Все герои рассказа детство темы

«Детство Тёмы» читательский дневник

«Детство Тёмы» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 458.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 458.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Детство Тёмы» – автобиографическая повесть Н. Г. Гарина-Михайловского, в которой автор увлекательно описывает свои мечты, все радости и печали, пережитые им в детстве.

Краткое содержание «Детство Тёмы» для читательского дневника

ФИО автора: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Название: Детство Тёмы

Число страниц: 192. Николай Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Издательство «Махаон». 2014 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1892 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Тёма – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.

Николай Семёнович Карташёв – отец Тёмы, генерал в отставке, строгий, жёсткий человек.

Аглаида Васильевна Карташёва – мать Тёмы, добрая, мягкая, мудрая женщина.

Иванов – лучший друг Тёмы, умный, начитанный мальчик.

Вахнов – главный задира в классе Тёмы.

Данилов и Касицкий – друзья Тёмы, с которыми он собирался уехать в Америку.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Отец Тёмы в прошлом был военным и воспитывал Тёму так, как когда-то воспитывали его самого: строго и жёстко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тёма случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тёма запомнил эту порку на всю жизнь.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тёма, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Важным событием в жизни Тёмы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тёма старался во всём подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе по очереди Иванова, Тёму и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тёма назвал имя виновного, в то время как Иванов молчал до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тёма потерял своего друга.

Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.

Тёма стал так плохо учиться, что завалил переводные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

План пересказа

  1. Методы воспитания Тёмы.
  2. Случай с цветком.
  3. Спасение Жучки.
  4. Тяжёлая болезнь.
  5. Поступление в гимназию.
  6. Дружба с Ивановым.
  7. Предательство Тёмы.
  8. Дружба с Даниловым и Касицким.
  9. Покорение Америки.
  10. Тёма заваливает экзамены.
  11. Исправление отметок.

Главная мысль

Все события в детстве: и хорошие, и плохие – формируют личность человека.

Чему учит

Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.

Отзыв

Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой и преданностью, с предательством и несправедливостью.

Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы

Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы.

Пословицы

  • Овощи видно по рассаде, человека с детства.
  • Детство — время золотое.
  • Большая заслуга – выручить в беде друга.
  • Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.

Что понравилось

Понравилось, как Тёма отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Фи Фи

    10/10

  • Собака-Про Собакин

    10/10

  • Селджан Кулиева

    10/10

  • Дмитрий Белов

    10/10

  • Валерия Кузнецова

    10/10

  • Artem Hardplay

    9/10

  • Настя Бирюкова

    9/10

  • Евгений Яцынов

    10/10

  • Елена Дорофеева

    8/10

  • Viki Livon

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 458.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 6.2к. Опубликовано 04.10.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Детство Темы» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты

Очень краткий пересказ повести «Детство Темы»

Главный герой повести – мальчик Тема, старший сын отставного генерала. Тема воспитывается в условиях строгости и физического наказания за любой проступок. Мать – образованная личность, не приемлет воспитательных мер отца, и всячески заступается за сына.

Повесть начинается с истории о любимом цветке главы семейства. Мальчик, случайно сломав растение, не может признаться в содеянном поступке, боясь очередного наказания. Спустя много лет, уже взрослый мужчина, вспоминает о боли и ненависти к отцу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Тема  – мальчик отличается своей добротой, впечатлительностью и любознательностью.
  •  Николай Семенович Карташов  – отец семейства, суровый, властный и жесткий человек.
  •  Аглаида Васильевна Карташова  – мать семейства, мягкая, добрая и чуткая женщина.
  •  Зина  – сестра Темы, хорошо учится в школе, и часто конфликтует с братом.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  •  Таня  – выполняет функции горничной, которой Тема доверяет больше всех.
  •  Махнов  – одноклассник мальчика, главный задира, поступки которого приводят к неблагоприятным последствиям.
  •  Иванов  – еще один одноклассник главного героя, очень умный и начитанный мальчик.
  •  Касицкий и Данилов  – лучшие друзья Темы, с которыми он проводил все свободное время.

Краткое содержание повести «Детство Темы» по главам

I. Неудачный день

Новый день не задался с самого утра. Тема, побежав гулять с друзьями, случайно задевает цветок и он ломается. Это растение является любимым у отца, и мальчик знает, что последует серьезное наказание. Но пока родителей нет дома, можно отсрочить расправу. Оседлав коня, он падает и больно ударяется, далее очередной раз ссорится с сестрой.

II. Наказание

Наказанием за разбитый цветок, была хорошая порка мальчика. Мать, как всегда пыталась защитить, и объяснить, что можно словами все решить. Но отец, как всегда, был непреклонен.

III. Прощение

Затаив обиду, Тема отказывается от еды. Вечером, когда мама готовила мальчику ванну, она принесла ему кусочек хлеба. Аглаида Васильевна попыталась объяснить сыну, что если бы он сразу признал свою вину, жестокого наказания и не произошло.

IV. Старый колодезь

Случайно мальчик узнает, что кто-то бросил его собаку в колодец. Рискуя собственной жизнью, Тема спасает пса. От перенесенного стресса, спаситель заболевает, и находиться сам на волосок от смерти.

V. Наемный двор

Для скорейшего выздоровления, мальчику было позволено пойти на улицу с друзьями. Оказавшись на чужом дворе, Тема чуть не попал под копыта быка. Его вовремя спасает мясник, который за оплошность, надирает ему уши. Затаив обиду, герой разбивает мужчине лицо. Мать в недоумении от поступка сына, а отец – принимает сторону Темы.

VI. Поступление в гимназию

Для поступления в гимназию, герою купили красивую форму, которую украли, пока он купался в море. Пришлось в короткие сроки шить новый костюм. Отношения с одноклассниками у Темы не заладились с первого дня. Главным врагом становится – задира Махнов.

VII. Будни

Тема вместе с сестрой учатся в одной школе. Мальчик занимается с неохотой и получает плохие отметки за поведение, а Зина выполняет все задания на отлично. Махнов, продолжает дразнить, больного учителя по немецкому.

VIII. Иванов

Мальчик сближается с прилежным и ответственным учеником – Ивановым. Они становятся друзьями, а Тема старается подражать во всем новому приятелю. После смерти преподавателя по немецкому языку, на его место приходит новый учитель.

IX. Ябеда

После очередной прокази над новым учителем, Тему и его друга, вызывают к директору. Он рассказывает, что Махнов подложил иглу на стул преподавателя. Задиру отчисляют за проделки, Иванова за то, что он знал и промолчал.

X. В Америку

Подружившись с Касицким и Даниловым, Тема разрабатывает план, чтобы уехать в Америку. Ребята копят деньги на дорогу, но планы рушатся из-за предстоящих экзаменов.

XI. Экзамены

Соврав родителям, о проблемах с учебой, мальчик не сдает сразу три предмета. Договорившись о пересдаче, они настаивают на серьезном отношении к урокам. Мальчик решает покончить с собой и глотает таблетки. Но ничего серьезного не случается, и он садится за книги. Хорошо подготовившись, Тема сдает все хвосты по предметам.

XII. Отец

Болезнь отца прогрессирует, и он в последнее время становится мягче с родными, и даже рассказывает Теме о своей службе. В скором времени, старший Карташов из-за своего недуга, совсем слег, а на утро его не стало.

Кратко об истории создания произведения

«Детство Темы» является одной из цикла автобиографических повестей, написанной в 1892 г. Данная книга рассказывает о непростых годах детства самого Гарина – Михайловского.

В истории повествуется о постоянных жестких воспитательных мерах отца, многочисленных порках и неприглядных поступках героя. Мать, настроенная на более интеллигентное и мягкое воспитание, объясняла, что нельзя убивать в сыне человеческого достоинства. В 1990 г., по книге «Детство Темы», был снят фильм.

Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского

Автор: Николай Гарин-Михайловский.

Название произведения: «Детство Тёмы».

Число страниц: 200.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тёма.

Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.

Характеристика главных героев:

Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.

На протяжении повести взрослеет и меняется.

Характеристика второстепенных героев:

Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.

Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.

Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.

Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.

Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.

Краткое содержание повести «Детство Тёмы»

В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.

Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.

Поэтому отец высек сына и строго наказал.

Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.

Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.

После этого Тёма долго болел.

Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.

Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.

Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.

В гимназии у него сразу всё не сложилось.

Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.

Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.

Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.

Он сдружился с Косицким и Даниловым.

Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.

Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.

Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.

Он успешно сдал экзамены.

Вскоре отец мальчика заболел и умер.

Детство закончилось.

План повести:

  1. Самый худший день.
  2. Порка.
  3. Пропавшая Жучка.
  4. Спасение собаки.
  5. Игры с деревенскими.
  6. Украденный мундир.
  7. Первые дни в гимназии.
  8. Проказы Вахнова.
  9. Предательство.
  10. Муки совести.
  11. В Америку!
  12. Отравление.
  13. Успехи в учёбе.
  14. Смерть отца.

Основная мысль произведения «Детство Тёмы»

Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.

Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.

Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.

Чему учит повесть

Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.

Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.

Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.

Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.

Герой повести часто оказывался в сложном положении.

То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.

Но он рос и менялся и его характер.

В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.

Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.

Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.

Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.

Стать лучше.

Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.

Мне нравится главный герой повести.

Это открытый, романтичный, честный мальчик.

У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.

Он учится на ошибках, и это замечательно.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.

А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.

Пословицы к произведению:

  • Смелый поступок — половина спасения.
  • Богатством родителей не гордись — учись.
  • Дружба — как стекло: разобьёшь — не сложишь.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Ошибайся, да сознавайся.

Словарь неизвестных слов:

  • Пустырь — запущенное, заросшее место.
  • Сирота — ребёнок, у которого нет родителей.
  • Помещики — владельцы загородного поместья.
  • Ябеда — тот, кто жалуется.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.

– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.

– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.

– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?

Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.

– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?

Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:

– Э, так нельзя!

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:

  • «Тема и Жучка»
  • «Волшебница Ашам»
  • «Хитрая девочка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Жанр: повесть

Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика

  1. Тема. 8-12 лет. Ленивый, безалаберный мальчик, смелый, добрый, легкомысленный. Стал хорошо учиться.
  2. Карташев Николай Семенович. Отец Темы. Строгий, имеющий смутные знания о воспитании. Бывший военный генерал. Любит сына.
  3. Аглаида Васильевна. Мать Темы. Добрая, честная, умная женщина.
  4. Зина. Его старшая сестра. Живая и озорная девочка, любопытная.

План пересказа повести «Детство Темы»

  1. Много неприятностей
  2. Исчезновение Жучки
  3. Жестокое наказание
  4. Прощение
  5. В колодце
  6. Болезнь
  7. На наемном дворе
  8. Мясник и камень
  9. Украденный мундир
  10. Подстава на уроке
  11. Директор
  12. Суровые будни
  13. Новый товарищ
  14. Предательство
  15. Побег в Америку
  16. Провал на экзаменах
  17. Отравление
  18. Пересдача
  19. Смерть отца

Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сломав цветок, Тема совершил много проступков и был наказан ремнем.
  2. Он спас из колодца Жучку и долго болел, а потом стал играть с дворовыми.
  3. Тема поступил в гимназию, и в первый день его чуть не выгнали.
  4. В гимназии Тема учился плохо, его наказывали, а однажды он наябедничал на товарища.
  5. С друзьями он пытался сбежать в Америку, а потом срезался на экзаменах.
  6. Тему перевели в третий класс, но его отец заболел и умер.

Главная мысль повести «Детство Темы»
Осознание своих недостатков верный путь к победе.

Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.

Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.

Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.

Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:

Глава 1. Неудачный день

Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.

Глава 2. Наказание

Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.

Глава 3. Прощение

Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.

Глава 4. Старый колодезь

Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.

Глава 5. Наемный двор

Тема выздоровел лишь к осени. И его стали отпускать играть на наемный двор. Это был грязный пустырь, где жила голытьба.
Тема целыми днями носился с местными ребятишками, рылся в мусорных кучах и слушал рассказы о мертвецах.
Когда Тема стал ругаться последними словами за столом, его решили оставить дома, но вскоре снова отпустили на пустырь. Однажды Тема проиграл деньги, которые брал в долг, и ему пришлось просить отдать их маму, но та довольно легко отнеслась к этой истории.
Прошел год. Теперь мальчишки больше бегали на море и помогали рыбакам. Однажды они зашли на бойню, и вырвавшийся бык едва не убил Тему. Мясник вытащил мальчика, но надрал ему уши. А Тема в отместку бросил в мясника камень.
Дело пришлось улаживать отцу Темы, но дав мяснику на водки, отец сказал, что мальчик поступил верно. Но мама высказала Теме, что он очень грубый.

Глава 6. Поступление в гимназию

В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.

Глава 7. Будни

Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.

Глава 8. Иванов

Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.

Глава 9. Ябеда

Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.

Глава 10. В Америку

Некоторые ученики жалели Тему, представляя какие он муки испытал. И к нему пересели Косицкий и Данилов. Тема сдружился с ребятами, и Данилов даже покатал их на лодке.
У ребят созрел план сбежать в Америку. Для этого пришлось копить деньги, и Тема похудел.
План был прост. Дождаться подходящего корабля, и пристать к нему прямо в море, чтобы никто не спрашивал паспорта. А значит надо было построить свою лодку.
Всю зиму мальчики самозабвенно работали и весной лодка была готова. Тема учился все хуже и его ждал второй год. Но матери, родившей еще одного ребенка, было не до сына.
И вот пароход был выбран и час отбытия назначен. Рано утром ребята сели в лодку и погребли в море. Они встали на пути парохода, стали стрелять из револьвера и подняли белый флаг.
Но пароход прошел мимо, на нем решили, что мальчики желают им удачи.
Разочарованные ребята вернулись и стали думать, как выдержать экзамены.

Глава 11. Экзамены

Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.

Глава 12. Отец

Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.

Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Название: «Детство Тёмы»

Жанр: Повесть

Тема произведения: Детство

Число страниц: 192

Главные герои и их характеристики:

  1. Тёма – энергичный, эмоциональный, балованный, резвый, неусидчивый непоседа, любящий животных и изучающий мир
  2. Отец Тёмы – строгий, мудрый
  3. Мама Тёмы – милосердная и добрая

О чем произведение:

В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.

Сюжет — краткое содержание:

Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.

Понравившийся эпизод:

Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.

План произведения для пересказа:

  1. Цветок и проказы
  2. Наказание и помилование
  3. Спасение собаки
  4. Долгая болезнь
  5. Поступление в гимназию и сложности в учёбе
  6. Друг Иванов и товарищи Данилов и Касицкий
  7. Пересдача заваленных экзаменов и конец детства

Главная мысль:

Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.

Чему учит эта повесть:

Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.

Новые слова и выражения:

Мошка – мелкое двукрылое насекомое

Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель

Пословицы к произведению:

У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.

Посеешь привычку — вырастишь характер.

Детство — время золотое.

Родительское слово мимо не молвится.

Другие читательские дневники здесь

Пример сочинения №1

«Детство» – это автобиографический рассказ Н. Гарина-Михайловского. Писатель на примере собственного детства рассказывает о методах воспитания и становлении личности.

Главный герой книги – активный и умный мальчик, рос слегка взбалмошным, но добрым и чутким. Вырос в благополучной семье, много времени проводил с учителями и няньками. Ему не хватало детских шалостей, поэтому он часто убегал из под надзора для игр с другими детьми. 

Поведение и характер главного персонажа обусловлены семейной обстановкой. Родители любили мальчика, но каждый по своему. Николай Семенович – отставной военный, который требовал армейской дисциплины от малолетнего сына. Избыточная нагрузка и требовательность «дала» обратный эффект.

Аглаида Васильевна, мама мальчика, была чуткой и понимающей женщиной. Она старалась сглаживать «военные» замашки мужа. Женщина понимала, что ее непоседливый сын ранимый и любящий.

«Детство Темы» – рассказ, главные герои которого на собственном примере учат справедливости, благородству и вниманию. Произведение Николая Гарина-Михайловского может выступать в качестве учебного пособия родителям и интересной поучительной книги детям.

Пример №2

детство темы главные герои

Познавательный рассказ Гарина-Михайловского учит признавать ошибки и с достоинством принимать вину. Основная мысль произведения ярко раскрывается в главном персонаже и его отце.

В начале книги автор знакомит нас с главным героем. Тема – слегла шаловливый, но очень умный и непоседливый ребенок. По случайности он ломает цветок, над которым долгое время трудился его отец. Мальчик решает скрыть свое «преступление», но вся правда быстро выходит наружу. За вранье его наказывают.

Николай Семенович – отставной военный. Дисциплина и порядок являются важными показателями воспитания малолетнего сына. За провинность отец прибегает к физическому наказанию. Свою неправоту мужчина осознает во время болезни. Николай Семенович сближается с Темой, они часто разговаривают.

Поучительная история автора повествует о чести и благородстве, о дружбе и семейной любви. Родителям важно прислушиваться к желаниям ребенка, чтобы он чувствовал себя любимым и защищенным.

Содержание

  1. Кратко о персонажах
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея рассказа

«Детство Темы» – это известная книга Гарина-Михайловского о детстве 8-летнего мальчика по имени Тема. Он рос в семье строгого отца и гуманной матери, считавшей рукоприкладство неприемлемым в воспитании. По мере взросления мальчик учится отвечать за свои действия и поступать по совести. В этой статье можно прочитать краткое содержание книги по главам. Всего в произведении их двенадцать, и каждая из глав описывает определенный этап из жизни ребенка.

Кратко о персонажах

В кратком содержании крылатого рассказа «Детство Темы» представлено несколько действующих лиц:

  • Тема – восьмилетний мальчик с добрым сердцем и пылким нравом, чье детство описывает автор. Он не может сидеть на месте и часто совершает шалости;
  • Николай Карташев – генерал в отставке, отец главного героя. Мужчина старается воспитывать сына в строгости и порядке;
  • Аглаида Карташева – мать Темы, добрая женщина. Она считает, что между родителями и детьми должно быть понимание;
  • Зина – сестра главного героя, которая часто конфликтует с братом. Несмотря на это, она прилежная ученица;
  • Таня – горничная, с ней у Темы доверительные отношения;
  • Махнов – одноклассник Темы и главный задира в классе. Его проступки приводят к самым неожиданным последствиям;
  • Иванов – начитанный и хорошо воспитанный мальчик;
  • Касицкий и Данилов – друзья главного героя, с которыми он проводил много времени.

Пересказ тезисно

Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.

Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.

Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.

Позже главный герой завел дружбу с 2-мя одноклассниками. Из-за проблем с экзаменами мальчик почти вылетел из гимназии, но позже сдал все на «отлично».

Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.

Краткое содержание по главам

Глава 1. Неудачный день
День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть. На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал. В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.

С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.

Глава 2. Наказание
По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.

Глава 3. Прощение
Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.

Глава 4. Старый колодезь
От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.

Краткое содержание Гарин-Михайловский «Детство Темы»

Тема и Жучка сидят возле старого колодца, из которого мальчик вызволил свою собаку

Глава 5. Наемный двор
Чтобы сын смог скорее поправиться, Карташевы отпустили его поиграть с ребятами из наемного двора. Этот двор генерал сдавал еврею. Тема часто проводил время с соседскими мальчишками и за год сильно окреп физически и духом. Однажды Тема забрел в чужой двор и чуть не попал под копыта свирепого быка. Подоспевший вовремя мясник спас его, напоследок надрав мальчику уши. Главный герой затаил большую обиду на мясника и вскоре отомстил: он бросил камень в обидчика и разбил ему лицо. Мать сильно расстроилась и была зла на сына, отец же, напротив, принял сторону мальчика.

Глава 6. Поступление в гимназию
Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.

Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.

Глава 7. Будни
Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.

Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.

Глава 8. Иванов
Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.

Глава 9. Ябеда
Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.

Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.

Глава 10. В Америку
Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.

Глава 11. Экзамены
Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.

Тема даже пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но ничего опасного не произошло. Целую неделю он готовился к пересдаче и сдал экзамены на «отлично».

Глава 12. Отец
Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.

Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.

Основная идея рассказа

В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.

В кратком пересказе книги «Детство Темы» Гарина-Михайловского были освещены только основные события. Поэтому рекомендуется прочесть произведение целиком, чтобы лучше понять идею автора и насладиться произведением.

Основные персонажи

Это произведение поднимает большое количество вопросов. Это прежде всего социальное неравенство и отсутствие нужных для нормального существования материальных средств. В книге можно заметить многие особенности образования того времени. Некоторые моменты из нее стоит использовать для воспитания собственных детей.

Главными героями «Детства Темы» Николая Гарина-Михайловского являются:

  • Тема — любопытный и непоседливый мальчишка с чутким сердцем;
  • Николай Карташев — отец мальчик, отставной офицер, прямой и честный мужчина;
  • Аглаида Карташева — мама Темы, добрая и чуткая женщина;
  • Зина — родная сестра главного героя, с которой он часто конфликтует;
  • Таня — горничная мальчика, приветливая и красивая молодая особа;
  • одноклассники Темы.

Главной мыслью «Детства Темы» является проблема наказания детей. Взрослые не знают, что думает ребенок, когда он собирается сделать любой поступок.

В произведении подробно показана иллюстрация того, что испытывал мальчик, когда его публично наказывали поркой.

Действующие лица

Главный герой повести — мальчик Тема. Он добрый, любознательный, впечатлительный. Его отец, генерал в отставке — Николай Семенович Карташев. Он немного жесткий и строгий человек. Маму мальчика зовут Аглаида Васильевна Карташева. Женщина была очень доброй и любила сына.

Есть и другие главные герои в «Детстве Темы» в лице друзей младшего Карташева:

Главная мысль произведения — все жизненные испытания нужно переносить стойко. Детям нужно учиться быть храбрыми, отважными, решительными — эти качества пригодятся им во взрослой жизни.

Немаловажно вырабатывать ответственность, так как человек должен уметь отвечать за последствия своих поступков.

Начало событий

Тема был сыном отставного офицера, который придерживался довольно строгих методов воспитания. На почве этого у него часто случались скандалы с супругой. Однажды Николай посадил в саду необычный цветок и с огромным нетерпением ожидал, когда тот расцветет. Однако мальчик случайно сломал его. Ему не хватило смелости признаться в своем поступке даже матери. Когда родители уехали по собственным делам, главный герой не смог себя успокоить. Неведомые силы толкали его на новые шалости.

Сначала он нахамил и испортил одежду гувернантке, сильно толкнул старшую сестру за неудачный рисунок, а потом захотел покататься на юном жеребце, который сбросил его на землю. После обеда мальчик решил вынести из дома пару кусочков сахара для своего приятеля Йоськи, но был быстро пойман.

Вечером рассерженный родитель выпорол Тему за многочисленные проделки. Многие годы он вспоминал этот день и не мог простить офицеру сильных побоев. Перед сном мальчик поведал маме о собственных похождениях. Она сказала, что так получилось из-за его трусости, а с таким чувством каждый человек обязан бороться самостоятельно.

Ночью его мучили кошмары. От гувернантки Тема узнал о судьбе сбежавшей собачки Жучки. Оказалось, что ее бросили в заброшенный колодец на окраине сада. Ранним утром он пошел спасать питомца и с большим трудом смог достать пса из ловушки. Из-за сильного перенапряжения мальчик приболел, и пару недель не вставал с кровати. Однако молодой организм вскоре победил, и он стал поправляться.

За время тяжелой болезни мальчик очень похудел и стал выше. Родители разрешили ему общаться с другими детьми, находившимися на постоялом дворе. Вместе с ними главный герой изучал окружающий мир. Он больше не боялся старинного заброшенного кладбища и постоянно гулял там с новыми приятелями.

Год жизни пролетел незаметно и Теме исполнилось 9 лет. Теперь товарищам стало мало одного двора и заброшенного кладбища.

Дети часто сбегали на морской берег и следили за рыбаками, а также им понравилось ловить под валунами небольших крабов.

20.04.2020

Гарин-Михайловский Н. “Детство Темы”

Главные герои повести “Детство Темы” и их характеристика

Краткое содержание повести “Детство Темы”для читательского дневника в 6 предложений

Чему учит повесть “Детство Темы”

Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.

Отзыв на повесть “Детство Темы”

Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком. Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.

Пословицы к повести “Детство Темы”

Терпенье и труд дивные всходы дают. Тяжело в учении, легко в бою. Сам погибай, а товарища выручай. Старого человека надо слушаться. молодого учить. Характер закаляется в труде.

Читать краткое содержание повести “Детство Темы” по главам:

Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным. Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне. Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо. Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной. За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей. Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.

Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.

Поступление в школу

Затем мальчик поступил в гимназию, поэтому ему купили новую форму. Теме сразу же захотелось похвастаться ей перед собственными товарищами на постоялом дворе. В этот момент дети собирались идти на берег моря, поэтому он пошел с ними. Незнакомый рыбак предложил Теме подержать его наряд, пока тот не накупается. Когда мальчишки вышли на берег, то незнакомца уже не было. Он забрал с собой новую гимназическую форму. Отец заказал главному герою другой костюм, однако, его необходимо было ожидать больше недели.

В гимназии мальчик быстро познакомился со всеми одноклассниками. Однако первый день обучения закончился для него довольно печально, потому что он не пожелал выдать напроказившего приятеля и его исключили. Родителям главного героя пришлось отправиться к директору, чтобы уладить конфликт.

Неожиданно мальчик подружился с соседом по парте Ивановым, который просто обожал рассказывать жуткие истории. Он постоянно приносил Теме различные книги и тот быстро увлекся чтением. Дома он забирался в укромный уголок и читал увлекательные страницы. Его сосед был сиротой и жил в имении богатых помещиков.

Люди мало интересовались Ивановым, поэтому он много времени проводил в собственной комнате. Через некоторое время мальчики крепко сдружились. Все лето приятель хотел провести в селе, в усадьбе своего дяди. Туда же он и позвал главного героя. Однако этим планам было не суждено осуществиться из-за неожиданного происшествия в гимназии.

Сосед мальчика подложил острую иголку на стул преподавателя французского языка. Директор быстро догадался, кто являлся зачинщиком данного происшествия, однако, он не имел доказательств. Иванова и главного героя он по очереди приглашал в собственный кабинет и усердно допрашивал.

Тема не смог выдержать многочисленных угроз и во всем признался, а его товарищ отказался выдавать друга. После этого его отчислили из престижной гимназии вместе с виновником неприятностей. Одноклассники начали считать мальчика предателем и не разговаривали с ним. Однако несколько мальчишек со всего класса поняли его состояние. Они пересели к нему за парту и начали морально поддерживать.

В один из дней новые приятели пригласили героя покататься на лодке. На прогулке у них появилась идея отправиться на судне в Америку. Друзья полностью забросили учебу и начали готовиться к будущему путешествию.

Однако на корабль их не пустили. По этой причине они отказались от этой нелепой затеи и стали усердно учиться.

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

После ознакомления с кратким содержанием «Детства Темы» для читательского дневника стоит прочитать книгу целиком.

Какая главная мысль повести “Детство Темы”, чему учит повесть?

Главная мысль повести “Детство Темы”
Чему учит повесть “Детство Темы”

Гарин-Михайловский Н. “Детство Темы”

Матёра название острова, который подлежит затоплению. Бабы и мужики собирают вой скарб для переселения, но перед отъездом приводят избы в порядок. Цитата из повести “Прощание с Матёрой” объясняет главный смыл произведения.

Повесть “Прощание с Матёрой” учит не терять связь с прошлым, не разрывать отношения со своим прошлым в век развития промышленного прогресса.Сначала строили просто потому что подходящее место нашли, а когда затеяли расширенное строительство обнаружилось, что зря строили и нужно людей переселить с их Родины. Недоумевали люди и стыдно им было, что обошлись с ними как с бездушными предметами, которые можно переставлять как шахматные фигуры.

Мальчик знает, что в столице будет пересадка и мечтает о встрече с родным человеком. Сева по приезде в Москву сбегает и отправляется на поиски отца. Он колесит по столице и встречает множество людей, и всем он рассказывает о целине.

Сева находит дом отца и входит во двор с подарком, глиняной вазой, однако отца нет дома. Мальчик, ожидая его, знакомится с ребятами, которые и помогут ему в дальнейшем зайти в квартиру и поговорить с отцом.

Встреча состоялась, но отец не узнал родного сына, а Севка не решился ему об этом сказать. Но он поведал ему, что приехал из алтайского совхоза, что произвело на отца впечатление. Он начал называть мальчика “земляком” и хвастливо рассказывал о том, что каждый целинник его знает. Сева заскучал и поспешно распрощался с родителем, так и не открыв ему правду.

В поезде мальчик продолжает думать об отце и он находит, что похож на него. Но теперь Севка вспоминает слова матери о хвастовстве отца и понимает, что она была права. Несмотря ни на что, мальчик верит в то, что отец пересмотрит свое поведение и вернется в семью.

Главная мысль повести заключается в том, что каждый ребенок нуждается в близких людях, которые могут понять и помочь. Автор поднимает в произведении проблему “отцов и детей”, которая остро стоит и сегодня. В идеале родители не должны бросать своих детей, а если уж так случилось, то они должны поддерживать добрые отношения со своими отпрысками.

Источник

Отзывы о «Детстве Темы»

Я часто читаю своим детям различные сказки. Знакомые посоветовали мне прочитать «Детство Темы». Это произведение очень впечатлило меня. Оно одновременно вызывает не только грустные, но и положительные эмоции. Всем родителям рекомендую почитать эту повесть.

Эту книгу я взахлеб прочитал еще в детстве. Автор смог красочно описать не только детские переживания, но и дал ценные советы по воспитанию ребенка. Многие психологи считают это произведение отличным пособием для молодых отцов.

Борис, Нижний Новгород

Недавно мне совершенно случайно попалась на глаза эта повесть. Я решила ознакомиться с ее содержанием и не пожалела о затраченном времени. Книга читается очень легко, можно сказать, что на одном дыхании и заставляет подумать об извечной проблеме связи поколений.
Мария, Электросталь

  • Вряд ли как пишется словарь ожегова
  • Все виды народных сказок
  • Вряд ли как пишется правильно через дефис или нет
  • Все взаимосвязано как пишется
  • Вряд ли ему приснится как пишется