Перейти к содержанию
На чтение 4 мин Просмотров 59.2к. Опубликовано 04.11.2021
Дорогие участники ОГЭ 2023!
В этой статье я публикую все понятия и темы сочинения 9.3, которые актуальны для реального ОГЭ в 2023 году.
Напомню, что в 2020 году были внесены изменения в перечень тем для сочинения 9.3: к прежним 14 были добавлены новые, а также изменилось распределение тем по текстам.
Все опубликованные здесь материалы взяты из ОБЗ (Открытого банка заданий) на сайте ФИПИ.
Как показывает практика, именно из данных материалов составляются реальные экзаменационные КИМы.
Под каждым понятием — одна или более тем, которые относятся к разным текстам.
Постепенно там же будут появляться ссылки на готовые сочинения.
1. АВТОРИТЕТ
- Как завоевать авторитет? (текст 1)
2. БЕСКОРЫСТНОСТЬ
- Как характеризует человека бескорыстность? (текст 1)
3. БЛАГОДАРНОСТЬ
- Как характеризует человека умение быть благодарным? (текст 1)
4. ВЗАИМОВЫРУЧКА
- Почему нельзя бросать человека в беде? (текст 1)
5. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ПОНИМАНИЕ
- Что значит понять другого человека? (текст 1, текст 2, текст 3, текст 4)
6. ВНУТРЕННИЙ МИР
- Как может раскрыться внутренний мир человека? (текст 1, текст 2)
- Как поступки характеризуют внутренний мир человека? (текст 3)
7.ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ
- Для чего человеку нужно воображение? (текст 1)
- Нужна ли фантазия человеку? (текст 1)
- Зачем человеку нужна фантазия? (текст 1)
8. ВЫБОР / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
- Почему важно сделать правильный выбор? (текст 1, текст 2, текст 3)
- В чём заключается нравственный выбор человека? (текст 4, текст 5, текст 6)
9. ДОБРОТА
- Что значит быть добрым? (текст 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 13)
- Какого человека можно назвать добрым? (текст 2, текст 4, текст 6)
- Какие поступки характеризуют доброго человека? (текст 7, текст
10. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ
- Как книги влияют на человека? (текст 1)
- Какое влияние книги оказывают на человека? (текст 2, текст 3)
11. ДРУЖБА
- Кого можно считать настоящим другом? (текст 1, текст 7, текст 8, текст 9, текст 10, текст 11, текст 13, текст 14, текст 16, текст 19)
- Какими качествами обладает настоящий друг? (текст 4, текст 12, текст 15)
- В чём основа настоящей дружбы? (текст 5, текст 17)
- Что самое ценное в дружбе? (текст 18)
- В чём заключается настоящая дружба? (текст 6)
- Что может разрушить дружбу? (текст 2, текст 3)
12. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
- Что такое жизненные ценности? (текст 1, текст 6, текст 7, текст 12)
- Какими должны быть жизненные ценности? (текст 2)
- Какие жизненные ценности важны для человека? (текст 3, текст 4, текст 5, текст 9, текст 10, текст 13)
- Какие жизненные ценности формируются в детстве? (текст
- Что в жизни человека по-настоящему важно? (текст 11)
- Как характеризуют человека его нравственные ценности? (текст 14, текст 15)
13. ЗАБОТА О ЛЮДЯХ
- Что значит проявлять заботу о людях? (текст 1)
14. ЗАВИСТЬ
- Чем опасна зависть? (текст 1)
15. КРАСОТА
- Какое значение в жизни человека имеет красота? (текст 1)
- Что даёт человеку красота? (текст 2)
16. ЛЮБОВЬ / МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
- Что значит любить жизнь? (текст 1)
- Как нужно относиться к родителям? (текст 2)
- Как проявляется материнская любовь? (текст 3, текст 6, текст 7, текст 8, текст 9)
- Почему в жизни человека важна мама? (текст 4)
- В чём проявляется сила материнской любви? (текст 5)
17. МЕЧТА
- Что даёт человеку мечта? (текст 1)
18. НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО
- Для чего людям нужны произведения искусства? (текст 1)
- В чём ценность настоящего искусства? (текст 2)
- Каковы признаки настоящего искусства? (текст 3)
- Что даёт людям настоящее искусство? (текст 4)
- Почему необходимо ценить произведения искусства? (текст 5)
19. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
- Как влияет на поступки человека неуверенность в себе? (текст 1)
20. ОБЩЕЕ ДЕЛО
- Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны? (текст 1)
21. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Что значит отвечать за кого-нибудь? (текст 1)
- В чём заключается ответственность за свои поступки? (текст 2)
22. ПАМЯТЬ СЕРДЦА
- Что называется памятью сердца? (текст 1)
23. ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ
- Почему важно уметь признавать свои ошибки? (текст 1)
24. ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ
Что значит прийти на помощь? (текст 1)
25. ПРОЩЕНИЕ
- Нужно ли уметь просить прощения? (текст 1)
26. ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
- Почему важно проявлять внимание к людям? (текст 1)
27. РЕШИМОСТЬ
- В чём заключается решимость человека? (текст 1)
28. СИЛА ДУХА
- В чём проявляется сила духа? (текст 1, текст 2, текст 3, текст 4)
- Что значит быть сильным духом? (текст 7)
- Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? (текст 5)
- Как в годы войны народ проявил силу духа? (текст 6)
29. СЛАВА
- Как можно прославиться? (текст 1)
30. СЧАСТЬЕ
- Что такое счастье? (текст 3)
- Когда человек чувствует себя счастливым? (текст 1)
- Что может сделать человека счастливым? (текст 2)
- Что даёт человеку ощущение счастья? (текст 4)
31.ТВОРЧЕСТВО
- Каковы истоки творчества? (текст 6)
- Что даёт человеку творчество? (текст 7)
32. УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
- Что значит уважать человека? (текст 1)
33. ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ
- Почему у человека должна быть цель в жизни? (текст 1)
34. ЧУДО
- Можно ли делать чудеса своими руками? (текст 1)
Все варианты задания 9 ОГЭ 2023 из ОБЗ ФИПИ
ОГЭ 40 понятий к сочинению 9.3 и материалы к ним
Как правильно сформулировать определение понятия (материал для написания сочинения 9.3 ОГЭ)
Блог в помощь!
Сочинение ОГЭ по русскому языку
Сочинение 9.3 (15.3) ОГЭ по русскому языку: примеры сочинений 9.3 по текстам из разных сборников для подготовки к ОГЭ 2022.
Темы сочинений:
Сочинение ОГЭ 9.3 ОБЩЕЕ ДЕЛО Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны? Гайдар
Сочинение ОГЭ 9.3 ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ Почему у человека должна быть цель в жизни? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ФАНТАЗИЯ Нужна ли фантазия человеку? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ВНУТРЕННИЙ МИР Что такое внутренний мир человека? Волкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Какого человека можно назвать добрым? Чванов.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что значит быть добрым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что такое доброта? Бахревский
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ Как книги влияют на человека? Горький.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДУШЕВНОСТЬ Какого человека можно назвать душевным? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Почему важно уметь признавать свои ошибки? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ХАРАКТЕРА Когда особенно важна сила характера? Грин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА В чем проявляется сила духа? Овчинникова.
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА Что такое сила духа? Яковлев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ Как целеустремленность человека может повлиять на окружающий мир? Платонов
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему важно быть любознательным? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3. ВЕЛИКОДУШИЕ Почему важно уметь прощать? Погодин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗАИМОВЫРУЧКА Когда помощь становится неуместной? Чуковский
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что такое красота? Крупин
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что дает человеку красота? Шим
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОВЕРИЕ Что такое доверие? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3 ГЕРОИЗМ Что такое героизм? Приставкин
Сочинение ОГЭ 9.3 БЕЗДУШИЕ Что такое бездушие? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3. ПРЕДАННОСТЬ В чем заключается ценность преданности? Абрамов
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Муравьева
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Клеандрова
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Что такое раскаяние? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Какие открытия помогают нам сделать книги? Аксаков
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Какого человека можно считать смелым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВООБРАЖЕНИЕ Что дает человеку воображение? Аверченко
Сочинение ОГЭ 9.3 ПРИЗВАНИЕ Что такое призвание? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 УЧИТЕЛЬ Каким должен быть настоящий учитель? Вигдорова
Сочинение ОГЭ 9.3 НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ Кого можно назвать настоящим учителем? Лиханов
Сочинение ОГЭ 9.3 ВОСПИТАНИЕ Каким должно быть воспитание? Соколова
Сочинение ОГЭ 9.3 МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ Что такое мечтательность? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Что такое смелость? Пантелеев (демоверсия ОГЭ 2020)
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЩЕДРОСТЬ Что такое щедрость? Искандер
Сочинение ОГЭ 9.3 ОБИДА Что такое обида? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое любовь? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое настоящая любовь? Львовский
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Аксенова
Сочинение ОГЭ 9.3 РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В каких ситуациях человеку нужна решительность? Житков
Сочинение ОГЭ 9.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Почему всегда нужно говорить правду? Зощенко
Сочинение ОГЭ 9.3 ТЩЕСЛАВИЕ Чем опасно тщеславие? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖЕСТОКОСТЬ В чем причины подростковой жестокости? Толстой
Сочинение ОГЭ 9.3 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему нужно сознательно относиться в природе? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Как проявляется человечность? Чарушина
Сочинение ОГЭ 9.3 СОВЕСТЬ Что значит иметь чистую совесть? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ Как приобретается жизненный опыт? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗРОСЛЕНИЕ Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребенка? Пастернак
Сочинение ОГЭ
-
13.03.2022Раскаяние: сочинение 9.3
(46739)
-
13.03.2022Человечность: сочинение 9.3
(58738)
-
13.03.2022Счастье: сочинение 9.3
(116868)
-
04.01.2022Искусство: сочинение 9.3
(92657)
-
19.12.2021Зависть: сочинение 9.3
(91867)
-
19.12.2021Жизненные ценности: сочинение 9.3
(282073)
-
17.12.2021Память сердца: сочинение 9.3
(90553)
-
11.07.2021Слава: сочинение 9.3
(111050)
-
10.07.2021Доброта: сочинение 9.3
(367380)
-
08.07.2021Драгоценные книги: сочинение 9.3
(83782)
-
07.07.2021Неуверенность в себе: сочинение 9.3
(83409)
-
17.06.2021Нравственный выбор: сочинение 9.3
(232505)
-
15.06.2021Аргументы для сочинения 9.3 ОГЭ
(212516)
-
15.06.2021Критерии оценивания сочинения ОГЭ 9.3
(20052)
-
15.06.2021Список литературы и фильмов для аргументов сочинения 9.3
(87349)
-
14.06.2021Структура и план — как писать сочинение 9.3
(232026)
-
14.06.2021Клише для сочинения 9.3
(167257)
-
13.06.2021Дружба: сочинение 9.3
(153310)
-
12.06.2021Материнская любовь: сочинение 9.3
(161903)
-
12.06.2021Сочинение 9.3 ОГЭ: примеры, аргументы
(154058)
-
05.06.2021Определения и понятия для сочинения ОГЭ 9.3
(276309)
ОГЭ 2021-2022 по русскому языку
В конце учебного года 9-ти классники будут сдавать ОГЭ по русскому языку, поэтому самое время узнать, каким будет формат экзамена, а также планирует ли ФИПИ очередные изменения в структуре КИМов и формулировке заданий.
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет состоять из двух частей:
- итоговое собеседование
- письменный экзамен
Даты проведения
В 2022 году смещать даты проведения ОГЭ не планируют. Экзамен пройдет в три этапа – досрочный, основной и сентябрьский. Допуском у ОГЭ останется устное собеседование, которое 9-классникам предстоит сдать в феврале.
В Министерстве Просвещения даже не рассматривают вариант полной отмены ОГЭ в 2022 году, так как в первую очередь данные, которые собирают в ходе экзаменационной компании, нужны для оценки качества знаний и построения дальнейшей траектории развития образования в России. При этом не исключено, что по аналогии с ЕГЭ в 2022 году ОГЭ разрешат не сдавать тем ребятам, которые не намерены переходить в колледжи и техникумы, а будут продолжать обучение в стенах родной школы. Вместо ОГЭ данная категория 9-классников сможет сдать выпускные экзамены по обязательным предметам в формате контрольной работы.
Устная часть(собеседование)
Итоговое собеседование, которое часто называют устной частью ОГЭ по русскому языку, традиционно должны пройти во вторую среду февраля, в случае, если не будет форс-мажоров.
Формат и структура
Формат первого испытания для 9-классников останется неизменным:
- место проведения – дистанционно в режиме онлайн (как именно пока не уточнили);
- длительность – 15 минут с учетом времени подготовки; количество вопросов в КИМе – 4;
- на этапе подготовки можно делать пометки в КИМе на специально отведенных полях;
- все устные ответы экзаменуемых должны быть записаны.
Для большинства 9-классников России собеседование не представляет особой сложности, но у выпускников, для которых русский язык не является основным, могут возникнуть некоторые трудности. В КИМе только 4 задания:
Часть |
Задание | Особенности |
І | 1. Выразительное чтение текста вслух | на подготовку 2 мин. |
2. Пересказ прочитанного ранее текста | на подготовку 2 мин. | |
ІІ | 3. Монологическое высказывание | подготовка – 1 мин., высказывание – до 3 мин. |
4. Диалог с экзаменатором |
живое общение |
Важно! Вторая часть работы предоставляет возможность выбора 1 из 3 предложенных в КИМе тем.
Также в контрольно-измерительных материалах имеются карточки:
- для задания №3 – план монологического высказывания;
- для задания №4 – вопросы к экзаменуемому.
Оценивание
Максимальный первичный балл итогового собеседования – 20 б.
Задание | Максимальный балл |
№1 | 2 |
№2 | 5 |
№3 | 3 |
№4 | 2 |
Соблюдение языковых норм | 8 |
Всего: | 20 |
Важно! Собеседование будут оценивать по системе «зачет» / «не зачет»! Для успешной сдачи первого экзамена 9-классникам достаточно набрать 10 первичных баллов.
Если по какой-либо причине ученик не смогу присутствовать на собеседовании , или не смог преодолеть порог в 10 первичных баллов, ему будет предоставлена дополнительная попытка получить допуск к Обязательному Государственному Экзамену.
Письменный экзамен
В 2022 году русский язык будет обязательным предметом ОГЭ, поэтому всем девятиклассникам необходимо ознакомиться с изменениями, которые анонсировал ФИПИ в связи с масштабной реформой системы оценки знаний.
В связи с тем, что нынешние выпускники уже с 1-го класса учились по программам, соответствующим новым ФГОС, в КИМы ОГЭ по русскому были внесены такие изменения:
- смещен акцент с демонстрации сухих теоретических знаний на их практическое применение;
- cокращено общее количество заданий до 9 (ранее было 15);
- отведенное время – 3 часа 55 минут (235 мин.); уменьшен первичный балл до 33 (ранее было 39);
- расширена жанровая специфика текстов, предлагаемых в задании №1 (изложение);
- экзаменуемым предстоит выполнить разные виды анализа языкового материала (орфографический, пунктуационный, грамматический, понимание прочитанного, опознавание средств выразительности речи).
В новом варианте КИМа для ОГЭ по русскому языку, разработанном ФИПИ для 2021 года, будет ІІІ части (в большинстве других предметов их только две).
Часть | Количество вопросов | Пояснение |
І | 1 (№1) | Сжатое изложение |
ІІ | 7 (№2-8) | Анализ текста |
ІІІ | 1 (№9) | Сочинение |
Часть І – изложение
Экзаменуемым предлагают прослушать текст и пересказать его в письменном виде, сжав при этом со 180-200 до 80-100 слов.
При выполнении задания №1 стоит помнить:
- текст прозвучит дважды с небольшим перерывом на осмысление;
- объем изложения должен быть 80-100 слов, но не менее 70, иначе работу даже не будут проверять;
- в изложении повествование должно вестись от того же, лица, что и в оригинальном тексте;
- ответ необходимо занести в бланк ответов №2;
- важно писать разборчивым почерком.
ФИПИ значительно расширил круг жанров, которые могут встретиться в первом задании, а это значит, что в аудио-формате могут предложить дневники, очерки, записки, заметки и даже рецензии.
Часть ІІ – тесты
Кратким ответом к семи заданиям второй части могут быть:
- слово;
- словосочетание (несколько слов);
- последовательность цифр.
В демонстрационном варианте ОГЭ предложен следующий тип заданий:
№ вопроса | Тип анализа |
№2, 4 | синтаксический |
№3 | пунктуационный |
№5 | орфографический |
№6 | содержания текста |
№7 | средств выразительности |
№8 | лексический |
Ответы на вопросы 2-й части необходимо занести в бланк №1.
Часть ІІІ – сочинение
Как правило, выпускники, заканчивающие 9 класс, больше всего боятся сдавать русский язык на ОГЭ 2021 года именно из-за сочинения. В целях облегчения задачи, ФИПИ планирует сохранить вариативность задания №9 – экзаменуемые смогут выбрать одну из 3 предложенных тем для рассуждения. Какие именно темы окажутся в КИМе 2022 года, никто не знает, но существует приблизительный перечень, на который можно ориентироваться в процессе подготовки.
- Верность
- Вечные ценности
- Взаимовыручка
- Взросление (взрослый человек – это…)
- Вина
- Власть
- Внутренний мир
- Война
- Воспитание
- Выбор, нравственный выбор
- Гордость/гордыня
- Детство
- Добро
- Доброта
- Дружба
- Жадность/скупость
- Жестокость
- Индивидуализм, личность
- Искусство
- Книга (драгоценная, хорошая)
- Красота
- Культура
- Любовь
- Мама
- Манипуляция
- Мечта
- Милосердие
- Надежда
- Нравственность
- Образованность, интеллигентность
- Отзывчивость
- Память
- Патриотизм
- Правда
- Предательство
- Природа (любовь к природе)
- Прощение
- Путь жизни
- Равнодушие
- Самовоспитание
- Самооценка
- Семья
- Сила (сила воли, духа, характера и т.д.)
- Совесть
- Счастье
- Талант
- Традиция
- Уверенность/неуверенность в себе
- Цель, целеустремленность
- Чтение
- Чудо
Оценивание
Если устная часть (собеседование) будет лишь допуском к экзаменам, то письменный ОГЭ по русскому языку будет оцениваться согласно критериям, разработанным ФИПИ, с дальнейшим переводом результата в школьную 5-бальную систему.
Таблица максимально возможных баллов за отдельные задания будет следующей:
Часть | Вопросы | Максимальный балл |
1 ч | №1
сжатое изложение |
7 б. |
2 ч | №2-8
тестовая часть |
по 1 б. за каждое |
3 ч | №9
сочинение-рассуждение |
9 б. |
Критерий «грамотность» | вся работа | 10 б. |
Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку:
Экзамен достаточно шаблонный, поэтому подготовиться на максимальную оценку можно и дома — даже к двум письменным заданиям. Давай разберем последний номер КИМа.
Благодаря ФИПИ можно узнать, что есть три формулировки:
- Лингвистический анализ — понимание цитаты
- Содержательный — понимание смысла представленного фрагмента
- Анализ текста — толкование значения
Большая часть школьников выбирает последний тип — к нему проще подготовиться. Заготавливаешь определение для каждой темы сочинения ОГЭ из 9.3, пример тоже можно заранее приготовить — или выдумать. Останется только найти аргумент из КИМа, и вуаля — все готово.
Иногда делать второй тип задачи легче — все материалы для работы перед тобой, ничего не нужно вспоминать. Но анализировать материал, искать в нем подходящие отрывки может быть сложно для сочинений 9 класса на ОГЭ. Темы 9.3 можно заранее узнать, подготовить, а на сдаче останется лишь включить пример-иллюстрацию.
Первый вариант выбирает наименьшее число учеников — учителя в школе не готовят к нему, так как требуется действительно много знаний по теории предмета.
Значит будем разбирать темы сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку, раз этот подтип пользуется популярностью.
Структура
Чтобы начать объяснение тем сочинения ОГЭ, стоит понять, как писать его. По условию надо написать сочинение-рассуждение, то есть строим работу на основе рассуждения. Как будет строиться система?
- Тезис
- Аргументы
- Вывод
Это стандартный способ написания схемы для любого сочинения-рассуждения.
Правильное оформление для сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку: тема, краткое пояснение, 2 примера-иллюстрации (один из исходного, другой из жизненного опыта), заключение.
Один из факторов при выборе третьего варианта — лишь один пример из источника. Вторым же может быть:
- Случай из жизни твоей/знакомых
- Книга
- Фильм/сериал
- Исторический факт
Если совсем не осталось идей, что написать — пользуйся воображением. Придумай историю, расскажи ее — главное, правдоподобную. Или можешь придумать книгу — тебя никто не останавливает. Но не переусердствуй — уложись примерно в два-три предложения.
Минимальный объем — семьдесят. Если меньше — проверять не будут совсем. Но если следовать мини-инструкции, совету, то переживать о размере не придется:
- Тезис занимает около одного-двух предложений
- Оба примера забирают по два-три каждый
- Заключение — одно-два
Чересчур расписывать каждый пункт не стоит: больше написано — больше ошибок.
Если мы заговорили об ошибках — давай узнаем критерии оценивания. Проверяется не только содержание сочинения ОГЭ — тема в 9 задании верно подобрана, описана — но и грамотность, и фактическая точность.
Соблюдай орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы — внимательно проверь перед сдачей КИМов, чтобы не потерять важные баллы.
Формулировка вопроса может быть разной:
-
Что такое…?
Какого человека можно назвать…?
Вместо пропуска вставь, например, «благородство» — вот и будет готово условие для девятого.
Важно: не отходи от тезиса — убедись, что все написанное не отходит от смысла вопроса. И не включай в вывод новые идеи, которые не были представлены до этого.
Тема сочинений на ОГЭ по русскому
Давай рассмотрим самые распространенные:
- Дружба
- Нравственный выбор
- Доброта
- Любовь
- Счастье
Также могут быть подтемы — материнская любовь, истинное счастье.
Именно они попадаются чаще всего. Для каждого термина запиши пояснение — в это и заключается огромная часть подготовки. Нужно писать, что ты думаешь своими словами — не переписывать из словарей. Старайся не расписывать слишком сильно — передай основную мысль, суть.
Начинается первый абзац сочинения 9.3 ОГЭ по русскому с темы и ее описания. После идет рассуждение по полученному тезису. Выучи несколько клише, чтобы переходы между пунктами были органичными и не теряли логику.
Еще несколько тем сочинения по русскому языку на ОГЭ 2022:
- Взаимовыручка
- Внутренний мир человека
- Предательство
- Равнодушие
- Сила духа
- Верность
Если сделаешь несколько заготовленных фраз дома, то никаких сложностей на экзамене у тебя не возникнет. Увидишь вопрос — сразу запишешь первый абзац.
Лайфхаки
- Сделай себе карточки для запоминания — в приложении или на бумажках.
- На одной стороне будет термин, например, «красота». На другой оставь свое описание. Так будет легче выучить большое количество информации. И перед выходом обязательно пролистай их — освежи память.
- Рассчитывай время аккуратно.
- Всего дается чуть меньше четырех часов на выполнение полного контрольно-измерительного материала. Номеров будет девять — сначала изложение, тестовый блок и снова письменное. Когда будешь готовиться дома, проведи для себя пробник — с таймером. Распредели время так, чтобы успеть и решить все, переписать и проверить не один раз — так ты точно уменьшишь количество недочетов. Также если у тебя уже были похожие условия проведения, то в аудитории тебе не будет так страшно — запаниковать может каждый, но научиться успокаиваться стоит.
- Выучи клише.
- Используй шаблоны, чтобы сохранить структуру и связность текста. Хорошо выглядят готовые конструкции для основного блока, чтобы доказать точку зрения. Для заключения используются чаще всего вводные конструкции. Самые стандартные:
Таким образом,…
Как мы видим…
Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать…
Получить максимальную оценку при хорошей подготовке вполне возможно. Главное, не прокрастинируй, когда готовишься, и не сдавайся своим страхам в течение всего года учебы в школе, особенно, когда идешь в пункт проведения — выдержал до этого момента, значит дальше стрессовать уже бессмысленно.
Темы сочинений
к ОГЭ по литературе 2023.
Часть 2 (задания 2.1-2.4)
«Слово о полку Игореве»
1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением князя? (По повести «Слово о полку Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
М.В. Ломоносов
1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
Г.Р. Державин
1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Д.И. Фонвизин
1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Н.М. Карамзин
1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
В.А. Жуковский
1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).
А.С. Грибоедов
1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
И.А. Крылов
1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
А. С. Пушкин
1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
М.Ю. Лермонтов
1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека?
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Н.В. Гоголь
1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?
Ф.И. Тютчев
1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
А.А. Фет
1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).
Н.А. Некрасов
1. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Л.Н. Толстой
1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
3. Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?
Ф.М. Достоевский
1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
И.С. Тургенев
1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
А.П. Чехов
1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?
А.А. Блок
1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
С.А. Есенин
1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
И.А. Бунин
1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?
В.В. Маяковский
1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
А.Т. Твардовский
1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?
В.И. Шукшин
1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
М. Шолохов
1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
А.И. Солженицын
1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века
1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору).
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Страница 1 из 121
Последняя часть ОГЭ по русскому языку в 9 классе — написать сочинение-рассуждение на ОДНУ из данных тем. В варианте ОГЭ дано 3 темы, но вы должны выбрать только одну, в знании которой более уверены. Все тексты и темы есть в открытом банке заданий ФИПИ. Мы собрали их все на этой странице.
По нашим сведениям, на ОГЭ в этом году в разных регионах будут тексты и задания, представленные на этой странице. Один из 120 вариантов точно попадется вам!
Часть 2 ОГЭ включает в себя тестовые задания по тексту:
6. Анализ содержания текста.
7. Анализ средств выразительности.
8. Лексический анализ.
Общий смысл заданий из части 3 ОГЭ по русскому языку
9.1) Раскрыть смысл высказывания (дано какое-то высказывание, относящееся к напечатанному в варианте тексту)
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2) Объяснить, как вы понимаете смысл указанной части текста.
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3) Как вы понимаете значение слова/выражения (дано слово или выражение, нужно писать, опираясь на текст из вашего варианта).
Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Темы сочинений 9.3
Поскольку сочинение 9.3 пользуется среди учеников большей популярностью, публикуем список тем к нему.
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- СИЛА ДУХА «В чём проявляется СИЛА ДУХА?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?»
- СИЛА ДУХА «В чём проявляется СИЛА ДУХА?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «В чём проявляется МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?»
- СИЛА ДУХА «В чём проявляется СИЛА ДУХА?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какими должны быть ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?»
- НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР «В чём заключается НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР человека?»
- СЧАСТЬЕ «Что может сделать человека счастливым?»
- ПРОЩЕНИЕ «Нужно ли уметь просить прощения?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «Почему в жизни человека важна мама?»
- ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ «Как нужно относиться к родителям?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «В чём проявляется сила материнской любви?»
- НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА«В чём заключается НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР человека?»
- ПАМЯТЬ СЕРДЦА «Что называется памятью сердца?»
- ВЗАИМОПОНИМАНИЕ «Что значит понять другого человека?»
- СИЛА ДУХА «В чём проявляется СИЛА ДУХА?»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО «Для чего людям нужны произведения искусства?»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО «В чём ценность настоящего искусства?»
- СИЛА ДУХА «Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями?»
- ВЗАИМОВЫРУЧКА «Почему нельзя бросать человека в беде?»
- ДОБРОТА «Какого человека можно считать добрым?»
- РЕШИМОСТЬ«В чём заключается решимость человека?»
- НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР «В чём заключается НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «Как проявляется МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «Как проявляется МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ?»
- ДОБРОТА «Какого человека можно назвать добрым?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «Как проявляется МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ?»
- ТВОРЧЕСТВО «Каковы истоки творчества?»
- КРАСОТА «Какое значение в жизни человека имеет КРАСОТА ?»
- ДРУЖБА «Что лежит в основе настоящей дружбы?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ «В чём заключается ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ ?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- ДРУЖБА «Что самое ценное в дружбе?»
- ДРУЖБА «Что может разрушить дружбу?»
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «Что значит отвечать за кого-нибудь?»
- ДРУЖБА «Каким должен быть настоящий друг?»
- БЛАГОДАРНОСТЬ «Как характеризует умение быть благодарным?»
- БЕСКОРЫСТНОСТЬ «Как характеризует человека бескорыстность?»
- НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Как характеризуют человека его НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ?»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО «Почему необходимо ценить произведения искусства?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ «В чём проявляется МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ?»
- НАСТОЯЩИЙ ДРУГ «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО «Каковы признаки настоящего искусства?»
- НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ «Как влияет на поступки человека НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ?»
- ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ «Как книги влияют на человека?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ важны?»
- ВЫБОР «Почему важно сделать правильный ВЫБОР ?»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО «Что даёт людям НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ?»
- ТВОРЧЕСТВО «Что даёт человеку ТВОРЧЕСТВО ?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ?»
- СЛАВА «Как можно прославиться?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- ДРУЖБА «Кого можно назвать настоящим другом?»
- ВЫБОР «Почему важно сделать правильный ВЫБОР ?»
- ВЫБОР «Почему важно сделать правильный ВЫБОР ?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ важны для человека?»
- ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ «Какое влияние книги оказывают на человека?»
- АВТОРИТЕТ «Как завоевать авторитет?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ формируются в детстве?»
- ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ «Какое влияние книги оказывают на человека?»
- СЧАСТЬЕ «Когда человек чувствует себя счастливым?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- СЧАСТЬЕ «Что даёт человеку ощущение счастья?»
- ДОБРОТА «Какого человека можно назвать добрым?»
- ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА «Как может раскрыться внутренний мир человека?»
- ВООБРАЖЕНИЕ «Для чего человеку нужно воображение?»
- ДОБРОТА «Какие поступки характеризуют доброго человека?»
- СЧАСТЬЕ «Что такое СЧАСТЬЕ ?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым к людям?»
- ДРУЖБА «Какого человека можно считать настоящим другом?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что в жизни человека по-настоящему важно?»
- ДРУЖБА «Кого можно назвать настоящим другом?»
- ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА «Как поступки характеризуют внутренний мир человека?»
- КРАСОТА «Что даёт человеку КРАСОТА ?»
- ДРУЖБА «Кого можно считать настоящим другом?»
- ЧУДО «Можно ли делать чудеса своими руками?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ наиболее важны в жизни человека?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ?»
- ДОБРОТА «Какие поступки характеризуют доброго человека?»
- ДРУЖБА «Какого человека можно назвать настоящим другом?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ «Что значит уважать человека?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ важны для человека?»
- ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ «Что значит любить жизнь?»
- МЕЧТА «Что даёт человеку мечта?»
- ЗАБОТА О ЛЮДЯХ «Что значит проявлять заботу о людях?»
- ДРУЖБА «В чём основа настоящей дружбы?»
- ПОНИМАНИЕ «Что значит понять человека?»
- ФАНТАЗИЯ «Зачем человеку нужна фантазия?»
- ДРУЖБА «Какими качествами обладает настоящий друг?»
- ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ «Почему важно проявлять внимание к людям?»
- ДОБРОТА «Что значит быть добрым?»
- ДОБРОТА «В чём может проявляться ДОБРОТА ?»
- ПОНИМАНИЕ «Что значит понять другого человека?»
- ДРУЖБА «В чём заключается настоящая ДРУЖБА ?»
- ОБЩЕЕ ДЕЛО «Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?»
- СИЛА ДУХА «Как в годы войны народ проявил силу духа?»
- ФАНТАЗИЯ «Нужна ли фантазия человеку?»
- СИЛА ДУХА «Что значит быть сильным духом?»
- ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ «Почему у человека должна быть цель в жизни?»
- ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ «Почему важно уметь признавать свои ошибки?»
- ДРУЖБА «Что может разрушить дружбу?»
- ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ «Что значит прийти на помощь?»
- ВЗАИМОПОНИМАНИЕ «Что значит понять другого человека?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ важны?»
- НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Как характеризуют человека его НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?»
- ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА «Как раскрывается внутренний мир человека?»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Какие ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ важны?»
- ЗАВИСТЬ «Чем опасна зависть?»
- НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ «Что такое НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
- ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА «Что такое внутренний мир человека»
- ЛЮБОВЬ «Что такое настоящая любовь»
Темы дублируются, но тексты разные, поэтому и сочинения будут разные!
Формулировки заданий 9.1 и 9.2 смотрите на страницах с текстами.
Все сочинения должны быть обязательно написаны с опорой на текст.
Тексты для сочинений-рассуждений и задания к текстам от ФИПИ смотрите, кликая по вкладкам вверху страницы.