Все царевны из русских сказок

full1325190616

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

7be7ea21eb63

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Иван-Царевич на Сером Волке

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

1200181437_17_rus_6

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

c5d3d553180202054a816e0e2f0d8d9ebc81d691975026

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

ss_wep7777

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

c138bee074e5

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

476546_288072167947116_1547316090_o

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…
из

This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/680630.html. Please comment there using OpenID.

Русские сказки про Царевн и о Царевне

  • 11169

    689
    135


    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, …

  • 16873

    2865
    514


    Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

    Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила …

  • 6094

    434
    88


    Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку

    Жил-был, поживал славный царь Горох в своем славном царстве гороховом. Пока был молод царь Горох, больше всего он любил повеселиться. День и ночь веселился, и все другие веселились с ним. – Ах, какой у нас добрый царь Горох! – говорили все. А славный царь Горох слушает, бородку поглаживает, и еще ему …

  • 3522

    243
    46


    Жар-птица и Василиса-царевна

    В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: …

  • 2640

    143
    23


    Царевна-несмеяна

    Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют; живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля! В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. …

  • 3695

    39
    9


    Спящая царевна

    Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: …

  • 8279

    1298
    279


    Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери

    Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года Был он женат и жил в согласье с женою; но все им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство; Он простился с царицей и восемь месяцев ровно Пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он, К царской …

  • 3966

    89
    28


    Сказка о царевне Ясносвете (по Н.А. Некрасову)

    Жил-был царь. Звали его Елисей. Был он очень важный и глупый. И был у царя сын — богатырь и красавец, — храбрый царевич Роман. И задумал Роман жениться. Но где сыскать хорошую жену? Было, конечно, поблизости немало прекрасных невест — дочери соседних царей. Каждая охотно пошла бы за молодого царевича. …

  • 1535

    37
    4


    Ванюшка и царевна

    Жила-была в одной деревне крестьянка Марья. И был у неё сынок Ванюшка. Хороший вырос парень — красивый, здоровый, работящий. Вот приходит он как-то раз к матери и говорит: — Матушка, а матушка. — Чего, дитятко? — Матушка, я жениться хочу. — Так что ж, женись, Ванюшка, женись, ягодиночка. Невест-то всяких …

  • 421

    14
    2


    Иван купеческий сын отчитывает царевну

    В некотором государстве жил-был купец, у него был сын Иван. Выучился Иван грамоте и нанялся к одному богачу в работники; пожил у него три года, получил за все это время жалованье и собрался домой. Идет он дорогою, а навстречу ему нищий плетется — и хром, и слеп, и просит святой милостыньки Христа ради. …

  • 2156

    57
    14


    Иван-царевич и Марфа-царевна

    У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек. Сын царю Иван-царевич был маленький, ходил мимо тюрьмы. Этот старик подкликал его к себе и взмолился ему: — Дай, пожалуйста, Иван-царевич, напиться! Иван-царевич еще ничего не знал — был маленький, …

  • 1234

    174
    20


    Наказанная царевна

    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка. Говорит она раз отцу: — Прикажи, батюшка, кликнуть клич: пусть к нам едут со всех сторон молодцы. Они будут загадки загадывать, а я буду отгадывать. Чьи загадки отгадаю, тому голову рубить. Чьи не отгадаю, за того пойду замуж, …

  • 17143

    490
    93


    Царевна-лягушка

    В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и …

  • 2063

    251
    47


    Сивка-Бурка

    Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: — Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко …

  • 1592

    194
    40


    По щучьему велению

    Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: — Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: — Неохота… — Сходи, Емеля, а то братья …

  • 2178

    134
    38


    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров. — Я хочу пить, — говорит Иванушка. — Не пей, братец, …

  • 674

    10
    1


    Царевна — каменное сердце

    Царь Дадон был очень добрый царь.
    Да только Бог счастья ему не давал.

Автор:

Серия:

Раздел:

Опубликована:

27 июня 2020 года

Три девицы русских сказок — Василиса, Алёнушка и Машенька

В русских сказках мужских имён не так много и самым распространённым из них является Иван. Иван обычно самый младший сын у своего батюшки. Если это царь, то в сказке идет рассказ об Иване-Царевиче, на долю которого выпадает масса испытаний. Если просто человек, то рассказывается о маленьком мальчике Иванушке, попадающем в беду.

А вот женских имён в русских сказках значительно больше, чем мужских. Но в сказках обычно присутствует не более трёх однотипных персонажей. Поэтому здесь мы рассмотрим три самых распространённых сказочных имени: Василису, Алёнушку и Машеньку.

Почему в сказках присутствуют детские и взрослые имена

Для русского народа в старину применялось устное воспитание. Самым маленьким рассказывали детские сказки, в которых обучали жизни, что можно делать, а что нельзя. При этом дети начинали запоминать имена сказочных персонажей.

Как правило, в детских сказках персонажи были следующие: старшая и более ответственная сестра Маша или Алёна, а также непослушный младший братик Иванушка. Заметим, что в детских сказках нет Василисы.

Объяснение этому простое. Если имя мальчика Иванушка — однозначно русское, то с именами девочек не всё так просто.

Алёнушка или Алёна — однозначно русское имя, которое ассоциируется с алым или красным цветом, символизирующим молодость и красоту. Очень часто в сказках имя Алёна заменяется словосочетанием — «красна девица», чтобы тем самым расширить область применения этого имени.

Наряду с именем Иван, ставшим почти нарицательным в сказках, Алёна или Алёнушка, по своему значению, практически с ним сравнивается. Поэтому можно допустить, что имена Иван и Алёна — являются главными, которые требовалось запоминать с самого детства.

Маша или Машенька, также ассоциируется с русским именем, но не совсем. Скорее всего, это девочка или девушка из соседней деревни, расположенной за лесом или рекой, а может быть и в лесу.

В любом случае, это очень храбрая и решительная девочка, которая не побоялась одна пойти в лес к медведям (а может быть наоборот, выйти из леса к русским, которых всегда ассоциируют с медведями).

Маша — девочка из соседнего племени, которое дружит с русскими. Это смелая и решительная девочка, которая не побоялась Бабы Яги и её гусей-лебедей, чтобы спасти своего маленького брата Иванушку.

А вот Василисы нет в детских сказках. Потому что, это иностранное имя, переведённое на русский язык. Василиса — означает царственная, произошедшее от византийского Базилевс, то есть царь.

А маленьким детям рановато было ещё познавать основы государственности. Поэтому в детских сказках исконно русский Иван-Царевич заменялся маленьким мальчиком Иванушкой. Тут главное запомнить имя, и то, что с Иванушкой происходили всяческие приключения.

С возрастом, детям начинали преподносить уже исторические сказки, примерно как школе. К знакомым с детства именам стали добавляться новые сюжеты, в которых зашифровывалась история страны.

Здесь Иванушка становится Иваном-Царевичем. Его старшие сёстры из детских сказок превращаются в самостоятельных и отважных молодых женщин.

Алёнушка — предстаёт во многих сказках, как красная девица.

А Машенька становится взрослой девушкой Марьей, присутствующей во многих сказках.

Если Алёна и Марья не могут быть жёнами Ивана-Царевича, по определению, так как они его сёстры. То на свет появляется девушка, которая, после долгих испытаний, становится женой Ивана-Царевича и русской царевной. Имя её — Василиса, иноземная девица, ставшая русской царевной.

Кто есть кто в русских сказках

Сказка и быль

Обратим внимание на то, что Иван-Царевич и его жена Василиса присутствуют только во взрослых исторических сказках. Им предстоят тяжелые испытания, борьба с главным врагом — Кащеем Бессмертным. Только после перелома иглы, символизирующей кащееву смерть, наступила победа добра над злом и всеобщее благоденствие.

Но это всё сказки, а что же тогда быль?

Начнём с иглы, все знают как она выглядит. Но если иглу многократно увеличить, то этот тонкий и длинный предмет превратится в столб. А если учесть то, что игла несёт в себе негатив, как принадлежность Кащея Бессмертного, то её увеличенным аналогом становится Вавилонский столп.

Мы знаем, что Кащея победили только после того, как была сломана игла. А что же тогда Вавилонский столп?

В русской летописи «Повесть временных лет» есть такие строки:

«И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп;

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.»

У Нестора летописца, в его «Повести» есть данные, с помощью которых мы произвели расчёт и узнали, когда это произошло (расчёт даты события).

О важности события, связанного с разрушением Вавилонского столпа, как иглы злого Кащея, говорят определённые строки в тексте «Повести временных лет». Их мы тоже исследовали, и вот что получилось: (проверка подлинности русской летописи).

В русской сказке «Царевна-лягушка» подробно описано, как Иван-царевич победил Кащея Бессмертного, выручив из плена свою невесту Василису Премудрую. Спустя какое-то время, царевич Иван стал царём, а вот про его жену Василису, стала она царицей или нет, в русских сказках ничего не говорится. Известно только то, что её дочь Василиса Прекрасная осиротела в восьмилетнем возрасте.

Что по этому вопросу было у Рюриковичей

Как известно, у Рюриковичей одно время были славянские имена, которые затем сменились русскими. Причём, начиная с 1389 года и по 1584 год Московской землёй, а в последствии и Русским царством, на протяжении 195 лет правили только Иваны и Василии:

  • Василий I Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) правил с 1389 по 1425 годы (36 лет).
  • Василий II Васильевич правил в общей сложности с 1425 по 1462 годы (37 лет).
  • Иван III Васильевич правил с 1462 по 1505 годы (43 года).
  • Василий III Иванович правил с 1505 по 1533 годы (28 лет).
  • Иван IV Васильевич правил с 1533 по 1584 годы (51 год).

Возможно это и не имеет отношения к русским сказкам, однако эти события происходили на Русской земле.

Что по этому вопросу было у Романовых

Романовы считали себя потомками римских кесарей, поэтому старинным русским именам Ивану и Василию предпочитали другие, но тоже ставшие уже русскими: Пётр, Александр, Николай.

Но одну старинную традицию они всё же сохранили. Как известно, Иван-Царевич женился на иноземной царевне, которую звали Василиса. Каким было настоящее имя «сказочной» Василисы мы узнаем чуть позже. Сейчас главное понять принцип: любая иноземная царевна, становясь женой русского царя, принимала новое имя, соответствующее русской царице.

С Василисой поступили просто, её настоящее иноземное имя перевели на русский язык и всё. И это будет показано ниже.

А теперь посмотрим какие были имена у иноземных принцесс, ставших русскими царицами-императрицами:

  • жёны Петра I Алексеевича:
    • дочь русского боярина — царица Евдокия Фёдоровна Лопухина;
    • литовская крестьянка Марта Самуиловна Крузе — ставшая императрицей Екатериной I Алексеевной;
  • жена Петра III Фёдоровича — немецкая принцесса София Ангальт-Цербстская — ставшая императрицей Екатериной II Алексеевной;
  • жёны Павла I Петровича:
    • немецкая принцесса Августа Гессен-Дармштадтская — ставшая великой княгиней Натальей Алексеевной;
    • немецкая принцесса София Вюртембергская — ставшая императрицей Марией Фёдоровной;
  • жена Александра I Павловича — немецкая принцесса Луиза Баденская — ставшая императрицей Елизаветой Алексеевной;
  • жена Николая I Павловича — немецкая принцесса Фридерика Прусская — ставшая императрицей Александрой Фёдоровной;
  • жёны Александра II Николаевича:
    • немецкая принцесса Максимилиана Гессенская — ставшая императрицей Марией Александровной;
    • русская княжна Екатерина Михайловна Долгорукова — ставшая светлейшей княгиней Юрьевской;
  • жена Александра III Александровича — датская принцесса Мария Дагмар — ставшая императрицей Марией Фёдоровной;
  • жена Николая II Александровича — немецкая принцесса Виктория Гессен-Дармштадтская — ставшая императрицей Александрой Фёдоровной.

Как мы видим, в династии Романовых почти все императрицы были иностранками. И всем им меняли имена на русские. Русским же царицам и княгиням имена оставляли свои.

Примерно таким же образом поступил, в своё время, русский Иван-Царевич, победивший Кащея Бессмертного и женившийся на Василисе Премудрой.

Василиса Премудрая, кем она могла быть?

Для начала напомним, что Василис в русских сказках две:

  • Василиса Премудрая, которая спасалась от преследований Кащея в образе лягушки, и в последствии стала женой Ивана-Царевича и русской царевной;
  • Василиса Прекрасная, осиротевшая в восьмилетнем возрасте девочка, и испытавшая все прелести жизни со злой мачехой. Её отец прожил 12 лет в браке с её мамой, а потом женился ещё раз. В итоге, счастье ей улыбнулось и она вышла замуж за царя.

Имя Василиса, произошедшее от греческого Базилевс и обозначающее царицу, скорее всего нужно искать в Греции. А так как это имя сказочное, то искать его стоит среди греческих мифов. При этом стоит учитывать, что Василиса всё-таки русская царевна, и какие либо русские атрибуты будут не лишними.

В этом плане рассмотрим юную греческую богиню охоты и плодородия Артемиду. Имя этой богини у греков означает как «медвежья богиня» или «медведица». К тому же, она ещё считается покровительницей всего живого.

А при чём тут Василиса спросите вы? Дело в том, что греки любят все подстраивать под себя. Примерно как и русские, которые переводят всё на свой язык. И только римляне сохраняли все имена в первозданном виде. Так проще завоёвывать территории, не нужно путаться в названиях.

Римляне, составляя список своих богов, очень многое переняли у греков. Поэтому без труда находим в римском пантеоне богиню, подобную Артемиде. Её зовут Диана, что в переводе с латинского означает «божественная». Божественная или царственная, в переводе на русский язык, и будет означать — Василиса.

Диана, по всей видимости, учитывая давность событий, была не римской и не греческой царевной, а скорее всего персидской. Ведь она попала в руки вавилонского царя Кащея не просто так. Он знал об её красоте и премудрости, поэтому хотел сделать Диану очередной своей женой.

Девушка всячески противилась этому, даже пряталась от него в дремучих лесах в образе лягушки. Повстречавшись с русским царевичем, она с радостью вышла за него замуж. Но, в результате нарушения маскировки, она попала в плен к Кащею, где провела около трёх лет. Именно столько времени Иван-Царевич вызволял свою Василису из кащеева плена.

Теперь посмотрим, что мы имеем в итоге:

  • Диана, в перводе с персидского означает «посланница здоровья и благодеяния», примерно то же самое, что у греков символизирует Артемида;
  • у римлян Диана — богиня рабов, что намекает на её годы, проведённые в рабстве у Кащея;
  • греческая юная Артемида более подходит к нашей Василисе Прекрасной, молодой девочке, рано потерявшей свою мать; предположим, что Иван-Царевич женился на Василисе Премудрой, и во время свадьбы та попала в плен или рабство к Кащею; три года Иван-Царевич потратил на то, чтобы убить Кащея и освободить свою жену, Василису;
  • жену Ивана-Царевича зовут Василиса Премудрая, за её умение прятаться, а их дочь — Василиса Прекрасная, за красоту; Василису Премудрую Кащей унёс прямо со свадьбы, поэтому родить свою дочь — Василису Прекрасную она смогла лишь спустя четыре года после того, как стала женой Ивана-Царевича, или через год после возвращения из плена;
  • Василиса Прекрасная осиротела в 8 лет, а её отец при этом прожил в браке с её матерью — 12 лет; у девочки Василисы мать была персиянка, а отец — русский, поэтому она вполне могла называться «медведицей» у греков — Артемидой;
  • и хотя римская Диана соответствует греческой Артемиде, греки всё же дают понять в несходстве имени, что Артемида немного не та Диана, хотя они очень близки, примерно как мать и дочь;
  • и ещё один существенный момент, матерью Артемиды была греческая богиня Лето, которая умела превращать людей в лягушек; поэтому не мудрено, что мать Василисы Прекрасной, Василиса Премудрая пряталась от Кащея в образе именно лягушки, а не какого-то другого существа.

Исходя из всех рассуждений, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в русских сказках под именем Василисы Премудрой скрывается персидская царевна Диана, а под именем Василисы Прекрасной — её дочь, возможно названная в честь своей матери — также Дианой. Получается так, что на Руси её зовут Василиса, в Греции — Артемида, и только у римлян по-настоящему — Диана.

Все российские императоры, кроме Петра Первого и Александра Третьего, женились на немецких принцессах. Фамилия Романовы давала понять об их связи с Римом. После падения Римской империи, именно германское государство взяло на себя название — Священная Римская Империя. Вот Романовы и использовали германо-римский вариант.

Ведь именно римская Диана, а не греческая Артемида, ассоциируется с женой Ивана-Царевича — Василисой Премудрой. Потому как Артемида у греков вообще юная девушка, не знающая уз брака.

Может это всего лишь совпадение, кто знает…

Красна девица Алёна — кто она?

Рассказывая о греческом герое Геракле, мы вскользь упомянули о русской девушке, женившей на себе иноземного красавца Сокола-Финиста.

В русской сказке «Пёрышко Финиста Ясна сокола» не упоминается имя героини, а лишь говорится о красной девице. Вполне вероятно — это наша искомая Алёна и есть. Кто-то скажет, ну и что здесь такого? Какое это имеет важное значение?

Вероятно имеет значение, раз в сказках к этому имени Алёна, Алёнушка (не Лена и Елена) привлечено столько внимания.

В статье про Геракла было рассказано о том, что великий князь Святослав имел герб в виде Сокола. И возможно род Сокола — это царский род.

Алёна — русская девушка, не побоявшаяся пойти на поиски своего возлюбленного, за тридевять земель. Для это нужно быть очень смелой и решительной. Мало того, она пошла туда, так она ещё смогла вернулась обратно. Да не одна вернулась, а с женихом — соколом по имени Финист.

В статье «Русские сказки — что в них интересного?» мы рассказывали о структуре Русского царства в старину. И если девушка пошла за тридевять земель, то значит она жила не в провинции. Вышла она из отчего дома, расположенного в столичном регионе.

Если поискать в городе Москве местность, связанную с соколом, то сразу на ум приходит название Сокольники или «Соколиная Гора». Знающие люди скажут, что там в 17-м веке находился Соколиный двор для царской охоты с помощью соколов и кречетов. Отсюда и название, ничего удивительного.

Если смотреть на вещи примитивно, видя только поверхность, тогда всё так. Но тут возникает вопрос, почему тогда, в 17-м веке, охотничий двор был назван не совсем верно, в нарушение русских традиций?

Современное образование конечно даёт многое, оно облегчает общение с иноземцами. Но в нём почти ничего нет о том, как правильно называть места по-русски.

Для этого обратимся к русскому и советскому лингвисту и филологу Льву Васильевичу Успенскому и к его книге «Загадки топонимики». Если всё называть правильно, по-русски, то название охотничьего двора звучало бы так:

  • Соколья Гора — названая в честь птицы сокола;
  • Соколова гора — названная в честь мужчины по имени Сокол;
  • Соколиная Гора — названая в честь женщины, носившей имя, прозвище или фамилию Сокол;
  • Соколихина Гора — названная в честь жены мужчины, которого звали Сокол.

Исходя из русских традиций, местность Соколиная Гора названа в честь женщины, имевшей прозвище Сокол. Вполне вероятно, что этой женщиной была Алёна Сокол, жена Финиста Ясна-сокола.

Не исключено, что именно Алёна и Финист Соколы стали родоначальниками царского рода Соколов. Возможно к этому роду себя причислял киевский великий князь Святослав.

В любом случае сказочная Алёнушка имела большое значение в истории русского народа, раз её имя закрепилось не только в исторических, но и в детских сказках.

Подобно Василисе — Диане, в римской мифологии присутствует богиня, соответствующая нашей Алёне — красной девице. Её зовут Аврора — богиня утренней зари.

Сказание о Русской земле. Русские сказки. Утренняя заря.

Машенька — Мария, что мы знаем о ней?

Перейдя из детских сказок в более взрослые, Машенька из смелой маленькой девочки превращается в грозную царицу — Марью Моревну.

В сказке про Марью Моревну говорится о грозной и решительной царице-колдунье, дочери морского царя. Она взяла в плен Кащея Бессмертного и навела порядок на прилегающих землях. Однако по легкомыслию её мужа Ивана, Кащей вырвался на свободу и с ним потом пришлось опять сражаться.

в статье «Греческий герой Геракл — мифы и реальность» рассказано о женщине-змее, повелительнице целой земли. Эта женщина стала матерью Скифа — родоначальника скифского племени.

В статье говорится о том, что родиной Скифа возможно была Псковская земля. Эту землю в старину населяло племя Чудь. Это не славянское племя, разговаривавшее на своём языке. Однако чудь жила рядом с русью, они часто конфликтовали, но благодаря Ивану Купале, все эти конфликты были сведены на нет. Об этом в статье «Иван Купала и магия чисел».

Марья Моревна — дочь морского царя, женщина воин, колдунья и оборотень — вполне подходит под описание греческого историка Геродота, когда он рассказывает о рождении Скифа от Геракла.

Обратим внимание на то, что в своём описании этого «подвига Геракла», Геродот нарушил все мыслимые и не мыслимые греческие традиции. Ведь в греческих мифах, не говоря уже о пьесах и исторических документах все поименованы, без исключения. У греков даже животные имеют свои имена.

А тут женщина, пусть даже наполовину змея, но ведь это повелительница целой страны, и не имеет имени. Даже у Геродота ничего не сказано про её имя. Получается что сожительница Геракла, мать Агафирса, Гелона и Скифа, оказалась безымянной царицей.

Объяснение этому совсем простое. Дело в том, что греки, как византийцы, являются основоположниками Православия в Христианстве. Киевский великий князь Владимир в 988 году для Руси выбрал именно греческую религию.

В Христианстве не принято называть детей в честь Спасителя — Иисус, а также в честь Его матери Пресвятой Девы Марии — Богородицы.

Можно предположить, что мать Скифа, женщина-змея и повелительница, а также Марья Моревна, дочь морского царя, царица и колдунья — одно и то же лицо. В таком случае, мать Скифа звали — Марией.

Православные греки не могли допустить, чтобы у них, даже в мифах, была  женщина-колдунья с именем Мария. Поэтому из Геродотовской Истории имя женщины-полузмеи просто удалили, оставив её безымянной.

Подобным образом поступили и на Руси, после Крещения на греческий манер.

Реку, названную в честь легендарной повелительницы Чудской земли и матери Скифа — Марии, переименовали в реку Великую, на которой стоит город Псков.

Заключение

В статье мы рассмотрели три сказочных имени: Василису, Алёну и Марию. Вполне возможно, что в далёком прошлом это были известные исторические личности. И русские сказки сквозь толщу столетий, а может и тысячелетий, пронесли эти имена, чтобы сохранить их для потомков.

Выдвинем своё предположение, кем могли быть эти женщины:

  • Василиса (Диана) — жена Ивана Купалы, а также мать ещё одной прославленной Василисы-Дианы (о ней мы тоже как-нибудь расскажем);
  • Алёна — жена Финиста Сокола, а также мать основоположника новой царской династии Роса, давшему имя великой стране Росии (об этом тоже будет рассказ);
  • Мария — мать Скифа, создателя великого воинского народа — скифов, защитников Руси (и об этом в будущем нас ждёт рассказ).

Посмотрим на эти три крейсера Русского императорского флота

Диана

Сказание о Русской земле. Русские сказки. Крейсер Диана

Аврора

Сказание о Русской земле. Русские сказки. Крейсер Аврора.

Паллада

Сказание о Русской земле. Русские сказки. Крейсер Паллада.

В Российской империи, на Балтийском заводе в Петербурге в период с 1901 по 1903 годы было построено три бронепалубных крейсера типа «Диана».

  • «Паллада» — крейсер назван в честь греческой богини Афины Паллады, девы-воительницы, покровительницы городов и государств; обратим внимание на то, что в названии крейсера опущено имя богини Афина; но название корабля Паллада прямо указывает на Афину, главную из богинь Олимпа, женщину-правительницу и воина.
  • «Диана» — крейсер назван в честь римской богини охоты и плодородия Дианы.
  • «Аврора» — крейсер назван в честь римской богини утренней зари Авроры.

На флоте есть традиция, давать кораблям имена людей, прославившиеся в своём Отечестве. А кто-то говорит, сказки всё это.

Возможно заинтересует

  • Все устраивает как пишется
  • Все умеющий как пишется
  • Все уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню сочинение
  • Все уже в прошлом все было как в сказке так не хватает теперь твоей ласки
  • Все у меня будет хорошо рассказ на дзен evgehkap