Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка презентация

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Содержание

  • 1.

    Презентация к уроку литературное чтение на тему Врозь- плохо, вместе- хорошо (2 класс)

  • 2.

    Работа над скороговоркой Волки рыщут, пищу ищут.Волки рыщут, пищу ищут?Волки рыщут, пищу ищут!

  • 3.

    Слайд 3

  • 4.

    Мордва — народ, проживающий на центрально-европейской части России .

  • 5.

    Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.

  • 6.

    Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления, вспахивания почвы.

  • 7.

    Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять уровень воды.

  • 8.

    Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.

  • 9.

    Обобщение В народе говорят: «Сказка ложь, да

  • 10.

    Домашнее задание Придумай историю, в конце которой можно сказать : «Хорошо жить вместе».

Работа над скороговоркой Волки рыщут, пищу ищут.Волки рыщут, пищу ищут?Волки рыщут, пищу ищут!

Слайд 1Речевая гимнастика
ре ра
тре дра
стре здра

ветре вздра

Жа-жа-жа- эта чашка для ежа,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу- я письмо тебе пишу.

Ха-хи-хе-хо-хэ-хы

Речевая гимнастика   ре ра  тре дра стре здра ветре вздра Жа-жа-жа- эта чашка для


Слайд 2Работа над скороговоркой
Волки рыщут, пищу ищут.
Волки рыщут, пищу ищут?
Волки рыщут,

Работа над скороговоркой Волки рыщут, пищу ищут.Волки рыщут, пищу ищут?Волки рыщут, пищу ищут!


Слайд 4

Мордва — народ, проживающий на центрально-европейской части России .

Мордва - народ, проживающий на центрально-европейской части России .


Слайд 5Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.

Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.


Слайд 6Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления,

вспахивания почвы.

Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления, вспахивания почвы.


Слайд 7Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять

уровень воды.

Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять уровень воды.


Слайд 8Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по

металлу, куют, создают какое-то изделие.

Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.


Слайд 9Обобщение
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добро

молодцам урок.»

Чему учит нас эта сказка ?

Обобщение В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добро молодцам урок.»


Слайд 10Домашнее задание
Придумай историю, в конце которой можно сказать :
«Хорошо

жить вместе».

Домашнее задание Придумай историю, в конце которой можно сказать : «Хорошо жить вместе».



1


Мордовская народная сказка


2


МОРДВА — это народ в России, коренное население Мордовии (284 тысячи в 2002 г.). Значительные группы мордвы живут в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской областях. Общая численность мордвы в Российской Федерации 843 тысячи человек (2002). Верующие мордвины — православные.


3


Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит на русском языке.


4


Изучение древних поселений мордвы устанавливает связь их с более древними племенами городецкой культуры (7 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях. В 7-12 веках у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время.


5


У мордвы сохранились многие дохристианские верования и обряды. Декоративное искусство представлено вышивкой, бисером, резьбой по дереву. В фольклоре развита обрядовая поэзия; сохранилось много исторических и эпических песен, сказок о богатырях, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. На формирование мордвы оказали влияние славянские племена. В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр и литература.


6


МОРДОВИЯ (Республика Мордовия) расположена в Европейской части России, на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь республики 26,2 тыс. км 2. Население 920 тысяч человек (2001г). Столица Мордовии — город Саранск. Основное традиционное занятие Мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.


7


Племена мордвы впервые упоминаются в 6 веке. В 13 веке территория Мордовии входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 века захвачена монголо-татарами. Когда в 1552 г. пало Казанское ханство, территория Мордовии была присоединена к России. Основа традиционного женского костюма Мордвы — рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда — типа халата из белого холста (эрзя — руця, мокша — мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда — род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.


8


Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком — щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки — пуре (из мёда), брага (поза), квас.


9


В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.


10


Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Этому способствовали географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы. Известным исследователем мордовской сказки был А.И. Маскаев, автор монографии «Мордовская народная сказка» (Саранск, 1947). Он отмечал, что сказка в прошлом играла хозяйственную роль, т. е. имела производственно- магические функции. По воззрениям мордвы, богиня леса Вирява, охраняющая зверей от охотников, была страстной любительницей сказок. Поэтому в старину летом у костра, зимой у очага сказочники рассказывали сказки не охотникам, а Виряве, которая до того заслушивалась, что забывала об охране своего хозяйства зверей и птиц – и даже засыпала под говор сказочников.


11


Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Сказкой называют и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные повествования, и замысловатые авантюрные повести, отдельные анекдоты. Характерный признак сказки в том, что она подается рассказчиком и воспринимается слушателем прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии. В сказке, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования не ставится. Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно- фантастические сказки, бытовые сказки.


12


Мордовские народные сказки : Сыре-варда Восьминогая собака Перя-богатырь Портной, медведь, чёрт и Вирява Чучело в перьях Седун Мышь и сорока Дуболго Пичай Дочка с веретёнце Старуха Йома и две девушки Лиса и медведь


13


Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

    Деятельность детей, планируемые результаты личностные –            Л,        познавательные –     П, регулятивные –         Р, коммуникативные – К,

предметные       –       ПР

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте  улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Реакция на учителя, гостей

I этап

 до чтения

 1. Появление темы урока.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока. 

 Проведение словарной работы.

Скороговорка:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера. 

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например:  сказка Ершова «Конек-горбунок»  начинается со слов

 Жил старик в одном селе.

     У старинушки три сына:

     Старший умный был детина,

     Средний сын и так и сяк,

     Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:


Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А   ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

К – умение слушать и оценивать ответ товарища.

Выставление отметки  -кружки

Красный – 5

Зелёный  — 4

ПР – рассматривание портрета писателя

П – умение определять по общим признакам объект

РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

 Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

П этап во время чтения

1. Первичное чтение.

2. Проверка  усвоения содержания.

 3. Динамическая пауза.

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

 ( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них  всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.

Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

— Почему прогноз оказался неточным?

Л – эмоциональное переживание

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.

Л К – умение сотрудничать в парах 

К – управление поведение партнёра, взаимодействие

П – моделирование, работа со схемой

Рефлексия

Оценка

Домашнее задание

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

up

Поиск по сайту

Презентация по литературному чтению к сказке «Врозь-плохо, вместе-хорошо» 2 класс УМК «Планета Знаний»

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Презентации
Автор: Морозова Светлана Александровна

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 2.33 Mb
Количество скачиваний: 118

Скачать

Просмотров: 263

Похожие материалы

  • Презентация к уроку литературного чтения В.П.Астафьева «Капалуха»
  • Презентация к родительскому собранию «Традиции семьи»
  • Презентация. Игра -КВН «Жизнь города и села» 3 класс
  • Презентация по природоведению на тему «Грибы леса»
  • Презентация на тему «След войны в моей семье»
  • Презентация исследовательской работы «Изобретения подсказанные природой»
  • Презентация Исследование «Разговор о правильном питании»
  • Презентация на тему»День космонавтики»
  • Презентация по природоведению на тему «Грибы в творчестве художников»
  • Презентация к уроку литературного чтения «Секрет любования» 2 класс ПНШ

Сказки народов России

Сказки народов России

«Не узнав горя, не узнаешь и радости»; «Добро не умрет, а зло пропадет»; «Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».

«Не узнав горя, не узнаешь и радости»;

«Добро не умрет, а зло пропадет»;

«Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».

Картинная галерея

Картинная галерея

 Виктор  Михайлович   Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов

 «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки – все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

  • Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки – все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

« Хаврошечка»  русская народная сказка

« Хаврошечка» русская народная сказка

«Мальчик с пальчик»  русская народная сказка

«Мальчик с пальчик» русская народная сказка

- Ребята, какую пословицу можно подобрать к данной сказке? «Мал ноготок, да остер». «Мал золотник, да дорог» «Сам с вершок, а голова с горшок»

Ребята, какую пословицу можно подобрать к данной сказке?

«Мал ноготок, да остер».

«Мал золотник, да дорог»

«Сам с вершок, а голова с горшок»

« Каша из топора»  русская народная сказка

« Каша из топора» русская народная сказка

Пословицы «Была бы голова на плечах, а хлеб будет». «Глупый клянёт, а умный все промыслит». «Догадка не хуже разума».

Пословицы

«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».

«Глупый клянёт, а умный все промыслит».

«Догадка не хуже разума».

« Кукушка»  ненецкая народная сказка

« Кукушка» ненецкая народная сказка

тундра

тундра

малица

малица

– Ребята, скажите «Почему мать в сказке превратилась в кукушку?» – Какими были дети? Докажи – Как наказала мать своих детей в сказке «Кукушка»? «Что имеем на храним, а потерявши плачем»

– Ребята, скажите «Почему мать в сказке превратилась в кукушку?»

– Какими были дети? Докажи

– Как наказала мать своих детей в сказке «Кукушка»?

«Что имеем на храним, а потерявши плачем»

Эта сказка рассказывает о том, почему не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

  • Эта сказка рассказывает о том, почему не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

« Три дочери»  татарская народная сказка

« Три дочери» татарская народная сказка

Казань

Казань

О чём вы задумались? Нельзя обижать маму. Надо всегда ей помогать. Если маме будет плохо, то и дети будут мучиться. Мама всегда хочет добра своим детям, а они не всегда это понимают

О чём вы задумались?

  • Нельзя обижать маму. Надо всегда ей помогать.
  • Если маме будет плохо, то и дети будут мучиться.
  • Мама всегда хочет добра своим детям, а они не всегда это понимают

Какими пословицами можно выразить мораль двух сказок. «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» «Худо тому, кто добра не делает» «За добро –добром, а за лихо-лихом». «И старость не страшна, коли молодые помогут»

Какими пословицами можно выразить мораль двух сказок.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«Худо тому, кто добра не делает»

«За добро –добром, а за лихо-лихом».

«И старость не страшна, коли молодые помогут»

« Врозь - плохо, вместе -хорошо»  мордовская народная сказка

« Врозь — плохо, вместе -хорошо» мордовская народная сказка

Саранск

Саранск

« Как проверяется дружба»  лезгинская народная сказка

« Как проверяется дружба» лезгинская народная сказка

Баку

Баку

Какова мораль этой сказки? «Нет друга – ищи, а нашел береги». «Друзья познаются в беде». «Доброе братство – лучшее богатство».

Какова мораль этой сказки?

«Нет друга – ищи, а нашел береги».

«Друзья познаются в беде».

«Доброе братство – лучшее богатство».

Сказки народов России, так же как и русские сказки, проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее.

  • Сказки народов России, так же как и русские сказки, проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». -Как вы понимаете это выражение? – Чему вы научились, читая сказки народов России.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

-Как вы понимаете это выражение?

– Чему вы научились, читая сказки народов России.

  • Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка мультфильм
  • Все будет также как всегда как пишется
  • Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка 2 класс
  • Все будет так же как всегда как пишется
  • Врозь как пишется слитно или раздельно