Все темы декабрьского сочинения 2022

Темы со всех регионов страны. 7 декабря 2022 г.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
107. Нужно ли стремиться понять себя?
108. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
109. Можно ли прожить без мечты?
110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
112. Что может привести человека в отчаяние?
113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
204. Как бороться со злом?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
208. Понимать человека или управлять им?
209. Что значит жить для людей?
210. Что такое взаимопонимание?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
305. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
401. Что значит любить Родину?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
409. В чём ценность исторического опыта?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
412. Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?

3. Природа и культура в жизни человека

501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
506. Почему нельзя «убивать время»?
507. Зачем человеку заглядывать в будущее?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
602. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
605. Что делает человека подлинно счастливым?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?

Сочинения по этим темам.

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

Уральский федеральный округ

107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

108. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209. Что значит жить для людей?
305. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412. Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507. Зачем человеку заглядывать в будущее?
602. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

Омская область

111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?

Иркутская область

113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

Магаданская область

110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

Как выглядит задание: temi7dec.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года.

Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 7 декабря 2022 года.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ и др.

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?

МСК+1

109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

МСК+2

107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?

МСК+3

111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?

МСК+4

108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

МСК+5

113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

МСК+6

105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

МСК+7

104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

МСК+8

110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

МСК+9

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Примечание: В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

Темы итогового сочинения 2021-2022

30.08.2021

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

  • Всё про итоговое в 2022

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться. 

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

  • 101. Как путешествия могут изменить человека?
  • 102. В чём ценность путевых впечатлений?
  • 104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
  • 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
  • 106. Книга как путешествие в прошлое.
  • 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  • 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
  • 111. Чем путешествие может обогатить человека?
  • 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
  • 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • 201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  • 202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  • 203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  • 204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  • 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  • 206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
  • 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
  • 208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • 210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  • 212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  • 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  • 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
  • 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
  • 307. Что такое преступление против самого себя?
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
  • 309. Когда слово становится преступлением?
  • 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  • 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  • 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

  • 501. Что значит быть гражданином?
  • 502. Что такое гражданский долг?
  • 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
  • 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  • 509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  •  Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Реальные темы итогового сочинения по всем направлениям для регионов от 7 декабря 2022 года.

МСК+9

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

112.Что может привести человека в отчаяние?
203.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407.Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505.Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607.Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

МСК+8

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

110.Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311.«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411.Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502.Может ли природа помочь человеку понять себя?
613.Чтение литературного произведения – труд или отдых?

МСК+7

104.Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205.Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508.Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612.Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

МСК+6

105.Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204.Как бороться со злом?
304.Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401.Что значит любить Родину?
510.Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611.Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

МСК+5

113.Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302.Чем месть отличается от справедливого наказания?
402.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513.От чего предостерегают человечество антиутопии?
608.В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

МСК+4

108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

МСК+3

111.Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206.Зачем человек бросает вызов судьбе?
313.Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410.Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509.Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610.Почему литературу часто называют «человековедением»?

МСК+2

107.Нужно ли стремиться понять себя?
201.Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306.Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406.Память о каких людях не меркнет с годами?
506.Почему нельзя «убивать время»?
606.Какое произведение искусства можно назвать великим?

МСК+1

109.Можно ли прожить без мечты?
202.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308.Какова судьба гордого человека в обществе?
403.В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503.Почему время называют лучшим лекарем?
604.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

102.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210.Что такое взаимопонимание?
310.Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409.В чём ценность исторического опыта?
512.Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605.Что делает человека подлинно счастливым?

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

106.Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208.Понимать человека или управлять им?
309.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501.Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

Смотрите также:

  • Все теже лица как пишется
  • Все твои сказки сплошной обман разбил мне сердце мой капитан
  • Все твои желания мои пожелания как пишется
  • Все таки успел как пишется
  • Все таки как пишется слитно или раздельно или через дефис