1873-1943, русский пианист. Дирижер. Окончил Московскую консерваторию в 1891 как пианист и в 1892 году как композитор. Ученик А.И.Зилоти, А.С.Аренского, С.И.Танеева. Автор 3 симфоний и других сочинений для оркестра, кантат, опер, 4 концертов для фортепиано с оркестром и Рапсодии на темы Паганини для того же состава, камерно-инструментальных ансамблей, духовно-музыкальных произведений. Сотен пьес для фортепиано и романсов.
Рахманинов — один из крупнейших русских музыкантов ХХ века, прославившийся и как композитор, и как дирижер, и как пианист. Имя его и деятельность непосредственно связаны с Чайковским и творчески, и биографически, Ещё в младших классах Московской консерватории Рахманинов встречал Чайковского, играл в его присутствии. В год перехода Рахманинова на старшее отделение Чайковский — почётный член экзаменационной комиссии — высоко оценил пьесы Рахманинова в исполнении юного автора и к баллу «5» добавил три плюса, окружив пятёрку тремя крестами. Рахманинов отдавал на суд Чайковского свои ранние опусы. Чайковский оказывал молодому композитору поддержку в продвижении его сочинений к изданию и публичному исполнению, ходил в Большой театр на репетиции «Алеко» — первой оперы Рахманинова, его выпускной работы в консерватории. Рахманинов посвятил Чайковскому фантазию для 2 фортепиано.
На страницах писем Рахманинова разных лет, — в том числе и годы, когда он, уехав из России в декабре 1917, жил в США и других странах, — в его статьях и воспоминаниях имя Чайковского возникает постоянно. Сам он уже в конце жизни отмечал «огромное влияние» Чайковского (Лит. Наследие, I, 147) и с гордостью вспоминал, что осенью 1893 года Чайковский выражал пожелание, чтобы его опера «Иоланта» пошла на сцене Большого театра в один вечер с «Алеко». Смерть старшего музыканта не дала этим планам осуществиться. А как это было бы символично: последняя опера великого русского композиторa XIX века и первая опера века ХХ! (Лит. наследие, I, 97).
Смерть Чайковского потрясла Рахманинова, под влиянием утраты он написал Элегическое трио памяти П.И.Чайковского, — и это тоже было продолжением традиции Чайковского, в свое время посвятившего свое фортепианное трио «Памяти великого художника» — Н.Г.Рубинштейна.
Отношение Рахманинова к Чайковскому оставалось неизменным на протяжении всей жизни. Спутница юных лет Сергея Васильевича свидетельствует: «Петр Ильич Чайковский — вот кто был важнейшей рахманиновской привязанностью, кто был для него образцом…, что их роднило — общность духовного мира…» (Лит.наследие, II, 87). В свою очередь А. и Ж. Торпы, познакомившиеся с Рахманиновым уже в 30-е годы в США, вспоминали его слова: «Когда я был в Москве с Чайковским, я думал о нем как о божестве. Я и теперь думаю также
1873-1943, русский пианист. Дирижер. Окончил Московскую консерваторию в 1891 как пианист и в 1892 году как композитор. Ученик А.И.Зилоти, А.С.Аренского, С.И.Танеева. Автор 3 симфоний и других сочинений для оркестра, кантат, опер, 4 концертов для фортепиано с оркестром и Рапсодии на темы Паганини для того же состава, камерно-инструментальных ансамблей, духовно-музыкальных произведений. Сотен пьес для фортепиано и романсов.Рахманинов — один из крупнейших русских музыкантов ХХ века, прославившийся и как композитор, и как дирижер, и как пианист. Имя его и деятельность непосредственно связаны с Чайковским и творчески, и биографически, Ещё в младших классах Московской консерватории Рахманинов встречал Чайковского, играл в его присутствии. В год перехода Рахманинова на старшее отделение Чайковский — почётный член экзаменационной комиссии — высоко оценил пьесы Рахманинова в исполнении юного автора и к баллу «5» добавил три плюса, окружив пятёрку тремя крестами. Рахманинов отдавал на суд Чайковского свои ранние опусы. Чайковский оказывал молодому композитору поддержку в продвижении его сочинений к изданию и публичному исполнению, ходил в Большой театр на репетиции «Алеко» — первой оперы Рахманинова, его выпускной работы в консерватории. Рахманинов посвятил Чайковскому фантазию для 2 фортепиано.На страницах писем Рахманинова разных лет, — в том числе и годы, когда он, уехав из России в декабре 1917, жил в США и других странах, — в его статьях и воспоминаниях имя Чайковского возникает постоянно. Сам он уже в конце жизни отмечал «огромное влияние» Чайковского (Лит. Наследие, I, 147) и с гордостью вспоминал, что осенью 1893 года Чайковский выражал пожелание, чтобы его опера «Иоланта» пошла на сцене Большого театра в один вечер с «Алеко». Смерть старшего музыканта не дала этим планам осуществиться. А как это было бы символично: последняя опера великого русского композиторa XIX века и первая опера века ХХ! (Лит. наследие, I, 97).Смерть Чайковского потрясла Рахманинова, под влиянием утраты он написал Элегическое трио памяти П.И.Чайковского, — и это тоже было продолжением традиции Чайковского, в свое время посвятившего свое фортепианное трио «Памяти великого художника» — Н.Г.Рубинштейна.Отношение Рахманинова к Чайковскому оставалось неизменным на протяжении всей жизни. Спутница юных лет Сергея Васильевича свидетельствует: «Петр Ильич Чайковский — вот кто был важнейшей рахманиновской привязанностью, кто был для него образцом…, что их роднило — общность духовного мира…» (Лит.наследие, II, 87). В свою очередь А. и Ж. Торпы, познакомившиеся с Рахманиновым уже в 30-е годы в США, вспоминали его слова: «Когда я был в Москве с Чайковским, я думал о нем как о божестве. Я и теперь думаю также
1873-1943, русский пианист. Дирижер. Окончил Московскую консерваторию в 1891 как пианист и в 1892 году как композитор. Ученик А.И.Зилоти, А.С.Аренского, С.И.Танеева. Автор 3 симфоний и других сочинений для оркестра, кантат, опер, 4 концертов для фортепиано с оркестром и Рапсодии на темы Паганини для того же состава, камерно-инструментальных ансамблей, духовно-музыкальных произведений. Сотен пьес для фортепиано и романсов.
Рахманинов — один из крупнейших русских музыкантов ХХ века, прославившийся и как композитор, и как дирижер, и как пианист. Имя его и деятельность непосредственно связаны с Чайковским и творчески, и биографически, Ещё в младших классах Московской консерватории Рахманинов встречал Чайковского, играл в его присутствии. В год перехода Рахманинова на старшее отделение Чайковский — почётный член экзаменационной комиссии — высоко оценил пьесы Рахманинова в исполнении юного автора и к баллу «5» добавил три плюса, окружив пятёрку тремя крестами. Рахманинов отдавал на суд Чайковского свои ранние опусы. Чайковский оказывал молодому композитору поддержку в продвижении его сочинений к изданию и публичному исполнению, ходил в Большой театр на репетиции «Алеко» — первой оперы Рахманинова, его выпускной работы в консерватории. Рахманинов посвятил Чайковскому фантазию для 2 фортепиано.
На страницах писем Рахманинова разных лет, — в том числе и годы, когда он, уехав из России в декабре 1917, жил в США и других странах, — в его статьях и воспоминаниях имя Чайковского возникает постоянно. Сам он уже в конце жизни отмечал «огромное влияние» Чайковского (Лит. Наследие, I, 147) и с гордостью вспоминал, что осенью 1893 года Чайковский выражал пожелание, чтобы его опера «Иоланта» пошла на сцене Большого театра в один вечер с «Алеко». Смерть старшего музыканта не дала этим планам осуществиться. А как это было бы символично: последняя опера великого русского композиторa XIX века и первая опера века ХХ! (Лит. наследие, I, 97).
Смерть Чайковского потрясла Рахманинова, под влиянием утраты он написал Элегическое трио памяти П.И.Чайковского, — и это тоже было продолжением традиции Чайковского, в свое время посвятившего свое фортепианное трио «Памяти великого художника» — Н.Г.Рубинштейна.
Отношение Рахманинова к Чайковскому оставалось неизменным на протяжении всей жизни. Спутница юных лет Сергея Васильевича свидетельствует: «Петр Ильич Чайковский — вот кто был важнейшей рахманиновской привязанностью, кто был для него образцом…, что их роднило — общность духовного мира…» (Лит.наследие, II, 87). В свою очередь А. и Ж. Торпы, познакомившиеся с Рахманиновым уже в 30-е годы в США, вспоминали его слова: «Когда я был в Москве с Чайковским, я думал о нем как о божестве. Я и теперь думаю также
музыка
РАБОЧАЯ
ТЕТРАПЬ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
Е. д. КРИТСКАЯ Г. П. СЕРГЕЕВА Т. С. ШМАГИНА
МУЗЫКН
РАБОЧАЯ тетрапь
класс
Пособие для
учащихся общеобразовательных организаций
3-е издание
Москва
«Просвещение»
2014
удк 373.167.1:78 ББК 85.31я72
Дорогой друг!
Ты
держишь в руках тетрадь, в которой будешь работать самостоятельно: записывать
ответы на вопросы, выполнять творческие задания, рисовать, создавать эскизы
костюмов, декораций, сочинять мелодии. Это поможет тебе лучше узнать народные
традиции, обряды, праздники, выразительно исполнять музыкальные произведения.
Рабочая
тетрадь входит в учебно-методический комплект «Музыка» для 4 класса
общеобразовательных организаций авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С.
Шмагиной. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся. Она
содержит вопросы и творческие задания, которые помогают детям повторить и
закрепить пройденный материал.
lSBN 978-5-09-032319-2 О Издательство
«Просвещение», 2012 Художественное оформление.
Издательство
«Просвещение», 2012
Все права защищены
РУСЬ!
Русь! Короткое в один слог всего! а какое просторное и
загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Положа руку на сердце я считаю, что у слова «русь» много значений, как
много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия.
Россияне.
Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт. Русалка сказочная
обитательница рек и озёр. Роса и росяница обильная роса, лежащая поутру на
травах и деревьях. Иными словами, Русь это страна, где много рек и озёр, а
русский это человек, жиВУЩИЙ у воды.
Есть у слова «русь» ещё одно значение, которое я не
вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за
лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят
по-старинному. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным
цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, он и зацвёл!
— Анна Ивановна, а что такое русь?
Русью светлое место зовём. Где солнышко, да всё светлое, почитай, так
зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь спелая. Не слыхал, что ли,
никогда?
Я слова вымолвить не могу. Русь — светлое место. Русь страна света. Милая,
светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя.
По С.
Романовскому
Какое музыкальное сочинение могло бы завершить этот рассказ?
з
МЕЛОДИЯ — ДУША МУЗЫКИ
П. Чайковский
Неторопливо
М. Мусоргский
Не спеша, безмятежно
С, Рахманинов
Напевно, задумчиво
Вспомни и спой как вокализ мелодии из сочинений трёх русских композиторов:
Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского и Сергея Васильевича
Рахманинова. Напиши над нотными строчками названия произведений.
Что
роднит эти мелодии?
Проведи под каждым нотным примером цветную линию, которая соответствует
характеру мелодии,
сочини МЕЛОДИЮ
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт
И туман
и непогоды
Осень поздняя несёт…
А. Пушкин
Ave, Maria — лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая Дева, скорбящего мать, Душу
проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave, Maria — лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А, Фет
Представь себя композитором, сочини
свои мелодии на стихи русских поэтов. Определи характер звучания музыки, её
жанр, форму и средства выразительности:
лад, регистр, темп,
динамику, штрихи и др.
А. Пушкин А.
Фет К. Бальмонт
Кто будет исполнять твои произведения?
7
КОГО ПОЧИТАЮТ, ТОГО И ВЕЛИЧАЮТ
Есть
такое выражение «как тебя звать-величать». Звать значит обращаться к человеку
по имени, а звать-величать восхвалять, славить, чествовать. В величании нет
спешки, поэтому слова произносят СПОКОЙно, нараспев. В старину величали
песнями, заздравными пожеланиями, почётными причитаниями.
Вспомни и спой мелодию величания святым Кириллу и Мефодию.
Торжественно
свя -ти-и рав —
но — а- пос — толь — ны-е Ме — фо -ди-е и Ки- ри — те…
Прочитай величание Сергию Радонежскому:
Ублажаем
тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и
собеседниче Ангелов.
Попробуй спеть величание Сергию Радонежскому на мелодию величания Кириллу
и Мефодию.
Сравни его с народным песнопением:
Спокойно тр
Там, где сто — ит, кра — су — ясь, ны — не о — би
-тель Тро — и — цы свя — той, спу-ска-ясь с низ-ких гор к до — ли — не, шу-мел
ког — да — то лес гу — стой.
8
Вспомни
былину или русскую сказку, где героя величали. Напиши её название.
Назови
имена русских святых, которых особо почитают в городе, крае, области, где ты
живёшь. Узнай, как этого святого величают. Запиши текст величания и попробуй
прочитать его нараспев.
РОДНОЙ ОБЫЧАЙ СТАРИНЫ
Радостно
не шум шу мит, не гром
гре мит!
хри стос во скрес, Сы не Бо
— экий.
Шумят, гремят волочебники! Христос воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатому,
Христос воскрес, Сыне Божий. Ко богатому — к Николаеву. (Имя хозяина)
Христос воскрес, Сыне Божий. Хозяюшка, наш батюшка!
Христос
воскрес, Сыне Божий.
Раствори окошечко, посмотри немножечко! Христос воскрес, Сыне Божий.
5
Разучи мелодию народной пасхальной песни по нотам. Постарайся распеть её
слова на эту мелодию. При этом можешь менять ритм мелодии и ударения в словах,
Разыграй
песню волочебников «Обход дворов».
Вспомни другие песни-игры,
запиши их названия.
Какие
из них разыгрываются только в праздники, а какие в будние дни?
1 1
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ
Торжественные песнопения часто
исполняются с колоКОЛЬНЫМИ звонами. Такие звоны называются: малиновый,
благовест, трезвон.
Как
звучит колокол во вступлении к хору «Вставайте, люди русские» из кантаты Сергея
Сергеевича Прокофьева «Александр Невский»?
Можно ли
звучание колоколов воспроизвести на фортепиано? Какой регистр (высокий или
низкий) ты используешь для благовеста? для набата?
Вспомни,
в каких ещё произведениях русских КОМПОзиторов звучат колокольные звоны.
спзп О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Прочитай
выразительно фрагменты из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а интонацией
голоса, движениями рук, туловища «нарисуй» различные состояния моря.
Вот пошёл он к синему моро
Видит, море
слегка разыгралось
Вот
пошёл он к синему морю, (Помутилося синее море, )
Придумай
мелодии к разным картинам моря. Что будет меняться в музыкальных интонациях:
мелодия, ритм, темп, динамика, тембр голоса?
Музыкальные
картины различных состояний моря всё время повторялись, как бы двигаясь по
кругу. Вспомни музыкальную форму, название которой происходит от французского
слова «круг».
Пошёл старик к синему морю,
(Неспокойно
синее море.)
Старичок отправился к морю, (Почернело синее м ре.)
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и в т.
Определи
характер звучания, обозначь динамику, темп около каждого рисунка.
Разыграй с одноклассниками
сцены из сказки.
В какой
опере композитор Николай Андреевич РимскийКорсаков нарисовал картину моря?
В какой
опере Михаила Ивановича Глинки ты встретился с формой рондо?
РАЗЫГРАЙ ПЕСНЮ
Задорно
1.
А мы про со се ли, се ли.
Ой, Дид Ла до, се ли, се ли.
2.
А чем же вам
вытоптать, вытоптать?
Ой, Дид
Ладо, вытоптать, вытоптать?
З. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём. Ой, Дид Ладо, в плен во ь
Решительно
мы |
про — со |
вы |
топ — чем, |
вы — топ — чем! |
Ой, Дид |
Ла — до, |
вы |
топ — чем, |
вы — топ — чем! |
2. А мы
коней выпустим, выпустим.
Ой, Дид
Ладо, выпустим, выпустим.
З. А мы
коней выкупим, выкупим!
Ой, Дид
Ладо, выкупим, выкупим!
Спой с
одноклассниками песню-диалог от лица двух групп исполнителей. Найди разные
интонации, выразительные движения, чтобы передать её игровой характер.
Как ты
думаешь, к какому жанру народных песен она относится: колыбельная, хороводная,
трудовая, шуточная, протяжная? (Нужное подчеркни.)
Вместе
с родителями и близкими вспомни и спой народные песни разных жанров.
БЕСПЕЧНОЕ ПЛЕМЯ ВЕСЁЛЫХ БРОДЯГ…
В
Древней Руси музыка звучала и на боярских и КНЯжеских пирах, и на народных
празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были
СКОморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных
инструментах.
Они на
базарах, на княжьих пирах,
На игрищах — тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках
люд потешали.
Хоть бубен — не меч, СУРНа не копьё,
Но кто же из смертных не знает, Как песня уставшему силы даёт, Как музыка дух
поднимает!
Беспечное племя
весёлых бродяг,
Рождённое духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.
А. Орлов
В какой
опере Николая Андреевича Римского-Корсакова звучит «Пляска скоморохов»: в
«Сказке о царе Салтане», «Садко», «Снегурочке»? (Нужное подчеркни.)
Напиши
названия знакомых тебе народных музыкальных инструментов, на которых могли
играть СКОМОРОХИ.
Напиши
имена музыкантов, которые тебе запомнились из народных преданий, легенд, мифов.
СТАРЫЙ ЗАМОК
Спой по
нотам тему «Прогулки». Это тема самого композитора, который прогуливается по
выставке от картины к картине.
Скоро, в русском стиле, без торопливости
Вспомни и напиши названия «картинок», оживших в
музыкальных образах композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Вспомни, в какой части пьесы «Старый замок» звучит эта мелодия.
Разучи и спой её со
словами.
Не скоро, очень певуче и печально
чит пе чаль
— но, грусть на — ве — ва — ет на — пев ме — не — стре — ля.
Нарисуй иллюстрацию к пьесе «Старый замок» из сюиты «Картинки с
выставки».
ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ
Вспомни фортепианные пьесы танцевального характера польского композитора
Фридерика Шопена. Образы танцев, к которым обращался композитор, запечатлены на
рисунках. Рассмотри их и определи жанр танцев.
Какие из
этих танцев польские «по происхождению»?
Какой из них часто называют «Польский»?
Обрати внимание на то, что все эти танцы написаны в трёхдольном размере.
Определи отличительные особенности каждого из них.
*Подбери цветовой фон к
характеру каждого танца,
С огнём
Очень быстро
В каком
произведении русского композитора звучат польские танцы?
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Напиши названия инструментов, которые входят в состав групп симфонического
оркестра. Обозначь каждую группу оркестра своим цветом.
Струнные:
Деревянные духовые:
Медные
духовые:
Ударные:
На
рисунке инструменты из разных групп симфонического оркестра. Обведи их
карандашами разного цвета, чтобы было понятно, к какой группе оркестра они
относятся.
Выпиши
названия этих инструментов.
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Ты уже
знаешь, что в опере «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова и в
балете «Петрушка» Игоря Фёдоровича Стравинского есть сцены масленичного
гулянья.
Современники
И. Стравинского писали о музыке балета: «…точно вы сами в снежно-солнечный,
сверкающий масленичный день… втесались в праздничную, весёлую, хохочущую
толпу и слились с ней в неразрывное ликуюЦелое
Представь
себя художником-декоратором, костюмером. Подбери такие краски для рисунков,
чтобы они передавали характер народного праздника.
Какие
песни, игры, забавы сопровождают празднование Масленицы?
Придумай
сценарий масленичного гулянья и разыграй с одноклассниками, учителями и
родителями проводы Масленицы.
МИР РИМСКОГО-КОРСАКОВА
Глядя
на рисунки, вспомни музыкальные темы произведений Н. А. Римского-Корсакова:
«Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Шехеразада».
Если ты
верно напишешь имена персонажей этих муЗЫКаЛЬНЫХ произведений, то буквы в
клеточках подскажут тебе название корабля, на котором композитор совершил
кругосветное путешествие.
РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ
С движением
Подбери название для каждого нового проведения темы (вариации):
«Благовест» «Восходящее солнце»,
«Нежный
свет» «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя и впиши в рисунок.
зо
Каким знакомым тебе словом можно назвать центральную часть симфонической
картины?
Передай в цвете наступление рассвета,
свет восхоДЯи№ГО солнца.
Тембры каких инструментов симфонического оркестра передают торжественный,
величественный характер музыки?
Какую
мысль передаёт композитор, рисуя картину рассвета? Вырази эту мысль словами
мое ЛЮБИМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Составь небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своём любимом
музыкальном произведении. Послушай это произведение дома со своими родными, в
классе с друзьями. Прочитай им свои музыкальные размышления.
Я И МУЗЫКА
Попробуй нарисовать музыку так, как ты её чувствуешь, понимаешь. Не забудь
нарисовать и себя.
Учебное издание
Критская Елена
Дмитриевна Сергеева Галина Петровна
Шмагина Татьяна
Сергеевна
МУЗЫКА
Рабочая
тетрадь
4 класс
Пособие для
учащихся общеобразовательных организаций
Руководитель
центра «Стандарты» Л. И. Льняная
Редактор Ю. М.
Соболева
Художник Ю. В. Лузгина
Художественный
редактор А. Г. Иванов
Технический
редактор С. Н. Терехова Компьютерная вёрстка М. А. Носовой
Корректор Т. Н. Федосеенко
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор
продукции ОК 005-93—953000.
Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в
печать 22.07.13.
Формат 60х90 1 /8. Бумага офсетная.
Гарнитура PragmaticaC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 3,52. Доп. тираж 50 ООО
экз. Заказ № 36678 (k-sm).
Открытое акционерное общество
«Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в филиале «Смоленский
полиграфический комбинат» ОАО «Издательство «Высшая школа».
214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 1.
Тел.: +7(4812) 31-11-96. Факс: +7(4812) 31-31-70.
E-mail: spk@smolpk.ru http://www.smolpk.ru
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина
Музыка. 4
класс
Учебник
Рабочая тетрадь
Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы
Хрестоматия музыкального материала
Фонохрестоматия музыкального материала (трЗ)
Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы
Сайт «Начальная школа»
http://1-4.prosv.ru
ISBN
978-5-09-032319-2
9 785090 323192 ПРОСВЕЩЕНИЕ