Все дело было в той атмосфере сказки в которую я погрузился и которая

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) _______ («добрые и светлые чувства» в предложении 26), (Б) _______ («омывается душа» в предложении 27), а также синтаксическое средство  — (В) _______ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство  — (Г) _______ (предложение 32)  — подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1)  риторическое обращение

2)  сравнение

3)  риторический вопрос

4)  ряд однородных членов

5)  эпитеты

6)  противопоставление

7)  метафора

8)  литота

9)  антонимы

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую  — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации)  — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение  — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997 гг.)  — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)__________ („добрые и светлые чувства“ в предложении 26), (Б)__________ („омывается душа“ в предложении 27), а также синтаксическое средство — (В)__________ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство — (Г)__________ (предложение 32) — подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова. (6)Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7)Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Жаров и Безыменский в школьной программе были. Демьян Бедный в программе был. А вот Аксакова — повторяю — не было. Да что школа? Есть ведь литературоведение. Культурный процесс. МГУ. Педагогические вузы с литературными факультетами. Сколько критиков и ученых! Так вот, современный исследователь Аксакова и автор монографии о нем С. Машинский утверждает (цитирую из предисловия к четырехтомному собранию сочинений С. Т. Аксакова, 1955 год): «Трудно найти другого крупного писателя XIX века, творчество которого было бы изучено так недостаточно. Его литературное наследство не собрано, многие произведения, затерянные в современных ему журналах и газетах, не выявлены; не учтены и те произведения, которые не были опубликованы при жизни автора и до сих пор остаются достоянием архивов.

С. Т. Аксаков — трудный для осмысления писатель. К тому же отсутствуют традиции в его изучении. Его имя давно не привлекало к себе внимание исследователей. За советские годы о нем не вышло ни одной книги, даже брошюры».

Парадокс: внимание исследователей имя Аксакова давно уже не привлекало, а в сознании людей существует. Да полно, не привлекало ли? А если .привлекало, почему не исследовали? Не трудность же осмысления, на которую указывает Машинский, отпугивала возможных исследователей. Все-таки, как ни дорог, как ни бесценен для нас Аксаков, признаем, что все-таки — не Шекспир, не Гете, не Бальзак и не Гамсун. «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» неужели так уж трудны для осмысления, что ни один литературовед не дерзнул приблизиться и осмыслить?

Ну вот. В институтской программе, в Литературном институте имени Горького при Союзе советских писателей, Аксакова тоже не было. Но существовал, пока еще не читанный. И не только потому, что во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, то есть в бывшее именьице Аксакова, перешедшее потом к Мамонтову и связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров. И не только потому, что соседствовал с нашим институтом бок о бок Камерный театр (теперь Театр имени Пушкина) и однажды, когда заболел профессор Галицкий (западная литература) и освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошел на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. Пятнадцать шагов — не один ли шаг? Вот именно, сделал один шаг, а проще говоря, шагнул с Тверского бульвара, с асфальтового тротуара, с московской улицы 1946 года, из нашего общежития в подвале, от керосинок и хлебных карточек, от перловой крупы и порошкового киселя, от потоков автомобилей и от душных шашлычных — из всей характерной московской действительности 1946 года шагнул — и очутился как по волшебству совсем в другом мире. Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. Сероватая бумажка театрального билета за десять рублей, то есть за рубль по-теперешнему,- вот и весь чудодейственный талисман, тотчас перенесший меня в иные времена и в иной мир.

Дело не в театральном представлении. Не в первый же раз пришел я в театр? Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время черт знает куда. Дело все было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, завороженный, ошеломленный, ошарашенный, чувствуя, как чем-то теплым и светлым омывается душа.

Уже теперь, просматривая ради статьи разные материалы, связанные с аксаковскими местами, я напал на маленькую заметочку в газете «Южный Урал» за 1963 год под заглавием «В селе, где зацвел «Аленький цветочек». «Давным-давно в высоком бревенчатом доме, стоявшем в центре села на берегу реки Бугуруслан, метался в жару и страдал от бессонницы семилетний Сережа Аксаков. Для усыпления больного призвали ключницу Пелагею, которая славилась в округе как великая мастерица сказывать сказки.

«Пришла Пелагея, — рассказывал много лет спустя С. Т. Аксаков, — немолодая дородная женщина, села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» И родилась чудесная сказка, творчески обработанная затем писателем Аксаковым. Она известна теперь советским ребятам под названием «Аленький цветочек».

Не «в некиим царстве», а на родине ключницы Пелагеи творят в наши дни сказочные дела земляки Аксакова — колхозники сельхозартели «Родина». Одно из них совершилось днями…» Но стоп. Окончание заметочки мы прочитаем попозже, когда дойдем до нужного места в этой статье. Окончание заметочки побережем, нам оно еще пригодится. А пока подивимся тому, как в бугурусланской глуши восемнадцатого столетия, в бревенчатом, действительно, дому, где старший Аксаков (дед) полуграмотен и деспотичен, а бабка после смерти деда тоскует, потому что «некого теперь стало бояться», как чудесно пророс и расцвел там аленький цветочек, если иметь в виду и саму сказку, если иметь в виду и талант, заронившийся в душу Сережи Аксакова. Из низеньких и тесных крестьянских избушек, по самые крыши заносимых буранами, от хлеба да кваса, от крестьянских работ и холщовых рубах какой силы воображение должно было уносить ту же ключницу Пелагею к царствам заморским, к дворцам беломраморным, к садам, цветущим дивными цветами, к яствам душистым, к музыке согласной, к жемчугам окатным, к самоцветам горящим, к фонтанам жемчужным, к одеждам атласным…

Но если разобраться, то это все — атрибуты и антураж, необходимые дежурные аксессуары многих сказок. А что же главное в сказке? Ответить на это нетрудно. Главное в ней — доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: зависть, жадность, себялюбие — не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью. Добром. Благодарностью. Ну, а за этими качествами не надо было ходить ни ключнице Пелагее, ни ее семилетнему слушателю Сереже, ни вообще русским людям в тридевятое царство, в тридесятое государство. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы пророс и расцвел.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на страницах, прочитанных таким методом. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6)Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7)Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

—Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова.

(13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что  мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин…

(32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

                                                                                                                                                         (По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Зайнутдинов Адель (группа 2 уровня)

Литература играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Она формирует мировоззрение и даёт возможность определять истинные моральные ценности.

В данном для анализа тексте автор поднимает проблему влияние  литературы на душу человека. Это проблема является актуальной, так как многие творцы современного искусства преследуют коммерческую цель.  Именно поэтому книги не всегда положительно влияют на сознание человека.  

В. Солоухин на примере воспоминаний  главного героя показывает,  какое  воздействие может оказывать произведения русской классики.  При просмотре спектакля  поставленного по книге С. Аскакова «Аленький цветочек» действующий персонаж испытал бурю эмоций.  Всё дело было в особенности постановки, пробуждающей светлые чувства: «Так резок был контраст, так велико расстояние от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный…». Также главный герой замечает, что благодаря литературе  формируется наша любовь к Родине и воспитываются патриотические чувства.

Автор считает, что классические произведения  оказывают положительное влияние на духовный мир человека. Они  пробуждают в нём тёплые и положительные чувства, которые помогают ясным и оптимистичным взглядом смотреть на окружающий нас мир.

Я полностью согласен с автором. Действительно,  литература очень полезна для человека. Она расширяет кругозор человека, формирует истинные ориентиры, которые придают жизни подлинный смысл.

В качестве аргумента приведу произведение И. Гончарова «Обломов». Один из главных героев, Андрей  Штольц, был очень образованным молодым человеком. Из-за своего  увлечения  в чтении,  в нём сформировались,  такие качества,  как независимость, самостоятельность и уверенность в себе.  Благодаря этому он преуспевал везде и смог обустроить свою жизнь наилучшим способом.

 В качестве ещё одного аргумента приведу  произведение И. Тургенева «Отцы и дети». В результате ознакомления с огромным количеством различной литературы главный герой, Аркадий Базаров, сумел высоко подняться  в социальной структуре общества.  Но из-за чрезмерного пристрастия к научным трудам он стал отрицать  принятые обществом моральные ценности.

Таким образом, литература обладает великой силой. Поэтому люди должны стремиться приобщить себя к прочтению произведений литературы.

до входных театральных дверей), а давали в то утро ‘Аленький цветочек’ Аксакова. Пятнадцать шагов — не один ли шаг? Вот именно, сделал один шаг, а проще говоря, шагнул с Тверского бульвара, с асфальтового тротуара, с московской улицы 1946 года, из нашего общежития в подвале, от керосинок и хлебных карточек, от перловой крупы и порошкового киселя, от потоков автомобилей и от душных шашлычных — из всей характерной московской действительности 1946 года шагнул — и очутился как по волшебству совсем в другом мире. Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. Сероватая бумажка театрального билета за десять рублей, то есть за рубль по-теперешнему,- вот и весь чудодейственный талисман, тотчас перенесший меня в иные времена и в иной мир.

Дело не в театральном представлении. Не в первый же раз пришел я в театр? Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время черт знает куда. Дело все было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, завороженный, ошеломленный, ошарашенный, чувствуя, как чем-то теплым и светлым омывается душа.

Уже теперь, просматривая ради статьи разные материалы, связанные с аксаковскими местами, я напал на маленькую заметочку в газете ‘Южный Урал’ за 1963 год под заглавием ‘В селе, где зацвел ‘Аленький цветочек’. ‘Давным-давно в высоком бревенчатом доме, стоявшем в центре села на берегу реки Бугуруслан, метался в жару и страдал от бессонницы семилетний Сережа Аксаков. Для усыпления больного призвали ключницу Пелагею, которая славилась в округе как великая мастерица сказывать сказки.

‘Пришла Пелагея, — рассказывал много лет спустя С. Т. Аксаков, — немолодая дородная женщина, села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: ‘В некиим царстве, в некиим государстве…’ И родилась чудесная сказка, творчески обработанная затем писателем Аксаковым. Она известна теперь советским ребятам под названием ‘Аленький цветочек’.

Не ‘в некиим царстве’, а на родине ключницы Пелагеи творят в наши дни сказочные дела земляки Аксакова — колхозники сельхозартели ‘Родина’. Одно из них совершилось днями…’ Но стоп. Окончание заметочки мы прочитаем попозже, когда дойдем до нужного места в этой статье. Окончание заметочки побережем, нам оно еще пригодится. А пока подивимся тому, как в бугурусланской глуши восемнадцатого столетия, в бревенчатом, действительно, дому, где старший Аксаков (дед) полуграмотен и деспотичен, а бабка после смерти деда тоскует, потому что ‘некого теперь стало бояться’, как чудесно пророс и расцвел там аленький цветочек, если иметь в виду и саму сказку, если иметь в виду и талант, заронившийся в душу Сережи Аксакова. Из низеньких и тесных крестьянских избушек, по самые крыши заносимых буранами, от хлеба да кваса, от крестьянских работ и холщовых рубах какой силы воображение должно было уносить ту же ключницу Пелагею к царствам заморским, к дворцам беломраморным, к садам, цветущим дивными цветами, к яствам душистым, к музыке согласной, к жемчугам окатным, к самоцветам горящим, к фонтанам жемчужным, к одеждам атласным…

Но если разобраться, то это все — атрибуты и антураж, необходимые дежурные аксессуары многих сказок. А что же главное в сказке? Ответить на это нетрудно. Главное в ней — доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: зависть, жадность, себялюбие — не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью. Добром. Благодарностью. Ну, а за этими качествами не надо было ходить ни ключнице Пелагее, ни ее семилетнему слушателю Сереже, ни вообще русским людям в тридевятое царство, в тридесятое государство. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы пророс и расцвел.

Может, я и сам сторонник возмездия, сторонник прямой силы в борьбе с силами зла. Может, я и сам закричал бы на месте Алеши Карамазова: ‘Расстрелять!’, может, и правы были готы, когда их крестили в воде, что поднимали над головой и оставляли сухой правую руку с мечом, чтобы эта рука оставалась орудием силы и возмездия. Может, и правы были те, кто в детстве нашем вместо стишков, апеллирующих к добрым движениям души, ну, например:

Вечер был, сверкали звезды,

На дворе мороз трещал.

Шел малютка по деревне,

Посинел и весь дрожал.

Шла старушка той деревней,

Увидала сироту,

Приютила и согрела,

И поесть дала ему…

Может, и правильно делали, что вместо этих стишков учили нас читать наизусть: ‘Летят самолеты, строчат пулеметы’, а также песенкам, где фигурировали тачанки, гранаты, матрос Железняк, юные барабанщики, сабли, кони, а позднее и танки с танкистами…

Но не забыть мне той минуты (тех двух часов), когда я случайно зашел в театр на дневной спектакль и почувствовал, как теплым и светлым омылась моя душа, и увидел, как торжествуют простые, но самые драгоценные, конечно, человеческие качества — доброта, благодарность, любовь.

Сам Аксаков так писал своему сыну Ивану: ‘Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем, со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совершенно забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки, а как она войдет в состав ‘Дедушкиных рассказов’, то я принялся реставрировать эту сказку’.

‘Во множестве разного хлама’ он нашел не просто кучу обломков старой сказки, но драгоценный алмаз, а еще вернее — живой, волшебный аленький цветочек, и вот уже больше ста лет достаточно одного прикосновения к нему, как и в собственном хламе (преимущественно в щебенке) мы обнаруживаем вдруг живые драгоценные ростки, которые способны даже и зацвести, если их обогреть и полить и создать для них соответствующий климат.

Я потом не раз ходил смотреть ‘Аленький цветочек’ в Театре имени Пушкина. И однажды встретил в зрительном зале — кого бы вы думали? — актера этого же театра, замечательного русского советского актера Бориса Петровича Чиркова. А как мы были с ним (подлаживаясь под стиль Аксакова) немного знакомы, то я и высказал свое удивление.

— И вы будете еще много раз ходить на этот спектакль, независимо от своего возраста. Может, еще и стариком придете когда-нибудь. Каждый возраст находит в этой сказке себе отраду. Бессмертная и красивая сказка. А главное — добрая.

Подобное чудодействие производят и остальные (главные) произведения Сергея Тимофеевича Аксакова. Надо ли говорить, что в тот год, уезжая на каникулы в деревню, я захватил с собой тяжелый однотомник этого писателя. Тут-то и состоялась моя долгожданная с ним настоящая встреча.

Аксаков своими корнями уходит в восемнадцатый век. И неудивительно. Успел девять лет пожить в восемнадцатом веке (1791 год рождения), да надо еще иметь в виду, что старое столетие, сохраняя инерцию, не сразу, не в один год уступило свою атмосферу новорожденному девятнадцатому. Да надо еще иметь в виду, что атмосфера нового века не сразу распространилась из обеих столиц до Самары, до Уфы, до Оренбургских степей.

Удивительно другое, а именно то, что, уходя корнями (и лексикой) в восемнадцатый век, Аксаков своими ветвями достигает до нас, и, дотрагиваясь до этих ветвей, мы видим, что это не какой-нибудь омертвевший сушняк и хворост, а живые полнокровные ветви.

Вращаясь среди литераторов-профессионалов, то есть среди по крайней мере квалифицированных читателей, убеждаешься на их опыте, если не доверять только своему, что не все теперь легко и с удовольствием, а тем более с наслаждением перечитывается. Если в двадцатый раз можно с первозданным увлечением перечитывать ‘Капитанскую дочку’, вообще прозу Пушкина, включая даже ‘Путешествие в Арзрум’, или ‘Героя нашего времени’, то ‘Юрия Милославского’ или ‘Князя Серебряного’ можно перечитать, только употребив над собой власть. Страшно подумать, но уже большая часть Тургенева перечитывается без живого и трепетного увлечения и что просвещенные романы Чернышевского не хотят перечитываться, хоть тресни…

Да что там классика! Я недавно хотел перечитать ‘Бруски’ и еще кое-что из современной им и сопутствующей прозы и потерпел фиаско. Да что — умершие корифеи? Я недавно взял для интереса несколько романов живущих еще писателей… Ну да ладно, не то в предмете нашей статьи. Я хотел сказать лишь, что Аксаков с его почти допушкинской лексикой читается сегодня так же живо, сохраняя для нас все то же очарование и обаяние, как и сто лет назад. Тут какой-то секрет, какая-то загадка, непонятное волшебство художника, тут кудесничество, которое нельзя объяснить никаким психологическим анализом.

Известно, что молодежь овладевает теперь скоростным методом чтения. Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. Есть у меня еще одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах.

Переспрашиваю, экзаменую — схватила. И вот даю для эксперимента

Задания 1 — 7.


8     Определите слово, в котором пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную
букву.

в.негрет

предл.гать

хв.стливый

б.рюзовый

расст.лающий

Комментарий. Выполняя задание, нужно исходить из того, что корни
бывают с проверяемыми  гласными, с
непроверяемыми гласными (словарные слова) и с чередующимися гласными. Если
сомневаетесь в правильности ответа, проверьте себя: исключите слова с
чередованиями (предлагать, расстилающий), словарные слова (винегрет,
бирюзовый). Останется одно слово: хвастливый
хва́стать. Оно и является ответом.

Ответ: хвастливый

9     Определите ряд, в котором в обоих словах в
приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную
букву.

и.гнание,
ра.чертить

пр.бабка,
с.жаление

пр.ображение,
пр.забавный

и.полнение,
бе.грамотный

пре.посылка,
о.гадать

Комментарий. Выберите слова, которые относятся к одному правилу,
если трудно сразу дать ответ.

Изгнание, расчертить, исполнение, безграмотный
— это слова на правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с. Зависит
написание от звонкости-глухости первого звука корня. Перед глухим пишем -с,
перед звонким -з.

Ещё слова на одно правило: преображение, презабавный. Здесь приставка зависит от смысла:

презабавный — в значении очень;

преображение — в значении пере-: перемена.

Это и есть ответ.

Что касается остальных слов: прабабка, сожаление, предпосылка, отгадать. Приставки со-, пред-, от- не имеют
вариантов написания. Приставка пра-
употребляется в словах, называющих предков и явления, связанные с ними: прадед,
праславянский, праотцы, пращуры, прародители. По аналогии образовано «правнук»,
«правнучка».

Ответ: преображениепрезабавный

10   Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё.

пирож.к

горяч.

размеж.вка

еж.нок

парч.вый

Комментарий. Задание относится к правилу написания -о, -ё после
шипящих. Условие выбора зависит от части речи и морфемы. В нашем случае все
пропущенные буквы находятся в суффиксе под ударением.

Пирожок,
ежонок, размежёвка — существительные. В суффиксах всех существительных пишется
-о, кроме отглагольных (размежёвка —
размежевать).

Парчовый
— прилагательное. В суффиксах прилагательных пишется -о, кроме отглагольных.

Горячо — наречие. Во всех наречиях пишется -о. Исключение: ещё.

Ответ: размежёвка

11   Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле.вший

дыш.шь

невид.мый

обид.вший

движ.мый

Комментарий. Задание требует знания спряжений глагола. В задании
1 глагол (дышишь) и 4 причастия. Знаем, что глагол «дышать» относится ко
II спряжению
(исключение). Значит, в личных окончаниях единственного числа пишется -и.

Чтобы определить правописание причастий,
нужно отделить действительные от страдательных. Заклеивший, обидевший —
действительные, в них перед суффиксом -вш- пишется та же буква, что и в глаголе
прошедшего времени перед суффиксом -л-, так как они образуются от этих глаголов:
заклеил — заклеивший, обидел — обидевший.

Движимый
— от устаревшего глагола «движити». Невидимый
— от глагола
II спряжения.

Ответ: обидевший

12   Определите предложение, в котором НЕ со
словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.
Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места,
составить какую-то коллективную телеграмму.

2.
В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без
шин.

3.
Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо
освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4.
На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая
путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе
краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись:         «Перелыгино».

Комментарий. Здесь требуется знание слитного и раздельного
написания не- с разными частями
речи. Для каждой части речи своё правило. Выделим те предложения, где одна и та
же часть речи с не-. Это предложения
2, 3:

не освещённой чем?(лампочкой)

как долго?(годами) не вытираемое.

В обоих случаях есть зависимые от
причастия слова — пишем раздельно.

В предложении 1 — не- с деепричастием.
Пишем раздельно: не сходя.

В предложении 4 — не- с наречием. Это местоимённое
наречие совсем. Они пишутся раздельно с не-.

В предложении 5 не- с прилагательным.
При этом есть наречие меры и степени вовсе (совершенно, абсолютно). Пишется
слитно.

Ответ: непонятную

13   Определите предложение, в котором оба
выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым
крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как
этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже
представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли
догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6.
Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

Комментарий. Требуется правильно написать слова, которые имеют
двоякое написание в зависимости от ситуации. Нам нужно выбрать предложение, где
оба слова пишутся слитно. Исключим те слова, которые всегда пишутся раздельно.
В течение — 1е предложение, во всём — 2е, если бы — 4е.
Остаются предложения 3, 5, 6.

Обратим внимание на те слова, которые
повторяются. В предложениях 3, 6 повторяется слово от того / оттого. Разберёмся
со смыслом. В 6м предложении мы имеем придаточное предложение
причины (оттого что в дверь
позвонили). Написание союза мы знаем: оттого что (аналогично — потому что).
Союз тоже пишется слитно (аналог и). Оба слова пишутся слитно.

Ответ: оттоготоже

14   Укажите
все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых
перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

Комментарий. Задание требует знания написания -н-, -нн-, что
зависит от части речи в первую очередь. Мы имеем

два прилагательных: (1)стеклянных — исключение, пишется -нн-; (4)серебряные — пишем -н-;

два причастия: (2)инкрустированных
— при наличии в причастии или прилагательном буквосочетаний -ованн, -ёванн
пишем -нн-; (3)подсвечены — краткое причастие, пишем -н-.

Ответ: 12

15   Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений,
в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.
Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и
у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу
осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды
Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь
сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5.
Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

Комментарий. Мы подошли к пунктуации. Чтобы расставить знаки
препинания, нужно понять структуру предложения.

В 1м предложении однородные
дополнения соединяются сочинительным союзом «как…, так и», перед второй
частью которого ставится запятая. Здесь одна запятая в ряду однородных членов.

Предложения 2 и 4 похожи тем, что в них
по два ряда однородных членов, соединённых союзом и:

(2)ходит и
развешивает — однородные сказуемые; по кустам и травам
— однородные обстоятельства места;

(4)пытаюсь и не могу —
однородные сказуемые; цветов и оттенков — однородные дополнения.

Запятая не нужна.

3е предложение простое с
тремя однородными подлежащими: Лебедь, Рак да Щука. Союз
да в значении союза и, не повторяется. Здесь одна запятая в ряду однородных
членов.

5е предложение простое с
тремя однородными дополнениями, без союзов: солнцу,
теплу, травке.

Ответ: 13

16   Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на
парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во
Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

Комментарий. Предложение простое с обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом (цифра 1), обособленным определением,
выраженным причастным оборотом (цифры 2, 3). Второй причастный оборот
(купленной во Владикавказе) не обособляется перед определяемым словом
(колбасы).

Ответ: 123

17   Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2)
будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

Комментарий. Сложносочинённое предложение, в каждом из простых
есть вводные слова (1, 2 — по мнению специалистов, 3, 4 — наоборот).

Ответ: 1234

18   Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1)
в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и
светлые чувства.

Комментарий. Сложноподчинённое предложение с однородным
соподчинением. Перед первым придаточным ставим запятую, а перед вторым — нет,
так как оно присоединяется к предыдущему союзом и.

Ответ: 1

19   Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1)
и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4)
которая просто кишит рыбой.

Комментарий. Сложное предложение с подчинительной и
сочинительной связью. Перед союзом (1)и ставим запятую. Этот союз присоединяет предложение (и вы можете
провести его у реки). Перед союзом (2)если не ставим запятую, так как в главном предложении есть указательное
местоимение то. Перед ним ставим
запятую(3). Перед союзным словом которая ставим запятую(4).

Ответ: 134

Жаров и Безыменский в школьной программе были. Демьян Бедный в программе был. А вот Аксакова — повторяю — не было. Да что школа? Есть ведь литературоведение. Культурный процесс. МГУ. Педагогические вузы с литературными факультетами. Сколько критиков и ученых! Так вот, современный исследователь Аксакова и автор монографии о нем С. Машинский утверждает (цитирую из предисловия к четырехтомному собранию сочинений С. Т. Аксакова, 1955 год): «Трудно найти другого крупного писателя XIX века, творчество которого было бы изучено так недостаточно. Его литературное наследство не собрано, многие произведения, затерянные в современных ему журналах и газетах, не выявлены; не учтены и те произведения, которые не были опубликованы при жизни автора и до сих пор остаются достоянием архивов.

С. Т. Аксаков — трудный для осмысления писатель. К тому же отсутствуют традиции в его изучении. Его имя давно не привлекало к себе внимание исследователей. За советские годы о нем не вышло ни одной книги, даже брошюры».

Парадокс: внимание исследователей имя Аксакова давно уже не привлекало, а в сознании людей существует. Да полно, не привлекало ли? А если .привлекало, почему не исследовали? Не трудность же осмысления, на которую указывает Машинский, отпугивала возможных исследователей. Все-таки, как ни дорог, как ни бесценен для нас Аксаков, признаем, что все-таки — не Шекспир, не Гете, не Бальзак и не Гамсун. «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» неужели так уж трудны для осмысления, что ни один литературовед не дерзнул приблизиться и осмыслить?

Ну вот. В институтской программе, в Литературном институте имени Горького при Союзе советских писателей, Аксакова тоже не было. Но существовал, пока еще не читанный. И не только потому, что во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, то есть в бывшее именьице Аксакова, перешедшее потом к Мамонтову и связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров. И не только потому, что соседствовал с нашим институтом бок о бок Камерный театр (теперь Театр имени Пушкина) и однажды, когда заболел профессор Галицкий (западная литература) и освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошел на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. Пятнадцать шагов — не один ли шаг? Вот именно, сделал один шаг, а проще говоря, шагнул с Тверского бульвара, с асфальтового тротуара, с московской улицы 1946 года, из нашего общежития в подвале, от керосинок и хлебных карточек, от перловой крупы и порошкового киселя, от потоков автомобилей и от душных шашлычных — из всей характерной московской действительности 1946 года шагнул — и очутился как по волшебству совсем в другом мире. Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. Сероватая бумажка театрального билета за десять рублей, то есть за рубль по-теперешнему,- вот и весь чудодейственный талисман, тотчас перенесший меня в иные времена и в иной мир.

Дело не в театральном представлении. Не в первый же раз пришел я в театр? Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время черт знает куда. Дело все было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, завороженный, ошеломленный, ошарашенный, чувствуя, как чем-то теплым и светлым омывается душа.

Уже теперь, просматривая ради статьи разные материалы, связанные с аксаковскими местами, я напал на маленькую заметочку в газете «Южный Урал» за 1963 год под заглавием «В селе, где зацвел «Аленький цветочек». «Давным-давно в высоком бревенчатом доме, стоявшем в центре села на берегу реки Бугуруслан, метался в жару и страдал от бессонницы семилетний Сережа Аксаков. Для усыпления больного призвали ключницу Пелагею, которая славилась в округе как великая мастерица сказывать сказки.

«Пришла Пелагея, — рассказывал много лет спустя С. Т. Аксаков, — немолодая дородная женщина, села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» И родилась чудесная сказка, творчески обработанная затем писателем Аксаковым. Она известна теперь советским ребятам под названием «Аленький цветочек».

Не «в некиим царстве», а на родине ключницы Пелагеи творят в наши дни сказочные дела земляки Аксакова — колхозники сельхозартели «Родина». Одно из них совершилось днями…» Но стоп. Окончание заметочки мы прочитаем попозже, когда дойдем до нужного места в этой статье. Окончание заметочки побережем, нам оно еще пригодится. А пока подивимся тому, как в бугурусланской глуши восемнадцатого столетия, в бревенчатом, действительно, дому, где старший Аксаков (дед) полуграмотен и деспотичен, а бабка после смерти деда тоскует, потому что «некого теперь стало бояться», как чудесно пророс и расцвел там аленький цветочек, если иметь в виду и саму сказку, если иметь в виду и талант, заронившийся в душу Сережи Аксакова. Из низеньких и тесных крестьянских избушек, по самые крыши заносимых буранами, от хлеба да кваса, от крестьянских работ и холщовых рубах какой силы воображение должно было уносить ту же ключницу Пелагею к царствам заморским, к дворцам беломраморным, к садам, цветущим дивными цветами, к яствам душистым, к музыке согласной, к жемчугам окатным, к самоцветам горящим, к фонтанам жемчужным, к одеждам атласным…

  • Все главы рассказа звездочка
  • Все главные герои в рассказе капитанская дочка
  • Все герои сказки щелкунчик и мышиный король
  • Все герои сказки чиполлино
  • Все герои сказки черная курица или подземные жители