Все с нетерпением ожидали решающей минуты как пишется

Урок русского языка в 6 классе. (слайд
1)

Роль имени существительного в речи.

Слитное и раздельное написание не с
существительными.

Задача
урока:

Увлечь
учеников своим предметом, научить их испытывать наслаждение от
интеллектуальной и творческой деятельности, от общения друг с другом.

Цели:

1.        
Увидеть
вместе с ребятами новое в давно известном.

Повторить
основные сведения об имени существительном

Расширить
представления обучающихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально
выразительной роли имен существительных в речи.

Усвоение
правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными.

Закрепление
навыка правописания не с существительными (на результат ориентируют эталоны
«4» и «5», в которых цели прописаны детально).

2.        
Развитие
языкового чутья и орфографической зоркости.

3.        
Воспитание
любви к родному языку. Развитие творческих способностей обучающихся.

Ход урока.

1.      Организационный
момент (приветствие) – число (запись)

Слайд 2.

Имя
существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

Учитель:

1.      Сначала
мы поговорим о роли имени существительного в речи. Наша цель – доказать
справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского (читает слайд), что
«имя существительное – хлеб языка».

2.      Ребята,
согласны ля вы с этим утверждением (да).

Слайд 3.

Нет 
ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским
словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов,
неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского
гравия.

(К.Г. Паустовский)

Учитель:

1.      Читает
слова Паустовского.

2.      Эти
слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в
русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

Слайд 4.

Давно
живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

                                                                           
(К.Г. Паустовский)

Учитель:

1.      Недаром
поэт говорит: (читает слайд) «Давно живу я в мире этом, даю названья всем
предметам».

2.      Ребята,
дайте определение имени существительного.

Определение
существительного (по учебнику).

Учитель:

Прослушайте
стихотворение Р. Фархади «Земные слова»

Читает
(Сафин, Рахимбаев)

(Тимур
Сафин)

На всех языках

Есть такие
слова:

Мать. Родина.
Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был,

Любому понятны
они.

Слова –
путеводные наши огни.

Живые. Зеленые…

И суть их
проста:

Хлеб. Утро.
Работа.

Мечта. Красота.

(Рахимбаев
Нажмиддин)

Но есть и такие
слова в словарях,

Они вызывают
тревогу и страх.

Слова, что
исчезнуть должны навсегда:

Война.
Разоренье.

Жестокость.
Вражда.

Останутся с нами
другие слова.

В них гордая
сила людского родства:

Мир. Дружба.

И радость
высокой волной –

Мы – люди.

Мы – дети планеты
одной.

Учитель:

Прослушайте
несколько строк из стихотворения А.Фета

Слайд 5.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                                      
(А. Фет)

Учитель:

Ребята,
сколько существительных в этом стихотворении, выпишите их.

Дети:

14
существительных (шепот, дыханье, трели, соловья, серебро, колыханье, ручья,
свет, тени, без конца, ряд, изменений, лица)

Учитель:

А
прилагательных?

Дети:

6
прилагательных

Учитель:

Вывод

Из
22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных
слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Учитель:

Послушайте
отрывки из стихотворений других поэтов.

Какие
картины могут «нарисовать» существительные?

Слайд 6.

Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

           (В. Маяковский)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

                                     
(С. Аксаков)

Дети:

С
помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.

Учитель:

Очень
часто существительные несут в себе и эмоциональную окраску.

II этап
урока.

Учитель:

В
течение урока много раз я обращалась к вам, ребята. И вы мне помогали.

Молодцы!!!

А
если я заменю слово «ребята» на слово «приятели».

В
«Толковом словаре» С.И. Ожегова слово «приятель» растолковывается следующим
образом: «Приятель — близкий знакомый, с которым состоят в дружеских
отношениях».

Присоединим
приставку НЕ к этому существительному и создадим новое слово с новым
противоположным лексическим значением. «Неприятель – противник, враг,
враждебно настроенный человек»

Как
вы думаете, с какой темой в разделе «Имя существительное» мы сегодня будем
знакомиться?

Дети:

Не
с существительными.

Слайд 7.

Слитное
и раздельное написание НЕ с существительными.

Учитель:

Записать
тему в тетрадь.

II. Синтаксическая
пятиминутка с орфографической задачей
(проблемная ситуация)

Слайд 8.

Перед ним молва бежала

Быль и (не) быль разглашала

                                        
(А. Пушкин)

Учитель:


Запишем предложение.


Нужны ли знаки препинания?   

Дети:

Да.

Учитель:

Почему?
Докажите. Подчеркните грамматические основы (проверяем).


А как пишется слово небыль? Почему?

Дети:

Слитно.

Учитель:

Оказывается,
мы еще не все можем объяснить.

Итак,
существительные с НЕ пишутся или слитно, или раздельно.

И
наша задача это понять.

III.
Знакомство с творческим материалом.

Учитель:

У
нас есть подсказки (слайды), при помощи которых мы сами постараемся
сформулировать правило написания НЕ с именами существительными.

Слайд 9.

Нелепость

НезабуДка

Невежа

Невежда

Ненастье

Учитель:

Почему
в данных словах не пишется слитно?

(Если
нет вариантов ответа, то попробуем мысленно отпустить НЕ)

Вывод:

Совершенно
верно, потому что эти существительные без НЕ не употребляются.

(
Записать их в тетрадь с новой строчки)

Словарная
работа.

Учитель:

Дать
лексическое значение слов.

Слайд
10.

Невежа
грубый, невоспитанный человек.

Невежда
малообразованный человек, или несведущий в какой-либо области.

Нелепость
нелепый – странный, несуразный, лишенный здравого смысла.

Слайд
11.

Неправда
– ложь

Несчастье
– беда

Недруг –
враг

Неволя –
рабство

Непогода
– слякоть

Учитель:

1)        
Какие
слова приведены через тире?

2)        
Так
почему же пишутся существительные с НЕ слитно?

(Записать
их в тетрадь с новой строки)

Вывод:

Правильно,
ребята, потому что можно подобрать синоним без НЕ

Слайд
12.

Не
правда, а ложь

Не
счастье, а беда

Не друг,
а враг

Не воля,
а рабство

Не
погода, а слякоть

(Записать
их в тетрадь с новой строки)

Вывод:

Правильно,
ребята, потому что есть противопоставление с союзом А.

Работа с учеником.

Учитель:

Прочитаем
теоретический материал параграфа 43 на странице 100 и сравним с нашими
выводами.

Дети:

Читают
правило.

Слайд
13.

(выводы)

Слитно.

Существительные
без НЕ не употребляются: неряха, невольник.

К
существительным можно подобрать синоним без НЕ: неправда (ложь).

Раздельно.

Если
есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.

Учитель:

1.         
Читая
правило, вы встретились со словом неряха. Неряха – НЕ – это простое
отрицание, значит должно существовать и слово ряха; оно и впрямь живет в
диалектах русского языка и означает «женщина – чистюля».

2.         
А
представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6
Г класса после каникул, которые вы ждете с нетерпением:


Ты был в зоопарке?


Был.


Обезьян видел?


Видел.


Крокодила видел?


Видел.


Слона видел?


Видел.


Неслона видел?


?! Не понял!

Вывод:

Оказывается
такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов «нешкола», «нестол»,
«неответ», потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи,
предметы, качества, действия.

IV. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.

1.      Сидя,
откинувшись на спинку стула.

       —
Посмотрите вверх, вниз

2.
Сидя, руки на поясе.


Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть.


Повернуть голову влево, посмотреть на локоть.

3.
Сидя, откинувшись на спинку стула

Прикрыть
веки, зажмурить глаза, открыть веки.

4.Сидя.


Поднять глаза кверху (круговые движения по часовой стрелке, а затем против
часовой стрелки).

5.
Сидя, руки вперед.


Посмотреть на кончики пальцев.


Поднять руки вверх.


следить глазами за руками.

6.
Сидя.


Закрыть веки, глаза отдыхают, массировать их кончиками указательных пальцев в
одну и другую стороны.

V.
Закрепление. Тренировочные упражнения.

Учитель:

Задание.

Определите
по лексическому значению слово и запишите его.

Слайд
14.

1)    
Грубый,
невоспитанный человек.

2)    
Человек,
которому не сидится на месте.

3)    
Недоучившийся,
мало знающий человек.

4)     Неуклюжий,
неловкий человек.

Дети:

Записывают
слова:
невежа,
непоседа, недоучка, недотепа.

Учитель:

Что
объединяет все записанные вами существительные.

Дети:

Они
характеризуют человека, все они общего рода.

Учитель:

Какие
из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?

Дети:

Недоучка,
недотепа.

Учитель

Почему
все эти слова пишутся с НЕ слитно?

Дети:

Они
без НЕ не употребляются.

Учитель:

Прослушайте
стихотворение о таких словах. Обратите внимание, что в стихотворении допущена
одна неточность. Постарайтесь ее найти. (читает учитель)

Слайд
15.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

                  
                        (По Б. Заходеру).

Учитель:

Добавим
к этим словам НЕ и запишем их.

Дети:

Выписывают
добавляя НЕ: с недоуменьем, нелепое, неразбериха, на невзрачной, незабудки,
ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, неряхой, несуразный,
недотепа, невежа.

Учитель:

Зачитаем
выписанные слова с НЕ.

Какой
они части речи?

Вывод:

Оказывается,
бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без НЕ не
употребляются, значит, пишутся слитно.

Задание 2.

Учитель:

1.         
Подберите
к данным словам синонимы с НЕ, например, враг – недруг. (Диктует учитель).
Ложь, беда, противник, глупость, рабство, рассеянность, возмущение, слякоть,
болезнь, подозрительность.

2.         
Проверим.
(читают ученики).

Слайд
16.

ложь – неправда

беда – несчастье

противник – недруг

глупость – невежество

рабство – неволя

рассеянность – несобранность

возмущение – негодование

слякоть – непогода

болезнь – недомогание, недуг

подозрительность
– недоверие

Учитель:

Назовите
из записанных слов те, которые без НЕ не употребляются (это значит, что без
НЕ слово теряет свое самостоятельное лексическое значение).

Например,
если у слова ненависть отнять НЕ, получается «нависть». Такого слова в
русском языке нет. Существительные к которым можно подобрать синонимы с НЕ
пишутся слитно. НЕ является приставкой.

Дети:

Невежество,
негодование, недомогание, недруг.

Учитель:

Слово
«противопоставление» — сложное, оно означает процесс или результат процесса,
при котором чему-то одному противопоставляется сто-то другое.

Например,
«не приятель, а враг». Внешний признак противопоставления – наличие союза а.
Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой
– отрицает и указывает на другое.

Задание
3.

Учитель:

Закончить
предложение так, чтобы было противопоставление.

Как
пишется НЕ с данными существительными?

Слайд
17.

1.     
(Не)
погода помешала уборке урожая, а…

2.     
(Не)
счастье помогло исследователю, а …

3.     
(Не)
приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4.      (Не)
друг ты мне, а …

Слайд
18.

Проверка.

1.                             ,
а отсутствие рабочих рук.

2.     
                      ,
а его знания и опыт.

3.     
                      ,
а случайный знакомый.

4.                            ,
а враг.

Вывод:

Если
есть противопоставление с союзом а, существительное с НЕ пишутся раздельно.
НЕ является отрицательной частицей.

Задание
4.

Учитель:

В
каких предложениях неверное написание НЕ с существительными? Исправьте
ошибки.

Слайд
19.

1.     
Все
с нетерпением ожидали решающей минуты.

2.     
Случившееся
показалось мне настоящим не счастьем.

3.     
Он
относится ко мне со скрытой не приязнью.

4.     
В
любом ожидании страшнее всего неизвестность.

5.      Трудно
преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Проверка: (2, 3
,5).

Задание
5.

Учитель:

Выберите из текста примеры неправильного написания
НЕ с существительными, указав их номера.

Слайд
20.

Никакое
растение не производит такое впечатление как баобаб, хотя его (1) не лепость
и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево-символ тропической Африки и
источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине
вызывают (4) недоверие. В Танзании растет  баобаб, окружность которого более
40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и
напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн,
заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе
с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Проверка: (1, 2,
5). Сколько ошибок? (3).

Текущий тест. (если остается время.
Раздать перед уроком)

Выводы по уроку (делают дети, дополняет
учитель)

Учитель:


Что мы сегодня узнали на уроке?

Дети:

1.         
Роль
имени существительного в речи.

2.         
О
правописании существительных с НЕ.

Выводы по
уроку:

Слайд
21.

1.     
С
помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.
Очень часто существительные несут в себе и эмоциональную окраску.

2.     
Существительные
с НЕ пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется, не входит в состав
корня.

3.     
Существительные,
к которым можно подобрать синонимы с НЕ пишутся слитно. НЕ является
приставкой.

4.     
Если
есть противопоставление с союзом а, существительные с НЕ пишутся раздельно,
НЕ является отрицательной частицей.

5.      Нет слов
«нешкола», «нестол», «неответ», потому что такими словами не обозначают
реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

Оценивание.

Д/з, & 43 упр.
243.

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б. Полная (не)лепица.
В. Причины (не)успеваемости.

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А. Прилив (не)нависти.
Б. (Не)знание предмета.
В. Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б. Говорить (не)правду некрасиво.
В. Говорить (не)правду, а ложь.

4. Не с существительными пишется раздельно.
А. (Не)везение преследовало меня.
Б. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.
А. Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Б. Сила с (не)правдою не уживаются.
В. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

6. Укажите слово, которое не употребляется без НЕ.
А. (не)взгоды
Б. (не)ясность
В. (не)радость
Г. (не)любовь

7. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении
В прошлом году был (не)урожай.
А. НЕ пишется со словом раздельно, т.к. существительное с НЕ можно заменить синонимом
Б. НЕ пишется со словом слитно, т.к. существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением
В. НЕ пишется со словом слитно, т.к. без НЕ это слово не употребляется
Г. НЕ пишется со словом раздельно, т.к. является исключением
8. В каком слове НЕ является частью корня?
А. неправда
б. недруг
В. ненастье
Г. непогода
9. С каким словом НЕ пишется раздельно?
А. В этом году был (не)урожай.
Б. Это (не) собака.
В. Сильное (не)домогание.
Г. (Не)воля хуже всего.
10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А. (Не) боги горшки обжигают.
Б. Он мне (не)приятель, а просто знакомый.
В. (Не)удачи преследовали его.
Г. Глупая речь (не)пословица.
11. Укажите, чем является НЕ в предложении
Он (не) красавец, (не) урод, он просто серый- серый кот.
А. приставка
Б. частица
В. часть корня
12. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
А. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Б. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий.
В. (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
Г. (Не) вежество хуже тёмной ночи
13. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.
А. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
Б. Говорить (не) правду некрасиво.
В. Говорить (не) правду, а ложь.
Г. Он такой (не)вежа!
14. В каком предложении неверно написано НЕ с существительным?
А. Все с нетерпением ожидали решающей минуты.
Б. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
В. Причины нашей неуспеваемости в плохой посещаемости.
Г. За окном непогода.
15. Укажите ряд, в котором не со всеми словами пишется раздельно:
А. (не) глубокая, но рыбная река; (не) затейливый узор;
Б. (не) деревянный дом, далеко (не) красивый ;
В. (не) большой рассказ, (не) взрачный вид;
Г. (не) яркий, а бледный свет; (не) дурной вкус.

16. В каком случае слово с не написано неправильно?
А. Отнюдь неединственное решение;
Б. некрасивое платье;
В. не злой, а добрый старик;
Г. недорогая, но красивая вещь.

17. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А. Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.
Б. Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.
В. (Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
Г. Справа и слева от тропинки попадались совсем (не) большие озерки.

18. В каком примере не пишется слитно?
А. Очень (не) красивый;
Б. ничуть (не) вкусный;
В. (не) лёгкий, а тяжёлый;
Г. (не) здоров, а болен
19. В каком предложении все слова с не пишутся слитно?
А. Мы (не) были в воскресенье в парке из-за (не) настной погоды.
Б. Нас преследовали (не) приятности и далеко (не) радостные события.
В. Я люблю мороженое, только (не) шоколадное и (не) фруктовое.
Г. На столе стоял (не) большой букет (не) забудок.

20. В каком предложении все слова пишутся с не слитно?
А. Мороз (не) велик, да стоять (не) велит.
Б. Его (не) весёлый и вовсе (не) счастливый взгляд говорил о тяжёлой утрате.
В. У меня (не) было времени прочитать эту (не) интересную для меня статью.
Г. Отец (не) годовал из-за (не) лепого поступка дочери.


Предмет: Русский язык,


автор: kerfli141

Ответы

Автор ответа: CarolineSmith





1

Ответ:

Несчастье(можно подобрать синоним-горе)

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Биология,
автор: leralobur2

Помогите!!!!як зберегти продукти харчування від ураження цвілевими грибами ​

3 года назад

Предмет: Физика,
автор: vorgensvag

в сосуд с водой помещён куб со стороной 5см. расстояние от верхней грани куба до поверхности воды тоже 5см. с какой силой действует вода на верхнюю часть куба и с какой на нижнюю? найдите действующую на куб силу архимеда.

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: gunitu357

В рамках подготовки к празднику нашему классу было поручено изготовить 285 цветов. Мы сделали 120 красных и 154 желтых цветка. Сколько еще цветов нам нужно сделать? МОЖНО ПОШАГОВОЕ ОБЪЯСНЕНИЯ по больше чтоб было понятно!)))​

3 года назад

Предмет: География,
автор: Ульяна2034

почему 20 век можно назвать веком демографических потрясений России?

6 лет назад

Предмет: История,
автор: Аноним

Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.

6 лет назад

Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Часть 1 — Е. В. Селезнева 2020

Морфология и орфография
Не с существительными

Вариант 1

Часть 1

1. Укажите слово, которое не употребляется без НЕ.

1) (не)взгоды

2) (не)ясность

3) (не)красавец

4) (не)любовь

Ответ: 1

2. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении.

В прошлом году был (не) урожай.

1) НЕ пишется со словом раздельно, так как существительное с НЕ можно заменить синонимом

2) НЕ пишется со словом слитно, так как существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением

3) НЕ с существительным пишется слитно, так как без НЕ это слово не употребляется

4) НЕ пишется со словом раздельно, так как является исключением

Ответ: 2

3. В каком слове НЕ является частью корня?

1) неправда

2) недруг

3) ненастье

4) непогода

Ответ: 3

4. С каким словом НЕ пишется раздельно?

1) В этом году был (не)урожай.

2) Это (не)собака.

3) Сильное (не)домогание.

4) (Не)воля хуже всего.

Ответ: 2

5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)боги горшки обжигают.

2) Он мне (не)приятель, а просто знакомый.

3) (Не)удачи преследовали его.

4) Глупая речь (не)пословица.

Ответ: 3

6. Напишите, чем является НЕ в предложении:

Он (не)красавец, (не)урод, он просто серый-серый кот.

1) приставка

2) частица

3) часть корня

4) часть основы

Ответ: 2

7. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.

1) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

2) Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий.

3) (Не)друг поддакивает, а друг спорит.

4) (Не)вежество хуже тёмной ночи.

Ответ: 1

8. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.

1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2) Говорить (не)правду некрасиво.

3) Говорить (не)правду, а ложь.

4) Он такой (не)вежа.

Ответ: 3

9. В каком предложении неверно написано НЕ с существительным?

1) Все с нетерпением ожидали решающей минуты.

2) Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

3) Причины вашей неуспеваемости в плохой посещаемости.

4) За окном непогода.

Ответ: 2

10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно, так как не употребляется без НЕ?

1) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2) Полная (не)лепица.

3) В чём же причина (не)успеваемости?

4) (Не)работа сушит, а забота.

Ответ: 2

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. (2)Это дерево — символ тропической Африки и источник небылиц и сказок. (3)Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают недоверие. (4)В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. (5)Покрытая неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. (6)Вверху есть углубление, не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. (7)В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

(К. Лебедев)

11. Выпишите существительные, которые без НЕ не употребляются.

Ответ: нелепость, неуклюжесть, небылиц

12. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.

Ответ: дерево — символ и источник

Часть 3

13. Определите тему текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Почему баобаб производит такое сильное впечатление? »

Вариант 2

Часть 1

1. Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно.

1) (не)былицы

2) (не)точность в расчётах

3) (не)правда, а ложь

4) покрытая (не)ровностями

Ответ: 3

2. Укажите верное объяснение написания выделенного слова в предложении.

Он проявил (не) внимание к этой истории.

1) НЕ пишется со словом раздельно, так как существительное с НЕ можно заменить синонимом

2) НЕ пишется со словом слитно, так как существительное с НЕ можно заменить близким по значению выражением

3) НЕ с существительным пишется слитно, так как без НЕ это слово не употребляется

4) НЕ с существительными всегда пишется раздельно

Ответ: 2

3. В каком слове НЕ является частью корня?

1) несчастье

2) нездоровье

3) невнимательность

4) неряха

Ответ: 4

4. С каким словом НЕ пишется раздельно?

1) это(не)птица

2) (не)приветливость — плохая черта

3) выразил (не)годование

4) человек-(не)видимка

Ответ: 1

5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Самолечение может принести (не)пользу, а вред.

2) Хватит рассказывать (не)былицы!

3) (Не)топор тешет, а плотник.

4) Горе (не)беда.

Ответ: 2

6. Укажите, чем является НЕ в предложении.

(Не)внимательностъ и (не)обязательность мешают человеку.

1) приставка

2) часть корня

3) частица

4) часть основы

Ответ: 1

7. Укажите предложение, в котором существительное с НЕ пишется раздельно.

1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2) (Не)вежа — враг самому себе.

3) (Не)везение преследовало меня.

4) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

Ответ: 4

8. Укажите неверное утверждение.

1) НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

2) Если существительное с НЕ можно заменить синонимом, то такое слово с НЕ пишется раздельно.

3) Если в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом А, то в таком случае НЕ с существительным пишется раздельно.

4) НЕ с существительным пишется раздельно, если является словом-отрицанием.

Ответ: 2

9. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с существительным?

1) Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

2) В любом ожидании страшнее всего неизвестность.

3) Трудно преодолеть неловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

4) Он мне не приятель, а просто знакомый.

Ответ: 1

10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно, так как существительное без НЕ не употребляется?

1) Прилив (не)нависти.

2) Он показал полное (не)знание предмета.

3) Жизнь красна (не)днями, а делами.

4) (Не)образованность этого человека нас удивила.

Ответ: 1

Часть 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания 11 — 15.

(1)Конец февраля. (2)В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. (3)Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. (4)Не сбросили ещё снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

(5)У опушки белеет берёзка, которая всегда в несчастье утешает человека. (6)Её облепила стая красногрудых чечёток. (7)Они оживлённо перекликаются, порхают, как невидимки, по ветвям.

(По К. Паустовскому)

11. Из предложений 5 — 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «НЕ с существительными пишется слитно, если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением».

Ответ: (в) несчастье

12. Выпишите из предложения 7 грамматическую основу.

Ответ: они перекликаются, порхают

Часть 3

13. Определите тему текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что русская берёзка утешает в несчастье человека? »

  • Все рассказы толстого для детей список
  • Все рассказы тамары крюковой
  • Все рассказы счастливый амулет
  • Все рассказы стивена кинга список
  • Все рассказы пушкина список