Художественные эпитеты в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- белешенька земля
- гость желанный
- тяжелешенько вздохнула
- ломлива
- тихомолком расцветая
- румяней и белее
- черноброва
- мать брюхатая
- черной зависти
- глушь лесную
- светлой горнице
- с лежанкой изразцовой
- красная девица
- зеленого вина
- люблю сердечно
- пес проклятый
- наливное, молодое, золотое … яблочко
- жалко смотрит,
- грозно воет
- свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
- алым губкам
- белы руки
- тиха, недвижна стала
- мертвою царевной
- горести душевной
- тиха, свежа лежала
- пустую гору
- поклон земной
- доброй вести
- красну солнцу
- теплою весной
- круглолицый, светлоокий (про месяц)
- месяц ясный
- ветер могуч
- ветер буйный
- речкой тихоструйной
- во тьме печальной
- изумленными глазами
- беседуя приятно
Сказка о царе Салтане
- крещеный мир
- тихонько заскрыпела
- красная девица
- пир честной
- царицей молодой
- честные гости
- кровать слоновой кости
- Государевой жене
- добра коня
- неведому зверюшку
- царева возвращенья
- законного решенья
- Допьяна поят
- суму пустую
- гонец хмельной
- Тайно бросить
- царску волю
- злую долю
- синем небе
- синем море
- горькая вдовица
- волна гульлива и вольна
- морские камни
- широком поле
- Дуб зеленый
- добрый ужин
- тугой лук
- снурок шелковый
- лук дубовый
- Тонку тросточку
- Стрелкой легкой
- дело лихо
- Клёв кровавый
- Гибель близкую
- могучий избавитель
- частыми зубцами
- белыми стенами
- святых монастырей
- Оглушительный трезвон
- Хор церковный
- колымагах золотых
- Пышный двор
- Княжей шапкой
- раздутых парусах
- знакомом острову
- Город новый златоглавый
- крепкою заставой
- Чорнобурыми лисами
- славного Салтана
- душой печальной
- бег дальный
- текучих вод
- Лебедь белая
- князь прекрасный
- день ненастный
- желанная страна
- грустной думой
- остров крутой, не привальный, не жилой
- пустой равниной
- дубок единый
- Чудный остров
- Подмигнув лукаво
- орешки не простые
- скорлупки золотые
- чистый изумруд
- Распроклятая мошка
- Чудо чудное
- двор широкий
- елкою высокой
- честном народе
- хрустальный дом
- донскими жеребцами
- путь далек
- Усмехнувшись исподтиха
- Море вздуется бурливо
- шумном беге
- красавцы удалые
- Великаны молодые
- молвить справедливо
- Гости умные
- витязи морские
- братья родные
- Славный город
- вод морских
- Тяжек воздух
- сама-то величава
- Старой бабушки
- Пораздумай путем
- душою страстной
- царевною прекрасной
- вздохнув глубоко
- белой груди
- милой матушке
- Дочь послушную
- иконой чудотворной
- главою покорной
- лазоревой дали
- Матушка родная
- княгиня молодая
- Незнакомой стороне
- веселый пир
Сказка о попе и о работнике его Балде
- Толоконный лоб
- рано поднялся
- Служителя не слишком дорогого
- служить славно, усердно, исправно
- вареную полбу
- русский авось
- поповом доме
- думает частенько
- срок близенько
- Ум догадлив, повадлив
- Верный работник
- оброк полный
- проклятое племя
- положенного срока
- великая помеха
- голодный котенок
- меньшего брата
- ближний лесок
- бесенок молоденек, слабенек
- берегу морскому
- братец любимый, родимый
- поглядывает боком
- Балдову победу
- сивая кобыла
- Бедненький бес
- Глупый бес
- Бедный поп
- приговаривал с укоризной
Сказка о рыбаке и рыбке
- синего моря
- ветхой землянке
- травой морскою
- непростою рыбкой, золотою
- Голосом человечьим
- Дорогой откуп
- ласковое слово
- великое чудо
- По-нашему говорила
- пуще старуха бранится
- кирпичною, беленою трубою
- дубовыми, тесовыми вороты
- черной крестьянкой
- столбовою дворянкой
- Не спокойно синее море
- Высокий терем
- собольей душегрейке
- Парчовая кичка
- золотые перстни
- красные сапожки
- усердные слуги
- вольною царицей
- целое царство
- поведут поневоле
- сидит она царицей
- царские палаты
- заморские вины
- пряником печатным
- грозная стража
- грозная царица
- взашеи затолкали
- старый невежа
- владычицей морскою
- черная буря
- сердитые волны
- проклятою бабой
- глубокое море
Сказка о золотом петушке
- тридевятом царстве
- тридесятом государстве
- славный царь
- был грозен он
- Наносил обиды смело
- ратных дел
- старого царя
- Страшный вред
- Многочисленную рать
- лихие гости
- Золотого петушка
- верный сторож
- всё мирно
- сидеть смирно
- силы бранной
- беды незваной
- высокой спицы
- Страшным шумом
- Им невмочь
- надгробного кургана
- высоких гор
- шелковый шатер
- безмолвии чудесном
- ущелье тесном
- Рать побитая
- страшная картина
- протоптанной траве
- кровавой мураве
- тяжким стоном
- Всяким яством
- парчовую кровать
- Покорясь безусловно
- силой ратной
- девицей молодой
- сарачинской шапке белой
- Весь поседелый
- Старый друг
- чин боярский
- конюшни царской
- Усмехнулся умильно
- легкий звон
- Добрым молодцам
«У лукоморья…»
- дуб зеленый
- Златая цепь
- кот ученый
- неведомых дорожках
- невиданных зверей
- курьих ножках
- брег песчаный и пустой
- видений полны
- витязей прекрасных
- вод ясных
- дядька морской
- грозного царя
- верно служит
- русский дух
Сказка о медведихе
- весенней теплою порою
- утренней белой зорюшки
- лесу дремучего
- бурая медведиха
- милыми детушками
- белой березою
- малых детушек
- глупых медвежатушек
- он догадлив
- сыру землю
- медвежия шуба
- медведя чернобурого
- брюхо белое
- Вдовца печального, горемычного
- Веселой игры
- большому боярину
- звери большие
- зверишки меньшие
- зубы закусливые
- глаза завистливые
- торговый гость
- жирный хвост
- Зайка беленький, серенький
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СКАЗКАХ ПУШКИНА
ВВЕДЕНИЕ
Цель: исследование эпитетов в сказках Пушкина
Актуальность. В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, все прочнее закрепляется в ней молодежный сленг. Предметом чтения все чаще становятся не великие произведения русской литературы, а тексты, размещенные в Интернете. Что делает нашу речь богатой? На этот вопрос мы будем искать ответ в лучших образцах нашей литературы, а именно, в сказках А.С. Пушкина.
Тема исследовательской работы «Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Задачи:
- Изучить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
- Выявить наличие эпитетов.
- Классифицировать эпитеты
- Определить роль эпитетов в сказке.
- Определить роль эпитетов в нашей речи.
Объект: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Предмет: эпитеты
Гипотеза. Если мы исследуем эпитеты в сказках А.С. Пушкина, то докажем, что эпитеты являются главным выразительным средством создания художественного образа.
Методы исследования:
— теоретический (анализ, классификация, сопоставление)
— эмпирический (наблюдение, изучение)
— практический (составление презентации)
— эксперимент
- В школьном словаре литературоведческих терминов дается следующее толкование эпитета. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Известный лингвист Д.Э. Розенталь дает такое определение.
«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»
Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Существуют разные классификации эпитетов. Одна из них следующая.
Виды эпитетов:
1) постоянные;
2) оценочные;
3) описательные;
4) эмоциональные;
5) сложные.
2.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
2.1.Как и к каждому из нас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в ноябре 1833 г. в Болдине. Основой для этого произведения послужила народная сказка. Фольклорный вариант был записан Пушкиным в Михайловском. Многое роднит авторскую сказку с народной: сюжет, герои, язык. Одним из выразительных средств, заимствованных Пушкиным из народной сказки, является эпитет.
2.2Постоянные эпитеты появились в сказках Пушкина из устного народного творчества.
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга
Рано утром гость желанный
День и ночь так долго жданный
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной
Ты волнуешь сине море…
Отвечает ветер буйный…
Люди добрые живут…
В руки яблочки взяла
К алым губкам поднесла
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Такие эпитеты мы видим во многих русских народных сказках и песнях. Помним их с детства и употребляем в своей речи.
Следующий ряд эпитетов относится к авторским. Именно эти выразительные средства придают неповторимость языку произведения, создают яркие поэтические образы.
2.3.Описательные эпитеты
Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…
Читая эти строки, мы ярче представляем внешность царицы. А вот как Пушкин описывает молодую царевну:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Эпитеты помогают нам увидеть образы семи богатырей:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
С помощью эпитетов автор рисует некоторые предметы. По сюжету сказки царица, желая быть «всех милее, всех румяней и белее», решила погубить молодую царевну. В дом богатырей была отправлена черница, которая должна была угостить царевну яблоком, напитанным ядом. Вот как описано это яблоко:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит..
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Как же не отведать такое яблоко! И царевна не устояла. В одном ряду с описательными эпитетами мы видим реже встречающийся сложный эпитет —румяно-золотисто.
2.4.Оценочные эпитеты
Изображая царевну, автор использует помимо постоянных эпитетов и свои. За ними кроется авторское отношение к героине, эти эпитеты раскрывают истинный характер царевны. Внешней красоте противопоставлена зависть, жестокость, себялюбие.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Далее автор прямо выражает свое отношение к героине в следующих строчках:
Черт ли сладит с бабой гневной?
Богатыри изображены как былинные герои – добрые, сильные, благородные. Это сближает сказку Пушкина с народной. Однако у авторской сказки есть отличия, одно из них – использование авторских оценочных эпитетов:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять…
Доброе отношение семи богатырей к молодой царевне мы видим в следующих строках:
Братья милую девицу
Полюбили.
Нежную любовь Елисея к своей невесте тоже помогают передать оценочные эпитеты:
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
2.5.Эмоциональные эпитеты
Передают авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям. Так, мы видим эмоциональное отношение автора к царице, отрицательной героине сказки:
Делать нечего. Она
Черной зависти полна…
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая…
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела…
Совершенно противоположные чувства испытываем мы, когда читаем строки о положительных героях сказки. Здесь автор использует другие эмоциональные эпитеты:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Раз царевна молодая
Милых братьев поджидая…
Печаль по поводу смерти царевны передает другой ряд эпитетов:
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный…
Исследуя эпитеты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», мы позволим себе провести небольшой эксперимент. Выберем отрывок из сказки, в котором встречаются эпитеты, например:
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Попробуем убрать все эпитеты. Как изменится этот отрывок?
Год прошел как сон,
Царь женился на другой.
Уж и впрямь была царица:
И умом и всем взяла…
Во-первых, нарушается ритмический строй отрывка. Во-вторых образ новой царицы стал размытым, схематичным. Мы уже не можем уловить характер героини, не чувствуем отношение автора к ней. Утрачена поэтичность отрывка.
- Таким образом, исследование эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина привело к следующим выводам.
- Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;
- придают художественную, поэтическую яркость речи;
- обогащают содержание высказывания;
- выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
- подчёркивают его индивидуальный признак;
- создают живое представление о предмете;
- оценивают предмет или явление;
- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Если бы в нашем языке не было эпитетов, мы не имели бы возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Скучным, серым и однообразным казался бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.
4.Список литературы
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Школьный словарь литературоведческих терминов.
- Мир сказок А. С. Пушкина: — Санкт-Петербург, Московские учебники и Картолитография, 2009 г.- 232 с.
Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»
Наиболее известные сказки А.С,Пушкина:
Песнь о Вещем Олеге
Сказка о золотом петушке
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
У лукоморья дуб зелёный
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.
Средства выразительности в сказке:
Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ».
Олицетворение :
Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.
пушки … кораблю пристать велят,
… он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.
Рассмотрим всю лексико — синтаксическую систему авторской образной речи сказки.
Средства выразительности русского языка
Эпитеты
Олицетворения
Сравнения
Гипербола
Метафоры
Эпитеты:
- крещеный мир
- тихонько заскрыпела
- красная девица
- пир честной
- царицей молодой
- честные гости
- кровать слоновой кости
- Государевой жене
- добра коня
- неведому зверюшку
- царева возвращенья
- законного решенья
- Допьяна поят
- суму пустую
- гонец хмельной
- Тайно бросить
- царску волю
- злую долю
- синем небе
- синем море
- горькая вдовица
- волна гульлива и вольна
- морские камни
- широком поле
- Дуб зеленый
- добрый ужин
- тугой лук
- снурок шелковый
- лук дубовый
- Тонку тросточку
- Стрелкой легкой
- дело лихо
- Клёв кровавый
- Гибель близкую
- могучий избавитель
- частыми зубцами
- белыми стенами
- святых монастырей
- Оглушительный трезвон
- Хор церковный
- колымагах золотых
- Пышный двор
- Княжей шапкой
- раздутых парусах
- знакомом острову
- Город новый златоглавый
- крепкою заставой
- Чорнобурыми лисами
- славного Салтана
- душой печальной
- бег дальный
- текучих вод
- Лебедь белая
- князь прекрасный
- день ненастный
- желанная страна
- грустной думой
- остров крутой, не привальный , не жилой
- пустой равниной
- дубок единый
- Чудный остров
- Подмигнув лукаво
- орешки не простые
- скорлупки золотые
- чистый изумруд
- Распроклятая мошка
- Чудо чудное
- двор широкий
- елкою высокой
- честном народе
- хрустальный дом
- донскими жеребцами
- путь далек
- Усмехнувшись исподтиха
- Море вздуется бурливо
- шумном беге
- красавцы удалые
- Великаны молодые
- молвить справедливо
- Гости умные
- витязи морские
- братья родные
- Славный город
- вод морских
- Тяжек воздух
- сама-то величава
- Старой бабушки
- Пораздумай путем
- душою страстной
- царевною прекрасной
- вздохнув глубоко
- белой груди
- милой матушке
- Дочь послушную
- иконой чудотворной
- главою покорной
- лазоревой дали
- Матушка родная
- княгиня молодая
- Незнакомой стороне
- веселый пир
Сравнения:
,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.» ,,А сама-то величава, выступает будто пава» ,, Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих как день ненастный“.
Метафоры:
бездну вод — в глубокую воду
край долины — далеко в долину
грезы ночи — ночные мечты, видения или сны
маковки церквей — купол у церкви
по равнинам Окияна — по морю
Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне»
1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?
2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.
Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление
Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.
Гипербола — художественное преувеличение.
Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными:
“… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др.
Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов:
Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др.,
которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.
Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города:
Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…
Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия:
Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),…дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости.
Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.
Также огромно разнообразие литературных эпитетов:
C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.
Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями:
«Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.»
Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).
Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев:
“ Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.
Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».
Оценим наши знания
За каждый правильный ответ 2 балла
Вопрос -ответ
1. Сказка – это фольклорное произведение?
2. Какие признаки фольклора тебе известны?
3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?
4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие?
р
6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.
А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!