Вспомни и запиши название сказок в которых упоминается такой вид одежды как рубаха 2 класс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

Городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги — 2018»

Секция: Краеведение

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Автор работы: Усенкова Милана

Место выполнения работы: МАОУ СОШ №1, 5 класс,                                                             Россия, г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Туркасова Ольга Игоревна, русского языка и  литературы.

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/events/mk-kon(150).jpg

г. Тобольск, 2018

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Усенкова Милана Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ №1,

 5 класс                        

   Аннотация

В данной работе  содержатся сведения о русском костюме в сказке Ершова. Дано подробное описание верхней мужской одежды, обуви, головных уборов. Проведена большая  работа с различными  словарями.Взято  интервью у очевидцев  и  родственников, живших в 50 годы, носивших одежду не похожую на нашу современную. Сделаны выводы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                        

Основная часть

Русский костюм:                                                                            

1.Рубаха, лаппти, малахай

2.Кафтан

3. Опоясок. Кушак.

4. Головные уборы

5. .Обувь

6. Женский костюм в сказке…

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравится сказка П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». Читая сказку Ершова, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказка П.П.Ершова

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказку Ершова;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказки создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

 Мы провели исследование, предложив учащимся 5-х классов ответить на следующие вопросы: что такое малахай , ответ- знают  9 из 27, лапти  назвали старинными ботинками 25 учащихся, что такое кушак знают лишь 2 учащихся.

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Рубаха, лаппти, малахай

В сказке «Конёк — горбунок» есть такие строчки:

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

 Основу народного костюма составляла холщовая рубаха, длиной до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи. В нее так же, как и у богатых, вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался или пристегивался медными пуговицами невысокий воротник-стойка. Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги. Обычно ткань для портов делалась в

полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник.

А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

 В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что  малахай имеет два значения –        1) это большая шапка на меху с широкими наушниками у башкир и киргизов       2) верхняя одежда, широкий кафтан без пояса. Следовательно, в сказке даётся описание  верхней одежды Ивана, которую в те времена  носил народ.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма — для праздников, будней или работы.

2.Кафтан

В сказке есть такие строчки: 

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил

Словно утица поплыл.

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Основным видом верхней народной одежды оставался кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой народный кафтан позже получил название казакин. 

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье  наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

3.Опоясок. Кушак.

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался…

Толковый словарь Ушакова

Опояска

опояски, ж. (обл.). Пояс, обычно в виде шнурка, тесьмы.

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

1.кушак

  м. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящ. Кушачник м ница ж. кушачный ткач. Кушаницы ж. мн. перм. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.кушак

  м. Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.кушак

  -а, м Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура) Как завьет он кудри черные. Как наденет кафтан бархатный. Подпояшет кушак шелковый. Кольцов Русская песня.

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

4.кушак

  а; м. [тюрк, кушак]. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура). Красный к. Ямщицкий кушак.

Большой толковый словарь русского языка

4. Головные уборы

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову —

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

             …

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Красна шапка – термин означает — почётный, ценный, дорогой. Позвонок – бубенец, забытое слово, которое можно найти в «Словаре  забытых и трудных слов XVIII – XIX веков». Считалось, что бубенцы отпугивали нечисть.

      Основным цветом костюма в те времена  был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».

3.Обувь

В словаре даётся толкование слова лапоть – это крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Липовые лапти.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян, —

Ну, точнёхонько Иван.

Кожаная обувь была очень дорогой.

1.позумент

  м. золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас. Хоть без штанов, да в позументах, о щеголе. Позументная фабрика. Позументовая нашивка, петлица. Позументщик щица, кто делает, точет позумент, либо торгует им щиков щицын, им лично прнадлежщ щичий, к ним относящийся. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.позумент

  м. Шитая золотом, серебром или цветной мишурой тесьма для оторочки одежды, мягкой мебели и т.п.; галун. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.позумент

   позумента, м. (от фр. passement — оторочка). Шитая золотом или мишурой тесьма, служащая для оторочки одежды, мягкой мебели и пр. Мундир с золотым позументом. …

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

4.позумент

  -а, м Шита золотом или серебром тесьма, предназначенна дл украшени одежды, мебели, галун Он был одет в какой-то особенный костюм, в красной шелковой рубашке обшитой по вороту позументом Достоевский Село Степанчиково Николай узнал его по черной барашковой шапке с позументами на сукне Березко Ночь полководца [Нем Posament из франц] …

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

5. позумент

  а; м. [нем. Posament из франц.]. Шитаязолотом или серебром тесьма, предназначенная дляукрашения мебели, одежды; галун. Ливрея в золотых позументах. < Позументный,ая, ое. Пая мастерская. П. мастер. Позументовый, ая, ое. обшивка на знамени. П. пояс. …

Большой толковый словарь русского языка

6.Женский костюм в сказке…

Я обратила внимание на то, что в сказке  Ершова описания женской одежды практически нет. Могу привести лишь несколько строк:

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Мне понравилась иллюстрация к сказке художника Стеценко А.А. и  Кочергина Н.М. Вот такой я представляю русскую девушку того времени.

Ещё одна деталь женского костюма  — фата:

А царица молодая,                                                                                                                                            Чтоб не видеть наготу¸                                                                                                                         Завернулася в фату…

Из словаря С.И. Ожегова – фата ,  закрывающая голову и верхнюю часть тела лёгкое женское покрывало из кисеи,кружев, шёлка. Свадебная фата.

Я беседовала с моей бабушкой о костюмах наших родственников, мы нашли фотографии 1951, 1956-х годов. Бабушка рассказала мне как одевались её мама и папа.

Их костюмы были простыми: в тёплое время года — лёгкое летнее платье – у прабабушки.  Простая рубашка, брюки и пояс —  у прадедушки.  Зимой – шапка – ушанка, тёплый свитер, пальто, платок и валенки или по – другому пимы.

Заключение: В ходе своего проекта я узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания. В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказке П.П.Ершова.

 Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках факультативах по литературе: «Русский костюм в сказке  Ершова «Конёк – Горбунок»

Результатом моей работы послужило создание эскиза  русского костюма на кукле. Я сшила ей  красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила фату, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки.  У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказки Ершова.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru

Как рассказать детям о русской народной одежде; о том, что носили русские красавицы в праздники и в быту? Наглядно это можно сделать, если прочитать на нашем сайте любую русскую народную сказку.

Рассказ о нарядах для русских красавиц нужно начать с того, что русская национальная одежда во все времена считалась одной из самых красивых нарядов. Достаточно посмотреть, какие эпитеты для неё находят сказочники: «лазурный пышный сарафан». А русские красавицы в «дорогих собольих душегрейках», да в «парчовых на маковках кичках» сравнивались с «лебёдушками», назывались «павами величавыми».

Женская одежда в сказках

Женская одежда наших предков. Характерные черты

Для того, чтобы более полностью раскрыть тему, необходимо уточнить, как женская одежда больших размеров http://silver-string.ru/ (для девушек и молодых женщин) отличалась от одежды для детей и пожилых людей.

Русские красавицы во времена наших предков облачались в такие наряды:

• длинные, до пола, холщовые, шерстяные или шёлковые рубахи (в зависимости от достатка);

• сарафаны на кокетке, расклешённые книзу;

• душегрейки (на вате или подбитые мехом) безрукавки;

• короткие кафтаны;

• поневы (юбки);

• армяки;

• запоны (фартуки).

Наряд молодой женщины (девушки), которая жила на севере России, отличался от нарядов, которые носили женщины юга. Русские девушки севера носили рубахи и сарафаны из однотонной холщовой или шерстяной домотканой ткани.

Украшением служила вышивка, которой были украшены ворот, рукава и подол рубахи. Сарафан так же был расшит вверху и по подолу. Поверх сарафана надевался запон (фартук) или армяк, в зависимости от времени года.

Молодые жительницы юга носили поверх рубахи поневы (юбки), которые шили для девушек, достигших совершеннолетия. Поверх рубахи с поневой надевался запон (фартук) или короткий кафтан.

Так как девушки с раннего детства приучались к рукоделию, то наряд каждой из них был украшен собственными руками. Вся одежда была украшена вышивкой, которой в прежние времена уделялось большое внимание. Расшитые цветными нитями ворот, рукава и подол приобретали значение оберега.

Цвета вышивки для повседневной одежды были преимущественно красным и чёрным. Рисунком для вышивки служили орнаменты, изображающие символы солнца и земли, жизни и любви. Так наши предки защищали себя от болезней, сглаза, порчи и злых духов.

Такое своеобразное украшение одежды носило глубинный смысл. Каждая девушка (женщина), вышивая замысловатый орнамент на одежде, как будто бы вышивала свою судьбу, потому что каждый элемент орнамента являлся сакраментальным символом.

Одежду без особых затей носили обычно пожилые женщины и маленькие девочки. В одной и той же семье женщины разного возраста одевались по-разному. И, если маленькой девочке полагалось носить только рубаху и сарафан, то костюм её мамы имел гораздо больше деталей.

Праздничная одежда женщин-славянок. Головные уборы, пояса (опояски)

Праздничное убранство надевалось в дни религиозных и народных праздников, а также на семейные торжества (венчание, крестины). Одежда, предназначавшаяся для торжественных случаев, тоже украшалась вышивкой. Только вместо обычной нити для вышивания использовались золотые и серебряные нити.

Те, кому позволял достаток, расшивали свою одежду натуральным жемчугом, тесьмой, лентами. Верхняя одежда украшалась драгоценными камнями. Когда в одежде славянок появились пуговицы, то их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней и перламутра.

По головным уборам, которые носили женщины славянской принадлежности, можно было определить их социальный статус. Маленькие девочки и незамужние женщины ходили с непокрытой головой. Им позволялось носить косник или венец.

Молодухи, вышедшие замуж, обязаны были убрать косы под платок. Они носили:

• убрус (платок);

• кокошник;

• кика (кичка).

Головные уборы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и каменьями. Пожилым женщинам полагалось носить более строгие головные уборы – сборник или повойник.

Дополнением к наряду служили пояски (опояски), изготовленные из кожи, дорогой ткани или плетёные из разноцветных нитей. Опоясок был обязательной деталью наряда и имел двойственное предназначение – защищал от холода и от нечистой силы.

Во времена наших предков одежда могла рассказать о своём хозяине много: женат или холост, из какой местности и каков род его занятий.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.

Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм.

Сказка о богатыре Иване.

Давным — давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды на Русь напали иноземцы. Собрали наши предки в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

Когда старцы увидели Ивана, пали на колени и стали просить помощи.

Иван стразу согласился. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Взял богатырь меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал и погубили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать сына и зарыдала. Три дня и три ночи просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди — это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла. А на праздничных русских народных костюмах вышивали многообразные орнаменты и рисунки.

Орнаменты воды.

Посмотрите, как люди изображали влагу.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 1

Вместе с детьми рассмотрите изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки.

Голубой — цвет неба.

Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 2

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 3

Праздничный русский народный костюм.

Скажите, дети, вы любите наряжаться?

Конечно, все и дети, и взрослые любят красиво одеваться.

А куда мы наряжаемся?

Верно, на праздники, в гости, в День рождения, в поездку, и т. д.

А знаете ли вы, как одевались раньше люди, когда наши бабушки и дедушки были еще маленькими?

Русская национальная одежда может много рассказать о интересных традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами.

Крестьянка в народном костюме

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 4

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 5

https://www.livemaster.ru/item/38149974-russkij-stil-narodnye-kostyumy-narodnyj-kostyum-makosh

Куклы в народных костюмах

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 6

https://www.livemaster.ru/item/38639410-russkij-stil-kopiya-narodnogo-kostyuma-smolenskij-olonetskij-

Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники?

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, косоворотки, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков, чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.

Косоворотка

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 7

https://www.livemaster.ru/item/35015386-russkij-stil-kosovorotka-art-1218

Народная праздничная одежда могла многое рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Давайте рассмотрим элементы народного праздничного костюма. Он включал в себя элементы «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи.

Передник

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 8

https://www.livemaster.ru/item/43493088-aksessuary-fartuk

Рушник

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 9

https://www.livemaster.ru/item/35421014-russkij-stil-rushniki-bolshie

Пояс

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 10

https://www.livemaster.ru/item/24767357-russkij-stil-devichij-poyas-tkanyj

Летний девичий костюм.

В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи — «епанечки», «коротены» — коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 11

https://www.livemaster.ru/item/38184198-russkij-stil-plate-rodosvet

Русский сарафан

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 12

https://www.livemaster.ru/sadgalis

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 13

https://www.livemaster.ru/item/7186093-russkij-stil-sarafan-lnyanoj-krugovoj-krasnyj

Традиционная для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во все времена когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики про запас имели даже меховую обувь

Еще хочу показать вам мужской крестьянский костюм. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве отделки материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из тканей одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 2. Сказка о богатыре Иване. Орнаменты воды. Праздничный русский народный костюм, фото № 14

https://www.livemaster.ru/item/42921462-russkij-stil-lnyanaya-obryadovaya-rubaha

Дополнительно можно задать вопросы для детей во время беседы:

С какой одеждой мы сегодня познакомились? Какай наряд понравился? Назови, какие элементы костюмы запомнил. Назови знакомые элементы узоров.

Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его украсила?

Словарь старинных русских слов русского костюма.

Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.

Душегрея — женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда с мехом и застежкой спереди.

Зипун — крестьянский кафтан из грубого сукна.

Китайка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр. Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.

Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине, а сбоку.

Крашенник — специалист, умелец в краске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак, или пояс — обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благосостояния своего владельца оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Онучи — кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками. Позумент — золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

Рубище — грубая, толстая будничная одежда.

Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Сермяга — так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна — сермяжным.

Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.

Телогрея — женская верхняя одежда которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.

  • Вспомни героям какой сказки понадобился этот предмет соедини название предмета и название сказки
  • Вспомни 1 2 имени мудрых девиц красавиц из русских народных сказок
  • Вспоминаю себя мне тринадцать лет сочинение
  • Вспоминаю как в середине двадцатых разговорившись сочинение
  • Вспоминаю или вспоменаю как пишется