Урок русского языка в 6 классе. (слайд
1)
Роль имени существительного в речи.
Слитное и раздельное написание не с
существительными.
Задача |
Увлечь |
Цели: |
1. Повторить Расширить Усвоение Закрепление 2. 3. |
Ход урока.
1. Организационный
момент (приветствие) – число (запись)
Слайд 2. |
Имя |
Учитель: |
1. Сначала 2. Ребята, |
Слайд 3. |
Нет (К.Г. Паустовский) |
Учитель: |
1. Читает 2. Эти |
Слайд 4. |
Давно |
Учитель: |
1. Недаром 2. Ребята, |
Определение
существительного (по учебнику).
Учитель: |
Прослушайте |
Читает
(Сафин, Рахимбаев)
(Тимур На всех языках Есть такие Мать. Родина. Река. Синева. Кто б ни был, Любому понятны Слова – Живые. Зеленые… И суть их Хлеб. Утро. Мечта. Красота. |
(Рахимбаев Но есть и такие Они вызывают Слова, что Война. Жестокость. Останутся с нами В них гордая Мир. Дружба. И радость Мы – люди. Мы – дети планеты |
Учитель: |
Прослушайте |
Слайд 5. |
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. |
Учитель: |
Ребята, |
Дети: |
14 |
Учитель: |
А |
Дети: |
6 |
Учитель: Вывод |
Из |
Учитель: |
Послушайте Какие |
Слайд 6. |
Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский) Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. |
Дети: |
С |
Учитель: |
Очень |
II этап
урока.
Учитель: |
В Молодцы!!! А В Присоединим Как |
Дети: |
Не |
Слайд 7. |
Слитное |
Учитель: |
Записать |
II. Синтаксическая
пятиминутка с орфографической задачей (проблемная ситуация)
Слайд 8. |
Перед ним молва бежала Быль и (не) быль разглашала |
Учитель: |
— — |
Дети: |
Да. |
Учитель: |
Почему? — |
Дети: |
Слитно. |
Учитель: |
Оказывается, Итак, И |
III.
Знакомство с творческим материалом.
Учитель: |
У |
Слайд 9. |
Нелепость НезабуДка Невежа Невежда Ненастье |
Учитель: |
Почему (Если |
Вывод: |
Совершенно ( |
Словарная
работа.
Учитель: |
Дать |
Слайд |
Невежа – Невежда – Нелепость – |
Слайд |
Неправда Несчастье Недруг – Неволя – Непогода |
Учитель: |
1) 2) (Записать |
Вывод: |
Правильно, |
Слайд |
Не Не Не друг, Не воля, Не |
(Записать
их в тетрадь с новой строки)
Вывод: |
Правильно, |
Работа с учеником.
Учитель: |
Прочитаем |
|
Дети: |
Читают |
|
Слайд (выводы) |
Слитно. Существительные К Раздельно. Если |
|
Учитель: |
1. 2. — — — — — — — — — — |
|
Вывод: |
Оказывается |
|
IV. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
1. Сидя,
откинувшись на спинку стула.
—
Посмотрите вверх, вниз
2.
Сидя, руки на поясе.
—
Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть.
—
Повернуть голову влево, посмотреть на локоть.
3.
Сидя, откинувшись на спинку стула
Прикрыть
веки, зажмурить глаза, открыть веки.
4.Сидя.
—
Поднять глаза кверху (круговые движения по часовой стрелке, а затем против
часовой стрелки).
5.
Сидя, руки вперед.
—
Посмотреть на кончики пальцев.
—
Поднять руки вверх.
—
следить глазами за руками.
6.
Сидя.
—
Закрыть веки, глаза отдыхают, массировать их кончиками указательных пальцев в
одну и другую стороны.
V.
Закрепление. Тренировочные упражнения.
Учитель: |
Задание. Определите |
Слайд |
1) 2) 3) 4) Неуклюжий, |
Дети: |
Записывают |
Учитель: |
Что |
Дети: |
Они |
Учитель: |
Какие |
Дети: |
Недоучка, |
Учитель |
Почему |
Дети: |
Они |
Учитель: |
Прослушайте |
Слайд |
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. |
Учитель: |
Добавим |
Дети: |
Выписывают |
Учитель: |
Зачитаем Какой |
Вывод: |
Оказывается, |
Задание 2.
Учитель: |
1. 2. |
Слайд |
ложь – неправда беда – несчастье противник – недруг глупость – невежество рабство – неволя рассеянность – несобранность возмущение – негодование слякоть – непогода болезнь – недомогание, недуг подозрительность |
Учитель: |
Назовите Например, |
Дети: |
Невежество, |
Учитель: |
Слово Например, |
Задание
3.
Учитель: |
Закончить Как |
Слайд |
1. 2. 3. 4. (Не) |
Слайд |
Проверка. 1. , 2. 3. 4. , |
Вывод: |
Если |
Задание
4.
Учитель: |
В |
Слайд |
1. 2. 3. 4. 5. Трудно |
Проверка: (2, 3
,5).
Задание
5.
Учитель: |
Выберите из текста примеры неправильного написания |
Слайд |
Никакое |
Проверка: (1, 2,
5). Сколько ошибок? (3).
Текущий тест. (если остается время.
Раздать перед уроком)
Выводы по уроку (делают дети, дополняет
учитель)
Учитель: |
— |
Дети: |
1. 2. |
Выводы по
уроку:
Слайд |
1. 2. 3. 4. 5. Нет слов |
Оценивание.
Д/з, & 43 упр.
243.
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б. Полная (не)лепица.
В. Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А. Прилив (не)нависти.
Б. (Не)знание предмета.
В. Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б. Говорить (не)правду некрасиво.
В. Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
А. (Не)везение преследовало меня.
Б. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
А. Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Б. Сила с (не)правдою не уживаются.
В. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
6. Укажите слово, которое не употребляется без НЕ.
А. (не)взгоды
Б. (не)ясность
В. (не)радость
Г. (не)любовь
7. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении
В прошлом году был (не)урожай.
А. НЕ пишется со словом раздельно, т.к. существительное с НЕ можно заменить синонимом
Б. НЕ пишется со словом слитно, т.к. существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением
В. НЕ пишется со словом слитно, т.к. без НЕ это слово не употребляется
Г. НЕ пишется со словом раздельно, т.к. является исключением
8. В каком слове НЕ является частью корня?
А. неправда
б. недруг
В. ненастье
Г. непогода
9. С каким словом НЕ пишется раздельно?
А. В этом году был (не)урожай.
Б. Это (не) собака.
В. Сильное (не)домогание.
Г. (Не)воля хуже всего.
10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А. (Не) боги горшки обжигают.
Б. Он мне (не)приятель, а просто знакомый.
В. (Не)удачи преследовали его.
Г. Глупая речь (не)пословица.
11. Укажите, чем является НЕ в предложении
Он (не) красавец, (не) урод, он просто серый- серый кот.
А. приставка
Б. частица
В. часть корня
12. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
А. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Б. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий.
В. (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
Г. (Не) вежество хуже тёмной ночи
13. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
А. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
Б. Говорить (не) правду некрасиво.
В. Говорить (не) правду, а ложь.
Г. Он такой (не)вежа!
14. В каком предложении неверно написано НЕ с существительным?
А. Все с нетерпением ожидали решающей минуты.
Б. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
В. Причины нашей неуспеваемости в плохой посещаемости.
Г. За окном непогода.
15. Укажите ряд, в котором не со всеми словами пишется раздельно:
А. (не) глубокая, но рыбная река; (не) затейливый узор;
Б. (не) деревянный дом, далеко (не) красивый ;
В. (не) большой рассказ, (не) взрачный вид;
Г. (не) яркий, а бледный свет; (не) дурной вкус.
16. В каком случае слово с не написано неправильно?
А. Отнюдь неединственное решение;
Б. некрасивое платье;
В. не злой, а добрый старик;
Г. недорогая, но красивая вещь.
17. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А. Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.
Б. Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.
В. (Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
Г. Справа и слева от тропинки попадались совсем (не) большие озерки.
18. В каком примере не пишется слитно?
А. Очень (не) красивый;
Б. ничуть (не) вкусный;
В. (не) лёгкий, а тяжёлый;
Г. (не) здоров, а болен
19. В каком предложении все слова с не пишутся слитно?
А. Мы (не) были в воскресенье в парке из-за (не) настной погоды.
Б. Нас преследовали (не) приятности и далеко (не) радостные события.
В. Я люблю мороженое, только (не) шоколадное и (не) фруктовое.
Г. На столе стоял (не) большой букет (не) забудок.
20. В каком предложении все слова пишутся с не слитно?
А. Мороз (не) велик, да стоять (не) велит.
Б. Его (не) весёлый и вовсе (не) счастливый взгляд говорил о тяжёлой утрате.
В. У меня (не) было времени прочитать эту (не) интересную для меня статью.
Г. Отец (не) годовал из-за (не) лепого поступка дочери.
Предмет: Русский язык,
автор: kerfli141
Ответы
Автор ответа: CarolineSmith
1
Ответ:
Несчастье(можно подобрать синоним-горе)
Объяснение:
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Биология,
автор: leralobur2
Помогите!!!!як зберегти продукти харчування від ураження цвілевими грибами
3 года назад
Предмет: Физика,
автор: vorgensvag
в сосуд с водой помещён куб со стороной 5см. расстояние от верхней грани куба до поверхности воды тоже 5см. с какой силой действует вода на верхнюю часть куба и с какой на нижнюю? найдите действующую на куб силу архимеда.
3 года назад
Предмет: Математика,
автор: gunitu357
В рамках подготовки к празднику нашему классу было поручено изготовить 285 цветов. Мы сделали 120 красных и 154 желтых цветка. Сколько еще цветов нам нужно сделать? МОЖНО ПОШАГОВОЕ ОБЪЯСНЕНИЯ по больше чтоб было понятно!)))
3 года назад
Предмет: География,
автор: Ульяна2034
почему 20 век можно назвать веком демографических потрясений России?
6 лет назад
Предмет: История,
автор: Аноним
Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.
6 лет назад
Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Часть 1 — Е. В. Селезнева 2020
Морфология и орфография
Не с существительными
Вариант 1
Часть 1
1. Укажите слово, которое не употребляется без НЕ.
1) (не)взгоды
2) (не)ясность
3) (не)красавец
4) (не)любовь
Ответ: 1
2. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении.
В прошлом году был (не) урожай.
1) НЕ пишется со словом раздельно, так как существительное с НЕ можно заменить синонимом
2) НЕ пишется со словом слитно, так как существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением
3) НЕ с существительным пишется слитно, так как без НЕ это слово не употребляется
4) НЕ пишется со словом раздельно, так как является исключением
Ответ: 2
3. В каком слове НЕ является частью корня?
1) неправда
2) недруг
3) ненастье
4) непогода
Ответ: 3
4. С каким словом НЕ пишется раздельно?
1) В этом году был (не)урожай.
2) Это (не)собака.
3) Сильное (не)домогание.
4) (Не)воля хуже всего.
Ответ: 2
5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)боги горшки обжигают.
2) Он мне (не)приятель, а просто знакомый.
3) (Не)удачи преследовали его.
4) Глупая речь (не)пословица.
Ответ: 3
6. Напишите, чем является НЕ в предложении:
Он (не)красавец, (не)урод, он просто серый-серый кот.
1) приставка
2) частица
3) часть корня
4) часть основы
Ответ: 2
7. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
1) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
2) Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий.
3) (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
4) (Не)вежество хуже тёмной ночи.
Ответ: 1
8. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
2) Говорить (не)правду некрасиво.
3) Говорить (не)правду, а ложь.
4) Он такой (не)вежа.
Ответ: 3
9. В каком предложении неверно написано НЕ с существительным?
1) Все с нетерпением ожидали решающей минуты.
2) Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
3) Причины вашей неуспеваемости в плохой посещаемости.
4) За окном непогода.
Ответ: 2
10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно, так как не употребляется без НЕ?
1) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2) Полная (не)лепица.
3) В чём же причина (не)успеваемости?
4) (Не)работа сушит, а забота.
Ответ: 2
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. (2)Это дерево — символ тропической Африки и источник небылиц и сказок. (3)Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают недоверие. (4)В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. (5)Покрытая неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. (6)Вверху есть углубление, не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. (7)В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
(К. Лебедев)
11. Выпишите существительные, которые без НЕ не употребляются.
Ответ: нелепость, неуклюжесть, небылиц
12. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
Ответ: дерево — символ и источник
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Почему баобаб производит такое сильное впечатление? »
Вариант 2
Часть 1
1. Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно.
1) (не)былицы
2) (не)точность в расчётах
3) (не)правда, а ложь
4) покрытая (не)ровностями
Ответ: 3
2. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении.
Он проявил (не) внимание к этой истории.
1) НЕ пишется со словом раздельно, так как существительное с НЕ можно заменить синонимом
2) НЕ пишется со словом слитно, так как существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением
3) НЕ с существительным пишется слитно, так как без НЕ это слово не употребляется
4) НЕ с существительными всегда пишется раздельно
Ответ: 2
3. В каком слове НЕ является частью корня?
1) несчастье
2) нездоровье
3) невнимательность
4) неряха
Ответ: 4
4. С каким словом НЕ пишется раздельно?
1) это(не)птица
2) (не)приветливость — плохая черта
3) выразил (не)годование
4) человек-(не)видимка
Ответ: 1
5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Самолечение может принести (не)пользу, а вред.
2) Хватит рассказывать (не)былицы!
3) (Не)топор тешет, а плотник.
4) Горе (не)беда.
Ответ: 2
6. Укажите, чем является НЕ в предложении.
(Не)внимательностъ и (не)обязательность мешают человеку.
1) приставка
2) часть корня
3) частица
4) часть основы
Ответ: 1
7. Укажите предложение, в котором существительное с НЕ пишется раздельно.
1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
2) (Не)вежа — враг самому себе.
3) (Не)везение преследовало меня.
4) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
Ответ: 4
8. Укажите неверное утверждение.
1) НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
2) Если существительное с НЕ можно заменить синонимом, то такое слово с НЕ пишется раздельно.
3) Если в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом А, то в таком случае НЕ с существительным пишется раздельно.
4) НЕ с существительным пишется раздельно, если является словом-отрицанием.
Ответ: 2
9. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с существительным?
1) Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
2) В любом ожидании страшнее всего неизвестность.
3) Трудно преодолеть неловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
4) Он мне не приятель, а просто знакомый.
Ответ: 1
10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно, так как существительное без НЕ не употребляется?
1) Прилив (не)нависти.
2) Он показал полное (не)знание предмета.
3) Жизнь красна (не)днями, а делами.
4) (Не)образованность этого человека нас удивила.
Ответ: 1
Часть 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания 11 — 15.
(1)Конец февраля. (2)В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. (3)Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. (4)Не сбросили ещё снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.
(5)У опушки белеет берёзка, которая всегда в несчастье утешает человека. (6)Её облепила стая красногрудых чечёток. (7)Они оживлённо перекликаются, порхают, как невидимки, по ветвям.
(По К. Паустовскому)
11. Из предложений 5 — 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «НЕ с существительными пишется слитно, если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением».
Ответ: (в) несчастье
12. Выпишите из предложения 7 грамматическую основу.
Ответ: они перекликаются, порхают
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что русская берёзка утешает в несчастье человека? »