В конце 1890-х годов Михаил Врубель, вдохновленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл». Рассмотрим самые известные мифические картины Михаила Врубеля и вспомним иногда мрачные, но добрые русские сказки.
«Богатырь»
Михаил Врубель. «Богатырь», 1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Интерес к народной былинной культуре пришел к Михаилу Врубелю в имении Абрамцево мецената Саввы Мамонтова. После этого художник написал немало картин со сказочной атмосферой, но своего «Богатыря» он создавал с особенным упоением, быстро — без лишних эскизов и набросков.
Центральная фигура богатыря непропорциональная — этого не смогли простить Врубелю критики — но могучая и гармоничная. Мужчина с густой непослушной бородой, широкими плечами и сильными узловатыми руками изображен с наивно детскими и добрыми глазами цвета ясного неба. Герой на верном коне словно вырастает из земли и, окруженный со всех сторон природой, сам является ее частью: даже кольчуга героя соткана из трав и листьев.
Богатырь один в таинственном темном лесу, освещенном багровым светом закатного солнца. Картина переносит нас не в светлый волшебный мир, а в мрачную русскую сказку: здесь опасности таятся на каждом шагу, но где-то рядом всегда силы добра, готовые к помощи и поддержке.
«Пан»
Михаил Врубель. «Пан», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
На картине «Пан» из «Сказочного цикла» Михаил Врубель помещает в декорации русской сказки античного героя — лесного бога пастушества и плодородия. Первоначально на фоне лесного пейзажа художник писал портрет жены, но, недовольный итогом, он затер портрет и вписал в лес пана.
Внешне герой вполне каноничен: на голове — рога, в руках — свирель, на ногах — шерсть. Но, изобразив пана в сумеречной русской природе, художник превращает его из вечно веселого и пьяного божества в замкнутого, мрачного лешего.
Фигура пана будто создана из сухих сучьев, заросших мхом пней и высокой, колющейся травы. Его образ напоминает нечто рожденное в полутенях и сплетениях деревьев, то, что чудится заблудшему путнику в густых северных лесах. И все это — под светом месяца, который отражается в холодных голубых глазах пана.
«Прощание царя морского с царевной Волховой»
Михаил Врубель. «Прощание царя морского с царевной Волховой», 1898 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Сказки в жизни художника стало еще больше с появлением любимой жены и музы — певицы Надежды Забелы. Вдохновившись оперой Римского-Корсакова «Садко», к постановке которой он создавал костюмы, художник написал по ней поэтически-сказочную картину «Прощание царя морского с царевной Волховой».
В центре сюжета прощание морского царя — отца Волховы — с дочерью, которая все чаще пропадала у берега, где ее ждал возлюбленный гусляр. Отец, подавленный расставанием, почти сливается с темной водой: он знает, что скоро его рыжеволосая красавица, пожертвовав собой, превратится в полноводную Волхову-реку.
«Снегурочка»
Михаил Врубель. «Снегурочка», 1890-е годы, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина © Public Domain
По-зимнему сказочна работа «Снегурочка» Михаила Врубеля. Она создана после заказа художнику костюмов к одноименной опере Римского-Корсакова, в которой играла Надежда Забела. Поэтому главным в рисунке является наряд Снегурочки: он будто соткан из хрустальных снежинок, почти стеклянный. Надежда говорила, что носить эти костюмы было неудобно, практически невозможно, но из уважения к мужу и его работам она относилась к ним с любовью и трепетом.
Врубель не остановился на эскизе костюма и дописал пейзаж и лицо Снегурочки. Широко распахнутые глаза выражают растерянность, а едва уловимая улыбка — жажду впечатлений. Единственный лесной провожатый девушки — белка, а все остальное пространство картины занято снегом, которого настолько много, что он буквально выходит за рамки полотна.
«Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1900 году Николай Римский-Корсаков ставил оперу «Сказка о царе Салтане», где Надежда Забела исполняла роль Царевны-Лебеди, а Михаил Врубель оформлял спектакль. Когда художник писал эту картину, он не слышал оперу Римского-Корсакова, потому что в это время композитор еще над ней работал, и Надежда Забела репетировала только сольные партии.
Картина — не костюмированный портрет артистки: царевна с картины вообще очень мало похожа на жену художника. Надежда Забела была лишь вдохновением для создания этого образа.
Художник изобразил момент превращения, когда Царевна еще имеет человеческий облик, но уже начинает покрываться перьями. Белоснежные крылья занимают весь передний план картины, создавая впечатление легкости и воздуха. Они контрастируют с тревожным серым морем и сумерками. Несмотря на легкость и воздушность, образ царевны не кажется радостным и светлым. В нем есть даже что-то демоническое. Ее бездонные глаза одновременно и манят, и пугают, а взгляд обещает то ли награду, то ли погибель.
Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, открылась в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь представлено более 300 произведений художника из 17 музейных и частных коллекций. Более 100 работ поступило в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Михаил Врубель (1856–1910) – известный русский художник, прославившийся во многих видах и жанрах изобразительного искусства, в живописи, графике, декоративной скульптуре, бытовом дизайне, театральном искусстве
Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году. Его предки не относились к высшей аристократии, но не были и простолюдинами. Дед художника — тоже Михаил Врубель, в свое время дослужился до генерального звания в императорской армии. Отец Врубеля также был военным, а его мать приходилась дочерь вице-адмирала Басаргина, руководившего астраханским портом.
Когда Михаилу было три года, мать умерла. И позднее его отец снова женился. Семья очень часто переезжала в связи со службой отца. Мачеха происходила из интеллигентной семьи и много сил вкладывала в разностороннее воспитание пасынка. Благодаря ей юный Михаил заинтересовался живописью, театром и музыкой. С мальчиком занимались частные учителя, однако в те годы ничто не говорило, что Врубель обладает феноменальным талантом. Да и сам он гораздо больше был увлечен театром, чем живописью.
После окончания гимназии юноша уехал в столицу, учиться на юридическом факультете. Однако в науке успехов особых не снискал, как и в карьере чиновника. Поэтому больше занимался репетиторством (он хорошо знал языки, особенно латынь). Один из клиентов и перевернул его жизнь. Работая репетитором в семье Пампелей, он вновь увлекся живописью под их влиянием. И в 24-летнем возрасте поступил в Академию художеств.
Однако учебное заведение он так и не окончил, поскольку его пригласили участвовать в реставраторских работах в одной старой киевской церкви. Ему заплатили большой гонорар, и художник осел в Киеве, без памяти влюбившись в супругу своего нанимателя. Тогда же стали проявляться первые признаки некоторой психической нестабильности — Врубель резал себя ножом, дабы избавиться от любовных страданий.
Он вел довольно сумасшедший образ жизни, то богемно пьянствуя, то предаваясь неистовой аскезе. Самая примечательная история того времени — как Врубель наплел своему нанимателю и другим художникам, что у него умер отец. Они скинулись на дорогу, на похороны, и Врубель уехал. А на следующий день туда приехал навестить его живой и здоровый отец…
Вскоре Врубель увлекся какой-то циркачкой и перебрался за ней в Москву, где вошел в круг местной богемы. Не имея в тот момент известности в качестве художника, ему благодаря дружеским связям удалось попасть в качестве одного из иллюстраторов в юбилейное издание сочинений Лермонтова. Там впервые появился его знаменитый Демон.
Однако публика стиля Врубеля поначалу не приняла. Попав под шквал критики, Врубель только укрепился во мнении, что он истинный непонятый гений, а все вокруг идиоты. Тогда же появилось отдельное полотно «Демон сидящий». Врубель был хорошо знаком с Мамонтовым, который покровительствовал искусствам и самому Врубелю. Периодически меценат заказывал ему картины и привлекал к оформлению своих особняков.
«Демон сидящий» (1890)
Врубель долгое время пытался прибиться к влиятельным тогда передвижникам, но они либо не брали его работы на выставки, либо брали, а потом подвергали жесткой критике. Тем не менее ему удалось сделать себе имя. Художник женился на оперной певице, у него родился сын (умерший в возрасте двух лет). В то же время опять начали проявляться признаки психического расстройства. В этот период он вернулся к теме Демона.
Во время работы над «Демоном поверженным» художник неделями не выходил из дома (лишь на несколько минут подходя подышать к форточке), ни с кем не разговаривал и вообще вел себя крайне странно. Картина, несколько раз уже законченная, все никак его не удовлетворяла, и он переделывал ее. Он перестал спать, стал неистов и постоянно возбужден. В итоге все начали понимать, что художник сходит с ума. Хотя экспозиция в конце концов состоялась, он все продолжал ее переписывать.
«Демон поверженный»
Врубеля показали врачам, и они поставили неутешительный диагноз — третичный сифилис. То есть началась та стадия не
леченого заболевания, при которой поражаются внутренние органы и мозг больного. А Врубель, в свое время известный беспорядочным образом жизни, подхватил сифилис еще в начале 90-х.
Известия о душевной болезни художника переменили отношение критиков. Мирискусники признали его своим, Бенуа, раньше неистово критиковавший, теперь хвалил его и даже организовал выставку его работ. В это время Врубель уже находился в частной психиатрической клинике. Его одолевали мания величия и приступы безумия, выражавшиеся не только в неистовом возбуждении, но и в разрывании по клочкам своей одежды.
Через несколько месяцев лечения его состояние улучшилось, к нему даже стали пускать посетителей. Но медицина той эпохи не могла излечить столь запущенное заболевание. Ухудшение здоровья было лишь вопросом времени.
Зимой 1903 года его выписали из клиники. Но вскоре умер его двухлетний сын, и Врубель опять впал в сумасшествие. На этот раз он находился в рижской клинике. Вместо мании величия его одолевали мания самоуничижения и галлюцинации.
В фантастических картинах Врубеля, напоминающих образы сновидений, начинают все больше проявлять себя «ночные» тревожно-загадочное состояние художника. Один из критиков отмечает это даже в портретах его жены. «Врубель был женат (с 1896 г.) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле
«Царевна-Лебедь» 1900 — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.
Из Риги в 1904 году больного перевезли в знаменитую клинику Усольцева, где знаменитый врач обнадежил друзей художника. По его словам, сифилис затронул у художника только спинной мозг, а его припадки, галлюцинации и т. п. объясняются тонкой и ранимой психикой творца. Усольцев настаивал на том, чтобы Врубель продолжал работать. Это на время помогло, галлюцинации отступили.
Вскоре художника отпустили из больницы. Критика в тот период уже относилась к нему как к живому гению — с соответствующим благоговением. В 1906 году Врубель во время моментов просветления успевает закончить последние картины: «Видение пророка Иезекииля» и портрет Брюсова. После этого он теряет зрение из-за атрофии зрительного нерва вследствие сифилитического поражения.
«Видение пророка Иезекииля»
К тому времени Академия художеств приняла его в свои ряды, но вряд ли это кого-то волновало. После потери зрения состояние Врубеля ухудшилось, он галлюцинировал целыми днями, затем пересказывая другим содержание своих видений.
14 апреля 1910 года художник умер в возрасте 54 лет. На похоронах выступил уже звездный поэт Александр Блок, назвавший его вестником иных миров, которые рождаются раз в столетие и перед которыми он трепещет.
«Сирень» (1900)
Декоративное панно «Утро» (1897)
«Полет Фауста и Мефистофеля» (1886)
Михаил Александрович Врубель (автопортрет)
Немногие знают Врубеля как разностороннего художника, проявившего мастерство в разных жанрах изобразительного искусства. Его жизнь была короткой, но сложной и плодотворной. Он изучал работы старых мастеров, разрабатывал свои приемы работы, экспериментировал, стремясь к красоте и совершенству. Это был гений, создавший новую веху в искусстве России. Он шел впереди времени как живописец, скульптор, декоратор, архитектор, реставратор, исследователь, экспериментатор…
Благодаря его талантам и упорному труду многие виды искусства перешли на новую ступень развития.
Знакомство с фантастическими и сказочными картинами гениального художника нужно начинать с младшего школьного возраста. Однако постигать искусство мастера нужно постепенно, так как большая часть его творений доступна для понимания детей старшего возраста.
При знакомстве с творчеством Врубеля педагогам и родителям важно обращать внимание детей на его гениальную разносторонность (графические, скульптурные, реставрационные работы, архитектурные проекты…)
Содержание
- 1 Биография
- 2 Это интересно
- 3 «Пан» 1899
- 3.1 Рекомендации родителям:
- 4 «Царевна-Лебедь» 1900
- 4.1 Рекомендации родителям:
- 5 «Богатырь» 1898-1899
- 5.1 Рекомендации родителям:
- 6 Картина «Принцесса Греза»
- 6.1 Рекомендации родителям:
- 7 «Гадалка»1895
- 7.1 Рекомендации родителям:
- 8 «Демон сидящий» 1890
- 8.1 Рекомендации родителям:
- 9 «Демон поверженный» 1902
- 9.1 Рекомендации родителям:
Биография
Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля.В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В 5 лет Михаил начал рисовать. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.
В десятилетнем возрасте он увлекся театром и музыкой.
В 1870 году по новому назначению отца семья переехала в Одессу. Михаила зачислили в Ришельевскую гимназию. Он преуспевал в литературе,в истории, в естествоведении, в иностранных языках.
В письме сестре Анне Михаил жаловался на то, что собирался на каникулах прочесть «Фауста» и пройти по учебнику 50 уроков английского, но вместо этого писал маслом копию картины Айвазовского «Закат на море».
После успешного окончания гимназии (получения золотой медали), Врубель поступает в Петербургский университет. В годы учебы в университете он писал иллюстрации к классическим и современным литературным произведениям. Сохранилась графическая работа того времени — «Свидание Анны Карениной с сыном».
В 1880 году Врубель, не окончив университета, отбывает недолгую воинскую повинность и становится вольнослушателем Академии художеств.
С 1880 по 1884 год он одновременно занимается в мастерской П. П. Чистякова, где учились В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов. Здесь художник работает без устали, изучает законы искусства старых мастеров. Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. В этот ранний период творчества Врубель создает правдивые портреты, в которых точно передается душевное состояние человека.
Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии. Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов приглашает Врубеля по рекомендации П. П. Чистякова в Киев для реставрации Кирилловской церкви. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных.
Вот что пишет известный искусствовед Н. А. Дмитриева об этом важнейшем этапе художественной биографии Рубеля:
Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. <…> Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным.
В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где ему заказывают декоративные панно. Появляются панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович»…
В Москве он работает в одной мастерской вместе с К. Коровиным и В. Серовым, помогает С. И. Мамонтову в создании художественного кружка. В 1890-е годы художник обращается к теме Демона и зла.
С 1890 года Врубель работает в театре, создает декорации для частной оперы С. И. Мамонтова.
В 1891 году М. А. Врубель совершает поездку по Европе, посещает Италию, Францию, Германию (1892), Грецию и Константинополь. В эти годы художник пишет станковые картины, акварели, декоративные панно для Московских особняков, иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова. Именно Лермонтовские иллюстрации являются вершиной графического мастерства Врубеля.
В начале 1896 года художник приехал из Москвы в Петербург на русскую премьеру оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубелю были заказаны декорации и костюмы для постановки оперы. На одной из репетиций Михаил Александрович услышал великолепный голос Надежды Ивановны Забелы, исполнявшей роль Гретель. В тот же день художник сделал ей предложение. Свадьба состоялась в Швейцарии.
С осени 1896 года Н. И. Забела ангажировала в Харьковской опере, а у Михаила Александровича в то время не было заказов, и он увлекся театральной живописью и дизайном костюмов. Врубель с детства любил музыку, театр. Оперу «Садко», где партию царевны Волховы пела Н. И. Забела, он прослушал 90 раз. Свой интерес к музыке он объяснял жене так:
«Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».
В 1896-1898 годы Врубель обратился к сказочно-мифологическим сюжетам. К самым известным картинам этого периода относятся «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
С 1899 по 1900 г. Врубель руководит Абрамцевской майоликовой мастерской.
Врубель выполняет заказы на печные композиции, создает майоликовую часовню над могилой А. Мамонтова, разрабатывает проект пристройки к дому Мамонтовых в «римско-византийском стиле». Искусствовед Н. А. Дмитриева восхищается разносторонностью художника:
«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось „стильно“, с пониманием особенностей материала и окружения. Вот в это-то время, в поисках „чисто и стильно прекрасного“, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым — к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна — того „нового стиля“, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая».
Именно Абрамцевская гончарня сыграла важнейшую роль в возрождении искусства майолики в России. Керамика дала возможность Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии.
Это интересно
[note]Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.
Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.
О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».
В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).[/note]
На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.
В 1903—1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.
У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.
В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года. Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:
«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.
Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.
«Пан» 1899
На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.
Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.
Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.
Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью.
Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.
«Царевна-Лебедь» 1900
Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
«…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…»
Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни, накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.
Долгое время картина вызывала споры — не все критики признавали её шедевром.
Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:
«в ней звучит что-то тревожное, — недаром это была любимая картина Блока. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу — совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Сказке о царе Салтане“».
Рекомендации родителям:
Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).
Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.
(Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.)
Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением. Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).
Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.
«Богатырь» 1898-1899
Изначально картина называлась «Илья Муромец»
Герой былинного эпоса представлен на картине как воплощение русской богатырской силы. Илья Муромец напоминает каменную скалу. Его тяжелые доспехи сияют как драгоценные кристаллы. Он верой и правдой служит Отчизне. Вокруг богатыря растут маленькие сосны. Врубель выразил в своей картине слова былины:
«Чуть выше лесу стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
Могучий конь как бы «врос» в землю, прислушиваясь к таинственным звукам леса. На землю опустилась ночь. Тревожно полыхает зарево заката. Илья Муромец олицетворяет собой лучшие черты защитников Земли Русской — непоколебимость, непобедимость и бесстрашие.
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку о герое народных сказок и былин Илье Муромце. Согласно былинам, это был самый могучий и сильный русский богатырь. Он защищал землю русскую от врагов.
Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах к защитнику Руси.
Интерес ребенка к былинному герою могут привлечь современные исследования. Исследователи считают, что Илья Муромец – не вымышленный герой, а историческая личность. Он победил Соловья разбойника, который промышлял по лесной дороге к Киеву и свистом извещал свою банду о нападении.
Детям будет интересно узнать историю о чуде, которое произошло в жизни Ильи Муромца.
Дед Ильи был язычником (не признавал христианство) и однажды он уничтожил икону, после чего на его род пало проклятие – мальчики рождались калеками. Илья Муромец 33 года находился в неподвижности, и вдруг неожиданно произошло исцеление. К нему в дом зашли нищие странники и попросили у него воды. Илья встал на ноги и подал воду старцам.
Этот случай для многих исследователей остается необъяснимой загадкой.
Следующие картины Врубеля сложные и необычные и начинать знакомство с ними нужно в среднем и старшем школьном возрасте.
Картина «Принцесса Греза»
Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.
Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.
М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:
«Эта пьеса — иллюстрация силы идеи и картина стремления к идеалу».
В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина — 14 метров.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.
Рекомендации родителям:
Предложите ребенку прочитать драму Ростана «Принцесса Греза» и рассказать об одном из главных героев – рыцаре Рюделе. Рассмотрите картину Врубеля и сравните оба произведения. Во время обсуждения задайте следующие вопросы:
- Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
- Что с ним случилось во время путешествия?
- Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
- Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
- Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
- Почему Рюделя назвали рыцарем?
Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.
«Гадалка»1895
Картина была написана за один день. Этот остропсихологический сюжет заимствован художником из оперы «Кармен». Моделью картины была сибирская казачка, возлюбленная художника. Женщина сидит на фоне лилово-розового ковра, раскинув перед собой карты. Ее каменный взгляд отведен в сторону. Лицо непроницаемо. Гадалка узнала страшную тайну будущего художника в выпавшем тузе-пик. Ее горящие глаза предвосхищают печальную участь.
Рекомендации родителям:
Познакомьте ребенка с биографией художника. Попросите его угадать, что предвещает в жизни и творчестве Врубеля взгляд гадалки. Задайте вопросы, касающиеся биографии художника:
- Каким будет дальнейший жизненный путь Врубеля?
- Что он предчувствует?
- Верил ли художник предсказаниям?
Обратите внимание ребенка на фактуру картины. (Картина похожа на мозаику. Краски нанесены мастихином (ножом для соскабливания красок). Гадалка выступает из холста как скульптура).
«Демон сидящий» 1890
На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.
Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.
Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:
…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.
По мнению Врубеля,
«Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находившего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.
Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.
Рекомендации родителям:
Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:
- Каким представил художник своего героя?
- Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
- Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
- Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).
Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый». Обратите внимание на то, что в Демоне нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня. В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания. Художника не понимали, не ценили.
«Демон поверженный» 1902
Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.
Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.
Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын. Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.
Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».
Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.
Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».
Купить книгу «Врубель»
Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.