очень долго медлила с решением об официальном выходе в свет. Вдова автора А. Грибоедова вместе с его сестрой даже подавали несколько раз ходатайство о публикации, которые также откладывали для рассмотрения.

Спустя время, в 1833 году, царь, на просьбу министра Уварова, дал разрешение на печать комедии и уже через несколько недель пьеса Александра Сергеевича «Горе от ума» была впервые напечатана в отдельном издании в типографии Семена при Императорской академии. Спустя 6 лет, в 1839 году, читательское общество увидело второе издание, петербургское, имеющее правки и цензуру.

Грибоедов несколько раз при жизни пытался сделать постановку комедийной пьесы, но каждый из них так и не был успешным. Премьеру спектакля поставили в 1831 году в Петербурге уже после жизни автора.

После официального выхода в свет «Горе от ума», ее спрос был на порядок больше количества тиражных изданий. Печатную книгу было довольно сложно приобрести не в силу ее стоимости, а в ограниченном количестве, поэтому печатное общество начало делать собственные копии. Самое интересное заключается в том, что в данных «списках», общество сохраняло все так называемые «запретные» слова и места, которые были поправлены цензурой.

Полное издание комедии смогло выйти в свет лишь в 1862 году, в своем настоящем, самобытном виде по приказу императора Александра II. Именно эта версия издания известна сегодняшнему читательскому обществу и подобным кругам. Оригинальное издание, то есть авторскую рукопись Грибоедова так и не удалось обнаружить. К нам комедия дошла лишь в виде некоего списка.

Вариант 2

История создания комедии Грибоедова Горе от ума: замысел, постановка, публикация

Произведение Грибоедов «Горе от ума» было опубликовано в 1824 году и представляет собой комедийную пьесу, в которой описывается общество времен крепостного права и охватывает временной промежуток с 1808 по 1824 года. В комедии описываются проблемы общества того времени, а также тема любви. Любовная история хорошо раскрыта в описании жизни главных героев. Герои любовного треугольника — Андрей Чацкий, Софья Фамусова и Алексей Молчалин.

Андрей Чацкий — умный, активный молодой человек, стремившийся к развитию и совершенствованию. При этом Андрей, ярко выраженный романтик. Он нежен, деликатен, тактичен. Чацкий влюблен в Софью. Он видел в ней только положительные качества, несмотря на сложный характер и взбалмошную натуру молодой девушки. Андрей Чацкий идеальная кандидатура для Софьи Фамусовой, но сердце девушки принадлежит другому.

Софья Фамусова яркая представительница молодых дам той эпохи. Софья — богатая барыня, которая томится от безделья и скуки в отцовском доме. Она умна, образована, но из-за юности своих лет, в произведении ей всего 17 лет, она наивна и неопытна. Из-за неопытности ее выбор падает не на умного и скромного Чацкого, а на недалекого Молчалина.

Алексей Молчалин — глуповат, не стремился к саморазвитию. Главной жизненной целью героя является достижение собственного благополучия. Поэтому ему выгодно общение с Софьей с целью вхождения в круг общения Фамусова старшего. Его поведение по отношению к Софье фальшиво и наигранно.

Влюбленная Софья не замечает недостатков Алексея, воспринимая их за достоинство. Однако Софье не удается связать свою жизнь с Молчалиным. Выбор Алексея падает на молодую барышню Лизу. Фамусов изгоняет Молчалина из дома. Софья тяжело переживает потерю любимого. Она морально разбита и угнетена. Андрей разочарован в дочери Фамусова и перестает с ней общения. Софья остается совершенно одна. Настоящей жертвой любовного треугольника является Андрей Чацкий. Он разочарован в обществе и в жизни в целом. Причиной такого разочарования выступает его романтичная натура и то, что на первый план всегда ставит искренние чувства, а не личную выгоду и карьерный рост, как это делает Молчалин.

Главной целью произведения, является желание автора показать то, что большинству представителей эпохи не нужны, а даже чужды настоящая, искренняя любовь. А те, кому присущи эти качества, становятся лишними в так называемом «обществе Фамусова».

Замысел, постановка и публикация

Своё знаменитое произведение Александр Сергеевич Грибоедов посвятил расколовшемуся дворянству. Комедия высмеивает светское общество, существовавшее в первой половине девятнадцатого века.

Идея написания пьесы возникла у Грибоедова в 1816 году после приезда в Санкт-Петербург. Оказавшись на светском приёме, Александр Сергеевич возмутился пристрастием русских людей к иностранным вещам. Став свидетелем того, как гости на вечере преклонялись перед иностранцем, Грибоедов весьма гневно отреагировал на происходящее. Кто-то даже высказал предположение о том, что писатель сошёл с ума. Эти слухи стали быстро распространяться, и в конечном счёте подсказали Александру Сергеевичу идею для произведения, обличающего пороки общества, существовавшего в то время. Выходит, что прообразом Чацкого — протагониста пьесы, стал сам драматург. Во время посещения различных мероприятий поэт много наблюдал за людьми, и впоследствии некоторые характеры отразились в «Горе от ума». Свои наработки писатель стал читать в тысяча восемьсот двадцать третьем году в Москве, а закончилась работа над произведением лишь в двадцать четвёртом году под Тифлисом. Первоначально комедия называлась «Горе уму». Из-за цензуры пьеса часто претерпевала изменения. Долгое время комедия находилась лишь в рукописном варианте. В 25 году девятнадцатого века были опубликованы небольшие фрагменты «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия».

Надеясь на помощь в публикации произведения, Грибоедов перед отъездом в Персию отдаёт рукопись товарищу Фадею Венедиктовичу Булгарину. Лишь после смерти автора, в 1833 году пьеса выходит в печать. Прежде были опубликованы только отрывки, а постановки в театре сильно искажались цензурой. Без вмешательств цензоров комедия вышла в Москве в 1875 году.

Герой пьесы Чацкий имеет немало общего с историей создания произведения. Он был беспомощен в борьбе с устоями общества, в котором ему приходилось находиться. Чацкий не убедил дворянство в необходимости изменений. Точно так же и Грибоедов не добился кардинальных перемен в прежнем обществе своей обличающей комедией. Однако, «Горе от Ума» получила отклик среди нового поколения светских людей.

Произведение преодолело все испытания, возникшие при публикации, и, благодаря лёгкости слога, довольно быстро разошлось на цитаты. Грибоедову удалось написать комедию, которая актуальна и по сей день, ведь столкновение противоположных взглядов является неотъемлемой частью общества.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания комедии Горе от ума

История создания комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Роль природы и пейзажа в рассказе Муму Тургенева сочинение

    Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе

  • Сочинение по картине Петрова-Водкина Селедка

    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.

  • План сказки Мороз Иванович Одоевского 3 класс

    Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.

  • Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького

    Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения

  • Чем мне понравилось произведение Капитанская дочка? сочинение

    Александром Сергеевичем Пушкиным было немало написано, как в прозе, так и в поэзии, но одним из самых известных произведений является повесть Капитанская дочка, написанная в лучших традициях романтизма.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. История создания произведения Горе от ума

История создания комедии Грибоедова Горе от ума (замысел, постановка, публикация)

Сам автор произведения не оставил четких свидетельств о времени появления у него идеи написать подобную комедию. Вероятно, это произошло в 1816 году. Во время светского приема Грибоедова возмутило преклонение перед иностранным, которое он выразил публично. После чего один из присутствующих назвал его сумасшедшим. В ответ драматург решил высмеять раболепие перед иностраным в литературном произведении.

Установлено, что автор посвящал много времени написанию произведения во время службы в Тифлисе с конца 1821 года. После возвращения в Москву в сентябре 1823 года, Грибоедов продолжил написание пьесы. После окончания и до публикации драматург зачитывал свое произведение литераторам и давал желающим делать рукописные копии. «Горе от ума» сделалось популярным произведением, его списки широко разошлись по Москве, начиная с рубежа 1823-1824 годов. Уже в 1825 году сам автор в частном письме свидетельствовал о том, множестве желающих ознакомиться с рукописью пьесы.

Однако впервые «Горе от ума» была опубликована только в следующем десятилетии. В 1831 г. вдова автора пьесы, Н. А. Грибоедова, вместе с его сестрой, М. С. Дурново, пытались издать произведение, но оно не получило одобрения цензуры. Только через год в 1833 году последовало разрешение на публикацию, полученное от самого царя Николая I. Оно было получено благодаря личному ходатайству известного государственного деятеля консервативного направления, на тот момент министра народного просвещения Уварова. Пьеса была сыграна в театре несколько раньше, в 1831 году, однако тоже после кончины Грибоедова.

В том же году комедия была напечатана, но без цензурных изъятий обойтись в то время было невозможно даже с такими высокими покровителями. Комедия пользовалась популярностью, и первый ее тираж был быстро полностью продан. Те же, кому не повезло купить книгу, продолжали снимать копии, которых до нашего времени дошло большое количество — несколько сотен. Благодаря ним, литературоведы ведут работу по реконструкции первоначального текста (авторская рукопись не сохранилась). В настоящее время издания делаются с булгаринского списка, который уточняется, вследствие работы с другими копиями.

После первого, издания в Москве, последовала публикация 1839 года в Санкт-Петербурге (также с цензурными правками). Впервые комедия была напечатана без них только при либерализации, начавшейся при следующем императоре Александре II, в 1862 году.

Вариант 2

Грибоедов Александр Сергеевич получил известность благодаря своей величайшей комедия «Горе от ума». Данная комедия считалась, по праву, самым выдающимся произведением начала 19 века и принесла огромную славу автору.

Историей, для написания гениальной комедии, послужил один светский вечер, на котором вся публика была вовлечена в рассказ одного болтливого француза. Александр Сергеевич не выдержал, так как был образованным и начитанным человеком, и решил поправить иностранца, но кто-то из публики выкрикнул, что Грибоедов безумен и этим высказыванием пустил молву по всей округе. Александр Сергеевич в этот момент решил отомстить всем светским вельможам, решив написать комедию ввиду этого случая.

На протяжении долгого времени Александр Сергеевич работал над произведением. Он хотел сделать свою комедию идеальной, поэтому писал её очень кропотливо. Чтобы получить больше материала он посещал светские вечера, бывал на баллах.

В 1821-1822 гг. Грибоедов наиболее усиленно трудился над пьесой, это происходило в Тифлисе, тогда было написано два акта.

В 1823-1824 годах комедия Александра Сергеевича часто претерпевала изменений со стороны самого автора. Грибоедов менял фамилии, разговоры между главными героями и даже название комедии. В 1824 году писатель попытался получить разрешение для публикации комедии, но его попытки были тщетными.

После нахождения на Кавказе, Грибоедов отправляется в Персию, там он, в надежде на то, что друг Булгарин предоставит ему помощь в опубликовании комедии, передает её Булгарину.

В 1829 году Александр Сергеевич умер, но пьеса, которою он оставил, стала главным текстом комедии.

В 1833 году пьеса была издана полностью на русском языке. Но театральные постановы были подвержены сильным изменениям со стороны цензуры. Без цензуры было опубликовано «Горе от ума» лишь в 1875 году.

В данной комедии довольно много общего между главным героем комедии и самой историей возникновения её. Главный герой бросил вызов перед обществом, но оказался бессилен перед ним, как и в своё время Александр Сергеевич. Ведь Чацкий и Грибоедов бросили зачатки семени просветительства, которое в дальнейшем времени дало плоды.

История создания произведения Горе от ума

История создания произведения Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Студенческая жизнь

    Время, наполненное массой новых впечатлений, удивительных событий, неожиданных и запоминающихся знакомств, — всё это можно сказать о неповторимой студенческой жизни, которую каждый человек обязан

  • Сочинение Как я провел летние каникулы

    Летние каникулы любят все школьники: и те, кто не очень любит школу, и даже отличники

  • Образ и характеристика Отца в повести Детство Горького (отец Алеши) сочинение

    Звали отца Алеши Максимом Савватьевичем Пешковым. У Максима было доброе лицо, веселые, чистые глаза, темные густые брови, ласковые руки, длинные мягкие волосы. Отец носил простую деревенскую одежду

  • Как изменилась Татьяна и Евгений Онегин сочинение

    Татьяной Ларина непримечательная, молчаливая, одним словом, простая девушка. Она не любит рукодельничать и не хочет жить по-французски, в отличие от большинства дворянских барышень. Избегает пустых разговоров с подругами, в отличие от сестры Ольги.

  • Сочинение Можно ли назвать поколение Z потерянным?

    Все поколения прекрасны по – своему! Они дарят миру свои взгляды, убеждения, принципы и мировоззрения, стремясь к совершенству. В каждом из них живёт свой идеал.

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г. работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Вместе с тем проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. На первом плане в «Горе от ума» — барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени. Фамусовским обществом Чацкий воспринимался в свете всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он — окаянный вольтерьянец, для княгини Тугоуховской — якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием.

«Век минувший» является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» — в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни. В противовес ей Грибоедов в стихотворении «Прости, Отечество», восклицает: «Не наслажденье жизни цель…».

Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. «Завиральные идеи» Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и Лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких, чинах «не должно сметь — Свое суждение иметь»

Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных»,- говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Характерен для барской Москвы того времени и никчемный Репетилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и другие участники «секретнейшего союза». Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья также переживает свое «горе от ума». В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»,- говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII — начала XIX в. Отсюда идеализация ею Молчалина.

Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы дан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте и рельефности.

Историю создания «Горе от ума» Грибоедова кратко можно почитать во множестве источников, в том числе и Википедии. Создавая свое произведение, автор не был ограничен в сроках, поскольку основной его профессией была дипломатия. Не придерживался он и принятых классических догм. В итоге на свет появилось бессмертное творение, указавшим путь развития литературы России.

Замысел комедии

Нет человека, который бы не знал, кто написал «Горе от ума». Грибоедов был очень талантливым человеком. Он имел несколько образований. Творческий характер позволял ему заниматься основной деятельностью, писать музыку и мастерски владеть словом.

Замысел создания знаменитого произведения у него возник неожиданно. Грибоедов часто бывал за границей. На основании информации из Википедии известно, что, как-то вернувшись из длительного путешествия, он попал на аристократический прием. Видимо, сказалось долгое отсутствие на Родине, потому что его неприятно поразило преклонение молодежи перед иностранным гостем.

Пытаясь высказать свое возмущение, он произнес гневный монолог, который не возымел никакого действия. В этот момент у него и возник замысел в написании пьесы, которая бы высмеивала аристократическое общество. Произошло это в 1816 году.

Этапы работы

Некоторые современники указывают, что первые мысли о произведении Грибоедов высказывал уже в 1816 году. Общий план комедии составлен к 1818-1820 году.

Первые два действия были написаны в Тифлисе в 1822. Работа продолжилась в следующем год во время продолжительного отпуска драматурга в загородном имении Бегичевых в Тульской области. Грибоедов переписал начало и дописал 3 и 4 действия. Данная рукопись сохранилась и сейчас принадлежит фондам Исторического музея под именем «Музейный автограф».

Первое название комедии – «Горе уму». Главная идея первоначального замысла – конфликт общества и просветительских идей, носителем которых является Чадский. Изменение заголовка свидетельствует о том, что автор расширил проблематику произведения и углубил образ главного героя. Чадский – не просто схема, воплощающая ум, а глубокий характер, разум – это только одна из черт его.

К 1824 году пьеса была готова к печати, ради этого автор отправился в Петербург. В дороге он изменил развязку: вставил сцену с разоблачением Молчалина Софьей. Напечатать или оставить пьесу не удалось. На помощь пришел друг Грибоедова А.А. Жандр. В его департаменте создали множество копий комедии, которые называли списками или «Жандровской рукописью».

Произведение еще до первых публикаций приобрело популярность и разошлось на цитаты. Как говорили современники, не было такой дворянской семьи в стране, в которой не имелся бы список комедии.

Начало работы

История создания комедии горе от ума относится к 1821−1822 годам. С этой целью писателю пришлось начать тщательно изучать жизнь общества. Во время посещения балов и светских приемов он наблюдал за поведением аристократов, подмечал и записывал черты их характера. В дальнейшем это сказалось на реалистичности в написании произведения.

Пьеса писалась постепенно. Первоначальный ее вариант носил название «Горе уму» и состояла она только из первых 2 актов. 1824 год относят к дате, когда была написана комедия «Горе от ума» в окончательном виде. По мере работы над произведением постоянно проходили его изменения. Это касалось не только текста, где совершались стилистические правки, но и имена героев.

Так, Чадский был переименован в Чацкого. По-другому стали звучать монологи. Сцена между Софией и Молчалиным была перенесена в конец комедии.

Идея создания

В основу произведения лег раскол в дворянском обществе, который уже назревал в начале девятнадцатого века. Грибоедов очень четко отразил конфликт между поколениями, представителями разных эпох. Автор высмеивает устои светского общества, обличая все проблемы мышления и мировоззрения дворян.

Естественно, подобный текст привлек внимание цензоров и критиков, пьесу ожидала тяжелая творческая судьба, прежде чем публика смогла ознакомиться с ее первоначальным вариантом. История создания комедии «Горе от ума» полна интересных моментов, изучив ее, можно лучше понять намерения автора и смысл произведения.

В Википедии указано, что впервые автор задумался о написании пьесы в 1820 году. Но изучая биографию автора и другие источники, можно предположить, что замысел создания пьесы возник у него еще в 1816 году. Именно тогда Александр Сергеевич посетил Петербург и попал на прием, где собралось все аристократическое общество. Автору не нравилась тогдашняя тенденция восхищаться всем иностранным. Ему пришлось наблюдать, как все знатные люди на приеме преклоняются перед иностранным гостем — разговорчивым французом.

Как и главный герой его комедии, Грибоедов откровенно высказал свое мнение относительно происходящего. Автор был молод и уверен в себе, поэтому произнес целый монолог, выражая недовольство происходящим и объясняя, каково его разочарование. В этот момент кто-то из присутствующих на приеме озвучил теорию, что молодой человек не в своем уме.

Аристократы быстро подхватили этот слух и распространили его по всему Петербургу. Данные события оставили эмоциональный след в сознании Александра Сергеевича. И в итоге он высказал все свои мысли в обличительной комедии.

Безжалостно высмеивая все пороки общества, Грибоедов сам стал прототипом своего главного героя — Чацкого. Текст стал выходом эмоций и мнения автора.

Краткий сюжет

Краткий сюжет комедии звучит следующим образом. Александр Андреевич Чацкий был влюблен в Софью Павловну Фамусову, которой было всего 14 лет. События сложились так, что Чацкому пришлось уехать за границу. Пробыв там 3 года он вернулся на Родину с намерением жениться на своей невесте. Однако за это время многое изменилась. Софья была обижена на Чацкого и собиралась выходить замуж за Алексея Степановича Молчалина.

Чацкому не понравился этот человек за его угоднические отношения к вышестоящим чинам. Его презрительное отношение к своему избраннику заметила Софья. Это возмутило ее, и она стала распускать в обществе слухи о сумасшествии Чацкого. В результате чего последнему пришлось покинуть Москву.

Творческая история комедии Горе от ума

Творческая история комедии «Горе от ума»

Точно неизвестно, когда возникает у Грибоедова замысел «Горе от ума». Есть свидетельства, что первые проблески будущего творения появляются в 1816 г. и даже, что маловероятно, в 1812 г., но большинство биографов и исследователей творчества драматурга склоняются к двум датам – 1818 г. и 1820 г. Точно можно лишь утверждать, что в эти годы общий план «Горе от ума» уже складывается в голове писателя.
В 1822 г. Грибоедов прибывает из Персии в Тифлис. Здесь он приступает к сочинению комедии и создает первые два акта. С ними в 1823 г. он уезжает в долгосрочный отпуск в Москву. Поселившись в тульском имении своих ближайших друзей Бегичевых, Грибоедов переписывает начало комедии и сочиняет третий и четвертый акты. Эта рукопись сохранилась и находится в Историческом музее в Москве. Она получила название «Музейный автограф».

В надежде поставить комедию на сцене и напечатать ее Грибоедов уехал в 1824 г. в Петербург. По дороге из Москвы в северную столицу, по его собственному признанию, его осенило, и он придумал «новую развязку» – сцену разоблачения Молчалина в глазах Софьи. В Петербурге он продолжал совершенствовать комедию, и к осени она была закончена, но ни представить комедию на театре, ни напечатать ее не удалось. Однако комедия стала известна всей России: в департаменте друга Грибоедова, крупного чиновника, драматурга и переводчика А.А. Жандра она была переписана во множестве экземпляров и разошлась по стране. Не было почти ни одной дворянской семьи, которая не имела бы списка или копии «Горе от ума». Эта содержащая множество исправлений и помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову. Дружески расположенный к нему Ф.В. Булгарин собирался издать театральный альманах «Русская Талия на 1825 год». В конце 1824 г. альманах вышел в свет, и в нем была помещена в урезанном и искаженном виде (опубликованы лишь часть первого действия и почти все третье действие) комедия «Горе от ума».

Критика, уже знакомая с комедией в целом, теперь воспользовалась опубликованными отрывками и открыто выступила с ее оценкой.

Видный критик и журналист Н.А. Полевой писал о комедии восторженно, а драматурги-водевилисты и литераторы М.А. Дмитриев и А.И. Писарев встретили ее злыми эпиграммами и нападками. Затем за «Горе от ума» вступились писатель и критик О.М. Сомов, А.А. Бестужев и В.Ф. Одоевский. Пушкин, по его собственному признанию, «наслаждался», читая «Горе от ума», и особенно отметил меткость грибоедовского языка, сказав, что половина стихов комедии должна стать пословицами. В то же время после размышления над комедией он высказал несколько прозорливых замечаний о нарушении правдоподобия характеров и о немотивированности комедийной интриги.

Перед отъездом полномочным посланником в Персию Грибоедов подарил список комедии «Горе от ума» Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 года». Эта рукопись с небольшими пометками автора получила название «Булгаринского списка».

Текст «Горе от ума» представляет собой уникальное явление, поэтому творческая история комедии получает особое значение. Дело в том, что драматург продолжал работать над комедией долгое время и не оставил окончательного текста. Как правило, наиболее авторитетным считается текст последней авторской публикации. Однако комедия Грибоедова полностью при его жизни не была опубликована. Знакомый всем текст составлен учеными-текстологами на основе сличения четырех источников: «Музейного автографа», «Жандровской рукописи», отрывков, опубликованных в альманахе «Русская Талия», и «Булгаринского списка».

Проблемы с публикацией

Попытки публикации произведения окончились неудачно. Цензура не давала разрешения. При этом шло распространение пьесы в народе через рукописи. Понимая, что иным способом комедия не увидит свет, Грибоедов поощрял это.

В итоге появилось два рукописных варианта:

  1. Жандровский.
  2. Булгаринский.

После значительного сокращения текста некоторые отрывки согласился опубликовать альманах «Русская Талия». При этом ряд смелых диалогов героев были заменены на нейтральные фразы. Однако и этого было достаточно. Эффект от публикации был огромный, и Грибоедов сразу приобрел большую известность.

Полная версия произведения была опубликована только после смерти писателя. Такое сообщение пришло из Ревеля в 1831 году. После этого Москва тоже дала добро на печатанье, но опять со значительными цензурными сокращениями. И только в 1862 год Россия увидела полноценную версию произведения.

С такими же проблемами шла постановка театрального представления. В течение десятилетий предпринимались неудачные попытки на сценах разных городов. Лишь начиная с 1860-х годов они стали осуществляться без ограничений.

Пьеса «Горе от ума» является гениальным произведением XIX века. Это творение высветило все проблемы светского общества того времени.

История создания комедии «Горе от ума» ― Сочинение

После того, как Грибоедов выходит в отставку, он в 1817 году определяется в Коллегию иностранных дел. Здесь происходит его знакомство с Пушкиным и Кюхельбекером. Зарождение первых тайных декабристских обществ приходится именно на эти годы. Многие будущие декабристы были друзьями писателя.

Грибоедов не только идейно сближался с ними, но и принимал участие в спорах, возникающих между прогрессивно мыслящими дворянами и реакционно настроенными противниками отмены крепостного права. Не без оснований считается, что именно в этот период и возникает у писателя идея «Горе от ума», которая начинает воплощаться в жизнь уже в Персии, куда он был направлен в качестве секретаря русского посольства.

Позже Грибоедов был направлен по службе в Грузию, где продолжал работать над пьесой, создавая сцены за сценой. В. Кюхельбекер был первым, кому писатель читал эти сцены.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Длительный отпуск, который удалось получить Грибоедову, благоприятно отразился на работе над комедией. Ведь писатель провел его в Москве, где возобновил старые знакомства и вновь получил возможность понаблюдать за бытом и нравами столичного дворянства. Он стал частым гостем балов, гуляний и званых обедов. Позднее писатель уезжает в имение Бегичева в Тулу, где и создает III и IV акты комедии. По возвращении в столицу Грибоедов занялся в основном оттачиванием стиха и языка пьесы, которая была окончательно закончена в 1824 году.

Весь остаток отпуска, который удалось продлить, писатель потратил на получение разрешения пьесы к опубликованию и постановке на сцене. Но к сожалению, цензура подвергла комедию сильной вырезке, и при жизни писателю так и не удалось увидеть свою пьесу на сцене. Лишь в 1862 году увидело свет первое полное издание пьесы.

Но никакие запреты не смогли воспрепятствовать рукописному распространению «Горе от ума». Именно по таким рукописным копиям познакомился с комедией и А.С. Пушкин, получивший, по его словам, незабываемое наслаждение.

Литературная жизнь 1824-1825 годов значительно оживилась появлением комедии Грибоедова. Декабристы, воспринявшие ее восторженно, всеми силами способствовали повсеместному ее распространению. Естественно, реакционное дворянство всячески стремилось очернить пьесу, ища изъяны в ее языке, стихе и композиции.

Их попытки оказались тщетными и не смогли умалить значительность роли комедии Грибоедова в истории русской литературы.

Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Главные особенности драматического произведения — ограниченность объема, расчлененность на особые композиционные части (акты, сцены, явления), обостренный драматизм и конфликтность непрерывно развивающегося концентриро­ванного действия. Кроме того, это диалогическая речь, повышенное внимание к индивидуализации языка персонажей, отсутствие разверну­того авторского комментария к происходящим событиям. Такие особен­ности драматургии диктуют определенные методические принципы и последовательность ее изучения.

Организуя первичное (домашнее) прочтение, желательно приви­вать учащимся вкус к собственному раскрытию «тайны», развязыванию узла пьесы, узнаванию и ориентировке в перипетиях драматического действия.

Рассмотрим это на примере комедии «Горе от ума» А. Грибоедова.

Действие, проходящее в напряженных столкновениях взглядов, ха­рактеров, поступков людей, восьмиклассники, знакомясь с текстом са­мостоятельно, воспринимают лишь в общих чертах. Наверстать упущен­ное должно помочь вторичное прочтение пьесы в классе, когда восприя­тие каждой подробности дает возможность соотнести ее с целым. Школьники учатся следить за постепенным развертыванием сюжета, наблюдают не только за тем, что происходит, но и как происходит; видят, помимо внешнего, и внутреннее действие; Состоявшееся ранее знакомство с событиями и развязкой позволяет переключить интерес на художественные особенности комедии.

Важным условием подготовки к усвоению драматического произве­дения при вторичном прочтении являются вводные занятия, где даются исторический и бытовой комментарии, характеристика обстановки и объяснение тех событий, которым произведение посвящено. Желатель­но так построить изложение материала, чтобы вплотную подвести вось­миклассников к восприятию первого акта, повествующего о начале дра­матической борьбы.

Безусловно, учитель испытывает определенные трудности при изу­чении комедии: драматическое произведение пишется для сцены и пол­нокровно живет лишь в исполнении талантливых актеров. Естественно, что и знакомиться с пьесой лучше всего в театральной или телепоста­новке.

Думается, что на вступительном занятии нужно показать связь творческих поисков драматурга и русского театра конца XVIII — нача­ла XIX века. Учитель рассказывает о времёни, когда драматургия и национальный театр находились в состоянии упадка. На сцене господст­вовали переводные (в основном французские) мелодрамы, фарсы и во­девили, крайне худосочные и безжизненные произведения, о которых П. Вяземский писал: «Перед вами не мир действительный, не люди, а тени бесплотные, безличные…» В этих условиях. Грибоедову и предсто­яло выступить против бессмысленно развлекательных и безыдейных пьес, продолжить лучшие русские театральные традиции. На этом же занятии следует отметить длительную работу Грибоедова над руко­писью комедии, сослаться на свидетельства современников об искаже­нии текста комедии цензурой. Рассказать о первых исполнениях фраг­ментов пьесы и репетициях в присутствии автора, о ведущих актерах русской сцены той поры — М. Щепкине, П. Мочалове, В. Каратыгине, И. Сосницком. Учитель сообщит о первом представлении «Горя от ума» в Москве (1831), даст образную характеристику реакции зрителей на спектакль.

Заметим, что даже при втором прочтении произведения учащихся затрудняет диалогическая форма его, стилистическая неодноплановость речи действующих лиц, отсутствие описательных элементов. На вопрос: Тормозят ли монологи в «Горе от ума» стремительное развитие дейст­вия?

— восьмиклассники, как правило, отвечают положительно. Не по­нятна им и диалектика «общественной» и «личной» драмы Чацкого. Не всегда постигается также многокрасочность комедийной палитры дра­матурга.

Помогают в данном случае ремарки, как бы наделяющие героя «внутренним монологом», воображаемой портретной и пантомимиче­ской характеристикой. Как верно отмечают методисты, учащиеся долж­ны вдумываться в подлинный смысл высказываний персонажей, тща­тельно следить не только за богатством интонаций, но и умолчаниями, паузами, придающими особую яркость и значительность диалогу. Не менее важно научить школьников следить за взаимопереходами коми­ческого и трагического.

Итак, воображаемый занавес поднят, и мы начинаем вслушивать­ся в каждую реплику действующих лиц. Теперь выразительное чтение по ролям становится важнейшей формой постижения специфики драма­тического произведения. Читающему не следует стремиться играть роли действующих лиц: чтец драмы не показывает события, поступки чело­века, а увлеченно рассказывает о них, словно призывая слушателей в свидетели. Но изменяя интонации, высоту голоса, нужно все же стре­миться представить героя в определенной ситуации как живого челове­ка и таким образом расширить конкретное видение событий.

Особое значение имеет подтекст, богатство которого столь харак­терно для «Горя от ума», в особенности для речи Молчалина. Осторож­ность, с какой подбирает этот хамелеон слова и выражения, определяет особенности его высказываний: под маской угодливости и нежной влюб­ленности прослеживается холодный расчет карьериста. Его-то и следует подчеркнуть в репликах и монологах персонажа.

Учитывая своеобразие стихотворной комедии Грибоедова с ее мно­гочисленными монологами и «репликами в сторону», особым характе­ром психологической жизни персонажей, следует искусно передать их самообщение в ситуациях, когда они остаются наедине со своими мыс­лями.

Важно научить ребят рельефно выделить в развернутом стихотвор­ном периоде опорное слово, определяющее характер. Так поступал М. С. Щепкин, который акцентом на одном слове проливал свет на всю роль (восклицая, например, «Бесстыдница! где? с кем?..», Фамусов-Щепкин подчеркивал с кем).

В выразительном прочтении нуждаются многие монологи персона­жей комедии. Так, в отрывке: «Вот то-то, все вы гордецы!» — необхо­димо выделить две мысли: восторженное любование прошлым (смако­вание Фамусовым подробностей того, как в свое время едали на золо­те, езжали цугом

и были в
сорок пуд
) и презрение, высокомерие к ны­нешним (желание наставить неопытного гордеца, вразумить, дать урок). В монологе же Чацкого «А судьи кто?» — этой своеобразной от­поведи Фамусову — звучит сарказм, издевка, негодование. Здесь тоже воспроизводятся зримые образы, но интонация, окрашивающая эти картины, иная: гневные слова чередуется с грустной иронией. И сов­сем другой характер носит чтение диалогов (Чацкий — Фамусов, Чац­кий — графиня-внучка), они должны напоминать словесные дуэли.

Комментированное чтение драмы также нуждается в тщательной подготовке. Объяснения по ходу вторичного чтения призваны помочь проникнуть в замысел драматурга. Но тут важно соблюсти чувство меры: излишние подробности разрушают цельность восприятия дейст­вия, злоупотребление толкованиями вступает в противоречие со специ­фикой драмы.

Считаясь с тяготением подростков к динамике сюжета, его занима­тельности, для комментирования лучше всего использовать моменты естественных «остановок» в действии драмы — смены картин, оконча­ния больших частей сюжетной композиции, эпизоды неторопливой бе­седы персонажей (например, Фамусова и Петрушки), наконец, отдель­ные сцены, которые учитель опускает в целях экономии времени. В эти относительные паузы и включается комментарий, который может иметь разнообразную форму: попутные замечания учителя, ответы на вопро­сы, краткие объяснения из толковых словарей и т. д. Опущенные в ходе комментирования эпизоды могут быть восполнены кратким пересказом (прекрасный образец его учащиеся найдут в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»).

Важное значение имеет прослушивание спектакля (отдельных ак­тов) в грамзаписи. Полезно обратиться, например, к записи моноло­гов Чацкого в исполнении В. И. Качалова. Актер сумел передать му­жественную и вместе с тем глубоко лирическую интонацию грибоедовского стиха, разработав его ритмико-динамическое богатство как боль­шой композитор-вокалист.

Желательно представить на уроке отдельные мизансцены: ведь в размещении персонажей в пространстве, их перемещении тоже отра­жается внутренняя жизнь и взаимоотношения с другими. Так, строя воображаемую мизансцену 6-7 явлений II акта, учащиеся исходят из предположения, что софа, стоящая у левой стены, воплощает радуш­ное гостеприимство Фамусова по отношению к «званым». Здесь хозя­ин дома предлагает «раскинуться на покой» дорогому и солидному гостю. Висящие на стене портреты, лики именитых предков еще боль­ше укрепляют нас в этом мнении. «Зона» Скалозуба: он восседает, вы­соко задирая голову, перехватывая подобострастные взгляды гостей, обращенные в сторону портрета Кузьмы Петровича. Поодаль — крес­ло Павла Афанасьевича. Устроившись в нем, хозяин дома тоже не спу­скает глаз с того, кто «ключ умел доставить». Фамусов сидит, прижав­шись локтями к подлокотникам, выставив вперед живот и широко рас­ставив ноги, время от времени почесывая поясницу о спинку кресла. Возле окна — «зона» Софьи. Сюда прибежит она, чтобы произнести свое восклицание, приведшее в тревогу Чацкого, здесь она потеряет сознание. Чацкого. Отсюда он бросает свои гневные слова о судьях, здесь ему виднее «отечества отцы». Но цент­ральное положение героя на сценической площадке временно. Уже в 6-м и 7-м явлениях II акта он одинок, душевно потрясен. Так мизансцена помогает понять идею спектакля.

Подбирая наглядность, нужно иметь в виду, что ребятам интерес­но увидеть фотографии актеров (в гриме соответствующей роли) и клас­сических мизансцен, эскизы театральных декораций, графические ра­боты художников, среди которых особенно ценны иллюстрации Д. Кар­довского.

Более зримыми образы комедии делают специальные телевизионные передачи на урок. С интересом воспринимаются телевставки (на­пример, «Два Молчалива», где показаны различные трактовки роли Молчалина такими актерами, как М. Садовский и М. Волков), телерассказы о сценической истории пьесы с сопоставлением двух: Фамусовых и Чацких в исполнении московских и ленинградских актеров. После та­ких просмотров можно обсудить с восьмиклассниками особенности игры актеров и режиссерского замысла.

Очень важный этап урока — разговор о композиции пьесы. Про­слеживая драматический сюжет «Горя от ума», учащиеся убеждаются, что каждое действие, а зачастую и картина, явление — это относитель­но законченные части стройного целого, подчиненные определенному плану. Значит, драматург стремился к внутреннему единству произве­дения, максимальной собранности всех событий. Но выделить наибо­лее существенные для развития сюжета сцены и эпизоды — «узлы дей­ствия» — большинству восьмиклассников еще не под силу. В комедии А. Грибоедова такими сценами являются: воспоминания о Чацком и его появление (I действие, явл. 5 и 7); первая схватка с Фамусовым и от­поведь «судьям» (II действие, явл. 2 и 5); словесный поединок Чацкого с Софьей, диалог с Молчалиным, распространение клеветы о Чацком (III действие, явл. 1, 3, 10-20); «решение загадки», отрезвление (IV действие, явл. 10-14). Именно вокруг этих узловых сцен и должен сосредоточиться анализ комедии. ,

Определяются также и основные элементы сюжетно-композицион­ной структуры пьесы: развернутая экспозиция (первыё шесть явлений I действия), завязка (7 явл. того же действия), развитие сюжета (до конца III действия), двойная кульминация (финал III и IV действий) и развязка (явл. 11-15 последнего действия). Такое построение произ­ведения помогло автору мастерски реализовать свой замысел. Предель­но сконцентрировав действие во времени, драматург показывает день людей света, «издержанный на пустяки». А на фоне этой праздности и пошлости действуют два противоположных лагеря. Развязка уточняет позиции персонажей и делает очевидным окончательное размежевание антагонистов.

Осваивая развертывающийся комедийный сюжет, восьмиклассни­ки устанавливают взаимосвязь между действием и словом. Драмати­ческий персонаж, стремясь подчинить других своей воле, воздействует на партнеров, побуждает их к поступкам, сам реагирует на события — и все это посредством слова, которое в драме ученики должны воспри­нимать как слово-действие (вспомним реплику Молчалина: «злые язы­ки страшнее пистолета»). Вот почему такую силу обрела обмолвка Софьи о сумасшествии Чацкого (Вот нехотя с ума свела!

) Вначале слова носят характер упрека, потом выдумки, затем слуха, далее кле­веты, сговора, заговора, доноса. Действенной силой во всей комедии об­ладает и диалог, и монолог, и даже реплика. Читая, например, первое явление второго действия, ученики обращают внимание на то, что Чац­кий, стремясь добиться признанья Софьи, иронизирует, клеймит, при­бегает к убийственному сарказму, просто шутит, даже пользуется — на миг — словесной маской (
Раз в жизни притворюсь
). Героиня отбивает­ся., но в то же время отчаянно боится насмешки Чацкого; «Веселость ваша не скромна», «У вас тотчас же острота готова», «Зачем же быть, скажу вам напрямик, так невоздержну на язык?». Ища защиты от гра­да колкостей и шуток, Софья прикрывается выдуманными идеальными образами, язвит и больно ранит Чацкого.

Очень важно в ходе анализа пьесы проследить связь между харак­тером и языком персонажей. Так, главной приметой речи Чацкого яв­ляется гражданская страстность и патетика. Его монологи — это осо­бый словарь (чужевластье, уничиженье, пылкость, слабодушие), свой строй эпитетов (рабский, подлейший, алчущий, бессловесный), склон­ность к лапидарной остроте (Вот он на цыпочках, и не богат словами), нагнетанию синонимов-определений (Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…

). Негодующий пафос Чацкого обнаруживается в языке, богатом анафорами, инверсиями, градациями, антитезами. На­против, речь пустомели Репетилова полна опошления высоких тем: вместо серьезного разговора о «матерьях важных» он способен лишь «вздор молоть». Весь монолог его соткан из бесчисленных восклица­ний, вопросов, навязчивых обращений, повторов, алогизмов, сплетений галлицизмов, фразеологических несообразностей. Воистину — «шум и крик на сотни голосов!»

Во время обобщающей беседы учащиеся отвечают на вопрос: «По­чему А. Грибоедов назвал комедию «Горе от ума»? — устанавливают, что несостоятельность приспешников «века минувшего» в их единобор­стве с представителями «века нынешнего» нашла отражение в комизме, пронизывающем ткань произведения. Раскрывается внутренняя комедийность образов Фамусова, Скалозуба, Загорецкого, Репетилова, но особенное внимание обращается на смех Чацкого, умеющего так взгля­нуть на примелькавшийся факт, что сразу схватывает его нелепость (Мне весело, когда смешных встречаю). Делается обобщение относи­тельно характера и различных форм смеха Чацкого: его насмешки не­язвительны, «покуда его не взбесили», его монологи негодующи, когда этого требуют обстоятельства. Учащиеся осознают богатство сатири­ческой палитры комедии. «Эхо грибоедовского смеха» (Гончаров) — юмор, ирония, «пронзительное остроумие» (сатира) и сарказм Чацко­го — слышатся в эпиграмме, остроте, афоризме, каламбуре.

Но в комическое положение попадает и сам Чацкий (к этому вы­воду, сделанному еще Пушкиным и Гоголем, ребята приходят в резуль­тате острого спора в классе). Однако в грибоедовском комизме посто­янно просвечивает трагизм, начала эти сливаются настолько, что одно становится средством проявления другого, в чем и состоит неповтори­мое своеобразие пьесы. От постижения этой истины во многом зависит глубина проникновения учащихся в тайну «Горя от ума» как подлинного шедевра русской драматургии.

На заключительном уроке (целесообразно провести его сдвоенным) рассматриваются и характеристики персонажей. Но теперь желательно «сталкивать» их характеры: ставя резко друг против друга, как это происходит в самой комедии. Например, можно противопоставить Чац­кого и Скалозуба, скажем, в их понимании чести и военной службы. При обобщающей характеристике Софьи полезно не только кратко, объяснить ее «путь» от Чацкого к Молчалину, но и показать различные сценические трактовки, образа. Так, актриса А. А. Яблочкина воплоща­ла в роли Софьи характер немного взбалмошной светской барышни, насмешливой, мстительной и в то же время изящной и обворожитель­ной аристократки. В. Ф. Комиссаржевская подчеркивала обидчивость семнадцатилетней девушки, но в то же время и ее властность, порож­денную самодурством Фамусовых. В. А. Мичурина-Самойлова переда­вала в роли неизменную верность Софьи в любви к Чацкому. Наконец,

Т. В. Доронина раскрывает в своей героине гордую красоту, большую душевную силу, значительность, обаяние живого и смелого ума, острую потребность самоопределения. Такое сопоставление подчеркнет много­гранность этого образа, даст возможность учащимся высказать свою точку зрения.

На заключительном занятии выясняется также своеобразие жанра «Горя от ума»: комедия, драма или трагикомедия? Участники спора, который, как правило, всегда происходит на уроке, заранее ищут по за­данию учителя аргументацию в тексте произведения, в литературоведческих работах. Вывод: в «Горе от ума» встречается своеобразное со­четание отдельных жанровых признаков сатирической комедии и дра­мы, органическое единство комических и трагических мотивов. Сплете­ние их таково, что сквозь комическое просвечивает трагизм эпохи. В ко­медии, обнаруживаются также черту сценической поэмы (таковой вначале и задумал свою пьесу автор). Драматическое соединяется здесь с лиризмом и одновременно эпической широтой изображения жизни. Все это создает неповторимое своеобразие грибоедовского шедевра.

И, наконец, на обобщающем уроке следует определить историко-литературное значение пьесы Грибоедова, воздействие ее на русскую литературу, в частности, драматургию.

О работе Грибоедова над комедией «Горе от ума»

О начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, который писал: «…известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г., и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между п рочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».

Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 г. , Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в ней милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежи т в сад и в ту же ночь начертывает план «Горя от ума» и сочиняет несколько сцен первого акта». Письмо Грибоедова, написанное им 17 ноября 1820 г.

в Тавризе, подтверждает рассказ Булгарина: «Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этом доме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Поль с женою, меня принимают в двери. Пробегаю первый зал и еще неско лько других. Везде освещение; то тесно между людьми, то просторно.

Попадаются многие лица, одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты, толпа народу, кто за ужином, кто за разговором; вы там же сидели в углу, наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас. Необыкновенно приятное чувство и не новое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я повернулся и еще куда-то пошел, где-то был, воротился; вы из той же комнаты выходите ко мне навстречу.

Первое ваше слово: вы ли это А. С.? как переменились! Узнать нельзя. Пойдемте со мною; увлекли далеко от посторонних в уединенную, длинную, боковую комнату, к широкому окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меня разгорелась, и подивитесь! вам труда стоило, нагибались, чтобы коснуться моего лица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо. Но во сне величины искажаются, а все это сон, не забудьте.

Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? — Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет — вы досадовали. — Дайте мне обещание, что напишете. — Что же вам угодно?

— Сами знаете. — Когда же должно быть готово? — Через год непременно. — Обязываюсь.

— Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом. В эту минуту малорослый человек, в близком от нас рассто янии, но которого я, давно слепой, не довидел, внятно произнес эти слова: лень губит всякий талант… А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бро сился ко мне на шею…

дружески меня душит… Катенин!.. Я пробудился. Хотелось опять позабыться тем же приятным сном.

Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо!

Нигде звезды не светят так ярко, как в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звонким голосом возвещал ранний час молитвы (ч. пополуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится ». В конце 1821 г. Грибоедов попадает в Тифлис на службу «по дипломатической части» при генерале А. П.

Ермолове. Здесь, по-видимому, складывается у него план комедии, здесь же были написаны первые два акта. В начале 1823 г. Грибоедов получает длительный отпуск и приезжает в Москву. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С.

Н. Бегичев: «Из комедии его «Горе от ума» написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт по лис ту. Я закричал: «Послушай, что ты делаешь?!!» — «Я обдумал, — отвечал он, — ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове».

И через неделю первый акт уже был написан». В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Очевидно, Грибоедов согласился с замечаниями Бегичева.

Свежие московские впечатления позволили ему развернуть новые картины в с воей комедии. В конце июля 1823 г. Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума».

В это же время комедия получила и свое окончательное название вместо первоначального «Горе уму». В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петербург, оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию, составившую впоследствии основу окончательной редакции произведения. Из Петербурга он пишет Бегичеву: «Кстати, прошу тебя моего манускрипта нико му не читать и предать его огню, коли решишься: он так несовершенен, так нечист; представь себе, что с лишком восемьдесят стихов, или лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я ее вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить е е; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницкому, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину… » Вариант рукописи, оставленный Грибоедовым Бегичеву, уцелел и в настоящее время хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве. В процессе чтений комедии друзьям и знакомым Грибоедов постоянно совершенствует текст произведения, устраняя погрешности стиля, меняя выражения и обороты.

О дальнейшей судьбе рукописи «Горя от ума» нам известно из рассказа одного из друзей Грибоедова, А. А. Жандра: «Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны (От франц. brouillon — черно вик), что разобраться было невозможно.

Видя, что гениальнейшее создание чуть не гибнет, я у него выпросил его полулисты. Он их отдал с совершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала «Горе от ума» и обогатилась, потому что требовали множество списков. Главный список, поправленный рукою самого Грибоедова, находится у меня». Первоначально Грибоедов надеялся провести свою комедию в печать и на сцену, но, видимо, к середине октября эти надежды растаяли, и Грибоедов сам стал поощрять распространение рукописных копий, которых было, как считают исследователи, около 40 тысяч.

Э то свидетельствует о громадной популярности «Горя от ума», если иметь в виду, что обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400 экземпляров. Конечно, такая популярность объясняется не столько портретностью и карикатурностью персонажей комедии, сколько ее политической и социально-философской злободневностью.

Об этом свидетельствует такой выразительный факт: приехав в январе 1825 г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на один день, Пущин привез с собой список «Горя от ума», чтобы прочитать комедию оп альному другу. Один из списков комедии попал к другу Грибоедова, поэту и литературному критику, близкому к декабристам, П. А. Катенину, который высказал в письме к автору критические замечания. Письмо Катенина до нас не дошло, но зато сохранился ответ Грибоедова, на писанный в январе 1825 г., позволяющий получить наглядные представления о творческих принципах драматурга: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет!

и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки неязвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: «Не человек! змея! », а после, когда вмешивается личность, «наших затронули», предается анафеме: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!
Страницы: 1 2

На чтение 6 мин Просмотров 4.1к. Опубликовано 11.02.2022

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – величайшее произведение русской литературы. Оно высмеивает нравы московской аристократии во времена существования крепостного права. Проведение анализа комедии позволяет сделать вывод, что прототипом комедии стала пьеса Мольера «Мизантроп». При этом важно изучить историю создания «Горе от ума» для более детального понимания сути пьесы.

История создания комедии «Горе от ума»

Грибоедов прославился как автор первой реалистической комедии «Горе от ума». Именно это произведение позволило драматургу войти в историю классической русской литературы. Тем не менее, в его творческой биографии представлено и множество других произведений. В качестве примера стоит привести такие пьесы, как «Студент» или «Молодые супруги». Уже в этих произведениях видны попытки автора создать нечто новое. Однако настоящей новацией стала комедия «Горе от ума». Когда же она появилась?

Идея литературного произведения возникла у автора в 1820 году. Но активно реализовывать ее он начал в Тифлисе, когда вернулся из Персии. Значительное влияние на автора произвели рассказы Греховой, которая была подругой детства драматурга.

К началу 1822 года уже были готовы 2 акта. В 1823 году писатель завершил создание первой версии. В Москве автор имел возможность понаблюдать за бытовым укладом и привычками дворян московского происхождения.

Однако и после завершения пьесы Грибоедов не прекратил работать над ней. В 1824 году он создал новый вариант, который назывался «Горе и нет ума», вместо первоначальной версии «Горе уму».

Грибоедов

Как А. С. Грибоедов придумал сюжет пьесы

Замысел написания комедии появился у Грибоедова после того, как он прочитал пьесу Мольера, которая называлась «Мизантроп». Главный герой Альцест напоминает по характеру Чацкого. Они воплощают образ так называемого злого умника. Главные герои указанных произведений открыто осуждают лицемерие и прочие недостатки общества.

Сюжет произведения

Согласно сюжету пьесы, молодой дворянин Чацкий после длительного отсутствия возвращается в Москву к своей любимой – Софье. Но девушка встречает его крайне отстраненно. Дело в том, что за время отсутствия главного героя она успела влюбиться в Молчалина, который служит у ее отца секретарем. Чацкий же старается понять причину равнодушия девушки.

«Горе от ума», Грибоедов

Чтобы найти ответ на волнующий его вопрос, молодой человек несколько раз приходит в дом отца Софьи – уважаемого чиновника Фамусова. Там он встречается с московской аристократией. Основная часть этого общества имеет весьма консервативные взгляды. Чацкого огорчает равнодушие Софьи, и он произносит достаточно резкие монологи, задевая буквально всех героев пьесы.

Нелицеприятные высказывания Чацкого о секретаре Молчалине ранят Софью, и она распространяет слухи, что Чацкий сошел с ума. Это становится известно широкой публике. В финале пьесы девушка узнает о низости Молчалина, тогда как Чацкому становится известно о предательстве любимой.

До Фамусова доходит информация о подробностях свиданий дочери с секретарем. Он начинает волноваться о сплетнях, которые могут последовать за этим. Софья выгоняет Молчалина, а Чацкий снова покидает Москву.

«Горе от ума», Грибоедов а. с. (1831)

Работы по завершению комедии

В конце 1823 и начале 1824 года комедия претерпела много изменений. Грибоедов корректировал не только суть текста. Он даже изменил фамилию главного героя. Вместо Чадского он превратился в Чацкого.

Комедии, которая вначале называлась «Горе уму», дали итоговое название. Летом 1824 года автор внес существенные коррективы в стилистику первой версии произведения. Он несколько поменял первый акт и поместил в конце объяснение между Молчалиным и главной героиней. В конце 1824 года была создана итоговая версия произведения.

При жизни автора полный вариант комедии так и не был напечатан. Даже после завершения написания пьесы цензура препятствовала ее распространению. Полная версия произведения была опубликована лишь в 1831 году. Причем ее издали на немецком языке. Это произошло в Ревеле.

«Горе от ума» книга

Главные герои

Основными персонажами произведения являются:

  1. Чацкий – молодой дворянин, влюбленный в Софью Фамусову. Он является положительным героем. Молодой человек воспитывался в семье Фамусова. После достижения совершеннолетия юноша стал жить отдельно. Для парня характерен острый ум и проницательность. При этом он обладает высокими помыслами и благородством. Юноша осуждает взгляды своего бывшего покровителя, а в его лице – и всего дворянского общества. Чацкий всей душой любит свой народ. Потому насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому сильно ранит его. Молодой человек влюблен в Софью, но после известия о ее любви к ничтожному Молчалину, испытывает сильнейшее разочарование. В результате юноша уезжает из Москвы.
  2. Софья – единственная дочь Фамусова. Эта умная семнадцатилетняя девушка отличается самостоятельностью. Она получила образование в лучших традициях московского дворянского общества. Девушка не поняла настоящих чувств Чацкого и влюбилась в Молчалина. Умеет играть на фортепиано и увлекается чтением французских романов. Софья отличается сильным и решительным характером. Она способна манипулировать влиятельным отцом.
  3. Фамусов – богатый помещик и аристократ, отец Софьи. Мужчина считается сторонником старого жизненного уклада. Его основными чертами считаются чинопочитание и раболепие. Фамусов весьма щепетильно относится к мнению общества о себе и своей семье. Он не разделяет жизненных принципов Чацкого. Фамусов хочет выдать дочь за Скалозуба. При этом сам ухлестывает за служанкой.«Горе от ума», Грибоедов а. с. (1831)
  4. Скалозуб – молодой богатый дворянин в чине полковника. Мужчина не слишком умен, но весьма состоятелен. Служит полковником и мечтает о карьере генерала. Пользуется известностью и уважением в московском обществе.
  5. Молчалин – секретарь Фамусова, юноша из бедной семьи. Молодой человек имеет мелкую и подлую душонку. Он отличается лицемерным характером и полным отсутствием принципов. Юноша расчетлив и труслив. Родился в бедной семье, но страстно хочет проникнуть в высшее общество. Ухлестывает за служанкой Лизой и во всем боготворит Татьяну Юрьевну, которая считается законодательницей мнений.

«Горе от ума» инсталляции

Жанр

Жанр произведения сложно определить одним словом. Критики считают, что пьеса Грибоедова может относиться и к комедии, и к драме. Это не меняет общей идеи. В пьесе параллельно развиваются социальный и любовный конфликты. Они переплетаются, не приводя к логическому концу.

В обоих видах противостояний каждая из сторон не находит понимания со стороны оппонента, оставаясь при своем мнении. Одновременное развитие конфликтов не вписывается в рамки традиционного классицизма. При этом для пьесы характерно явное реалистическое начало.

Театральные постановки рассказа

На момент создания пьеса Грибоедова выглядела весьма дерзко. К тому же для нее характерна непростая история создания. Не менее интересной считается судьба театральных постановок. Цензура долго запрещала их. В 1825 году была сделана попытка поставить пьесу в Петербургском театральном училище, однако она оказалась неудачной.

«Горе от ума», Грибоедов а. с. (1831)

Впоследствии пьесу «Горе от ума» поставили в Ереване. Это произошло в 1827 году. В постановке задействовали офицеров Кавказского корпуса, которые играли в любительском театре. На спектакле присутствовал и Грибоедов. Через 4 года комедию сыграли в театрах Москвы и Петербурга, однако цензура внесла в произведение много правок. Лишь в 1860 году пьесу стали ставить в ее первоначальном варианте.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» считается одним из наиболее известных произведений русской литературы. Многие фразы из этой комедии распространились по всему миру. Нужно сказать, что они не утратили актуальности и сегодня. Потому пьеса сохраняет свою популярность.

  • Время сказок татьяна корсакова книга
  • Время сказок прошло турецкий
  • Время пролетело незаметно как пишется
  • Время пребывание как пишется
  • Время правления александра 1 сочинение