Сам Чехов никогда не занимался политической деятельностью, и не потому что был безразличен к участи простого народа, — он не считал политическую деятельность своим предназначением:
он тоже служил народу, но на свой лад.
Главной общественной добродетелью для него была справедливость, и всю жизнь он стремился возвысить свой голос против всякой несправедливости, но только как писатель. Прежде всего он был индивидуалистом и художником. Поэтому завлечь его в политическую партию было не так-то просто: свой протест против несправедливости и жестокости он выражал по-своему.
Обыкновенно критики, которые пишут о Чехове, повторяют, что им совершенно непонятно, почему он в 1890 г. предпринял опасную и утомительную поездку на Сахалин, где изучал жизнь каторжан.
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» — сказал он однажды Горькому.
Сказать, что Чехов занят милыми и беспомощными людьми, было бы не совсем точно. Точнее, его мужчины и женщины милы именно потому, что беспомощны. Но по-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей и неспособное существовать в Советской России.
Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы
, человеком, преданным нравственной красоте, благу всего человечества, но в частной жизни неспособным ни на что дельное; погрузившим свою захолустную жизнь в туман утопических грез; точно знающим, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все глубже тонущим в грязи надоевшего существования, несчастным в любви, безнадежным неудачником в любой области, добрым человеком, неспособным творить добро. Таков человек, проходящий в обличьи врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
..типичный чеховский герой — неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить.
Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды.
Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних.
Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. Чехов извлекал особое писательское наслаждение из фиксации мельчайших разновидностей этого довоенного, дореволюционного типа русских интеллигентов.
Такие люди могли мечтать, но не могли править
. Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. Они упускали возможности, избегали действий, не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить; но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, нравственной высоты, одно то, что такие люди жили и, возможно, живут и сейчас где-то в сегодняшней безжалостной и подлой России.
Все традиционные правила повествования нарушены в этом чудесном рассказе в двадцать примерно страниц. [«Дама с собачкой» (1899)] Здесь нет проблемы, нет обычной кульминации, нет точки в конце. Но этот рассказ — один из самых великих в мировой литературе.
Повторим теперь некоторые свойства, присущие этому и другим чеховским рассказам.
Первое: история излагается самым естественным из возможных способов, не после обеда, возле камина, как у Тургенева или Мопассана, но так, как рассказывают о самом важном в жизни, неторопливо, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом.
Второе: точная глубокая характеристика достигается внимательным отбором и распределением незначительных, но поразительных деталей, с полным презрением к развернутому описанию, повтору и подчеркиванию, свойственным рядовым писателям. В любом описании каждая деталь подобрана так, чтобы залить светом все действие.
Третье:
нет никакой особой морали, которую нужно было бы извлечь, и никакой особой идеи, которую нужно было бы уяснить.
Сравните эту особенность с тенденциозными рассказами Горького или Томаса Манна.
…
Шестое: рассказ в действительности не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможного и определенного завершения их несчастий, или надежд, или мечтаний.
Наименование |
Лексическое
значение |
Пример |
Цель |
ТЕМА |
То,
произведении
хочу |
Автомобиль
пожилую переходившую |
|
И |
Главная
чему автор?) |
Надо
дороги; внимательными; |
Определить замысел |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |
Слова,
наибольшее
для
авторской |
У
такие такими |
Определить
смысловой эмоциональный фон |
НОМИНАТИВ-НОЕ НОЕ значение |
Лексическое |
Солнце
шарообразной которого |
Понять |
СИМВОЛИЧЕС- КОЕ |
Слуховые, зрительные, эмоциональные представления,
которые слово |
Солнце |
Понять |
СТИЛИ |
Высокий |
лучезарный, |
Определить художественное значение употребления этого этого |
Нейтральный |
парус, |
||
Низкий лексика) |
вишь, |
||
ЭПИТЕТ |
Художественное определение, отмечающее
существенную
данного
черту явлении. |
«
мутном |
Усилить,
подчеркнуть нибудь характерное, выдающееся качество |
«томительная
«мелькают
людей»
отношение изображаемому) |
|||
волшебница |
|||
на (нар.) |
|||
несутся, (дееприч.) |
|||
СРАВНЕНИЕ |
Уподобление
либо |
уходим |
Выделить существенные признаки |
прекраснее |
|||
кругла,
будто, |
|||
глаза похожий) |
|||
не |
МЕТАФОРА |
Употребление
или
переносном
(можно сравнение) |
Пурпур
лениво
железный
(метафорический
туманная (метафорический |
Позволяет
раскрыть жизненную философию» |
ОЛИЦЕТВОРЕ- НИЕ |
Перенос
живого
явления
предметы
это
складывающийся
отдельных метафор |
Ветер
безлюдному
печальный звучал |
Позволяет
раскрыть жизненную философию» |
МЕТОНИМИЯ |
Перенос
одного
другой смежности
(нельзя сравнении) |
Скушай
(содержание |
Делают
более .лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность |
Ругал |
|||
обрёк
орудие |
|||
фарфор материал) |
|||
столица люди) |
|||
СИНЕКДОХА |
Разновидность
метонимии
по отношений) |
К
зверь |
Делают
более лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность |
ПЕРИФРАЗ |
Оборот,
замене
предмета
описанием существенных
признаков
указанием
характерных |
с
чародейка |
Придает торжественное, возвышенное звучание;
позволяет
повторов,
для |
с
поэзии |
|||
а |
|||
ГИПЕРБОЛА |
Образное содержащее непомерное преувеличение
размера, |
В |
Выразительность
мысль, эмоциональную окраску |
ЛИТОТА |
Образное непомерное преуменьшение
размера, значения. |
Ниже |
СЛОВОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫЕ И |
Морфемы с слова определенной
части |
Человек,
Божище |
Передать эмоциональное
отношение, нетрадиционный образ |
|
Молчи,
( |
||||
Шепот,
соловья |
||||
СИНТАКСИЧЕСКАЯ структура |
||||
1 |
простое |
Есть |
||
одно-двусоставные |
||||
полное |
||||
2. высказывания |
Повествовательное |
Описание |
||
Вопросительное |
Просьба который |
|||
Побудительные Побудительное |
||||
3. препинания |
! |
|||
… слова, |
||||
— |
||||
Комбинация |
||||
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ фигуры |
||||
1 вопрос |
Цель:
ответ, внимание |
Знаете ночь? |
Привлечь
к |
|
2 обращение |
Подчёркнутое
обращение чему – нибудь |
Человек! |
Выразить
отношение, характеристику |
|
3. |
Анафора
слова |
Жара
душила. |
Создание
напряженно нарастающей интонации |
|
Анадиплосис |
. |
|||
Рефрен- обособленного |
||||
Градация (убывание) |
Фет
(композиция.- Повтор |
|||
4.Параллелизм |
Сходное элементов |
|||
5. Синтаксичес- кий |
Одинаковое построение
предложенийий, |
По
рекой
В |
Описание
распутицы
описание
состояния |
|
6. Композицион- ный |
= смысловая параллельность |
|||
7. (полисиндетон) |
Повтор |
Дождь
поля, |
||
8. (асиндетон) |
Б.Без |
Мелькают
мальчишки, |
9.Эллипсис |
Пропуск подразумеваемого слова |
Ввели |
Эффект небрежности, деловитости, лирической взволнованности |
10. |
Постановка синтаксически
необычное
место, порядка |
Сижу сырой |
Интонац.- синтаксич.
выделение логическое выделение |
На одиноко |
|||
Часов |
|||
Роняет |
|||
1 |
Резкое противопоставление противоположных понятий |
Ученье |
Усиление выразительности речи |
12. |
Соединение противоречащих,
исключающих друга |
Горькая
тишина, молчание |
|
13. |
Скрытая |
«
ты ослу) |
Развлечь подчеркнуть недостатки |
14. |
Приём последовательности,
постепенности
расположении
нибудь,
от |
Обман мираж |
Расставить
по значимости,
создать наибольшей выразительности |
15. (многоточие) |
Прерванность
(обрывки
открытый |
Андрей
говорит.
свободна. |
Позволяет читателю домыслить |
1 (контекстуальные) синонимы, анонимы |
Приобретают
близких
противоположных
значению
только |
Весна-обновление-капель |
Усиливают выразительность речи |
Волки-овцы; |
|||
17.Парцелляция |
Выделение второстепенных
членов предложение |
Зимой вьюгу. |
|
В |
СПРАВОЧНЫЕ ЛИТЕРАТУРА |
3 5
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕСКАЗУ
1. Внимательно прочесть, понять,
2. Мысленно поделить текст на законченные
3. Озаглавить каждую из частей и найти
4. Из «ключевых» фраз составить ПЕРЕСКАЗ-АНАЛИЗ
1. Отобрать главные, «ключевые» мысли,
2. Определить в форме заголовка или
3. Определить, какие выдержки из
4. Пересказывать по опорным словам с КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
1. Выписать из текста «ключевые» слова, (1 чтение).
2. Определить тему каждой из частей (2 чтение).
3. Восстановить содержание текста,
4. Проверить черновик, обращая особое 5. Проверить |
КАК ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ
1. Пока вы не уловили мысль говорящего,
2. Гонитесь не за каждым словом, а за
3. Пишите разборчиво, чтобы легко и
4. Все, что лектор пишет, чертит,
5. Следите за ходом лекции по плану,
6. Пользуйтесь приемами сокращения ПРИЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ 1. Общепринятые сокращения
и т.д. – и так далее см. –
и т.п. – и тому подобное ср. –
т.к.- так как г. –
т.ч. – так что м.б.
т.е. – то есть ч.-л.
т.о. – таким образом к.-л.
и др. – и другие г.-л. и пр. – и прочее 2. Условные (принятые самим) знаки-символы
р.-д- — революционеры-демократы креп.
П. – Пушкин
д-тия – демократия
вос-ние – восстание 3. Сокращение до корня слова
теор. – теоретический
траг. – трагедия 4. Удаление гласных
члв – человек
рвц – революция 5. Заимствования из других языков
NB — заметь, запомни,
ego — следовательно — например |
6
8
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ 1. 2. В 3. 4.
ТЕЗИС И ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 1. Виды аргументов:
— аксиомы – очевидные факты (не требуют
— ссылки на ранее доказанные суждения,
— факты (определенные события, явления, — собственные суждения. 2. Формы (способы) доказательства:
— индуктивный (от общего – тезиса – к — дедуктивный (от частного к общему)
АРГУМЕНТ – очевидные суждения, |
РЕФЕРАТ – краткое изложение Требования: — информативность;
— выделение всех наиболее важных
— объективность, неискаженное содержание
— связность, последовательность, Типы рефератов:
— репродуктивный (воспроизводит
— продуктивный (критическое отношение творческий подход к нему). ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 1. Титульный лист
2. План (сложный) с указанием страниц 3. Рекомендации по содержанию:
— никогда не ограничиваться в рассказе
— включить мнение современников
— освещать те факты биографии, которые
— подтвердить выводы цитатами из — включить иллюстрации;
— высказать собственное отношение к
-сделать сноски (указать источник 4. Список использованной литературы. |
7 35
ДОКЛАД – устный рассказ на заданную ГРУППЫ ТЕМ:
1. Требуют полного или выборочного
2. Требуют полного или выборочного
3. Требуют самостоятельного разрешения АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ДОКЛАДОМ
1. Сформулировать и осмыслить тему,
2. Внимательно прочитать и отобрать
3. Составить простой план, учитывая
4. Если вы делаете устное сообщение,
5. Не забудьте сообщать слушателям, |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
1. Портрет, манера держаться (какое 2. Общественное и семейное положение.
3. Речь (есть ли особенности, о чем они
4. Черты характера – это устойчивые
5. Поведение, деятельность героя: как
6. Взаимоотношения с окружающими, как
7. Отношение других героев к персонажу:
8. Мнение автора о герое: что думает о 9.
10. Каким вам представляется герой, на ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ
1. Выделить то, что является для данной
2. Подумать, не допускает ли этот
— на каждую подгруппу составить
3. Продумать переходы от характеристики 4. Не забыть |
10 36
ОТЗЫВ (РЕЦЕНЗИЯ) – критическая Отзыв предполагает
— серьезный анализ произведения с — рассказ о своих чувствах и впечатлениях. I. Вступительная часть
1.О чем хочу рассказать (автор, название,
2.Общее впечатление (оправдались ли
3.Замечания о существе темы и ее 4. Стиль и тип речи. II. Основная часть
1. Отвечает ли содержание выбранной
2. Композиция: логика движения мысли,
3. Все ли суждения аргументированы;
4. Какие мысли, по-вашему, пропущены,
5. Как выражено отношение автора к III. Заключение
Обобщение сказанного, выводы, оценка, ФОРМЫ ОТЗЫВА: — сочинение-рассуждение; — письмо другу; — письмо автору текста;
— статья в литературно-критический — страничка |
ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Р А С С К А З ———- 1. Внимательно прочитать произведение.
2. Составить список действующих лиц,
3. Разделить рассказ на части (действия)
4. В начале каждого действия опишите
5. Переделайте происходящие события
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. Выбрать произведение или эпизод для 2. Озаглавить, если это эпизод.
3. Разбить на крупные сцены, если это
4. Сцены разбить на кадры, наметить их
5. Определить последовательность,
|
11 12
ТЕКСТ ДЛЯ РЕЦЕНЗИИ
(1) По-настоящему привлекало русского
(2) Чеховский интеллигент был
(4) Беспомощные интеллигенты Чехова (В.Набоков) |
РЕЦЕНЗИЯ НА ТЕКСТ
Появление в литературе образов
Выразительный метафорический образ Набоков |
14 17
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
1. Обдумать формулировку темы,
2. Определить основную мысль (что буду
Идея – авторское понимание темы. Чтобы
3. Определить факты, доказывающие
4. Собрать материал из произведения,
5. Систематизировать материал, составить
Основная часть – формулировка сочинения
Вступление и заключение – все
формулировки
должны быть
Варианты вступления: характеристика
связь темы и
мотивация выбора
разработка темы
различные подходы
цель обращения
что такое
Варианты заключения: современное
объективность
мои интересы в
актуальность
образ художественный
6. Продумать переходы от одной части 7. Написать черновик и проверить его: -соответствует ли теме, плану; -раскрыта и доказана ли основная мысль; — связаны ли части между собой. |
КАК РАБОТАТЬ НАД СЛОВОМ
1. Читая книги, выписать особенные
2. Писать каждый день особым образом
3. Выбирать из классических произведений
4. Брать рассказ или отрывок из лучших ИЗБЕГАЙ ПОВТОРЕНИЙ
А.С.ПУШКИН: он, автор, художник, поэт,
стов, классик, мастер
ИЗОБРАЖАЕТ: описывает, воссоздает,
ПОВЕСТВУЕТ: говорит, рассказывает,
РАСКРЫВАЕТ: отмечает, выделяет,
РАЗОБЛАЧАЕТ: высмеивает, показывает
ЧУВСТВУЕТ: радуется, волнуется,
ЗНАЕТ: понимает, догадывается,
ВДОХНОВЛЯЕТ: утверждает, воодушевляет,
МЫСЛИТ: думает, размышляет, делает ВОЗМОЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
заслуживает внимания
правильно ли утверждение да,
наряду с
но в отличие от я
не так, как
в сравнении с не
не скрывает симпатий как ПРИЕМЫ ЦИТИ РОВАНИЯ
1. Точное: прямая речь (Иванов пишет:
часть СПП (Иванов пишет, что
пр-ие с вв. конструкцией
2. Неточное: изложение содержания
ссылка на цитату (Об этом |
15 16
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ «ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
А.С.ПУШКИНА
1. Я буду писать о том, каким образом
2. Я буду доказывать, что целью появления 3. –«Онегин, добрый мой приятель,…»; -«Я так люблю Татьяну милую мою…»;
-рассуждает о себе как о поэте, который
-делится мечтами о будущем, предчувствует
-появляются грустные мысли об уходящей
-народность поэта, близость к природе |
4.
–воспоминание о молодости («…на
-намёк на ссылку поэта («…Но вреден
-воспоминания о театре («…сатиры
-отношение к родине («Под небом Африки ПЛАН
1. Возможности авторов проявить себя
2. Образ автора в романе «Евгений 1. Пушкин и Евгений Онегин: а) общие черты; б) различия. 2. Пушкин и Татьяна Ларина. 3. Автор о своей молодости.
4. Пушкин о русском обществе 20-х 5. Народность поэта: а) отношение к русским обычаям; б) любовь к родной природе. 6. Рассуждение о своём творчестве. 3. Пушкин – |
18 13
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗГОВОРНОГО РАЗГОВОРНО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОСТОРЕЧИЯ:
юлить,
ругательства – дурак,
искажения слов – езуит. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ особые
охота была (не смекалка (ум); типун тебе
завернуть эмоционально-оценочные
(использование
тельных отступление
проходу не
(р.п. и пр.п. на синтаксически
Эх, Варя, не
Конечно, не дай
В окно выброшусь, фразеологические
скатертью сравнения
точно голубь постоянные небо чистое; повторение высоко-превысоко; предложения, |
СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА
1. Вдумайтесь в тему, в ее содержание.
2. Сформулируйте поставленную проблему
3. Отберите необходимый фактический
4. Сгруппируйте материал по общим
5. Установите между группами сходства 6. Сделайте выводы, обобщения. РАБОТА ГАЗЕТНОГО ЖАНРА
З а м е т к а. Краткая информация о
Р е п о р т а ж. Автор должен быть
О т ч ё т. Сообщение о мероприятии.
И н т е р в ь ю. Рассказ или «вопрос-ответ», СЕМИНАР 1. Выбрать тему. 2. Составить список литературы к теме.
3. Литературу тщательно просмотреть,
4. Материал привести в систему, определить
5. Лучше сделать сообщение проблемным: 6. Отобрать |
19 20
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ 1. 2. 3. Тема 4. Идея 5. 6. — х
эпитет – определение, придающее
эмоциональность («Отговорила веселым языком»);
сравнение – форма поэтической
одного предмета или образа с
летное виденье, как гений
метафора –переносное значение
одного предмета или явления
различию («и кудри наклонять его простой оправе», «орла двуглавого
гипербола –художественное
литота —художественное преуменьшение —особенности
инверсия – необычный порядок слов
мимо он стрелой взлетел по синтаксические фигуры
утверждение, пропуск (многословие) и т.д. —
звукопись– способ стихотворной звуков:
аллитерация – нагнетание |
ассонанс – нагнетание гласных в дугу»);
альтернанс – одновременное звуков — суффиксы, частицы 7. 8. а) что б) что в) что 9. Ваши 10. а)
женская – ударение на предпоследнем
дактилическая — ударение на третьем
(расстилАется –
гипердактилическая – ударение на
(свЕшивающиеся – б) неточная (рассказ – тоска); в) составная (до ста расти – до старости). 11. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ анапест |
21
22
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО 1. 2. 3. 4. 5. 6. ХОРЕЙ ( _ _ ) а) Вихри снежные крутя… б) Я По-весеннему наш белый сад в) И г) По Вижу я, как сильного врага… д) Загрустила шибко обо мне… е) Сквозь туман кремнистый путь блестит… ЯМБ ( _ _ ) а) Пути не помнят своего б) Недолго нежил нас обман в) Я Передо мной явилась ты г) Во Храните гордое терпенье д) В На е) И снова жить в |
ДАКТИЛЬ (_ _ _ ) а) Степью лазурною, цепью жемчужною… б) Мы С в) Эту Нам г) Столбики, рельсы, мосты д) Умного Ваню держать АМФИБРАХИЙ ( _ _ _ ) а) За На б) Смотрели, как море горело в) Под Немало отхлынуло дней г) Закаты в дыму и крови д) Вскормленный в неволе орел молодой… АНАПЕСТ (_ _ _ ) а) По От б) А Еще в) За Все г) О, Без д) Утро в завесях |
23 24
Александр Блок НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Марии
Под насыпью, во рву
Лежит и смотрит, как
В цветном платке, на Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой
На шум и свист за ближним
Всю обойдя платформу
ждала, волнуясь, под
Три ярких глаза набегающих
Нежней румянец, круче
Быть может, кто из
Посмотрит пристальней
Вагоны шли привычной Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами Её, жандарма с нею рядом… |
Лишь раз гусар, рукой
Облокотясь на бархат
Скользнул по ней
Скользнул – и поезд
Так мчалась юность
В пустых мечтах
Тоска дорожная,
Свистела, сердце
Да что – давно уж
Так много отдано
Так много жадных
В пустынные глаза
Не подходите к ней с
Вам все равно, а ей –
Любовью, грязью иль
Она раздавлена – все 14 июня 1910 года |
25 26
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.Блока «На
Стихотворение написано в 1910 году,
Сам Блок охарактеризовал это
Блок отнес это стихотворение к Под насыпью, во рву некошеном…(1 строфа)
Все остальное в стихотворении – Образы, |
Образ жизненного пути осмыслен в
Кроме девушки главными действующими
В этом стихотворении Блок до конца Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
Именно в этих строках ярко отражено
Кроме названных автор использует
— олицетворение («три ярких глаза
— обращение к равнодушным слушателям,
В стихотворении автор передал
Стихотворение написано 5-стопным Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы Красивая и молодая. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Рифма |
27 9
Э П И З О Д– основной структурный СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭПИЗОДОВ:
— характерологическая – раскрывает
— психологическая – дает представление — поворот в отношениях героев;
— оценочная – авторское слово открыто Эти функции могут объединяться. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (РАССКАЗА) 1. Название эпизода (рассказа)
2. Краткое содержание (разговор 3. Проблемы, которые поставлены
4. Особенности (композиция, стиль, на
5. Какими предстают герои, какие
6. Средства раскрытия душевного 7. Особенности речи автора и героев
8. Использованные приемы: художественные
9. Роль эпизода в контексте произведения. 10. Произведенное |
А Н А Л И З – логический метод, с
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Произведение искусства не поддается
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО
В центре лирического произведения –
Отождествлять поэта с лирическим
Главным и единственным героем
Особенность лирической поэзии – |
28
29
ЭПИЗОД ДУЭЛИ ИЗ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА
Утро было славное, свежее; маленькие
Дорога из Марьина огибала лесок;
Раздался топот конских ног по
— Кажись, они идут-с, — шепнул вдруг
Базаров поднял голову и увидал
— Извините, я, кажется, заставил вас
— Ничего-с, — ответил Базаров, — мы — А! Тем |
— Приступим.
— Новых объяснений вы, я полагаю, не — Не требую.
— Угодно вам заряжать? – спросил
— Нет; заряжайте вы, а я шаги отмеривать
— Евгений Васильевич, — с трудом
— Четыре…пять… Отойди, братец,
— Как угодно, — проговорил тот,
— Ну, накинем ещё два шага. – Базаров
-Я полагаю, на десять, — ответил Павел
-Соблаговолю. А согласитесь, Павел
— Вам всё желательно шутить, — ответил
-О! Я не сомневаюсь в том, что мы
-Я буду драться серьезно, — повторил ———————- 1 Имеющий уши да слышит! (франц.) 2 Полезное |
30 31
-Вы готовы? – спросил Павел Петрович. -Совершенно. -Можем сходиться.
Базаров тихонько двинулся вперед,
Павел Петрович дрогнул слегка и
Базаров бросил пистолет в сторону -Вы ранены7 – промолвил он.
-Вы имели право подозвать меня к
-Ну, извините, это до другого раза,
-Всё это вздор… Я не нуждаюсь ни в
-Вот новость! Обморок! С чего бы! –
-Убиты-с? – прошелестел за его спиной Базаров оглянулся.
-Очень хорошо, — промолвил Базаров.
-И прекрасно. Как вы полагаете, что
-Кто ж его знает! – ответил Базаров.
-А! вот вы как! – начал было Павел
Базаров обернулся и увидал бледное
-Что это значит? –проговорил он
-Ничего, — отвечал Павел Петрович, -Да из-за чего всё вышло, ради бога?
-Как тебе сказать? Господин Базаров -Да у тебя кровь, помилуй!
-А ты полагал, у меня вода в жилах?
-Я должен вас просить заняться Базаров молча наклонил голову.
1 Английская писательница, в книгах ужасов и таинственных происшествий 2 Английский |
-Ступай за водой поскорей, братец,
Но усовершенствованный слуга,
-Вы правы…Экая глупая физиономия!
-Да ступай же за водой, чёрт! –
-не нужно…это был минутный vertige…(1)
-О прошлом вспоминать незачем, —
Базаров встряхнул Петра за ворот
-Смотри, брата не испугай, — сказал
Пётр помчался; а пока он бегал за
-Не туго ли я завязал вам ногу? –
-Нет, ничего, прекрасно, — отвечал ——————— 1 Головокружение |
33 34
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДУЭЛИ МЕЖДУ П.П.КИРСАНОВЫМ И БАЗАРОВЫМ
Эта сцена разыгралась в романе
Дуэль, которая сыграла в отношениях
В поведении героев также можно Его |
Главным героям этого эпизода
Основными средствами характеристики
Сюжет (а вернее, порядок его развития) Этот |
КРОССВОРД («кросс» — крест, «ворд»
Кроссворды интересны сами по себе, но АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССВОРДА
1. Определить слова, которые войдут в
2. Распределить их в пространстве,
3. Дать толкование каждому понятию,
а) сложноподчиненное предложение
б) лексическое значение слова из в) вопросительное предложение; г) пропущенное слово в цитате.
4. Записать ответы, проверив правильность
«ИГРА В СТИХИ» («БУРИМЕ» — рифмованный
1. Предлагаются готовые рифмы, опираясь …дорога …навек …много …человек
2.а) участники игры садятся в круг,
б) группам в 4-5 человек раздаются листы «ЧЕПУХА» — разновидность «буриме»
На доске в столбик записывается столько |
КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 1. Прочитайте стихотворение. 2. Представьте его образы.
3. Вдумайтесь в слова, их значение и 4. Почувствуйте ритм стиха.
5. Попытайтесь определить основное
6. Поймите, что нового открыло нам КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ НАИЗУСТЬ
1. Прочитайте, поймите мысль и
2. Читая, воссоздайте в своем воображении
3. Выделяйте при чтении глазами и
4. Мысленно отметьте: здесь — раздумье,
5. Разделите текст на части, которые 6. Выучив |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды.
Владимир Набоков
• Чехов Антон Павлович (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область), Российская империя – 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Германская империя) – русский писатель, драматург, по профессии врач.
• За 26 лет творчества создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьезных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.
• Самое большое достижение и самая великая неудача одновременно – сама жизнь писателя.
Самое непостижимое в жизни Чехова, как ни смешно это прозвучит, – сама его жизнь, начавшаяся более полутора веков назад в «теневой столице империи», городе Таганроге.
Крупная удача постигла деда Чехова в первой половине XIX века: он перестал быть крепостным, выкупив себя и свою семью за 3500 рублей. Отец Антона Павловича был лавочником. В 1870-е годы он разорился, и вся семья переехала в Москву. Чехов остался в Таганроге, чтобы окончить гимназию. Осенью 1879 года он завершил свое обучение и, переехав в Москву, поступил на медицинский факультет университета.
Рассказы и фельетоны, которые он начал писать, были маленькими, похожими на зарисовки, не без оттенка горечи, но при этом очень смешными. Вспомним, например, финальную реплику в рассказе «Маска»: «Дай-то бог! – вздохнул Евстрат Спиридонович. – Негодяй, подлый человек, но ведь – благодетель!..» Рассказы Чехова стали печатать в газетах и журналах, платить за них гонорары, и этим юный Антон Павлович помогал семье не сгинуть в нужде. «Мы жили в тяжкой бедности, перебивались кое-как и не видели никакого просвета впереди, – признавался младший брат писателя, Михаил Чехов. – За три года жизни в Москве мы переменили двенадцать квартир и наконец в 1879 году наняли себе помещение в подвальном этаже дома церкви Святого Николая на Грачевке, в котором пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих. В эту-то квартиру и въехал к нам 8 августа 1879 года наш брат Антон…» Затем они жили на Сретенке, а после на Якиманке. По словам Чехова, это была «настоящая провинция: чисто, тихо, дешево и… глуповато». Еще одна квартира на той же Якиманке имела свои печальные особенности: «Надо спать. Над моей головой идет пляс. Играет оркестр. Свадьба. В бельэтаже живет кухмистер, отдающий помещение под свадьбы и поминки <…> Кто-то, стуча ногами, как лошадь, пробежал сейчас как раз над моей головой… Должно быть, шафер. Оркестр гремит…»
Обвиняют в невероятном успехе самого Антона Павловича. Его «железный характер», его «страшную волю», его «огромную работоспособность», его «врожденный талант». Его «почти волшебную» способность видеть и запоминать те картины жизни, которые с помощью острого его пера превращались в десятки блестящих рассказов и повестей.
Врач по специальности и призванию, он категорически отрицал, что в его рассказах и повестях есть хотя бы намек на что-то врачующее «острые болезни общества». Мастерством своим писатель должен только показывать, а быть в сочинениях назидательным доктором, указывать, что и кому надо делать, чтобы вылечиться, не должен.
Настоящий же врач (по призванию) обязан ездить по расхлябанным холерным дорогам. Он призван лечить людей в грязных деревеньках и осуществлять врачебную практику у себя на дому, как осуществлял ее Антон Павлович в своем флигеле в Мелихове, где теперь устроен музей. И многочисленные посетители этого музея с удивлением узнают, какими старинными инструментами пользовался Чехов-доктор, превращавшийся в Чехова-писателя тогда, когда был свободен от приема больных.
Писал он еще и тогда, когда был свободен от приема гостей, коих бывало в его доме в Мелихове толпы. «Спали на диванах и по нескольку человек во всех комнатах, – вспоминал его брат Михаил, – ночевали даже в сенях. Писатели, девицы – почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники, званые и незваные, толпились у него по целым неделям». Страдал ли он от этого многолюдства? Да, страдал. «С пятницы Страстной у меня гости, гости, гости… и я не написал ни одной строки». Тем не менее с юности, когда он только приехал из Таганрога в Москву, до самых тяжких последних месяцев жизни страсть к бесконечной веренице «лиц и людей» оставалась все той же юношеской страстью. «Был сейчас на скачках…», «Ел, спал и пил с офицерами…», «Хожу в гости к монахам…», «Пил и пел с двумя оперными басами…», «Бываю в камере мирового судьи…», «Был в поганом трактире, где видел, как в битком набитой бильярдной два жулика отлично играли в бильярд…», «Был шофером у одного доктора…». Не этой ли незавершающейся веренице судеб и характеров, профессий и нравов обязаны мы, по выражению К. И. Чуковского, созданием «грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова»?
Крупные рассказы и повести Чехова являются чем-то еще более грандиозным, чем даже «энциклопедия русского быта». Начавший, по его признанию, «с чепухи» (то есть с мелких рассказов и фельетонов), он быстро эту чепуху преодолел и создал такие произведения, которые вторую сотню лет занимают читателей внешней своей простотой и бесконечной своей глубиной. «Степь», «Припадок», «Именины», «Ионыч», «Палата № 6», «Студент», «Крыжовник», «Мужики», «Бабье царство», «Попрыгунья», «Черный монах», «В овраге», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Скучная история»… Никто не может понять, как удалось двадцатидевятилетнему человеку написать историю, в заголовке названной «скучной». На самом деле она поразительно нескучна. И рассказывается в ней о последних месяцах жизни большого ученого, у которого «так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать их, то студенты называют его иконостасом», а шея напоминает «ручку контрабаса». Этот «известный и почтенный» человек мучительно пытается понять, как и для чего прожил он свою жизнь или же он и не жил вовсе, а влачился по жизни, увлекаемый кошмарной силой обстоятельств. «Я чувствую, что долее не могу видеть ни своей лампы, ни книги, ни теней на полу, не могу слышать голосов, которые раздаются в гостиной. Какая-то невидимая и непонятная сила грубо толкает меня вон из моей квартиры. Я вскакиваю, торопливо одеваюсь и осторожно, чтоб не заметили домашние, выхожу на улицу. Куда идти?» А в «Даме с собачкой» герой мучительно старается вырваться из цепких объятий пошлых и мертвых обстоятельств. И вырывается из них, абсолютно не ведая, что дальше произойдет с ним и его возлюбленной, случайно встреченной на ялтинской набережной, где отчего-то «пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов».
Быть может, засилье в России генералов и чиновников, непроходимая пошлость, запойная глупость, густая красота природы, тьма просторов, чудовищные расстояния, жестокая бедность и вневременная «осетрина с душком» заставили Чехова все бросить и, вопреки предупреждениям друзей и мольбам многочисленных поклонниц, отправиться в тяжелейшее путешествие на каторжный Сахалин. Двенадцать тысяч верст преодолел он на свои деньги. Проехал через всю Россию на поездах, пароходах и в тряской коляске, чтобы попасть в кромешный ад, созданный человеком для других людей. Итог – полное и окончательное убеждение в том, что «хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы».
Никто не может понять, каким образом слабое здоровье его позволило ему преодолеть всю Россию, но многие понимают, что заставляло Чехова, преодолевая сибирскую глушь, констатировать: «Нет ни мяса, ни рыбы; молока нам не дали, а только обещали <…> Весь вечер искали по деревне, не даст ли кто курицу, и не нашли… Зато водка есть! Русский человек большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве каком угодно».
Два месяца провел он на Сахалине, а затем по бушующим морям проплыл на пароходах тысячи километрах и доплыл до Одессы. Возможно, неодолимой была тяга его к путешествиям, а возможно, по его признанию, оказало свое влияние и то, что остро хотелось «вычеркнуть из жизни год или полтора». Или же более чем откровенное размышление о самом себе: «Помышляю о грехах, мною содеянных, о тысяче бочек вина, мною выпитых <…> Я совершил столько великих и малых дел, что меня в одно и то же время нужно произвести в генералы и повесить». Друзьям из своего путешествия он пообещал привезти манильских сигар и статуэтки обнаженных японских девушек. И привез. Сигар, статуэтки, а для себя живого мангуста. А с настоящей японской девушкой познакомился в Благовещенске и остался доволен ее изумительным любовным мастерством и тем, что в ее маленькой комнате не было «ни тазов, ни каучуков, ни генеральских портретов».
Одна из его многочисленных московских поклонниц, пробовавшая свои силы в написании прозаических произведений, однажды обедала с ним, и он ей с присущей ему откровенностью сказал, что она никогда не станет настоящей писательницей по той причине, что ей «не знаком труд ради куска хлеба».
Сам же он стал писателем не потому, что был талантлив, а потому, что случай и упорный труд так им распорядились. За тем же обедом Чехов признался, что за шесть лет постарел лет на двадцать. И она, подтверждая это чеховское наблюдение, сказала потом своей подруге: «Во всей его фигуре была видна такая усталость! Я подумала: весна его жизни миновала, лета не было, наступила прямо осень».
Весной 1894 года он приехал в Ялту, чтобы крымский воздух пошел ему на пользу, и в Ялте написал рассказ «Студент», названный им «лучшим, самым любимым моим рассказом». В нем главный герой, студент духовной семинарии, ночью у костра рассказывает двум вдовым крестьянкам историю о том, как ученик Петр предал Христа, своего учителя. И, читая этот рассказ, появляется ощущение, что студент-семинарист смотрит на мир глазами автора, а в трагедии Христа видит судьбу всего человечества. Тогда же Чехов отослал своему другу и издателю Суворину письмо, в котором декларировал свою свободу от всякого идейного давления на себя и свое творчество, включая и влияние любимого им Льва Николаевича Толстого: «Быть может, оттого, что я не курю, толстовская мораль перестала меня трогать, в глубине души я отношусь к ней недружелюбно, и это, конечно, несправедливо. Во мне течет мужицкая кровь, и меня не удивишь мужицкими добродетелями. Я с детства уверовал в прогресс <…> Я любил умных людей, нервность, вежливость, остроумие <…> Но толстовская философия сильно трогала меня, владела мною лет 6–7, и действовали на меня не основные положения, которые были мне известны и раньше, а толстовская манера выражаться, рассудительность и, вероятно, гипнотизм своего рода. Теперь же во мне что-то протестует, расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в воздержании от мяса». Несколько позже он в «Чайке» голосом Тригорина произнес собственные слова: «Ни на одну минуту меня не покидает мысль, что я должен, обязан писать. Писать, писать и писать».
В непрерывной работе, помогая десяткам людей, формируя провинциальные библиотеки, принимая полчища гостей и излечивая множество больных, прожил Антон Павлович Чехов тринадцать лет после беспримерного путешествия на Сахалин. За эти годы он создал столько чудесных литературных произведений, что ни один из его кропотливых биографов не в силах понять, как это получилось. Он стал знаменитым драматургом, женился на московской актрисе Ольге Леонардовне Книппер, и громкий провал первой постановки «Чайки» в Санкт-Петербурге обратился триумфом в Москве и появлением символической птицы на занавесе МХАТа.
В апреле 1904 года он уехал из своего дома в Ялте в Москву, любимую и исхоженную с юности и ставшей особенной, «чеховской», в рассказах его и повестях. В конце мая его видели на улицах города: он на извозчике катался с женой, Ольгой Леонардовной. В первой декаде июня по настоянию врачей Чехов уехал лечиться в Германию. В городке Баденвейлер супругов поселили в лучшей гостинице «Ремербат», но через два дня попросили покинуть отель: своим кашлем русский приезжий докучает постояльцам, которые жалуются. Антон Павлович и Ольга Леонардовна переехали в частный пансионат «Фредерике», где Чехов помышлял, «как бы удрать от скуки», и наблюдал с балкона окружающую жизнь. Из «Фредерике» он писал доктору Россолимо: «Я уже выздоровел, остались только одышка и сильная, вероятно, неизлечимая лень».
В ночь на 2 июля 1904 года у Чехова был тяжелый сердечный приступ, и жена хотела поставить ему на сердце лед, но он воспротивился, сказав, что лед не поможет холодному сердцу. Вскоре приехал лечивший Чехова доктор Шверер и увидел, что на спасение надежды нет. Согласно медицинскому этикету, Шверер подал умирающему коллеге бокал шампанского. Чехов выпил бокал до дна и сказал: «Давно я не пил шампанского». И, повернувшись на левый бок, спокойно уснул.
Гроб с телом привезли в Москву в прицепленном к пассажирскому поезду красном вагоне-рефрижераторе. По дороге поезд остановился в Петербурге. Родственники, несколько друзей пришли на вокзал. Появился и кто-то из министров: в тот же час из Маньчжурии прибыл гроб с телом генерала Келлера. В Маньчжурии в разгаре была Русско-японская военная кампания.
Десятого июля четыре тысячи человек прошли по Москве к Новодевичьему кладбищу. В воротах кладбища образовалась сильная давка. В письме к жене А.М. Горький написал:
«Я так подавлен этими похоронами <…> на душе – гадко, кажется мне, что я весь вымазан какой-то липкой, скверно пахнувшей грязью <…> Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне для “перевозки свежих устриц” и похоронен рядом с могилой вдовы казака Ольги Кукареткиной <…> Над могилой ждали речей, их почти не было <…> Что это за публика была? Я не знаю. Влезали на деревья и – смеялись, ломали кресты и ругались из-за мест, громко спрашивали: “Которая жена? А сестра? Посмотрите – плачут! – А вы знаете, ведь после него ни гроша не осталось… – Бедная Книппер! – Ну, что же ее жалеть, ведь она получает в театре десять тысяч” и т. д. Шаляпин – заплакал и стал ругаться. И для этой сволочи он жил, и для нее работал, учил, упрекал”».
За несколько дней до смерти, сидя в шезлонге и обложенный подушками, Чехов на балконе немецкого частного пансионата придумал пьесу. В финале ее герои оказываются на затертом льдами пароходе; над ними загорается северное сияние; они погибают под звуки оркестра на палубе, при небесном освещении и с какой-то странной надеждой на спасение. На то, что все когда-нибудь станет лучше и лет, может быть, через триста на горизонте покажется искомое обычным человеком счастливое успокоение.
Прошла треть этого срока, и нам остается только представить какой-нибудь новый «Вишневый сад», вырубленный полностью и под корень холодными профессионалами XXI века.
* * *
«Пестрые рассказы» и «В сумерках» – первые книги Чехова, появившиеся в 1886–1887 годах и тотчас завоевавшие большую популярность.
* * *
По словам Владимира Набокова:
«Сам Чехов никогда не занимался политической деятельностью, и не потому, что был безразличен к участи простого народа, – он не считал политическую деятельность своим предназначением: он тоже служил народу, но на свой лад. Главной общественной добродетелью для него была справедливость, и всю жизнь он стремился возвысить свой голос против всякой несправедливости, но только как писатель».
* * *
«Не только к озеленению, оплодотворению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить ее. То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями. То строит невдалеке от Москвы одну за другой три школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню и пожарный сарай для крестьян. И позже, поселившись в Крыму, строит там четвертую школу», – писал К.И. Чуковский.
* * *
Сестра его, Мария Павловна, работала фельдшерицей у Чехова-врача. Она вспоминала, что он «принимал у себя в усадьбе ежегодно свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно, да еще снабжал каждого из них лекарствами».
* * *
Одно лишь известие о том, что в Ялте живет Антон Павлович Чехов, притягивало в Ялту десятки чахоточных больных – из Одессы, Харькова, Кишинева. У них не было ни гроша в кармане, но была уверенность: «Чехов обеспечит и койкой, и лечением!» (К. Чуковский) И он обеспечивал, взваливая на себя нагрузку целого учреждения, всего попечительства о вновь и вновь прибывавших больных.
* * *
«Знаменитый Московский Художественный театр, основанный в 90-х гг. двумя любителями – актером-любителем Станиславским и литератором Немировичем-Данченко (оба были одарены необыкновенным сценическим талантом), завоевал известность еще до постановок чеховских пьес, но тем не менее театр этот поистине „нашел себя“ и достиг художественного совершенства благодаря его пьесам, а им принес настоящую славу. „Чайка“ стала символом театра – стилизованная чайка изображена на занавесе и программках. „Вишневый сад“, „Дядя Ваня“, „Три сестры“ стали праздником не только для авторов, но и для всей труппы. Смертельно больной Чехов присутствовал на премьере, увидел восторженных зрителей, насладился успехом своей пьесы, а затем, ослабевший как никогда прежде, вернулся в свое ялтинское уединение. Его жена Ольга Книппер, одна из ведущих, я бы даже сказал – первая актриса театра, изредка и ненадолго приезжала к нему в Ялту. Брак этот не был счастливым». (Владимир Набоков)
* * *
«– Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? – сказал он Короленко, когда тот только что познакомился с ним.
Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь – то оказалась пепельница, – поставил ее передо мною и сказал:
– Хотите – завтра будет рассказ… Заглавие «Пепельница».
И Короленко почудилось, что над пепельницей «начинают уже роиться какие-то неопределенные образы, положения, приключения, еще не нашедшие своих форм, но уже оживленные юмором». (К.И. Чуковский)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Чехов Александр Павлович (1855–1913)
Чехов Александр Павлович
(1855–1913)
Старший брат Антона Чехова. Учился в той же таганрогской гимназии, затем в 1882 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В студенческие годы печатался в московских и петербургских
Чехов Иван Павлович (1861–1922)
Чехов Иван Павлович
(1861–1922)
Младший брат А. П. Чехова. Из-за разорения семьи не смог окончить гимназию; учился самостоятельно, сумел сдать экзамен на должность приходского учителя, преподавал сначала в г. Воскресенске (ныне Истра), а потом в Москве. Был учителем в Арбатском,
Чехов Михаил Павлович (1865–1936)
Чехов Михаил Павлович
(1865–1936)
Младший брат А. П. Чехова. Переписывал набело рукописи, исполнял поручения, ходил по редакциям со следующей юмористической доверенностью:«МЕДИЦИНСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОДано сие Студенту Императорского Московского университета Михаилу
Чехов Николай Павлович (1858–1889)
Чехов Николай Павлович
(1858–1889)
Старший брат А. П. Чехова. Был наделен от природы ярким художественным дарованием, унаследованным от предков-иконописцев. Учился в таганрогской гимназии, затем, после переезда в Москву, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В
Миф № 24. Берия подстроил авиакатастрофу, в которой погиб легендарный советский летчик-испытатель, всенародный любимец Валерий Павлович Чкалов, чтобы не допустить его назначения на должность народного комиссара внутренних дел, на которую Лаврентий Павлович метил сам
Миф № 24. Берия подстроил авиакатастрофу, в которой погиб легендарный советский летчик-испытатель, всенародный любимец Валерий Павлович Чкалов, чтобы не допустить его назначения на должность народного комиссара внутренних дел, на которую Лаврентий Павлович метил
Глава шестьдесят третья Дрейфусар Антон Чехов: январь — апрель 1898 года
Глава шестьдесят третья Дрейфусар Антон Чехов: январь — апрель 1898 года
В 1894 году на разыгранном по фальшивым нотам судебном процессе офицер французского Генерального штаба еврей Альфред Дрейфус был приговорен к пожизненной каторге на Чертовом острове за шпионаж в
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды.
Владимир Набоков
• Чехов Антон Павлович (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область), Российская
Владимир Ермилов Антон Павлович Чехов
Владимир Ермилов
Антон Павлович Чехов
Глава 63 Дрейфусар Антон Чехов январь – апрель 1898 года
Глава 63
Дрейфусар Антон Чехов
январь – апрель 1898 года
В 1894 году на разыгранном по фальшивым нотам судебном процессе офицер французского Генерального штаба еврей Альфред Дрейфус был приговорен к пожизненной каторге на Чертовом острове за шпионаж в пользу Германии. В 1897
В. Г. КОРОЛЕНКО — АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
В. Г. КОРОЛЕНКО — АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
IС Чеховым я познакомился в 1886 или в начале 1887 года (теперь точно не помню). В то время он успел издать два сборника своих рассказов. Первый, который я видел в одно из своих посещений на столе у Чехова, назывался «Сказки Мельпомены» и,
Крупным планом. Антон ЧЕХОВ
Крупным планом. Антон ЧЕХОВ
Когда 12 октября 1903 года он закончил «Вишневый сад», жить ему оставалось двести шестьдесят дней. Точного срока он, разумеется, не знает, но знает, вернее, чувствует другое. Именно тогда вышли из-под его пера адресованные жене слова: «Я как
БОКАЛ ШАМПАНСКОГО Антон Чехов
БОКАЛ ШАМПАНСКОГО
Антон Чехов
«Так как это письмо, по всей вероятности, после моей смерти будет напечатано в сборнике моих писем, то прошу Вас вставить в него несколько каламбуров и изречений». Шутка.«У меня деньги на исходе. Приходится жить альфонсом». Шутка ли?«Душа
«Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды» (В.В. Набоков).
Смысл данного высказывания наиболее точно передаётся в предложении…
- Герой-интеллигент Чехова постоянно ошибается, терпит неудачи в жизни, так как не приемлет окружающей его пошлости и спасается от неё в отдельном придуманном мире.
- Чеховский герой эгоистичен, что приводит его к конфликту с окружающими.
- Чеховский герой бездеятелен, оторван от действительности и живёт исключительно в мире своих грёз.
- Провинциальная жизнь, унылая и однообразная, не интересует чеховского героя-интеллигента, его взгляд устремлён в будущее.
Помогли ответы? Ставь лайк 👍
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 16:48
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 16:48
C 2014 года Помогаем сдавать тесты!
Текущая страница: 10 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
Пунктуация в простом и сложном предложении (обобщение)
ТЕСТ
1. В каких вариантах ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Командир дивизии (1) полковник Марченко (2) раненный в предплечье и голову (3) в это утро (4) после перевязки (5) выпив стакан крепкого чая (6) прилег отдохнуть (М. Шолохов).
а) 2, 3, 4, 5, 6
б) 2, 3, 5, 6
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
г) 1, 2,3, 5, 6
2. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
а) Наш аил расположен в предгорьях на широком плато куда сбегаются из многих ущелий шумливые горные речки (Ч. Айтматов).
б) Она слышала то шум поезда то скрип телег.
в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.
г) Ваши слова точно живительный источник.
3. Укажите предложения, осложненные обособленным определением.
а) Легкая и подвижная девушка двигалась стремительно и плавно.
б) Усталая измученная она без сил опустилась на кровать.
в) Ночь поднимается над миром полная свежих запахов (М. Пришвин).
г) Едва слышимый звук донесся до нас.
4. Укажите предложения, в которых нет обособленного обстоятельства.
а) Все это она говорила хохоча.
б) Мы шли не оглядываясь по сторонам.
в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.
г) Работа была выполнена спустя рукава.
5. Укажите предложения, не осложненные уточняющими членами.
а) Поздней весной в отдаленной деревушке все еще лежал снег.
б) Нам задали подготовить сообщение о тушканчике или земляном зайце.
в) Справа шагах в двадцати что-то затрещало.
г) Я не хотела видеть никого особенно Веру.
6. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.
а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении (М. Пришвин).
б) Мы решили купить розы тюльпаны и лилии.
в) Все интересует меня и поэзия и проза.
г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу своему (А. Пушкин).
7. Укажите предложение, в котором союз как присоединяет сравнительный оборот.
а) Он был как утверждают очень талантливым.
б) Сначала он расценивал все как шутку как приключение.
в) Дождь всю неделю льет как из ведра.
г) Голова острижена как у мальчика (В. Панова).
8. Укажите предложения, в которых нет вводных конструкций.
а) К счастью ехать было недолго.
б) Лиза казалось не шла а летела (А. Пушкин).
в) Все, что мы видели казалось скучным и неинтересным.
г) Она была буквально поражена.
9. Укажите предложение, в котором не ставится тире.
а) Полковник волновался и не мог скрыть волнения правую щеку его подергивал нервный тик (М. Шолохов).
б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.
в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский).
г) Счастливо друзья! крикнул он.
10. Укажите предложение, в котором не ставится двоеточие.
а) Эти тополя особенные у них свой язык.
б) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.
г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.
11. Укажите предложения, в которых ставится запятая перед союзом И.
а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле.
б) Наверное дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.
в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скромные васильки.
г) Дорога была утомительной и мы решили сделать привал.
12. Укажите предложение, соответствующее схеме:
«П, – а, – п».
а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай (И. Крылов).
б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.
в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич.
г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спросил Что же ты молчишь?
Речь. Текст (А7, А8, А29, А30, В7)
Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста
Текст (от лат. textus – ткань, соединение) – это несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью.
Основные признаки текста:
– тематическое единство;
– композиционное единство;
– смысловая целостность;
– относительная законченность;
– наличие грамматической связи между предложениями.
Текст существует в двух формах: диалога и монолога. При диалоге обмен высказываниями происходит между участниками беседы, при монологе – обращен к слушателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы, разделы и так далее.
Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой (то, что описывается в тексте). Содержание всегда шире темы и содержит отношение автора к ней.
Части текста имеют правила построения, по определенным правилам строится и абзац. Каждый новый абзац отражает определенный этап в развитии действия, особенность в характере героя произведения. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев наиболее важны, их называют абзацным зачином. Последующие предложения являются комментирующей частью.
Текст всегда оформляется стилистически как разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный, поэтому стилевое единство – важнейший признак текста.
ТЕСТ
1. Укажите последовательность, в которой должны следовать предложения, чтобы получился текст.
A) Детей надо воспитывать не только в масштабе семьи, но и в государственном масштабе.
Б) Как своим собственным.
B) Они в общем-то прислушиваются до определенного момента.
Г) Тем, которые тусуются по подворотням, нужно внимание.
1. А, Б, В, Г
2. А, В, Г, Б
3. А, Г, Б, В
4. В, Б, Г, А
2. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска пятого предложения текста (задание 1)?
1) Если нормально объяснять, то долго прислушиваются.
2) Если общество видит опасность в каких-то проявлениях, то действовать нужно уж точно не циркулярами и проработками.
3) Конечно, это делается не так, что вот пришел сердитый дядя и говорит: читай книжки!
4) Умные взрослые сами вникают в смысл субкультуры.
Средства связи предложений в тексте
Предложения соединены между собой не только по смыслу, но и грамматически (повторение одних и тех же слов, местоимений, частиц). Часто предложения связаны сразу несколькими средствами связи.
Средства связи предложений в тексте:
– лексический повтор: Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого не мог ни вынести, ни сбросить. Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды (В. Набоков);
– однокоренные слова: Воде было где разгуляться. Водный беспредел летел вниз, расширяясь вширь;
– местоимения (личные, указательные, притяжательные): Подлинная интеллигентность необходима. Без нее трудно представить себе человеческое существование (личное местоимение). Мы подошли к колодцу. Тому самому, который искали целый день (указательное местоимение);
– местоименные наречия (там, тогда): (1) Я долго искал улицу, где прошло мое детство. (2) Именно там я впервые ощутил себя личностью. (1-ое и 2-ое предложения связаны при помощи частицы именно и местоименного наречия там);
– синонимы: Ассоль вздрогнула, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения. Не помня, как оставила дом, девушка бежала уже к морю (А. Грин);
– слова со значением части целого: Я решил в этом году отдохнуть в Крыму. В Ялте, Алуште, Севастополе – это было неважно;
– союзы (чаще всего сочинительные): (1) Мы долго будем находиться вдали от дома. (2) Но с этим согласились все члены экспедиции. (1-ое и 2-ое предложения связаны сочинительным противительным союзом но и указательным местоимением это»);
– частицы:
(1) – Много ли тогда напишешь?
(2) – И очень хорошо, что немного. (1-ое и 2-ое предложения связаны частицей И и антонимами много – немного);
– вводные слова: Одно из американских обществ защиты потребителя провело конкурс на самое дурацкое предупреждение на этикетках и в инструкциях к продающимся товарам. Впрочем, адвокаты указывают, что в последнее время сильно возросло количество вздорных судебных исков к производителям товаров;
– единство видовременных форм: Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила (Б. Пастернак);
– синтаксический параллелизм: Я думаю о том веке, когда не было этих слов: мое и твое. Когда люди, мирно сидя, вот как мы сейчас сидим с тобой на зеленой траве, щедро делились друг с другом тем, что им послала благодатная, ни в чем не отказывающая природа (Сервантес);
– неполнота предложений (в том числе парцелляция): Долго ли мы ехали? Не знаю.
Между предложениями текста существуют два вида связи: цепная и параллельная.
При цепной связи ключевое слово повторяется, заменяется синонимом или синонимическим оборотом:
У больших художников всегда так. Стоит нам, например, произнести имя Блока, как встает перед глазами Петербург. Этот город каналов и серых призраков домов. Он наполнен особым огнем и творит мир Александра Блока, окружающий нас (В. Солоухин).
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения:
Страна Паустовского – категория духовная. Чем же характерна она? Во-первых, чутким и умным экскурсоводом-романтиком, с помощью которого мы начинаем замечать особую красоту (В. Солоухин).
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение является главным, все последующие развивают, конкретизируют основную мысль.
ТЕСТ
1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Беда в том, что на телевидении сосредотачивается вся мировая жестокость. (2) Стоило у нас объявить свободу полную и каждому, как грузовые самолеты стартовали в Америку и деловые люди, некоторые из них были еще недавно крупными партийными работниками, повезли эту кинематографическую погань сюда. (3) Попадались и художественно сделанные картинные картины, но они были подороже, их почти не брали. (4) Брали то, что в Америке даже на экраны не выходило. (5) На головы людей обрушилась лавина крови, жестокости… преступной дружбы. (6) Началось сумасшествие (А. Герман)
а) Укажите вид связи предложений в тексте.
б) Укажите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
2. Укажите, чем связаны в данном тексте 1-ое и 2-ое предложения:
(1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд (М. Булгаков)
а) лексический повтор
б) лексический повтор и единство временных форм
в) лексический повтор и местоименные наречия
г) лексический повтор и синтаксический параллелизм
Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Под речевым стилем мы понимаем использование определенных речевых средств (лексических, морфологических, синтаксических) в зависимости от содержания и цели высказывания.
Каждый стиль характеризуется следующими признаками:
– целью общения;
– набором языковых средств;
– жанрами.
Стили речи называют функциональными, так как они выполняют определенную функцию (роль) в речи.
Разговорный стиль употребляется в обыденной речи. Он служит для общения, обмена мнениями, впечатлениями.
В разговорном стиле зачастую большую роль играют мимика, жесты. В нем отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Наиболее распространенной формой разговорного стиля является диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Признаки разговорного стиля:
– неподготовленность речи, неофициальность;
– лексические и фразеологические: наряду с нейтральными словами – просторечные (давеча, завсегда), жаргонизмы (фраер), слова, имеющие разговорную окраску (брякнуться, ляпнуть), эмоционально окрашенные (мальчонка, жарища), слова с переносными значениями (шкаф);
– словообразовательные: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапушка, солнышко); сложные слова, образованные путем повтора (добрый-предобрый);
– морфологические: нет преобладания существительных над глаголами, чаще употребляются местоимения, редко – причастия и деепричастия;
– синтаксические: преобладание неполных предложений, ослабление синтаксических связей между словами.
Разговорный стиль может использоваться в художественном как средство раскрытия характера литературного героя: Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! Глуп ведь как дерево, а попробуй что-нибудь положить, мигом украдет! Ну, чего ты пришел, дурак, скажи, чего? (Н. Гоголь)
Научный стиль употребляется в трудах ученых, цель его – сообщение, разъяснение научных результатов. Этот стиль используется в научных статьях, исследованиях:
Микрофотометр ИФО-451 создан для регистрации плотностей почернения эмульсий спектрограмм, выполненных на фотопластинках или пленках. Прибор применяется в металлургии и кинопромышленности. (Физика в школе. – 2003. – № 1).
Жанры научного стиля: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, лекция, учебник.
Обычная форма речи – монолог.
Признаки научного стиля:
– предварительный отбор языковых средств;
– использование таблиц, графиков, схем, чертежей;
лексические: специальные слова (в том числе термины); слова с отвлеченным значением (пустота, скорость); однозначные слова; заимствованные слова (монография, диссертация);
– логичность изложения, строгая последовательность;
синтаксические: сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь, для чего применяются, например, вводные слова.
Разновидностью научного стиля является научно-популярный – научные статьи, предназначенные для массового читателя.
Официально-деловой стиль – это стиль, который употребляется в официально-деловой сфере, например в переписке граждан с учреждениями. Цель его – информация.
Жанры: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, объявление, протокол, инструкция.
Признаки официально-делового стиля:
– предварительный отбор языковых средств;
– точность, не допускающая другого толкования;
– стандартизированность построения текста (устойчивые обороты: обжалованию не подлежит);
– неличный характер (собирательные существительные, отсутствие глаголов в форме 1-го и 2-го лица);
– предписывающий характер деловых документов;
– отсутствие описания и повествования;
– все документы лишены эмоциональности, поэтому в них отсутствуют изобразительные средства языка;
– лексические: стандартные обороты (довожу до Вашего сведения); специальная терминология (выборы, граждане)’, устойчивые словосочетания неэмоционального характера;
– морфологические: большое количество отыменных предлогов и союзов (в связи, в соответствии)’, употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах) и совершенного (в более конкретных документах: протоколах, актах).
Публицистический стиль – это стиль, главная цель которого – информация с одновременным воздействием на читателя или слушателя:
Почему не поднимите вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы?
Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон (М. Горький).
Жанры: статья в газете, очерк, репортаж, интервью, фельетон, судебная речь.
Признаки публицистического стиля:
– предварительный отбор языковых средств;
– образность;
– эмоциональность;
– оценочность;
– призывность;
– лексические: общественно-политическая лексика (партия, демократия); морально-этические слова и фразеологизмы (сострадание, черное золото); слова в переносном значении;
– морфологические: эмоционально окрашенные частицы, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения;
– синтаксические: несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, повторы.
К средствам выразительности, используемым в публицистическом стиле для придания эмоциональной окраски, относятся эпитеты (выдающийся успех), метафоры (вся страна поднимется для борьбы с неприятелем), сравнения. Эмоциональные средства сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью.
Художественный стиль (стиль художественной литературы) служит для воздействия с помощью созданных образов на чувства и мысли читателя:
Море в гавани было грязно-зеленого цвета. Было шесть часов вечера. На палубе позвонили в третий раз. Пароходный гудок засипел, точно он от простуды не мог выдавить из себя настоящего звука. Наконец ему удалось прокашляться, и он заревел таким низким, мощным голосом, что все внутренности громадного судна задрожали в своей глубине (А. Куприн).
Признаки художественного стиля:
– образность;
– широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты «грязно-зеленого цвета»; сравнения «засипел, точно от простуды»; метафоры «гудок… заревел мощным голосом»; инверсия «от простуды не мог выдавить»).
Все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.
Лексические особенности.
В языке художественной литературы могут употребляться просторечия: Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов (И. Крылов); диалектизмы: «Бульба у нас знатная», – мечтательно произнес Вася (В. Крапивин); слова высокого стиля: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев); жаргонизмы: Она брякнула это, не подумав (А. Русаков).
Морфологические особенности:
– составная форма сравнительной степени прилагательных и наречий (В лесу было более тихо, чем в школе. Сестра более красива, чем брат.);
– использование причастий и деепричастий.
Синтаксические особенности:
– частое использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково дождиком («К. Паустовский);
– частое использование простых предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами: Она оттолкнула его, боясь отца (М. Горький).
ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ: ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ
Все тексты делятся на три смысловых типа: описание, повествование, рассуждение.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека:
Наступила осень. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды (И. Бунин).
Цель описания – показать читателю или слушателю предмет описания, чтобы он наглядно представлял его в своем сознании.
Элементы композиции описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.
Описание природы называется пейзажем, описание человека – портретом.
Описательный текст может быть в форме любого стиля.
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности:
Но вот стрельба стала стихать и затем совсем прекратилась. Черные тени метнулись в сторону, нарвались на наш огонь и исчезли за деревьями. Враг уходил! Закончился этот самый трудный и страшный ночной бой в лесу (М. Фортус).
Повествовательный текст бывает в форме художественного и разговорного стилей.
Художественный повествовательный текст имеет определенное построение – композицию (от лат. composite – сочинение, составление, соединение). Принято выделять: экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку (то, с чего действие начинается), развитие действия, кульминацию (наивысшая точка развития действия), развязку (конец события).
События могут развиваться в хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем
о развязке, а потом о развитии действия.
Повествование может идти от третьего лица, это авторское повествование, или от первого лица.
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие.
Рассуждение строится следующим образом: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Тезис должен быть четко сформулирован и доказуем, аргументы – убедительными. Важно, чтобы между тезисом и аргументами была установлена логическая, смысловая и грамматическая связь (нередко используются вводные слова: во-первых, итак, следовательно):
Русский язык – один из самых великих языков в мире.
Во-первых, он отличается богатством лексики, во-вторых, необыкновенной гибкостью и пластичностью языковых форм, в-третьих, разнообразием стилистических средств.
Итак, прав был А. С. Пушкин, утверждая, что наш язык не только не уступает европейским языкам, а имеет над ними превосходство (А. Дудников).
Рассуждение отличается от описания и повествования более сложным построением предложений (с причастными и деепричастными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи), лексикой (слова, обозначающие отвлеченные понятия: добро, истина).
Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: письма, статьи, доклады, политические выступления.
ТЕСТ
1. Определите функциональный стиль речи данного текста.
Может быть, правы те, кто считает, что подростковый маскарад не нужен?
А вот нужен, утверждают психологи. Причем, чтобы сформировать в человеке такую важную вещь, как жизненные принципы.
А для этого нужна подготовительная стадия, во время которой человек учится разделять принципы своего социума, своей субкультуры. Подростки играют в «серьезные игры». Создавая для них свои собственные правила, они привыкают к правилам вообще: привыкают их принимать, исполнять, их придерживаться. Молодой человек учится быть субъектом морали. Это как пробный полигон, пробное пространство, где тренируется навык иметь какое-то мировоззрение. При этом в субкультурах есть вещи, которые вызывающи и оппозиционны по отношению к общепринятой морали. Но ребенок должен ощутить себя их творцом. Хорошие педагоги убеждены: потребность в негативизме и оппозиционности должна быть удовлетворена.
(Е. Новоселова)
2. Укажите функционально-смысловой тип речи данного текста.
Собираясь идти на экзамен греческого языка, Ваня Оттепелев перецеловал все иконы. В животе у него перекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью. Что-то ему будет сегодня? Тройка или двойка? Раз шесть подходил он к мамаше под благословение, а уходя, просил тетю помолиться за него. Идя в гимназию, он подал нищему две копейки, в расчете, что эти две копейки окупят его незнания и что ему, бог даст, не попадутся числительные с этими тессараконта и октокайдека.
Воротился он из гимназии поздно, в пятом часу. Пришел и бесшумно лег.
– Ну, что? Как? Сколько получил? – спросила мамаша, подойдя к кровати.
Ваня замигал глазами, скривил в сторону рот и заплакал.
(А. Чехов)