Все герои рассказа левша

«Левша» главные герои

«Левша» главные герои

В сказе Лескова “Левша” автор обращается к теме патриотизма. Сюжет сказа включает много волшебных элементов, произведение воспевает ум и талант русского народа. “Сказ о косом Левше” — правдивое отражение реалий российской жизни того времени. Необразованный, но талантливый герой из народа превосходит смекалкой и мудростью других. Лесков по праву считается народным писателем, так как его героем стал простой мастеровой человек, мужик, обладающий непревзойдённым талантом.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика главных героев “Левша”

Главные герои

Александр I

Главный герой, российский император

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, доверчивый, ведь англичане откровенно мошенничают: продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I

Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.

Платов

Донской атаман, сопровождающий Александра I

Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, подковавший блоху

Самобытный, неподражаемый мастер. “Левша” — прозвище, а не имя, герой даже крестится левой рукой. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, преданный православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Выпивает лишнего и умирает по прибытии в Россию в захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет чистки оружия, который он позаимствовал у англичан. Но умирающего нищего никто не слушает.

Второстепенные персонажи

Мастера из Тулы

Искусные мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали ум и талант русского народа. Характеристику этих героев дополняет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.

Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль в его судьбе. Когда англичане хитростью оставляли Левшу за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую обеспеченную жизнь. Главные герои “Левши” — истинные представители русского народа, в произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Нахида Кусанали

    11/12

  • Яромир Корнишков

    11/12

  • Ковалев Иван

    12/12

  • Варвара Смородина

    12/12

  • Ольга Моргунова

    11/12

  • Джерри-И-Багира Казаковы

    10/12

  • Ярик Шапилов

    12/12

  • Vlad Vaha

    12/12

  • Аминат Курбанова

    12/12

  • Надежда Набокова

    10/12

Лесков. «Левша»: (главные герои)

Полное название произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Само произведение написано в форме народного сказания, с искажениями слов, трудно понятных простому, малограмотному человеку. Рассказ был написан в 1881 году и вошел в сборник Лескова «Праведники». Писателю настолько талантливо удалось передать  стиль народной речи, что критики восприняли это произведение не как авторское, а как пересказ народного предания.

Главные герои рассказа «Левша»:

Александр Павлович – Император Российский. Любознательный, с удовольствием знакомится с иностранными творениями и изобретениями.

Донской казак Платов – патриот родной земли. Ревностно относится к тому, что император восхищается английскими кунсткамерами.  Любитель спиртного.  К концу рассказа этот герой отставлен от службы.

Император Николай Павлович – сменил на троне Александра Первого после его смерти. В своих людях был уверен и не любил уступать иностранцам.

Левша – искусный мастер. Был послан императором в Англию вместе с подкованной блохой. Англичане, увидев работу тульских мастеров, начали  сманивать Левшу, чтобы он остался работать в Англии, но Левша отказался. Дома в России остались родители, его приход, православная вера.   Левша был внимательный и усмотрел то, чего русские генералы не могли усмотреть в Англии.  Спешил домой, чтобы заветное замечание императору передать. Но запьянствовал на пароходе с подшкипером.    Он передал заветное слово доктору, но к словам доктора ни кто не прислушался.

Пол-шкипер (правильнее подшкипер) – знает русский язык, но очень хотел выведать,  какой секрет везет Левша своему императору. Заключил пари, кто кого перепьет. Но Левша не сдавался и секрет свой держал.

Рассказ Лескова «Левша» о том, что в России живут замечательные люди – мастеровитые, талантливые, любящие свою родину. И о русском безразличии, халатности.   К левше отнеслись как какому-то бродяге, только потому, что у него не было документов, с ним обращались, как с каким-то мешком, и в конце концов убили его.

Произведение было написано в конце XIX  века, с тех пор прошло более 100 лет. Изменились технологии,  условия жизни, произошла смена экономических формаций, но психология человеческая изменилась мало.  И сейчас полиция  может обобрать человека, отказать ему в помощи и даже убить. И сейчас  не всякая больница согласится оказать помощь, если нет полиса и удостоверения личности.

Глава первая

По окончании венского совета Александр I совершает поездку по Европе. Подданные всех стран стремятся удивить российского императора, но донской казак Платов, сопровождавший его, всячески сопротивляется тому, чтобы царь ставил чужеземные диковинки выше русских.

Глава вторая

Англичане показывают Александру и Платову кунсткамеру, Платову ничего не нравится: ни «бурометры», ни «смолевые непромокабли»: «Мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». Англичане демонстрируют «калабрийское» ружье, Платов доказывает, что, на самом деле, это изделие тульского мастера. Александр досадует на Платова за то, что тот конфузит гостеприимных иноземцев.

Глава третья

Александр с Платовым посещают сахарный завод, а затем едут в особую кунсткамеру, где хранятся «минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазами видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом». Там же англичане подносят императору дар: заводную блоху из стали («соринку»), которая может танцевать: «у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе». Восхищенный Александр дарит англичанам миллион. Блоха хранится в огромном бриллианте: он заменяет ей футляр.

Глава четвертая

Спустя много времени «аглицкая блоха» попадает в руки к новому императору, Николаю I. Не понимая, что перед ним, он разыскивает Платова – свидетеля давней поездки Александра. Платов рассказывает о «нимфозории», и предлагает отнести ее российским мастерам в Сестрорецк или в Тулу, чтобы они смогли превзойти иностранное изобретение. Патриотично настроенный Николай радостно соглашается.

Глава пятая

Платов едет в Тулу, отдает блоху оружейникам. Они просят оставить ее на пару недель, тот противится, но затем сдается: он беспокоится о сохранности бриллиантового футляра.

Глава шестая

Трое самых искусных оружейников и один косой левша отправляются в дорогу по направлению к Киеву. Злые языки стали утверждать, будто они струсили.

Глава седьмая

Выясняется, что туляки ходили молится Мценской иконе Св. Николая, чтобы покровитель торгового и военного дела благословил их на работу. По возвращении они приступают к делу: «молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего неизвестно».

Глава восьмая

Платов приезжает в Тулу и посылает гонцов к оружейникам.

Глава девятая

Оружейники и левша заканчивают работу, когда являются посыльные. Отправив их вперед, туляки идут следом.

Глава десятая

Платов взбешен: оружейники вернули ему блоху в том же виде, в котором получили. Казак убежден, что его нагло обманули. Он хватает левшу в свою коляску и вместе с «аглицкой блохой» они отправляются в Петербург, ко двору императора. Мастера удивляются, стоит ли без «тугамента» (документа) в столицу ехать, ведь левшу забирают, как есть. Платов грозится им и уезжает. На следующий день коляска приезжает в Петербург.

Глава одиннадцатая

Платов надеялся, что Николай забудет об их договоренности, однако император «ужасно какой замечательный и памятный», и все же спрашивает о нимфозории и работе тульских мастеров. Платов рассказал все в подробностях, но Николай не верит в обман оружейников.

Глава двенадцатая

Дочь императора крохотным ключиком заводит блоху. Блоха шевелится, но танцевать – не танцует, хотя прежде могла. Платов в гневе, треплет левшу за волосы, тот недоумевает, за что ему достается. Левша предлагает господ взглянуть «в самый сильный мелкоскоп»: тогда работа обнаружится.

Глава тринадцатая

Николай смотрит в микроскоп, поворачивает блоху с боку на бок, но ничего не видит. Приводят левшу – в изодранном костюме, с разорванным шиворотом – к императору, и он указывает на ножки блохи: «надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Император счастлив, обнимает и целует левшу: тульские мастера подковали аглицкую блоху!

Глава четырнадцатая

Левша рассказывает, что на каждой подкове указано имя мастера, которой над ней работал. Своего же имени он не оставил: ведь он трудился над гвоздиками для подков. Также мастер признается, что «мелкоскопов» туляки не имеют и привыкли работать на глаз. Платов извиняется перед левшой. Блоху с левшой и курьером отправляют в Англию: продемонстрировать, что с их блохой сделали русские мастера.

Глава пятнадцатая

Англичане дают новость («клеветон» — фельетон) во все газеты («публицейские ведомости») о невероятном происшествии. Знакомятся с левшой, радушно его угощают и всячески славят. Пьют вино. Иноземцы любопытствуют его привычкам: не сразу догадываются, отчего он крестится левой рукой. Левша рассказывает, что арифметике туляки не обучены, а учились они по Псалтири и Полусоннику. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Англичане предлагают левше остаться и получить образование, он отказывается: дома – родители. Они согласны отсылать деньги родителям левши, но он вновь отказывает: ему одиноко будет в Англии, ведь он холостой, а на англичанке жениться не может, так как он – православный и, кроме того, английским не владеет. «Русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». А вера правильнее, потому что на Руси книги толще, а, стало быть, и вера – полнее. Единственное, на что левша соглашается – это посетить заводы.

Глава шестнадцатая

Левша обращает внимание на довольство и комфорт работников заводов: у них удобная обувь, все сыты и хорошо одеты, работают с таблицей умножения и видно, что образованны. Это его радует, но кое-что и тревожит: английские старые ружья гораздо в лучшем состоянии, чем русские.

Левша с курьером садятся на корабль и по «Твердиземному» морю отправляются на родину. Мастер не желает покидать палубы даже в бурю: ждет, когда Россия покажется на горизонте. Лишь один «полшкипер» нашел способ спустить левшу с палубы: предложил туляку пари, кто кого перепьет.

Глава семнадцатая

Левша и полшкипер пьют наравне, ни один другому не уступает. Обоим в море мерещится черт. Матросы по велению капитана спускают их в каюты, но чтобы не нарушать пари им выдают рому: каждый продолжает пить. Мертвецки пьяные прибывают они в Петербург. Англичанина везут в посольство («посланнический дом») на Английской набережной, а левшу – в квартал.

Глава восемнадцатая

К англичанину приходят «лекарь и аптекарь» и приводят его в чувство. Левшу бросают на пол в квартале и требуют документы, но он настолько пьян, что ответить не в состоянии. Его обыскивают, грабят и отправляют в бесплатную больницу. Однако долго не могут найти извозчика, в больницах без документов не берут, а левша долго лежал на холодном полу. Он заболевает. Остается Обухвинская больница, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Англичанин приходит в себя и бросается искать левшу.

Глава девятнадцатая

Он находит русского товарища в коридоре больницы. Тот рвется сказать «два слова» императору. Англичанин бежит к графу Клейнмихелю и ругается, что с левшой так обошлись: «хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Его отправляют к Платову, но тот уже в отставке и не при делах, англичанин идет к Скобелеву, от него к доктору Мартын-Сольскому, но левша уже умирает. Перед смертью он просит передать императору Николаю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Однако эти слова до Николая так и не доходят.

Глава двадцатая

«Таких мастеров уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности». Имя левши исчезло из истории, но слава о русских умельцах продолжает жить даже в эпоху «механической науки».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лесков
  • Главные герои сказа Левша

Главные герои сказа Левша Лескова (характеристика)

Александр I. Царь, разумный и любопытный, расчетливый и эмоциональный. Сильно подвержен воздействию разных направлений, восхищается открытиями британцев, надеется на их исключительность перед всеми людьми, включая русских. Личность бесхарактерная, поскольку британцы нескрываемо обманывают его, сбывая кожух к блохе, а он оплачивает, не осознавая, что ему морочат голову. Страстный фанат и почитатель европейской цивилизации, всего, что с ней связано, не верящий в силу и ум русских людей.

Николай I. Брат Александра I, человек, любящий свою родину, мужчина, неподдельно верящий в любимых ему сердцу русских людей, что они лучшие люди на земле. Значительный, умный, благоразумный мужчина, может докопаться до самой истины. Посылает Платова к тульским умельцам, для того чтобы они показали, что может сделать русские мастера. Общество знает о Николае I как о личности, которая ничего не забывает, которая помнит все, помнит всякую деталь. Объективный, выдержанный царь, не впадает в панику, умеет рассудительно взвесить все за и против, и только потом принять решение.

Платов. В свое время — предводитель донской казачьей армии, отважный, разумный мужчина. Совершает путешествия по Западным странам плечом к плечу с Александром I, смотрит, чтобы эмоции правителя от знакомства с английской цивилизацией и всем, что с ней связано, не смогли оболгать и принизить все успехи русских специалистов и деятелей наук. Ценит русскую цивилизацию и уважает отечественных людей, всеми возможными способами убеждает правителя, что его народ уникален и неповторим. В какой-то степени повинен в гибели Левши, поскольку он не оказал помощи, чтобы устроить его в клинику, плюс непосредственно из-за него Левша был отправлен к правителю второпях, не имея бумаг на руках.

Левша. Тульский умелец, знаток своего дела, дока, необыкновенный, неповторимый, тонкий профессионал. Левша, даже перекрещивается левой рукой. Для подкованной блошки он изготавливал маленькие гвоздики, на которых было выбито его имя. Безграмотный мужик, виртуозный мастер по изготовлению оружия, восхитительный умелец способности которого признали в Великобритании, не дал согласия жить за рубежом. Верен православию, русским людям, своим родным и близким. Вследствие своей доверчивости  стал участником в споре во время путешествия к родным местам на судне. Выпивает много спиртного и умирает по приезду в самой захудалом госпитале. Перед тем как умереть оглашает правителю тайна сохранности оружия, которую он заимствовал у британцев.

Второстепенные герои

Специалисты из Тулы. Мастера своего дела, грамотные профессионалы, которые смогли подковать стальную блошку и отгравировать на подковах собственные имена. Они показали свои способности и умения перед европейскими знатоками, продемонстрировали отечественный уровень мастерства и смышленость. Важность данных персонажей определяет тот случай, что перед тем как начать работу они остались одни и прочитали молитву о своем плане действий.

2 вариант

В сказе «Левша» Лесков изображает персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям.

Левша – один из трёх талантливых тульских умельцев, взявшихся сделать с крошечной механической блохой что-то такое, что по мастерству и по тонкости работы превзошло бы творение англичан. Его товарищи изготовили подковы, а он – гвоздики, которыми эти микроскопические подковки прибивались к лапкам насекомого.

Внешность героя не слишком привлекательна. Он косоглазый. На щеке у него родимое пятно, а на висках имеются залысины, поскольку волосы оттуда были безжалостно выдраны при учении. Одет и обут бедненько. К государю-императору явился в опорочках и стареньком озимчике с разорванным шиворотом. Однако не конфузился, а держался достойно.

Арифметике и прочим наукам не обучен. Из книг читал только Псалтырь да «Полусонник». Всей душой предан своей родине и христианской вере, потому не соглашается принять предложение лондонцев остаться получать образование и жить у них. От денег отказывается. Беспокоиться об отце-старике и старушке-матери.

Умирает левша нелепой смертью в петербургской больнице для людей низших сословий.

Платов – атаман донских казаков, сопровождающий Александра I во время его поездки по Европе. Он – патриот Отечества. Заметив интерес императора к какой-нибудь иностранной штуке, сразу говорит, что в России «не хуже есть». Ему удаётся разоблачить обман англичан, пожелавших похвастаться пистолем. Открутив при помощи оружейной отвёртки замок, атаман показал государю собачку, с выгравированным на ней именем тульского мастера Ивана Москвина.

Платов человек смелый. Много раз лично брал участие в сражениях. Был ранен. Кулак у него весь изрубленный и багровый. Он не боится высказывать собственное мнение даже царю. Однако к зависящим от него людям относится с долей презрения. Когда гневается, может и сильно поколотить.

Александр Павлович – российский император Александр I. После окончания Венского конгресса решает совершить путешествие по некоторым европейским странам. Умён, вежлив и впечатлителен. Преклоняется перед достижениями западной культуры и искусства.

Николай Павлович – родной брат Александра I. Занял престол после его смерти. Отличается хорошей памятью, любознательностью, умом, здравомыслием и истинным патриотизмом. В любом деле способен добраться до самой сути. Терпелив и справедлив.

Он искренне верит, что русские люди ни в чём не уступают иностранцам. Потому отправляет Платова со стальной блохой в Тулу.

Полшкипер – англичанин, умеющий разговаривать на русском языке. На корабле на спор соревнуется с левшой, кто кого перепьёт. По прибытии в Россию был доставлен в посольский дом, где его окружили заботой, поэтому он вскоре выздоровел.

Найдя левшу, хлопочет за него перед высокопоставленными чиновниками, но тщетно.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои сказа Левша

Главные герои сказа Левша

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ рассказа Красавица Бунина

    Короткий рассказ Бунина Красавица, который занимает не более страницы, порождает гораздо больше рассуждений, которым может не хватить и джины страниц. В основе сюжета новое обручение пожилого чиновника с красивой девушкой

  • Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

    Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

  • Сочинение Мой любимый художник (Айвазовский)

    Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

  • Сочинение Кастелянша в рассказе Тургенева Муму

    Великий русский писатель И.С. Тургенев написал замечательный рассказ «Муму», в котором затронуты животрепещущие вопросы о судьбе человека и самая актуальная проблема тех времен – проблема крепостного права.

  • План рассказа Капалуха Астафьева 3 класс

    Лето. Толпа мальчиков гонят скот на выпас в уютные уральские луга. Удивительное разнообразие ограничено лишь хвойными деревьями, так как тайга пребывала в поредевшем состоянии

Повесть «Левша», написанная в форме сказа, была создана Николаем Семёновичем Лесковым в 1881 году. В ней рассказывается о трагической судьбе левши, талантливого русского умельца. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей повести.

Главный герой

Левша

Левша — так называет автор героя потому, что он всё делал левой рукой. Это был очень талантливый, умелый оружейный мастер. По своему умению он превосходил других мастеров, поэтому его товарищи именно ему поручили сделать самые маленькие гвоздики для того, чтобы подковать стальную блоху.

В сказе у левши нет имени. Автор не указал, как звали этого героя, потому что образ левши — это собирательный образ русского народа. Лесков привлекает внимание читателей не только к одарённости, но и к трагической судьбе русского человека: его талант растрачивается на пустяки и приносит ему не благополучие, а несчастье.

Подробная характеристика левши здесь.

Другие персонажи

Тульские оружейники

Тульские оружейники — три умелых оружейных мастера (в их числе левша), которым донской казак Платов по царскому велению поручил превзойти в мастерстве английских мастеров, сделавших стальную блоху, умеющую танцевать. Тульские оружейники были умелые, хитроумные и гордые люди.

Что именно они хотели сделать с блохой, тульские мастера Платову не сказали, попросили оставить им блоху и приехать за ней на обратном пути с тихого Дона.

Оружейники были люди набожные, поэтому пошли они сначала в Мценск, уездный город Орловской губернии, поклониться древней иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Затем они пришли в Тулу, заперлись в домик к левше и стали работать. Несколько дней они не выходили, всё молоточками потюкивали. Всем было любопытно, что они мастерят, стучались к ним люди, но они не открывали двери.

Хитрые мастера не выскочили из домика даже тогда, когда люди нарочно закричали, что горят соседний дом. Только левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и захлопнул ставню.

Превзошли тульские оружейники в мастерстве английских мастеров: подковали стальную блоху и на каждой подковке указали имя мастера, который эту подковку делал. Только имени левши там не было указано, так как он делал работу совсем мелкую: выковывал гвоздики, которыми забили подковки.

Оружейники были гордые люди. За то, что Платов усомнился в них и подумал, что они ничего с блохой не сделали, несмотря на веление государя, мастера не стали раскрывать ему секрета, а попросили отвезти блоху к государю — он увидит сам их работу и поймёт секрет.

Платов

Платов — донской казак, атаман Войска Донского. Он любил Родину, сопровождая императора Александра Павловича в заграничной поездке, скучал по своему хозяйству и «всё государя домой манил». Платов гордился русским народом, считал, что русские мастера не хуже иностранных, что они «на что ни взглянут — всё могут сделать». Он огорчался, что государь очень уж восхищается всем иностранным.

Когда англичане подарили государю Александру Павловичу стальную блоху, футляр для неё они не дали, сказав, что он бриллиантовый, казённый. Платов возмутился этим, ведь государь им миллион дал за то, что такую блоху изготовили, и в подарок они её преподнесли государю, а футляр не дают. Но государь велел Платову не портить ему политику и велел выплатить англичанам деньги и за футляр.

Справедливый Платов взял «мелкоскоп» (микроскоп), через который только и видна была блоха, положил себе в карман. Он сказал англичанам, что «он сюда же принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».

После смерти Александра Павловича шкатулка, где был футляр с блохой, досталась его брату, ставшему императором, Николаю Павловичу. Никто не знал, что это за стальная блоха, откуда она. Старый донской казак Платов явился к государю и объяснил, что блоха из Англии, а «мелкоскоп», в который можно её разглядывать, у него имеется. Он посоветовал государю не удивляться этой иностранной работе, а показать её тульским мастерам — не смогут ли они превзойти англичан. Государь Николай Павлович поручил Платову ехать на тихий Дон, посмотреть, как живут казаки и преданы ли они государю, а по дороге заехать в Тулу к мастерам. Сказал государь Платову передать мастерам, что он надеется, «что они никого не хуже».

Платов выполнил поручение государя, а когда заподозрил, что блоха осталась такой же, как была, рассердился, схватил одного из оружейников, косого левшу, и привёз в Петербург, чтобы там его допытать, что они сделали с блохой.

Платов был храбрый человек, «никакого в свете неприятеля не пугался», а перед императором струсил: хотел его занять разговором о донских казаках, думая, что он о блохе не вспомнит. Но император спросил, превзошли ли тульские мастера английских. Платов ответил, что они ничего удивительного не смогли сделать.

Когда левша показал императору, что блоху он с другими мастерами подковал, справедливый Платов подарил ему 100 рублей и попросил прощенья за то, что его «за волосья отодрал». Узнав, что император посылает левшу вместе с курьером в Англию, чтобы англичанам показать подкованную блоху, Платов перекрестил левшу и сказал: «Пусть над тобою будет благословение».

Император Александр Павлович (Александр I)

Император Александр Павлович был любознателен, в заграничной поездке интересовался разными иностранными изделиям и производствами, и всё ему нравилось, всем он восторгался. Но донской казак Платов постоянно говорил, что и в России всё это есть не хуже иностранного. Государь же считал, что иностранцы в мастерстве превзошли русских.

Император Николай Павлович (Николай I)

Император Николай Павлович — унаследовал русский престол после смерти своего брата Александра Павловича.

Он ценил мастерство и смекалку русского народа и был уверен, что русские мастеровые более умелые, чем английские. Государь «никакому иностранцу уступать не любил». Поручил он Платову, чтобы велел тульским мастерам показать стальную блоху, чтобы они над ней подумали и показали, что они не хуже тех мастеров, которые её сделали.

Когда Платов доложил императору, что тульские мастера ничего не смогли сделать с блохой, тот не поверил этому. После того, как он узнал, что левша с товарищами блоху подковал, государь очень обрадовался и велел везти ему блоху в Англию, чтобы англичане увидели мастерство русских мастеров.

Полшкипер

Полшкипер (искажённое «подшкипер», то есть помощник шкипера) — моряк с английского корабля, на котором левша возвращался из Англии в Россию. Этот моряк умел говорить по-русски. Левша ему понравился тем, что, несмотря на непогоду, всё время сидел на палубе. Он похвалил левшу и предложил выпить.

Напились они, и полшкипер спросил левшу, какой он секрет от Англии везёт в Россию, но тот ответил: «Это моё дело». Тогда полшкипер предложил держать пари: в одиночку не пить, пить ровно, кто кого перепьёт, тот и выиграет. Левша согласился. До того они допились, что обоим черти стали видеться. Никто из них пари не выиграл. В Петербурге англичанина повезли «в посланнический дом на Английскую набережную». Там его привели в себя лекарь и аптекарь.

Протрезвев, полшкипер побежал искать левшу. Нашёл он его в больнице для бедных. Левша сказал, что ему «два слова государю непременно надо сказать». Добрый полшкипер побежал к графу Клейнмихелю и стал возмущаться, что левша лежит в больничном коридоре на полу: «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Но англичанина выгнали, «чтобы не смел поминать душу человечкину». Добрался он по чьему-то совету, до донского казака Платова. Тот сказал, что он уже «отслужился» и что его сейчас уже не уважают, и посоветовал идти к коменданту Скобелеву. Пошёл добрый полшкипер к коменданту и рассказал о болезни левши. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского.

Доктор Мартын-Сольский (Мартын Дмитриевич Сольский, доктор медицины)

Когда по велению коменданта Скобелева доктор Мартын-Сольский приехал к левше в больницу, тот уже умирал и смог только внятно выговорить, чтобы сказали государю, что ружья англичане кирпичом не чистят, чтобы и у нас не чистили, иначе они не будут годиться для стрельбы. Добросовестный, ответственный доктор доложил об этом графу Чернышёву, «чтобы до государя довести», а граф закричал на него, чтобы не вмешивался в военные дела, так как «в России на это генералы есть».

Граф Чернышёв (военный министр)

Граф Чернышёв был грубым, безответственным и неумным человеком. Он не понял важности слов левши, которые передал ему доктор Мартын-Сольский, и не передал их государю. Когда в Крымскую кампанию стали ружья заряжать, увидели, что пули в них болтаются, так как стволы расчищены кирпичом. Когда доктор Мартын-Сольский напомнил Чернышёву о левше, тот грубо ему ответил, чтобы не совался не в своё дело, иначе он скажет, что ничего от доктора о ружьях не слышал, — и доктору и достанется.

Вам также будет интересно почитать:

Главные герои «Левша» характеристика по рассказу Лескова

В рассказе Лескова “Левша” герои поднимают животрепещущую тему патриотизма, родины, веры в русскую народную мудрость. Повесть подобна сказке, ведь её сюжет, волшебный и добрый, воспевает ум и самобытность русского народа. “Сказ о Левше” – правдивое отражение русской реальности того времени. Необразованный, но талантливый народ всегда превосходил своей силой и мудростью других. Так точно и ярко бытность русского народа не удалось описать ни одному автору. Лесков по праву считается народным писателем.

Главные герои «Левша» характеристика по рассказу Лескова

Содержание

  • Характеристика главных героев “Левша”
  • Главные герои
    • Александр I
    • Николай I
    • Платов
    • Левша
  • Второстепенные персонажи
    • Мастера из Тулы

Характеристика главных героев “Левша”

Главные герои

Александр I

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, ведь англичане откровенно мошенничают с ним, продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I, патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке обладающем хорошей памятью, который не забывает ничего, помнит каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель,

Платов

В прошлом – атаман донского казачьего войска, храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю его превосходство. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно из-за него мастер был взят к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, самобытный, неподражаемый, ювелирный специалист. Левша, даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. У подкованной блохи он мастерил гвозди, на которых было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер талант которого оценили в Англии, не согласился оставаться на чужбине. Предан православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Много пьёт и помирает по прибытию в самой захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет хранения оружия, который он позаимствовал у англичан.

Второстепенные персонажи

Мастера из Тулы

Искусные, умелые мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали русский ум и смекалку. Характеристику этих героев определяет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.

Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль его судьбе. Как бы ни был он твёрд в своих убеждениях, когда англичане хитростью уговаривали Левшу остаться за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую, шикарную жизнь. Главные герои “Левши” – классические представители русского народа, в каком бы чине они ни были. В произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Барышня крестьянка» характеристика персонажей рассказа Пушкина

Следующая

СочиненияГлавные герои «Старуха Изергиль» характеристика персонажей рассказа Горького списком в таблице

1. Время и место сюжета

Время создания произведения – 1881 г.

Время событий в книге – повествование предположительно описывает период с 1815 по 1830 год.

Место сюжета – Тула, Санкт-Петербург, Лондон (Англия).

2. Главные герои и их характеристика

Левша — человек беднейшего рабочего сословия. Оружейный мастер из Тулы, сделавший такую диковинную вещь, что его мастерством восхищались иностранцы. Жил в Англии, перенимал опыт, вез важные данные об оружии на родину. Погиб от халатности и грубого обращения в России.
Александр I — поклонник всего иностранного. Царь, который обесценивал талант и мастерство собственного народа. Купил у англичан за миллион рублей блоху, которую уже после его смерти смогли «подковать» русские мастера.
Николай I — царь, которому важно было доказать первенство русского народа в разных сферах. Добивался этого первенства любой ценой, не щадя людей.
Платов Матвей — атаман казачьего войска, приближенный Александра I. Повлиял на судьбу левши: дал задание улучшить блоху, затем увез к императору, далее левша оказался в Англии. После возвращения Платов пытается помочь левше, но не может этого сделать, так как лишился влияния. Тульские оружейники — талантливые мастера (в их числе левша), которые смогли без инструментов, микроскопа и ресурсов подковать металлическую блоху. Символ мастерства и находчивости.

3. Краткий пересказ рассказа

Во время визита в Англию русский царь купил образец величайшего мастерства иностранцев – крошечную металлическую блоху, которая делала танцевальные движения.

Николай I захотел доказать, что русские мастера не хуже. Он дал задание тульским оружейным мастерам сделать что-то более выдающееся. Туляки подковали блоху, а левшу как главного мастера отправили в Англию.

Оставшись в Англии, левша мог бы стать уважаемым человеком, жить в достатке и почете. Но левша возвращается в Россию и сталкивается с жестоким и грубым обращением, которое терпел всегда. Левша умирает в больнице для бедняков, и даже военный секрет, который он вез из Англии, оказывается никому не нужным.

Смотрите более подробный краткий пересказ повести Леваша Лескова Н.С.

4. Главная мысль

Несправедливость и жестокость по отношению к народу – препятствие в развитии социальной и экономической сфер жизни общества.

Рабочие и крестьяне талантливы, имеют золотые руки, но с ними все равно обращаются, как со скотом. Власть считает, что с народом «по-хорошему нельзя», а потому людьми управляют с помощью грубой силы лишений.

Мастера-оружейники могли бы сделать гораздо больше, будь у них условия, время и инструменты. Но автору и читателю остается лишь сожалеть об этом.

5. Вывод

Автор хотел обратить внимание на бесправное, угнетенное положение беднейших слоев общества, на которые при этом возлагают большие надежды и ждут процветания страны. Но благополучие государства возможно только тогда, когда рабочие и крестьяне смогут получить достойные условия жизни и труда. Автор с горечью описывает несправедливость положения народа, вызывая живой отклик в сердцах читателей.

6. Система образов произведения

Все образы в повести символичны.

1. Народ – это левша, тульские мастера в целом, простые люди. У них нет имен, они словно безликая масса. Но именно в них сосредоточены таланты и мастерство русского народа.

2. Власть – русские цари Александр и Николай, генералы Платов и Скобелев, граф Чернышев. Личности государственного масштаба, олицетворяющие жестокую и безразличную машину власти, для которой всегда важнее глобальные цели, а не благополучие народа.

Взаимодействие между сословиями происходит лишь в форме эксплуатации властью народа.

7. Устаревшие слова

Мурин — чернокожий человек.
Кунсткамера — музей, кабинет редкостей антропологического характера.
Молво — вид сахара, выпускавшийся на заводе Я. Н. Мольво.
Складень — икона, выполненная на двух-трех створках. Она удобно складывалась и могла перевозиться с собой.
Тальма — длинная женская накидка, не имевшая рукавов.

8. Неологизмы

Мелкоскоп (микроскоп);
Клеветон (клевета + фельетон);
Верояция (вместо вариация);
Долбица умножения (таблица + долбить);
Ажидация (ажитация + ожидание).

9. Понравившиеся цитаты

«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».

«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».

«Горите себе, а нам некогда!»

«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

  • Всадник без головы сказка
  • Все во лишь как пишется
  • Все герои рассказа конь с розовой гривой
  • Вряд ли удастся как пишется
  • Все включено на английском языке как пишется по английски