- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация к уроку литературное чтение на тему Врозь- плохо, вместе- хорошо (2 класс) -
2.
Работа над скороговоркой Волки рыщут, пищу ищут.Волки рыщут, пищу ищут?Волки рыщут, пищу ищут! -
3.
Слайд 3 -
4.
Мордва — народ, проживающий на центрально-европейской части России . -
5.
Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель. -
6.
Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления, вспахивания почвы. -
7.
Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять уровень воды. -
8.
Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие. -
9.
Обобщение В народе говорят: «Сказка ложь, да -
10.
Домашнее задание Придумай историю, в конце которой можно сказать : «Хорошо жить вместе».
Работа над скороговоркой Волки рыщут, пищу ищут.Волки рыщут, пищу ищут?Волки рыщут, пищу ищут!
Слайд 1Речевая гимнастика
ре ра
тре дра
стре здра
ветре вздра
Жа-жа-жа- эта чашка для ежа,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу- я письмо тебе пишу.
Ха-хи-хе-хо-хэ-хы
Слайд 2Работа над скороговоркой
Волки рыщут, пищу ищут.
Волки рыщут, пищу ищут?
Волки рыщут,
Слайд 4
Мордва — народ, проживающий на центрально-европейской части России .
Слайд 5Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.
Слайд 6Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления,
вспахивания почвы.
Слайд 7Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять
уровень воды.
Слайд 8Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по
металлу, куют, создают какое-то изделие.
Слайд 9Обобщение
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добро
молодцам урок.»
Чему учит нас эта сказка ?
Слайд 10Домашнее задание
Придумай историю, в конце которой можно сказать :
«Хорошо
жить вместе».
1
Мордовская народная сказка
2
МОРДВА — это народ в России, коренное население Мордовии (284 тысячи в 2002 г.). Значительные группы мордвы живут в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской областях. Общая численность мордвы в Российской Федерации 843 тысячи человек (2002). Верующие мордвины — православные.
3
Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит на русском языке.
4
Изучение древних поселений мордвы устанавливает связь их с более древними племенами городецкой культуры (7 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях. В 7-12 веках у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время.
5
У мордвы сохранились многие дохристианские верования и обряды. Декоративное искусство представлено вышивкой, бисером, резьбой по дереву. В фольклоре развита обрядовая поэзия; сохранилось много исторических и эпических песен, сказок о богатырях, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. На формирование мордвы оказали влияние славянские племена. В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр и литература.
6
МОРДОВИЯ (Республика Мордовия) расположена в Европейской части России, на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь республики 26,2 тыс. км 2. Население 920 тысяч человек (2001г). Столица Мордовии — город Саранск. Основное традиционное занятие Мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.
7
Племена мордвы впервые упоминаются в 6 веке. В 13 веке территория Мордовии входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 века захвачена монголо-татарами. Когда в 1552 г. пало Казанское ханство, территория Мордовии была присоединена к России. Основа традиционного женского костюма Мордвы — рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда — типа халата из белого холста (эрзя — руця, мокша — мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда — род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.
8
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком — щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки — пуре (из мёда), брага (поза), квас.
9
В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
10
Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Этому способствовали географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы. Известным исследователем мордовской сказки был А.И. Маскаев, автор монографии «Мордовская народная сказка» (Саранск, 1947). Он отмечал, что сказка в прошлом играла хозяйственную роль, т. е. имела производственно- магические функции. По воззрениям мордвы, богиня леса Вирява, охраняющая зверей от охотников, была страстной любительницей сказок. Поэтому в старину летом у костра, зимой у очага сказочники рассказывали сказки не охотникам, а Виряве, которая до того заслушивалась, что забывала об охране своего хозяйства зверей и птиц – и даже засыпала под говор сказочников.
11
Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Сказкой называют и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные повествования, и замысловатые авантюрные повести, отдельные анекдоты. Характерный признак сказки в том, что она подается рассказчиком и воспринимается слушателем прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии. В сказке, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования не ставится. Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно- фантастические сказки, бытовые сказки.
12
Мордовские народные сказки : Сыре-варда Восьминогая собака Перя-богатырь Портной, медведь, чёрт и Вирява Чучело в перьях Седун Мышь и сорока Дуболго Пичай Дочка с веретёнце Старуха Йома и две девушки Лиса и медведь
13
Этап урока
Содержание
Деятельность
педагога
Деятельность детей, планируемые результаты личностные – Л, познавательные – П, регулятивные – Р, коммуникативные – К,
предметные – ПР
Организационный момент
Общая готовность детей к уроку.
Проверка готовности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
Реакция на учителя, гостей
I этап
до чтения
1. Появление темы урока.
2. Антиципация чтения (предугадывание предстоящего чтения)
3. Появление целей урока.
Проведение словарной работы.
Скороговорка:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
— Какое число повторялось в скороговорке?
_Вам это число что-нибудь не напоминает? СЛАЙД
— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор? СЛАЙД
-Что вы о ней запомнили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством.
— Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.
Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.
А ненецкая сказка так и называется «Три сына».
-А мы про кого будем сегодня сказку читать?
Правильно, про трёх сыновей.
-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?
слайды
-Эти предметы сегодня нужны?
-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.
Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.
К – умение слушать и оценивать ответ товарища.
Выставление отметки -кружки
Красный – 5
Зелёный — 4
ПР – рассматривание портрета писателя
П – умение определять по общим признакам объект
РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение содержании текста.
Объяснение непонятных слов.
Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
П этап во время чтения
1. Первичное чтение.
2. Проверка усвоения содержания.
3. Динамическая пауза.
4. Перечитывание текста.
Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).
-Понравилось вам эта сказка?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)
-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)
-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)
-Как сильно повздорили братья?
-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)
-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)
-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)
-Кто же предложил пруд прудить?
-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)
-Они поняли, что вместе жить хорошо?
Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)
— Какими словами закончилась сказка?
(Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)
-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.
-Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить?
— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку?
— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата»
— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались».
— Что они наговорили друг другу?
( зачитать, чтение по ролям)
— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).
-Долго или они смогли жить друг без друга?
3 часть. «Лето было засушливое»
— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)
— Смогли братья один справиться с бедой?
4 часть. «Дождик пошел»
-Что дождик принес старикам? (Радость)
-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)
— Что поняли Старики?
5 часть. «Хорошо жить вместе».
— Почему хорошо жить вместе?
-Когда у них всё получилось?
-В мире все профессии важны?
-Они могут обходиться друг без друга?
-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».
Кто заметил, чем необычен наш план?
(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)
Это цитатный план.
Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.
Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.
— Почему прогноз оказался неточным?
Л – эмоциональное переживание
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.
Л К – умение сотрудничать в парах
К – управление поведение партнёра, взаимодействие
П – моделирование, работа со схемой
Рефлексия
Оценка
Домашнее задание
-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.
Итак, внимание на доску.
Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:
А) волшебная;
В) бытовая;
С) о животных.
Вопрос 2
Профессии стариков
А)рыбак, охотник, пахарь;
Б)пахарь, кузнец, рыбак;
С)пахарь, кузнец, плотник.
Вопрос 3
Старики ссорились:
А)Из-за воды;
Б)из-за земли;
С)из-за рыбы.
Вопрос 4
Врозь им жилось:
А)голодно;
Б)холодно;
С)плохо.
Вопрос 5
Семьи начали жить:
А)дружно;
Б)плохо;
С)врозь,
— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?
(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Какое настроение у вас после урока?
— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.
— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?
По выбору
— Подготовиться к чтению сказки по ролям.
-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.
Л — оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
Поиск по сайту
Презентация по литературному чтению к сказке «Врозь-плохо, вместе-хорошо» 2 класс УМК «Планета Знаний»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: | Морозова Светлана Александровна |
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 2.33 Mb |
Количество скачиваний: | 118 |
Скачать
Просмотров: 263
Похожие материалы
- Презентация к уроку литературного чтения В.П.Астафьева «Капалуха»
- Презентация к родительскому собранию «Традиции семьи»
- Презентация. Игра -КВН «Жизнь города и села» 3 класс
- Презентация по природоведению на тему «Грибы леса»
- Презентация на тему «След войны в моей семье»
- Презентация исследовательской работы «Изобретения подсказанные природой»
- Презентация Исследование «Разговор о правильном питании»
- Презентация на тему»День космонавтики»
- Презентация по природоведению на тему «Грибы в творчестве художников»
- Презентация к уроку литературного чтения «Секрет любования» 2 класс ПНШ
Сказки народов России
«Не узнав горя, не узнаешь и радости»;
«Добро не умрет, а зло пропадет»;
«Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».
Картинная галерея
Виктор Михайлович Васнецов
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
- Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки – все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
« Хаврошечка» русская народная сказка
«Мальчик с пальчик» русская народная сказка
— Ребята, какую пословицу можно подобрать к данной сказке?
«Мал ноготок, да остер».
«Мал золотник, да дорог»
«Сам с вершок, а голова с горшок»
« Каша из топора» русская народная сказка
Пословицы
«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».
«Глупый клянёт, а умный все промыслит».
«Догадка не хуже разума».
« Кукушка» ненецкая народная сказка
тундра
малица
– Ребята, скажите «Почему мать в сказке превратилась в кукушку?»
– Какими были дети? Докажи
– Как наказала мать своих детей в сказке «Кукушка»?
«Что имеем на храним, а потерявши плачем»
- Эта сказка рассказывает о том, почему не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
« Три дочери» татарская народная сказка
Казань
О чём вы задумались?
- Нельзя обижать маму. Надо всегда ей помогать.
- Если маме будет плохо, то и дети будут мучиться.
- Мама всегда хочет добра своим детям, а они не всегда это понимают
Какими пословицами можно выразить мораль двух сказок.
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
«Худо тому, кто добра не делает»
«За добро –добром, а за лихо-лихом».
«И старость не страшна, коли молодые помогут»
« Врозь — плохо, вместе -хорошо» мордовская народная сказка
Саранск
« Как проверяется дружба» лезгинская народная сказка
Баку
Какова мораль этой сказки?
«Нет друга – ищи, а нашел береги».
«Друзья познаются в беде».
«Доброе братство – лучшее богатство».
- Сказки народов России, так же как и русские сказки, проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-Как вы понимаете это выражение?
– Чему вы научились, читая сказки народов России.