Знаменитому поэту Андрею Вознесенскому принадлежат слова: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». С ним сложно не согласиться, ведь когда развитие приводит к разрушению и деградации, теряется его главная суть, и оно превращается в противоположность самого себя. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Всегда важно помнить об потенциальных рисках прогресса. О них написана не только художественная, но и документальная литература. Так, журналистка Светлана Алексиевич в произведении «Чернобыльская молитва» представила свидетельства очевидцев ужасной трагедии в жизни человечества — взрыве на Чернобыльской АЭС, который загрязнил радиацией огромные территории и привел множество людей к мучительной смерти от лучевой болезни. Участники ликвидации и простые жители Припяти рассказывают, что тогда никто не знал об опасности, никто не получил должной защиты, а потому количество жертв было колоссальным. До сих пор большая территория Украины и Белоруси непригодна для жизни и даже опасна. Мирный атом пошел на человека войной и унес много жизней. Мы должны учесть этот опыт и относиться к технологиям более ответственно. Ведь если от них страдают люди, теряется смысл их создания и эксплуатации.
Влияние технического прогресса на экологию нельзя назвать положительным в большинстве случаев, поэтому мы часто говорим о том, что развитие технологий оборачивается деградацией окружающей среды, а значит, теряет смысл. В этом мы убеждаемся, читая книгу В. Распутина «Прощание с Матерой». Сооружение электростанции потребовало от властей кардинальных мер — затопления целого поселка. Местные жители были поставлены перед необходимостью покинуть родные земли и сменить свое жилье на то, что давали в качестве замены. Но если людей хоть как-то планировали переселять, то другие обитатели острова были брошены на произвол судьбы. Локальная экосистема была разрушена. Птицы, животные, вековые деревья и насекомые были приговорены к смерти ради человеческих амбиций. Кто знает, как такие эксперименты повлияют на экологическое состояние всего региона? Понятно, что не позитивно, но всего масштаба разрушений мы не можем себе представить. Это пример побуждает задуматься о том, прогресс становится противоположностью самого себя, если деградирует человек и рушится среда его обитания.
Таким образом, если технический прогресс вредит людям, то уничтожается его смысл и теряется его назначение. Мы ведь создаем научные достижения ради пользы человека, ради его благоденствия, а если они становятся источником опасности, тогда совсем не понятно, зачем они нужны? Важно научиться отличать зерна от плевел и безжалостно искоренять то, что нам вредит.
15 Декабря 1998 г. Бутузов Пётр
12А.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»
А.Вознесенский
Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.
Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существования.
Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, насколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит- движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная конкуренция людей между собой и природой. Большое количество людей на ограниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был неотрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже
Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с
Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.
Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практический интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабоченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершенствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что неприятно, иногда сбывались.
Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:
«Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи…
… Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?»
Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий динамит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он далеко не мог предполагать как велико желание людей к войне.
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века.
Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди любых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из основный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (причём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались нерешенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.
Теги:
Все прогрессы реакционны, если рушится человек
Сочинение
Литература
Содержание
- «Все прогрессы реакционные, если рушится человек» (ЕГЭ обществознание)
- Сочинение: Все прогрессы реакционны, если рушится человек
- «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»
- “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”
- А.Вознесенский
- 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
- Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? Аргументы О. Хаксли «О дивный новый мир», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (Итоговое сочинение (декабрьское))
«Все прогрессы реакционные, если рушится человек» (ЕГЭ обществознание)
Смысл данного высказывания заключается в том, что при всех положительных сторонах общественного прогресса и при его позитивных следствиях в таких сферах, как экономическая и политическая, прогресс не является плодотворным, если при этом духовная и социальная сфера приходит в упадок, а конкретно – разрушается основное структурное звено общества — человек (личность).
Общественный прогресс — это движение человечества от низших форм развития к высшим, от менее совершенных к более совершенным.
Личность — это человек, обладающий социально-значимыми качествами и способный сделать осознанный выбор.
Так действительно ли прогресс является реакционным, если рушится человек? Стоит начать с того, что прогресс человечества в первую очередь связан непосредственно с человеком, то есть с обществом (тесно связанная с природой, но обособившаяся от нее часть материального мира, включающая в себя все формы взаимодействия людей и формы их объединения), поэтому и подразумевается, что это «движение вверх» возможно только при условии, что изначальным его творцом и мотиватором станет человек, занимающийся творческой деятельностью (то есть созданием чего-то нового), при этом и изменяясь сам. Зачастую саму суть прогресса ошибочно связывают исключительно с научно-техн. прогрессом, который даёт преимущество в политическом плане тому или иному государству либо же позволяет людям улучшить условия жизни. Однако каким образом это даётся? Дело в том, что прогресс в экономическом плане чаще всего фокусируется на расширении масштабов потребления человеком той или иной производимой продукции, т. е. материальных благ. Является ли такой прогресс полезным для общества? Практически ни один человек в наше время не может представить свою жизнь без тех материальных благ, к которому всё человечество шло веками, все расширяя и расширяя производство, расширяя рынки, расширяя, в конце концов, масштаб потребления.
Однако именно эта идеология потребления и губит личность в человеке. Он перестает созидать, ощущать, анализировать и выполнять другие функции, свойственные нормально сформированной личности. Потребляя, человек все больше возвращается к своему первоначальному облику животного, постепенно лишая себя свойств разумного существа. Поэтому такой экономический прогресс выгоден лишь тем людям, кто им движет, однако, их — абсолютное меньшинство, соответственно, в целом, для общества, такой прогресс губителен. Таким образом, любой прогресс бесполезен, если его следствием будет разрушение личности.
В художественном фильме «Титаник» рисуется образ общества, который живет в эпоху прогресса, при этом его творцами является так называемая «элита», образ которой также был отражен в данном фильме. И во время катастрофы (крушении корабля) эта «элита» открывает своё истинное лицо: каждый из этих людей пытался как можно скорее спастись сам, забывая о других, при этом мужчины пытались занять лодки, предназначенные для детей и женщин. Так какой смысл от прогресса, который настолько сильно загубил человека как личность, все его понимание о чести и достоинстве? Разве не обречено на погибель такое общество? Таким образом, здесь наглядно проиллюстрировано, как прогресс может стать реакционным при «разрушении» человека (в моральном плане).
Другим примером является историческое событие «Крещение Руси». Можно ли назвать это событие общественным прогрессом? Очевидно, что да, ведь прогресс действительно происходит (правда, не в привычной нам политико-экономической сфере, а в духовной). И именно этот культурный прогресс является почвой и опорой для остальных прогрессов, поскольку только при условии, что мировоззрение гражданина государства устойчивое и правильное, а его личность сформирована корректно, можно осуществлять различные прогрессы в других сферах. Объединенные одной верой и общим законом морали, люди начнут ценить не себя и свои потребности, а интересы всех людей, всей нации. И пропадет слово «я», но будет слово «мы». И неоднократно эта цивилизация переживет многие лишения и невзгоды, и самые трудные для Руси и России времена, принося самые большие жертвы ради Родины, но выстоит и окрепнет! Таким образом, данный прогресс (в морально-религиозно-духовном плане) не является реакционным, поскольку при нем человек (его личность) не рушится.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Сочинение: Все прогрессы реакционны, если рушится человек
15 Декабря 1998 г. Бутузов Пётр
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек »
Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.
Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существования.
Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практический интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабоченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершенствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что неприятно, иногда сбывались.
Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:
«Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи…
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?»
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди любых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из основный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (причём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались нерешенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский
Источник
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»
“Все прогрессы реакционны, если рушится человек”
А.Вознесенский
Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.
Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существования.
Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практический интерес. В связи с тем, что “плоды науки” стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабоченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершенствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что неприятно, иногда сбывались.
Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение “Авиатор”, написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:
“Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи…
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?”
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди любых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из основный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (причём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались нерешенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.
Источник
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.12.2021 · Обновлено 06.12.2021
Знаменитому поэту Андрею Вознесенскому принадлежат слова: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». С ним сложно не согласиться, ведь когда развитие приводит к разрушению и деградации, теряется его главная суть, и оно превращается в противоположность самого себя. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Всегда важно помнить об потенциальных рисках прогресса. О них написана не только художественная, но и документальная литература. Так, журналистка Светлана Алексиевич в произведении «Чернобыльская молитва» представила свидетельства очевидцев ужасной трагедии в жизни человечества — взрыве на Чернобыльской АЭС, который загрязнил радиацией огромные территории и привел множество людей к мучительной смерти от лучевой болезни. Участники ликвидации и простые жители Припяти рассказывают, что тогда никто не знал об опасности, никто не получил должной защиты, а потому количество жертв было колоссальным. До сих пор большая территория Украины и Белоруси непригодна для жизни и даже опасна. Мирный атом пошел на человека войной и унес много жизней. Мы должны учесть этот опыт и относиться к технологиям более ответственно. Ведь если от них страдают люди, теряется смысл их создания и эксплуатации.
Влияние технического прогресса на экологию нельзя назвать положительным в большинстве случаев, поэтому мы часто говорим о том, что развитие технологий оборачивается деградацией окружающей среды, а значит, теряет смысл. В этом мы убеждаемся, читая книгу В. Распутина «Прощание с Матерой». Сооружение электростанции потребовало от властей кардинальных мер — затопления целого поселка. Местные жители были поставлены перед необходимостью покинуть родные земли и сменить свое жилье на то, что давали в качестве замены. Но если людей хоть как-то планировали переселять, то другие обитатели острова были брошены на произвол судьбы. Локальная экосистема была разрушена. Птицы, животные, вековые деревья и насекомые были приговорены к смерти ради человеческих амбиций. Кто знает, как такие эксперименты повлияют на экологическое состояние всего региона? Понятно, что не позитивно, но всего масштаба разрушений мы не можем себе представить. Это пример побуждает задуматься о том, прогресс становится противоположностью самого себя, если деградирует человек и рушится среда его обитания.
Таким образом, если технический прогресс вредит людям, то уничтожается его смысл и теряется его назначение. Мы ведь создаем научные достижения ради пользы человека, ради его благоденствия, а если они становятся источником опасности, тогда совсем не понятно, зачем они нужны? Важно научиться отличать зерна от плевел и безжалостно искоренять то, что нам вредит.
Источник
Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? Аргументы О. Хаксли «О дивный новый мир», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (Итоговое сочинение (декабрьское))
А. А. Вознесенский однажды сказал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Для того чтобы согласиться или не согласиться с этим высказыванием, сначала нужно вдуматься в его смысл. Мне кажется, что знаменитый поэт говорит о неприятии движения вперед при условии нестабильности личности, которая по каким-либо причинам потеряла нравственное или духовное равновесие.
И с этой мыслью трудно не согласиться.
Достаточно вспомнить Джона из романа О. Хаксли «О дивный новый мир». Сын директора Инкубатория и бета-минусовички Линды истово стремился попасть в цивилизованное общество Мирового Государства, о котором так много слышал от матери. Но, оказавшись там, Джон разочаровывается в социуме, презирающем любовь, таинство рождения и смерти, увлекающемся лишь синтетической музыкой и сомой, исповедующем свободные половые отношения. И Дикарь отказывается от плодов прогресса, поскольку чувствует внутреннюю опустошенность.
И в этом случае, несмотря на то, чего смогли добиться ученые нового мира: вечной молодости, здоровья и скачка в развитии науки и техники — прогресс остался реакционным, ведь рушился сам человек.
Подобного мнения придерживается и Рэй Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Общество, изображённое в произведении, обладает всеми плодами инноваций: телевизионными стенами, «ракушками», развитой медициной, спасающей даже тяжелобольных людей. Но один из героев произведения, Гай Монтэг, обычный пожарный, ничем не отличающийся от других, после разговора с Клариссой впервые задумывается о том, счастлив ли он. Встреча с необычной девушкой стала отправной точкой в разрушении давно сформированного мира героя, а чтение запрещенной литературы и знакомство с Фабером окончательно разбили все, во что он привык верить. И тогда Монтэг почувствовал ненависть и к телевизионным стенам, и к «ракушкам», которые отделяли людей друг от друга, разобщали их.
И в этом случае прогресс тоже реакционен, поскольку рушился сам человек.
Таким образом, с мнением А. Вознесенского трудно не согласиться, поскольку любые инновации будут отвергнуты, если личность находится в духовном дисбалансе.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Название: Все прогрессы реакционны, если рушится человек Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 21:46:15 10 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 1395 Комментариев: 15 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать |
Обновлено: 08.01.2023
История создания: интересные факты
Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.
Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.
Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.
Жанр, направление
Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали тут.
Главные герои и их характеристика
Проблематика
Смысл
Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.
Критика
Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.
В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.
В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.
451 Градус по фаренгейту аргументы к итоговому сочинению
Аргументы по направлению “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
Введение
Цивилизация и технологии – реалии нашей современной жизни. Сейчас уже невозможно быть вне цивилизации и не пользоваться все растущими возможностями технологического прогресса. Человек и сам становится активным членом процесса, он плотно погружается в процесс, на него воздействуют, он воздействует на других. Чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Это касается сегодня в первую очередь не материального, а установок человека, особенностей его мировоззрения, характера, устоявшихся привычек. Молодым это сделать легко, хотя и не всем, а вот поколение более старшее, куда сложнее воспринимает новинки в технологическом развитии человечества. Очистить себя от старого, чтобы получить новое, не получается иначе, как с большими усилиями, а кто добровольно желает терпеть лишения и трудности? Иногда это и вовсе невозможно.
Старшее поколение и даже будущее старшее поколение всегда будет консервативно относится к новым технологиям и прогрессу. Старшее поколение не хотят тратить время и не имеют желания осваивать новые технологии. Многие не доверяют тому же интернету, кто-то боится испортить дорогую вещь, а кто-то боится остаться без работы из-за развития современных технологий, поэтому желают работать по старому. Большая часть старшего поколения считают, что новые технологии очень опасны для здоровья.
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии по-разному влияют на жизнь человека. Но все зависит исключительно от личности. Если она может сохранить духовные и семейные ценности даже с последней моделью телефона в руках, то она имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий. В противном случае, люди просто не замечают, что погружаясь в мир виртуальной реальности, они перестают быть людьми, забывают о близких.
451 Градус по фаренгейту аргументы к итоговому сочинению
В какой книге можно увидеть портрет современного поколения? Современное поколение, на мой взгляд, имеет свои достоинства и недостатки. Во многих произведениях художественной литературы проявляются черты нашего общества, как в современных книгах, так и в книгах прошлых веков. Время идет, а некоторые проблемы остаются актуальными до сих пор. Я считаю, что у современное общество есть и свои достоинства, потому что в каждом поколении присутствуют такие люди, которые стремятся сделать мир лучше.
Чтобы доказать свои слова, приведу два примера из литературы.
В первую очередь я хочу обратиться к произведению Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором можно увидеть портрет современного поколения. Автор описывает общество, где преуспевает научно-технологический прогресс. Но, к сожалению, из-за этого люди разучились общаться друг с другом, наслаждаться искусством и любоваться природой. В семье не было душевной гармонии, все разговаривали друг с другом сухо. Книги сжигали. Сжигали историю человечества. В этом произведении можно увидеть портрет современного поколения. В наше время люди все часто начинают забывать об окружающих их людях, они перестают вживую общаться, предпочитая использовать высокие технологии. Многие перестают читать книги, тем самым отказываясь от восприятия искусства. Всё это ведёт к потери личности и собственного «я».
Пример достоинства современного поколения я нашла в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий — главный герой пьесы. Он умный, целеустремлённый человек. Именно в нем можно увидеть портрет современного поколения. Чацкий, как и люди двадцать первого века, хочет быть понятным и услышанным. У него есть много идей, чтобы улучшить общество. Он патриотичен и верен себе. Главный герой один противостоит фамусовскому обществу. Именно такие черты присущи современному поколению. В нашем веке есть много людей с интересными и необычными идеями, они идут вперёд, хотят, чтобы их услышали. К сожалению, им иногда приходиться бороться с большинством, чтобы добиться своих целей.
В заключение хочу добавить, что современное поколение имеет свои плюсы и минусы. Естественно, нужно стремиться к лучшему: улучшать экономику, достигать научно-технологического прогресса. Но при этом человек не должен терять себя. Помнить свою историю и учиться на ошибках. Развиваться культурно и нравственно. Именно так общество будет долго существовать, а люди жить долго и счастливо.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
451 Градус по фаренгейту аргументы к итоговому сочинению
Аргументы на тему: Польза и вред технического прогресса (для итогового сочинения)
С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!
Польза
Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.
Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в
Автор: Виктория Семенова
Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии
451 Градус по фаренгейту аргументы к итоговому сочинению
- Структура итогового
- Критерии оценивания
- Универсальная литература
Список всех аргументов из литературы
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс повлиял на все сферы человеческой деятельности благодаря чему создались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение чувствует себя, как рыба в воде, а старшее – старается угнаться в меру своих возможностей. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.
Цивилизация и технологии – это благо или трагедия? На этот вопрос отвечают не только философы, но в первую очередь писатели, являясь летописцами своего времени. Не только современники поднимают этот вопрос в своих произведениях – у классиков можно найти множество примеров, когда технический прогресс оказывает существенное влияние на судьбы людей.
Видеоподборка аргументов по направлению
Влияние технологий на жизнь общества
Знаменитый фантаст и гениальный мыслитель Рэй Бредбери в романе “451 градус по Фаренгейту” демонстрирует сокрушительное влияние технологий на человека.
Зависимость от телевидения, с которой сталкивается жена главного героя, является лишь малейшим примером того, как воздействует прогресс на слабые умы. Но если несчастная Милдред не вредит никому, кроме себя, то ее муж Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.
В романе мужчина и женщина знакомятся онлайн и влюбляются по переписке, создавая историю любви, которой на самом деле не существует. В виртуальном пространстве воплощаются в жизнь любые фантазии и желания, в то время как в реальной жизни ничего не происходит. По сути два человека тратят драгоценное время на иллюзии, придумывая реальность, как герои “Матрицы”, пока их настоящая жизнь проходит мимо, бессмысленно и бесцельно. Януш Вишневский акцентирует внимание на том, как легко принять реальность за фантазию, особенно при помощи цифровых технологий.
Подробный видеоразбор всего направления
Научные открытия против гуманности
В фантастической повести М.А. Булгакова “Роковые яйца” мы видим, что происходит, когда научный эксперимент выходит из-под контроля.
Из-за роковой ошибки отдельных людей из обыкновенных, казалось бы, куриных яиц рождаются рептилии, которые вырастают до чудовищных размеров. Начиналось все довольно оптимистично: профессор Персиков обнаружил, что световое излучение красной части спектра стимулирует рост эмбрионов, и в результате они вырастают гораздо быстрее и становятся в разы больше, чем их необлученные собратья. Глава совхоза Рокк решает воспользоваться открытием ученого для восстановления поголовья кур. Он облучает куриные, на его взгляд, яйца, но вместо цыплят вылупляются ящеры, которые за считанные дни вырастают в настоящих динозавров, предельно опасных для общества. Если бы не внезапное похолодание, то человечеству грозила бы встреча с Годзиллой, и не одним.
Михаил Булгаков в ироничной форме предупреждает, к чему ведут некоторые научные открытия, а тем более ошибки при воспроизведении эксперимента.
Похожую ситуацию мы наблюдаем в его же повести “Собачье сердце”, где профессор Преображенский из лучших побуждений превращает бродячего пса в человека. Но если очеловеченный Шарик портит жизнь только профессору и его окружению, то “роковые яйца” привели бы к концу человеческой цивилизации, если бы не вмешательство природы, которую оба ученых, и Преображенский, и Персиков, пытались обмануть.
Технический прогресс несет только пользу?
Каждый роман-антиутопия отражает страх человека перед технологиями будущего, у которых всегда есть темная сторона. Мы видим это в каждом первом фантастическом произведении, где люди будущего превращаются в рабов технического прогресса из-за неспособности ему противостоять.
В заключение следует сказать, что цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняя адаптацию к окружающей среде. Чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, вроде видеоигр и соцсетей, зависимость от которых – доказанное явление.
Так что такое технологии – благо или трагедия? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь у технического прогресса есть две стороны. Будущее покажет, какая из них перевесит – светлая созидательная или темная сокрушительная.
5 сочинений по темам прошедшего ИС 1 декабря 2021 года.
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
мечтая о прекрасном будущем, тоже не следует, ведь оно может никогда не наступить. Нужно жить сегодняшним днём, потому что только настоящее действительно подвластно человеку.
В заключение хочется сказать, что развитие новых технологий иногда наносит обществу непоправимый урон. Если научные достижения угрожают нашей жизни, их уже нельзя считать следствием прогресса. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о духовном мире, необходимо оберегать его от губительного влияния опасных экспериментов и цифровизации.
309. Когда слово становится преступлением?
Ф.И. Тютчев писал:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Действительно, важно быть осторожным со своими словами, потому что любое из них может стать преступлением. Ни в коем случае нельзя срывать свою злость на других, ведь так можно обидеть человека. Кто знает, чем это обернётся? Необходимо обдумывать свои слова и поступки, чтобы предотвратить возможную трагедию.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Человека, который любит своё Отечество, называют патриотом. В чём же проявляется этот патриотизм? По мнению литературного критика В.Г. Белинского, любовь к Родине не может заключаться в громких словах, потому что они ничего не значат, если человек бездействует. Настоящий патриот доказывает свои чувства с помощью благородных поступков. Это не значит, что каждый должен совершать подвиг, рискуя собственной жизнью. Участие в субботнике, оказание помощи пожилым и больным людям, любое доброе дело может быть доказательством любви к своей Родине. Обратимся к примерам из произведений художественной литературы, в которых поднимается проблема подлинного патриотизма.
приданом самой Наташи. Для Ростовой-младшей это противоестественно, неправильно, она не может проявить такое равнодушие к людям, нуждающимся в её помощи. По мнению героини Толстого, стыдно оставаться безучастным в подобной ситуации. В конечном счёте, благодаря упорству и решительности настоящей патриотки, все доступные подводы Ростовых были отданы для перевозки раненых. Итак, мы видим, что истинная любовь к Отечеству включает в себя чувство сострадания к ближним и готовность оказать помощь и поддержку.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Не следует забывать о нашем гражданском долге, который заключается в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не предавать свою Родину и делать всё возможное для её благополучия и процветания.
История создания: интересные факты
Финал романа
Отдельного внимания заслуживает также и концовка книги. Предательство жены главного героя, после чего он вынужден перейти на сторону своих бывших врагов. Теперь Гай Монтэг уже не тот человек, которым он был вначале. Он стал одним из тех, кто пытается сохранить остатки той памяти о прошлом, что ещё не уничтожены властью. Вместе с новым наставником они учат наизусть те книги, которые удалось сохранить.
Бомбардировка, которой в конце подвергается город, показывает, что такое общество неспособно к существованию.
Об этом говорит и жанр произведения. Антиутопия — невозможность создания идеального общества, его полная деградация.
Эти аргументы могут помочь школьникам и студентам не только подготовиться к написанию сочинения, но и составить целую презентацию по произведению. С помощью перечисленных ранее аргументов можно разобраться в проблематике произведения и участвовать в его рассуждениях об идее.
Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.
Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.
Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.
Жанр, направление
Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали тут.
Главные герои и их характеристика
Краткий анализ
Год написания – 1953 год.
История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим антиутопическим произведением.
Тема – Центральная тема романа – роль книги в жизни каждого человека.
Композиция – Композиция романа базируется по принципу антитезы. Построение ее имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).
Жанр – Роман.
Направление – Научна фантастика, антиутопия.
Проблематика
Мораль произведения
Мысль, которую Рэй Брэдбери так красочно пытался донести до читателей крайне проста — у человечества совершенно нет будущего, если люди не будут развиваться, основываясь на опыте предыдущих поколений и собственных наработках. Передать, а главное, сохранить этот самый опыт для будущих поколений могут только книги. Общество же, которое пытается показать автор, отдаёт предпочтение дешёвым развлечениям, телевидению и праздности, за что и получает в конце жестокое наказание — уничтожение.
Не столь очевидный урок преподносит тема семейных отношений и брака. Однако, при должном внимании к деталям, очевидно становится, что в обществе, где правит тоталитаризм, каждый его житель — эгоист, зацикленный лишь на собственных желаниях. Такой человек попросту не может проникнуться смыслом семейных отношений, вследствие чего остаётся одиноким на всю жизнь, даже если состоит в браке. Этим автор призывает читателей ценить свою семью и близких людей.
- манипуляция обществом при помощи средств массовой информации;
- ужас возвышения материальных благ и ценностей над духовными;
- обречённость будущего человечества, как социальной структуры без книг и науки.
Смысл
Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.
Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери Р.
Знаменитейший роман написанный в 1953 г Рэем Брэдберри. Представляющий собой антиутопию, литературное произведение отражающее критическое отношение к будущему человечества c некой фантастической чертой.
Сюжет разворачивается вокруг пожарника Гая Монтега. Только в книге пожарные не борются с огнем, а совсем наоборот – поджигают все книжные издания, а также жилища тех, кто смеет хранить у себя запрещенные вещи.
Главный герой даже не задумается почему он делает свою работу, в чем причина ненависти к книгам.
Вскоре герой встречает Клариссу Маклеланд, которая изменяет его жизнь. Общение с девушкой меняет героя, все замечали это. Он стал на работе чаще задавать вопрос о том, всегда ли люди сжигали книги и дома нарушителей, а если нет, то что этому поспособствовало.
Вскоре Монтегом заинтересовался начальник, который пришел к нему домой и прочитал ему лекции об устройстве общества. Тогда читателю становится ясна причина сжигания книг. Правительство пытается создать бессознательную массу людей, которыми легко будет управлять, а книги выступают в роли обогатителя человеческого разума и осознанности.
Монтег понимает, что нужно действовать и начинает собирать команду для восстановления книгопечатания и как следствие нормальной жизни. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но ему все же не удается вырваться из лап правительства.
Вот такое произведение было создано автором, и действительно уже сейчас миллионы людей не обращают внимания на книги, уделяя все свое время социальным сетям и развлечениям. Будьте осознаны и решайте сами куда вы потратите свое ценное время.
Читайте также:
- Роль детства в жизни человека сочинение огэ по тексту бахревского
- Татарская культура сочинение рассуждение
- Сочинение на тему будущее начинается сегодня
- Щи да каша пища наша сочинение
- Нравственный идеал человека в творчестве чехова сочинение
5 сочинений по темам прошедшего ИС 1 декабря 2021 года.
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
Любое путешествие – это всегда движение вперёд, к новым возможностям. Человек обогащается, получает знания и ценный опыт, что может оказать существенное влияние на его мировоззрение. Например, писатель И.А. Бунин отмечал: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Действительно, бывают ситуации, когда дорога помогает личности разобраться в себе. Но почему большинство людей привлекает фантастическая идея путешествия во времени? Многие люди склонны ошибаться, и не всегда они могут справиться с последствиями своих необдуманных поступков. В такие моменты хочется иметь машину времени, чтобы вернуться в прошлое и сделать другой выбор. Кроме того, бывают случаи, когда человек, напротив, мечтает попасть в будущее, надеясь на лучшую и счастливую жизнь. Для доказательства своих размышлений обращусь к произведениям художественной литературы.
Достаточно часто мы сожалеем о своих поступках, о не сказанном вовремя слове или не оказанной близкому человеку помощи. Героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», безусловно, хотела бы иметь машину времени, чтобы исправить собственные ошибки. Дочь Катерины Петровны Настя переезжает в Ленинград, где у неё появляется возможность стать успешной личностью. Девушка работает в Союзе художников и занимается важными организационными вопросами. Так, она совершенно занята подготовкой к выставке молодого скульптора и поэтому забывает о собственной матери, которая была тяжело больна. Женщина отправляла дочери письма, но они только успокаивали девушку: «…раз мать пишет – значит, жива». Однако в глубине души Настя чувствует тревогу, которую всеми силами старается заглушить, чтобы не отвлекаться от работы. Девушка делает свой выбор и совершает ошибку, которую не может исправить. В конечном счёте она получает телеграмму о том, что её мама находится на грани жизни и смерти. Настя испытывает мучительные угрызения совести, укоряет себя в проявленном равнодушии и жестокости по отношению к человеку, который любил её больше всего на свете. Если бы у девушки была машина времени, она успела бы увидеться с матерью и сказать ей добрые слова перед смертью. К сожалению, таких технологий, позволяющих повернуть время вспять, до сих пор не существует, и нам приходится принимать реальность такой, какая она есть. Таким образом, людей зачастую привлекает идея путешествий во времени, потому что они мечтают избавиться от чувства невыносимой вины.
Рассмотрим другой пример, который доказывает, что многие люди стремятся приблизить будущее, забывая о настоящем. В романе М.А. Осоргина «Сивцев Вражек» один из героев возвращается с войны инвалидом. У него нет ни рук, ни ног, поэтому автор на протяжении всего дальнейшего повествования называет персонажа «обрубком». Безусловно, такую трагедию очень сложно принять, ведь человек утрачивает смысл своего существования, чувствуя себя неполноценным. В какой-то момент Стольников начинает увлекаться телекинезом; он много времени проводит, глядя на обыкновенный шарик, и надеется, что сможет управлять его движением усилием мысли. Герой рассказывает своей собеседнице Танюше о прекрасном будущем, когда появится множество новых научных изобретений, способных изменить мир до неузнаваемости. Если можно будет управлять полётом аэроплана без пилота, то почему нельзя научиться передвигать вещи, не прибегая к помощи рук? Эта мысль на какой-то момент становится единственной отрадой для Стольникова, и ему, конечно, хотелось бы увидеть это будущее. Однако путешествие во времени – это до сих пор лишь плод человеческого воображения, поэтому нужно научиться смиряться с обстоятельствами и привыкать к любым условиям, даже если это кажется слишком сложным, как в случае с пострадавшим на войне героем М.А. Осоргина.
В заключение хочется сказать, что время необратимо, именно поэтому так важно обдумывать свои поступки и их возможные последствия. К сожалению, некоторые ошибки невозможно исправить, и с этим приходится мириться. Откладывать жизнь на потом,
мечтая о прекрасном будущем, тоже не следует, ведь оно может никогда не наступить. Нужно жить сегодняшним днём, потому что только настоящее действительно подвластно человеку.
213. Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
По мнению поэта А.А. Вознесенского, «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Действительно, научно-технические новшества не всегда воздействуют на человечество благоприятно. Безусловно, они во многом облегчают нашу жизнь, некоторые из них позволяют гораздо меньше времени тратить на выполнение тех или иных действий. Однако достаточно часто в погоне за материальными ценностями мы забываем о духовном мире. Так можно ли назвать общество прогрессивным, если его представители деградируют? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведениям художественной литературы.
Рассмотрим повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», в которой рассказывается о научном эксперименте авторитетного профессора Преображенского. Герой достиг значительных успехов в процессе омоложения своих пациентов. Но любой учёный мечтает создать что-то особенное, выдающееся, то, что ещё никто не решался сделать. Профессору приходит в голову идея пересадить человеческий гипофиз бездомной собаке, и, если бы этот опыт удался, герой добился бы невероятных высот. Казалось, всё прошло успешно, и пёс Шарик начал постепенно превращаться в гражданина Полиграфа Полиграфовича Шарикова, а это можно было бы назвать настоящим прорывом в области медицины. Через какое-то время Шариков научился вставать на задние лапы и говорить первые слова, а спустя несколько недель мог даже поддерживать разговор. Но дело в том, что пересаженные собаке органы были взяты у преступника и пьяницы Клима Чугункина, и, по всей видимости, новоиспечённый гражданин становился всё более похожим на своего донора. Шариков вёл разгульный образ жизни, оскорблял других людей, грубил самому профессору, становясь совершенно невоспитанным и невежественным человеком. Таким образом, эксперимент Преображенского приводит к весьма печальным последствиям, именно поэтому учёному остаётся только вернуть всё на круги своя. Этот пример доказывает мысль А.А. Вознесенского: действительно, ни о каком прогрессе не может быть и речи, если плоды научных трудов приводят к духовной деградации.
Кроме того, нельзя не вспомнить произведение известного фантаста Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Писатель рассказывает о будущем, где нет места духовным ценностям. Пожарные теперь не спасают жизни, а сжигают книги, которые могут послужить причиной появления в человеческом сознании излишне вольнолюбивых мыслей. Плоды научно-технического прогресса совершенно изменили человека, превратившегося в потребителя. Люди живут как будто на автомате, ежедневно выполняя привычные действия. Им чужды душевность и чувство сострадания, они перестают разговаривать вживую, а единственными их собеседниками становятся «родственники» – участники телешоу, которые герои Брэдбери смотрят на огромных экранах. В их головах нет ничего, кроме рекламных лозунгов, а с каким-нибудь отступником, который однажды задумается о смысле своего существования, расправится полицейская собака-робот – Механический пёс. Пожарный Гай Монтэг, познакомившись с удивительной девушкой Клариссой, решается на протест. Ему и небольшой группе людей, оставшихся в живых после атомной бомбардировки, предстоит начать жизнь с чистого листа. Таким образом, так называемый прогресс может привести к вырождению человечества.
В заключение хочется сказать, что развитие новых технологий иногда наносит обществу непоправимый урон. Если научные достижения угрожают нашей жизни, их уже нельзя считать следствием прогресса. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о духовном мире, необходимо оберегать его от губительного влияния опасных экспериментов и цифровизации.
309. Когда слово становится преступлением?
Может ли слово стать преступлением? Наверное, это одно из самых страшных оружий, которым владеет человек. Действительно, с помощью слова можно подарить другому крылья или, напротив, разрушить чью-то судьбу. Именно поэтому известная пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Нужно быть очень аккуратным со своими высказываниями, ведь никогда не знаешь, как они повлияют на ту или иную личность. Неосторожно брошенное слово может стать преступлением, причинить кому-либо боль или даже убить человека. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к произведениям художественной литературы.
Сложно жить в доме, в котором не слышишь в свою сторону ни одного доброго слова. Катерина, главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», чувствовала себя невольницей в семье Кабановых. В детские годы к девушке обращались абсолютно по-другому: её любили, заботились о ней, ценили каждое желание дочери. Раньше она ощущала себя такой же свободной, как птица, а теперь находится под постоянным давлением со стороны Кабанихи. Таких людей, как Марфа Игнатьевна Кабанова, называют тиранами и самодурами, потому что они совершенно не заботятся о чувствах других и считают собственную точку зрения единственно правильной. Женщина уверена в том, что молодое поколение должно во всём подчиняться воле старших. Она любит читать наставления своим детям и всегда находит грубые, жестокие слова для несчастной Катерины. Так, например, Кабаниха упрекает невестку в том, что она недостаточно расстроена из-за отъезда мужа. Каждое слово своенравной женщины задевает мягкое сердце Катерины, и именно от невозможности больше жить в таких условиях она решается на отчаянный шаг. Если бы не постоянные упреки и наставления Кабанихи, девушка бы не искала счастья с другим человеком. Если бы она не решилась на встречу с Борисом, то не совершила бы самоубийство. Получается, что главным толчком для преступления стали жестокие и несправедливые слова Кабановой в сторону своей невестки.
Чтобы доказать влияние слов на жизнь человека, обратимся к рассказу А.П. Платонова «Юшка». Главный герой – юродивый, который продолжает верить в людей и объясняет их несовершенство «слепым сердцем». Он никому не делает зла, но между тем становится жертвой постоянных унижений и насмешек. Как дети, так и взрослые каждый день издеваются над кузнецом и вымещают на нём свою злость. Они даже не считают бедного Юшку настоящим человеком, потому что он никогда не жалуется на нелёгкую судьбу, не просит о помощи и не отвечает на нападки с их стороны. Кажется, что юродивый всё способен стерпеть, и поэтому люди пользуются его мягкостью и слабохарактерностью. Однако в какой-то момент слова одного прохожего очень сильно задели героя, и он в первый раз в жизни по-настоящему «осерчал». Незнакомец назвал Юшку «божьим чучелом» и пожелал ему поскорее умереть. Герой А.А. Платонова говорит прохожему, что у каждого человека есть своё предназначение и абсолютно все люди равны друг перед другом. Слова Юшки спровоцировали удар, который оказался смертельным. Так, грубость и оскорбления могут в прямом смысле убить человека.
Ф.И. Тютчев писал:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Действительно, важно быть осторожным со своими словами, потому что любое из них может стать преступлением. Ни в коем случае нельзя срывать свою злость на других, ведь так можно обидеть человека. Кто знает, чем это обернётся? Необходимо обдумывать свои слова и поступки, чтобы предотвратить возможную трагедию.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.
Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.
Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не
удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.
В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Человека, который любит своё Отечество, называют патриотом. В чём же проявляется этот патриотизм? По мнению литературного критика В.Г. Белинского, любовь к Родине не может заключаться в громких словах, потому что они ничего не значат, если человек бездействует. Настоящий патриот доказывает свои чувства с помощью благородных поступков. Это не значит, что каждый должен совершать подвиг, рискуя собственной жизнью. Участие в субботнике, оказание помощи пожилым и больным людям, любое доброе дело может быть доказательством любви к своей Родине. Обратимся к примерам из произведений художественной литературы, в которых поднимается проблема подлинного патриотизма.
Заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», несомненно, представляет собой человека, который ставит своё Отечество превыше всего остального. Он даже не любит в течение длительного времени находиться дома, потому что спокойствие, комфорт и уют не отвечают потребностям героя и навевают на него скуку. Его старший сын Остап – такой же целеустремлённый человек, который ни перед чем не остановится ради защиты родной Запорожской Сечи. Именно поэтому измена Родине кажется этим двум гоголевским персонажам самым страшным преступлением и предательством, а такое невозможно простить. Тарас убивает родного сына Андрия, который переходит на сторону врага, влюбившись в полячку. Бульба не знает другой любви, кроме любви к Отечеству, потому что для него нет ничего более важного и ценного. Так, герой держится до последнего и в ожесточённом сражении пытается приободрить своё войско. Глядя на смелого и решительного атамана, козаки прилагают все возможные усилия, чтобы не отдать Сечь врагам. По мнению Тараса Бульбы, именно русское братство, святое товарищество – это та непоколебимая сила, которая позволяет нашему народу выстоять в любой ситуации. Таким образом, герой Гоголя доказывает свою преданность Отчизне и словом, и делом, и именно таких людей можно назвать настоящими патриотами.
Нельзя не вспомнить и роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», многие герои которого любят свою Родину. Остановимся на Наташе Ростовой, чтобы доказать, что любовь к Отечеству может проявляться не только на поле боя. Во время войны с Наполеоном семья Ростовых эвакуируется из города, поэтому старается взять с собой как можно больше ценных вещей. Однако это всего лишь предметы, без которых легко можно обойтись, потому что на свете есть что-то гораздо более важное. Так, героиня настаивает на том, чтобы вместо личных вещей они вывезли из Москвы раненых солдат. Девушка готова пожертвовать чем угодно, чтобы спасти жизни этих людей, которые рисковали собой, пытаясь защитить Отечество. Мать не сразу уступает дочери, ведь она заботится о
приданом самой Наташи. Для Ростовой-младшей это противоестественно, неправильно, она не может проявить такое равнодушие к людям, нуждающимся в её помощи. По мнению героини Толстого, стыдно оставаться безучастным в подобной ситуации. В конечном счёте, благодаря упорству и решительности настоящей патриотки, все доступные подводы Ростовых были отданы для перевозки раненых. Итак, мы видим, что истинная любовь к Отечеству включает в себя чувство сострадания к ближним и готовность оказать помощь и поддержку.
В заключение хочется сказать, что патриотизм, несомненно, проявляется в честных и ответственных поступках. Нельзя не вспомнить слова Н.А. Некрасова из его знаменитого стихотворения «Поэт и Гражданин»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Не следует забывать о нашем гражданском долге, который заключается в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не предавать свою Родину и делать всё возможное для её благополучия и процветания.
Знаменитому поэту Андрею Вознесенскому принадлежат слова: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». С ним сложно не согласиться, ведь когда развитие приводит к разрушению и деградации, теряется его главная суть, и оно превращается в противоположность самого себя. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Всегда важно помнить об потенциальных рисках прогресса. О них написана не только художественная, но и документальная литература. Так, журналистка Светлана Алексиевич в произведении «Чернобыльская молитва» представила свидетельства очевидцев ужасной трагедии в жизни человечества — взрыве на Чернобыльской АЭС, который загрязнил радиацией огромные территории и привел множество людей к мучительной смерти от лучевой болезни. Участники ликвидации и простые жители Припяти рассказывают, что тогда никто не знал об опасности, никто не получил должной защиты, а потому количество жертв было колоссальным. До сих пор большая территория Украины и Белоруси непригодна для жизни и даже опасна. Мирный атом пошел на человека войной и унес много жизней. Мы должны учесть этот опыт и относиться к технологиям более ответственно. Ведь если от них страдают люди, теряется смысл их создания и эксплуатации.
Влияние технического прогресса на экологию нельзя назвать положительным в большинстве случаев, поэтому мы часто говорим о том, что развитие технологий оборачивается деградацией окружающей среды, а значит, теряет смысл. В этом мы убеждаемся, читая книгу В. Распутина «Прощание с Матерой». Сооружение электростанции потребовало от властей кардинальных мер — затопления целого поселка. Местные жители были поставлены перед необходимостью покинуть родные земли и сменить свое жилье на то, что давали в качестве замены. Но если людей хоть как-то планировали переселять, то другие обитатели острова были брошены на произвол судьбы. Локальная экосистема была разрушена. Птицы, животные, вековые деревья и насекомые были приговорены к смерти ради человеческих амбиций. Кто знает, как такие эксперименты повлияют на экологическое состояние всего региона? Понятно, что не позитивно, но всего масштаба разрушений мы не можем себе представить. Это пример побуждает задуматься о том, прогресс становится противоположностью самого себя, если деградирует человек и рушится среда его обитания.
Таким образом, если технический прогресс вредит людям, то уничтожается его смысл и теряется его назначение. Мы ведь создаем научные достижения ради пользы человека, ради его благоденствия, а если они становятся источником опасности, тогда совсем не понятно, зачем они нужны? Важно научиться отличать зерна от плевел и безжалостно искоренять то, что нам вредит.
Предыдущая
Сочинения309. Когда слово становится преступлением?
Следующая
Сочинения113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?