Стук в полночь
(1)В полночь раздался стук,− сначала в дверь и тут же сразу в окно…
(2)Дом наш стоит в километре от шоссе, на берегу озера, в лесу. (3)Рядом никого. (4)В эту глушь попали мы с женой вынужденно. (5)У дочки врачи обнаружили в левом лёгком инфильтрат величиною с пятак и велели срочно увозить её на Карельский перешеек и жить в лесу, в сосновом, и, желательно, на берегу озера. (6)Не сразу мы нашли такой заповедный угол, чтобы там был дом, но когда нашли, то так открыто выражали свою радость, что хозяин тут же чуть ли не удвоил цену, и мы всё равно согласились.
(7)Летом было хорошо. (8)День большой, небо открытое, кругом зелень, полукружием к дому громадные сосны, спереди озеро, то тихое, то бурное, в ярких вспышках солнца и ветра, и ощущение такое, что мы попали в первозданный мир и что всё это принадлежит нам. (9)И на самом деле: озеро баловало рыбой, лес − ягодами, грибов было столько, что при желании мы могли бы себя обеспечить на всю жизнь. (10)Тетеревиные выводки шныряли чуть ли не под окнами. (11)И ни души вокруг, никого, кто бы мог нарушить этот извечный покой. (12)Да, это был какой-то райский угол,− даже не верилось в такое счастье. (13)И, что самое главное,− дочка перестала кашлять. (14)Загорела. (15)Окрепла!
(16)− Мы будем всегда здесь жить, да? − радостно спрашивала дочка.
(17)− Поживём. (18)Главное, чтобы ты у нас не болела.
(19)− А я уже не болею.
(20)− Вот и молодец!
(21)Мы решили зимовать. (22)Запаслись лыжами и с нетерпением стали ждать первого снега.
(23)Стук раздался в полночь. (24)Сначала в дверь, потом в окно. (25)Это было так неожиданно, что я не поверил,− может, послышалось. (26)Снова раздался стук, на этот раз настойчивее, нетерпеливее.
(27)− Кто там? − спросил я, подойдя к входной двери.
(28)− Пустите обогреться,− донеслось снаружи.
(29)− А кто это?
(30)− Человек, кто же ещё!
(31)Это было сказано уже сердито, и мне стало неловко,− действительно, кто же ещё может стучать ночью в окно и в дверь, как не человек.
(32)И я впустил его. (33)Зажёг лампу. (34)Он оглянулся вокруг и опустил на пол ящик, прислонил к стене пешню[URL=file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Documents/%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C.docx#_ftn1][1][/URL].
(35)«Рыбак»,− определил я. (36)В последние годы рыбаков развелось много, и ничего удивительного не было в том, что они могли забраться и в такую глушь, как наша.
(37)− Чёрт меня дёрнул идти напрямик,− стаскивая с себя плащ и оставаясь в ватнике, сказал он. (38)− Хорошо, на вашу лыжню вышел. (39)−Он покосил на меня узкими, обведенными, словно суриком, красными веками и прошёл к печке.
(40)Я достал чайник, придвинул сахарницу, сполоснул чашку. (41)Рыбак молча присел к столу, вынул из рюкзака шпик, булку. (42)Он не глядел на меня, был занят собой.
(43)− Вы что же, так вот тут и живёте на хуторе?
(44)− Так и живём.
(45)− И не боитесь?
(46)− А кого тут бояться… (47)Тут никого нет.
(48)− Мало ли…
(49)− Нет, у нас тут спокойно.
(50)− Это всё до поры до времени… (51)Главное − никого вокруг.
(52)В комнате послышался шорох, и вскоре вышла жена. (53)Она была в лёгком халате, с кое-как прибранными волосами.
(54)− Что это вы нас пугаете? − силясь улыбнуться, сказала она. (55)Рыбак медленно поднял крупное лицо, оглядел её потяжелевшим взглядом и глухо сказал:
(56)− Нельзя так вот, не зная человека, пускать в свой дом.
(57)− Но ведь вы же просились? − сказала жена и встревоженно посмотрела на меня.
(58)− Я не про себя… (59)Меня можно.
(60)− Но если человек в беде, как же не помочь? − сказал я. (61)Теперь он на меня перевёл свой тяжёлый взгляд:
(62)− Я бы никогда не пустил чужого… (63)Разные чужие-то…
(64)− Вас, наверно, кто-нибудь обидел, потому вы так и недоверчивы? − стараясь смягчить неприятный разговор, участливо спросила жена.
(65)− Ну, кто меня обидит? (66)− Он осмотрел свои огрубевшие от мороза и ветра тяжёлые руки, сложил ими большой, с широким лезвием, остро оточённый складень.(67)− Меня обидеть трудно. (68)Не из тех, которых можно обидеть…
(69)− Спокойной ночи,− сказала жена и пошла в комнату.
(70)− Да, разные бывают люди,− как бы про себя, сказал рыбак,− другого пустишь, а он всю семью перережет.
(71)− Какие вы страхи наводите,− попробовал я отшутиться и почувствовал, какая у меня жалкая, словно на маске, застывшая улыбка, и тут же торопливо добавил: (72)− Да и не так уж мы богаты, чтобы стоило нас всех перерезать…
(73)− А про это вор узнаёт после, вначале не задумывается… (74)Ну, гасите свет. (75)Я погасил и, совершенно потерянный, ушёл в комнату.
(76)− Какой странный человек,− шёпотом сказала жена. (77)− Я не буду спать…
(78)− Да нет, ерунда,− ответил я, но знал − тоже не усну.
(79)И всю ночь мы прислушивались к густому храпу, доносившемуся из кухни. (80)Какая это была длинная, тревожная ночь! (81)Казалось, ей не будет конца… (82)У окон выл ветер, мрачно шумели сосны, и было так темно, как может быть только в погребе.
(83)Утром он ушёл. (84)Но с этой ночи кончилось наше беспечальное житье. (85)Уже с сумерек мы стали прислушиваться к каждому шороху, ночью боялись малейшего треска, и все казалось, что кто-то ходит возле дома и вот-вот начнёт стучать в окно. (86)И жена бледнела. (87)А я думал о том, что вор вначале не задумывается, а потом уж узнаёт о своей добыче… (88)Кончилось всё тем, что мы не выдержали и уехали в город, хотя оставался всего один месяц до весны. (89)Уже начинало припекать, и с крыльца падала звонкая капель.
(С. Воронин*)
Что делает человека мнительным? Именно над этим вопросом рассуждает советский прозаик Сергей Александрович Воронин.
Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор повествует о случае из жизни одной семьи, проживавшей на Карельском перешейке. Однажды их дом посещает незваный гость с «…узкими…красными веками…» и отточенным складнем в руках. Используя в репликах диалога такой прием, как умолчание, автор показывает, что, вероятно, «странный человек», может что-то не договаривать и представлять опасность для семьи. Ощущение тревоги, вызванной этим ночным визитом, усиливается и пейзажными зарисовками (ночью «выл ветер», «мрачно шумели сосны»).
Следствием визита незнакомца стало то, что «…кончилось…беспечальное житье» мужа и жены. Они «…не выдержали и уехали в город…». Эти события автор описывает, чтобы показать, насколько сильно в людей может закрасться боязнь, сделать их подозрительными.
Автор считает, что мнительными нас делает страх, который мы испытали хотя бы единожды.
Такая позиция автора близка мне. Я тоже считаю, что порой человеку достаточно раз испугаться, чтобы потом бояться всего вокруг и без причины прятаться от жизни. «У страха глаза велики», — гласит народная мудрость. Действительно, нередко встречаешь преувеличенный страх: люди склонны видеть опасность там, где ее нет. Я уверена, что такой страх нужно обязательно стараться побороть, иначе наши цели останутся недостигнутыми, а мечты — несбывшимися.
-
«Учимся писать сочинение по прочитанному тексту» ( подготовка к ЕГЭ 2015, часть С)
/
-
Авторская позиция
/
-
Как выявить позицию автора?
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
По В. Белову. Вот уже две недели живу я в родной деревне…Патриотизм
Читайте также:
|
(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Все уже узнано за это время, все обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Все ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернешь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(8)Надо быть современным.
(9)Надо быть безжалостным к прошлому.
(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что…
(13)В общем не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.
(18)Очень хорошо.
(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого нет. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(24) Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Как во сне подхожу к нашей березе. (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах (30)Муравьи бегут по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись… (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживешься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.
(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева.
(По В. Белову*)
Сочинение
Отчий дом… Какое понятие может вызвать более тёплые чувства, чем это? А вот у лирического героя В. Белова отношение к родному дому несколько странное: он старается не глядеть на родной дом, обходит его стороной. Почему? Понять это довольно трудно. Но попытаемся. Две недели живёт герой Белова в родной Тимонихе, он уговаривает себя быть современным, безжалостным к прошлому, говорит о реакторах, фазотронах, счётных машинах, турбовинтовых самолётах. Но мысли и чувства его постоянно возвращаются к родному дому, и однажды герой не выдерживает и идёт туда, куда его ведёт сердце. А там — встреча с детством, с берёзой, которую они посадили когда-то с братом. Он здоровается с ней, как поздоровался бы с другом, в его душе пробуждаются нежные чувства к ней, к родительскому дому, но… «Надо быть современным», и он отталкивается от берёзы, как от ядовитого дерева.
Что же за проблему пытается решить автор отрывка, взятого, кстати, из документальной повести «Раздумья на Родине»? Я бы определила её так: каким должно быть отношение человека к родному очагу, к родной природе, можно ли в угоду желанию быть современным отказаться от родины?
Нет, не даёт нам Белов готового ответа на поставленный вопрос, но то постоянное обращение к мыслям о родном доме, та встреча с берёзкой из детства и нежное отношение к ней, говорят нам, что любовь к родному дому не вытравить никакими рассуждениями о том, что надо быть современным , безжалостным к прошлому. Эта любовь к отчему дому, к родине, к родной природе неистребима!
Не знаю, верно ли я поняла мысли В. Белова, но я уверена, что родную землю, свою родной дом любят все. Вспомним великого Пушкина:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека
— Залог величия его.
В одной из статей А. Лиханов рассуждает о патриотизме. Он тоже обращает наше внимание на бессмертные пушкинские слова о «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Это отправная точка его раздумий, эти слова направляют мысли человека к отчему дому, «к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос». Для автора главным является «самостоянье человека», в котором он видит прежде всего способность человека любить родное. Без этой любви невозможна любовь между двумя людьми. Для Лиханова строчки знаменитой песни («С чего начинается Родина?») – «неточный и риторический вопрос». По его мнению, родина ни с чего не начинается- она есть, она будет вечно. Любовь к Родине — естественное чувство, которое живёт в каждом человеке, оно начинается с любви к отчему дому, величие человека зависит от способности испытывать это чувство.
Урок настоящей любви к родине, к её природе даёт маленький герой рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб». Уверенной в себе молодой городской учительнице Савушкин открывает чудо – зимний дуб, который он на уроке упорно называет существительным, причём не соглашается отделить прилагательное «зимний» от слова дуб.
Мой отчий дом находится в крохотном степном селе. Никаких величественных картин природы, ни моря, ни грозных гор нет в моём краю. Но я люблю свой маленький домик на краю села с большим фруктовым садом, прикумский лесок такой разный и красивый во все времена года, нашу единственную достопримечательность, школьный дуб, которому уже больше ста лет и который назван так, потому что здесь когда-то была первая в нашем селе школа. Я люблю всё это не за что-то, люблю, потому что это моя малая родина…
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 2588 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.031 сек.)
Отражение позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Автор и рассказчик
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю… Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен…
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Типовые конструкции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
Советы
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Что чувствует человек, когда возвращается с войны? Какие эмоции он испытывает? Этими вопросами задается автор предложенного для анализа текста Юрий Валентинович Трифонов. Он поднимает проблему чувств, которые испытывает человек, возвращаясь на родину с войны.
Рассуждая об этом, автор рассказывает нам о Вадиме, который вернулся с войны в Москву. Он вернулся туда, где родился и вырос. Главный герой ходит по улицам и вспоминает места, которые помнит еще с детства, например «Детский сад №62». Он удивляется красоте моста. Он уверен, что в мире нет красивее мостов, чем этот. Он идет и видит всё, как будто в первый раз. Вадим очень рад, что он в центре Москвы, ведь он так сильно мечтал об этом дне. Также важен эпизод, в котором автор повествует о том, как главный герой идет домой пешком. И он счастлив, ведь он вернулся в родной город, к своим старым и еще неизвестным друзьям и к новой жизни. Мы видим, что Вадим очень счастлив, потому что он долго ждал этот день.
Позиция автора такова: нет ничего прекраснее родины, ведь это место, которое навсегда будет у нас в душе, несмотря на то, как далеко ты находишься. И возвращение на родину всегда будет сопровождаться трепетом в душе.
Я согласна с позицией автора. Родина — это место, которое должно вызывать массу положительных эмоций. Лишь при одной мысли нам должно быть приятно.
В качестве аргумента хочу привести в пример свою сестру, которая уехала учиться далеко от нашего дома. Она редко приезжает, но когда у нее получается вернуться домой, она очень радуется. Когда она приезжает, она долго гуляет по родным улицам и вспоминает детство. Я часто слышу от нее, что она очень скучает по нашему дому и городу.
Таким образом, я хочу сделать вывод, что родина — это не только место, но и часть нашей души. Мы должны любить родину, помнить о ней и с огромным желанием возвращаться.
24 балла
Отрывок:
1) Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2) Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3) И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4) Я думаю: зачем бередить прошлое?