Автор разработки: Ляшенко Мария Васильевна
Место работы: гимназия РУТ (МИИТ)
Должность: учитель русского языка и литературы
ПУНКТАЦИЯ
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с лёгкостью читал с листа незнакомые произведения.
2)Чай с душистым мёдом был особенно вкусен и мы долго просидели за чисто выструганным белым столиком в саду.
3)Картины и вазы и другие детали интерьера отражали утончённость вкуса её хозяина.
4) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
5) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Снег ложился на деревья и кусты на скамейки и дорожки.
2) Выглянуло яркое солнце и вспыхнули засветились резвые ручейки.
3) От дома и от деревьев и от голубятни побежали далеко длинные тени.
4) По отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его общем культурном уровне но и о характере его духовных ценностей.
5) Лица присутствующих выражали не то страх не то беспокойство не то недовольство.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) поросшим осокой (4) полям.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вертлявая речушка (1) петлявшая по лугам (2) в это весеннее половодье разлилась необычайно широко (3) затопив (4) рощу и луг.
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Татьяна(1)милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж(2) отдала судьбу свою.
Погибнешь(3)милая; но (4)прежде(5)
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты (6)
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде(7) перед тобой
Твой искуситель роковой.
(Александр Пушкин)
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
За свою (1) в сущности (2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и (3) среди них (4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра – «большое стихотворение».
10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дай (1) Джим (2) на счастье (3)лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай(4) Джим(5)на счастье (6)лапу мне.
Пожалуйста(7) голубчик(8) не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь(9) ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь (10)ты, что жить на свете стоит.
(Сергей Есенин)
11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.
12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Давно я искал случая познакомиться с Вами (1) потому что (2) сердечно уважаю тех людей (3) знаменитые имена (4) которых (5) гремят по всему миру.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я не знаю (1) было ли это в действительности так (2) и (3) нет ли вымысла в рассказанной мне поэтической новелле (4) но всё же мне очень хочется (5) чтобы всё это было правдой.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.
19. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уральские горы — уникальный для нашей страны природный объект — пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны. (2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. (6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка — гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Ямантау находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.
20. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — он ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками — такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса — один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело−голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.
22. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
(по Л. Гроссману)
Тестовая часть
№ |
Правильный |
1 |
52 |
2 |
32 |
3 |
14 |
4 |
21 |
5 |
12 |
6 |
1 |
7 |
123 |
8 |
13 |
9 |
12 |
10 |
124578 |
11 |
2 |
12 |
12 |
13 |
2 |
14 |
13 |
15 |
124 |
16 |
1234 |
17 |
145 |
18 |
123 |
19 |
13 |
20 |
24 |
21 |
34 |
22 |
23 |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Д.И.Фонвизин «Недоросль».
А.С.Грибоедов Торс от ума».
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Я памятник себе воздвиг…
М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»; стихотворения: «Смерть поэта», «Бородино», «Родина».
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души».
А.И.Герцен «Былое и думы» (избранные главы).
И.С.Тургенев «Бирюк», «Ася».
Н.А.Некрасов «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».
Л.Н.Толстой «После бала», «Детство» (отдельные главы). В.Г.Короленко «Парадокс», «Огоньки»,
А.П.Чехов. «Хамелеон»,
М.Горький «Детство» (главы), «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Вами Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
Л.Андреев, А.П.Платонов (1 рассказ на выбор). Произведение о Великой Отечественной войне (А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, Ф.А. Абрамова и др. 2-3 на выбор).
Произведение об отношении к природе, миру (Е.И. Носова, Ф.И. Абрамова, Ю.В. Бондарева).
Стихотворения о Родине (1-2 на выбор).
ОБРАЗЕЦ ДИКТАНТА.
У моря.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пришли к морю. Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они УХОДИЛИ все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее…
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудесной сказки.
198 слов.
М. Горький.
За основу взят тренировочный вариант №27183161
Тренировочный вариант №27183161 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс с ответами
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Начало XX века обозначило собой наступление эры телевидения. […] поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году. В 50-е годы, когда в стране началось бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино.
Сегодня с Останкинской телебашни осуществляют вещание 20 радио и 20 телевизионных передатчиков. С башни сигнал принимают 8 спутников «Орбита», которые помогают донести новости для всех зрителей в стране. Телебашня является одним из самых интересных туристических объектов Москвы. На Останкинской телебашне семь уровней. На разных уровнях высоты (147, 269, 350 м) находятся смотровые площадки. С площадок можно увидеть всю Москву и даже ближайшее Подмосковье.
Часть пола изготовлена из особо прочного стекла— во время экскурсии возникает ощущение свободного «парения» в воздухе. Под смотровой площадкой на седьмом уровне расположен ресторанный комплекс «Седьмое небо». Столики в залах стоят на круговой платформе со стеклянными ограждениями. Платформа медленно вращается, и посетители получают дополнительную возможность любоваться прекрасным видом столицы. Высота телебашни— 540 метров. В Европе и Азии Останкинская башня остается самой высокой. Она входит в Международную Федерацию высотных башен.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Использование числительных придает тексту достоверность, написание числительных цифрами характерно для публицистического стиля.
2) Основной функцией приведенного текста является информирование.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (вещание, телесигнал).
4) Цель текста — представить в образной форме проблему с целью эстетического воздействия.
5) Текст событийный, его речевая особенность— большое количество глаголов и кратких причастий (построена, началось, возведена) и цепочечное развитие действия.
2. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НАЧАЛО
1) Первый момент или первые моменты какого-н. действия, явления. Начало работы. Начало учебного года. Положить начало.
2) Исходный пункт, исходная точка. Начало главы. Начало улицы. Вести своё начало от чего-нибудь (происходить от чего-нибудь).
3) Первоисточник, основа, основная причина (книжн.). Организующее начало. Сдерживающее начало.
4) мн. Основные положения, принципы (какой-нибудь науки, учения). Начала химии.
5) мн. Способы, методы осуществления чего-нибудь. Организовывать дело на новых началах. На общественных началах (о чьей-нибудь работе, деятельности: безвозмездно).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
освЕдомиться, Оптовый углУбить квартАл отозвалАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Он был склочный, МЕЛОЧНЫЙ, высокомерный, себялюбивый.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
Площадь исследования, поиска достаточно обширна, а потому некоторые варианты могут быть приведены, но на практике не всегда использоваться в том значении, которое дано в словаре.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице быстро ВЫЗДОРОВИТ несколько МАНДАРИНОВ хорошие ДОКТОРА ярких ГЕОРГИНОВ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Все, кто приезжал в Волгоград, приходили на Мамаев курган.
2) Директор малого предприятия самостоятельно занимался подбором кадров и их руководством.
3) На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви цветущей вишни и
готовые облететь одуванчики.
4) Ничто, даже начавшийся дождь, не мог помешать нашей прогулке.
5) В посёлке интересовались и верили всему необычному.
6) Согласно древнерусской «Повести временных лет» княгиня Ольга была
родом из Пскова.
7) Кажется, что облако превратилось в смотрящее на тебя чудовище с высоты.
Одинокий пассажир обращал на себя внимание не только приличной скромностью костюма, но и отсутствием багажа.
9) С Ростова мы вернулись поздним вечером.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) промахнуться, ворсистый (плед), роптать
2) развеваться (на ветру), занимательный, стелить
3) эстетический, оправдание, усложнить (жизнь)
4) напряжение, выжегший, равнинный
5) уплотнять (снег), укоротить (рукава), (на) плаву
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..дания (старины), пр..терпеть (лишения), пр..поднёс
2) воз..меть, под..грать, дез..нформация
3) ра..дуть (пламя), ..брошенный (с балкона), бе..жалостный
4) с..язвить, об..езженный, воб..ю (гвоздь)
5) поз..вчера, р..списные (вазы), н..право
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отрасл..вой, мах..нький
2) раскра..вай, опрометч..вый
3) оранж..вый, син..ватый
4) присва..вать, высме..вающий
5) ткан..вый, лист..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) ропщ..т, слыш..щий
2) замысл..вший, надломл..нный
3) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)
4) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)
5) обожа..мый, муч..мый (угрызениями совести)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кругом стоит удивительная, ничем (НЕ)НАРУШАЕМАЯ тишина.
Во влажном воздухе витал (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ запах приближающейся весны.
Ни один восход (НЕ)БЫВАЕТ похож на другой.
(НЕ)ДОЖДАВШИСЬ брата, я ушел.
(НЕ)ЗНАЮЩИЙ меры будет горевать и в богатстве.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт.
Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое— НИ(ЗА)ЧТО не откушу.
Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо.
Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал.
(ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.
В моей комнате есть железная кровать с никелирова(1)ыми шишечками, стари(2)ая тумбочка, на ней глиня(3)ый кувшин с цветами, на стене тка(4)ый коврик ― по морю-окияну плывут лебеди, на берегу стоит Бова Королевич.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Влад (1) наконец (2) добрался до берега реки, сел на траву и стал смотреть вдаль, пытаясь (3) очевидно (4) что-то разглядеть на противоположном берегу.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ранним утром(1) когда багровое солнце только начинало подниматься над горизонтом (2) когда синий туман (3) ещё лежал в долине(4) по которой протекала река (5) когда узкий серп убывающего месяца (6) ещё не исчез с небосклона (7) к лесу потянулись первые подводы.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест. (По А. П. Чехову)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени. (4)От прочих строений того же типа этот дом отличался только одним: четыре с половиной века назад в нём родился величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо. (5)Потом нам показали похожий домишко, где некогда жила девушка, примечательная лишь тем, что она нравилась молодому Шекспиру. (6)А в конце подвели к церкви, внутри которой похоронен автор «Гамлета».
(7)Я не мог не восхититься тем, как трогательно и тщательно хранят в Стратфорде память о своём гениальном земляке. (8)Но наш гид, местный уроженец, быстро развеял мои иллюзии. (9)Улыбнувшись, он сказал, что современники и соседи поэта имели весьма приблизительное представление о его литературных занятиях. (10)И в церкви Шекспир был похоронен не как гений, а как примерный и достаточно щедрый прихожанин. (11)Я не мог в это поверить.
— (12)А почему же тогда сохранили его дом и даже жилище любимой девушки?
(13) Гид пожал плечами:
— (14)А зачем их рушить? (15)Мы вообще стараемся ничего без крайней надобности не ломать.
(16)Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: (17)«Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет». (18)А тысячелетняя Москва лишь редкими островками застройки подтверждает малую часть своего возраста… (19)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (20)Только не ценим мы её.
(21)Нельзя сказать, что нынче наши люди родную старину совсем не берегут. (22)Что осталось — понемногу реставрируют. (23)Особнячки, построенные лет двести назад, продают банкам или схожим конторам с обязательством сохранить фасад. (24) Но вот однажды проезжаю я мимо очень красивой церквушки в Филях. (25) Розово-белая, с высокой тоненькой колокольней в центре, она украшена причудливой барочной лепниной. (26)Величавые купола — один в центре, на колокольне, и четыре по краям — радостно сияют сусальным золотом. (27)Останавливаюсь, чтобы получше её рассмотреть, захожу внутрь. (28)Прочитав табличку перед входом, узнаю, что церковь эта стоит там с конца семнадцатого века.
(29)И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? (30)Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? (31)И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что — а зачем рушить? (32)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (33)Но до нас ещё не дошло, что крестьянские избы, кособокие сараюшки и баньки по-чёрному — тоже памятники старины, которые хранят вещественную память о наших бабушках, дедушках и более дальних предках.
(По Л. A. Жуховицкому*.)
*Леонид Аронович Жуховицкий (род. 5 мая 1932 г.) — русский писатель, публицист, педагог.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению рассказчика, англичане пренебрежительно относятся к старине.
2) Англичане сохранили дом Шекспира в память о великом мастере пера.
3) Церковь в Филях—единственная из оставшихся старинных зданий в Москве.
4) Нельзя сказать, что современные люди родную старину совсем не берегут. 5) Крестьянские избы могут быть памятниками старины.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 19 – 20 представлено рассуждение.
2) Предложения 25-26 содержат описание.
3) В предложениях 27 -28 представлено повествование.
4) Предложение 33 раскрывает суждение, высказанное в предложении 32 текста.
5) В предложениях 2 — 4 представлено рассуждение.
24. Из предложений 1–3выпишите слово в переносном значении.
25. Среди предложений 7–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Публицистические произведения Л. A. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведёт беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие лексические средства выразительности, как (А)___ («нынче» в предложении21, «дошло» в предложении 32), а также синтаксические средства, например (Б)____ (предложения 3, 33). В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь: (В)_____ «следы времени» (предложение 3), «островками застройки» (предложение 18). Встречается и такой стилистический приём, как (Г)______ (предложения 32, 33).
Список терминов:
1) книжная лексика
2) метафора
3) ряды однородных членов
4) разговорная лексика
5) синонимы
6) вводные слова
7) антитеза
гипербола
9) литота
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру — иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 1235
2 именно
3 1
4 оптовый
5 восполнить
6 исследования/поиска
7 выздоровеет
8 95374
9 13
10 15
11 234
12 34
13 неповторимый
14 насчётничего
15 34
16 23
17 1234
18 34
19 12457
20 1234
21 23
22 – 45
23 – 123
24 – следы
25 – 11
26 – 4327
Проблемы
1. Проблема бережного отношения к старине.
2. Проблема ответственности человека перед будущими поколениями.
Позиция автора
1. Узнавать свою историю можно по памятникам зодчества, которые нужно беречь и восстанавливать, ведь без прошлого не может быть настоящего, а значит и будущего.
2. Каждый человек ответственен за то, что останется после него. Наше варварство по отношению к своей истории, своей культуре вряд ли станет предметом для гордости за нас наших детей. Нужно задуматься об этом, пока не поздно, и с полной ответственностью перед будущими поколениями сделать всё возможное для сохранения и преумножения истинных ценностей.