Вспомни и запиши названия сказок в которых упоминается такой вид одежды как рубаха родной язык

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

Городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги — 2018»

Секция: Краеведение

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Автор работы: Усенкова Милана

Место выполнения работы: МАОУ СОШ №1, 5 класс,                                                             Россия, г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Туркасова Ольга Игоревна, русского языка и  литературы.

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/events/mk-kon(150).jpg

г. Тобольск, 2018

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Усенкова Милана Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ №1,

 5 класс                        

   Аннотация

В данной работе  содержатся сведения о русском костюме в сказке Ершова. Дано подробное описание верхней мужской одежды, обуви, головных уборов. Проведена большая  работа с различными  словарями.Взято  интервью у очевидцев  и  родственников, живших в 50 годы, носивших одежду не похожую на нашу современную. Сделаны выводы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                        

Основная часть

Русский костюм:                                                                            

1.Рубаха, лаппти, малахай

2.Кафтан

3. Опоясок. Кушак.

4. Головные уборы

5. .Обувь

6. Женский костюм в сказке…

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравится сказка П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». Читая сказку Ершова, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказка П.П.Ершова

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказку Ершова;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказки создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

 Мы провели исследование, предложив учащимся 5-х классов ответить на следующие вопросы: что такое малахай , ответ- знают  9 из 27, лапти  назвали старинными ботинками 25 учащихся, что такое кушак знают лишь 2 учащихся.

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Рубаха, лаппти, малахай

В сказке «Конёк — горбунок» есть такие строчки:

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

 Основу народного костюма составляла холщовая рубаха, длиной до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи. В нее так же, как и у богатых, вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался или пристегивался медными пуговицами невысокий воротник-стойка. Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги. Обычно ткань для портов делалась в

полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник.

А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

 В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что  малахай имеет два значения –        1) это большая шапка на меху с широкими наушниками у башкир и киргизов       2) верхняя одежда, широкий кафтан без пояса. Следовательно, в сказке даётся описание  верхней одежды Ивана, которую в те времена  носил народ.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма — для праздников, будней или работы.

2.Кафтан

В сказке есть такие строчки: 

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил

Словно утица поплыл.

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Основным видом верхней народной одежды оставался кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой народный кафтан позже получил название казакин. 

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье  наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

3.Опоясок. Кушак.

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался…

Толковый словарь Ушакова

Опояска

опояски, ж. (обл.). Пояс, обычно в виде шнурка, тесьмы.

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

1.кушак

  м. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящ. Кушачник м ница ж. кушачный ткач. Кушаницы ж. мн. перм. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.кушак

  м. Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.кушак

  -а, м Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура) Как завьет он кудри черные. Как наденет кафтан бархатный. Подпояшет кушак шелковый. Кольцов Русская песня.

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

4.кушак

  а; м. [тюрк, кушак]. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура). Красный к. Ямщицкий кушак.

Большой толковый словарь русского языка

4. Головные уборы

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову —

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

             …

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Красна шапка – термин означает — почётный, ценный, дорогой. Позвонок – бубенец, забытое слово, которое можно найти в «Словаре  забытых и трудных слов XVIII – XIX веков». Считалось, что бубенцы отпугивали нечисть.

      Основным цветом костюма в те времена  был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».

3.Обувь

В словаре даётся толкование слова лапоть – это крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Липовые лапти.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян, —

Ну, точнёхонько Иван.

Кожаная обувь была очень дорогой.

1.позумент

  м. золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас. Хоть без штанов, да в позументах, о щеголе. Позументная фабрика. Позументовая нашивка, петлица. Позументщик щица, кто делает, точет позумент, либо торгует им щиков щицын, им лично прнадлежщ щичий, к ним относящийся. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.позумент

  м. Шитая золотом, серебром или цветной мишурой тесьма для оторочки одежды, мягкой мебели и т.п.; галун. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.позумент

   позумента, м. (от фр. passement — оторочка). Шитая золотом или мишурой тесьма, служащая для оторочки одежды, мягкой мебели и пр. Мундир с золотым позументом. …

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

4.позумент

  -а, м Шита золотом или серебром тесьма, предназначенна дл украшени одежды, мебели, галун Он был одет в какой-то особенный костюм, в красной шелковой рубашке обшитой по вороту позументом Достоевский Село Степанчиково Николай узнал его по черной барашковой шапке с позументами на сукне Березко Ночь полководца [Нем Posament из франц] …

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

5. позумент

  а; м. [нем. Posament из франц.]. Шитаязолотом или серебром тесьма, предназначенная дляукрашения мебели, одежды; галун. Ливрея в золотых позументах. < Позументный,ая, ое. Пая мастерская. П. мастер. Позументовый, ая, ое. обшивка на знамени. П. пояс. …

Большой толковый словарь русского языка

6.Женский костюм в сказке…

Я обратила внимание на то, что в сказке  Ершова описания женской одежды практически нет. Могу привести лишь несколько строк:

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Мне понравилась иллюстрация к сказке художника Стеценко А.А. и  Кочергина Н.М. Вот такой я представляю русскую девушку того времени.

Ещё одна деталь женского костюма  — фата:

А царица молодая,                                                                                                                                            Чтоб не видеть наготу¸                                                                                                                         Завернулася в фату…

Из словаря С.И. Ожегова – фата ,  закрывающая голову и верхнюю часть тела лёгкое женское покрывало из кисеи,кружев, шёлка. Свадебная фата.

Я беседовала с моей бабушкой о костюмах наших родственников, мы нашли фотографии 1951, 1956-х годов. Бабушка рассказала мне как одевались её мама и папа.

Их костюмы были простыми: в тёплое время года — лёгкое летнее платье – у прабабушки.  Простая рубашка, брюки и пояс —  у прадедушки.  Зимой – шапка – ушанка, тёплый свитер, пальто, платок и валенки или по – другому пимы.

Заключение: В ходе своего проекта я узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания. В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказке П.П.Ершова.

 Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках факультативах по литературе: «Русский костюм в сказке  Ершова «Конёк – Горбунок»

Результатом моей работы послужило создание эскиза  русского костюма на кукле. Я сшила ей  красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила фату, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки.  У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказки Ершова.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru

Содержание

  1. Исследовательская работа по теме «народный костюм в сказках Пушкина»
  2. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  3. Оставьте свой комментарий
  4. Подарочные сертификаты
  5. Чудесная рубашка

Исследовательская работа по теме «народный костюм в сказках Пушкина»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Русский народный костюм в сказках А. С. Пушкина» Исследовательская работа

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских областей. Все люди с детства любят читать сказки. А нам особенно нравятся сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая его сказки, мы обратили внимание на красочные иллюстрации. Нас заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали великие художники. Нам стало любопытно, отличалась ли сказочная одежда от русской народной одежды нашего края.

Цели и Задачи: Исследовать сказки А. С. Пушкина Найти описание костюмов Узнать как выглядит Романовский костюм Сравнить сказочный и Романовский костюмы Предмет исследования: сказки А. С. Пушкина. Заглянем в них и посмотрим, какие строчки поэт использует для описания костюма.

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки: «Лазурный пышный сарафан Одел Людмилы стройный стан. »

Сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

Пушкин в своих сказках украшает сарафаны героинь очень богато, использует дорогие материалы и украшения.

Романовский же сарафан сильно отличался от сказочного

«Княжне последняя девица Жемчужный пояс подает».

Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).

Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте. Могли содержать слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог».

Пушкин предает этому предмету одежды роскошность, убирает значение оберега и добавляет его как аксессуар. Романовские пояса так же выполняли функцию оберега. Но отличались украшением, чаще всего это были пайетки или узоры характерные для нашего края.

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки: «На крыльце стоит его старуха. В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки»

Завершал наряд головной убор. Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.

Пушкин в строчках из «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью головного убора показывает величие старухи, так как кичка изготовлена из парчи – дорогого материала, который мог себе позволить далеко не каждый.

Романовские головные уборы не чуть не уступали сказочным. Голову могли покрывать сороки и кички по будням и кокошники по праздникам. Они так же могли быть дорогими и роскошными или более простыми.

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки: «И между тем она, Руслан, Мигала томными глазами; И между тем за мой кафтан Держалась тощими руками; »

Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда. Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Сказочный костюм обычно отличался особой узорчатостью, а также шиком материалов. Могли использоваться золотые нити, замш и многое другое. В основном такие вещи носили бояре или князья. Романовский кафтан ничем не отличался от обычного, да и от сказочного мало, только был чуть проще, не расшит золотом и бархатом.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести». Кожаная обувь была очень дорогой.

Пушкинские герои носили разную обувь в зависимости от положения. Бедные люди ходили в лаптях, а попы, бояре и князья расхаживали в красных кожаных сапогах. Обычно сказочные сапоги были, с загнутыми носами это тоже указывало на положение.

А для Романовской стороны были характерны лапти, разных размеров, стилей и материалов. В основном лапти были из бересты.

Спасибо за внимание!

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1096575

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Чудесная рубашка

В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.

В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там — с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.

Иван — купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.

Вошел в комнаты, ходил, ходил — нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван — купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей — ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.

— А ведь хлеб да вино у нас початы! — говорит орел.

— И то правда, — отвечает сокол, — видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:

— Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок — будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец — будешь родной братец, коли ты старушка — будешь мать родная, а коли красная девица — назовем тебя родной сестрицею.

Иван — купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.

На другой день стал орел просить Ивана — купеческого сына:

— Сослужи нам службу — останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.

— Хорошо, — отвечает купеческий сын, — будет исполнено.

Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.

После того обратились добрые молодцы птицами — орлом, соколом и воробьем — и улетели.

Иван — купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать — ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.

В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.

Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.

На другой день начал просить Ивана — купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван — купеческий сын согласился.

Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.

В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.

Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.

На другой день поутру начал воробей просить Ивана — купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.

Братья обратились птицами и улетели. Иван — купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.

Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.

После обеда говорит старший брат, орел:

— Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь — дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, — рубашку.

— Возьми, — говорит, — эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!

Иван — купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.

Иван — купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:

— Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!

Иван — купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван — купеческий сын так мудр и силен?

Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:

— Скажи, Иван — купеческий сын, где твоя мудрость?

Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:

— Зачем это веник изукрасила?

— А затем, — говорит Елена Прекрасная, — что в нем твоя мудрость и сила скрываются.

— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?

Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:

— Скажи, милый, где твоя мудрость?

Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:

— Что это значит? Зачем рога вызолочены?

— А затем, — отвечает Елена Прекрасная, — что тут твоя сила и мудрость скрываются.

— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?

Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:

— Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван — купеческий сын и выдал ей тайну:

— Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.

Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.

Трое суток лежало тело Ивана — купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.

На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.

— Принеси скорее мертвой и живой воды!

Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.

Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана — купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.

Иван — купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.

Только Иван — купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.

Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.

При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:

— Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:

— Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.

Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула — красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.

Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.

Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:

— Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.

Она так и сделала, бросила щепочку в озеро — щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.

Пришел на то озеро Змей Горыныч — вздумал поохотиться, — увидал золотого селезня. “Дай, — думает — живьем поймаю!”

После того пришел Иван — купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

Источник

Как познакомить детей с русской народной одежой? Как вдохновить себя на новые работы в народном стиле?

Предлагаю Вашему вниманию отображение особенностей русского народного костюма в сказках, стихах и в загадках.

. «А не замахнуться ли нам, батенька, на Уильяма, понимаешь ли, Шекспира». )))

Вот, например, строчки из «Руслана и Людмилы»:

«Лазурный пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан. »

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,

парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»

А еще можно предложить посмотреть интересную сказку о русском костюме:

Оригинальным будет знакомство с деталями русского женского костюма в стихотворной форме. Тут важно подкреплять поэтические строчки иллюстрациями, и тогда все будет предельно понятно!

Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой

У меня давно возник вопрос.
И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

Я спросила у своих друзей
И сходила в городской музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что наши прабабушки носили?

Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.

Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.

Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.

В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.


Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.

После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.


Свадебное пышное убранство
Шили долго, с редким постоянством:
Сарафан, рубаху, душегрею
Украшали, денег не жалея.

Соблюдая строгие обряды,
Берегли венчальные наряды,
Их передавали по наследству,
Напрокат давали по соседству.

Был у жён спокойный, кроткий норов,
Много разных головных уборов:
Кики и кокошники-сороки,
Венчики с каменьями и роги.

Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.

А вот еще одно творческое воплощение характеристики русского костюма в стихах:

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина.

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолУ, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Сборник, повойник — убор для старухи.

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Вот еще одно оригинальное, интересное, на мой взгляд стихотворение о русском костюме:

Женский костюм.

Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной, орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых, крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы – детали поясню вам в двух словах.

Костюм крестьянки — он традиционно носил национальные черты.

И не касался Запад просвещенный его своеобразной красоты!

Всё те же сарафаны надевались, поневы и рубахи без затей.

А все ж наряды женщин различались из северных и южных областей!

На севере носили сарафаны из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала, а на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала — для свадьбы, сельских праздников, труда.

Крестьянки юга — те предпочитали поверх рубах поневы надевать,

Узором по подолу украшались, но юбки было принято считать

Нарядом женским. Девушки носили поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили поневы-юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали, расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали, а к юбкам пришивали бубенцы.

А фартук иль передник повсеместно стремились для нарядности носить,

Узором украшали интересным, умели шелком, бисером расшить.

Нет живописней все ж, отметить надо, национально русского наряда!

ЗАГАДКИ

· Тулуп или шуба

сверху голо,
снизу богато,
теплом богата,
что твоя хата

· Штаны
шел мужик по дороге,
пришло две дороги,
он в обе пошел.
Шел по одной,
вышел из двух.

· Рубаха
били меня, колотили,
во все чины проводили,
а потом вместе с царем
за престол посадили.

· Пояс
надену – ободом сведет,
сниму – змеей упадет,
тепла не дает, а без него холодно
днем – обручем,
ночью – змеей.

· Лапти
из липы свито деревянное корыто,
по дороге идет,
клетки кладет.
Привяжешь пойдут,
отвяжешь – остановятся.

· Рукавица
построен хлевец
для пяти овец
четыре в избе,
пятый возле

ЧАСТУШКИ

У твердских мужиков

сапоги семи пудов.
На вечерочку идут,
сапоги с собой несут

У меня рубаха алая,

сюртук сукна добротного,
вы такого малого
не сыщете вольготного

Эх, юбка моя с незабудками,

разрешите танцевать с прибаутками

Я воронежска матренка,

бирюзовые глаза,
на мне нова одежонка,
я девчонка-егоза

еще шапку на бочок.
Забайкальские девчонки
попадутся на крючок

Мы, архангельски девчата,

очень весело живем,
в своих новеньких нарядах
мы нигде не пропадем

Я скажу вам без обмана:
лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
сарафан приносит счастье

У меня на голове
красненький платочек.
Лапти новые сплела,
юбочка в цветочек

У меня коса большая,
ленточка в ней алая.
Платье шила целый день,
к вечеру устала я

Вася наш бедовый
в голубой рубахе новой
ярка шляпа на боку,
наглядеться не могу

Я парнишка озорной,
я в рубахе расписной,
шляпу до бровей надвину,
хоть пиши с меня картинку.

Лидочка бедовая:
юбочка бордовая,
кофточка батистовая,
девочка форсистая.

Пойду плясать,
половицы гнуться.
Сарафан короток,
ребята смеются.

Костромская девочка,
девочка-припевочка.
На ней юбка новая,
сама чернобровая

буду есть одну мякину,

а рога свои не кину!

Источник

Сказка рассказывает о приключениях Ивана — купеческого сына. Чего только не пришлось ему пережить: братья его из дома выгнали; три года жил в лесу у орла, сокола и воробья; победил Змея Горыныча, благодаря чудесной рубашке; женился на Елене Прекрасной, но на этом чудеса не закончились… Внимание, сказка может содержать элементы жестокости! (в пересказе А.Н.Афанасьева, т.3)

«Чудесная рубашка» читать

В некотором царстве жил богатый купец; помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Старшие два каждый день ходили охотничать. В одно время выпросили они у матери и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там — с тем чтобы все отцовское имение разделить меж собой на две части, а его лишить наследства. Иван купеческий сын долгое время бродил по лесу, питаясь ягодами да кореньями; наконец выбрался на прекрасную равнину и на той равнине увидал дом. Вошел в комнаты, ходил-ходил — нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей — ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать. «А ведь хлеб да вино у нас початы!» — говорит орел. «И то правда, — отвечает сокол, — видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал». Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел: «Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок — будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец — будешь родной братец, коли ты старушка — будешь мать родная, а коли красная девица — назовем тебя родной сестрицею». Иван купеческий сын вышел из-за двери; они его ласково приняли и назвали своим братцем. чудесная рубашка1

На другой день стал орел просить Ивана купеческого сына: «Сослужи нам службу — останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол». — «Хорошо, — отвечает купеческий сын, — будет исполнено». Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел. После того обратились добрые молодцы птицами — орлом, соколом и воробьем — и улетели.

Иван купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать — ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь. В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни. Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья. Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать. На другой день начал просить Ивана купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван купеческий сын согласился. Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом. В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни. Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде; проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орел, сокол и воробей; ударились о землю, поздоровались и сели обедать. На другой день поутру начал воробей просить Ивана купеческого сына: сослужи-де службу еще один год! Он согласился. Братья обратились птицами и улетели. Иван купеческий сын прожил целый год один-одинехонек, и когда наступил урочный день — накрыл стол и дожидает братьев. Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами; вошли, поздоровались и пообедали. После обеда говорит старший брат, орел: «Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь — дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными».

чудесная рубашка2

Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, — рубашку. «Возьми, — говорит, — эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее — никто тебя не осилит!»

Иван купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти. Иван купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить: «Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение; буду тебе верный слуга!» Иван купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван купеческий сын так мудр и силен? Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать: «Скажи, Иван купеческий сын, где твоя мудрость?» — «На кухне, в венике». Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван купеческий сын, воротясь с охоты, увидал веник и спрашивает: «Зачем этот веник изукрасила?» — «А затем, — говорит Елена Прекрасная, — что в нем твоя мудрость и сила скрываются». — «Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?»

Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает: «Скажи, милый, где твоя мудрость?» — «У быка в рогах». Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван купеческий сын, воротясь с охоты, увидал быка и спрашивает: «Что это значит? Зачем рога вызолочены?» — «А затем, — отвечает Елена Прекрасная, — что тут твоя сила и мудрость скрываются». — «Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?» Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и безотвязно стала его выспрашивать: «Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила?» Иван купеческий сын выдал ей тайну: «Моя сила и мудрость вот в этой рубашке». После того опьянел и уснул; Елена Прекрасная сняла с него рубашку, изрубила его в мелкие куски и приказала выбросить в чистое поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.

Трое суток лежало тело Ивана купеческого сына по чисту полю разбросано; уж вороны слетелись клевать его. На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата и решились помочь ему.

чудесная рубашка3

Тотчас бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону: «Принеси скорее мертвой и живой воды!» Ворон полетел и принес мертвой и живой воды. Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою. Иван купеческий сын встал, поблагодарил их; они дали ему золотой перстень. Только что Иван купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной. Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.

При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает: «Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут». Провещал ей конь человеческим голосом: «Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызгнет кровь моя наземь — заступи ее своей ножкою; после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца». Поутру повели коня казнить; отрубили ему голову, кровь брызгнула — красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца; в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья. Змей Горыныч отдал приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого. Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом: «Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро». Она так и сделала, бросила щепочку в озеро — щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.

Пришел на то озеро Змей Горыныч — вздумал поохотничать, увидал золотого селезня. «Дай, — думает, — живьем поймаю!» Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул — и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея. После того пришел Иван купеческий сын во дворец, Елену Прекрасную расстрелял, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

Иллюстратор Лия Селина

❤️ 28

🔥 18

😁 13

😢 5

👎 11

🥱 7

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • Вследствие падения как пишется
  • Вследствие отсутствия как пишется
  • Вследствие опоздания как пишется
  • Вследствие о хищении большой суммы денег появились новые факты как правильно пишется
  • Вследствие неудачи как пишется