Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка напиши чем занимался каждый брат


1

Сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо». Чем занимался каждый брат?

3 ответа:



2



0

Героями сказки «Врозь — плохо, вместе — хорошо» оказываются три старика, три брата. Эти старики жили неподалеку друг от друга и каждый был мастером своего дело.

Один старик был пахарем, он сеял хлеб.

Второй старик был кузнецом, он работал в кузнеце.

Третий старик был плотником и строил дома.

А еще все три старика, три брата постоянно ссорились из-за воды. Потому как не было у них колодца, а в речка была такая мелкая, что в жару пересыхала и еле набиралась за ночь одна ямка воды. Кто первым успевал ее вычерпать, тот и был в этот день с водой.

Ссорились между собой братья, ссорились и окончательно разругались. Только вот жить порознь у них не получилось. И решили они построить запруду, чтобы воды хватало всем.



1



0

Три брата-старика — три главных героя из мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе-хорошо» (или «Пахарь, кузней и плотник») жили рядом, пока не поссорились, и занимались каждый своим делом и помогали друг другу.

Один брат — пахарь, т.е. сеял хлеб, другой брат — кузнец: точил серпы, поправлял косы и т.п., а третий — плотник: ремонтировал сохи, строил дома.

Однажды братья поссорились и стали жить врозь, но когда они поняли, что им по отдельности не выжить, то сделали общее дело — пруд, чтобы больше не ругаться из-за воды.

В основе сказки бытовая ситуация, поэтому она относится по типу сказок не к волшебным сказкам и точно не к сказкам о животных, а к бытовым.



0



0

Первый брат- сеял хлеб, второй был плотником, третий — кузнецом.

Читайте также

Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.

Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.

По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.

Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.

Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.

В этой сказке Лиса, как во всех сказках, хитра и лукава. Она добивается, чтоб Тетерев спустился с дерева, ее намерения понятны. Эта хитрость Лисы неприятна, ведь она хочет просто-напросто съесть Тетерева.

А Тетерев тоже непрост. Но он не столько лукав, сколько умен. Во-первых, сразу догадался, чего от него хочет Лиса.

Во-вторых, быстро сориентировался и поймал Лису в ее же собственную ловушку. Она придумала хитро, а он — хитрее.

Тетерев нравится своей догадливостью, сообразительностью и мудростью.

Казалось бы, и у того, и у другого героя присутствует хитрость, одинаковое свойство.

На самом деле Лиса хитрит ради того, чтоб причинить зло другому, а Тетерев спасает себя и никому другому вреда не желает.

Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.

Эти произведения можно разделить условно на три группы. Басни, Были и Рассказы. Но на самом деле различие между этими произведениями не велико — все они носят назидательный характер и учат маленького человека научиться совершать правильные поступки.

В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.

Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:

zKLja6XdVZizoRrXBGC56B4T1Irjb.png

Взаимопомощь. В этом и заключается дружба. Как говорит пословица «сам погибай, а товарища не бросай», или «Рука руку моет». Только такая дружба на сегодняшний день очень большая редкость. Сейчас люди в основном сами по себе. Наверное самый большой друг это бабушка. Вот это действительно человек который тебя не бросит в трудную минуту и станет за тебя горой, чего не скажешь о дворовых друзьях.

Мордовская народная сказка «Врозь плохо, вместе хорошо» («Пахарь, кузнец и плотник»)

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» и их характеристика

  1. Пахарь. Сеял хлеб, кормил свою семью и семьи братьев.
  2. Кузнец. Ковал, делал косы, топоры и прочее.
  3. Плотник. Рубил дома.

План пересказа сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»

  1. Три брата-мастера
  2. Река высыхает
  3. Свара женщин
  4. Ссора братьев
  5. Угрозы
  6. Голодный плотник
  7. Пожар
  8. Сломанный топор
  9. Сбор дождя
  10. Строительство плотины.

Кратчайшее содержание сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили три брата, три мастера
  2. Поссорились они из-за воды, разругались.
  3. Плотник голодает, липу жует, кузнец голодает, терпит.
  4. Пожар уничтожает дома, новые строить нечем
  5. Кузнец, а следом и братья собирают воду для полива
  6. Строительство плотины и мир.

Главная мысль сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
Все люди в мире должны жить в мире, иначе всем будет плохо.

Чему учит сказка «Врозь плохо, вместе хорошо»
Эта сказка учит уважать и ценить труд другого. Учит жить дружно со своими соседями, со своими родственниками. Учит помогать друг другу. Учит трудиться на общее благо. Учит мужчин не встревать в женские разборки.

Отзыв на сказку «Врозь плохо, вместе хорошо»
Это сказка-притча, которая показывает, что ссора всегда плоха. Что в любом конфликте победителей не бывает. Страдают все и всем становится плохо. Мне понравилось, что герои сказки это поняли, пусть и не сразу, и научились действовать сообща, для общей пользы.

Пословицы к сказке «Врозь плохо, вместе хорошо»
Что есть — вместе, чего нет — пополам.
Вместе и горе легче переносится.
В тесноте, да не в обиде.
В тесноте люди песни поют, а на просторе волки воют.
В кулаке все пальцы равны.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
Жили в давние времена три брата. Кузнец, пахарь и плотник. И у каждого была своя семья.
А лето в тот год вышло засушливое, река обмелела, вода за ночь скапливалась в ямках, а утром, кто первый скотину напоит и сам напьется, тот и прав.
И женщины постоянно ругались из-за воды. Мужчины сперва посмеивались, а потом тоже ругаться начали. Слово за слово и рассорились совсем. Пахарь отказался братьям хлеб давать, Кузнец отказался им инструмент делать, Плотник отказался дома чинить и рубить.
И вот первым начал голодать Плотник. Пошел в лес, нашел липовую гнилушку. Принес домой, жена ее месить начала. Стали Плотник с семьей худыми.
Кузнец тоже голодал, но крепился.
И вот случился пожар и все три дома сгорели. Отказался Плотник братьям дома чинить, топор взял, хотел себе сруб срубить. А топор сломался.
И вот пошел дождь. Кузнец встал под струи и шапку подставил. Братья его спрашивают, чем он занимается. А Кузнец отвечает, что дождь ловит, чтобы поле полить, чтобы рожь растить.
И все три брата встали под дождь с шапками.
А потом кто-то предложил на речку пойти и запруду сделать. Чтобы пруд был, и воды всегда было в достатке. Пруд сделали — мельницу поставили, рыбу запустили. Пахарь хлеб посеял, Кузнец инструмент изготовил, Плотник дома срубил. Живут счастливо.
Вот и получилось, что врозь братьям было плохо, а вместе хорошо.

Конспект

Учителя начальных классов

Хайровой Эльвиры Фяритовны

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

Цель: знакомство учащихся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо»

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Познакомить с творчеством мордовского народа

  • Познакомить со сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

  1. Развивающие:

  • Развивать мышление, речь, внимание, память

  • Умение доказывать свою точку зрения.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к литературному чтению, к фольклору
    разных народов

Формируемые УУД:

-Познавательные: анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,
формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию.

-Регулятивные: понимать учебную цель; организовывать
самостоятельную деятельность.

— Коммуникативные: общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

План урока:

  1. Организационный момент

  1. Приветствие

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Психологический настрой

  1. Словарная разминка

  2. Актуализация знаний

  1. Работа над фразой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

  1. Открытие новых знаний

  1. Рассказ о фольклоре мордовского народа

  1. Физкультминутка

  2. Первичное чтение произведения

  3. Вторичное чтение произведения

  1. Чтение произведения по частям

  2. Работа с иллюстрацией

  1. Информация о домашнем задании

  2. Рефлексия

Организационный

Придумано кем- то мудро и просто

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня урок литературного чтения проведу я, Эльвира Фяритовна.
Желаю вам хорошего настроения на весь день и успехов в учебной
деятельности.

Встали, поприветствовали учителя.

2

  1. Словарная разминка

Посмотрите на доску. Прочитайте первое слово.

Что значит это слово? Найдите значение слова в словаре, который
находится в конце вашего учебника, прочитайте.

Прочитайте второе слово. Что значит это слово?

Найдите значение слова в словаре и прочитайте.

Прочитайте следующее слово? Что значит это слово? Найдите
значение в словаре и прочитайте.

Прочитайте последнее слово. Что оно значит? Найдите значение
слова в словаре и прочитайте.

Плотник- рабочий, который строит деревянные здания,
изготавливает мебель.

Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для
мелкого рыхления, вспахивания почвы.

Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают,
чтобы поднять уровень воды.

Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым
молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.

8

  1. Актуализация знаний

Посмотрите на доску. Прочитайте предложение.

Как вы понимаете данную фразу?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Врозь- плохо, вместе- хорошо.

Если делать работу, жить вместе, то все получится; если врозь-
ничего хорошего не выйдет.

На уроке речь пойдет о том, чтобы жить в мире и согласии. А если
этого не делать, то жить на свете будет очень трудно.

3

  1. Открытие новых знаний

Сегодня мы познакомимся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо!»

Что значит народная?

Устное народное творчество по- другому называется фольклором.

Фольклор мордовского народа богат, красив, необычаен. Устное
народное творчество данного народа тесно связано с трудом человека.

Особое место у них занимала сказка. В ней они раскрывали
особенности жизни: что хорошо, а что плохо; что имеет большое
значение в жизни.

С чем связано устное народное творчество мордовского народа?

Какой жанр занимал особое место в фольклоре?

Что народ в ней раскрывал?

Сказка придумана народом, людьми.

Связанно с трудовыми процессами человека, людей.

Особое место занимала сказка.

Раскрывал особенности жизни.

5

  1. Физкультминутка

Проведем физкультминутку- загадку.

Вырос шарик у дорожки

На зеленой хрупкой ножке.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Какой шарик спрятался в загадке?

Одуванчик

2

  1. Первичное чтение произведения

Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно следите по
учебнику. В любой момент я могу остановиться и попросить продолжить
чтение кого-то из вас.

После прочтения сказки, вы ответите на вопрос: почему сказка
носит название «Врозь- плохо, вместе- хорошо»?

А вы согласны с тем, что жить без согласия плохо, а в согласии-
хорошо? Почему?

8

  1. Вторичное чтение произведения

Прочитаем сказку еще раз.

1 часть чтения: чем в жизни занимались три брата?

Посмотрите на иллюстрацию (страница 67). Найдите предложение,
которое подходит к данной картинке.

2 часть чтения: из- за чего братья поссорились?

3 часть чтения: что произошло в жизни каждого брата, после того
как они поссорились?

Посмотрите на иллюстрацию, расположенная на странице 69. Что
изображено на иллюстрации?

Найдите в сказке предложение или предложения, которые подходят к
этой картинке.

4 часть чтения: что помогло братьям помириться?

Один хлеб сеял, другой был плотник, третий- кузнец.

За ночь вода набиралась в ямке.

Братья поссорились из- за того, что каждый из них хотел набрать
воды из ямы, а ее было мало.

Каждый из них не хотел разговаривать друг с другом. У них
закончился хлеб, сгорели дома. Плотник не мог построить дом, потому
что сломался его топор, пахарь- посеять хлеб, так как телега
сгорела, соха сломалась. К кузнецу никто не приходил заказывать
работу.

Плотник взял свой обгорелый топор, начал строить новый дом.
Ударил топором по суковатому бревну- сломался топор.

Помириться братьям помог дождь, совместная идея построить пруд.

10

  1. Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 67- 70,
пересказ.

1

  1. Рефлексия

Со сказкой какого народа вы познакомились на уроке?

Как называется сказка?

Чему она учит?

За урок отметку «5» получают…

Мордовского народа

Врозь- плохо, вместе- хорошо.

1

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

    Деятельность детей, планируемые результаты личностные –            Л,        познавательные –     П, регулятивные –         Р, коммуникативные – К,

предметные       –       ПР

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте  улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Реакция на учителя, гостей

I этап

 до чтения

 1. Появление темы урока.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока. 

 Проведение словарной работы.

Скороговорка:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера. 

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например:  сказка Ершова «Конек-горбунок»  начинается со слов

 Жил старик в одном селе.

     У старинушки три сына:

     Старший умный был детина,

     Средний сын и так и сяк,

     Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:


Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А   ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

К – умение слушать и оценивать ответ товарища.

Выставление отметки  -кружки

Красный – 5

Зелёный  — 4

ПР – рассматривание портрета писателя

П – умение определять по общим признакам объект

РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

 Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

П этап во время чтения

1. Первичное чтение.

2. Проверка  усвоения содержания.

 3. Динамическая пауза.

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

 ( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них  всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.

Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

— Почему прогноз оказался неточным?

Л – эмоциональное переживание

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.

Л К – умение сотрудничать в парах 

К – управление поведение партнёра, взаимодействие

П – моделирование, работа со схемой

Рефлексия

Оценка

Домашнее задание

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности


1

Сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо». Чем занимался каждый брат?

3 ответа:



2



0

Героями сказки «Врозь — плохо, вместе — хорошо» оказываются три старика, три брата. Эти старики жили неподалеку друг от друга и каждый был мастером своего дело.

Один старик был пахарем, он сеял хлеб.

Второй старик был кузнецом, он работал в кузнеце.

Третий старик был плотником и строил дома.

А еще все три старика, три брата постоянно ссорились из-за воды. Потому как не было у них колодца, а в речка была такая мелкая, что в жару пересыхала и еле набиралась за ночь одна ямка воды. Кто первым успевал ее вычерпать, тот и был в этот день с водой.

Ссорились между собой братья, ссорились и окончательно разругались. Только вот жить порознь у них не получилось. И решили они построить запруду, чтобы воды хватало всем.



1



0

Три брата-старика — три главных героя из мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе-хорошо» (или «Пахарь, кузней и плотник») жили рядом, пока не поссорились, и занимались каждый своим делом и помогали друг другу.

Один брат — пахарь, т.е. сеял хлеб, другой брат — кузнец: точил серпы, поправлял косы и т.п., а третий — плотник: ремонтировал сохи, строил дома.

Однажды братья поссорились и стали жить врозь, но когда они поняли, что им по отдельности не выжить, то сделали общее дело — пруд, чтобы больше не ругаться из-за воды.

В основе сказки бытовая ситуация, поэтому она относится по типу сказок не к волшебным сказкам и точно не к сказкам о животных, а к бытовым.



0



0

Первый брат- сеял хлеб, второй был плотником, третий — кузнецом.

Читайте также

Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.

Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.

По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.

Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.

Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.

В этой сказке Лиса, как во всех сказках, хитра и лукава. Она добивается, чтоб Тетерев спустился с дерева, ее намерения понятны. Эта хитрость Лисы неприятна, ведь она хочет просто-напросто съесть Тетерева.

А Тетерев тоже непрост. Но он не столько лукав, сколько умен. Во-первых, сразу догадался, чего от него хочет Лиса.

Во-вторых, быстро сориентировался и поймал Лису в ее же собственную ловушку. Она придумала хитро, а он — хитрее.

Тетерев нравится своей догадливостью, сообразительностью и мудростью.

Казалось бы, и у того, и у другого героя присутствует хитрость, одинаковое свойство.

На самом деле Лиса хитрит ради того, чтоб причинить зло другому, а Тетерев спасает себя и никому другому вреда не желает.

Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.

Эти произведения можно разделить условно на три группы. Басни, Были и Рассказы. Но на самом деле различие между этими произведениями не велико — все они носят назидательный характер и учат маленького человека научиться совершать правильные поступки.

В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.

Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:

zKLja6XdVZizoRrXBGC56B4T1Irjb.png

Взаимопомощь. В этом и заключается дружба. Как говорит пословица «сам погибай, а товарища не бросай», или «Рука руку моет». Только такая дружба на сегодняшний день очень большая редкость. Сейчас люди в основном сами по себе. Наверное самый большой друг это бабушка. Вот это действительно человек который тебя не бросит в трудную минуту и станет за тебя горой, чего не скажешь о дворовых друзьях.

Тема . Врозь – плохо, вместе – хорошо(. Мордовская народная сказка).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.

Развивающие: 

  • расширить  знания обучающихся   о профессиях;

  • развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умения анализировать поступки героев;

  • показать взаимосвязь между действиями главных героев.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. 

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. 

 1. Появление темы урок.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока.

 Проведение словарной работы.

Скороговорка 

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста 

1. Первичное чтение. 

2. Проверка  усвоения содержания

 3. Динамическая пауза

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Домашнее задание.

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Конспект урока

по литературному чтению

2 класс по УМК Планета знаний

 Дата:

 Учитель: Шайхутдинова А.М.

Тема: Врозь – плохо, вместе – хорошо. Мордовская народная сказка.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.

Развивающие: 

  • расширить  знания обучающихся   о профессиях;

  • развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умения анализировать поступки героев;

  • показать взаимосвязь между действиями главных героев.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

    Деятельность детей, планируемые результаты личностные –            Л,        познавательные –     П, регулятивные –         Р, коммуникативные – К,

предметные       –       ПР

1

2

3

4

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Реакция на учителя, гостей

I этап

 до чтения

 1. Появление темы урока.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока. 

 Проведение словарной работы.

Скороговорка:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера. 

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:


Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

К – умение слушать и оценивать ответ товарища.

Выставление отметки  -кружки

Красный – 5

Зелёный  — 4

ПР – рассматривание портрета писателя

П – умение определять по общим признакам объект

РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

 Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

П этап во время чтения

1. Первичное чтение.

2. Проверка  усвоения содержания.

 3. Динамическая пауза.

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.

Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

— Почему прогноз оказался неточным?

Л – эмоциональное переживание

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.

Л К – умение сотрудничать в парах 

К – управление поведение партнёра, взаимодействие

П – моделирование, работа со схемой

Рефлексия

Оценка

Домашнее задание

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

  • Время сказок не вернуть слушать
  • Время и пространство в сказке конек горбунок
  • Время и малыш сказка
  • Время затратный как пишется
  • Время для написания итогового сочинения