Биография
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. С 1827 Лермонтов жил в Москве и учился в Благородном пансионе при Московском университете, где и начал писать стихи. В 1830 — 1832 Лермонтов учился на нравственно-политическом отделении Московского университета, но, не найдя в казенных занятиях удовлетворения, перебрался в Петербург, где поступил в Школу гвардейских прапорщиков. В 1834 Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка; служил в Царском Селе, продолжая заниматься литературой. В 1837, потрясенный гибелью А.С. Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое «всеми» переписывалось и выучивалось наизусть. В феврале 1837 Лермонтов был арестован и после следствия по высочайшему приказу отправлен на Кавказ. В ссылке Лермонтов помимо стихов работал над акварелями, писал маслом, делал многочисленные рисунки, проявив себя как талантливый живописец. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству В.А. Жуковского Лермонтов смог вернуться в Петербург, где он вошел в аристократический кружок военной молодежи и сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки». В 1840, после дуэли с сыном французского посланника Э. Барантом, Лермонтов был снова отправлен на Кавказ. Несмотря на храбрость, проявленную Лермонтовым в битве на реке Валерик, Николай I отклонил представление его к награде. Возвращаясь после отпуска на Кавказ, Лермонтов задержался для лечения на водах Пятигорска. Здесь Лермонтов поссорился с бывшим сослуживцем Мартыновым. На состоявшейся дуэли Лермонтов был убит. В 1828 — 1841, за неполные 13 лет литературной работы, Лермонтов создал лирические стихи, поэмы («Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон» и др.), пьесы («Маскарад», «Два брата» и др.), прозаические произведения («Герой нашего времени» и др.). Узнав о гибели Лермонтов, В.Г. Белинский написал: «Мы встречаем новое издание «Героя нашего времени» горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова!.. Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей…»
Страницы автора на других языках и псевдонимы: |
Об авторе:
Редактировал(а): RIP 23 октября 2012, 8:33Редактировать
ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.
Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта. Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831). Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун те на нравственно политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г. начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг. любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново пушкинской поэмы.
К началу 1830 х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через всё его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения. С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1 я ред. поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831). С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обречённый на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова?..»), 1832).
В 1832 г. поэт переезжает в Санкт Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачёва. «Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г. Лермонтов ещё совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками. Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831 го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).
С написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) – отклика на последнюю дуэль А. С. Пушкина, к Лермонтову приходит слава наследника поэта предшественника: стихотворение широко распространяется в списках, получает высокую оценку литераторов пушкинского круга и рядовых читателей, заключительные строки с резкими выпадами против высшей аристократии вызывают гнев Николая I. В феврале Лермонтов был арестован и переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 г.: поэт изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло его знакомство со ссыльными декабристами, в т. ч. с поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 г. по апрель 1840 г. Лермонтов служит в лейб гвардии Гусарском полку. В это время устанавливаются связи с пушкинским кругом писателей и А. А. Краевским (поэт систематически сотрудничает в его журнале «Отечественные записки »). Лермонтов входит в аристократический «кружок шестнадцати», члены которого фрондировали правительство.
В зрелой лирике поэт обобщает и преодолевает прежний опыт. Здесь так же изображается одиночество героя («Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837; «И скучно, и грустно», 1840), так же сопоставляются судьба человека и судьба поколения («Дума», 1838); любовь так же понимается как страдание («Утёс», «Они любили друг друга так долго и нежно…», оба – 1841); так же не ясны положительные идеалы («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Но Лермонтов преодолевает демонизм раннего творчества, изображая слияние человека с миром природы («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837; «Из Гёте» («Горные вершины…»), 1840) и любовь как мистическое слияние душ («На севере диком стоит одиноко…», «Сон», оба – 1841). Он показывает возможность соединения своего героя с миром людей в религии («Молитва», 1837; «Молитва», 1839) и с социальным миром людей («Родина», 1841). Гармония жизни обретается в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребёнка («Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840) или человека, близкого к детскому мировосприятию («Памяти А. И. О<доевского>», 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840).
Осознавая новый путь, Лермонтов пишет поэтические декларации о разрыве с прошлым («Не верь себе», 1839; «<Из альбома С. Н. Карамзиной>» («Любил и я в былые годы…»), 1841). О новом пути свидетельствует появление «объективной» манеры и ролевой лирики («<Валерик>» («Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание», оба – 1840). Поэт ищет гармонию в эпическом прошлом: в «Песне про царя Ивана Васильевича…» (1837) демонический герой опричник Кирибеевич терпит моральное поражение от хранителя нравственных устоев Калашникова (тип Мцыри). Но мотивы богоборчества («Благодарность», 1840) и невозможности разделённой любви («Три пальмы», 1839; «Утёс», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все – 1841) до конца так и не были преодолены. Поэмы «Демон» (последняя ред. 1839) и «Мцыри» (1839) подводят итог идеологических исканий Лермонтова.
В 1838–40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: составившие его повести и рассказы первоначально печатались в «Отечественных записках» как отдельные произведения. В романе исследуется феномен современного человека – Печорина, оценка которого всё время меняется при сопоставлении с разными персонажами. В «Бэле» показано превосходство своеволия «естественных» людей – горцев перед своеволием «цивилизованного» Печорина. В «Максиме Максимыче» в сравнении людей дворянского общества – раздвоенного Печорина и цельного Максима Максимыча – видно превосходство первого, поскольку оно обеспечено сознательным отношением к современности. В «Тамани» мы видим вынужденную цель авантюризма контрабандистов и бесцельность авантюризма скучающего от безделья Печорина, который теперь, таким образом, проигрывает. Но в «Княжне Мери» подлинность душевной жизни Печорина ставит его выше представителей «водяного» общества, душевная жизнь у которых фактически отсутствует. Наконец, в «Фаталисте» сравнение Печорина и Вулича служит формой объективизации субъективного опыта главного героя. Смена рассказчиков в романе знаменует разные степени раскрытия внутреннего мира героя. Сначала о герое говорит мало понимающий его Максим Максимыч («Бэла»), потом впервые увидевший его автор («Максим Максимыч»). Сам Печорин выступает сначала как автор воспоминаний («Тамань»), потом как автор подённых записок («Княжна Мери»), что отражает разные степени подробности в описании внутреннего мира героя. В «Фаталисте» Печорин впервые рассказывает не о себе, а о другом человеке. Нарушая в сюжетной последовательности событий в романе фабульную, реальную их последовательность, Лермонтов показывает, что его герой не меняется под воздействием совершаемых событий.
Появление в 1840 г. отдельного издания «Героя нашего времени» и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» («Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…», 26 стихотворений) стало важнейшим литературным событием, вызвало критическую полемику, статьи В. Г. Белинского. За дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом в марте 1840 г. Лермонтов был арестован и переведён в Тенгинский пехотный полк. Он отбыл на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»). С февраля по апрель 1841 г. Лермонтов жил в Санкт Петербурге, вращался в литературных и светских кругах, думал об отставке и литературной деятельности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым привела к дуэли и гибели поэта.
Взято из «Энциклопедия «Литература и язык» Издательство «Росмэн»
- Написанные книги (104)
- Переведенные книги (1)
- Комментарии книг (76)
- Последние оценки (629)
- Архив книг
Название книги | Оценка | Cтатус | Дата добавления | Жанр | Стр./Год/Язык | Серия | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
10 (1) | 26.10.2010, 14:04 |
1288098274 | Драматургия | 15/-/RU | |||
|
10 (1) | 27.10.2010, 23:35 |
1288218904 | Драматургия | 16/-/RU | Драматургия | ||
|
10 (1) | 27.10.2010, 23:33 |
1288218831 | Поэзия | 2/-/RU | Поэмы | ||
|
10 (5) | 27.10.2010, 23:33 |
1288218829 | Поэзия | 2/-/RU | Поэмы | ||
|
10 (1) | 12.04.2014, 14:20 |
1397308809 | Драматургия | 16/-/RU | Драматургия | ||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:33 |
1288218834 | Поэзия | 6/-/RU | Поэмы | ||
|
9.4 (5) | 06.12.2010, 11:21 |
1291634513 | Классическая проза | 3/-/RU | Проза Михаила Лермонтова | ||
|
10 (3) | 27.10.2010, 23:33 |
1288218836 | Поэзия | 2/-/RU | Поэмы | ||
|
0 (0) | 13.12.2019, 06:30 |
1576218602 | Классическая литература | 10/-/RU | |||
|
8.67 (3) | 15.05.2015, 13:31 |
1431693107 | Русская классическая проза, Поэзия | 3/2008/RU | |||
|
9 (1) | 17.07.2017, 17:25 |
1500308725 | Детская проза, Сказки, … | 22/2006/RU | |||
|
9.85 (27) | 25.10.2010, 23:15 |
1288044943 | Поэзия | 1/1971/RU | Книга за книгой | ||
|
0 (0) | 23.09.2016, 16:31 |
1474644707 | Классическая литература, Cтихи, поэзия | 4/-/RU | |||
|
10 (3) | 05.04.2014, 20:45 |
1396727112 | Поэзия | 1/1964/RU | Диафильм от vdv86 | ||
|
0 (0) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Поэзия | 2/-/RU | |||
|
9 (3) | 26.10.2010, 15:29 |
1288103366 | Русская классическая проза | 26/-/RU | |||
|
0 (0) | 26.10.2010, 14:04 |
1288098278 | Драматургия | 25/-/RU | |||
|
0 (0) | 26.10.2010, 14:04 |
1288098254 | Поэзия | 14/-/RU | |||
|
0 (0) | 26.10.2010, 15:29 |
1288103378 | Прочая документальная литература | 38/-/RU | |||
|
0 (0) | 26.10.2010, 14:04 |
1288098260 | Поэзия | 20/-/RU | |||
|
10 (1) | 02.12.2015, 20:26 |
1449087967 | Воспитание детей, Классика жанра, … | 9/2015/RU | |||
|
8.5 (2) | 02.07.2014, 09:07 |
1404288432 | Поэзия | 9/2014/RU | Классика в школе | ||
|
9.34 (325) | 06.12.2010, 11:22 |
1291634548 | Классическая литература | 11/2004/RU | |||
|
9.21 (14) | 12.04.2014, 14:28 |
1397309297 | Классическая литература | 11/1962/RU | Литературные памятники | ||
|
10 (1) | 14.07.2015, 08:50 |
1436860222 | Классическая литература | 11/2015/RU | Классики и современники (Рипол) | ||
|
0 (0) | 19.06.2020, 13:30 |
1592569802 | Классическая литература | 28/-/RU | |||
|
10 (2) | 26.10.2010, 14:04 |
1288098287 | Драматургия | 9/-/RU | |||
|
10 (1) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218849 | Поэзия | 1/-/RU | Поэмы | ||
|
9.58 (48) | 14.10.2014, 21:57 |
1413320236 | Поэзия | 24/-/RU | Поэмы | ||
|
0 (0) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Русская классическая проза | 3/-/RU | |||
|
10 (1) | 21.03.2015, 04:36 |
1426912619 | Cтихи, поэзия | 5/2013/RU | |||
|
10 (1) | 14.05.2013, 12:32 |
1368531139 | Классическая проза | 1/1993/RU | |||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218853 | Поэзия | 16/-/RU | Поэмы | ||
|
10 (1) | 06.12.2010, 11:22 |
1291634559 | Драматургия | 31/-/RU | Драматургия | ||
|
0 (0) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Русская классическая проза | 1/-/RU | |||
|
0 (0) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Поэзия | 2/-/RU | |||
|
10 (4) | 06.12.2010, 11:22 |
1291634573 | Поэзия | 6/-/RU | Поэмы | ||
|
10 (1) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Русская классическая проза | 4/-/RU | |||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218859 | Поэзия | 2/-/RU | Поэмы | ||
|
10 (1) | 13.08.2015, 21:15 |
1439496922 | Изобразительное искусство, фотография | 0/1980/RU | |||
|
8.75 (4) | 26.10.2010, 15:29 |
1288103381 | Русская классическая проза | 16/-/RU | |||
|
0 (0) | 05.02.2009, 00:00 |
1233792000 | Русская классическая проза | 3/-/RU | |||
|
0 (0) | 26.10.2010, 14:16 |
1288098980 | Прочая документальная литература | 28/-/RU | |||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218863 | Поэзия | 5/-/RU | Поэмы | ||
|
0 (0) | 30.10.2019, 15:32 |
1572449540 | Классическая литература | 6/-/RU | |||
|
9.69 (29) | 04.02.2009, 00:00 |
1233705600 | Драматургия | 10/-/RU | |||
|
9.75 (4) | 27.10.2010, 23:35 |
1288218939 | Драматургия | 20/-/RU | Драматургия | ||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218895 | Поэзия | 2/-/RU | Поэмы | ||
|
0 (0) | 27.10.2010, 23:34 |
1288218865 | Поэзия | 1/-/RU | Поэмы | ||
|
9.29 (84) | 04.02.2009, 00:00 |
1233705600 | Поэзия, Русская классическая проза | 2/-/RU |
Лермонтов Михаил —
|
Жанры
Все жанры Все для учащихся — рефераты, дипломы, справочники |
Михаил Юрьевич Лермонтов |
---|
р. 3 (15) октября 1814, Москва |
ум. 15 (27) июля 1841 (26 лет), Пятигорск |
русский поэт, прозаик, драматург, художник |
Стихотворения[править]
- Стихотворения Лермонтова 1828—1836
- Стихотворения Лермонтова 1837—1841
- Стихотворения Лермонтова по алфавиту
Переводы[править]
- Переводы Лермонтова по алфавиту
Поэмы[править]
- Поэмы Лермонтова
Драмы[править]
- Цыганы. Набросок начала оперы, 1828
- Испанцы. Трагедия в пяти действиях, в стихах, 1830
- Menschen und Leidenschaften[1]. Трагедия в пяти действиях, 1830
- Странный человек. Романтическая драма в тринадцати сценах, 1831
- Маскарад. (Драма в стихах) в четырёх действиях,1835
- Маскарад. Ранняя редакция, 1835
- Арбенин. Драма в 5-ти действиях, в стихах, 1836
- Два брата. Драма в пяти действиях, 1834—1836
Проза[править]
- Герой нашего времени
- Княгиня Лиговская
- Кавказец
- «Я хочу рассказать вам»
- Штосс
- Вадим
- Панорама Москвы
Критика произведений Лермонтова[править]
- Стихотворения М. Лермонтова. СП.—бург, в тип. Глазунова, 1840 // «Библиотека для чтения», 1840, т. XLIII, ноябрь, отд. VI, с. 1—11
- «Педант о поэте» (1906) — рецензия А. Блока на книгу Н. Котляревского «М.Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения».
- «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1911) — статья Дмитрия Мережковского.
Библиография[править]
Собрания сочинений:
- Стихотворения М. Лермонтова. — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1840. (Google)
- Стихотворения М. Лермонтова. Часть I. — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1842. (Google, Google, Google)
- Стихотворения М. Лермонтова. Часть II. — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1842. (Google, Google)
- Стихотворения М. Лермонтова. Часть III. — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1842. (Google, Google)
- Стихотворения М. Лермонтова. Часть IV. — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1844. (Google)
- Сочинения Лермонтова. — СПб.: Александр Смирдин, 1847. — Т. I. (Google)
- Сочинения Лермонтова. — СПб.: Александр Смирдин, 1847. — Т. II. (Google)
- Сочинения Лермонтова. — 4-е изд. — СПб.: И. И. Глазунов, 1856. — Т. 1. (Google, Google)
- Сочинения Лермонтова. — 4-е изд. — СПб.: И. И. Глазунов, 1856. — Т. 2. (Google, Google, Google, Google)
- Сочинения Лермонтова, преведённые в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным. — СПб.: А. И. Глазунов, 1860. — Т. 1. (Google, Google)
- Сочинения Лермонтова, преведённые в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным. — СПб.: А. И. Глазунов, 1860. — Т. 2. (Google)
- Стихотворения Лермонтова. — Лейпциг: Вольфганг Гергард, 1861. (Google)
- Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений. — Берлин: Ф. Шнайдер, 1862. (Google)
- Сочинения Лермонтова. — СПб.: А. И. Глазунов, 1863. — Т. 1. (Google, Google)
- Сочинения Лермонтова. — СПб.: А. И. Глазунов, 1863. — Т. 2. (Google, Google)
- Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений. — Берлин: Ф. Шнайдер, 1868. (Google)
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера, 1889. — Т. 1. pdf
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера. — Т. 2. pdf
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера. — Т. 3. pdf
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера. — Т. 4.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера, 1891. — Т. 5. Проза (1828—1841).
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: Первое полное издание В. Ф. Рихтера / Под ред. П. А. Висковатова — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера, 1891. — Т. 6. Жизнь и творчество. pdf
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4-х томах / Под редакцией Арс. И. Введенского — СПб.: А. Ф. Маркс, 1891. — Т. I. Стихотворения. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4-х томах / Под редакцией Арс. И. Введенского — СПб.: А. Ф. Маркс, 1891. — Т. II. Поэмы. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4-х томах / Под редакцией Арс. И. Введенского — СПб.: А. Ф. Маркс, 1891. — Т. III. Проза. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4-х томах / Под редакцией Арс. И. Введенского — СПб.: А. Ф. Маркс, 1891. — Т. VI. Драмы. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в двух томах / Под редакцией В. В. Чуйко — СПб.—М.: Товарищество М. О. Вольф, 1896. — Т. 1. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в двух томах / Под редакцией В. В. Чуйко — СПб.—М.: Товарищество М. О. Вольф, 1896. — Т. 2. (РГБ)
- Полное собрание сочинений в 2 томах под ред. В. В. Чуйко (СПб. — М., 1900)
- Сочинения М. Ю. Лермонтова. Полное собрание в одном томе / Ред. П. Смирновскаго. Изд. А. Я. Панафидина — М., 1901. — 1062 с.
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. I. (РГБ)
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. II. (РГБ)
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. III. (РГБ)
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1915. — Т. IV. (РГБ)
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1915. — Т. V. (РГБ)
- Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1915. — Т. VI. (РГБ)
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 томах. — М.; Л.: Academia, 1936. — Т. 1. Стихотворения, 1828—1835.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 томах. — М.; Л.: Academia, 1936. — Т. 2. Стихотворения, 1836—1841.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 томах. — М.; Л.: Academia, 1935. — Т. 3. Поэмы и повести в стихах.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 томах. — М.; Л.: Academia, 1935. — Т. 4. Драмы и трагедии.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 томах. — М.; Л.: Academia, 1937. — Т. 5. Проза и письма.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. 1. Стихотворения, 1828—1831.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. 2. Стихотворения, 1832—1841.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 3. Поэмы, 1828—1834.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 4. Поэмы, 1835—1841.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. 5. Драмы.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — Т. 6. Проза, письма.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. — Т. 1. Стихотворения, 1828—1841.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение. — Т. 2. Поэмы.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1980. — Т. 3. Драмы.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1981. — Т. 4. Проза. Письма.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828—1836.
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841.
Отдельные издания:
- М. Лермонтов. Герой нашего времени. — СПб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1840.
- М. Лермонтов. Герой нашего времени. — 2-е изд. — СПб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1841. (РГБ)
Публикации в периодических изданиях:
- «Отечественные записки», 1839, том I, № 2, отд. III, с. 148—149
- «Отечественные записки», 1839, том II, № 3, отд. III, с. 163—164;
- «Отечественные записки», 1839, том III, № 3, отд. III, с. 167—212
- «Отечественные записки», 1839, том III, № 4, отд. III, с. 131—132
- «Отечественные записки», 1839, том III, № 5, отд. III, с. 275—276, 277—278
- «Отечественные записки», 1839, том IV, № 6, отд. III, с. 80—81
- «Отечественные записки», 1839, том V, № 8, отд. III, с. 168—170
- «Отечественные записки», 1839, том VI, № 11, отд. III, с. 146—158, 272
- «Отечественные записки», 1839, том VII, № 12, отд. III, с. 1—3, 209—210
- «Отечественные записки», 1840, том VIII, № 1, отд. III, с. 140
- «Отечественные записки», 1840, том VIII, № 2, отд. III, с. 144—154, 245—246
- «Отечественные записки», 1840, том IX, № 4, отд. III, с. 307—310
- «Отечественные записки», 1840, том XI, № 7, отд. III, с. 1
- «Отечественные записки», 1840, том XII, № 9, отд. III, с. 1—2
- «Отечественные записки», 1840, том XII, № 10, отд. III, с. 229
- «Отечественные записки», 1840, том XIII, № 12, отд. III, с. 278
- «Отечественные записки», 1841, том XIV, № 1, отд. III, с. 2, 157
- «Отечественные записки», 1841, том XV, № 3, отд. III, с. 44
- «Отечественные записки», 1841, том XV, № 4, отд. III, с. 283
- «Отечественные записки», 1841, том XVI, № 5, отд. III, с. 1—2
- «Отечественные записки», 1841, том XVI, № 6, отд. III, с. 234
- «Отечественные записки», 1841, том XVII, № 8, отд. III, с. 268
- «Отечественные записки», 1841, том XVIII, № 10, отд. III, с. 161
- «Отечественные записки», 1841, том XIX, № 11, отд. III, с. 1—2
- «Отечественные записки», 1842, том XX, № 1, отд. I, с. 124
- «Отечественные записки», 1842, том XXI, № 3, отд. I, с. 1—2, 203
- «Отечественные записки», 1842, том XXI, № 4, отд. I, с. 378
- «Отечественные записки», 1842, том XXII, № 5, отд. I, с. 1—2
- «Отечественные записки», 1842, том XXII, № 6, отд. I, с. 187—201
- «Отечественные записки», 1842, том XXIV, № 9, отд. I, с. 174
- «Отечественные записки», 1842, том XXIV, № 10, отд. I, с. 320
- «Отечественные записки», 1843, том XXVII, № 3, отд. I, с. 1—25
- «Отечественные записки», 1843, том XXVII, № 4, отд. I, с. 183, 229—330, 331—332
- «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 5, отд. I, с. 1—2, 80
- «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 6, отд. I, с. 193—194
- «Отечественные записки», 1843, том XXXI, № 11, отд. I, с. 193—195
- «Отечественные записки», 1843, том XXXI, № 12, отд. I, с. 279—280, 317—318, 342
- «Отечественные записки», 1844, том XXXII, № 2, отд. I, с. 197—201
- «Библиотека для чтения», 1844, т. LXIV, май, отд. I, с. 5—8
- «Библиотека для чтения», 1844, т. LXIV, июль, отд. I, с. 129—132
- «Современник», 1854, том XLV, № 5, отд. I, с. 5 Google
См. также[править]
- Рисунки и живопись Лермонтова
- Живописное наследие Лермонтова (Пахомов)
- К Лермонтову («Нет, не за то тебя я полюбил…») — стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта, 1899
- В. Я. Брюсов, К портрету М. Ю. Лермонтова («Казался ты и сумрачным и властным…»), 1900
Ссылки[править]
- Электронное научное издание «Лермонтов» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор»
- Содержание // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. — 1989. ФЭБ
- Содержание // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. ФЭБ
- Лермонтовская Энциклопедия. ФЭБ
- Поэзия на ресурсе «45-я параллель»
Не разобранные произведения[править]
Эти произведения были импортированы со стороннего сайта. Вы можете помочь проекту, оформив их в соответствующих разделах выше, и проверив качество этих страниц. После чего стоит удалить с этих страниц категорию Категория:Импорт/az.lib.ru/Михаил Юрьевич Лермонтов, чтобы ссылки на них не дублировались на этой странице.
Примечания[править]
- ↑ нем. Menschen und Leidenschaften — Люди и страсти
Работы этого автора находятся в общественном достоянии во всём мире, поскольку он умер более 100 лет назад.
Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ. |