Читательский дневник по русской народной сказке «Курочка Ряба»
Автор: народ.
Название: «Курочка Ряба».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: бытовая сказка.
Главные герои: Дед, Баба, курочка Ряба, Мышка.
Характеристика главных героев:
Дед и Баба — бедные, добрые и наивные.
Мышка — неаккуратная и быстрая.
Ловкая и неряшливая.
Курочка Ряба — добрая и щедрая.
Отзывчивая.
Поддержала старика и старуху, пожалела их.
Краткое содержание сказки «Курочка Ряба»
Жили дед и баба и была у них непростая курочка.
Однажды она снесла им золотое яйцо.
Хотели старики разбить его, да только ничего у них не получилось.
А в это время пробегала мышка по столу.
Она взмахнула своим длинным хвостиком, и яйцо разбилось об пол.
Стали дед и баба плакать, но курочка Ряба их утешила.
Она сказала, что снесёт старикам ещё яичко, но уже не золотое, а обычное.
План сказки:
- Дед и баба.
- Золотой яичко.
- Мышкин хвост.
- Утешения Рябы.
Основная мысль сказки «Курочка Ряба»
Главная мысль сказки в том, что не нужно плакать о потерянном.
Основная идея произведения заключается в том, что за плохим обязательно придёт хорошее.
Чему учит сказка
Она учит нас ценить то, что у нас уже есть и бережно относится к вещам.
Учит, что счастье в мелочах и простых вещах, доступных каждому.
Учит нас ценить жизнь и всё живое.
Краткий отзыв о сказке «Курочка Ряба» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что нельзя плакать о потерянной вещи.
Ведь взамен утраченной всегда можно купить новую.
Это смешная и интересная сказка.
В ней говорится о том, как Ряба снесла золотое яичко, а мышка его разбила.
Мне понравилась добрая курочка, которая пыталась утешить стариков, и обещала им новое яичко.
Я всем советую прочитать эту историю и не думать о пустяках. А тем более не расстраиваться из-за них.
Пословицы к сказке
- Кто малым недоволен, тот большего недостоин.
- Бедность плачет, богатство скачет.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Что имеем — не храним, а потерявши плачем.
- Не всякому всё удаётся.
Словарь неизвестных слов
- Кудахчет — разговаривает.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
— Дед бил, бил — не разбил
— Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Волшебная водица»
- «Лиса, Заяц и Петух»
- «Мороз, Солнце и Ветер»
- «Морозко»
- «По щучьему велению»
- «Теремок»
Библиотека русских сказок пополняется.
5
Кто главные герои сказки Курочка Ряба?
10 ответов:
6
0
Мы все с детства знаем русскую народную сказку «Курочка Ряба»и до сих пор все читают ее своим детям, внукам. Народный эпос — это навсегда! Читаешь и рассуждаешь: хорошо ли жили Дед и Баба, в хозяйстве которых был только одна рябая пестрая курочка, которая снесла им всего-то одно яичко, но оно оказалось не простым, которое можно использовать в пищу: сварить, пожарить или замесить тесто, а драгоценным — золотым.
попытались старики это яичко разбить, да приготовить, а не бьется!
прибежала к ним из норка мышка, которая всего-т о хвостиком махнуло, упало яйцо и разбилось. Стала утешать курочка своих стариков, обещала, что снова снесет им яичко, уже не золотое, а простое. Не смогли старики это золотое яичко использовать по назначению: продать да добра наживать, будут теперь ждать яичко простое, чтобы покушать.
Главные герои: двое людей, супруги: дедушка и бабушка, двое животных: домашняя курица да дикая мышь — полевка, лишившая стариков золотого яичка.
4
0
Главных героев в сказке «Курочка Ряба» можно выделить четверо.
Первая и самая главная героиня это сама Курочка Ряба, та самая которая несла золотые яйца.
Вторая героиня это бабка.
Третий герой это дед.
Четвёртая героиня так же не маловажаная это мышка. Можно сказать благодаря ей и произошло все то что нужно.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
2
0
Вспомним краткое содержание сказки «Курочка Ряба».
Снесла курочка золотое яичко. Дед с бабой били-били яичко не разбили. Мышка бежала, своим хвостиком махнула, яичко упало на пол и разбилось.
Курочка Ряба успокаивает деда и бабу, обещает им взамен золотого яичка простое снести, чтобы не печалились.
К главным героям русской народной сказки «Курочка Ряба» мы отнесем всех персонажей, которые в ней есть:
—курочку Рябу, умеющую нести золотые яйца, птицу чувствительную к слезам окружающих,
—деда с бабой, стариков, расстраивающихся из-за мелких неприятностей,
—мышку, можно сказать, виновницу сказки, без нее и сказки бы не было.
2
0
Сказку «Курочка Ряба» знают даже малыши, ее начинают родители читать самым маленьким деткам. Сказка простенькая, но малышам она очень нравиться.
Главных героев в этой сказке немного.
Курочка Ряба — сначала курочка снесла золотое яичко, но бабка с дедом не знали, как его разбить, потом яйцо разбила мышка, а курочка, чтобы дед с бабой не расстраивались снесла им еще одно яйцо, но в этот раз самое обычное.
Дед и баба — старики не могли разбить золотое яйцо, но потом сильно расстроились, когда яйцо нечаянно разбила мышка.
Мышка — случайно разбила яйцо, махнула своим хвостиком, а яйцо упало и разбилось.
1
0
В этой детской сказке, которая практически самая популярная в нашей стране, главных героев не так уж много. А если говорить про них более конкретно, то это, безусловно, сама курочка Ряба, дед, бабка, а также мышка, то есть героев в этой сказке всего четверо. Но самая главная героиня это конечно же курочка Ряба, а всех остальных можно назвать второстепенными. Хотя, в принципе, они все главные, но самую большую роль играют двое, это курочка Ряба и мышка, которая и разбила золотое яичко. Сказка эта самая знаменитая и знает её каждый ребенок. Хотя для многих не очень понятен её смысл. Почему они сначала очень хотели разбить это яичко, а затем, когда его разбила мышка, так сильно расстроились.
1
0
В сказках много чудес, люди всегда мечтали о том, чего были лишены, часто любили домашних питомцев, как родных детей.
Эту народную сказку переработал и сделал удобно воспринимаемой ребёнком знаменитый русский писатель и большой друг А.С.Пушкина, Владимир Даль.
Такая милая сказка. ведь её мы узнавали, когда были детьми, впечатлительные и живо себе всё представляли, переживали и почти что плакали вместе с главными героями, которые не сумели разбить яйцо, что снесла рябая курочка…
Перечислю всех персонажей сказки : курочка Ряба, баба, дед, мышка
Где бы сейчас мне найти такую курочку Рябу, чтобы несла мне золотые слитки (яйца), они очень пригодилось бы в настоящее время.
1
0
Все мы в детстве читали сказку про курочку Рябу либо эту детскую сказку читали нам наши родители. Наверное, в нашей стране не найдется ни одного человека, который бы не знал об этой сказке или хотя бы вскользь когда-то не слышал о ней ничего.
Главным персонажем сказки конечно же является сма курочка Ряда, которая и снесла не простоя, а золотое яйцо. Именно это яйцо и пытались разбить Баба и Дед. Они также являются персонажами сказки. Но есть еще один персонаж, из-за которого плакали Дед и баба — это маленькая мышка, которая благодаря своему хвостику разбила яйцо.
Таким образом, в сказке всего лишь четыре персонажа: курочка Ряба, Баба, Дед и мышка.
0
0
Это в первую очередь сама курочка Ряба.
Далее дед и бабка (супруга деда) и последний герой, это мышка.
Как зовут мышку и деда с бабкой, неизвестно, безымянные герои этой прекрасной сказки, просто старики, или дед и баба.
0
0
Одной из самых любимых детских сказок является сказка «Курочка Ряба» . Главными героями являются сама курочка Ряба, которая снесла золотое яичко, дед и бабка, ну и серая мышка, которая разбила золотое яичко
0
0
В этой сказочной истории несёт яичко главный персонаж — полезная добрая, живущая у бабки с дедом, Курочка, их любимица. За это в благодарность она несет свежие яички. Из-за махнувшей хвостиком мышки яичко сломало. Однажды в качестве благодарности она снесло золотое яичко, что стало большой ошибкой, потому что дед и баба не знали, что делать с этим подарком.
Читайте также
Главными героями сказочного произведения под названием «Ковёр-самолёт», которое написал детский писатель Владислав Крапивин являются двое мальчишек по имени Олег и Виталий.
После случайного знакомства Виталий узнаёт, что Олег убежал из родного дома и тогда он предложил жить у него.
Было лето и ребятишки жили в чердачном помещении. Как-то тётя Виталика дала мальчикам ковёр, чтобы они его вытрясли. Двое друзей вытрясли ковёр и легли на него отдохнуть. Ребята стали мечтать о том, что хорошо бы полетать на этом ковре. Неожиданно ковёр взмыл вверх и мечта друзей сбылась. Они стали везде летать и прямо на ковре играли.
Главной мыслью этой замечательной повести является то, что стоит только очень сильно захотеть и тогда все сбудется.
Свою повесть под названием «Оруженосец Кашка», Владислав Крапивин написал в 1965 году, но она и по сей день актуальна. Жаль, что сейчас не существует пионерских лагерей, но есть обычные детские лагеря, где отдыхают многие школьники. По сюжету Володя и Кашка вместе отдыхали в пионерском лагере. Кашке нравился его старший товарищ и он ему пытался во всем подражать, за что был прозван оруженосцем. После лагеря Володя хотел поехать к Кашке, но неожиданно изменил планы из-за понравившейся девочки, но вовремя понял, что дружбу предавать не стоит и поехал с Кашкой. Главными героями тут и являются два мальчика — Володя и Кашка. Главная мысль в том, что надо ценить истинных друзей и дружбу крепкую.
Ключевые герои: знаменитый клоун, дрессировщик Менотти и цирковая артистка Нора.Девочка Нора с пяти лет выступает в цирке.Она очень любила Меннотти, но он её предал.
Главные герои сказки Братьев Гримм «Шиповник» (или «Шиповничек»): Королевна Шиповничек, Прекрасный Королевич, король, королева, лягушка, предсказавшая рождение Королевны, 12 добрых ведуний и 1 злая колдунья, которая, обидевшись, пожелала Королевне Шиповничек смерти от укола веретена.
Главная мысль сказки Братьев Гримм «Шиповник» (или «Шиповничек»): Добро всегда побеждает зло. Всему есть свой срок, надо научиться подождать. Чему быть, того не миновать. Любовь побеждает злое заклинание.
«Синяя Звезда» — это сказка Александра Куприна для детей.
Сказка очень познавательна и в ней присутствует самое главное — мораль. Сказка Куприна учит тому, что самое главное — это быть добрыми и справедливыми. А свою мораль автор передаёт через главных героев.
Давайте выделим главных героев данной сказки:
-
Принцесса Эрна. Родилась не очень красивой девочкой и тогда родители специально сделали все, чтобы она не увидела себя в зеркало и не узнала о своём уродстве. Но в один день все-таки случайно находит небольшой кусочек зеркала и узнает об этом.
-
Принц Шарль. Эрна спасла его от смерти и в итоге тот ее полюбил,после чего отвёз Эрну во Францию, в Париж.
3.Король Эрн 23-ий. Отец Эрны.
Русская сказка Курочка Ряба – о чем она? Все версии, трактовки и гипотезы. Сакральный смысл и символы сказки о Курочке Рябе, история ее появления.
Дата обновления статьи: 03.01.2023
Сказка о Курочке Рябе — она предельно коротка и вроде бы проста, но на самом деле крайне парадоксальна и непонятна. Почему Дед и Бабка сначала пытаются разбить Яйцо, а когда это делает Мышка — плачут? Почему они не смогли разбить Яйцо, а Мышка сделала это легко и без всякий усилий, всего лишь махнув хвостиком? Чем обещанное простое Яйцо лучше разбитого золотого?
Очевидно, что здесь — как и во всех русских народных сказках — в метафоричной форме передается нечто иносказательное, некая глубинная мудрость поколений, и расшифровав ее, можно прикоснуться к знаниям, сформировавшимся еще на заре цивилизации. Но как понять, что мы на верном пути? Символика «Курочки Рябы» неоднозначна, и может трактоваться совершенно по-разному, однако, возможно, и не нужно пытаться выбрать одно «правильное» объяснение, потому что все или почти все существующие трактовки «верны» по-своему и для определенного уровня восприятия действительности. Как множество слоев у луковицы, или как «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке…».
Рассмотрим все версии от житейских и поучительных до сакральных и космогонических.
«Курочка Ряба»: история и развитие сказки. Основные варианты изложения текста сказки.
На сегодняшний день известны несколько вариантов сказки о Яичке, Курочке или Курочке-Рябе. Большая часть — это так или иначе сокращенные или измененные версии изначальных вариаций.
«Курочка Ряба» — текст в изложении А. Н. Афанасьева
Самый первый вариант печатной сказки был издан в пересказе А. Н. Афанасьева (1826—1871 гг.), в сборнике «Народные русские сказки», под номером № 70–71 (1885—1863 гг.). Сказка называлась «Яичко» или просто «Курочка». В этой сказке золотого яичка нет вовсе, как и обещания курочки снести новое яйцо. Сказка начинается сразу с того, что мышка разбивает яйцо, которое бабка положила на полочку, после чего происходит целая цепь неприятных и даже трагических событий, а пересказ повторяется циклически при передаче от каждого нового персонажа следующему:
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…»
Узнав про яйцо просвирня переломала все просфиры, затем дьячок перебил колокола, и наконец — поп изорвал все книги. На этом — сказке (в данной версии) конец.
«Курочка Ряба» текст в изложении А. Н. Толстого
Русский писатель А. Н. Толстой, живший на рубеже XIX и XX веков (1883—1945 гг.), представил другой вариант знакомой истории. Начало сказки у него слово в слово совпадает с пересказом А. Н. Афанасьева, однако далее часть про просвирью, дьячка и попа полностью отсутствует, зато Курочка обещает Деду и Бабке снести им новое яйцо «не простое — золотое». То есть здесь логическая цепь разворачивается в другую сторону — от простого яичка к золотому.
«Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, — Посадила яичко в осиное дупелко, В кут, под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть, Сор под ногами закурился, Двери побутусились, тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай, Куры, не летайте, Ворота, не скрипите, сор под порогом, Не закуривайся, Тын, не рассыпайся, Верх на избе, не шатайся, Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, Яичко не простое — золотое».
«Курочка Ряба» в изложении К. Д. Ушинского
Наиболее интересная и самая популярная версия сказки — это сказка в изложении Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871 гг.), известного писателя-публициста и основоположника научной педагогики в России.
Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский был крайне образованным и прогрессивным человеком. Он стремился преобразовать российское образование, осовременить его, сделать скорее философским, нежели религиозным.
Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его глубокая заинтересованность в концепции антропоцентризма. Именно он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Он часто обращался к русским народным сказкам и улавливал в сказаниях не только поучительную сторону, но и структурированный философский подтекст. Именно поэтому большинство сказок в пересказе Ушинского теряли свой «детский» вид, преобразовывались и проявляли двойственный символизм. Так, в «Курочке Рябе» он «изменил» цепочное повествование сказания и преобразовал концовку, сделав ее неоднозначной и требующей размышлений, а не ироничной и поучительно-простой, как это было ранее. В его изложении Курочка в конце пообещала снести простое яичко, а не золотое.
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била — Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Однако не стоит думать, что данные обработки — это просто «фантазии» автора. Если мы возьмем любое по-настоящему древнее русское народное сказание, былину, духовный стих, легенду (например, «Голубиная книга»), то обнаружим более 30–40 версий, что логичным образом вытекает из самого формата устной передачи сказаний. Попросту не существовало никаких «канонических» и единственно верных текстов чего бы то ни было, поэтому когда в XIX веке фольклористы взялись за письменную фиксацию народного наследия, они в разных губерниях (или даже просто у разных рассказчиков) встречали множество существенно различавшихся вариантов одних и тех же историй и сказок. Установить какие из них были «истинными», а какими «искаженными» (по сравнению с самым древним вариантом сказания, зародившимся много поколений? сотен? тысяч лет? назад) совершенно невозможно, как и утверждать, что, скажем, А. Н. Афанасьев записал «верный» вариант сказки, а К. Д. Ушинский — нет. Вполне вероятно, что Ушинский слышал другие варианты сказки, которые показались ему более примечательными, и как раз записал один из них.
Александр Угланов. Светочи-хранители светлой Руси
В пользу этой версии говорит то, что вариант А. Н. Афанасьева кажется более «поздним» хотя бы в силу того, что в нем присутствует множество персонажей, связанных с церковью (что вообще нехарактерно для исконных русских народных сказок, где действуют Баба-Яга, Серый Волк, Жар-птица или Иван-дурак/Иван-царевич), а общий смысл сводится к достаточно простой морали — «не стоит из мелочи раздувать большую проблему». А вот версия К. Д. Ушинского, напротив, кажется более «исконной» и по самому своему содержанию, отличающемуся большей глубиной и вариативностью трактовок, и по причине наличия аналогий в индийских Ведах, которые далее мы рассмотрим подробнее.
«Курочка Ряба»: толкование, гипотезы, версии
Поучительная смысл сказки о «Курочке Рябе»
Если мы возьмем за основу для анализа текст А. Н. Афанасьева (цикличное повествование, золотого яйца нет вообще, разбивается простое яйцо, после чего происходит череда неадекватных и поэтому комичных реакций и последствий), то смысл сказки получается чисто житейским: не стоит чрезмерно бурно реагировать на обыденные вещи. Или — не стоит создавать проблемы на пустом месте. Или — придание слишком большой значимости событиям которые это не заслуживают ведет к напрасным расстройствам и негативным последствиям. И так далее. В этой концепции высмеивается человеческая глупость, неспособность мыслить трезво и логически.
Следовательно, с этой точки зрения, мораль сказки в том, чтобы превознести свой разум над эмоциями, и управлять ими с высоты своей личности, но не наоборот. Если же человеческий разум слаб, то эмоции всегда ошибочны, нетрезвы, преувеличены, а это, в свою очередь, порождает суетливость и мнительность.
Смысл сказки «Курочка Ряба» с православной точки зрения
Трактовка русских народных сказок через призму христианства — довольно спорное занятие, ведь они по сути продукт дохристианского мира. Эти древние образы изначально создавались и развивались вне христианской парадигмы, поэтому их смысл никак нельзя выводить из христианской картины миры. Совпадения здесь скорее будут случайными, а выводы — искаженными. Тем не менее, для полноты картины приведем и трактовку сказки о «Курочке Рябе» с православной точки зрения.
Православие трактует это сказание, как потребность в Боге. Случайное событие должно восприниматься Дедом и Бабкой как Его промысел, ведь Он всеведущ и всезнающ. Нет такого события, которое бы не было предусмотрено Им. То есть, источник жизни — это нравственный божий закон, а не уловка случайности или, в некотором смысле, Дьявола. Золотое Яйцо в данном случае можно трактовать как признак избыточного богатства, а образ Мышки — как неспособность человека предугадать будущее.
Главные герои − не Мужчина и Женщина, не Юноша и Девушка, а именно Дед и Бабка. Во-первых, это разнополые существа, как Адам и Ева, − символ всего человечества. Во-вторых, эти герои — демонстрация неотвратимого — старости, то есть некое напоминание о том, что переход в Ад или Рай в зависимости от земных поступков неотвратим.
Философский смысл сказки «Курочка Ряба»
По сюжету Дед и Бабка намерены разбить золотое яйцо, но расстраиваются, когда это делает мышь. В древности золото нередко ассоциировалось со смертью. Возможно, это связано с процессом его добычи — из-под земли и в тяжелых условиях. Вообще все подземное традиционно связывалось в народном фольклоре с загробным миром — ассоциировалось с обрядами захоронения. Более того — сказочные персонажи, находящиеся в пограничном состоянии, традиционно связаны с золотом. Например, Кощей — «живой мертвец» — «над златом чахнет».
Всеволод Иванов. В чертоге Кащея
В свою очередь, Яйцо выступало символом жизни, возрождения. Но заключенное в «золото» — оно уже не живое. Это не просто смерть, а заколоченная в некие узы жизнь, анти-жизнь, а по некоторым версиям — чистое зло. Жизнь протекает правильно только при наличии развития, а золотые оковы — то, что не дает ей развиваться. Дед и Бабка, глядя на это, стремятся высвободить жизнь и восстановить баланс.
Мышка из мультфильма «Чудесный колокольчик», 1949 г.
Мышь, как медиатор между жизнью и смертью, выступает «промыслом» − случайностью или судьбой. Когда она разбивает яйцо Дед и Бабка приходят в уныние оттого, что яйцо оказывается полым, а значит — надежды на получение «второй» жизни или бессмертия нет. Кстати, Мышь как символ случайности, непостоянства, неожиданных перемен фигурирует во многих сказках. Например, в «Морозко», вовремя накормленная мышка становится спасением для девушки, и помогает ей выиграть в опасную игру с Медведем, а в результате еще и вернуться домой с богатыми подарками.
Далее новую надежду дает Курочка. Именно Курочка Ряба − символ всепрощения и спасения — она обещает создать новую жизнь, спасти Деда и Бабку от экзистенциальных мук. Во многом, функции Рябы схожи с функциями Бога, если судить о нем с точки зрения религии, а появление после золотого полого яйца чего-то, несущего жизнь, − это преобразование смерти, в некотором смысле — бессмертие.
Пасхальные яйца-писанки. Роспись в традициях лужицких сербов — славянского этноса Германии
Интересно, что образ яйца как символа вечной жизни использовался и в древнейшие времена и в позднехристианские — вплоть до наших дней. Вспомним про обычай на Пасху красить и разбивать яйца.
Сакральный «космический» смысл сказки Курочка Ряба
Эта трактовка берет свое начало из этимологии слов, которые используются для именования главных действующих лиц сказки. Корень «стар-» в русском языке означает древность и некое СТАРшинсто: старик, старуха, старица (древнее покинутое русло реки), старини, старинничать (подражать старине), староста, старшина, стрый (брат отца)… Сравним с англ. «star» − буквально − старый, как «звезда». То есть, Дед и Бабка — Старик и Старуха — символизируют некую общую накопленную мудрость поколений и в то же время представляют собой два начала — мужское и женское.
Курочка олицетворяет Мокошь (или Макошь) — славянскую богиню, связанную с ремеслами и судьбой. Мокошь — управляет Временем и Судьбой, хранит домашний очаг и дарит изобилие. Ее образ неразрывно связан с веретеном, нитью, плетением судеб или полотна мироздания.
Александр Угланов. Макошь
А почему именно Ряба? Эпитет «ряба» можно трактовать в контексте слов «рябь», «рябая» — то есть с пятнами другого цвета на основном фоне. В итоге мы имеем некую целостность (космос) состоящую из множества элементов (инфополе) — именно к такому пониманию структуры Вселенной приближаются сегодня ученые-физики.
Если обратиться с древнерусским словам, поулчается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная.
Туманность Спирали в созвездии Водолей
Яйцо — общекультурный символ начала и конца жизни. Золотое яйцо — живое в неживом. Попытки Деда и Бабки разбить его говорят о безуспешной борьбе с неизбежным.
Мышь — сакральный образ, который так или иначе используется в преданиях практически всех народов Земли. Любопытно, что чаще всего мышь — это не положительный и не отрицательный персонаж, а скорее — некий парадоксальный герой, который возникает неожиданно не действует по какому-то своему собственному плану/алгоритму, не связанному с общей логикой развития событий. Нередко она связана и с темой Смерти как перехода в некое новое состояние. Лингвист О. Н. Трубачев, изучив словарь М. Фасмера, заметил, что мышь (индоевроп. mūs — «серая») — одно из индоевропейских табуистических названий (по аналогии с «медведь» — «мед ведающий»).
Млечный путь
Кстати, народное название «Млечного пути» также связано с мышью — наши предки нередко именовали его «Мышиной тропкой» (читать подробнее про древнерусские названия созвездий
про древнерусские названия созвездий). В древнеиндийских сказаниях Млечный путь был создан молоком, которое вытекало из сосцов Коровы Земун (Мокошь).
Интересная логическая цепочка обнаруживается при исследовании различных образов богини Мокоши: она и создательница (та, что держит в руках нити Судьбы, плетет канву мироздания), и Доля, и Недоля, и Мара, и — наконец, олицетворение Конца — то есть Мышь (заметим созвучие слов мышь и Макошь)! В этом измерении богиня воспринимается как смерть, а хвостик, которым мышь разбила яйцо — это и есть конец эры, где «золотая» (закостеневшая, умирающая) жизнь погибает, и возрождается новая — простая, живая, «настоящая».
Общий сакральный смысл сказки таков: во власти Мокоши и рождение мира и его смерть. При этом процессы завершения старого и создания нового цикличны — то есть смерти как таковой нет, ведь за ней всегда следует новая жизнь и этот постоянный круговорот и есть развитие. Космические умирание и возрождение непрерывны как дыхание и неотвратимы как судьба. При это желания людей в данном случае не играют большой роли — пытаясь завершить цикл раньше времени или его начать — они оказываются бессильны. Вероятно, Дед и Бабка, как олицетворение человечества, должны научиться ценить текущий момент и осознать, что земная жизнь (простое яйцо) — высшая награда, в то время как золотая оболочка — не столько смерть, сколько переходное состояние между завершением мирского этапа и эзотерическим возрождением.
Ведический смысл сказки о Золотом Яйце
Образы знакомой нам сказки можно найти и в индийских Ведах, созданных более пяти тысяч лет назад. Так, востоковед и религиовед С.Зюзько в статье «Ведические корни русских сказок» пишет, что Брахма — обитатель высших уровней мироздания и создатель новых миров — творит Вселенское Яйцо с помощью определенных мантр. Сакральный слог «ОМ» наделяет его знанием о том как именно нужно творить этот мир (больше о сотворении миров посредством звука — в статье про гусли). Примечательно, что на санскрите высшие миры, где обитает Брама называются — «сварга» — почти как и Бог-Творец Сварог в славянской мифологии. Именно он, вероятно, и представлен в сказке о Курочке Рябе в образе Старика или Деда, Старухой же является его жена и спутница — богиня Лада (вспомним часто повторяющийся припев русских обрядовых песен — «Ой Дид Ладо»).
Мышь — «хтоническое» существо олицетворяющее собой «землю», то есть процесс разбивания золотого яйца мышью в данном случае трактуется как отделение земли/тверди от вселенских вод, в которых Золотое яйцо плавало изначально.
Кстати, в Ведах также подчеркивается именно золотой цвет Яйца, а точнее бесконечного пространства Яйц (вспомним про «рябь» Курочки Рябы), каждое из которых — это золотая космическая яйцеклетка, которая становится живой, при новом цикле «вселенского вдоха-выхода» (аналог научной теории большого взрыва):
«Божественные семена рождаются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйцеклеток. Эти золотые зерна покрыты пятью главными материальными элементами. В своих экспансиях Маха-Вишну входит в каждую из Вселенных, в каждое из космических яиц».
_________
Истинный смысл сказки «Курочка Ряба» воспринимается не умом, но подсознанием. Народы земли из века в век накапливали мудрость и передавали ее виде кодов-образов, пронизывающих все истинно народные сказки. Простая форма, адаптированная для устной передачи, позволила сохранить эти знания и глубокое смысловое содержание и донести их до нас сегодняшних сковь тысячелетия.
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!