Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет — оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.
В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.
Общение Римского-Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.
В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова. Слева около здания Консерватории — на Театральной площади — есть памятник Римскому-Корсакову.
Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.
В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».
Другие статьи
Как выбрать свою первую электро гитару
Если Вы хотите приобрести себе электрогитаро гитару и начать звучать как Ваши…
Читать
Породы дерева для изготовления электрогитар
Всем привет, сегодня хотелось бы поговорить о том, из каких пород дерева…
Читать
Жизненный и творческий путь Ф.Й. Гайдна
Жизненный и творческий путь Й.Гайдна.
Гайдн — великий австрийский композитор…
Читать
Джон Кейдж — экспериментатор и новатор
Экспериментатор и новатор, композитор и художник, автор одного из самых…
Читать
Пауль Хиндемит — Творческий и жизненный путь
ХХ век ознаменовал переход от масштабных течений к индивидуальным стилям.…
Читать
Оперы Римского-Корсакова:
Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.
Подчёркивая главенствующую роль вокального начала в опере, Римский-Корсаков уделял огромное внимание и оркестру, особенно в многочисленных живописно-изобразительных эпизодах, как чисто инструментальных (вступления к “Ночи перед Рождеством”, “Садко”, “Китежу”, 3 антракта в “Сказке о царе Салтане”), так и вокально-симфонических (фантастические сцены в “Садко”, сцена на горе Триглаве в “Младе”, Шествие в “Золотом петушке”). Композитор симфонизирует оперу, насыщая её сквозным развитием основных интонационно-тематических комплексов. В музыкальных характеристике образов он широко использует лейтмотивы (также лейтгармонии, лейттембры), образующие в поздних операх разветвлённую систему, охватывающую почти весь важнейший тематический материал произведения.
Первая опера Римского-Корсакова — “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. Обращение к переломному периоду русской истории, широкое развитие народных сцен, их драматически действенная трактовка, психологическая разработка образа Грозного, значительная роль речитатива и декламации, тяготение к свободному сквозному развитию сближают эту оперу с жанром народной музыкально драмы. В то же время в ней сказывается характерная в дальнейшем для Римского-Корсакова повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку” “оперой-летописью”. Новый, специфически корсаковский тип оперы с характерными особенностями драматургии формируется в лирико-комической “Майской ночи” (по Н. В. Гоголю), получает законченное воплощение в “Снегурочке” (по А. Н. Островскому) и сохраняется в последующих произведениях — в “Ночи перед Рождеством” (по Гоголю), отчасти в “Младе”. В этих операх Римский-Корсаков отказывается от острых конфликтов, борьбы сильных человеческих личностей (исключение — “Млада”), напряжённого драматического развития. Его увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями. В центре внимания не столько само действие, сколько поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Широкие обрядовые или игровые сцены на народно-песенной основе (хоровод “Просо”, Троицкая песня, русальные песни в “Майской ночи”; проводы масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу в “Снегурочке”; коло в “Младе”; колядки в “Ночи перед Рождеством”), романтически красочные картины природы, фантастические сцены (ночь на берегу пруда в “Майской ночи”; Пролог, волшебные превращения леса, появление Весны из озера в “Снегурочке”; вступление “Святый вечер” в “Ночи перед Рождеством”) образуют развёрнутый фон, на котором рельефно выступает лирическая линия главных героев. Природа и быт, нереальное и реальное оттеняют друг друга; это подчёркивается и характерным для Римского-Корсакова приёмом сопоставления контрастных женских образов (Панночка и Ганна в “Майской ночи”; Снегурочка и Купава; тень Млады и Войслава).
Отмеченные тенденции получили развитие в опере “Садко” с её монументальными массовыми сценами (1, 4, 7-я картины), морскими пейзажами (вступление “Окиан-море синее”, 5-я картина), фантастикой подводного царства (6-я картина), параллелизмом женских образов (Волхова—Любава). Контраст реальной (жизнь древнего Новгорода) и фантастической (подводное царство) сфер в этой опере ещё глубже проникает в музыкальный язык. Стремясь подчеркнуть специфику жанра эпической “оперы-былины”, Римский-Корсаков создаёт для бытовых картин “Садко” особый тип речитатива (по словам композитора, “как бы условно-уставный былинный сказ или распев”). Симфонизированные фантастические сцены обособлены стилистически благодаря применению сложных ладов (“гамма Римского-Корсакова”).
Индивидуальны по своему характеру последующие 3 оперы. Камерные “драматические сцены” “Моцарт и Сальери” (на полный текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психологический этюд. Сложный внутренниц мир героев, особенно Сальери, Римский-Корсаков передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразительного речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского. Опера “Боярыня Вера Шелога” по типу приближается к драматической моноопере. Музыкальное содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры. Особое место в оперном творчестве Римского-Корсакова занимает “Царская невеста” (по Мею) с её конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора.
Столь же разнообразна и группа поздних опер-сказок. В “Сказке о царе Салтане” (по Пушкину) господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента. Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественныя модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значитительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.
“Золотой петушок” (по Пушкину) развивает во многом аналогичные тенденции, которые подчинены здесь общей сатирической направленности оперы. Задача осмеяния тупости, духовного убожества царя Додона и его окружения решается комплексом приёмов: специфическим отбором народно-песенных тем, их использованием в нарочито несоответствующих сценических ситуациях (например, интонации скоморошьей песни “Шарлатарла из партарлы” в сцене заседания царской думы или мотив “Чижика” в качестве любовной серенады Додона и др.). Интонационной сфере Додонова царства противостоит звуковой мир фантастических персонажей: восточная орнаментика виртуозно-колоратурной партии Шемаханской царицы, мерцающие звучания темы Звездочёта. Значительное место занимают в опере симфонические эпизоды (“Сон Додона”, сказочное Шествие и др.). По богатству и разнообразию оркестровых красок “Золотой петушок” (как и “Сказка о царе Салтане”) — одна из самых блестящих партитур Римского-Корсакова.
В опере “Кащей бессмертный” (сюжет E. M. Петровского, либретто Римского-Корсакова) господствует однотонный, “тёмный” колорит, связанный с воплощением сил зла. При внешнем несходстве образов немощного злобного старца Кащея и жестокой, но обольстительно-прекрасной Кащеевны их музыкальные характеристики во многом родственны. Общий сумрачно-зловещий характер произведения определяют холодные тембры низких деревянных духовых, “колючие” звучания засурдиненной меди и струнных sul ponticello, крайне обострённая, “пряная”, изобилующая диссонантными сочетаниями и эллиптическими последованиями гармония, основанная на системе сложных ладов.
Важнейшие идейные, драматургические и стилевые тенденции оперного творчества Римского-Корсакова во многом обобщает сложная, многоплановая и вместе с тем исключительно цельная концепция “Сказания о невидимом граде Китеже…”. Стержневая для композитора проблема борьбы добра и зла, преломлённая сквозь призму поэтической легенды и религиозно-христианских представлений, даётся здесь в двух аспектах — народно-патриотическом и этическом (нравственно-философском). Первый из них связан с темой нашествия татарских орд на Русь, второй раскрывается в противопоставлении полярных мироощущений, жизненных философий, носители которых — центральные персонажи: чистая сердцем, устремлённая к свету и радости дева Феврония и горький пьяница, предатель Гришка Кутерьма. Драматургическая многослойность оперы ведёт к сочетанию и взаимодействию эпического, драматического и лирического принципов воплощения в рамках эпико-повествовательной в своей основе жанра с к а з а н и я. Она выявляется в разнообразии массовых сцен — жанрово-бытовых (в Малом Китеже), драматически-конфликтных, действенных (нашествие татар), ораториально-статических (в Великом Китеже, в невидимом граде), в различных решениях образов — эпически обобщённом (Князь Юрий, Поярок, Всеволод), драматическо-психологически углублённом (Гришка Кутерьма), лирическом (Феврония). Симфонизированная музыкальная драматургия “Сказания” опирается на последовательное сквозное развитие важнейших интонационно-тематических комплексов, связанных с основными идеями оперы. Узлами этого развития становятся симфонические или вокально-симфонические эпизоды: вступление “Похвала пустыне”, монологи Февронии (в 1-м и 4-м актах), антракты “Сеча при Керженце” и “Хождение в невидимый град”.
О. Б. Степанов
Творчество Римского-Корсакова »
Духовная музыка »
Симфоническая музыка »
Вокальная музыка »
Редактор, педагог, просветитель »
The following is a partial list of compositions by the composer Nikolai Rimsky-Korsakov (1844–1908).
Operas[edit]
- The Maid of Pskov (Псковитянка = Pskovitjanka) (sometimes referred to as Ivan the Terrible), 1868–1872 (1st version), 1876–1877 (2nd version), 1891–1892 (3rd version)
- Mlada (Млада), 1872 (portions of acts 2 and 3 from project composed collectively by Borodin, Cui, Minkus, Mussorgsky, and Rimsky-Korsakov)
- May Night (Майская ночь = Majskaja noch’), 1878–1879
- The Snow Maiden (Снегурочка = Sneguročka), 1880–1881 (1st version), ca. 1895 (2nd version)
- Mlada (Млада), 1889–1890 (complete setting of unstaged collaborative project from 1872)
- Christmas Eve (Ночь перед Рождеством = Noč’ pered Roždestvom), 1894–1895
- Sadko (Садко), 1895–1896
- Mozart and Salieri (Моцарт и Сальери = Mocart i Sal’eri), Op. 48, 1897
- The Noblewoman Vera Sheloga (Боярыня Вера Шелога = Bojarynja Vera Šeloga), Op. 54, 1898
- The Tsar’s Bride (Царская невеста = Carskaja nevesta), 1898
- The Tale of Tsar Saltan, of His Son, the Famous and Mighty Bogatyr Prince Gvidon Saltanovich, and of the Beautiful Princess Swan (Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди = Skazka o care Saltane, o syne ego, slavnom i mogučem bogatyre knjaze Gvidone Saltanoviče i o prekrasnoj Carevne Lebedi), 1899–1900
- Servilia (Сервилия = Servilija), 1900–1901
- Kashchey the Immortal (Кащей бессмертный = Kaščej bessmertnyj), 1901–1902
- Pan Voyevoda (Пан воевода = Pan vojevoda; literally, The Gentleman Provincial Governor), 1902–1903
- The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya (Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии = Skazanie o nevidimom grade Kiteže i deve Fevronii), 1903–1904
- The Golden Cockerel (Золотой петушок = Zolotoj petušok), 1906–1907
Choral music[edit]
Sacred choral[edit]
(all a cappella)
- «Thee, O God, We Praise» («Тебе Бога хвалим»), for double chorus, 1883
- Collection of Sacred Musical Compositions by N.A. Rimsky-Korsakov Used at the Imperial Court. Four-Voice Compositions from the Liturgy of St. John Chrysostom, Op. 22, 1883; contains 8 pieces
- Collection of Sacred Musical Arrangements by N.A. Rimsky-Korsakov Used at the Imperial Court, Op. 22b, 1884; contains 6 hymns based on chant melodies
- Collection of Sacred Musical Compositions and Arrangements by N.A. Rimsky-Korsakov for Mixed Chorus, 1883–1884; contains 23 pieces, published posthumously in 1913
Secular choral[edit]
(a cappella unless otherwise indicated)
- Two Choruses, Op. 13, for three women’s parts, 1874
- Four Variations and a Fughetta on the Russian Folksong «Надоели ночи», Op. 14, for four women’s parts with piano or harmonium ad lib. 1874
- Six Choruses, Op. 16, variously for mixed, women’s, and men’s voices, 1875–1876
- Two Choruses, Op. 18/22, for mixed voices, 1876
- Four Choruses, Op. 23, for three men’s parts with piano ad lib., 1876
- Poem about Alexei, Man of God, Op. 20, for altos, tenors, and bass with orchestra, 1878
- Fifteen Russian Folksongs, Op. 19, for mixed voices, 1879
- «Glory» («Слава» = «Slava»), Op. 21, for mixed voices with orchestra, 1879–1890
- Two Choruses, for children’s voices, 1884
- Switezianka, Op. 44, cantata for soprano and tenor soloists and mixed voices with orchestra, 1897
- Song of Oleg the Wise, Op. 58, cantata for tenor and bass soloists and men’s voices with orchestra, 1899
- From Homer, Op. 60, prelude-cantata for soprano, mezzo-soprano, and alto soloists and women’s voices with orchestra, 1901
Orchestral and band music[edit]
Works for symphony orchestra[edit]
- Symphony No. 1 in E minor, Op. 1, 1861–1865 (1st version), 1884 (2nd version)
- Overture on Three Russian Themes, Op. 28, 1866 (1st version), 1879–1880 (2nd version)
- Fantasy on Serbian Themes, Op. 6 1867 (1st version), 1886–1887 (2nd version); also called Serbian Fantasy
- Sadko, Op. 5, musical tableau, 1867 (1st version), 1869 (2nd version), 1891–1892 (3rd version)
- Antar, Op. 9, 1868 (1st version), 1875 (2nd version), 1897 (3rd version), 1903 (amended 2nd version published by Bessel). Originally designated «Symphony No. 2,» he later reclassified it a «symphonic suite.» (See Rimsky-Korsakov, My Musical Life, 92.)
- Symphony No. 3 in C, Op. 32, 1866–1873 (1st version), 1886 (2nd version)
- Music to Mei’s drama The Maid of Pskov, suite of five numbers, 1877 (adapted from the opera as incidental music)
- Fairytale [Сказка = Skazka], Op. 29, 1879–1880
- Sinfonietta on Russian Themes in A minor, Op. 31, 1879–1884; adaptation of first three movements from string quartet of 1878–1879
- Capriccio Espagnol, Op. 34, 1887, (Based mainly on Asturian traditional folk music themes)
- Scheherazade, Op. 35, symphonic suite, 1888
- Russian Easter Festival Overture (Светлый праздник), Op. 36, 1888
- Theme and Variation No. 4, 1903, from collective set of variations on a Russian theme, with Artsybushev, Vitols, Lyadov, Sokolov, and Glazunov
- On the Tomb, Op. 61, prelude, 1904, in memory of M.P. Belaieff
- «Dubinushka», Op. 62, 1905 (1st version), 1906 (2nd version with choral parts ad lib.)
- «Greeting» [«Здравица»], 1907, for Glazunov
- Neapolitan Song [i.e., «Funiculi, funicula»], Op. 63, 1907
Opera excerpts for orchestral concerts[edit]
- The Snow Maiden – Suite; includes «Dance of the Skomorokhi» (act 3) (also known as «Dance of the Clowns» or «Dance of the Tumblers»)
- Mlada
- Suite; includes «Procession of the Nobles»
- Night on Mount Triglav, 1899–1901; purely orchestral adaptation of act 3
- Christmas Eve Suite
- Includes «Polonaise» (from Christmas Eve, act 3, tableaux no. 7)
- The Tale of Tsar Saltan
- Suite: Three Musical Pictures, Op. 57 (1903) (The excerpts are the introductions to act 1; act 2; and act 4, tableau 2)
- «Flight of the Bumblebee» (from act 3, tableau 1)
- Pan Voyevoda Suite Op. 59
- The Golden Cockerel
- Introduction and Cortège de Noces (Wedding March)
- Suite (prepared by Glazunov and M. Steinberg)
- The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya, suite (prepared by Glazunov and M. Steinberg)
- Suite; includes «Wedding Procession» (from act 2 «Little Kitezh on the Volga») & «The Battle of Kershenets» (from act 3, scene 1 «Great Kitezh»)
Solo instrumental music with orchestra or band[edit]
- Concerto in B♭, for trombone and military band, 1877
- Variations in G minor on a theme by Glinka, for oboe and military band, 1878
- Konzertstück in E♭, for clarinet and military band, 1878
- Piano Concerto in C♯ minor, Op. 30, 1882–1883
- Fantasy on Two Russian Themes, for violin and orchestra, Op. 33, 1886–1887
- Mazurka on [Three] Polish Folk Themes, for violin and orchestra, 1888; also called Souvenir de trois chants polonais
- Serenade for cello and orchestra, Op. 37, orchestrated in 1903 from cello/piano original
Songs[edit]
Romances, other art songs and duets[edit]
(For solo voice with piano accompaniment unless otherwise indicated.)
- «Butterfly» [Бабочка = Babochka], duet, 1855
- «Come out to me, signora» [Выходи ко мне, синьора = Vykhodi ko mne, sin’ora], 1861
- «In the blood burns the fire of desire» [В крови горит огонь любви = V krovi gorit ogon’ ljubvi], 1865 (current provenance unknown)
- Four Songs, Op. 2, 1865–1866 (often called Four Romances)
- Lean Thy Cheek to Mine
- The Nightingale and the Rose (based on Persian poetry)
- Lullaby (from Lev Mei’s verse drama that was the basis for the opera The Maid of Pskov; incorporated later into the opera The Noblewoman Vera Sheloga)
- From My Tears
- Four Songs, Op. 3, 1866
- Jel’ i pal’ma
- Juzhnaja noch’
- Nochevala tuchka zolotaja
- Na kholmakh Gruziji (On the hills of Georgia)
- Four Songs, Op. 4, 1866
- Four Songs, Op. 7, 1867
- Six Songs, Op. 8, 1868–1870
- Two Songs, Op. 25, 1870
- Four Songs, Op. 26, 1882
- Four Songs, Op. 27, 1883
- Four Songs, Op. 39, 1897
- Four Songs, Op. 40, 1897
- Four Songs, Op. 41, 1897
- Four Songs, Op. 42, 1897
- In Spring [Весной], Op. 43, 1897 (four songs)
- To the Poet [Поэту], Op. 45, 1897–1899 (five songs)
- By the Sea [У моря], Op. 46, 1897 (five songs)
- Two Duets, Op. 47, for mezzo-soprano and baritone or soprano and tenor, 1897
- Two Songs, Op. 49, for bass, 1882–1897
- Four Songs, Op. 50, 1897–1898
- Five Songs, Op. 51, 1898
- Two Duets, Op. 52, 1897–1898
- Dragonflies [Стрекозы], Op. 53, for three sopranos, 1897
- Four Songs, Op. 55, for tenor, 1897–1898
- Two Songs, Op. 56, for soprano, 1898
Folksong collections[edit]
- Collection of One Hundred Russian Folksongs, Op. 24, 1875–1876
- Forty Folksongs, 1875–1882
Chamber music[edit]
- String Quartet in F, Op. 12, 1875
- String Sextet in A, for pairs of violins, violas, and violoncellos, 1876
- Quintet in B-flat, for flute, clarinet, horn, bassoon, and piano, 1876
- String Quartet on Russian Themes, 1878–1879
- First three movements later adapted for Sinfonietta, Op. 31
- Remaining fourth movement has title «In a Monastery» [«В монастыре»] (version for piano four-hands is entitled «In a Church»)
- Four Variations on a Chorale in G minor, for string quartet, 1885
- String Quartet «B-la-F», 1st movement, 1886; other movements by Lyadov, Glazunov, and Borodin
- String Quartet Jour de fête [Именины], finale («Round-Dance» [«Хоровод»]), 1887; other movements by Glazunov and Lyadov
- Nocturne in F, for four horns, ca. 1888
- Two Duets in F, for two horns, 1883?–1894?
- Canzonetta and Tarantella, for two clarinets, 1883?–1894?
- Serenade, for violoncello and piano, 1893; also orchestrated as Op. 37
- String Quartet in G, 1897
- Trio in C minor, for violin, violoncello, and piano, 1897; completed by his son-in-law Maximilian Steinberg in 1939
- Theme and Variation No. 4 in G major, for string quartet, 1898; for collaborative Variations on a Russian Theme («Надоели ночи надоскучили»), with Artsybushev, Skriabin, Glazunov, Lyadov, Vitols, Blumenfeld, Ewald, Winkler, and Sokolov
- Allegro in B-flat, for string quartet, 1899, for the collaborative set of string quartet pieces entitled Les vendredis, with Glazunov, Artsybushev, Sokolov, Lyadov, Vitols, Osten-Sacken, Blumenfeld, Borodin, and Kopylov
Piano music[edit]
- Six Variations on the theme BACH, Op. 10, 1878 (Waltz, Intermezzo, Scherzo, Nocturne, Prelude and Fugue)
- Four Pieces, Op. 11, 1876–1877 (Impromptus, Novelette, Scherzino, Etude)
- Three Pieces, Op. 15, 1875–1876 (Waltz, Romance, Fugue)
- Six Fugues, Op. 17, 1875
- Two Pieces, Op. 38, 1894–1897 (Prelude-Impromptu, Mazurka)
- Variations (Nos. 1, 2, 6, 11, 3, 16 and 19) and Pieces (Lullaby, Little Fugue on the theme BACH, Tarantella, Minuet, Bells [Трезвон – Trezvon], Comic Fugue) from a collaborative paraphrase to the constant theme, 1878 (without opus no)
- Fugues and Fughettas, 1875–1876 (without opus no)
- Allegretto in C major, 1895 (without opus no)
- Prelude in G major, 1896 (without opus no)
- Theme and 1st variation from collaborative variations to the Russian theme, 1899 (without opus no)
- Fugue in C major for 4 hands (also: transcription in 2 hands), 1875 (without opus no)
- Variations to the theme by Misha, c.1878–1879 (without opus no)
- Song [Песенка = Pesenka] (Andantino) from the army collection Arzunkner, 1901 (without opus no)
- Finale of the collective Joke-Quadrille for 4 hands, 1890 (without opus no)
Editing or completion of works by others[edit]
- Alexander Borodin
- Prince Igor (completed with Glazunov)
- César Cui
- William Ratcliff (orchestrated several passages for first performance in 1869)
- Alexander Dargomyzhsky
- The Stone Guest (orchestration only; composition finished by César Cui)
- Mikhail Glinka
- A Life for the Tsar (edited with Mily Balakirev and Anatoly Lyadov)
- Ruslan and Lyudmila (edited with Balakirev and Lyadov)
- Complete Orchestral Works (edited with Balakirev and Lyadov)
- Modest Mussorgsky
- Boris Godunov
- Khovanshchina
- Songs and Dances of Death (orchestration only)
- Night on Bald Mountain
Bibliography[edit]
- Rimsky-Korsakov, N.A. The Complete Sacred Choral Works. Monuments of Russian Sacred Music, Series III. Madison, CT: Musica Russica, 1999.
- _______. Полное собрание сочинений [Complete [sic] Collection of Works]. Москва, 1946–1970. (Reprinted by Kalmus/Belwin Mills.)
- Walker, Marina Frolova, «‘Rimsky-Korsakov: (1) Nikolay Andreyevich Rimsky-Korsakov», Grove Music Online (subscription required), (Accessed 8 December 2005)
External links[edit]
- List of Rimsky-Korsakov’s works at Staratel (in Russian)
- List of Rimsky-Korsakov’s works at Russisches Musikarchiv (in German)
- Free scores by Rimsky-Korsakov at the International Music Score Library Project (IMSLP)
- «Texts to Art Songs and Choral Works by N. Rimsky-Korsakov», lieder.net
The following is a partial list of compositions by the composer Nikolai Rimsky-Korsakov (1844–1908).
Operas[edit]
- The Maid of Pskov (Псковитянка = Pskovitjanka) (sometimes referred to as Ivan the Terrible), 1868–1872 (1st version), 1876–1877 (2nd version), 1891–1892 (3rd version)
- Mlada (Млада), 1872 (portions of acts 2 and 3 from project composed collectively by Borodin, Cui, Minkus, Mussorgsky, and Rimsky-Korsakov)
- May Night (Майская ночь = Majskaja noch’), 1878–1879
- The Snow Maiden (Снегурочка = Sneguročka), 1880–1881 (1st version), ca. 1895 (2nd version)
- Mlada (Млада), 1889–1890 (complete setting of unstaged collaborative project from 1872)
- Christmas Eve (Ночь перед Рождеством = Noč’ pered Roždestvom), 1894–1895
- Sadko (Садко), 1895–1896
- Mozart and Salieri (Моцарт и Сальери = Mocart i Sal’eri), Op. 48, 1897
- The Noblewoman Vera Sheloga (Боярыня Вера Шелога = Bojarynja Vera Šeloga), Op. 54, 1898
- The Tsar’s Bride (Царская невеста = Carskaja nevesta), 1898
- The Tale of Tsar Saltan, of His Son, the Famous and Mighty Bogatyr Prince Gvidon Saltanovich, and of the Beautiful Princess Swan (Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди = Skazka o care Saltane, o syne ego, slavnom i mogučem bogatyre knjaze Gvidone Saltanoviče i o prekrasnoj Carevne Lebedi), 1899–1900
- Servilia (Сервилия = Servilija), 1900–1901
- Kashchey the Immortal (Кащей бессмертный = Kaščej bessmertnyj), 1901–1902
- Pan Voyevoda (Пан воевода = Pan vojevoda; literally, The Gentleman Provincial Governor), 1902–1903
- The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya (Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии = Skazanie o nevidimom grade Kiteže i deve Fevronii), 1903–1904
- The Golden Cockerel (Золотой петушок = Zolotoj petušok), 1906–1907
Choral music[edit]
Sacred choral[edit]
(all a cappella)
- «Thee, O God, We Praise» («Тебе Бога хвалим»), for double chorus, 1883
- Collection of Sacred Musical Compositions by N.A. Rimsky-Korsakov Used at the Imperial Court. Four-Voice Compositions from the Liturgy of St. John Chrysostom, Op. 22, 1883; contains 8 pieces
- Collection of Sacred Musical Arrangements by N.A. Rimsky-Korsakov Used at the Imperial Court, Op. 22b, 1884; contains 6 hymns based on chant melodies
- Collection of Sacred Musical Compositions and Arrangements by N.A. Rimsky-Korsakov for Mixed Chorus, 1883–1884; contains 23 pieces, published posthumously in 1913
Secular choral[edit]
(a cappella unless otherwise indicated)
- Two Choruses, Op. 13, for three women’s parts, 1874
- Four Variations and a Fughetta on the Russian Folksong «Надоели ночи», Op. 14, for four women’s parts with piano or harmonium ad lib. 1874
- Six Choruses, Op. 16, variously for mixed, women’s, and men’s voices, 1875–1876
- Two Choruses, Op. 18/22, for mixed voices, 1876
- Four Choruses, Op. 23, for three men’s parts with piano ad lib., 1876
- Poem about Alexei, Man of God, Op. 20, for altos, tenors, and bass with orchestra, 1878
- Fifteen Russian Folksongs, Op. 19, for mixed voices, 1879
- «Glory» («Слава» = «Slava»), Op. 21, for mixed voices with orchestra, 1879–1890
- Two Choruses, for children’s voices, 1884
- Switezianka, Op. 44, cantata for soprano and tenor soloists and mixed voices with orchestra, 1897
- Song of Oleg the Wise, Op. 58, cantata for tenor and bass soloists and men’s voices with orchestra, 1899
- From Homer, Op. 60, prelude-cantata for soprano, mezzo-soprano, and alto soloists and women’s voices with orchestra, 1901
Orchestral and band music[edit]
Works for symphony orchestra[edit]
- Symphony No. 1 in E minor, Op. 1, 1861–1865 (1st version), 1884 (2nd version)
- Overture on Three Russian Themes, Op. 28, 1866 (1st version), 1879–1880 (2nd version)
- Fantasy on Serbian Themes, Op. 6 1867 (1st version), 1886–1887 (2nd version); also called Serbian Fantasy
- Sadko, Op. 5, musical tableau, 1867 (1st version), 1869 (2nd version), 1891–1892 (3rd version)
- Antar, Op. 9, 1868 (1st version), 1875 (2nd version), 1897 (3rd version), 1903 (amended 2nd version published by Bessel). Originally designated «Symphony No. 2,» he later reclassified it a «symphonic suite.» (See Rimsky-Korsakov, My Musical Life, 92.)
- Symphony No. 3 in C, Op. 32, 1866–1873 (1st version), 1886 (2nd version)
- Music to Mei’s drama The Maid of Pskov, suite of five numbers, 1877 (adapted from the opera as incidental music)
- Fairytale [Сказка = Skazka], Op. 29, 1879–1880
- Sinfonietta on Russian Themes in A minor, Op. 31, 1879–1884; adaptation of first three movements from string quartet of 1878–1879
- Capriccio Espagnol, Op. 34, 1887, (Based mainly on Asturian traditional folk music themes)
- Scheherazade, Op. 35, symphonic suite, 1888
- Russian Easter Festival Overture (Светлый праздник), Op. 36, 1888
- Theme and Variation No. 4, 1903, from collective set of variations on a Russian theme, with Artsybushev, Vitols, Lyadov, Sokolov, and Glazunov
- On the Tomb, Op. 61, prelude, 1904, in memory of M.P. Belaieff
- «Dubinushka», Op. 62, 1905 (1st version), 1906 (2nd version with choral parts ad lib.)
- «Greeting» [«Здравица»], 1907, for Glazunov
- Neapolitan Song [i.e., «Funiculi, funicula»], Op. 63, 1907
Opera excerpts for orchestral concerts[edit]
- The Snow Maiden – Suite; includes «Dance of the Skomorokhi» (act 3) (also known as «Dance of the Clowns» or «Dance of the Tumblers»)
- Mlada
- Suite; includes «Procession of the Nobles»
- Night on Mount Triglav, 1899–1901; purely orchestral adaptation of act 3
- Christmas Eve Suite
- Includes «Polonaise» (from Christmas Eve, act 3, tableaux no. 7)
- The Tale of Tsar Saltan
- Suite: Three Musical Pictures, Op. 57 (1903) (The excerpts are the introductions to act 1; act 2; and act 4, tableau 2)
- «Flight of the Bumblebee» (from act 3, tableau 1)
- Pan Voyevoda Suite Op. 59
- The Golden Cockerel
- Introduction and Cortège de Noces (Wedding March)
- Suite (prepared by Glazunov and M. Steinberg)
- The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya, suite (prepared by Glazunov and M. Steinberg)
- Suite; includes «Wedding Procession» (from act 2 «Little Kitezh on the Volga») & «The Battle of Kershenets» (from act 3, scene 1 «Great Kitezh»)
Solo instrumental music with orchestra or band[edit]
- Concerto in B♭, for trombone and military band, 1877
- Variations in G minor on a theme by Glinka, for oboe and military band, 1878
- Konzertstück in E♭, for clarinet and military band, 1878
- Piano Concerto in C♯ minor, Op. 30, 1882–1883
- Fantasy on Two Russian Themes, for violin and orchestra, Op. 33, 1886–1887
- Mazurka on [Three] Polish Folk Themes, for violin and orchestra, 1888; also called Souvenir de trois chants polonais
- Serenade for cello and orchestra, Op. 37, orchestrated in 1903 from cello/piano original
Songs[edit]
Romances, other art songs and duets[edit]
(For solo voice with piano accompaniment unless otherwise indicated.)
- «Butterfly» [Бабочка = Babochka], duet, 1855
- «Come out to me, signora» [Выходи ко мне, синьора = Vykhodi ko mne, sin’ora], 1861
- «In the blood burns the fire of desire» [В крови горит огонь любви = V krovi gorit ogon’ ljubvi], 1865 (current provenance unknown)
- Four Songs, Op. 2, 1865–1866 (often called Four Romances)
- Lean Thy Cheek to Mine
- The Nightingale and the Rose (based on Persian poetry)
- Lullaby (from Lev Mei’s verse drama that was the basis for the opera The Maid of Pskov; incorporated later into the opera The Noblewoman Vera Sheloga)
- From My Tears
- Four Songs, Op. 3, 1866
- Jel’ i pal’ma
- Juzhnaja noch’
- Nochevala tuchka zolotaja
- Na kholmakh Gruziji (On the hills of Georgia)
- Four Songs, Op. 4, 1866
- Four Songs, Op. 7, 1867
- Six Songs, Op. 8, 1868–1870
- Two Songs, Op. 25, 1870
- Four Songs, Op. 26, 1882
- Four Songs, Op. 27, 1883
- Four Songs, Op. 39, 1897
- Four Songs, Op. 40, 1897
- Four Songs, Op. 41, 1897
- Four Songs, Op. 42, 1897
- In Spring [Весной], Op. 43, 1897 (four songs)
- To the Poet [Поэту], Op. 45, 1897–1899 (five songs)
- By the Sea [У моря], Op. 46, 1897 (five songs)
- Two Duets, Op. 47, for mezzo-soprano and baritone or soprano and tenor, 1897
- Two Songs, Op. 49, for bass, 1882–1897
- Four Songs, Op. 50, 1897–1898
- Five Songs, Op. 51, 1898
- Two Duets, Op. 52, 1897–1898
- Dragonflies [Стрекозы], Op. 53, for three sopranos, 1897
- Four Songs, Op. 55, for tenor, 1897–1898
- Two Songs, Op. 56, for soprano, 1898
Folksong collections[edit]
- Collection of One Hundred Russian Folksongs, Op. 24, 1875–1876
- Forty Folksongs, 1875–1882
Chamber music[edit]
- String Quartet in F, Op. 12, 1875
- String Sextet in A, for pairs of violins, violas, and violoncellos, 1876
- Quintet in B-flat, for flute, clarinet, horn, bassoon, and piano, 1876
- String Quartet on Russian Themes, 1878–1879
- First three movements later adapted for Sinfonietta, Op. 31
- Remaining fourth movement has title «In a Monastery» [«В монастыре»] (version for piano four-hands is entitled «In a Church»)
- Four Variations on a Chorale in G minor, for string quartet, 1885
- String Quartet «B-la-F», 1st movement, 1886; other movements by Lyadov, Glazunov, and Borodin
- String Quartet Jour de fête [Именины], finale («Round-Dance» [«Хоровод»]), 1887; other movements by Glazunov and Lyadov
- Nocturne in F, for four horns, ca. 1888
- Two Duets in F, for two horns, 1883?–1894?
- Canzonetta and Tarantella, for two clarinets, 1883?–1894?
- Serenade, for violoncello and piano, 1893; also orchestrated as Op. 37
- String Quartet in G, 1897
- Trio in C minor, for violin, violoncello, and piano, 1897; completed by his son-in-law Maximilian Steinberg in 1939
- Theme and Variation No. 4 in G major, for string quartet, 1898; for collaborative Variations on a Russian Theme («Надоели ночи надоскучили»), with Artsybushev, Skriabin, Glazunov, Lyadov, Vitols, Blumenfeld, Ewald, Winkler, and Sokolov
- Allegro in B-flat, for string quartet, 1899, for the collaborative set of string quartet pieces entitled Les vendredis, with Glazunov, Artsybushev, Sokolov, Lyadov, Vitols, Osten-Sacken, Blumenfeld, Borodin, and Kopylov
Piano music[edit]
- Six Variations on the theme BACH, Op. 10, 1878 (Waltz, Intermezzo, Scherzo, Nocturne, Prelude and Fugue)
- Four Pieces, Op. 11, 1876–1877 (Impromptus, Novelette, Scherzino, Etude)
- Three Pieces, Op. 15, 1875–1876 (Waltz, Romance, Fugue)
- Six Fugues, Op. 17, 1875
- Two Pieces, Op. 38, 1894–1897 (Prelude-Impromptu, Mazurka)
- Variations (Nos. 1, 2, 6, 11, 3, 16 and 19) and Pieces (Lullaby, Little Fugue on the theme BACH, Tarantella, Minuet, Bells [Трезвон – Trezvon], Comic Fugue) from a collaborative paraphrase to the constant theme, 1878 (without opus no)
- Fugues and Fughettas, 1875–1876 (without opus no)
- Allegretto in C major, 1895 (without opus no)
- Prelude in G major, 1896 (without opus no)
- Theme and 1st variation from collaborative variations to the Russian theme, 1899 (without opus no)
- Fugue in C major for 4 hands (also: transcription in 2 hands), 1875 (without opus no)
- Variations to the theme by Misha, c.1878–1879 (without opus no)
- Song [Песенка = Pesenka] (Andantino) from the army collection Arzunkner, 1901 (without opus no)
- Finale of the collective Joke-Quadrille for 4 hands, 1890 (without opus no)
Editing or completion of works by others[edit]
- Alexander Borodin
- Prince Igor (completed with Glazunov)
- César Cui
- William Ratcliff (orchestrated several passages for first performance in 1869)
- Alexander Dargomyzhsky
- The Stone Guest (orchestration only; composition finished by César Cui)
- Mikhail Glinka
- A Life for the Tsar (edited with Mily Balakirev and Anatoly Lyadov)
- Ruslan and Lyudmila (edited with Balakirev and Lyadov)
- Complete Orchestral Works (edited with Balakirev and Lyadov)
- Modest Mussorgsky
- Boris Godunov
- Khovanshchina
- Songs and Dances of Death (orchestration only)
- Night on Bald Mountain
Bibliography[edit]
- Rimsky-Korsakov, N.A. The Complete Sacred Choral Works. Monuments of Russian Sacred Music, Series III. Madison, CT: Musica Russica, 1999.
- _______. Полное собрание сочинений [Complete [sic] Collection of Works]. Москва, 1946–1970. (Reprinted by Kalmus/Belwin Mills.)
- Walker, Marina Frolova, «‘Rimsky-Korsakov: (1) Nikolay Andreyevich Rimsky-Korsakov», Grove Music Online (subscription required), (Accessed 8 December 2005)
External links[edit]
- List of Rimsky-Korsakov’s works at Staratel (in Russian)
- List of Rimsky-Korsakov’s works at Russisches Musikarchiv (in German)
- Free scores by Rimsky-Korsakov at the International Music Score Library Project (IMSLP)
- «Texts to Art Songs and Choral Works by N. Rimsky-Korsakov», lieder.net
Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова
В МБУ ДО «Ханымейская ДШИ» на информационном стенде в фойе
размещена краткая информация, посвящённая оперному творчеству
Николая Андреевича Римского-Корсакова
СКАЗКА-
один из самых притягательных жанров для русских композиторов.
Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил
А.С. Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы – сказки имели сказочно счастливую судьбу из – за намеков, из – за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу – сказку на свой вкус.
Николай Андреевич Римский — Корсаков – композитор – сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет – оперы «сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» — в которых отразилась глубокая уверенность Римского — Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии – то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже еще не видя его.
Николай Андреевич родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте 12 лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трехлетнее кругосветное путешествие. В письмах к родителям композитор восторженно описывает красоту морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал ее оркестровыми красками.
В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком
М.А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, а несколько позднее – А.П. Бородин.
Общение Римского – Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.
В 1871 году Римский – Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти 40 лет. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А. Римского – Корсакова.
В гостях у мастера бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19 – начала 20 веков: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, а также художники В.А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф.И. Шаляпин. Римский – Корсаков любил устраивать музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».
ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА
«СНЕГУРОЧКА»
Опера в 4 действиях с прологом. Либретто Композитора
по одноименной пьесе
А. Островского.
Премьера состоялась 29 января 1882года в Петербурге в Мариинском театре под управлением Э. Направника.
« Зимой мне пришла мысль писать оперу на сюжет и слова «Снегурочки» Островского. В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати…Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского. Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхивало теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле — Солнцу. Сейчас же после чтения (помнится в феврале) начали приходить в голову мотивы, темы, ходы аккордов, и стали мерещиться, сначала неуловимо, потом все яснее и яснее, настроения и краски, соответствующие различным моментам сюжета. У меня была толстая книга из нотной бумаги, и я стал записывать все это в виде черновых набросков…».
В 1881 году Римский — Корсаков окончил оперу. «Снегурочка» в сказочной форме прославляет добро, любовь к людям, неотразимую силу искусства, его красоту. Покоряет и народность сказки, созданной по мотивам русского фольклора; и насыщенность ее древними языческими обычаями и обрядами; и обилие песен, близких к народным.
Из этой горячей влюбленности композитора в русскую природу, русские народные песни, сказочный народный сюжет и родилась чудесная «весенняя сказка» — опера «Снегурочка».
Создавалась она как бы на одном дыхании, единым вдохновенным творческим порывом. «Ни одного сочетания до сих не давалось мне с такой легкостью и скоростью», — признавался сам композитор.
Образ Снегурочки – один из самых прекрасных сказочных женских образов в операх Римского – Корсакова. Эта тема – по определению автора «характера легкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление», — рисует Снегурочку как наивного дитя природы, полуребенка, еще не знающего чувства любви. В сцене таяния та же Снегурочка, но любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.
Музыка оперы словно напоена ароматами весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны. «Это именно весенняя сказка, со всею красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал о «Снегурочке» А. П. Бородин.
Опера «Снегурочка» очень полно выразила творческие и философские взгляды Римского – Корсакова, его отношение к искусству и к жизни. Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги», — писал композитор впоследствии.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди»
Опера в 4 действиях, 7 картинах с прологом,
либретто В. Бельского по одноименной сказке А. С. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника.
Премьера состоялась 21 октября 1900 года в Москве в Товариществе русской частной оперы под управлением М. Ипполитова — Иванова.
Сказочные образы А. С. Пушкина давно привлекали Н. А. Римского – Корсакова. Впервые он попытался воплотить их в симфонической «Сказке» (1880), навеянной прологом к «Руслану и Людмиле». В 80 – х гг. В. Стасов посоветовал написать оперу на сюжет «Салтана». Реализована эта мысль была позднее (1899 – 1900гг.), в период празднования 100 летия со дня рождения великого поэта. Композитор стремился сохранить верность содержанию сказки, либретто В. Бельского включает многие ее стихи. Однако при создании оперы пришлось развить некоторые мотивы, лишь намеченные у А.С. Пушкина, ввести новые персонажи. Наибольшим изменениям подвергся образ Царевны Лебеди. Сохранив черты литературного прообраза, она приобрели и новые, превратившись в олицетворение красоты, поэзии и искусства. Усилена в опере сатирическая линия. В образах Салтана, Бабарихи и двух старших сестер есть не только добродушная усмешка, но и ирония.
Конечно, Салтан не Додон из «Золотого петушка», но он близок к Додону. При его дворе царят раболепие, тупая покорность, пресмыкательство. Комически – грозный, туповатый, вздорный, он отнюдь не безобиден. В Салтане нет ничего от просветленной мудрости Берендея, хотя он не лишен и человеческих черт, по – своему искренне любит жену, с которой был разлучен обманом. Царству Тмутараканскому противопоставлен город Леденец, вырастающий на острове Буяне. Салтану и его окружению противостоит светлый образ Лебедь – птицы, превращающийся в Царевну Лебедь.
В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная ее мысль – искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир – воплощена в высокопоэтической форме. Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы – морской и небесной стихий – и чудесами Леденца.
В первых постановках оперы главенствовало любование именно этой стороной и выдвинулся образ Царевны Лебеди, в особенности благодаря вдохновенному исполнению Н. Забелы – Врубель, а позднее А. Неждановой. В изображении Салтана и его окружения подчеркивались комедийные черты. К сожалению, карикатурность, шаржировка стали традицией.
Замысел Римского – Корсакова много сложнее, глубже и богаче подобного подхода. Осмеяние Салтанова мира не может осуществляться только внешними приемами, к тому же утрированными. Царь не кукла, не паяц, а человек – иначе непонятно, за что его полюбила Милитриса.
«Сказка о царе Салтане» — последняя из относительно «безмятежных» сказочных опер композитора. Наступали другие времена, и последующие произведения этого жанра были уже более сатирическими, нежели народно – фантастическими.
БЫЛЬ – КОЛЯДКА
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Опера в 4 действиях 9 картинах,
либретто композитора по одноименной повести Н. В. Гоголя.
Премьера состоялась 28 ноября 1895 года в Петербурге в Мариинском театре.
Проходят годы. Написаны «Снегурочка», «Млада», и в 1894 году композитор вновь обращается к Н. В. Гоголю. Снова – «Вечера на хуторе близ Диканьки», жизнь украинского села, и снова – народная мифология и народный праздник. Это – «Ночь перед рождеством», написанная в 4 действиях и 9 картинах .
Основу сюжета «Ночи перед рождеством» составляют народные мифы – наиболее архаические пласты фольклора, героями которых в данном случае являются Овсень и Коляда. Они «суть одни из солнечных богов подобно Яриле и Купале, упоминаемые только в песнях, называемых колядками. Оба они возвещают поворот солнца на лето после зимних вьюг и темных ночей и справляются после зимнего солнцеворота, подобно тому, как Купало и Ярило справляются вскоре после летнего, означая разгар лета.» Порождением и отражением этих мифов является народный праздник Святок и связанный с ним обряд колядования.
Тема колядования и колядовщиков служит своеобразным лейтмотивом как в повести, так и в опере и связывает между собой персонажей: Вакулу, Оксану, Чуба, Солоху, дьяка, черта. Как «быль – колядку» определяет жанр оперы Римский – Корсаков, и действительно, игровая атмосфера колядования наполняет содержание оперы и придает ей особую звонкость и праздничность.
В «Ночи перед рождеством» композитор широко использует украинские народные песни, что для него имело важное значение, причем не только эстетическое, но и этическое: герои его опер говорили подлинным народным языком. В первой «гоголевской» опере звучат хороводные, игровые песни, во второй – колядки и щедривки.
В опере особое внимание привлекают оркестровые эпизоды – яркие и живописные музыкальные картины. Римский – Корсаков в своей «музыкальной живописи» работает над тембрами оркестровых инструментов.
«Ночь перед рождеством» была завершена в 1895 году, но ее окончанием идеи и образы, занимавшие воображение Римского – Корсакова, не иссякают. Он в расцвете творческих сил: впереди у него – «Садко».
НЕБЫЛИЦА В ЛИЦАХ
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Опера в 3 действиях с прологом и эпилогом,
Либретто В. Бельского по «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина.
Премьера состоялась в Москве 24 сентября 1909года в частной опере Зимина, под управлением Э. Купера; в Большом театре 6 ноября 1909 года под управлением В. Сука.
15 октября 1906 года Николай Андреевич Римский – Корсаков начертал в своей записной книжке короткую мелодическую фразу, ставшую зачином задуманной им новой оперы. То был клич Золотого петушка: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». С этого музыкального наброска начнет композитор сочинение своей последней оперы. Клич Петушка не один раз прозвучит внутри композиции, откроет и замкнет действие. Опера «Золотой петушок», как ни одно из других произведений Римского – Корсакова, отмечена печатью того времени, несет в себе отголосок общественных перемен и потрясений, которые глубоко волновали композитора.
Римский – Корсаков и Бельский определили жанр «Золотого петушка» как «небылицу в лицах» — по контрасту с «былью – колядкой» (опера «Ночь перед Рождеством») и «оперой — былиной» («Садко»). У Пушкина небылица – это сказка, выдумка, то, что противостоит реальности, ведь людская молва «быль и небыль разглашала».
Опера «Золотой петушок», как и все предыдущие сочинения композитора, примечательна глубинной связью с русским фольклором, в первую очередь с такими его разновидностями, как «скоморошины», «старины», песни, сказки, побасенки шуточного содержания, рассказывающие о невероятных, намеренно алогичных событиях, переворачивающих привычные представления о жизни с ног на голову.
Напомним, что цель свою композитор определил четко: «Додона осрамить окончательно» — и стрела его музыкальной сатиры ударила сверхметко. Представленное в опере «Додоново царство» (сиречь самодержавие) фантастичнее самой нелепой выдумки. Поистине – «небылица в лицах!»
Музыка «Золотого петушка» буквально ошеломила современников. В ней многое узнавалось из прежнего творчества композитора – и вместе с тем все поражало новизной. В своей последней опере Римский – Корсаков открыл новые горизонты в музыке, заглянул далеко вперед, в XX век.
Исследователи не переставали изумляться: «Как мог композитор на обрыве своего жизненного пути, страдая неизлечимой болезнью, создать огненно – жгучую сказку, чеканную по форме, наполненную дивной, одурманивающей прелестью звукокраски и при всем том эмоционально напряженную до крайней степени сдержанности и лаконизма выражения?
«Золотой петушок» — ослепительная мозаика драгоценных звукосочетаний…. В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо». И еще: от этой «изумительной партитуры»….лежит прямой путь к красочным партитурам И. Стравинского.