Вшэ конкурс сочинений своими словами

Подведены итоги всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Подведены итоги всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Фото: оргкомитет Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

26 января состоялась церемония закрытия чемпионата сочинений «Своими словами». Состязание проходит уже второй год и успело обрести большую популярность у талантливых школьников со всей страны. В полуфинальном этапе приняли участие более 14 тысяч ребят, а на финал в Москву приехали 300 человек со всех уголков России.

Победителями чемпионата в этом году стали 25 школьников из разных регионов, еще 60 участников вошли в список призеров. Состязание вошло в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов на 2021/22 учебный год Министерства просвещения РФ. Победители чемпионата получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вузы-партнеры, в число которых входят НИУ ВШЭ, МИФИ, Сибирский федеральный университет, Уральский федеральный университет — всего 23 университета. НИУ ВШЭ предоставляет право на бесплатное обучение 30 лучшим участникам финала. Амбассадоры и партнеры конкурса также выделили победителей специальных номинаций среди участников регионального этапа.

Авторам самых ярких сочинений регионального этапа на церемонии награждения вручили подарки от партнеров чемпионата, компании Erich Krause и издательства «Альпина Паблишер». Также партнерами выступили сервис «Яндекс.Плюс», голосовой помощник «Тинькофф», Ростелеком Лицей, онлайн-библиотека «Синхронизация» и просветительский проект Arzamas.

Закрытие чемпионата и церемония награждения проходили в БКЗ «Академический» в здании Российской академии наук, что придало особую торжественность событию. «Мне очень приятно видеть вас вживую. Это первый раз, когда не только чемпионат проводился полностью в онлайне, но и победителей удалось собрать и пригласить сюда, что уже стало роскошью. Давайте пожелаем друг другу, чтобы эта роскошь подольше продолжалась», — отметил научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, обращаясь с приветственным словом к собравшимся.

Он также отметил, что в этом году «у нас в топе далеко не только столица». «Из топ-10 только один человек из столицы — это замечательно. Это значит, что у нас не просто большая страна, а страна, равномерно оснащенная талантами!» — сказал научный руководитель Вышки.


«Новое время диктует совершенно другого рода форматы: не разговоры на заданную тему, а разговор о том, что реально волнует и чем ты занимаешься. Почему этот разговор важен? Потому что тебя должны понимать. Специализации людей достигли такого уровня, что мы вынуждены доверять друг другу в огромном неконтролируемом количестве кейсов из того потока жизни, в котором мы находимся. Но для того, чтобы доверять друг другу, мы должны объяснить свое профессиональное дело так, чтобы нас поняли, объяснить свое профессиональное решение так, чтобы люди, которые непрофессионалы, нас поняли. Знаете, чем отличаются выдающиеся ученые, конструкторы и замечательные врачи? Чем глубже человек знает свой предмет, тем проще и красивее он расскажет о нем людям, которые несовершенны в этом предмете, своими словами. И ради этого Вышка создала вместе с РАН и Министерством науки и высшего образования данный чемпионат».

От имени ученого сообщества участников поздравил Алексей Хохлов, академик, вице-президент РАН. «В науке важно не только получить результат, но и доступно его изложить для остальных. И вот этому учит чемпионат “Своими словами”, — отметил он. — И если вы являетесь финалистами, то вы совершенно точно обладаете данным умением и сможете его совершенствовать. И я надеюсь, что в один прекрасный день это умение поможет некоторым из вас приходить сюда, в Академический зал, как полноправным членам научного сообщества».

Выступая на церемонии награждения, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев сравнил чемпионат «Своими словами» с ребенком: «Всего два года чемпионату, для ребенка второй год — это только первые слова, а вы уже говорите полным голосом. Это значит, что вы развиваетесь очень быстро. Это значит, что чемпионат смог завлечь и привлечь по-настоящему талантливых, целеустремленных и мотивированных людей. Мы должны взять на себя обязательства открыть таким талантливым ребятам дороги в наши вузы».

Не зря чемпионат называется «Своими словами», продолжил Дмитрий Афанасьев. «Язык помогает выражать наши мысли, чувства и получать самую высокую роскошь — роскошь человеческого общения», — добавил он.

«Чемпионат вносит неоценимый вклад в развитие русского как языка науки, равно как и помогает ребятам выбрать специальность и профессию, — заметил ректор УрФУ Виктор Кокшаров, обращаясь к призерам и победителям. — В процессе участия школьники под руководством представителей ведущих вузов страны развивают навыки коммуникации, умение работать в команде, критическое и творческое мышление — эти качества обязательно пригодятся им как в университете, так и в дальнейшей профессиональной карьере».

Несмотря на креативную и доброжелательную атмосферу чемпионата, для многих участников соревнование стало настоящим испытанием на стрессоустойчивость: ограниченное время, командные и индивидуальные задания, финальные туры вдали от дома наложили свой отпечаток. Но как часто бывает, ребята превратили сложности в конкурентные преимущества, сплотившись в одну большую команду, помогая друг другу в выполнении заданий. По словам заместителя проректора НИУ ВШЭ Данила Федоровых, к концу чемпионата все стали одной большой семьей.

Председатель Совета молодых ученых Российского общества психиатров Сергей Потанин, выступивший амбассадором чемпионата, отметил, что дети благодаря состязанию смогли найти единомышленников, которых им сложно было встретить в своих школах, где их никто не поддерживает.

Представители оргкомитета — председатель экспертного жюри чемпионата, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Павловец и председатель экспертной комиссии конкурса, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова — в финале церемонии экспромтом сочинили стихотворение, посвященное конкурсу. Стих начинался словами «Ты меня медиатекстом разбудишь и заданием странным направишь» и заканчивался фразой «Ты делись, не стыдись своей мысли — я ее никогда не забуду».


Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — это конкурс, где каждый участник может выбрать ту тему, которая действительно ему интересна. Победители чемпионата получают дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры. Задания меняются каждый год и создаются на основе наблюдений за современными речевыми практиками в различных областях. В ходе чемпионата у конкурсантов проверяются навыки критического мышления, умение анализировать информацию и выражать сложные мысли простым языком. Чемпионат включает три этапа: отборочный, состоящий из мультимедийного текста, региональный этап, в котором конкурсантам предлагается написать сочинение, и финальный очный этап, где необходимо выполнить командное и индивидуальное задание.

Текст подготовили стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Влада Баянкина и Рубен Асатуров

Вам также может быть интересно:

«Имея на руках диплом «Высшей лиги», я даже не готовился к вступительным испытаниям»

Олимпиада студентов и выпускников «Высшая лига», регистрация на которую продолжится до 20 января, является одним из основных каналов поступления на магистерские программы НИУ ВШЭ. В 2022 году 12% набора в магистратуру составили участники «Высшей лиги». Студентом НИУ ВШЭ стал каждый четвертый участник заключительного этапа. Свои истории участия в олимпиаде и поступления новостной службе «Вышка.Главное» рассказали студенты магистратуры.

30 декабря
 2022

«Умные и шустрые»: названы имена дипломантов олимпиады DANO

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Эта олимпиада проводится второй раз, ее организаторы— Высшая школа экономики и компания «Тинькофф», участники — около 7 тыс. человек из разных регионов России и 13 зарубежных стран. Дипломанты, вошедшие в топ-25 индивидуального рейтинга, смогут учиться в НИУ ВШЭ за счет университета.

23 декабря
 2022

Регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига» продлится до 20 января

«Высшая лига» — интеллектуальное состязание для всех студентов и выпускников, желающих проверить свои знания и компетенции в любимых или еще неизведанных направлениях. В этом учебном году и отборочный, и заключительный этапы олимпиады пройдут онлайн. Дипломанты получат преимущества при поступлении на магистерские программы НИУ ВШЭ. В 2022 году 12% набора в магистратуру составили участники «Высшей лиги». Студентом Вышки стал каждый четвертый участник заключительного этапа.

21 декабря
 2022

Стартовала регистрация на конкурс для студентов и выпускников «Твой проект»

Конкурс «Твой проект» — интеллектуальное состязание для тех, кто хочет открыть для себя новые грани в выбранной профессии или попробовать свои силы в новой сфере, найти единомышленников и получить льготы при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. «Вышка.Главное» рассказывает, какие направления доступны для участия в этом году и в какие сроки пройдут основные этапы конкурса. Регистрация — до 25 февраля.

19 декабря
 2022

Национальная технологическая олимпиада получила просветительскую премию «Знание»

Она признана лучшим проектом в номинации «За вклад в просвещение в сфере “Наука и технологии”». Офис олимпиады действует на базе Высшей школы экономики. Ответственным секретарем ее оргкомитета и лидером Кружкового движения Национальной технологической инициативы является проректор Вышки Дмитрий Земцов. Работать над этим проектом он начал задолго до прихода в НИУ ВШЭ.

15 декабря
 2022

«Магистратура — это время и место, где можно очень сильно расширить мощность и производительность своего мозга»

Если в жизни не хватает уверенности, устойчивости и понимания, как балансировать в быстро меняющемся мире, стоит присмотреться к магистратуре Вышки. Какие навыки здесь можно прокачать и что меняет в карьере и жизни магистерский диплом, обсуждали эксперты университета, представители бизнеса и сами студенты на Митапе 2.0.

14 декабря
 2022

«Мы хотели прыгнуть выше головы, у нас получилось»: подведены итоги Всероссийского кейс-чемпионата

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась торжественная церемония награждения дипломантов III Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Впервые в этом году команды-победители и команды-призеры были определены отдельно по кейс-направлению и бизнес-направлению. Кроме того, объявлены победители в специальных номинациях, учрежденных партнерами состязания.

14 декабря
 2022

Отборочный этап студенческой олимпиады «Я — профессионал» собрал более 121 тысячи участников

За 17 дней более 121 тысячи участников из разных регионов России попробовали свои силы в состязаниях отборочного этапа шестого сезона олимпиады «Я — профессионал» — одного из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

7 декабря
 2022

«Пространство для выражения своих мыслей»: состоялся финал III Всероссийского чемпионата сочинений

В олимпиаде приняли участие более 3 тысяч учеников 8–11-х классов из разных регионов России. Они собрались на 29 площадках вузов-партнеров от Якутска до Калининграда, в том числе в четырех кампусах НИУ ВШЭ, и написали сочинения на темы, связанные с экономикой, психологией, медиа, IT, медициной, спортом и другими направлениями. Победители и призеры получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Победители также поедут на суперфинал, где определится топ-30 участников, которые получат право на обучение в Высшей школе экономики за счет университета.

6 декабря
 2022

«Мы не требуем от участников цитировать наизусть нормы закона»

До 25 декабря продлится регистрация на конкурс игровых судебных процессов «Суд да дело», организованный Вышкой для школьников. Принять участие в олимпиаде могут ученики 9–11-х классов, интересующиеся юриспруденцией и желающие попробовать силы в профессии.

21 ноября
 2022

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» в сезоне 2022/23 начинает прием заявок 16 сентября 2022 года.
Организатор: Высшая школа экономики. Конкурс проходит при поддержке Российской Академии Наук и Министерства науки и высшего образования РФ.

Участие в Чемпионате бесплатное.

Кто может принять участие?

  • Школьники 8-11 классов. Ты ищешь свое призвание или уже знаешь, кем станешь, когда вырастешь. Но главного не отнять — у тебя есть свое мнение, и ты готов им делиться.
  • Те, кто хочет проверить себя. Отборочный этап открыт для всех. Любой желающий сможет пройти тест на функциональную грамотность и логику.

«Своими словами» – это чемпионат сочинений для школьников, где каждый участник может выбрать ту тему, которая действительно ему интересна.

«Своими словами» – не просто новая олимпиада, но и проект, который может стать альтернативой декабрьскому «итоговому» сочинению!

Победители чемпионата получают дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры!

Чемпионат включает в себя два этапа: отборочный и финальный.

Отборочный этап проводится в дистанционном формате и представляет собой мультимедийный тест, который можно пройти в любом месте и в любое время. Задания отборочного этапа проверяют логику, навыки критического мышления, умение анализировать и осмысливать новую информацию.

Участники, успешно выполнившие задания, приглашаются на финальный этап. На этапе школьникам предстоит написать сочинение в рамках выбранного направления на любую тему.

Направления конкурса:

  • Научная коммуникация: естественные науки
  • Научная коммуникация: гуманитарные науки
  • Научная коммуникация: социальные науки

О конкурсе:

Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru, наш телеграмм

  • Задания меняются каждый год. Они создаются на основе наблюдений за современными речевыми практиками в различных областях: спорте, политике, правоприменении, образовании, инженерии, программировании и других.
  • Проверяются навыки критического мышления, умение анализировать и доступно представлять информацию, создавать развернутые высказывания разных стилей для решения профессиональных и повседневных коммуникативных задач.
  • Чемпионат сочинений — это твой вклад в развитие русского языка как языка науки, социальных отношений и культуры. Современный мир ждет, чтобы ты рассказал о нем своими словами!

Призы:

  • Диплом победителя, призера или участника
  • Дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вузы-партнеры. Например, НИУ ВШЭ предоставит право на бесплатное обучение 30-ти лучшим участникам финала.
  • Подарки от Оргкомитета и партнеров Чемпионата

Сайт конкурса: https://своимисловами.рф/

В сообществе в ВК и на сайте можно найти информационные и учебные материалы, которые могут оказаться полезны для успешного прохождения всех этапов, но они не являются обязательной подготовкой, так как ключевой принцип Чемпионата – постоянное обновление подходов!

чемпионат сочинений своими словами 2022

чемпионат сочинений своими словами 2022

Прошел финал второго сезона Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»: одни участники получат весомые преференции для поступления в солидные вузы, другие – утешительные призы, и обе категории – ценный для них опыт. В этом году было много слез, жалоб и походов к психологу (думаю, и в прошлом году так было, но это были незримые, неведомые миру слёзы, так как финал тогда по понятным причинам проходил онлайн).

Часть пролитых слёз связана была с баллами, которые заработали участники за командный и индивидуальный туры финала.

Главная причина тут в том, что традиционные олимпиады (не говоря уж о ЕГЭ) во главу угла вынужденно ставят оценивание – потому как в условие их проведения обязательно заложена апелляция: жюри должно дать отчёт перед взыскующим справедливости участником за каждый балл, присуждённый ему. Чтобы это оказалось возможным, условия для участников должны быть максимально равными, а то, что им приходится делать, так же близко к реальным практикам жизни, как хоккейный турнир – к вооруженной стычке между двумя отрядами противников на поле боя, где нет ни бортиков и разметки, ни рефери на игровом поле. Собственно, в этом, говорят, и заключается притягательность хоккея по сравнению даже с другими видами спорта, что в нем человек вынужден делать максимально неестественные вещи – далекие от того, что ему приходится делать в реальной жизни: оперировать клюшкой, а не руками, странным, бесполезным в быту предметом вроде шайбы, перемещаясь по льду на коньках. В такого рода состязаниях правила довольно просты, однозначны и действительно позволяют добиться какой-никакой объективности в оценке, хотя и здесь случаются непредвиденные случайности. У подобной одержимости правилами и критериями в олимпиадном движении есть своя оборотная сторона: я помню, как, сочиняя задания для Всероса, самые интересные, сложные и глубокие мы отбрасывали со вздохом: «А как все это мы будем оценивать, а потом принимать апелляции?» Любая предметная олимпиада неизбежно скатывается к ЕГЭ, если не хочет превратиться в избиение младенцев, лишенное справедливости и объективности. Помню я и то, как менялись лица участников Всероса, а вслед за ними и их отношения с жюри, еще вчера воспринимавшееся ребятами как собрание высоких авторитетов в своей области, когда участники приходили на апелляцию (о чем мне доводилось рассказывать еще в 2013 году, когда апелляция была еще в новинку, и тогда уже стало понятно, каковы будут издержки этого процесса).

Но стоит только забрать у игроков клюшки, вывести их с игрового поля к людям, в условия, максимально приближенные к тем, в каких им вскоре предстоит жить, – и становится понятно, насколько труднодостижим идеал «справедливости» и «объективности» в реальных жизненных обстоятельствах.

Об этом – кто с желчью или горечью, но многие с пониманием – писали участники в сочинении-рефлексии в финале нашего чемпионата.

Дело в том, что в командном туре финала им пришлось столкнуться с вопиющей «необъективностью» сразу по нескольким входящим:
  • фактически рандомный отбор участников в 58 команд по шесть человек: разное количество разновозрастных (от 8-го до 11-го класса) мальчиков и девочек, «физиков» и «лириков», жителей столицы и провинциалов, бело- и чернокожих и тому подобное в разных командах;
  • столь же рандомное назначение им «тьюторов» – студентов из вузов-организаторов, кто помогал команде понять поставленную перед нею задачу, стать собственно командой – и выстроить коммуникацию с «героем»;
  • «героя» каждой команде также назначал рандомайзер: сперва организаторы чемпионата отобрали около 60 известных в стране и мире человек, у кого за спиной есть один или несколько заметных проектов – научных, творческих, медийных и так далее, информацию о которых легко найти в сети, – «героев», готовых при этом к взаимодействию со школьниками. Перед командами стояла задача собрать в интернете информацию о доставшемся им «герое», связаться с ним (естественно, организаторы сделали это заранее и обо всем договорились, но каждый из «героев» все равно понял свою задачу по-своему) и предложить партнерство в рамках придуманного ими коллективного проекта;
  • наконец, жюри – их было пять на 58 команд, и, как ни старались организаторы, их невозможно было «выравнять» по составу: у каждого из вошедшего в состав жюри внешних экспертов был свой опыт, свои проекты за спиной и свое представление о прекрасном или должном – и «натаскать» их на проверку и оценку, как натаскиваются эксперты ЕГЭ или хотя бы команды жюри из Всероса, часть которых давно знают друг друга или хотя бы принадлежат к одной предметной области, практически невозможно.. Один и тот же проект у одного члена жюри мог вызвать восторг и поддержку, а у другого – скептические вопросы и довольно холодный прием (кто в жизни подавал свой проект на грант, этому не удивится).

Кстати, нечто подобное происходило и при проверке главной работы чемпионата сочинений – собственно сочинения, которое ребята писали на основном, так называемом «региональном» туре (пока проходившем, увы, как и в прошлом году, по понятным причинам онлайн): двое проверяющих, опираясь на одни и те же критерии, могли оценить одну и ту же работу взаимоисключающим образом: при 100-балльной системе один мог поставить, скажем, 27, а другой – 76 баллов, и каждый – обосновать свою оценку!

В таком случае работа отправлялась на третью проверку, а итоговый балл выставлялся по медиане, повышавшей градус объективности (предположим, третий эксперт ставил 70 баллов, и именно этот балл записывался как окончательный, так как оказался между двумя другими – и явно был близок в данном случае к оценке второго проверяющего, то есть мнение двух экспертов почти совпало).

Однако апелляции правила чемпионата не предполагали, и его организаторы перенесли акцент с оценивания на разъяснение выставленных баллов: каждая работа получала отзывы от каждого из проверяющих с указанием сильных и слабых мест. Впрочем, подросткам было трудно принять простой факт, что у экспертов могут расходиться мнения по принципиальнейшим моментам их работы! При этом после каждого тура проводились либо вебинары (для регионального), либо семинары (на финале) для участников, желающих понять принципы оценивания и задать вопросы разработчикам заданий (что касается отборочного тура, то там был медиатест на функциональную грамотность, который проверялся компьютером и который теперь может пройти каждый желающий.

Однако велик шанс, что однажды чемпионат сочинений «Своими словами» станет одной из так называемых «перечневых олимпиад», а это означает, с одной стороны, расширение перечня возможных льгот при поступлении для участников, с другой – резкое сужение окна возможностей для разработчиков и организаторов. В частности – потребуется введение процедуры апелляции, которая способна убить целый ряд возможных форматов интеллектуальных испытаний, повлиять на атмосферу, сложившуюся на чемпионате, вынуждая двигаться его в ту же сторону, что и другие перечневые олимпиады – в сторону ЕГЭ с его жесткими критериями и стандартизированными типами заданий, далеких от реальных жизненных практик…

Впрочем, для вузов, которые берут на себя финансирование чемпионата (львиную долю нагрузки несет тут НИУ ВШЭ), вопрос поступления тоже не праздный: если сейчас та же Вышка готова до 30 победителей чемпионата брать на бюджетные программы за свой счет, то «перечневость» позволит хотя бы это финансовое бремя разделить с государством – лишь бы удалось сохранить основные принципы отбора победителей, которые сегодня возможны в том числе потому, что разработчики и организаторы не связаны ограничениями, налагаемыми на них попаданием чемпионата в «перечень».

Выходит своего рода проблема «квадратуры круга»: любая олимпиада сегодня рискует свалиться в заформализованность, и это вызов не только для их разработчиков и организаторов, но и для государства, которое, с одной стороны, задумалось о том, что олимпиады нуждаются в повышении «объективности» и такой же защите данных, как и ЕГЭ, с другой – о необходимости повышать степень неформатности олимпиадных заданий, вводить в олимпиады проектные формы, которые невозможно «слить заранее», разрабатывать метапредметные олимпиады. Таковой сейчас и является «Своими словами», где сочинения пишутся по инженерному делу и математике, педагогике и спорту – всего 16 направлений, а потом авторы этих сочинений смешиваются в рамках командного тура. Разработчики и организаторы чемпионата сочинений исходят из того, что в жизни работают именно вариативные механизмы, а не единая мерка, особенно в науке – в различных научных школах; в культуре, в социальных отношениях, которые сейчас развиваются по параллельным дорогам, взаимодополняя друг друга, а иногда и конфликтуя. Стремление ВЧС представить участникам многообразие форм развития общества и языка как средства коммуникации натыкается на барьер в виде необходимости составить не только задания, но и список правильных ответов и решений. Единственно правильных, а не множества возможных. Либо отсеивать проигравших по удобным формальным критериям: не так оформил текст, не там поставил запятую…

Тут есть над чем подумать не только разработчикам, но и чиновникам.

Михаил Павловец,
кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ
«Троицкий вариант — Наука» № 6(325), 23 марта 2021 года


Участники Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» («Троицкий вариант» №6, 2021)

Первый блин вышел не комом: то, что Всероссийский чемпионат сочинений (ВЧС), о котором нам уже приходилось рассказывать на страницах «Троицкого варианта», оказался удачным проектом, свидетельствует и энтузиастический подъем, на котором он проходил, и очень хорошее интеллектуальное и эмоциональное послевкусие от него. Значит, в следующем году как минимум чемпионату быть — и самое время для подведения первых итогов.

28 февраля 2021 года при участии президента РАН Александра Сергеева и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в культурном центре НИУ ВШЭ прошла церемония закрытия чемпионата. Статистика ВЧС такова: из 31 тыс. зарегистрировавшихся онлайн до отборочного этапа дошли 10,5 тыс. человек (что очень неплохой показатель для мероприятия, проводимого в первый раз); примерно 1600 были допущены до регионального этапа (планировавшееся изначально проведение этого тура на базе 14 столичных и региональных вузов-партнеров пришлось перенести по известным причинам в онлайн — как и финал).

Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов («Троицкий вариант» №6, 2021)

Наконец, 186 победителей регионального этапа встретились в финале, где и были определены победители и призеры состязания — они получили дополнительные баллы для поступления в выбранный ими вуз (из числа партнерских), а также разные бонусы.

Идеологи и организаторы ВЧС осознавали, что им предстоит проскочить между Сциллой так называемого итогового сочинения, которое все выпускники вот уже шесть лет пишут в декабре, и Харибдой многочисленных олимпиад — прежде всего Всеросом, на которые рекрутируются самые активные и амбициозные школьники, рассчитывая с их помощью прорваться в желанные вузы…

Итоговое сочинение, увы, изначально оказалось малоудачным изобретением, шаблонизировавшись и выродившись в традиционное «сочинение по литературе» с морально-дидактическим уклоном. Опасность шаблонизации всё больше осознается и инициаторами олимпиад, вместе с итоговым сочинением давно уже обрастающих специфической инфраструктурой по натаскиванию на них (о чем неоднократно с тревогой писали эксперты; последний пример — известный просветитель Светлана Бурлак).

Позиционируя ВЧС как интеллектуальное состязание нового типа, его создатели называли его между собой «сочинением по физкультуре», стараясь хотя бы на первом этапе дистанцироваться от практики написания работ о «духовных поисках героев» и от литературы как школьного предмета в целом, предлагая сочинения по девяти направлениям — от математики до спорта. Что же касается опасности шаблонизации и, соответственно, натаскивания, то многочисленные отклики участников в соцсетях — отклики отнюдь не разочарованные («Это совсем не похоже на то, что мы привыкли писать в школе и что мы ожидали») — свидетельствовали, что как минимум в первый год этой опасности избежать удалось, а на следующий год, как и на все последующие, разработчики заданий гарантируют постоянное обновление формата. Но каков был формат этого года?

Проверка 10 500 письменных работ требует довольно внушительных и человеческих, и материальных ресурсов, поэтому для отборочного тура нужно было придумать другое испытание — в виде теста, причем такого, чтобы проверка могла быть автоматизированной. Под руководством своих преподавателей студенты из лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ разработали особые тесты — проверяющие не обычную орфографическую грамотность, но грамотность функциональную: умение читать, понимать текст; различать посыл автора, с каким он дает ту или иную информацию; выявлять когнитивные искажения и т. п.

Участники соотносили визуальные мемы с вербальными высказываниями, сравнивали разные высказывания, посвященные коротким мультфильмам, а также комментарии к записям в социальных сетях; для некоторых этот опыт оказался совершенно неожиданным и даже шокирующим, но, судя по откликам, для большинства — очень позитивным и интересным (одна участница даже выразила сомнение, что в разработке заданий участвовали преподаватели вуза, мол, откуда им знать, что такое мемы? — это точно делали студенты!). Безусловно, нужно еще осмыслить, насколько такого рода тесты адекватны для отбора тех, кто на следующем этапе должен писать сочинение… С другой стороны, и те «сочинения», которые ждали прошедших на следующий этап, сильно отличались от привычных школьных, так как требовали от авторов не знания литературы или истории с географией, но владения все теми же навыками критического мышления, умения видеть за любым текстом его автора и у любого текста — его адресата.


Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых («Троицкий вариант» №6, 2021)

Ребята, пришедшие на региональный этап со своими «заготовками», нередко проигрывали тем, кто был готов действовать в условиях максимальной неопределенности: они, как их учили на итоговом сочинении, зачем-то невпопад начинали пересказывать литературные произведения или — в лучшем случае — излагать содержание своего школьного проекта… Тогда как задачи перед ними стояли совершенно конкретные: нужно было на выбор или написать заявку на получение гранта для социального проекта, в основе которого лежат те самые научные или творческие разработки участника; или отрецензировать проблемную статью на тему, обычно выходящую за рамки узкой дисциплины, порекомендовав ее конкретной читательской аудитории; или написать текст своей лекции на научно-популярную тему перед неожиданной аудиторией — вроде депутатов областной думы или работников ЖЭКа… То есть во всех случаях надо было не просто владеть материалом, но и понимать цель своего выступления, видеть, к кому ты обращаешься — и чего ты от него хочешь (а от депутатов думы и от работников ЖЭКа можно и нужно хотеть разного!). Учат этому в школе? Увы, далеко не везде — тем более целенаправленно. А ведь могли бы… В каком-то смысле ВЧС и призван сформулировать школам новый запрос: что нужно современному выпускнику, чтобы быть успешным — адаптивным к бешено изменяющимся условиям современной жизни.

Отдельная история — реакция участников на неудачу: как только были объявлены результаты тура, социальные сети взорвались. Победители осыпали организаторов благодарностями и восторгами, а вот не прошедшие в следующий круг разделились на тех, кто стоически принял свой проигрыш, и тех, кто отнесся к нему очень болезненно. Вполне резонные вопросы и даже замечания перемежались обвинениями и клятвами никогда больше не иметь дела с ВЧС: выяснилось, что многие школьники не умеют адекватно относиться ни к самим испытаниям такого рода, ни — особенно — к своему проигрышу, и это тоже вызов для системы образования.

У ряда претензий была объективная основа: один из самых трудных аспектов любой олимпиады — оценивание работ и его критерии. Если максимально формализовать критерии, как в ЕГЭ, от сомнений в объективности оценки всё равно не уклониться, но в нагрузку получишь вскоре еще и предельно формализованные, однотипные работы, за которыми трудно разглядеть индивидуальность автора. И главное — потеряешь работы, может быть угловатые и даже не совсем ловкие с точки зрения их исполнения, но безусловно несущие печать талантливости: слишком уж неформализуема эта печать.

Если же максимально довериться экспертам и их чувству должного и прекрасного, то защититься от произвола будет трудновато. Разработчики заданий придумали такой подход: каждое сочинение проверяют минимум два эксперта, но, если их оценки расходятся более чем на 30%, подключается третий эксперт, однако итоговый балл в этом случае выставляется не по средней арифметической, а по медиане. Именно этой, третьей оценки и не желали видеть некоторые из ребят: их изумляло, как одна и та же работа могла получить 28 и 76 баллов (случай исключительный, но реальный); но они не замечали, что при медианном подходе проверка третьего эксперта приближает итоговый балл к одному из этих полюсов, обеспечивая большую степень объективности… Смущала их и «встреча» в конце их работы кислого и восторженного отзывов двух экспертов: в жизни такое случается сплошь и рядом, но на конкурсе к такому привыкнуть сложно. Основное же замечание участников к организаторам заключалось в том, что заранее не были показаны критерии. А ведь покажи критерии заранее — и эффект неожиданности был бы смазан, к тому же мгновенно заработала бы индустрия «подготовки». В любом случае это проблема, требующая решения, и разработчики заданий и критериев к ним находятся только в начале пути.

Но самым сильным потрясением для дошедших до финала участников оказалось даже не само сочинение, а то, зачем оно в итоге пригодилось. Финал проходил в два тура, и первый, коллективный, предполагал объединение участников в виртуальные команды по пять-шесть человек — «физики» и «лирики», спортсмены и математики читали сочинения друг друга и, только познакомившись, создавали из этих сочинений коллективный медиапроект, который защищали (опять-таки онлайн) перед жюри с учеными РАН в составе. И вновь обнажились лакуны в школьной системе образования: биться за себя был готов каждый, но взаимодействовать с другими — и работать на общий результат (пусть этот результат обеспечивал всего 20% от общего числа финальных баллов), разделять не только общую победу, но и общий проигрыш… По признанию некоторых участников, кое-кто был готов выйти из игры до срока — но в итоге именно этот опыт оказался самым впечатляющим и плодотворным.

Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС («Троицкий вариант» №6, 2021)

Рефлексия этого опыта, вместе со всем опытом участия в ВЧС, стала индивидуальным туром, причем преподнести эту рефлексию нужно было, опять же, в виде развернутого текста: лекции на TED Talks или на педсовете родной школы, куда участника вызвали, чтобы он рассказал учителям, в чем принимал участие, какой опыт приобрел и от чего, возможно, отказался… И вновь радости и обиды, вновь спор с критериями и с самими оценками — стало заметно, насколько различны приоритеты у вроде бы сверстников: одни идут на олимпиаду за новым опытом, и победа для них приятный бонус, для других же «нужна одна победа»; если же ее не удалось достичь, заработать желанные баллы и прорваться в нужный вуз — весь полученный опыт в глазах таких ребят обесценивается и дискредитируется… хочется надеяться, лишь на время.

В целом же «Своими словами» показал, что, несмотря на перепроизводство разного рода «интеллектуальных состязаний», вакансия олимпиад, проверяющих не предметные знания, а метапредметные компетенции, еще не заполнена — а школы, может быть под давлением привычных форм государственных итоговых проверок, не слишком пока понимают, зачем и, главное, как эти компетенции вырабатывать.

Но есть надежда, что ВЧС продолжится в следующие годы, что его разработчики и организаторы исполнят свою мечту менять формат заданий ежегодно, ускользнув из цепких лап репетиторских институций, что для школьников ВЧС станет альтернативой более привычным и уже начинающим наскучивать традиционным олимпиадным формам, а для школ — одновременно вызовом и источником знания о том, куда неизбежно будет двигаться наше образование.

Фото Даниила Прокофьева
(Высшая школа экономики)

Информация о материале
Категория: Новости
Опубликовано: 11 октября 2022

1278651625961982658125.jpg

Осенью и зимой 2022-2023 г. в третий раз состоится олимпиада «Всероссийский чемпионат сочинений „Своими словами“».

Это возможность высказаться на интересную тему и проявить способность создавать ясные и убедительные тексты без шаблонов и клише. Жюри конкурса обращает внимание не на ошибки автора, а на его мысли, их оригинальность и умение их изложить.

Вот что говорит об олимпиаде Ярослав Кузьминов, один из создателей конкурса, экс-ректор  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  :

«Чемпионат сочинений — это возможность оценить абитуриента через его культурность, богатство его языка, ведь это один из хорошо работающих показателей культурного человека. Все вузы хотели бы иметь у себя культурных людей, и мы все вместе начали создавать инструмент, дополняющий те формы отборы в ведущие университеты, которые есть сейчас».

Соревнование пройдёт в два этапа: отборочный и финальный. На отборочном этапе участникам предстоит пройти онлайн-тест для проверки функциональной грамотности и умения работать с текстами: видеть цель, адресата, структуру текста и выявлять скрытые смыслы. Принять участие в этом этапе смогут все желающие. Отбор состоится 28-30 октября.

Прошедшие отбор учащиеся 8-11 классов и студенты среднего профессионального образования в области искусства могут стать финалистами. Финал пройдёт 4 декабря в 15 университетах-партнёрах Чемпионата по всей России и онлайн. В финале предстоит написать сочинение на самостоятельно выбранную тему. Предлагаемые направления — самые разные: филология, педагогика, программирование и ИТ, медицина, право и много других.

Например, в 2021 году можно было выбрать такую тему сочинения (рубрика «Спорт»): «Представьте, что Вас пригласили в команду кандидата на должность мэра города, чтобы разработать его предвыборную программу в сфере спорта и здорового образа жизни и создать тексты его выступлений на данную тему. Напишите свои предложения для программы, постарайтесь оформить их в виде нескольких предвыборных развернутых тезисов, адресованных разным группам избирателей». Или такую (рубрика «История»): «Ректор Вашего вуза узнал, что в зарубежных университетах нет исторических факультетов (чаще можно встретить направление Liberal Arts), и вынес на обсуждение вопрос о закрытии истфака, на котором вы учитесь. Напишите обращение к ректору и рабочей комиссии, в котором предлагаете свое решение. Например, для обоснования своей позиции Вы можете описать современные профессии, для которых нужно историческое образование, или написать перечень компетенций, в основе которых лежит умение работать с историческим материалом».

Победители и призеры Чемпионата определятся после финального этапа. Они получат дополнительные баллы при поступлении в вузы-организаторы и вузы-партнеры олимпиады, а также памятные подарки. Победители будут приглашены на Суперфинал, который состоится 21-27 февраля.

Олимпиаду организуют Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с такими вузами как Московский городской педагогический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Кроме того, у конкурса есть 15 вузов-партнёров по всей России, которые предоставят площадки для проведения олимпиады и учтут результаты её победителей и призёров при приёме на обучение.

Чтобы принять участие, нужно зарегистрироваться по ссылке до 20 октября. Также на сайте чемпионата можно узнать важную информацию о его проведении, ознакомиться с заданиями прошлых лет, просмотреть ответы на часто задаваемые вопросы.

Солнечный свет

Олимпиады

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»

  • Удобно, быстро, круглосуточно
  • Участие бесплатно
  • Диплом сразу

Олимпиада по биологии
Олимпиада по естествознанию
Олимпиада по физике
Олимпиада по географии
Олимпиада по химии
Олимпиада по информатике
Олимпиада по истории
Олимпиада по изо
Олимпиада по литературе
Олимпиада по математике
Музыка олимпиады
Олимпиада по астрономии
Олимпиада по экономике
Олимпиада по русскому языку
Олимпиада по физкультуре
Олимпиада по обществознанию
Олимпиада по политологии
Олимпиады по праву

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — это чемпионат для школьников 8-11 классов из российских школ и регионов по 15 направлениям разных областей наук и сфер. Чемпионат «Своими словами» не ограничен в рамках школы. Чемпионат сочинений для школьников проводится в России в два этапа каждый год при информационной поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» в 15 вузах Российской Федерации (НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ и т. д.) в очном формате. Принять бесплатное участие в чемпионате сочинений «Своими словами» могут школьники 8-11 классов со всех областей РФ.

Открытый чемпионат сочинений входит в Перечень интеллектуальных состязаний от Министерства науки и высшего образования РФ. Чемпионат сочинений «Своими словами» состоит из отборочного этапа и финального этапа. Первый отборочный этап чемпионата сочинений из года в год проходит в формате мультимедийного онлайн-теста в октябре. Главная задача интернет тура всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» — проверка функциональной грамотности, текстовых умений участников, а также мышления, умения анализировать.

Второй финальный тур чемпионата сочинений «Своими словами» из года в год проводится очно в декабре на площадках вузов-соорганизаторов и региональных партнеров, где учащимся нужно взять тему на выбор, рассказать о ней, написать текст. Победители и призеры всех этапов чемпионата «Своими словами» получают дополнительные баллы при поступлении в самые лучшие российские вузы и университеты на разные направления, например, в НИУ ВШЭ («Высшая школа экономики»). Награждение победителей и призеров чемпионата сочинений «Своими словами» проходит в Российской академии наук (РАН) после финала чемпионата. 

Онлайн подготовка школьников к всероссийскому чемпионату сочинений «Своими словами»

Из года в год наш проект предлагает ученикам самостоятельно пройти онлайн состязания по разным направлениям: экономике, русскому и т. д. Они необходимы для проверки научных знаний, подготовки школьников России к мультимедийному тесту на отборочном этапе чемпионата сочинений «Своими словами». Время на выполнение заданий для участников не ограничено. Выполнить задания бесплатно без регистрации могут школьники со всех регионов и федеральных округов России. 

Желающие могут найти задания в разделе предметов и пройти в любой день. Мы надеемся, что участники обязательно смогут стать победителями всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», чтобы получить дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры, университеты высшего образование после школы на факультеты лингвистики, психологии и т. д. Для этого важно больше работать над собой, усваивать новую информацию и хотеть добиться большего в жизни.

Мы приготовили более 2000 всероссийских и международных олимпиад. Участвуйте в олимпиаде и получите диплом победителя.

Этапы участия

1 шаг: Участие

Пройдите тест по выбранной теме

2 шаг: Результат

Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет

3 шаг: Диплом

Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя

Преимущества нашего сервиса

По ФГОС

Познавательные мероприятия на международном современном учебном портале проводятся по единому сценарию: дистанционно и строго в соответствии с законодательством и ФГОС.

Честно

Участие в любом проекте для ребенка, учителя и воспитателя сада — бесплатное. Оплачиваете изготовление документа только после получения результата.

Быстро

Результаты образовательных олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей и докладов — в течение 1 рабочего дня.

На портале “Солнечный свет”

Более 2000 тестов

Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.

97% клиентов

Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.

Свыше 1 000 000 участий

В наших олимпиадах поучаствовали уже более 1 150 000 раз. Всего приняло участие 352 000 педагогов и учащихся.

Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств

Солнечный свет
Создать
диплом

Не хотите ждать?

Тогда позвоните нам напрямую

Или отправьте письмо на электронную почту

В Высшей школе экономики в воскресенье назвали победителей и призеров первого Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Очередная олимпиада? Нет. Это не проверка на грамотность, не задания на внимательность, а возможность показать свой потенциал — и творческий, и исследовательский. Нужно просто рассказать о том, что интересно — своими словами. Конкурс — для школьников 9-11 классов. Всего в нем приняли участие более 10 тысяч школьников из 84 регионов России и 15 стран. В финал вышли 180 школьников. Причем лишь треть из них — ученики 9 и 10 классов, а остальные три четверти — выпускники. Писать сочинения можно было на любую, самостоятельно придуманную тему по нескольким направлениям — художественное, математическое, физическое, гуманитарное, медицинское… Причем совсем не обязательно придерживаться рамок школьной программы. Скорее, даже наоборот.

— Проблема традиционных сочинений — в отсутствии их связи с личностью школьника, — говорит член жюри конкурса, заведующий проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам ВШЭ Михаил Павловец. — Смысл чемпионата — дать возможность школьникам рассказать о том, что кажется важным им, а не преподавателям, придумывающим темы сочинений.

Чемпионат проходит в три этапа. Сначала — мультимедийный тест онлайн для всех желающих, потом — региональный этап для самых успешных участников. Именно на втором этапе ребята и писали свои сочинения. И третий этап для финалистов: командный и личный турниры с заданиями, составляли которые в том числе и академики РАН. Победителями чемпионата стали 36 человек, призерами — 37. Самым популярным у дипломантов оказалось гуманитарное направление.

И помимо победы в конкурсе, дипломов и подарков, мега-бонус ждет тех, кто сейчас учится в 11 классе. Они получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в четырнадцать вузов-партнеров чемпионата. Среди них Высшая школа экономики, Московский городской педуниверситет, Томский госуниверситет, МИФИ и другие.

  • Вспыльчивый как пишется правильно
  • Вспотела или спотела как пишется правильно
  • Вспомогательные слова для сочинения рассуждения
  • Вспомогательные слова для итогового сочинения
  • Вспомнить структуру волшебной сказки и написать ее начало зачин и завязку сюжета