Все люди братья сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Работа над формированием монологичности речи устной и письменной в преподавании русского языка и литературы всегда была и будет делом приоритетным. Сложный процесс формирования идёт на протяжении всего обучения, начиная от первоклассника и заканчивая выпускником школы, где последний должен продемонстрировать свою компетентность в написании задания части С при сдаче ЕГЭ.

Написание сочинения – рассуждения всегда вызывало у школьников ряд затруднений, связанных не только с орфографической и пунктуационной грамотностью, но и неумением сформулировать свою мысль правильно и красиво, привести примеры из различных источников или обобщить свой личный жизненный опыт.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения должна строиться педагогом исключительно на современных методах обучения. Именно они не только развивают различные компетенции, но и способны формировать личность учащегося, давая возможность самостоятельно определить нравственные ценности, избрать гражданскую позицию, успешно социализироваться в современном обществе.

Для меня таким новым методом стал метод системно-деятельностного подхода, позволивший выстроить совершенно новую структуру деятельности учащихся. Во-первых, учащиеся могут вовлекаться в урок с первых его минут. Вникая в тему урока, выделяя ключевые слова, задумываясь над поставленным вопросом или проблемой, они тем самым искуственно подталкиваются к тем действиям, которые сами выбирают для выхода из сложившейся ситуации, нахождения ответа, решения проблемы, изучения нового материала. Во-вторых, этот метод позволяет самостоятельно оценить результат личностных, предметных и метапредметных компетенция учащихся. В-третьих, участвовать в формировании личности каждого учащегося через привлечение его к тексту, осознанному восприятию, правильной самостоятельной рефлексии, накоплению человеческого опыта.

Тексты для работы всегда стараюсь использовать именно публицистического стиля, разные по жанру, что позволяет выходить за рамки программного материала и расширять кругозор учащихся.

Оборудование к уроку

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Самоготовность.
II. Этап мотивации Задание:

– Прочитайте тему урока, определите свои дальнейшие действия и сформулируйте цели занятия. (Всё это поможет сделать сформированное у учащихся умение видеть ключевые слова темы ).

Примерная ЦЕЛЬ урока, которую должны поставить учащиеся:

1. Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ)

2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. Речь пойдёт о таких понятиях, как толерантность, гуманность, человеколюбие.

3. Узнать о творчестве и личности Сергея Довлатова.

Работа с текстом

IV. Знакомство с личностью и произведением Сергея Довлатова.

Работа с текстом

Задание: – Как вы считаете, насколько важно, чтобы люди всего мира, пусть и не считали себя родственниками и братьями, но относились бы друг к другу с любовью и уважением?

– А в нашем государстве это как – то регулируется, где-то прописано?

Россия – многонациональное государство. Необходимость толерантного отношения первостепенная. Это большая проблема не только для России, но и для других государств.

Учащиеся по ходу урока должны составить опорный материал для написания сочинения – рассуждения:

Проблема – актуальность – ключевые слова темы – позиция автора – примеры.

Слайд 2

Текст послания может быть прочитан преподавателем или подготовленным учащимся.

– Какова идея этого послания? Назовите выделенные вами ключевые слова.

– Как вы понимаете – духовное единство?

– Перечислите моральные ценности и определите их значимость.

– Какое значение имеет слово РАЗВИТИЕ?

– Почему Президент определяет эти понятия как важнейшие факторы развития русского народа?

– Насколько актуально в современное время понятие духовное единство? Какие примеры его проявления вы можете привести?

Работа учащихся: 1. Чтение текста.

2. Осмысление. Выделение ключевых слов.

3. Запись понятий – духовное единство, моральные ценности, факторы развития.

4. Двум учащимся дано задание – найти значение выражений в словаре.

Слайд 4

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Это основа развития и благополучия нации, её фундамент.

Актуальность первостепенной важности.

Прослушайте текст из книги

Сергея Довлатова. Определите стиль и тип текста. Подберите примеры из текста для своего ответа.

(Ситуация заставляет разделиться мнениям учащихся, и, таким образом, они пытаются обосновать свою точку зрения, приводя примеры из текста, систематизирую свои знания, применяя навыки работы с текстом, монологически обосновывать свою точку зрения).

Слайд 5

– Исходя из биографической справки, определите стиль прочитанного текста.

– Как бы определили жанр текста?

Слайд 6

Новелла (итал.)– небольшое прозаическое произведение, в котором через изображение какого-либо конфликта раскрыта сущность стороны общественных отношений.

Текст читает либо учитель, либо заранее подготовленный учащийся.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

1.Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры…

2. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст публицистический или художественный?

3. Один из учащихся заранее подготовил биографическую справку о Сергее Довлатове.

(Прозаик, журналист. Один из создателей русскоязычной газеты, её главный редактор. Эмигрировал в Америку, где печатался в американских журналах).

4. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст не похож на статью газеты – очерк.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Новый жанр – новелла – можно применить к прочитанному тексту. Приводят примеры.

(Конфликт – непонимание и безразличие к мыслям людей. Толерантное отношение – выход из конфликта).

– В чём необычность сложившейся ситуации между главным героем Кеннетом Бауэрсом и автором?

– Почему Кеннэт Бауэрс, американец по происхождению, считает своими родственниками известных в мире людей, совершенно разных по национальной принадлежности?

– Каким вы представили 60-тидесятилетнего американца?

– Как показано нарастание непонимания автора по отношению к словам героя?

– С какой целью Кеннет Бауэрс просит автора занести ему свою фотографию?

– Какова основная мысль текста? – Какова позиция автора?

Учащиеся определяют тему и основную мысль текста. Работают с примерами по тексту.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Вывод:

1. Тема – толерантное отношение к человеку.

2. Основная мысль – несмотря на то, что люди могут относиться к разным национальностям, происхождению, социальному статусу, эпохам, они способны любить, уважать и гордиться другими людьми, с которыми они ощущаю духовное единство, родство.

– Изменилось ли ваше мнение о Кеннете Бауэрсе, как о человеке? Испытали ли вы гордость за такого человека (Кеннета Бауэрса, своего соплеменника – С. Довлатова)?

– Хотели бы вы научиться воспринимать людей как герой новеллы? Это просто или сложно? Что для этого нужно?

– Проведите параллель между двумя текстами: посланием Президента РФ и новеллой С. Довлатова. Можно ли говорить об их идейном единстве? Почему?

– Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели?

– Прокомментируйте слова Далай – Лама XIV взятые в качестве эпиграфа. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Слайд 7

2) Экспресс-опрос для первичного закрепления материала (письменно или устно).

Слайд 8

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Отвечают, что достигли. Отмечают, что хотели бы познакомиться больше с творчеством и произведениями С. Довлатова.

Самостоятельное выполнение и взаимопроверка (5-7 минут).

Слайд 9

Примеры похожих учебных работ

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического .

. работы по созданию тематической композиции. 4. Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися среднего звена общеобразовательной школы. .

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования .

. у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В связи с объектом и предметом .

Приемы понимания художественного текста на х литературного чтения

. понимании, а о читательском восприятии. Показателями читательского восприятия являются образная конкретизация и образное обобщение (Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова), адекватное понимание позиции автора литературного произведения, то есть понимание .

По русской литературе : «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОМАНТИЗМЕ .

. все сильнее. Психологически-этическая емкость отличает его баллады – музыкальные, изящные. Баллады занимают значительное место в творчестве . организует поэтику его лироэпики в целом. Его баллады включают, как правило, разнотипные повторы – анафоры, .

Систематизированный комплекс творческих заданий на х музыки в начальной школе

. развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки . на уроках музыки в начальной школе в ходе работы над творческими заданиями. Предмет исследования: система методов творческих заданий на уроках музыки, направленная на . побуждает учащихся к .

Развитие технологической культуры учащихся

. учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам труда. .

Читайте также:

      

  • Славка был счастлив сочинение
  •   

  • Сочинение про гору ай петри
  •   

  • В каких произведениях есть трусость итоговое сочинение
  •   

  • Телеведущий дмитрий борисов сочинение
  •   

  • Что общего во взглядах на россию в рассказах старый гений и после бала сочинение

Рассказ А.Т.Аверченко «Люди-братья» взят из сборника «Мечты о прошлом» (1921г). Этот заголовок построен на оксюмороне: какие могут быть мечты о прошлом? Но именно в этом скрывается горькая ирония блестящего юмориста, который творил вместе с такими известными писателями, как Тэффи, Сашей Черным. В 1920 году Аверченко покидает Советскую Россию, так и не примирившись с новым строем. И пусть жизнь в эмиграции складывалась неплохо, но писатель остро чувствовал оторванность от родины, от родного языка. Именно чувство ностальгии является главным для героев рассказа «Люди-братья».

Бывший артист, бывший шулер, бывший полицейский – «бывшие». Это слово «бывшие» становится и эпитетом, и приемом, лексическим повтором, которым автор подчеркивает их внутреннюю, душевную связь с родиной. Все осталось там, в старой России. В диалоге за столиком в ресторане завязывается знакомство между приставом и шулером. По роду своей профессии такие люди вряд ли могли в «то» время мирно беседовать, но каждый из них узнает в другом петербуржца. На брошенную шулером фразу: «Эх, как у Донона жарили судачков обернаур!» — лицо полицейского «озарилось тихой радостью». Когда мы где-то далеко от дома встречаем знакомое лицо, то из глубины самой души поднимается радостное чувство узнавания: нам хочется броситься на грудь к незнакомцу, заговорить о понятных только нам вещах. То же самое происходит с героями А.Т.Аверченко: ты – «друг мой, нет, больше: ты — брат мой». Ведь дальше завязывается разговор: «Вы меня еще – дело прошлое – били сломанной спинкой от стула за якобы накладку». Что же надо испытать персонажу, который вскользь бросает «дело прошлое» на то, что его били, та боль утихла и забылась по сравнению с болью душевной сегодняшнего дня. И два бывших врага — полицейский и шулер —  с наслаждением, как дети,  вспоминают и 2-й участок Александро-Невской части, и Экономический клуб: «Чудесные времена были!»

«Милые петербуржцы» с ностальгией произносят дореволюционные названия: «Александр III», «участок», «Знаменская площадь». Бывшему актеру  кажется, что в том, рухнувшем, мире было все хорошо, так он говорит: «А ведь  мы уважали друг друга», и в этих словах лейтмотивом звучит тема произведения —  «люди – братья».

Антитезой новой, революционной России становятся мечты о прошлом: «Ведь вот времена были: и электричество горело, а около играющих всегда подсвечники ставили». Эмоциональность говорящих автор передает через синтаксис: в диалоге много предложений, заканчивающихся многоточием, или восклицательным, или вопросительным знаками  («О, боже, боже, — свесил голову на грудь бывший шулер, — какие воспоминания!..Сколько было тогда веселой, чисто столичной суматохи, когда вы меня били…» «Да, — вздохнул бывший пристав. – Все растащили, все погубили, мерзавцы…А мой участок помните?») Теперь трое героев испытывают неподдельную нежность: «Радостные пили «Абрау». Пожимали друг другу руки и любовно, без слов смотрели друг другу в глаза». Они плачут. Вместе с ними тоскуем и мы.

Что был в той, дореволюционной России, которую одни проклинали, а другие вспоминали как золотое время? И горько-оптимистичным аккордом звучат последние строки, которые произносит актер как будто под занавес в своем последнем спектакле: «Петербуржцы! Не плачьте! И для нас когда-нибудь будет небо в алмазах! И мы вернемся на  свои места!..» В них, на мой взгляд, звучит вера самого А.Т.Аверченко в возвращение на милую родину.

В стихотворении Р.Рождественского «Кладбище под Парижем» (1970г.) есть строки, которые, кажется,   перекликаются с проблематикой рассказа Аверченко.

Как они после – забытые, бывшие,

Всё проклиная и нынче, и впредь,

Рвались взглянуть на неё  — победившую,

Пусть непонятную, пусть непростившую

Землю родимую, и умереть…

Герои рассказа «мечтают» о  прежнем укладе жизни, мечтают о возвращении, о воссоединении. «Ведь мы же братья!» — как будто говорят они, и это звучит утвердительно, а не вопросительно.

Творческое задание.

Холодный свет дрожал на стенах домов. Сумерки. Ноябрьские сумерки – самые тяжелые, грустные в году.

метки: Текст, Человек, Работа, Учащаяся, Единство, Мысль, Вопрос, Ценность

Работа над формированием монологичности речи устной и письменной в преподавании русского языка и литературы всегда была и будет делом приоритетным. Сложный процесс формирования идёт на протяжении всего обучения, начиная от первоклассника и заканчивая выпускником школы, где последний должен продемонстрировать свою компетентность в написании задания части С при сдаче ЕГЭ.

Написание сочинения – рассуждения всегда вызывало у школьников ряд затруднений, связанных не только с орфографической и пунктуационной грамотностью, но и неумением сформулировать свою мысль правильно и красиво, привести примеры из различных источников или обобщить свой личный жизненный опыт.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения должна строиться педагогом исключительно на современных методах обучения. Именно они не только развивают различные компетенции, но и способны формировать личность учащегося, давая возможность самостоятельно определить нравственные ценности, избрать гражданскую позицию, успешно социализироваться в современном обществе.

Для меня таким новым методом стал метод системно-деятельностного подхода, позволивший выстроить совершенно новую структуру деятельности учащихся. Во-первых, учащиеся могут вовлекаться в урок с первых его минут. Вникая в тему урока, выделяя ключевые слова, задумываясь над поставленным вопросом или проблемой, они тем самым искуственно подталкиваются к тем действиям, которые сами выбирают для выхода из сложившейся ситуации, нахождения ответа, решения проблемы, изучения нового материала. Во-вторых, этот метод позволяет самостоятельно оценить результат личностных, предметных и метапредметных компетенция учащихся. В-третьих, участвовать в формировании личности каждого учащегося через привлечение его к тексту, осознанному восприятию, правильной самостоятельной рефлексии, накоплению человеческого опыта.

Тексты для работы всегда стараюсь использовать именно публицистического стиля, разные по жанру, что позволяет выходить за рамки программного материала и расширять кругозор учащихся.

Оборудование к уроку

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Самоготовность.
II. Этап мотивации Задание:

– Прочитайте тему урока, определите свои дальнейшие действия и сформулируйте цели занятия. (Всё это поможет сделать сформированное у учащихся умение видеть ключевые слова темы ).

Примерная ЦЕЛЬ урока, которую должны поставить учащиеся:

1. Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ)

2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. Речь пойдёт о таких понятиях, как толерантность, гуманность, человеколюбие.

3. Узнать о творчестве и личности Сергея Довлатова.

III. Проверка имеющихся знаний учащихся из разных областей науки, их кругозора, личного опыта.

Работа с текстом

IV. Знакомство с личностью и произведением Сергея Довлатова.

Работа с текстом

Задание: – Как вы считаете, насколько важно, чтобы люди всего мира, пусть и не считали себя родственниками и братьями, но относились бы друг к другу с любовью и уважением?

– А в нашем государстве это как – то регулируется, где-то прописано?

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Россия – многонациональное государство. Необходимость толерантного отношения первостепенная. Это большая проблема не только для России, но и для других государств.

Учащиеся по ходу урока должны составить опорный материал для написания сочинения – рассуждения:

Проблема – актуальность – ключевые слова темы – позиция автора – примеры.

Слайд 2

Задание: (Текст на раздаточном материале). Слайд 3 Прочитайте текст, найдите и выделите ключевые слова:

В 2007 и 2008 годах в посланиях Президента Российской Федерации собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такие же важные факторы развития , как политическая и экономическая стабильность…»

Текст послания может быть прочитан преподавателем или подготовленным учащимся.

Вопросы по тексту: – О чём говорится в послании Президента Росси Федеральному собранию РФ? (о духовном единстве народа)

– Какова идея этого послания? Назовите выделенные вами ключевые слова.

– Как вы понимаете – духовное единство?

– Перечислите моральные ценности и определите их значимость.

– Какое значение имеет слово РАЗВИТИЕ?

– Почему Президент определяет эти понятия как важнейшие факторы развития русского народа?

– Насколько актуально в современное время понятие духовное единство? Какие примеры его проявления вы можете привести?

Работа учащихся: 1. Чтение текста.

2. Осмысление. Выделение ключевых слов.

3. Запись понятий – духовное единство, моральные ценности, факторы развития.

4. Двум учащимся дано задание – найти значение выражений в словаре.

Слайд 4

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Это основа развития и благополучия нации, её фундамент.

Актуальность первостепенной важности.

Задание : (тексты печатного формата у каждого на парте для удобства работы и восприятия).

Прослушайте текст из книги

Сергея Довлатова. Определите стиль и тип текста. Подберите примеры из текста для своего ответа.

(Ситуация заставляет разделиться мнениям учащихся, и, таким образом, они пытаются обосновать свою точку зрения, приводя примеры из текста, систематизирую свои знания, применяя навыки работы с текстом, монологически обосновывать свою точку зрения).

Слайд 5

– Исходя из биографической справки, определите стиль прочитанного текста.

– Как бы определили жанр текста?

Слайд 6

Словарная работа:

Новелла (итал.)– небольшое прозаическое произведение, в котором через изображение какого-либо конфликта раскрыта сущность стороны общественных отношений.

Текст читает либо учитель, либо заранее подготовленный учащийся.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

1.Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры…

2. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст публицистический или художественный?

3. Один из учащихся заранее подготовил биографическую справку о Сергее Довлатове.

(Прозаик, журналист. Один из создателей русскоязычной газеты, её главный редактор. Эмигрировал в Америку, где печатался в американских журналах).

4. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст не похож на статью газеты – очерк.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Новый жанр – новелла – можно применить к прочитанному тексту. Приводят примеры.

(Конфликт – непонимание и безразличие к мыслям людей. Толерантное отношение – выход из конфликта).

Вопросы: – О чём новелла?

– В чём необычность сложившейся ситуации между главным героем Кеннетом Бауэрсом и автором?

– Как характеризуют героя такие слова: «Признаться, я несколько оробел. Кеннэт Бауэрс выглядел совершенно здоровым»

– Почему Кеннэт Бауэрс, американец по происхождению, считает своими родственниками известных в мире людей, совершенно разных по национальной принадлежности?

– Каким вы представили 60-тидесятилетнего американца?

– Как показано нарастание непонимания автора по отношению к словам героя?

– С какой целью Кеннет Бауэрс просит автора занести ему свою фотографию?

– Какова основная мысль текста? – Какова позиция автора?

Учащиеся определяют тему и основную мысль текста. Работают с примерами по тексту.

Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу:

Вывод:

1. Тема – толерантное отношение к человеку.

2. Основная мысль – несмотря на то, что люди могут относиться к разным национальностям, происхождению, социальному статусу, эпохам, они способны любить, уважать и гордиться другими людьми, с которыми они ощущаю духовное единство, родство.

V. Этап рефлексии 1) Вопросы :

– Изменилось ли ваше мнение о Кеннете Бауэрсе, как о человеке? Испытали ли вы гордость за такого человека (Кеннета Бауэрса, своего соплеменника – С. Довлатова)?

– Хотели бы вы научиться воспринимать людей как герой новеллы? Это просто или сложно? Что для этого нужно?

– Проведите параллель между двумя текстами: посланием Президента РФ и новеллой С. Довлатова. Можно ли говорить об их идейном единстве? Почему?

– Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели?

– Прокомментируйте слова Далай – Лама XIV взятые в качестве эпиграфа. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Слайд 7

2) Экспресс-опрос для первичного закрепления материала (письменно или устно).

Слайд 8

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Отвечают, что достигли. Отмечают, что хотели бы познакомиться больше с творчеством и произведениями С. Довлатова.

Самостоятельное выполнение и взаимопроверка (5-7 минут).

VI. Домашнее задание Написать сочинение рассуждение по данной проблеме, используя отработанный материал и свой собственный на выбор. Запись домашнего задания в дневник.

Слайд 9

VII. Оценивание работы учащихся. Учитель выставляет оценки учащимся, принявшим активное участие в обсуждении и работе с текстом. Индивидуальное задание оценивается совместно с классом. Взаимопроверка собранного материала и теста по парам.

  • Все лучшие сказки и рассказы лев толстой книга книги льва николаевича толстого
  • Все еще как пишется через дефис или нет
  • Все еще впереди как пишется
  • Все думают что она живет как в сказке а ее бьет муж тиран
  • Все дороги ведут к людям сочинение