— Оставьте этого черта.
Барина убили. После долго еще пришлось бороться с барами и змеями. И все же народ победил.
Стали Миша с Варей жить своей долей, рожать детей и любить друг друга.
ПАХАРЬ, КУЗНЕЦ И ПЛОТНИК
Жили-были по соседству три брата: пахарь, кузнец и плотник. Не было между ними ладу. Из-за пустяка начнут ругаться, друг на друга сердиться.
Летом высыхала в речке вода — курице напиться нельзя. В выемку немного натечет, кто успеет пораньше утром прийти, тот ковшом в ведро вычерпает всю воду, другим же не остается. Выйдут жены на улицу, друг у друга выспрашивают:
— Кто воду вычерпал?
Одна скажет — не я, другая — не я. Слово за слово, и пошел крик.
Старики выйдут унимать. Сначала смеются друг над другом, а затем, как и жены, ругаться начинают.
Однажды вконец поссорились.
— Я вам хлеба не дам, с голоду помрете, — говорит пахарь.
Кузнец кричит:
— Я ваши косы не буду поправлять, серпы не буду точить, зубами собирайте урожай. Придете ко мне с поклоном!
Плотник кричит:
— А если сгниют дома, замерзнете, словно тараканы, без меня. Соха изломается — не сделаю.
Разошлись братья. Живут порознь.
Сначала у плотника кончился хлеб. Не идет он к пахарю. Принес из лесу липовую гнилушку. Жена стала месить вместе с листьями. Ели, ели — сил нет. Похудели, остались только кости.
Кузнец сделал ружье и пошел в лес бить ворон. И тоже не идет к пахарю за хлебом.
Лето было сухое. От пожара сгорели все три избы. Ничего у братьев не осталось.
Что делать? Плотник нашел на пепелище топор и принялся рубить сруб. Ударил по сучкастому дереву, топор поломался. Бросил его плотник, пошел вместе с женой горевать.
Вышел земледелец озимь сеять — дуги нет, и соха поломана. Тоже пошел вместе с женой горевать.
Пришел в кузницу кузнец с молотком, ждал, ждал — никто не приходит. Смотрит в дверь — дождь пошел. Обрадовался кузнец. Встал под дождь, шапку снял и стоит.
Подошел к нему плотник и спрашивает:
— Что делаешь, брат?
Кузнец отвечает:
— Дождь собираю, чтоб рожь растить.
Плотник тоже шапку снял с головы и встал рядом с ним под дождь. Подошел к ним пахарь и спрашивает:
— Что делаете, братья?
— Дождь собираем, чтоб рожь растить.
Встал пахарь рядом, снял и он шапку.
Стояли, стояли там три брата и задумали одно дело. Пахарь говорит:
— Пойдемте пруд прудить.
Взялись три брата дружно за работу. Речку скоро запрудили, сделали мельницу. В пруд пустили рыбешек. Кузнец поправил косы, сошники. Земледелец посеял хлеб. Плотник сделал большой дом на всех. Стали жить вместе. Теперь живут — водой не разольешь.
Порознь — плохо, вместе — хорошо.
НЕДОПЛЕТЕННЫЙ ЛАПОТЬ
Жил-был один солдат, звали его Иваном. Пять лет мучился он на царской службе: его били, в карцер сажали, через строй проводили. Пришел Иван домой — здесь ни двора, ни сеней, стоит одна избушка да курица с петухом ходят.
Пожил Иван день. Пора было взяться за работу, а обуться не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришел домой и начал плести лапти. Сплел один лапоть, стал плести и другой, вдруг стучится староста в окно и кричит:
— Эй, Иван, собирайся!
— Собираться-то мне некогда, — ответил Иван, — надо доплести лапоть.
— Эй! Не увертывайся! — закричал староста. — Теперь нам не до лаптей, враг угрожает уничтожить царя-батюшку, так вот иди защищать его. Без тебя никак нельзя!
Бросил Иван недоплетенный лапоть под лавку и начал собираться. «Если такой приказ — никуда не убежишь. Не пойдешь добром, силой приволокут». Попрощался Иван с семьей и ушел на войну.
Сидит Иван в окопах — усталый и голодный — и думает: «Вот кончится война, вернусь домой, доплету лапоть и буду работать в своем хозяйстве».
А война все продолжается. Прошел год, идет второй и третий… На четвертый год поднялся весь народ. Царя свергли. Генералов, помещиков и капиталистов прогнали и провозгласили Советскую власть. «Ну, — думает Иван, — теперь уж, наверное, доплету свой лапоть». Но снова не вышло. Напали на молодую Советскую власть враги: недобитое офицерье, англичане, Колчак, Деникин, Врангель — и не перечтешь всех. Взял Иван в руки винтовку и пошел в Красную Армию защищать Советскую власть. «Лапоть подождет», — думает Иван.
На всех фронтах Иван бился геройски и вернулся домой с орденом Красного Знамени. Обрадовались жена и дети, жители села поздравляют Ивана.
|
|||
Copyright © 2010 «Детская территория» |
Тема . Врозь – плохо, вместе – хорошо(. Мордовская народная сказка).
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
-
продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.
Развивающие:
-
расширить знания обучающихся о профессиях;
-
развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;
-
обогащать словарный запас;
-
развивать умения анализировать поступки героев;
-
показать взаимосвязь между действиями главных героев.
Воспитательные:
-
воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.
Организационный момент
Общая готовность детей к уроку.
Проверка готовности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
1. Появление темы урок.
2. Антиципация чтения (предугадывание предстоящего чтения)
3. Появление целей урока.
Проведение словарной работы.
Скороговорка
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
— Какое число повторялось в скороговорке?
_Вам это число что-нибудь не напоминает? СЛАЙД
— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор? СЛАЙД
-Что вы о ней запомнили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством.
— Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.
Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.
А ненецкая сказка так и называется «Три сына».
-А мы про кого будем сегодня сказку читать?
Правильно, про трёх сыновей.
-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?
слайды
-Эти предметы сегодня нужны?
-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.
Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение содержании текста.
Объяснение непонятных слов.
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста
1. Первичное чтение.
2. Проверка усвоения содержания
3. Динамическая пауза
4. Перечитывание текста.
Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).
-Понравилось вам эта сказка?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)
-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)
-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)
-Как сильно повздорили братья?
-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)
-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)
-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)
-Кто же предложил пруд прудить?
-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)
-Они поняли, что вместе жить хорошо?
Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)
— Какими словами закончилась сказка?
(Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)
-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.
-Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить?
— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку?
— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата»
— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались».
— Что они наговорили друг другу?
( зачитать, чтение по ролям)
— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).
-Долго или они смогли жить друг без друга?
3 часть. «Лето было засушливое»
— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)
— Смогли братья один справиться с бедой?
4 часть. «Дождик пошел»
-Что дождик принес старикам? (Радость)
-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)
— Что поняли Старики?
5 часть. «Хорошо жить вместе».
— Почему хорошо жить вместе?
-Когда у них всё получилось?
-В мире все профессии важны?
-Они могут обходиться друг без друга?
-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».
Кто заметил, чем необычен наш план?
(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)
Это цитатный план.
Домашнее задание.
-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.
Итак, внимание на доску.
Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:
А) волшебная;
В) бытовая;
С) о животных.
Вопрос 2
Профессии стариков
А)рыбак, охотник, пахарь;
Б)пахарь, кузнец, рыбак;
С)пахарь, кузнец, плотник.
Вопрос 3
Старики ссорились:
А)Из-за воды;
Б)из-за земли;
С)из-за рыбы.
Вопрос 4
Врозь им жилось:
А)голодно;
Б)холодно;
С)плохо.
Вопрос 5
Семьи начали жить:
А)дружно;
Б)плохо;
С)врозь,
— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?
(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Какое настроение у вас после урока?
— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.
— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?
По выбору
— Подготовиться к чтению сказки по ролям.
-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)
Л — оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности