Все сказки делятся на три группы распределите сказки в зависимости от группы напишите ее название

Контрольная  работа по теме «Русские народные сказки»            5 класс

Выполнил(а) _______________________________  

  1. Допишите определение сказки:

Сказка — один из жанров ________________________________ творчества, занимательный ______________ о необыкновенных, часто ________________

событиях и приключениях.

  1. Все сказки делятся на три группы. Распределите сказки в зависимости от группы, напишите ее название.

1.  «Колобок»  

2. «Царевна-лягушка»

3.»Теремок»

4. «Барин и мужик»

5.  «Снегурочка»

6.  «Кот, лиса и петух»

7. «Заюшкина избушка»

8. «Жена-спорщица»

9. «Сивка-Бурка»

10. «Кот и Лиса»

11. «Каша из топора»

12. «Гуси-лебеди»

13. «Солдатская шинель»

14. «Морозко»

  1. Запишите  жанровые особенности сказок

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, гребешок, дудочка, шапка-невидимка, клубочек

Добрый молодец, синие моря, высокие горы, столы дубовые, скатерти узорчатые

Ехали они, ехали и приехали..; катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам..

Жили-были;

 в некотором царстве, в некотором государстве;

Стали жить-поживать, да добра наживать;

После того они жили долго и счастливо…

  1. В образах животных воплощены различные человеческие качества:

лиса всегда ___________________

заяц _________________________

медведь ______________________

волк _________________________

  1. Приведите примеры из любой прочитанной сказки для указанной сказочной особенности:

Превращения

Чудесные помощники главного героя, которые приходят на помощь в самый трудный момент

Отрицательные персонажи

Забавное событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета

Диалог между животными

  1. Посоветуйте своим друзьям прочитать какую-либо сказку. Назовите эту сказку и не менее трех причин, почему эту сказку необходимо прочесть.






Ответы:

Сказка — один из жанров устного народного  творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических

событиях и приключениях

3 балла

1. волшебные

2. о животных

3. бытовые

2,5,9,12,14

1,3,6,7,10

4,8,11,13

1 балл за название групп сказок,

6 баллов за правильное распределение, за каждую ошибку снимается балл

Волшебные предметы

Постоянные эпитеты

Повторы

Зачин

Концовка

5 баллов

лиса всегда хитрая

заяц трусливый

медведь сильный и доверчивый

волк глупый, жадный и злой

2 балла

За каждую правильно названный пример 1 балл

5 баллов

При оценивании учитывается полнота, логичность и связность ответа

5 баллов

27 баллов

Оценка:

«5»

«4»

«3»

«2»

26-27 баллов

21-25 балл

15-20 баллов

Менее 15 баллов

Использованная литература:

1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций в двух частях, часть 1. — Москва, «Просвещение», 2015

2. В.А. Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 5-8 классы. Санкт-Петербург, 2016

Главная
Теория литературы
Жанры фольклора
Древнеславянский календарь
Колядки
Сказители былин
 

Декорации В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

 

Сказка
«По щучьему веленью»

 

Сказка
«Царевна-лягушка»

 

Аникин В.П. Русская народная сказка

 

Азадовский М.К. Русские сказочники

 

Лихачев Д.С.
Прошлое должно служить современности

 

Сказка и её жанровые особенности

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
В сказках отражены быт
и национальные черты русского народа.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• поучительный характер
• изображение борьбы добра со злом
• деление персонажей на положительных и отрицательных
• хороший конец
• наличие различных вариантов сюжета

 

ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК

Волшебные сказки:
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
«Гуси-лебеди»
«Сивка-Бурка»
«Семь Симеонов»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Снегурочка»

Сказки о животных
«Теремок»
«Зимовье зверей»
«Кот и лиса»
«Заюшкина избушка»
«Заяц, лиса и петух»
«Кот, петух и лиса»
«Лиса и журавль»

Бытовые сказки
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Жена-спорщица»
«Дурак и берёза»
«Добрый поп»
«Федул и Меланья»
«Чего на свете не бывает»

ВОЛШЕБНЫЕ  СКАЗКИ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода)

• происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце –
широкой рекой)

• часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…)

• присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки)

• употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые,
скатерти узорчатые, буйная головушка)

• используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; хорошо, что сам жив остался; ни вздумать, ни взгадать, разве
в сказке сказать; напоила, накормила, спать уложила)

ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Положительные персонажи
Главный герой – Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Иван-крестьянский сын.
В нём воплощены лучшие качества – доброта, честность,
смелость, ум. Иванушка-дурачок часто ленив, над ним все подшучивают, но он всегда добродушен, отзывчив и приходит на
помощь слабым. Часто он третий сын в семье, который остался без наследства. С ним происходит много злоключений, но он
всегда побеждает зло и женится на красавице.

Чудесные помощники главного героя.
Серый волк, Сивка-Бурка, щука, ворон, кот, заяц – они приходят на помощь в самый трудный момент и выручают героя из беды.
Главные героини – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Алёнушка.
Они всегда необыкновенно красивы (ни в сказке сказать,
ни пером описать) и большие рукодельницы. В женских образах подчёркнуты доброта, мудрость и находчивость.

Отрицательные персонажи
Баба Яга.
Злая и страшная (нередко одноглазая) старуха с костяной ногой, живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках,
летает в ступе, погоняя помелом, наделена магической силой. Иногда она помогает герою.

Змей Горыныч.
Многоголовое чудовище, воплощение злой силы. При его приближении наступает тьма, поднимается сильный ветер.

Кощей Бессмертный.
Злой, беспощадный; воплощение невероятной скупости.

СКАЗКИ  О  ЖИВОТНЫХ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков
животных высмеиваются пороки людей
• в них отражены представления человека о природе
• в образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный
и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный
• все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека
• часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой
• сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь»)
• в конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения
• многие сказки нравоучительные, а не комические

БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов,
в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.
• сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д.
• бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов
• в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество
• забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический
или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев
• часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.)
• в финале всегда восстанавливается справедливость


 
 

Автор: Токарева Юлия Дмитриевна
Должность: учитель русского языка

Учебное заведение: МБОУ «СОШ №25»
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: контрольная работа
Тема: Устное народное творчество, 5 класс

Раздел: среднее образование

Контрольная работа

по литературе для 5 класса

«Устное народное творчество»

1. Как называется данная часть сказки.

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

А) завязка

Б) кульминация

В) концовка

Г )запев

2. Как называется этот литературный прием: ветры буйные,

ясны очи, конь ретивый?

А) сравнение

Б) олицетворение

В) гипербола

Г) эпитет

3. Продолжи определение. Сказка – это… .

А) Русская народная эпическая песня о богатырях.

Б)Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с

моралью.

В) Художественное повествовательное прозаическое произведение

небольшого размера.

Г) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение

о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием

волшебных, фантастических сил.

4. Как переводится слово «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество;

б) народное знание, народная мудрость;

в) авторское произведение.

5. Какой из ниже перечисленных жанров не относится к

фольклору?

а) сказка; б) закличка;

в) рассказ г) былина.

6.Все сказки делятся на три группы. Распределите сказки в

зависимости от группы, напишите ее название.

1. «Царевна-лягушка»

2. «Барин и мужик»

3. «Кот, лиса и петух»

4. «Заюшкина избушка»

5. «Жена-спорщица»

6. «Сивка-Бурка»

7. «Кот и Лиса»

8. «Каша из топора»

9. «Гуси-лебеди»

10. «Солдатская шинель»

11. «Морозко»

7. Прочитайте произведения русского фольклора. К какому из

жанров они относятся?

А) Сшит колпак, вязан колпак, Да не по-колпаковски. Надо колпак

переколпаковать, Да перевыколпаковать.

Жанр______________

Б) Ученье и труд — все перетрут.

Жанр ____________

8. Перечитайте внимательно сказку «Царевна-лягушка».

Найдите ошибки в текстах.

А) В некотором царстве, в.некотором государстве жил-был царь, и

было у него три сына. Младшего звали Иван — крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя

лягушачью кожу и обернулась красной девицей Еленой

Прекрасной.

9. Перечитайте внимательно сказку «Иван — крестьянский

сын и чудо-юдо». Найдите ошибки в тексте.

А) Ехали они, ехали и приехали в какой-то город. Смотрят: кругом

ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит

избушка красивая. Вошли братья в избушку. Лежит на печке

кошка.

Б) Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу закрыли на

семь железных дверей, на семь кованых замков.

10.Посоветуйте своим друзьям прочитать какую-либо

сказку. Назовите эту сказку и не менее трех причин, почему эту

сказку необходимо прочесть.

Контрольная  работа по теме «Русские народные сказки»            5 класс
Выполнил(а) _______________________________  
1. Допишите определение сказки:
Сказка ­ один из жанров ________________________________ творчества, 
занимательный ______________ о необыкновенных, часто ________________
событиях и приключениях.
2. Все сказки делятся на три группы. Распределите сказки в зависимости 
от группы, напишите ее название.
1. 
2. 
3. 
1.  «Колобок»  
2. «Царевна­лягушка» 
3.»Теремок» 
4. «Барин и мужик»
5.  «Снегурочка»
6.  «Кот, лиса и петух»
7. «Заюшкина избушка»
8. «Жена­спорщица»
9. «Сивка­Бурка»
10. «Кот и Лиса»
11. «Каша из топора»
12. «Гуси­лебеди»
13. «Солдатская шинель»
14. «Морозко» 3. Запишите  жанровые особенности сказок
Ковер­самолет, сапоги­скороходы, гребешок, 
дудочка, шапка­невидимка, клубочек
Добрый молодец, синие моря, высокие горы, 
столы дубовые, скатерти узорчатые
Ехали они, ехали и приехали..; катится 
клубочек по высоким горам, катится по 
темным лесам..
Жили­были; 
 в некотором царстве, в некотором 
государстве;
Стали жить­поживать, да добра наживать;
После того они жили долго и счастливо…
4. В образах животных воплощены различные человеческие качества:
лиса всегда ___________________
заяц _________________________
медведь ______________________
волк _________________________
5. Приведите примеры из любой прочитанной сказки для указанной 
сказочной особенности:
Превращения 
Чудесные помощники главного героя, 
которые приходят на помощь в самый 
трудный момент
Отрицательные персонажи
Забавное событие из реальной жизни, 
лежащее в основе сюжета
Диалог между животными 6. * Посоветуйте своим друзьям прочитать какую­либо сказку. Назовите 
эту сказку и не менее трех причин, почему эту сказку необходимо 
прочесть. Ответы: 
1. Сказка ­ один из жанров устного народного  
3 балла
творчества, занимательный рассказ о 
необыкновенных, часто фантастических
событиях и приключениях 
2.
1. волшебные
2,5,9,12,14
2. о животных
1,3,6,7,10
3. бытовые
4,8,11,13
3. Волшебные предметы
Постоянные эпитеты
Повторы
Зачин
Концовка
лиса всегда хитрая
заяц трусливый
медведь сильный и доверчивый
волк глупый, жадный и злой
За каждый правильно названный пример 1 балл
5.
4.
6. При оценивании учитывается полнота, логичность и
связность ответа
1 балл за название групп 
сказок, 
6 баллов за правильное 
распределение, за каждую 
ошибку снимается балл
5 баллов
2 балла 
5 баллов
5 баллов
27 баллов
Оценка: 
«5»
26­27 баллов
«4»
21­25 балл
«3»
«2»
15­20 баллов
Менее 15 баллов
Использованная литература: 
1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс, учебник для 
общеобразовательных организаций в двух частях, часть 1. ­ Москва, «Просвещение», 2015
2. В.А. Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 5­8 классы. Санкт­Петербург, 
2016

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      daniellewu181

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • informatika
    Информатика

    14 секунд назад

    Помогите пожалуйста с информатикой!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном
    числе

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Что такое сказ? обьясните простыми своими словами для ребенка. И какого жанра произведение «левша»?

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    СРОЧНО Помогите решить систему уравнений методом алгебраического сложения. Пожалуйста постарайтесь решить сами

  • istoriya
    История

    10 минут назад

    История великой необъятной (России)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    31 минут назад

    погода был плохая была сильный ветер небо был тёмное было халодной ветер быль земля был мокрая дорога был грязная

  • himiya
    Химия

    40 минут назад

    Помогите пожалуйста только с первым заданием

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Все сказки бажова читать
  • Все сказки бажова список всех сказок
  • Все сказки андерсена список названий
  • Все сказки андерсена список всех сказок
  • Все сказки александра сергеевича пушкина читать