Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка тест

тесты по чтению для 2 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

В.Осеева «Волшебное слово»

  1. Как вел себя мальчик при встрече с незнакомым человеком?                          3 б

1)приветливое лицо                     3)робко сказал                  5)засопел от обиды

2) сердито буркнул                       4)сжал кулаки

  1. Как подействовало волшебное слово на Лену?                                                    3 б

1)отмахнулась от брата

2)удивилась

3)огрызнулась

4)широко раскрыла глаза

5)предложила краски

  1. Был ли старик действительно волшебником?                                                     1 б

               да                                         нет

  1. Почему до этого Павлику не удавалось убедить своих близких?                      1 б

1)был нечестным                   3)дрался

2)баловался                            4)был невежливым

  1. Собери пословицу                                                                                                 2 б

учит       и     добрый         добру            человек

__________________________________________

В.ур. – 10 б                                Ср.ур. – 7 б                        Н.ур. – 4 б

Предварительный просмотр:

Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо»

  1. Как жили братья между собой?                                                    1 б
  • Ссорились
  • Дружно
  1. Из-за чего поссорились братья?                                                    1 б
  • Не поделили наследство
  • Из-за воды
  • Другое _________________
  1. К чему привела ссора?                                                                    1 б
  • разбогатели
  • разъехались в разные стороны
  • лишились всего
  1. Удалось ли братьям прийти к согласию?                                       1 б

                      да        нет

  1. Какая профессия самая главная?                                                     2 б
  • Плотник
  • Пахарь
  • Кузнец
  • Другое ___________
  1. Какая из пословиц подходит к сказке?                                           2 б
  • Чтение – вот лучшее учение.
  • Доброе братство – лучшее богатство.
  • Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

        В.ур. – 8 б                          Ср.ур. – 6 б                    Н.ур. – 4 б

Предварительный просмотр:

В. Драгунский «Друг детства»

  1. Кем хотел стать мальчик?                                                                                    3 б
  1. астрономом                    4) космонавтом                      
  2.  летчиком                       5)капитаном дальнего плавания
  3. путешественником        6) поваром
  1. Почему мальчик решил стать боксером?                                                           1 б

1)чтобы быть самым сильным во дворе

2)стать знаменитым

3)защищать слабых

  1. Как отнесся Мишка к идее мамы?                                                                      1 б

1)обрадовался

2)удивился

3)расстроился

  1. Какие чувства испытал мальчик, глядя на свою игрушку?                               2 б

1)радость                          3)жалость

2)любовь                           4)равнодушие

В.ур. – 7 б                            Ср.ур.- 5 б                   Н.ур. – 3 б

Предварительный просмотр:

Индийская народная сказка «Золотая рыба»

  1. Назови главных героев сказки.                                                                    3 б

*царь                  *старик                   *старуха

*рыбка               *слуги

  1. Какими качествами обладали старик и старуха?                                     6 б

старик                  злость                          старуха

                             настойчивость

          вежливость

          благоразумие

          доброта

          жадность

  1. Почему рыба в конце сказки отобрала все?                                                   1 б

*хотела все вернуть себе

*наказала старуху

  1. Вспомни сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Что общего между этими сказками?

*главные герои                                      *один автор

*сказка о дружбе                                   *осуждается жадность

                                                                                                                     2 б

В.ур. – 12 б                               Ср.ур. – 9 б                              Н.ур. – 5 б

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

  1. Отгадайте загадку                                                                                                          1 б       

Море взволновалось и пред нами,

Волшебница явилась из глубин.

Она желанья исполняет

И вся золотом сияет.                             Ответ: ________________________                          

  1. Продолжи строчку                                                                                                         2 б

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно …                                           Ответ: _________________________                        

  1. Сколько раз закидывал старик невод?                                                                         1 б
  • 2          
  • 4
  • 3                                                                                                                                    
  1. Распредели последовательность желаний старухи:                                                   5 б

__ царица                       __ изба                    __ владычица морская

__ корыто                      __ столбовая дворянка                                                        

  1. В интонации старика слышится                                                                                   3 б
  1. мольба                  
  2. робость            
  3. приказ                
  4. просьба
  1. Какой в сказке показана старуха?                                                                                 5 б
  1. грубая
  2. добрая
  3. гордая
  4. злая
  5. ворчливая
  6. честная                                                      
  7. жестокая
  1. Какой автор показал золотую рыбку?                                                                            3 б
  1. доброй
  2. благородной
  3. злой
  4. жадной
  5. справедливой
  6. высокомерной
  1. К кому из героев подходят эти пословицы?                                                                  2 б

Много желать – добра не видать.                             1) рыбка

Жадность всякому горю начало.                              2) старик

                                                                                     3) старуха

9. Замените выражения словами из сказки:                                                                               6 б

Остаться ни с чем — ________________________________

С ума сошла — ____________________________________

В.ур. -28 б                       Ср.ур. – 24 б.                              Н.ур. – 16 б.

Предварительный просмотр:

А.Толстой «Золотой ключик»

  1. Какие качества Буратино проявились в его отношении к папе Карло и сверчку?  3б

1)честность                   3)веселость                 5)жестокость

2)непослушание           4)злость                       6)невоспитанность

  1. Какое самое главное положительное качество Буратино?                                         1 б

1)послушание                     2)честность                    3)настоящий друг

  1. Определите самое подходящее качество характера каждому из этих героев          4 б

глупость

честность

хитрость                                                    Карабас Барабас

жестокость                                               Лиса Алиса

справедливость                                        Дуремар

жадность                                                   Кот Базилио

милосердие

        В.ур. – 8 б                       Ср.ур. – 6 б                  Н.ур. – 4 б

Предварительный просмотр:

Норвежская народная сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей …  ходил».

  1. Зачем мальчик пошел к Северному ветру?                                                  1 б

*за скатертью                             *за мукой

  1. Чем рассчитывался Северный ветер с мальчиком?                                    2 б                  

*золотом                                               *мукой                   *козлом

*скатертью-самобранкой                    *деньгами              *ничем

  1. Почему мальчику приходилось возвращаться к ветру?                              1 б

*хотел больше подарков

*подарки подменили

  1. Как пригодился последний подарок Северного ветра?                               1 б

*помог наказать обидчиков

*помог разбогатеть

  1. Какой порок осуждается в этой сказке?                                                        2 б

*лень                                  *зависть

*жадность                          *клевета

В.ур. -7 б                           Ср.ур. – 5 б                       Н.ур. – 3 б        

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Каша из топора»

  1. Назови главных героев сказки                                                             2 б

*корова                   *бабка              *внучка

*солдат                   *собака             *мышка

  1. Какой показана в сказке старуха?                                                        1 б

*гостеприимной               *жадной

*щедрой                            *злой

  1. Какие качества помогли солдату выйти из сложной ситуации?      3 б

*смелость                *щедрость                   * ловкость  

*ум                           *смекалка                    *находчивость

  1. Какие продукты были использованы для приготовления каши?      4 б

*крупа              *молоко            *соль

*мука                 *вода                 *масло

  1. Поняла ли бабка, что ее перехитрили?                                                 1 б

*да                                  *нет

  1. Объясни пословицу:                                                                               3 б

Голь на выдумки хитра.

________________________________________________

В.ур. – 14 б                            Ср.ур.- 11 б                  Н.ур. – 7 б

Предварительный просмотр:

Л.Толстой «Косточка»

  1. Почему Ваня взял сливу?                                                                            1 б

1)не смог удержаться                                   2)хотел угостить друга

  1. Признался ли Ваня, что он взял сливу?                                                     1 б

да                                     нет

  1. Какие чувства пережил Ваня за обедом?                                                    2 б

1)стыд                     2)гнев                     3)равнодушие              

  1. Отчего Ваня заплакал?                                                                                  2 б

1) ему стало страшно, что он умрет

2) ему хотелось еще слив

3) ему стало стыдно, что он сказал неправду

4)  ему не понравились сливы  

  1. Выбери пословицу, которая подходит к содержанию                                  2 б

*Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

*Любую  ошибку можно исправить.

* Сам  погибай, а товарища выручай

* Живи всяк своим умом.

В.ур. -8 б                              Ср.ур. – 6 б                          Н.ур. – 4 б

Предварительный просмотр:

Ненецкая народная сказка «____________»

  1. Отгадайте загадку  и запишите название сказки.                                               2 б

Что за птица

На яйца не садится,

По чужим гнездам шныряет,

Своих детей не знает?

  1. Сколько было детей у женщины?                                                                       1 б
  1.   2                      2)  3                  3)  4                   4)    1
  1. Как дети относились к своей матери?                                                                   2 б                                      

1)любили                                     3)не слушались                         5)ценили                    

2)не заботились                          4)помогали                                6)почитали

  1. Какими были дети?                                                                                                 4 б

1)беззаботными                      4)добрыми

2)бесчувственными                5)жестокими

3)умными                                6)злыми

  1. Запиши главную детскую добродетель                                                                   1 б

У А Е П О Ш С И Н Л ___________________________

  1. Как ты думаешь, раскаялись дети?                                                                          1 б          

да                          нет

        В.ур.- 11 б                            Ср.ур.- 8 б                          Н.ур. – 5 б

Предварительный просмотр:

А.Алексин «Первый день»

  1. Каким был этот осенний день?                                                                         2 б

1)солнечным                             3)дождливым

2)пасмурным                            4)туманным

  1. Какое чувство испытал Шурик, когда понял, что мама собралась его провожать?

1)обрадовался

2)расстроился                                                                                                      1 б

  1. Почему мама шла за сыном?                                                                              1 б

1)хотела проверить, пойдет ли он в школу

2)волновалась за него

  1. В какой класс попал Шурик?                                                                            1 б

1)1 а                               2) 1 б                         3) 1 в                    4) 2 в

  1. Кого мальчик увидел в окно?                                                                            1 б

1)друга                                2)маму)                        3)папу

  1. Изменилось ли отношение Шурика к маме?                                                    1 б

да                                       нет

В.ур. – 7 б                          Ср.ур. – 5 б                      Н.ур. – 3 б

Предварительный просмотр:

Л.Толстой «Птичка»

  1. Какой подарок больше всего понравился Сереже?                                     1 б

*клетка                      *птичка

*сетка                        *кони

  1. Как отнеслась к подарку мама?                                                                       2 б

*похвалила подарок                  * он ей не понравился

  1. Почему у мамы было другое мнение об этом подарке?                                2 б

*не хотела заводить птицу

*считала, что подарок для маленьких детей

*не хотела мучить птицу

  1. Какая птичка попалась в сетку?                                                                      2 б

*стриж              *чиж                *воробей

  1.  Почему погибла птичка?                                                                                  1 б

*съела кошка                           *не закрыли клетку

  1. Что чувствовал Сережа, после гибели птички?                                               3 б      

*злость                     *удивление                   *решил никогда не ловить птиц

*грусть                     *сожаление                   *хотел завести новую птичку          

В.ур. – 11 б                                Ср.ур. – 9 б                 Н.ур. – 5 б

Предварительный просмотр:

В. Железников «Рыцарь»

1. Выбери  главных героев рассказа                                                                               3 б

1) шофер              2) бабушка               3) Саша              4) мама                 5) дедушка    

2. Какие чувства испытывал мальчик, зайдя в гараж?                                                 3 б                                         

* боялся зайти без разрешения                        * удивление                * гнев

* робость                                                            * злость                       * радость

3. Каким  был Саша?          3 б

* стеснительным             * гордым                    * задиристым              * робким

4. Что сделал Саша, когда щофер обругал его бабушку?                                            2 б

* смолчал                 * рассердился на бабушку                * защитил её

5. Какие чувства испытывал мальчик?                                                                      3 б

* решительность                  * страх                   * обиду      

* доброту                              * боль                    * вину

6. Что  чувствовал шофер, глядя на мальчика?                                                            4 б

* злость                 * удивление                           * гнев

* стыд                   * растерянность                     * восхищение

В.ур.- 18 б.                             Ср.ур. – 14 б.                Н.ур. – 9 б.

Предварительный просмотр:

М.Зощенко «Самое главное»

  1. Кто главные герои рассказа?                                                                          3 б

1)папа                      3)мама

2)Андрюша             4)соседские мальчишки

  1. Каким был Андрюша?                                                                                      2 б

1)умным                           3) трусливым

2)гордым                          4) смелым

  1. Какими словами можно выразить главную мысль рассказа?. Вставь нужные слова.

                                                                                                                                             7 б

Надо многое ________ . А для  этого надо ________. Кто учится, тот бывает _______ . А кто ________ , тот должен быть _______ . А храбрых и умных все _______ и  ____________ .

  1. Какая из пословиц отражает главную мысль рассказа?                                     2 б
  1. Знание –сила.
  2. Ученье – свет, а неученье – тьма.

В.ур. – 14 б                     Ср.ур. – 10 б                      Н.ур. – 7 б

Предварительный просмотр:

Ф.И. ____________________________________________________

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. Назовите главных героев сказки.                                                                4 б

1)старушка                    3)братец                   5)ведьма

2)купец                          4)солдат                   6)сестрица

  1. Почему Иванушка обратился в козленочка?                                             1 б

1)превратила ведьма

2)испил воды из лужи

3)съел отравленное яблоко

  1. Какое качество погубило Иванушку?                                                         2 б

1)жестокость                  3)глупость

2)непослушание             4)смелость

  1. Какой представлена Аленушка?                                                                3 б

1)добрая                                      3)спокойная                      5)бессердечная

2)жестокая                                  4)злая                                 6)нежная

  1. Как купец узнал, что Аленушка в реке?                                                        1 б

1)козленочек рассказал

2)слуга рассказал

  1. Стал ли Иванушка снова мальчиком?                                                          1 б

                            да                      нет

        В.ур. – 12 б                        Ср.ур. – 9 б                   Н.у. – 6 б

Предварительный просмотр:

А.Гайдар  «Совесть»

1. Подчеркни героев рассказа                2 б

1)  мама             2) Нина             3) малыш             4) соседи

2. Почему девочка украдкой пошла в рощу?                                                             1 б

1) сделать домашнее задание

2) чтобы ее не увидели знакомые

3. Как в роще оказался малыш?                                                                                   2 б

1) гулял и заблудился                3) собирал ягоды и заблудился

2) его напугала собака               4) торопился в школу и решил сократить путь

4. Как менялось настроение у Нины? Отметь последовательность этой перемены.     3 б

__  шутливое                   __  радостное                     __ тревожное

5.  Почему Нина заплакала?                                                                                                 2 б

1) жалко было съеденный собакой завтрак

2) было стыдно

3) жалко малыша

6. Как ты понимаешь выражение:                                                                                       3 б

Совесть без зубов грызёт.

        В.ур. – 13 б                      Ср.ур. -9 б                   Н.ур.- 6 б

Предварительный просмотр:

Татарская народная сказка «Три дочери»

  1. Назовите героев сказки                                                                                       5 б

__________________________________________________________________

  1. Чем любила заниматься старшая дочь?                                                              2 б

1)смотреть за гусями

2)любоваться своим изображением

3)натирать медные тазы

  1. Чем любила заниматься средняя дочь?                                                               1 б

1)помогать по дому

2)гулять с подружками

3)прясть пряжу

  1. Как бы вы описали младшую дочь?                                                                     2 б

1)равнодушная                           2)добрая

3)отзывчивая                              3)бессердечная

  1. Собери пословицу                                                                                                  2 б

при,   тепло,   матери,    при,    добро,   солнышке.                            

__________________________________________

В.ур. – 12 б                                                 Ср.ур.- 9 б                       Н.ур. – 6 б

Предварительный просмотр:

А.Пантелеев «Трус»

  1. Что почувствовал мальчик, когда понял, что его заметила девочка?            2 б

1)обрадовался

2)стало стыдно

3)испугался

  1. Как вел себя мальчик, когда увидел, что над ним смеются?                           2 б

1)стал притворяться, что сидит просто так

2)начал спускаться вниз

3)позвал на помощь

4)делал вид, что ему жарко

  1. Зачем девочка взяла удочку?                                                                              2 б

1)хотела забрать себе

2)чтобы мальчик спустился вниз

  1. Какие слова кому относятся?                                                                              6 б

                       закричал

                       спокойная

                       удивился

мальчик        нарочно взяла              девочка

                      схватил за руку

                      вежливая

  1. Когда мальчику было особенно стыдно?                                                         1 б

1)когда над ним смеялись?

2)после слов девочки: «… если трус, то, наверное, и жадина».

        В.ур. – 13 б                 Ср.ур. – 10 б                      Н.ур. – 6 б

Предварительный просмотр:

Н. Носов «Фантазёры»

  1. К какому жанру относится это произведение?                                          1 б
  1. басня             2) сказка              3) рассказ  
  1. Были  ли Мишутка и Стасик врунами?                                                        1 б

да                           нет

  1. Почему автор озаглавил произведение «Фантазёры»                                2 б

1)потому что дети сочиняли смешные истории

2)потому что дети обманывали

3)потому что рассказ о детях

  1. Какую историю придумал Игорь?                                                                1 б

1)добрую                               2)злую                                3)обидную

  1. Разделите слова на 2 группы: врать, обманывать, сочинять, лгать, выдумывать, изобретать, клеветать, фантазировать.

______________________________              ______________________________

______________________________              ______________________________

______________________________              ______________________________

______________________________              ______________________________

                                                                                                                                        8 б

  1. Какие качества Стасика и Мишутки проявились по отношению к Ире?              4 б

1)доброта                2)жестокость                  3)честность

4)сочувствие          5)жадность                      6)чуткость    

  1. Собери пословицу                                                                                                          5 б

добрые,   дана,   на,   жизнь,   дела            

______________________________________________

        В.ур.- 22 б                          Ср.ур.- 18 б                             Н.ур.- 12 б.

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Хаврошечка»

  1. Какими словами можно описать Хаврошечку?                                         4 б

1)добрая                      3)ленивая                    5)трудолюбивая

2)жадная                     4)заботливая               6)кроткая

  1. К кому из героев относятся эти слова?                                                      2 б

бьют                                           Хаврошечка

журят                                         коровушка

разлеглись                                хозяйка с дочерьми

Бога не боятся  

  1. Что значат слова «Не стыдятся своего брата»?                                      2 б

1)о хороших и добрых людях

2)о людях, которые не стыдятся своих плохих поступков

  1. Как коровушка-яблонька отблагодарила Хаврошечку?                         1 б

1)помогла наказать обидчиков

2)помогла выйти замуж

3)помогла найти клад

  1. Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья?            2 б
  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Жизнь пройти – не поле перейти.
  3. По добру-добро, по худу – худо.
  4. Мир не без добрых людей.      

В.ур.- 11 б                      Ср.ур.- 8 б              Н.ур.- 5 б

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по чтению 3 класс

Составлен  по  программе  Виноградовой » Начальная  школа 21 века»  Можно  использовать в  качестве  проверочного ….

  • Мне нравится 

 

Тема . Врозь – плохо, вместе – хорошо(. Мордовская народная сказка).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.

Развивающие: 

  • расширить  знания обучающихся   о профессиях;

  • развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умения анализировать поступки героев;

  • показать взаимосвязь между действиями главных героев.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. 

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. 

 1. Появление темы урок.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока.

 Проведение словарной работы.

Скороговорка 

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста 

1. Первичное чтение. 

2. Проверка  усвоения содержания

 3. Динамическая пауза

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Домашнее задание.

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Конспект

Учителя начальных классов

Хайровой Эльвиры Фяритовны

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

Цель: знакомство учащихся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо»

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Познакомить с творчеством мордовского народа

  • Познакомить со сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

  1. Развивающие:

  • Развивать мышление, речь, внимание, память

  • Умение доказывать свою точку зрения.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к литературному чтению, к фольклору
    разных народов

Формируемые УУД:

-Познавательные: анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,
формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию.

-Регулятивные: понимать учебную цель; организовывать
самостоятельную деятельность.

— Коммуникативные: общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

План урока:

  1. Организационный момент

  1. Приветствие

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Психологический настрой

  1. Словарная разминка

  2. Актуализация знаний

  1. Работа над фразой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»

  1. Открытие новых знаний

  1. Рассказ о фольклоре мордовского народа

  1. Физкультминутка

  2. Первичное чтение произведения

  3. Вторичное чтение произведения

  1. Чтение произведения по частям

  2. Работа с иллюстрацией

  1. Информация о домашнем задании

  2. Рефлексия

Организационный

Придумано кем- то мудро и просто

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня урок литературного чтения проведу я, Эльвира Фяритовна.
Желаю вам хорошего настроения на весь день и успехов в учебной
деятельности.

Встали, поприветствовали учителя.

2

  1. Словарная разминка

Посмотрите на доску. Прочитайте первое слово.

Что значит это слово? Найдите значение слова в словаре, который
находится в конце вашего учебника, прочитайте.

Прочитайте второе слово. Что значит это слово?

Найдите значение слова в словаре и прочитайте.

Прочитайте следующее слово? Что значит это слово? Найдите
значение в словаре и прочитайте.

Прочитайте последнее слово. Что оно значит? Найдите значение
слова в словаре и прочитайте.

Плотник- рабочий, который строит деревянные здания,
изготавливает мебель.

Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для
мелкого рыхления, вспахивания почвы.

Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают,
чтобы поднять уровень воды.

Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым
молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.

8

  1. Актуализация знаний

Посмотрите на доску. Прочитайте предложение.

Как вы понимаете данную фразу?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Врозь- плохо, вместе- хорошо.

Если делать работу, жить вместе, то все получится; если врозь-
ничего хорошего не выйдет.

На уроке речь пойдет о том, чтобы жить в мире и согласии. А если
этого не делать, то жить на свете будет очень трудно.

3

  1. Открытие новых знаний

Сегодня мы познакомимся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо!»

Что значит народная?

Устное народное творчество по- другому называется фольклором.

Фольклор мордовского народа богат, красив, необычаен. Устное
народное творчество данного народа тесно связано с трудом человека.

Особое место у них занимала сказка. В ней они раскрывали
особенности жизни: что хорошо, а что плохо; что имеет большое
значение в жизни.

С чем связано устное народное творчество мордовского народа?

Какой жанр занимал особое место в фольклоре?

Что народ в ней раскрывал?

Сказка придумана народом, людьми.

Связанно с трудовыми процессами человека, людей.

Особое место занимала сказка.

Раскрывал особенности жизни.

5

  1. Физкультминутка

Проведем физкультминутку- загадку.

Вырос шарик у дорожки

На зеленой хрупкой ножке.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Какой шарик спрятался в загадке?

Одуванчик

2

  1. Первичное чтение произведения

Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно следите по
учебнику. В любой момент я могу остановиться и попросить продолжить
чтение кого-то из вас.

После прочтения сказки, вы ответите на вопрос: почему сказка
носит название «Врозь- плохо, вместе- хорошо»?

А вы согласны с тем, что жить без согласия плохо, а в согласии-
хорошо? Почему?

8

  1. Вторичное чтение произведения

Прочитаем сказку еще раз.

1 часть чтения: чем в жизни занимались три брата?

Посмотрите на иллюстрацию (страница 67). Найдите предложение,
которое подходит к данной картинке.

2 часть чтения: из- за чего братья поссорились?

3 часть чтения: что произошло в жизни каждого брата, после того
как они поссорились?

Посмотрите на иллюстрацию, расположенная на странице 69. Что
изображено на иллюстрации?

Найдите в сказке предложение или предложения, которые подходят к
этой картинке.

4 часть чтения: что помогло братьям помириться?

Один хлеб сеял, другой был плотник, третий- кузнец.

За ночь вода набиралась в ямке.

Братья поссорились из- за того, что каждый из них хотел набрать
воды из ямы, а ее было мало.

Каждый из них не хотел разговаривать друг с другом. У них
закончился хлеб, сгорели дома. Плотник не мог построить дом, потому
что сломался его топор, пахарь- посеять хлеб, так как телега
сгорела, соха сломалась. К кузнецу никто не приходил заказывать
работу.

Плотник взял свой обгорелый топор, начал строить новый дом.
Ударил топором по суковатому бревну- сломался топор.

Помириться братьям помог дождь, совместная идея построить пруд.

10

  1. Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 67- 70,
пересказ.

1

  1. Рефлексия

Со сказкой какого народа вы познакомились на уроке?

Как называется сказка?

Чему она учит?

За урок отметку «5» получают…

Мордовского народа

Врозь- плохо, вместе- хорошо.

1

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

    Деятельность детей, планируемые результаты личностные –            Л,        познавательные –     П, регулятивные –         Р, коммуникативные – К,

предметные       –       ПР

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте  улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Реакция на учителя, гостей

I этап

 до чтения

 1. Появление темы урока.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока. 

 Проведение словарной работы.

Скороговорка:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера. 

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например:  сказка Ершова «Конек-горбунок»  начинается со слов

 Жил старик в одном селе.

     У старинушки три сына:

     Старший умный был детина,

     Средний сын и так и сяк,

     Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:


Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А   ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

К – умение слушать и оценивать ответ товарища.

Выставление отметки  -кружки

Красный – 5

Зелёный  — 4

ПР – рассматривание портрета писателя

П – умение определять по общим признакам объект

РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

 Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

П этап во время чтения

1. Первичное чтение.

2. Проверка  усвоения содержания.

 3. Динамическая пауза.

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

 ( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них  всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.

Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

— Почему прогноз оказался неточным?

Л – эмоциональное переживание

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.

Л К – умение сотрудничать в парах 

К – управление поведение партнёра, взаимодействие

П – моделирование, работа со схемой

Рефлексия

Оценка

Домашнее задание

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности


1

Сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо». Чем занимался каждый брат?

3 ответа:



2



0

Героями сказки «Врозь — плохо, вместе — хорошо» оказываются три старика, три брата. Эти старики жили неподалеку друг от друга и каждый был мастером своего дело.

Один старик был пахарем, он сеял хлеб.

Второй старик был кузнецом, он работал в кузнеце.

Третий старик был плотником и строил дома.

А еще все три старика, три брата постоянно ссорились из-за воды. Потому как не было у них колодца, а в речка была такая мелкая, что в жару пересыхала и еле набиралась за ночь одна ямка воды. Кто первым успевал ее вычерпать, тот и был в этот день с водой.

Ссорились между собой братья, ссорились и окончательно разругались. Только вот жить порознь у них не получилось. И решили они построить запруду, чтобы воды хватало всем.



1



0

Три брата-старика — три главных героя из мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе-хорошо» (или «Пахарь, кузней и плотник») жили рядом, пока не поссорились, и занимались каждый своим делом и помогали друг другу.

Один брат — пахарь, т.е. сеял хлеб, другой брат — кузнец: точил серпы, поправлял косы и т.п., а третий — плотник: ремонтировал сохи, строил дома.

Однажды братья поссорились и стали жить врозь, но когда они поняли, что им по отдельности не выжить, то сделали общее дело — пруд, чтобы больше не ругаться из-за воды.

В основе сказки бытовая ситуация, поэтому она относится по типу сказок не к волшебным сказкам и точно не к сказкам о животных, а к бытовым.



0



0

Первый брат- сеял хлеб, второй был плотником, третий — кузнецом.

Читайте также

Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.

Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.

По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.

Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.

Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.

В этой сказке Лиса, как во всех сказках, хитра и лукава. Она добивается, чтоб Тетерев спустился с дерева, ее намерения понятны. Эта хитрость Лисы неприятна, ведь она хочет просто-напросто съесть Тетерева.

А Тетерев тоже непрост. Но он не столько лукав, сколько умен. Во-первых, сразу догадался, чего от него хочет Лиса.

Во-вторых, быстро сориентировался и поймал Лису в ее же собственную ловушку. Она придумала хитро, а он — хитрее.

Тетерев нравится своей догадливостью, сообразительностью и мудростью.

Казалось бы, и у того, и у другого героя присутствует хитрость, одинаковое свойство.

На самом деле Лиса хитрит ради того, чтоб причинить зло другому, а Тетерев спасает себя и никому другому вреда не желает.

Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.

Эти произведения можно разделить условно на три группы. Басни, Были и Рассказы. Но на самом деле различие между этими произведениями не велико — все они носят назидательный характер и учат маленького человека научиться совершать правильные поступки.

В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.

Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:

zKLja6XdVZizoRrXBGC56B4T1Irjb.png

Взаимопомощь. В этом и заключается дружба. Как говорит пословица «сам погибай, а товарища не бросай», или «Рука руку моет». Только такая дружба на сегодняшний день очень большая редкость. Сейчас люди в основном сами по себе. Наверное самый большой друг это бабушка. Вот это действительно человек который тебя не бросит в трудную минуту и станет за тебя горой, чего не скажешь о дворовых друзьях.

Тема . Врозь – плохо, вместе – хорошо(. Мордовская народная сказка).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.

Развивающие: 

  • расширить  знания обучающихся   о профессиях;

  • развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умения анализировать поступки героев;

  • показать взаимосвязь между действиями главных героев.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.  

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. 

— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. 

 1. Появление темы урок.

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

3. Появление целей урока.

 Проведение словарной работы.

Скороговорка 

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.

— Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста 

1. Первичное чтение. 

2. Проверка  усвоения содержания

 3. Динамическая пауза

 4. Перечитывание текста.

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

— Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

— Кому бы вы рассказали сказку?

— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

1 часть.  «Жили три брата»                           

— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

— Что они наговорили друг другу?

( зачитать, чтение по ролям)

— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

— Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

— Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

— Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

Домашнее задание.

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение у вас после урока?

— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

По выбору

— Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

Л —  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

— Оставьте этого черта.

Барина убили. После долго еще пришлось бороться с барами и змеями. И все же народ победил.

Стали Миша с Варей жить своей долей, рожать детей и любить друг друга.

ПАХАРЬ, КУЗНЕЦ И ПЛОТНИК

Жили-были по соседству три брата: пахарь, кузнец и плотник. Не было между ними ладу. Из-за пустяка начнут ругаться, друг на друга сердиться.

Летом высыхала в речке вода — курице напиться нельзя. В выемку немного натечет, кто успеет пораньше утром прийти, тот ковшом в ведро вычерпает всю воду, другим же не остается. Выйдут жены на улицу, друг у друга выспрашивают:

— Кто воду вычерпал?

Одна скажет — не я, другая — не я. Слово за слово, и пошел крик.

Старики выйдут унимать. Сначала смеются друг над другом, а затем, как и жены, ругаться начинают.

Однажды вконец поссорились.

— Я вам хлеба не дам, с голоду помрете, — говорит пахарь.

Кузнец кричит:

— Я ваши косы не буду поправлять, серпы не буду точить, зубами собирайте урожай. Придете ко мне с поклоном!

Плотник кричит:

— А если сгниют дома, замерзнете, словно тараканы, без меня. Соха изломается — не сделаю.

Разошлись братья. Живут порознь.

Сначала у плотника кончился хлеб. Не идет он к пахарю. Принес из лесу липовую гнилушку. Жена стала месить вместе с листьями. Ели, ели — сил нет. Похудели, остались только кости.

Кузнец сделал ружье и пошел в лес бить ворон. И тоже не идет к пахарю за хлебом.

Лето было сухое. От пожара сгорели все три избы. Ничего у братьев не осталось.

Что делать? Плотник нашел на пепелище топор и принялся рубить сруб. Ударил по сучкастому дереву, топор поломался. Бросил его плотник, пошел вместе с женой горевать.

Вышел земледелец озимь сеять — дуги нет, и соха поломана. Тоже пошел вместе с женой горевать.

Пришел в кузницу кузнец с молотком, ждал, ждал — никто не приходит. Смотрит в дверь — дождь пошел. Обрадовался кузнец. Встал под дождь, шапку снял и стоит.

Подошел к нему плотник и спрашивает:

— Что делаешь, брат?

Кузнец отвечает:

— Дождь собираю, чтоб рожь растить.

Плотник тоже шапку снял с головы и встал рядом с ним под дождь. Подошел к ним пахарь и спрашивает:

— Что делаете, братья?

— Дождь собираем, чтоб рожь растить.

Встал пахарь рядом, снял и он шапку.

Стояли, стояли там три брата и задумали одно дело. Пахарь говорит:

— Пойдемте пруд прудить.

Взялись три брата дружно за работу. Речку скоро запрудили, сделали мельницу. В пруд пустили рыбешек. Кузнец поправил косы, сошники. Земледелец посеял хлеб. Плотник сделал большой дом на всех. Стали жить вместе. Теперь живут — водой не разольешь.

Порознь — плохо, вместе — хорошо.

НЕДОПЛЕТЕННЫЙ ЛАПОТЬ

Жил-был один солдат, звали его Иваном. Пять лет мучился он на царской службе: его били, в карцер сажали, через строй проводили. Пришел Иван домой — здесь ни двора, ни сеней, стоит одна избушка да курица с петухом ходят.

Пожил Иван день. Пора было взяться за работу, а обуться не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришел домой и начал плести лапти. Сплел один лапоть, стал плести и другой, вдруг стучится староста в окно и кричит:

— Эй, Иван, собирайся!

— Собираться-то мне некогда, — ответил Иван, — надо доплести лапоть.

— Эй! Не увертывайся! — закричал староста. — Теперь нам не до лаптей, враг угрожает уничтожить царя-батюшку, так вот иди защищать его. Без тебя никак нельзя!

Бросил Иван недоплетенный лапоть под лавку и начал собираться. «Если такой приказ — никуда не убежишь. Не пойдешь добром, силой приволокут». Попрощался Иван с семьей и ушел на войну.

Сидит Иван в окопах — усталый и голодный — и думает: «Вот кончится война, вернусь домой, доплету лапоть и буду работать в своем хозяйстве».

А война все продолжается. Прошел год, идет второй и третий… На четвертый год поднялся весь народ. Царя свергли. Генералов, помещиков и капиталистов прогнали и провозгласили Советскую власть. «Ну, — думает Иван, — теперь уж, наверное, доплету свой лапоть». Но снова не вышло. Напали на молодую Советскую власть враги: недобитое офицерье, англичане, Колчак, Деникин, Врангель — и не перечтешь всех. Взял Иван в руки винтовку и пошел в Красную Армию защищать Советскую власть. «Лапоть подождет», — думает Иван.

На всех фронтах Иван бился геройски и вернулся домой с орденом Красного Знамени. Обрадовались жена и дети, жители села поздравляют Ивана.

  • Все былички из рассказа бежин луг
  • Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка текст
  • Все были на лицо как пишется
  • Врозь плохо вместе хорошо мордовская народная сказка слушать
  • Все были заинтересованы в продолжении рассказа