Образцы
обучающих сочинений-рецензий
Текст
публицистического стиля.
1.“Всё,
о Люцилий, не наше, а чужое, только время
наше собственность. 2. Природа предоставила
в наше владение только эту вечно текущую
и непостоянную вещь, которую, вдобавок,
может отнять у нас всякий, кто этого
захочет… 3. Люди решительно ни во что
не ценят чужого времени, хотя оно
единственная вещь, которую нельзя
возвратить обратно при всём желании “.
4. Так писал Сенека в самом начале нашей
эры, в 50 году от Р. Х.
5.
Древние философы первыми поняли ценность
времени – они наверняка ещё до Сенеки
пробовали как-то обуздать время,
приручить, понять его природу, ибо и
тогда оно угнетало своей быстротечностью.
6. Однако мы по своему самомнению уверены,
что у древних времени девать было некуда.
7. Что они, со своими солнечными, водяными
и песочными часам, измерять его как
следует, не умели, а значит, не берегли.
8. Прогресс – он ведь к тому сводится,
по мнению делового человека, чтобы
сэкономить этому деловому человеку
время. 9. Для этого деловой человек из
кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт.
10. Вместо писем придумали телеграммы и
телефоны, вместо театров – телевизоры,
вместо гусиного пера – шариковую ручку.
11. Эскалаторы, компьютеры, универмаги,
телетайпы, электробритвы – всё
изобретается для того, чтобы сберечь
человеку время. 12. Однако почему-то
нехватка этого времени у человека
возрастает. 13. Деловой человек
наращивает скорости, внедряет ЭВМ,
переделывает универмаги в универсамы,
печатает газеты фотоспособом, а дефицит
времени увеличивается. 14. Не только у
него – цейтнот становится всеобщим.
15. Недостаёт времени на друзей, на детей
нет времени на то, чтобы думать, чтобы,
не думая, постоять в осеннем лесу, слушая
черенковый хруст облетающих листьев.
16. Времени нет ни у школьников, ни у
студентов, ни у стариков.17. Время куда-то
исчезает, его становится всё меньше.
(По
Д.Гранину)
Сочинение-рецензия.
Начало.
Всегда
ли мы ценим чужое, да и своё, время? И
почему надо беречь время? Что мы делаем,
чтобы экономить его? Над этим вопросами
задумаемся мы вместе с автором текста
Д. Граниным.
Другой
вариант.
Как
древние относились по времени? Как люди
пытались обуздать время? Разрешил ли
проблему цейтнота современный человек?
Об этом говорится в тексте Д. Гранина.
Ведущая
тема данного текста – размышление о
дефиците времени. Ей подчинены три
микротемы: Сенека о времени; попытка
древних обуздать время; стремление
разрешить проблему нехватки времени.
Д. Гранина волнует вопрос дефицита
времени. Он утверждает, что нужно ценить
время, своё и чужое, потому что его
“нельзя возвратить обратно”. Автор
приводит нас к мысли о том, что при
огромной занятости современного человека
неумение организовать время может
лишить его возможности соприкасаться
с миром прекрасного, обогатить свой
внутренний мир.
Анализируемый
текст принадлежит публицистическому
стилю. Что же говорит об этом? Текст
привлекает внимание к общественно
значимой проблеме нехватки времени.
Ему присущи логичность, образность,
эмоциональность, оценочность. Тип речи
этого текста – рассуждение. Почему я
так считаю? Тезис заключён в предложении
№3: “Время единственная вещь, которую
нельзя возвратить обратно при всём
желании“. Доказательством служат
предложения под №5-13. Вывод содержится
в предложениях под №14-17.Предложения в
тексте соединены цепной и параллельной
связью. Что на это указывает? Так,
предложения под №6-7 связаны заменой
существительного “у древних” местоимением
“они”; местоимение “для этого” в
предложении №9 заменяет часть высказывания
в предложении №7: ”чтобы сэкономить
этому человеку деловому человеку время”;
предложения под №13 и 14 – заменой
словосочетания “Дефицит времени”
словом “цейтоном” и существительного
“деловой человек “ местоимением “у
него”. Предложение под №15-17 – связаны
по смыслу. В предложенном для анализа
в тексте есть языковые средства,
характерные публицистическому стилю.
Какую же роль они выполняют? Цитирование
помогает Д.Гранину убедить читателя в
значимости затронутого вопроса, вводные
слова (“а значит”, “по мнению делового
человека“) выражают отношение говорящего
к высказываемому; ради однородных членов
(“обуздать, приручить, понять”,
“наращивает, внедряет, переделывает”)
создают выразительною смысловую
соотнесённость; градация (“ни у
школьников, ни у студентов, ни у стариков”)
“усиливает” впечатление.
Действительно,
цейтнот в наше время становится всеобщим.
Особенно нехватка времени заметна в
большом городе. Людям некогда любоваться
красотой природы, сходить в музей,
театр, пообщаться с друзьями, почитать
интересную книгу. Человек превращается
в робота, забывает о духовном развитии.
Текст научно-популярного стиля.
1.
Тайну кровообращения раскрыли лишь в
веке после многочисленных опытов на
животных и изучения анатомии на трупах
людей. 2. Оказалось, что кровь не расходуется
в органах, а лишь переходит в них из
артерий в вены по мельчайшим сосудам –
капиллярам — и возвращается к сердцу.
3. Так был установлен замкнутый характер
её движения по организму. 4. Если говорить
о человеке, то в среднем за его жизнь
лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и
выдохов, а сердце – три миллиарда ударов.
5. Вот уж мотор так мотор! 6. Трудно даже
сравнить эту биологическую машину с
чем-то, созданным людьми.
7.
Вот почему, оказалось, непросто создать
искусственное сердце. 8. К сожалению,
эта задача очень важна, так как сердце
человека часто выходит из строя, не
исчерпав отпущенного ему природой
ресурсы. 9. Сейчас мы не касаемся проблемы
пересадки сердца от доктора. 10. Разговор
идёт лишь об искусственных аппаратах.
11. Здесь есть определенные успехи, немало
больных живут с искусственными клапанами
сердца. 12. Но эти операции ещё очень
дороги, к тому же существует проблема
отторжения чужеродных нашему организму
веществ. 13. Поиски в этой области идут
очень интенсивно, работы здесь хватит
и бионикам (Детская энциклопедия «Я
познаю мир»).
Сочинение – рецензия.
Как
был установлен характер движения крови
по организму? Почему не просто создать
искусственное сердце? В чём недостаток
искусственного сердца? Об этом говорится
в тексте из энциклопедии.
Ведущая
тема данного текста – рассказ о работе
сердца. Ей подчинены 3 микротемы: открытие
тайны кровообращения; сложность создания
искусственного сердца; «плюсы» и «минусы»
в применении искусственных клапанов
сердца. В этом тексте поднимается научная
проблема исследования работы сердца и
применения искусственного аппарата.
Текст
относится к научному стилю, это один из
его подстилей – научно-популярный.
Почему я так считаю? Здесь есть типичные
признаки научного стиля: логичность
изложения, точность, обобщенность,
объективность. Научные суждения написаны
доступным, ясным, понятным языком,
раскрыты подробно, иллюстрированы
примерами.
Анализируемый
текст принадлежит рассуждению. Что же
об этом говорит? В нём содержится
размышление над теми вопросами, которые
затронуты в тексте, имеются предложения,
являющиеся своеобразным выводом,
вытекающим из фактов (предложение под
№№3, 7). Предложения в тексте из энциклопедии
преимущественно соединены цепной
связью. Что же на это указывает? Так
предложения под №№1 и 2 связаны с помощью
однокоренных слов «кровообращение» —
«кровь»; предложения под №№2 и 3 –
заменой существительного «кровь»
местоимением «её» и использованием в
предложении №3 наречия «так», заменяющего
высказывание в предыдущем, слово «мотор»
в предложении под №5 является контекстным
синонимом слова «сердце» в предложении
под №4. В тексте имеются средства языка,
характерные научному стилю,
научно-популярному подстилю. Какова же
их роль? Использование терминов
(«кровообращение», «артерий», «вена»,
«искусственное сердце», «бионика»),
словосочетаний «сущ. + сущ. в род. п.»
(«изучение анатомии», «проблемы пересадки
сердца», «проблема вторжения веществ»,
абстрактных отглагольных существительных
(«движения», «пересадки», «поиски»)
подчёркивает строгую последовательность,
смысловую точность, достоверность.
Применение восклицательного предложения,
перифразы («мотор», «биологическая
машина»), вводного слова («к сожалению»),
модальных частиц («лишь», «даже») упрощает
язык науки, привлекает внимание к
поднятой научной проблеме и делает
текст доступным для широкого круга
читателей.
Данный
текст привлекает меня интересными
фактами из области медицины. Он рождает
во мне гордость за человека, далеко
шагнувшего в исследовании работы сердца,
вселяет веру в то, что в далёком будущем
продолжительность жизни человека
увеличится.
Тексты
художественного стиля
Песня.
1)
Посередине
комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный
человек лет двадцати трех, одетый в
долгополый нанковый кафтан голубого
цвета.
2)
Его
впалые щеки, большие, беспокойные серые
глаза, прямой нос с тонкими, подвижными
ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми
назад светло-русыми кудрями, крупные,
но красивые, выразительные губы – все
его лицо изобличало человека
впечатлительного и страстного. 3) Он был
в большом волненье: мигал глазами, нервно
дышал, руки его дрожали, как в лихорадке
…
4)
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся
рукой. 5) Он глубоко вздохнул и запел …
6) Первый звук его голоса был слаб и
неровен и, казалось, не выходил из его
груди, но принесся откуда-то издалека,
словно залетел случайно в комнату.
7)
За этим звуком последовал другой, более
твердый и протяжный, но все еще, видимо,
дрожащий, как струна; за вторым – третий,
и, понемногу разгорячаясь и расширяясь,
полилась унывная песня.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный
голос: в нем была неподдельная глубокая
страсть, и молодость, и сила, и сладость,
и какая-то увлекательно-беспечная,
грустная скорбь.
9)
Русская,
правдивая, горячая душа дышала и звучала
в нем, и так и хватала вас за сердце,
хватала прямо за его русские струны.
10)
Он пел, и от каждого звука его голоса
веяло чем-то родным и необозримо широким,
словно знакомая степь раскрывалась
перед вами, уходя в бесконечную даль.
(И. С. Тургенев)
Весна.
1)
Между тем пришла весна, прекрасная,
дружная, без ожидания и обманов весны,
одна из тех редких весен, которым вместе
радуются растения, животные и люди…
2)
Весна долго не открывалась. 3) Последние
недели стояла ясная, морозная погода.
4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило
до семи градусов; наст был такой, что на
возах ездили без дороги.
5)
Потом вдруг… понесло теплым ветром,
надвинулись тучи, и три дня и три ночи
лил бурный и теплый дождь. 6) В четверг
ветер затих, и надвинулся густой серый
туман, как бы скрывая тайны совершавшихся
в природе перемен. 7) В тумане полились
воды, затрещали и сдвинулись льдины,
быстрее двинулись мутные, вспенившиеся
потоки, и на самую Красную Горку, с
вечера, разорвался туман, тучи разбежались
барашками, прояснело, и открылась
настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро
съело тонкий ледок, подернувший воды,
и весь теплый воздух задрожал от
наполнивших его испарений ожившей
земли.
9)
Зазеленела старая и вылезающая иглами
молодая трава, надулись почки калины,
смородины и липкой спиртовой березы, и
на обсыпанной золотым цветом лозине
загудела выставленная облетавшаяся
пчела.10) Залились невидимые жаворонки
над бархатом зеленей и обледеневшим
жнивьем, заплакали чибисы над налившимся
бурою, не убравшеюся водой, низами и
болотами, и высоко пролетели с весенним
гоготанием журавли и гуси.
11)
Заревела на выгонах облезшая, только
местами еще не перелинявшая скотина,
заиграли кривоногие ягнята вокруг
теряющих волну блеющих матерей, побежали
быстроногие ребята по просыхающим, с
отпечатками босых ног тропинкам,
затрещали на пруду веселые голоса баб
с холстами, и застучали по дворам топоры
мужиков, налаживающих сохи и бороны.12)
Пришла настоящая весна. (Л.Н.Толстой)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 08.01.2023
Презентация к уроку русского языка «ПОдготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина» позволяет дать представление учащимся о порядке работы над сочинением.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 103.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сформулируйте цели урока: Познакомиться с планом написания сочинения в формате ЕГЭ Подготовиться к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту; С овершенствовать навыки анализа текста; В оспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
План сочинения 1) Проблема, поднятая автором текста. 2) Комментарий к проблеме: а) 1-ый пример из текста+ пояснение б) 2-ой пример из текста + пояснение в) связь между примерами 3) Позиция автора. 4) Отношение к позиции автора + обоснование (собственный тезис и аргумент) 5) Вывод.
Работа с текстом: Определите тему текста. Какие проблемы автор ставит, раскрывая данную тему? (проблема дефицита времени; проблема отношения человека к времени; проблема бережного отношения к времени…) Какая из данных проблем является основной? (проблема дефицита времени)
РАБОТА В ПАРАХ: Проблема дефицита времени. ПОЯСНЕНИЕ: Гранин говорит о невиданном масштабе проблемы нехватки времени: она охватывает всех людей от мала до велика. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ: Оба примера , казалось бы, показывают, что проблема неразрешима, но в то же время они заставляют нас задуматься над вопросом: если эту всеобъемлющую проблему нельзя решить техническими средствами, то какими можно? И мы угадываем ободряющий голос автора: может быть, нам нужно расставить приоритеты в своей жизни и рационально распределить время, не жертвовать ради работы, житейской суеты встре ч ами с друзьями, родственниками, общением с природой. ПОЯСНЕНИЕ: Автор не только констатирует наличие проблемы цейтнота, но и утверждает иллюзорность надежды решить её техническими средствами. 1 ПРИМЕР: предложение 13 2 ПРИМЕР: предложение 16 ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Автор считает, что при огромной занятости современного человека неумение организовать свое время лишает нас возможности соприкасаться с миром прекрасного, обогащать свой внутренний мир (предложение 15).
Вспомните, в какой форме может быть написано заключение? Вывод-впечатление . Ответ на вопрос. Призыв к действию. Концовка с использованием цитаты. Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста?
Рефлексия (выберите два предложения и закончите их): С егодня я узнал. Б ыло трудно… Я понял, что… Я научился … Я смог … Было интересно узнать, что… М еня удивило… М не захотелось…
Уже второе тысячелетие люди во всём мире размышляют о мимолётности и быстротечности времени. Можно ли научиться правильно использовать его? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Цитируя римского философа Сенеку, писатель обращает наше внимание на то, что проблема времени остаётся актуальной и в наши дни. В качестве примера различного восприятия времени Е. Жариков сравнивает школьника, для которого “сорок пять минут порой тянутся целую вечность”, и более взрослых людей, которые не замечают, как проходят годы их жизни. Автор с иронией предупреждает людей с избытком времени о тщетности и ненужности своих советов. В итоге, писатель указывает нам на слова учёного и поэта А. Гастаева, который предложил людям пример плана рационального использования времени, отличающегося доступностью и простотой. Заключительные слова автора настраивают нас на оптимистичный и светлый лад, внушая нам веру в самостоятельное решение данной проблемы.
Таким образом, Е. Жариков убеждает нас в том, что проблема правильного использования времени может быть решена каждым человеком самостоятельно. Однако пути решения могут различаться, в зависимости от возраста и характера человека.
Я не могу не согласиться с автором текста и также убеждена, что данная проблема должна и может быть решена каждым мыслящим человеком. Проблема времени затрагивается великим немецким писателем 19 века Томасом Манном в романе “Волшебная гора”. Занятый мелочными делами и попытками благоустроить свою жизнь, главный герой не замечает утекающего времени и, конечно, далёк от мыслей о его великой ценности. Только оказавшись в санатории для больных туберкулёзом, скрытом среди альпийских гор, герой начинает по-настоящему чувствовать ход времени, ценить его и наслаждаться каждой прожитой минутой. Итак, вдали от городской суеты герой романа пришёл к собственному переосмыслению времени и его, несомненно, правильному использованию.
Подтверждением моих мыслей являются и жизни многих великих людей: писателей, художников, музыкантов и т.д. Только рационально организовав своё время, они смогли добиться ошеломляющих результатов. Никому не доставит радости осознание того, что к старости они практически ничего не достигли, потратив своё время напрасно. Более того, годы превращаются в десятилетия и блёклой вереницей проносятся незамеченными. Разве Л. Н. Толстой не старался максимально эффективно
использовать каждую минуту? Разве К. Брюллов тратил время зря, создавая свой великий шедевр, прославивший его имя на века? Я уверена, что каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности, способен найти свой путь к решению данной проблемы. Для кого-то правильное использование времени заключается в созерцании прекрасного, для кого-то – во вдохновенном творении. Но в заключение важно ещё раз отметить то, что данная проблема останется актуальной ещё на долгие века, занимая своей неразрешимой загадкой лучшие умы нашей великой и поистине прекрасной Земли.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
1. Тайну кровообращения раскрыли лишь в веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. 2. Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам – капиллярам — и возвращается к сердцу. 3. Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. 4. Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. 5. Вот уж мотор так мотор! 6. Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.
Сочинение – рецензия.
Как был установлен характер движения крови по организму? Почему не просто создать искусственное сердце? В чём недостаток искусственного сердца? Об этом говорится в тексте из энциклопедии.
Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно-популярный. Почему я так считаю? Здесь есть типичные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, обобщенность, объективность. Научные суждения написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами.
Данный текст привлекает меня интересными фактами из области медицины. Он рождает во мне гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится.
Тексты художественного стиля
1) Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета.
2) Его впалые щеки, большие, беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы – все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. 3) Он был в большом волненье: мигал глазами, нервно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке …
4) Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. 5) Он глубоко вздохнул и запел … 6) Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату.
7) За этим звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как струна; за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась унывная песня.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь.
9) Русская, правдивая, горячая душа дышала и звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.
10) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. (И. С. Тургенев)
1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди…
2) Весна долго не открывалась. 3) Последние недели стояла ясная, морозная погода. 4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги.
5) Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. 6) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. 7) В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.
9) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела.10) Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси.
11) Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны.12) Пришла настоящая весна. (Л.Н.Толстой)
(1) “Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании “. (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х. (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью. (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часам, измерять его как следует, не умели, а значит, не берегли.
(8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим.
(15) Недостаёт времени на друзей, на детей нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.
(Д. Гранин)
Проблема.
Проблема быстротечности времени, его постоянной нехватки.
Позиция втора.
Автор открыто не выражает свою позицию, но, высказываясь о стремлении людей во все века задержать время, даже обуздать его, о том, что все достижения человечества – это стремление хоть немного остановить время, которого, к сожалению, постоянно не хватает, он приводит читателей к выводу о необходимости беречь время, дорожить им.
1 Подготовка к сочинению на лингвистическую тему Зачем нужны запятые? Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
2 Задачи урока 1) Научиться алгоритму работы над сочинением на лингвистическую тему. 2) Познакомиться с разными функциями знаков препинания. 3) Проанализировать образец написания сочинения.
4 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в письменной речи. В этом тексте так много запятых. Неужели без них обойтись нельзя? На письме запятые выполняют различные функции…
7 Основная часть Работа по сбору материала и его осмыслению включает в себя три шага
8 Найти предложения с нужным знаком Определить две-три разные роли поиск анализ построение тезис доказательства вывод 12
9 Советы: если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; следите за точностью логики: сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно; следите за структурой текста: тезис-аргументация- вывод, никаких других вариантов; следите за объёмом: если задание требует 50 слов, нормой считается ; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
10 В понимании основ пунктуации существует три направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Представители логического направления (полагали, что знаки препинания играют смысловую роль) Синтаксическое направление в понимании основ пунктуации считает, что пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя или разделяя отдельные предложения и части предложения. Согласно интонационному направлению знаки препинания служат для обозначения фразовой интонации. В связи с этим принято выделять смысловую, интонационную и синтаксическую функции
11 Смысловая роль Указывают на смысловое членение и взаимоотношение мыслей, выражают различные добавочные смысловые оттенки (точка, точка с запятой, запятая и т.д.)
12 Существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, абзац. (Абзац делит текст на смысловые отрезки). Их можно разделить на две группы: 1) знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); они служат для разделения частей текста: одного предложения от следующего за ним или группы предложений; состава подлежащего от состава сказуемого, одной группы однородных членов от другой и т.д., их графическая особенность – они одиночные, непарные; 2) знаки выделительные (две запятые, два тире, скобки, кавычки); они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию. Они- парные. Синтаксическая функция
13 интонационная функция Служат для обозначения фразовой интонации. 1) Выражают чувства, эмоции говорящего (восклицательный знак) 2) Подчеркивают вопросительный характер предложения (вопросительный знак) 3) Передают недосказанность, недоговоренность (многоточие)
14 Образец сочинения-рассуждения (дополнить номерами предложений) Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Попробуем разобраться в этих вопросах. Например, в предложении … запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания. Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в … предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: …. В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (…), запятые (…) и скобки (…). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Читайте также:
- Евангельские мотивы в творчестве достоевского сочинение
- Мини сочинение на тему воспитание в моей семье
- Сочинение рассуждение бой победил
- Седьмая симфония возникла из совести русского народа принявшего без колебаний сочинение
- Сочинение розового цвета с другими цветами
(1) “Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании “. (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х. (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью. (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часам, измерять его как следует, не умели, а значит, не берегли.
(8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим.
(15) Недостаёт времени на друзей, на детей нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.
(Д. Гранин)
Проблема.
Проблема быстротечности времени, его постоянной нехватки.
Позиция втора.
Автор открыто не выражает свою позицию, но, высказываясь о стремлении людей во все века задержать время, даже обуздать его, о том, что все достижения человечества – это стремление хоть немного остановить время, которого, к сожалению, постоянно не хватает, он приводит читателей к выводу о необходимости беречь время, дорожить им.