С е мна д цат о е н оя бря
Кла сс ная р а бота
Прочитайте фрагменты текстов.
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
— Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
сказка
сказка
былина
- -Какие особенности текстов помогли определить жанры?
- -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?
«Из истории языка»
- -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Фольклору
Живое слово русского фольклора
прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.О чём текст?
2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.
3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.
4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?
5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?
Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).
1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…
2.Стали жить-поживать да добра наживать…
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
1.«В некотором царстве, в некотором государстве… »
2.«Жили-были…»
3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .
5. «И была у них…»
6. «Как-то раз…»
7. «Долго ли, коротко ли…»
8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» .
9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать…» .
10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .
11. «Конь бежит — земля дрожит!».
12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.
15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.
- Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
- Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
- -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
- -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
- -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
- -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.
- -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
Алёнушка
- « Чудесная дудка »
- « Разбойники »
- « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »
Василиса премудрая (Прекрасная)
- « Жар-птица и Василиса-царевна »
- « Василиса Прекрасная »
- « Морской царь и Василиса Премудрая »
- « Василиса Прекрасная »
- « Царевна-лягушка »
Иванушка-дурачок
«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.
Змей горыныч
- Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
- Никита Кожемяка
- Бой на Калиновом мосту
- Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Лиса Патрикеевна
- «Колобок»
- «Лиса и кума»
- «Как лиса перехитрила льва»
- «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
- «Лиса-повитуха»
- «Лиса и тетерев»
- «Лиса и дятел»
- «Лиса и журавль»
- «Лисица-девица и Котофей Иванович»
Проанализируйте тему урока
Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?
Домашнее задание
Иван-Царевич
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.
Иван-дурак
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями. Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.
Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас — глупого человека. Естественно, ведь самый младший — самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Василиса Премудрая
Василиса Премудрая, персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. М. Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте А. Н. Афанасьева.
Василиса Прекрасная
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла…
(«Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах». М., Гослитиздат, 1958)
Елена Прекрасная
Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии дочь Леды и Зевса, овладевшего ею в обличие лебедя. Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Елену похитил герой Аттики Тесей, но её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.
Образ Елены Прекрасной часто встречается и в русских сказках.
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
pierrelloyd438
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература1 минута назад
ЛИТРА СРОЧНО ПОМОГИТЕ ЛАЙК ЗА НУЖНЫЙ ОТВЕТ
-
История1 минута назад
Одна из характерных черт абсолютизма указана неверно:
-
Химия1 минута назад
Химия 10 класс
-
Алгебра2 минуты назад
Математика 6 класс
-
Информатика6 минут назад
Помогите пожалуйста с информатикой!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика38 минут назад
погода был плохая была сильный ветер небо был тёмное было халодной ветер быль земля был мокрая дорога был грязная
-
Химия46 минут назад
Помогите пожалуйста только с первым заданием
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Городская научно-практическая конференция
«Планета эрудитов»
«Сказочные имена»
Филология
Автор:
Маслов Евгений
класс 4 «Д»
МБОУ СОШ № 23
Руководитель:
Шабарова Ольга Владимировна
I категория
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 23
г. Дзержинск
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………..……………………………….……3
1. Основная часть………………………………………………………………………4
1.1.Сказочные герои и их имена…………………………………………………………..4
1.2.Самые популярные имена 2012-2013 года в России..…………………….5
2. Практическая часть………………………..…………………………….……..……6
2.1. Сказочные имена в современной жизни……………………………………6
2.2. Самые популярные имена в городе Дзержинске………………………..…7
Заключение………………………………………………………………………………8
Список используемой литературы……………………………………………………..9
Приложения……………………………………………………………….……….10-14
Введение
Сказки – это часть духовной культуры народа, создававшаяся на протяжении многих веков.
Они содержат вечную мудрость, дают правильное направление развития, ориентиры добра и зла, помогают сформировать необходимые душевные качества и правила поведения.
С самого раннего детства ребенок попадает в мир сказок, которые рассказывают ему бабушка и дедушка, читают мама и папа.
Героями многих сказок, которые я помню и знаю, чаще всего становятся персонажи с именами Иван (например, Иван-дурак, Иван-царевич), Василиса (Василиса-Прекрасная), Елена (Елена-Прекрасная и Елена-премудрая), Алена (Сестрица Алёнушка).
Многие из сказочных имен обыкновенны и привычны, ими до сих пор называют детей, они у всех на слуху.
Другие сказочные имена любопытны своей необычностью и редким употреблением в реальной жизни.
Я считаю, что тема сказочных имен является актуальной, так как многие родители сталкиваются с проблемой выбора имени для своего ребенка и часто называют их такими именами, которые являются традиционными для сказки.
Цели работы:
- Выявить сказочные имена в русских и зарубежных сказках.
- Доказать, что сказочные имена остаются популярными и в наше время.
Задачи:
- Выяснить, какие имена чаще всего встречаются в сказках.
- Узнать, какие имена популярны сейчас (провести социологический опрос).
- Сравнить имена популярные сегодня и часто встречающиеся в сказках на предмет совпадения.
Объект исследования: сказочные имена.
Предмет исследования: сказки (русские народные и зарубежные).
Методы исследования:
- Изучение материалов по данной проблеме: сказки русских и зарубежных писателей, Интернет-ресурсы и видеоматериалы;
- Количественный анализ;
- Социологический опрос;
- Анализ и обобщение полученных результатов работы.
Источники информации: сборник сказок Афанасьева А.Н., сборники сказок зарубежных авторов, интернет-источники.
- Основная часть
- Сказочные герои и их имена
Сказочные имена – это имена героев сказок. Русские сказки отличаются добротой, поучительностью, счастливым концом, а имена героев русских народных сказок окутаны светлыми качествами, такими как храбрость, доброта, находчивость и искренность.
Среди героев русских народных сказок есть и богатыри, и царевичи, и крестьяне.
Среди богатырей популярнее всех Илья Муромец. Он воплотил в себе образ идеального героя – спокойного, стойкого, доброго и справедливого, ну и, конечно же, сильного. В русских народных сказках этот персонаж выступает заступником простого народа.
Так же любимым всеми героем русских сказок является Иван-царевич. Этот персонаж положительный, так как он помогает обиженным и слабым, и борется со злом. Чаще всего он является третьим сыном царя. В некоторых сказках Иван простолюдин и даже не подозревает о своем царском происхождении, но все равно он благороден и сочетает в себе отличные душевные качества.
И как же можно забыть о таком имени героя из русских народных сказок, как Иванушка-дурачок! Он всего лишь крестьянский сын и не совсем подходит под образ положительного сказочного героя, он не блещет большим умом, но именно благодаря этому нестандартно мыслит, что помогает преодолеть ему массу трудностей.
Образ Ивана-дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод, переходит из сказки в сказку. Павел Александрович Флоренский, автор многих работ по филологии, известный русский философ и богослов, так говорит об этом имени: «Знаю, что самое русское имя – Иван. Кротость, простоватость (или простота)…» [5, с. 379].
По сказкам нам известен также образ Ивана-дурака, который вечно лежит на печи. Иван так привязан к печи, что в некоторых сказках печка даже возит его на себе по всему русскому государству. Иванушке-дурачку удобно лежать на печи и быть в стороне от суетных дел старших братьев, вечно занятых и помышляющих о корысти и богатстве.
Иван-царевич знаком мне по сказкам об «Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Царевне-лягушке».
Этот сказочный персонаж, попадая в различные жизненные ситуации в разных сказках, с одинаковым добродушием и с насмешкой остроумно выходит из них. Очень трудно перечислить все его проделки и подвиги.
Интересна история возникновения образа Деда Мороза. Издавна на Руси олицетворяли силы природы, наделяя их именами и «соответствующей» внешностью. Не был обойден и мороз. Его одновременно боялись и уважали. С давних времен почитался образ повелителя холодов, буранов и метелей – Мороза. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Иванович.
Этот образ, олицетворяющий силы зимы, представлялся людям в виде довольно сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой он может закрутить метели, пургу, вьюгу.
Интерес представляют и многие другие имена вымышленных объектов. Как правило, они всем нам знакомы, причем зачастую, как и Дед Мороз, с детства, из сказок. Но вот о происхождении их обычно знают лишь специалисты.
Женские имена героев русских народных сказок также стали выдающимися.
Такие сказочные персонажи, как Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая обладают волшебными силами и умениями, отличаются острым женским умом, смекалкой и хитростью.
Образ Василисы-Премудрой, в первую очередь, мы знаем по сказке «Царевна-лягушка». Иван-царевич жениться на болотной лягушке, которая затем превращается в красавицу Василису. Кто не помнит Царевну-лягушку, которая доказывает, что любить надо не за внешние данные, и что не стоит выставлять напоказ свои умения.
- Самые популярные имена 2012-2013 года в России
Наше имя – это словесный символ, который сопровождает нас всю жизнь. Неспроста люди особое значение придают выбору имени. Имя – это некий идентификатор, который выделяет нас из общей массы. И ни для кого не секрет, что в мире существует даже понятие моды на имена.
Как правило, имя бывает популярным в течение некоторого периода времени, потом уступает место другим именам.
Смена популярных имен обусловлена главной функцией имени – быть средством различения людей. Поэтому всегда необходимо существование какого-то резерва имен, из которого черпаются более «свежие» имена.
Я считаю, этим резервом могут быть традиционные сказочные имена, малоактивные имена или имена других народов.
В конце того же XX века появилась мода на старые, почти забытые имена, такие, как: Анастасия, Софья, Марк, Матвей, Савелий, Ефросинья. Стало модно выбирать имя ребенку по Святцам.
По результатам 2010 года самыми модными стали такие имена, как:
- у мальчиков – Александр, Артем, Максим, Даниил, Владислав, Никита, Денис, Дмитрий, Андрей, Кирилл, Назар, Иван, Богдaн;
- у девочек — Анастасия, София, Мария, Анна, Дарья, Екатерина, Елизавета, Виктория, Полина, Ксения [6].
На протяжении нескольких последних лет самым популярным именем в России, согласно данным отделов ЗАГС, был Александр. Лидер в 2012 году не изменился. За ним идут Артем, Максим, Иван, Дмитрий.
В первую десятку традиционно входят также Даниил, Кирилл, Никита. Среди самых популярных имена Ярослав и Денис.
Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России – старые имена. Очень популярны такие имена как Богдан, Матвей, Тимофей, Захар, Глеб. Все больше родителей называют своих детей более редкими старыми именами – Аким, Нил, Лука.
В 2012 году по данным сети Интернет в России самыми распространенными именами среди девочек стали Анастасия и Мария. Но в прошлом и в этом году в лидеры вышла – Софья (мудрая в переводе). В первую десятку традиционно входят также Алиса, Варвара, Дарья, Полина и Елизавета. Среди самых популярных также Анна и Ксения. Рядом с лидерами находятся Екатерина, Арина, Виктория.
В этом году распространены имена Арина, Варвара, Ульяна, Василиса. Более редкие старые имена – Аксинья, Авдотья, Пелагея тоже обретают все большую популярность [7].
- Практическая часть
2.1. Сказочные имена в современной жизни
В этой части я приведу данные проведенного мною социологического исследования, касающиеся употребления сказочных имен в жизни современных людей.
В настоящее время многие родители при выборе имени своему ребенку обращаются к именам, которые встречаются в русских народных сказках.
Чтобы определить, какими самыми распространенными являются имена среди моих одноклассников, я провел исследование, составив список этих имен и выбрав из этого списка повторяющиеся имена.
В результате выяснилось, что в моем классе самым распространенными именами являются:
Среди мальчиков – Андрей и Данила (2-2);
Среди девочек – Ангелина, Ксения и Полина (2-2-2).
Для создания полной картины, мною был проведен поиск данных в сети интернет. Из этого поиска, я узнал, какие имена в наше время самые модные.
Среди мужских имен: Александр, Артем, Максим, Иван, и Дмитрий;
Среди имен женских: Анастасия, Мария, Софья.
Затем я сравнил имена популярные сегодня и часто встречающиеся в сказках на предмет совпадения.
Для этого исследования мне пришлось обратиться в читальный зал Центральной Городской библиотеки им. Н.К. Крупской («Дом Книги») и поработать со сборниками сказок А.Н. Афанасьева.
Я выписал все имена из оглавления в сборнике сказок А.Н Афанасьева.
Затем я выяснил, что самыми повторяющимися среди сказочных имен являются имена: Иван и Василиса, за ними следуют Василий и Елена (Например, это такие сказки, как: «Иван купеческий сын отчитывает царевну», «Иванушка-дурачок», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе», «Василиса-поповна», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Василиса Прекрасная», «Василий Буслаев», «Василий-царевич и Елена Прекрасная») и многие другие.
Мне встречались и другие сказочные имена: Анастасия, Марья Моревна, Аленушка, Марфа, Данило, Алеша, Илья и другие.
Подсчитав частоту упоминания сказочных имен, я узнал, что:
- Имя «Иван» употребляется в сказках 19 раз (на самом деле, возможно и больше, т.к. имя бралось только из названия сказки);
- Имя «Василиса» есть в названиях 5-ти сказок;
- Имя «Василий» в названиях 2-х сказок;
- Имя «Елена» также в названиях 2-х сказок;
- Имя «Анастасия» — упоминалось в названии 1 раз.
Обратившись за помощью к учителю начальных классов, я выяснил, что явилось причиной частого употребления этих имен в сказках. Оказывается, при сочинении сказок, русский народ использовал только те имена, которые были хорошо известны на Руси.
Вот почему именно эти имена так часто и встречаются в русских народных сказках.
2.2. Самые популярные имена в г. Дзержинске
По данным Управления ЗАГС города Дзержинска, расположенного по адресу: площадь Дзержинского, дом 1, и Даниловой Надежды Николаевны, начальника отдела, по итогам 2011 года самым популярным мужским именем у молодых родителей было имя Артем, женским – Анастасия.
По словам Надежды Николаевны, чаще всего мальчикам в нашем городе дают имена:
Артем (86),
Александр (77),
Егор (65),
Кирилл (60),
Никита (59),
Дмитрий (55);
девочкам:
Анастасия (90),
Виктория, Дарья (по 69),
Елизавета, Полина (по 68),
Софья (66).
По данным 2012 года самыми популярными имена стали опять имена Артем (113) и Анастасия (85).
В то же время в городе Дзержинске были зарегистрированы Игнат, Платон, Мирон, Лукьян, Аскольд, Савва. Самые редкие имена у девочек – Веста, Богдана, Алисия, Евангелина, Виталина, Феврония, Василина [8].
Заключение
В своей работе я рассмотрел тему сказочных имен в русских и зарубежных сказках.
В ходе исследования я выяснил, что самыми традиционными сказочными именами являются 4 имени – это такие имена, как: Иван, Василиса, Анастасия и Елена.
Именно эти имена используют сказочники в русских народных сказках.
Изучая сказки зарубежных писателей, я обратил внимание на то, что часто героям дают не собственные имена, а нарицательные (например, Золушка от слова зола, Мальчик-с-пальчик – от слова палец; Белоснежка – «белый снег»).
Таким образом, в зарубежных сказках, в отличие от наших, герои получают свои имена от предметов или их свойств.
В списке одноклассников я нашел повторяющиеся имена:
Андрей (2),
Данила (2),
Ангелина (2),
Полина (2),
Ксения (2).
Как оказалось, в моем классе учится только 2 человека со сказочными именами – Данил (Даниил) и Анастасия.
По данным интернет-источника самыми модными именами на сегодняшний день оказались Анастасия и Александр.
Обратившись к сотрудникам ЗАГСА города Дзержинска, я получил с их помощью данные самых популярных имен, которыми родители называют своих детей.
При сравнении этого списка с типичными сказочными именами встретилось 1 совпадение. Это оказалось имя Анастасия.
В результате я выяснил, что самыми распространенными именами являются Артем и Анастасия, и пришел к выводу, что имя Анастасия – традиционное сказочное имя, которым до сих пор существует, и является в народе одним из самых любимых.
Сказочное имя Василиса тоже является распространенным, это имя в нашем городе в 2012 году выбрали 34 родителя.
Защита моей исследовательской работы отражена в презентации.
Список используемой литературы
- Афанасьев А. Н. Народные сказки: в 3 т. Т. 1 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 515 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. Т. 2 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 512 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. Т. 3 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 572 с.
- Сказки народов мира / сост.: В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева. — Москва: Оникс: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова, 2007. — 160 с.
- Флоренский П. Имена / П. Флоренский. — Москва: Эксмо, 2007. — 398 с. — (Антология мудрости).
- Самые популярные имена 2012-2013 года в России мальчиков и девочек // http://name-meaning.ru/imena/samye-populyarnye-imena-2011-goda.html
- Какие имена самые популярные и распространенные в России // http://www.babyblog.ru/user/Red_Sonia/3014584
- Названы самые популярные имена в Дзержинске // http://www.gazeta-nn.ru/news/2012/01/11/2214/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список сказочных имен по книгам русских и зарубежных сказок
Алёнушка
Алёша Попович
Баба-яга
Багира
Барон Мюнхгаузен
Василиса Премудрая
Василиса Прекрасная
Варвара-краса
Винни-Пух
Данила-мастер
Дед Мороз
Добрыня Никитич
Дюймовочка
Елена Прекрасная
Елена Премудрая
Жихарка
Златовласка
Змей Горыныч
Золушка
Иванушка-дурачок
Иван-царевич
Илья Муромец
Карлсон
Кащей Бессмертный
Колобок
Кот в сапогах
Красная шапочка
Курочка Ряба
Мальчик-с-пальчик
Маугли
Марья-искусница
Марья Моревна
Морозко
Незнайка
Никита Кожемяка
Петушок-Золотой гребешок
Принцесса на Горошине
Русалочка
Святогор-богатырь
Сивка-бурка
Снегурочка
Снежная Королева
Синяя Борода
Спящая красавица
Соловей-разбойник
Тугарин-змей
Федот-стрелец
Финист-ясный сокол
Царевна-Лебедь
Царевна-лягушка
Царевна-Несмеяна
Царь-Горох
Царь Додон
Царь Салтан
Чернавка
Черномор
Чипполино
Чудо-Юдо
Приложение 2
Сравнительная таблица
Имена популярные сегодня в городе Дзержинске |
Имена, которые часто встречаются в сказках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Список 4 «Д» класса МБОУ СОШ № 23
1.Базунов Андрей Евгеньевич
2.Демакова Полина Васильевна
3.Дианова Диана Александровна
4.Желнерский Павел Сергеевич
5.Кабаев Илья Сергеевич
6.Калашников Данила Анатольевич
7.Кащук Ангелина Ивановна
8.Кащук Полина Ивановна
9.Косова Виктория Дмитриевна
10.Кувшинова Иегана Дмитриевна
11.Курдина Юлия Сергеевна
12.Лазарев Максим Андреевич
13.Макаров Егор Владимирович
14.Маслов Евгений Сергеевич
15.Николаева Елизавета Геннадьевна
16.Панкратова Ксения Вячеславовна
17. Пинаев Андрей Романович
18.Полякова Ангелина Ивановна
19.Пономаренко Даниил Сергеевич
20.ПуловТимофей Владимирович
21.Семина Анастасия Юрьевна
22.Стенягин Дмитрий Андреевич
23.Третьякова Ксения Александровна
24. Ульянов Александр Андреевич
Приложение 4
Как видно из диаграмм, 58% учеников в моем классе имеют неповторяющиеся имена (синяя область).
42% учеников в моем классе имеют имена, которые повторяются – их 10 человек, соответственно 5 повторяющихся имен:
1. Андрей (2);
2. Данила (2);
3. Ангелина (2);
4. Полина (2);
5. Ксения (2).
Разделив 42% на 5, я получил такую диаграмму, где на каждое повторяющееся имя вышло 8,3%.
Автор:
Серия:
Раздел:
Опубликована:
27 июня 2020 года
Три девицы русских сказок — Василиса, Алёнушка и Машенька
В русских сказках мужских имён не так много и самым распространённым из них является Иван. Иван обычно самый младший сын у своего батюшки. Если это царь, то в сказке идет рассказ об Иване-Царевиче, на долю которого выпадает масса испытаний. Если просто человек, то рассказывается о маленьком мальчике Иванушке, попадающем в беду.
А вот женских имён в русских сказках значительно больше, чем мужских. Но в сказках обычно присутствует не более трёх однотипных персонажей. Поэтому здесь мы рассмотрим три самых распространённых сказочных имени: Василису, Алёнушку и Машеньку.
Почему в сказках присутствуют детские и взрослые имена
Для русского народа в старину применялось устное воспитание. Самым маленьким рассказывали детские сказки, в которых обучали жизни, что можно делать, а что нельзя. При этом дети начинали запоминать имена сказочных персонажей.
Как правило, в детских сказках персонажи были следующие: старшая и более ответственная сестра Маша или Алёна, а также непослушный младший братик Иванушка. Заметим, что в детских сказках нет Василисы.
Объяснение этому простое. Если имя мальчика Иванушка — однозначно русское, то с именами девочек не всё так просто.
Алёнушка или Алёна — однозначно русское имя, которое ассоциируется с алым или красным цветом, символизирующим молодость и красоту. Очень часто в сказках имя Алёна заменяется словосочетанием — «красна девица», чтобы тем самым расширить область применения этого имени.
Наряду с именем Иван, ставшим почти нарицательным в сказках, Алёна или Алёнушка, по своему значению, практически с ним сравнивается. Поэтому можно допустить, что имена Иван и Алёна — являются главными, которые требовалось запоминать с самого детства.
Маша или Машенька, также ассоциируется с русским именем, но не совсем. Скорее всего, это девочка или девушка из соседней деревни, расположенной за лесом или рекой, а может быть и в лесу.
В любом случае, это очень храбрая и решительная девочка, которая не побоялась одна пойти в лес к медведям (а может быть наоборот, выйти из леса к русским, которых всегда ассоциируют с медведями).
Маша — девочка из соседнего племени, которое дружит с русскими. Это смелая и решительная девочка, которая не побоялась Бабы Яги и её гусей-лебедей, чтобы спасти своего маленького брата Иванушку.
А вот Василисы нет в детских сказках. Потому что, это иностранное имя, переведённое на русский язык. Василиса — означает царственная, произошедшее от византийского Базилевс, то есть царь.
А маленьким детям рановато было ещё познавать основы государственности. Поэтому в детских сказках исконно русский Иван-Царевич заменялся маленьким мальчиком Иванушкой. Тут главное запомнить имя, и то, что с Иванушкой происходили всяческие приключения.
С возрастом, детям начинали преподносить уже исторические сказки, примерно как школе. К знакомым с детства именам стали добавляться новые сюжеты, в которых зашифровывалась история страны.
Здесь Иванушка становится Иваном-Царевичем. Его старшие сёстры из детских сказок превращаются в самостоятельных и отважных молодых женщин.
Алёнушка — предстаёт во многих сказках, как красная девица.
А Машенька становится взрослой девушкой Марьей, присутствующей во многих сказках.
Если Алёна и Марья не могут быть жёнами Ивана-Царевича, по определению, так как они его сёстры. То на свет появляется девушка, которая, после долгих испытаний, становится женой Ивана-Царевича и русской царевной. Имя её — Василиса, иноземная девица, ставшая русской царевной.
Кто есть кто в русских сказках
Сказка и быль
Обратим внимание на то, что Иван-Царевич и его жена Василиса присутствуют только во взрослых исторических сказках. Им предстоят тяжелые испытания, борьба с главным врагом — Кащеем Бессмертным. Только после перелома иглы, символизирующей кащееву смерть, наступила победа добра над злом и всеобщее благоденствие.
Но это всё сказки, а что же тогда быль?
Начнём с иглы, все знают как она выглядит. Но если иглу многократно увеличить, то этот тонкий и длинный предмет превратится в столб. А если учесть то, что игла несёт в себе негатив, как принадлежность Кащея Бессмертного, то её увеличенным аналогом становится Вавилонский столп.
Мы знаем, что Кащея победили только после того, как была сломана игла. А что же тогда Вавилонский столп?
В русской летописи «Повесть временных лет» есть такие строки:
«И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп;
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.»
У Нестора летописца, в его «Повести» есть данные, с помощью которых мы произвели расчёт и узнали, когда это произошло (расчёт даты события).
О важности события, связанного с разрушением Вавилонского столпа, как иглы злого Кащея, говорят определённые строки в тексте «Повести временных лет». Их мы тоже исследовали, и вот что получилось: (проверка подлинности русской летописи).
В русской сказке «Царевна-лягушка» подробно описано, как Иван-царевич победил Кащея Бессмертного, выручив из плена свою невесту Василису Премудрую. Спустя какое-то время, царевич Иван стал царём, а вот про его жену Василису, стала она царицей или нет, в русских сказках ничего не говорится. Известно только то, что её дочь Василиса Прекрасная осиротела в восьмилетнем возрасте.
Что по этому вопросу было у Рюриковичей
Как известно, у Рюриковичей одно время были славянские имена, которые затем сменились русскими. Причём, начиная с 1389 года и по 1584 год Московской землёй, а в последствии и Русским царством, на протяжении 195 лет правили только Иваны и Василии:
- Василий I Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) правил с 1389 по 1425 годы (36 лет).
- Василий II Васильевич правил в общей сложности с 1425 по 1462 годы (37 лет).
- Иван III Васильевич правил с 1462 по 1505 годы (43 года).
- Василий III Иванович правил с 1505 по 1533 годы (28 лет).
- Иван IV Васильевич правил с 1533 по 1584 годы (51 год).
Возможно это и не имеет отношения к русским сказкам, однако эти события происходили на Русской земле.
Что по этому вопросу было у Романовых
Романовы считали себя потомками римских кесарей, поэтому старинным русским именам Ивану и Василию предпочитали другие, но тоже ставшие уже русскими: Пётр, Александр, Николай.
Но одну старинную традицию они всё же сохранили. Как известно, Иван-Царевич женился на иноземной царевне, которую звали Василиса. Каким было настоящее имя «сказочной» Василисы мы узнаем чуть позже. Сейчас главное понять принцип: любая иноземная царевна, становясь женой русского царя, принимала новое имя, соответствующее русской царице.
С Василисой поступили просто, её настоящее иноземное имя перевели на русский язык и всё. И это будет показано ниже.
А теперь посмотрим какие были имена у иноземных принцесс, ставших русскими царицами-императрицами:
- жёны Петра I Алексеевича:
- дочь русского боярина — царица Евдокия Фёдоровна Лопухина;
- литовская крестьянка Марта Самуиловна Крузе — ставшая императрицей Екатериной I Алексеевной;
- жена Петра III Фёдоровича — немецкая принцесса София Ангальт-Цербстская — ставшая императрицей Екатериной II Алексеевной;
- жёны Павла I Петровича:
- немецкая принцесса Августа Гессен-Дармштадтская — ставшая великой княгиней Натальей Алексеевной;
- немецкая принцесса София Вюртембергская — ставшая императрицей Марией Фёдоровной;
- жена Александра I Павловича — немецкая принцесса Луиза Баденская — ставшая императрицей Елизаветой Алексеевной;
- жена Николая I Павловича — немецкая принцесса Фридерика Прусская — ставшая императрицей Александрой Фёдоровной;
- жёны Александра II Николаевича:
- немецкая принцесса Максимилиана Гессенская — ставшая императрицей Марией Александровной;
- русская княжна Екатерина Михайловна Долгорукова — ставшая светлейшей княгиней Юрьевской;
- жена Александра III Александровича — датская принцесса Мария Дагмар — ставшая императрицей Марией Фёдоровной;
- жена Николая II Александровича — немецкая принцесса Виктория Гессен-Дармштадтская — ставшая императрицей Александрой Фёдоровной.
Как мы видим, в династии Романовых почти все императрицы были иностранками. И всем им меняли имена на русские. Русским же царицам и княгиням имена оставляли свои.
Примерно таким же образом поступил, в своё время, русский Иван-Царевич, победивший Кащея Бессмертного и женившийся на Василисе Премудрой.
Василиса Премудрая, кем она могла быть?
Для начала напомним, что Василис в русских сказках две:
- Василиса Премудрая, которая спасалась от преследований Кащея в образе лягушки, и в последствии стала женой Ивана-Царевича и русской царевной;
- Василиса Прекрасная, осиротевшая в восьмилетнем возрасте девочка, и испытавшая все прелести жизни со злой мачехой. Её отец прожил 12 лет в браке с её мамой, а потом женился ещё раз. В итоге, счастье ей улыбнулось и она вышла замуж за царя.
Имя Василиса, произошедшее от греческого Базилевс и обозначающее царицу, скорее всего нужно искать в Греции. А так как это имя сказочное, то искать его стоит среди греческих мифов. При этом стоит учитывать, что Василиса всё-таки русская царевна, и какие либо русские атрибуты будут не лишними.
В этом плане рассмотрим юную греческую богиню охоты и плодородия Артемиду. Имя этой богини у греков означает как «медвежья богиня» или «медведица». К тому же, она ещё считается покровительницей всего живого.
А при чём тут Василиса спросите вы? Дело в том, что греки любят все подстраивать под себя. Примерно как и русские, которые переводят всё на свой язык. И только римляне сохраняли все имена в первозданном виде. Так проще завоёвывать территории, не нужно путаться в названиях.
Римляне, составляя список своих богов, очень многое переняли у греков. Поэтому без труда находим в римском пантеоне богиню, подобную Артемиде. Её зовут Диана, что в переводе с латинского означает «божественная». Божественная или царственная, в переводе на русский язык, и будет означать — Василиса.
Диана, по всей видимости, учитывая давность событий, была не римской и не греческой царевной, а скорее всего персидской. Ведь она попала в руки вавилонского царя Кащея не просто так. Он знал об её красоте и премудрости, поэтому хотел сделать Диану очередной своей женой.
Девушка всячески противилась этому, даже пряталась от него в дремучих лесах в образе лягушки. Повстречавшись с русским царевичем, она с радостью вышла за него замуж. Но, в результате нарушения маскировки, она попала в плен к Кащею, где провела около трёх лет. Именно столько времени Иван-Царевич вызволял свою Василису из кащеева плена.
Теперь посмотрим, что мы имеем в итоге:
- Диана, в перводе с персидского означает «посланница здоровья и благодеяния», примерно то же самое, что у греков символизирует Артемида;
- у римлян Диана — богиня рабов, что намекает на её годы, проведённые в рабстве у Кащея;
- греческая юная Артемида более подходит к нашей Василисе Прекрасной, молодой девочке, рано потерявшей свою мать; предположим, что Иван-Царевич женился на Василисе Премудрой, и во время свадьбы та попала в плен или рабство к Кащею; три года Иван-Царевич потратил на то, чтобы убить Кащея и освободить свою жену, Василису;
- жену Ивана-Царевича зовут Василиса Премудрая, за её умение прятаться, а их дочь — Василиса Прекрасная, за красоту; Василису Премудрую Кащей унёс прямо со свадьбы, поэтому родить свою дочь — Василису Прекрасную она смогла лишь спустя четыре года после того, как стала женой Ивана-Царевича, или через год после возвращения из плена;
- Василиса Прекрасная осиротела в 8 лет, а её отец при этом прожил в браке с её матерью — 12 лет; у девочки Василисы мать была персиянка, а отец — русский, поэтому она вполне могла называться «медведицей» у греков — Артемидой;
- и хотя римская Диана соответствует греческой Артемиде, греки всё же дают понять в несходстве имени, что Артемида немного не та Диана, хотя они очень близки, примерно как мать и дочь;
- и ещё один существенный момент, матерью Артемиды была греческая богиня Лето, которая умела превращать людей в лягушек; поэтому не мудрено, что мать Василисы Прекрасной, Василиса Премудрая пряталась от Кащея в образе именно лягушки, а не какого-то другого существа.
Исходя из всех рассуждений, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в русских сказках под именем Василисы Премудрой скрывается персидская царевна Диана, а под именем Василисы Прекрасной — её дочь, возможно названная в честь своей матери — также Дианой. Получается так, что на Руси её зовут Василиса, в Греции — Артемида, и только у римлян по-настоящему — Диана.
Все российские императоры, кроме Петра Первого и Александра Третьего, женились на немецких принцессах. Фамилия Романовы давала понять об их связи с Римом. После падения Римской империи, именно германское государство взяло на себя название — Священная Римская Империя. Вот Романовы и использовали германо-римский вариант.
Ведь именно римская Диана, а не греческая Артемида, ассоциируется с женой Ивана-Царевича — Василисой Премудрой. Потому как Артемида у греков вообще юная девушка, не знающая уз брака.
Может это всего лишь совпадение, кто знает…
Красна девица Алёна — кто она?
Рассказывая о греческом герое Геракле, мы вскользь упомянули о русской девушке, женившей на себе иноземного красавца Сокола-Финиста.
В русской сказке «Пёрышко Финиста Ясна сокола» не упоминается имя героини, а лишь говорится о красной девице. Вполне вероятно — это наша искомая Алёна и есть. Кто-то скажет, ну и что здесь такого? Какое это имеет важное значение?
Вероятно имеет значение, раз в сказках к этому имени Алёна, Алёнушка (не Лена и Елена) привлечено столько внимания.
В статье про Геракла было рассказано о том, что великий князь Святослав имел герб в виде Сокола. И возможно род Сокола — это царский род.
Алёна — русская девушка, не побоявшаяся пойти на поиски своего возлюбленного, за тридевять земель. Для это нужно быть очень смелой и решительной. Мало того, она пошла туда, так она ещё смогла вернулась обратно. Да не одна вернулась, а с женихом — соколом по имени Финист.
В статье «Русские сказки — что в них интересного?» мы рассказывали о структуре Русского царства в старину. И если девушка пошла за тридевять земель, то значит она жила не в провинции. Вышла она из отчего дома, расположенного в столичном регионе.
Если поискать в городе Москве местность, связанную с соколом, то сразу на ум приходит название Сокольники или «Соколиная Гора». Знающие люди скажут, что там в 17-м веке находился Соколиный двор для царской охоты с помощью соколов и кречетов. Отсюда и название, ничего удивительного.
Если смотреть на вещи примитивно, видя только поверхность, тогда всё так. Но тут возникает вопрос, почему тогда, в 17-м веке, охотничий двор был назван не совсем верно, в нарушение русских традиций?
Современное образование конечно даёт многое, оно облегчает общение с иноземцами. Но в нём почти ничего нет о том, как правильно называть места по-русски.
Для этого обратимся к русскому и советскому лингвисту и филологу Льву Васильевичу Успенскому и к его книге «Загадки топонимики». Если всё называть правильно, по-русски, то название охотничьего двора звучало бы так:
- Соколья Гора — названая в честь птицы сокола;
- Соколова гора — названная в честь мужчины по имени Сокол;
- Соколиная Гора — названая в честь женщины, носившей имя, прозвище или фамилию Сокол;
- Соколихина Гора — названная в честь жены мужчины, которого звали Сокол.
Исходя из русских традиций, местность Соколиная Гора названа в честь женщины, имевшей прозвище Сокол. Вполне вероятно, что этой женщиной была Алёна Сокол, жена Финиста Ясна-сокола.
Не исключено, что именно Алёна и Финист Соколы стали родоначальниками царского рода Соколов. Возможно к этому роду себя причислял киевский великий князь Святослав.
В любом случае сказочная Алёнушка имела большое значение в истории русского народа, раз её имя закрепилось не только в исторических, но и в детских сказках.
Подобно Василисе — Диане, в римской мифологии присутствует богиня, соответствующая нашей Алёне — красной девице. Её зовут Аврора — богиня утренней зари.
Машенька — Мария, что мы знаем о ней?
Перейдя из детских сказок в более взрослые, Машенька из смелой маленькой девочки превращается в грозную царицу — Марью Моревну.
В сказке про Марью Моревну говорится о грозной и решительной царице-колдунье, дочери морского царя. Она взяла в плен Кащея Бессмертного и навела порядок на прилегающих землях. Однако по легкомыслию её мужа Ивана, Кащей вырвался на свободу и с ним потом пришлось опять сражаться.
в статье «Греческий герой Геракл — мифы и реальность» рассказано о женщине-змее, повелительнице целой земли. Эта женщина стала матерью Скифа — родоначальника скифского племени.
В статье говорится о том, что родиной Скифа возможно была Псковская земля. Эту землю в старину населяло племя Чудь. Это не славянское племя, разговаривавшее на своём языке. Однако чудь жила рядом с русью, они часто конфликтовали, но благодаря Ивану Купале, все эти конфликты были сведены на нет. Об этом в статье «Иван Купала и магия чисел».
Марья Моревна — дочь морского царя, женщина воин, колдунья и оборотень — вполне подходит под описание греческого историка Геродота, когда он рассказывает о рождении Скифа от Геракла.
Обратим внимание на то, что в своём описании этого «подвига Геракла», Геродот нарушил все мыслимые и не мыслимые греческие традиции. Ведь в греческих мифах, не говоря уже о пьесах и исторических документах все поименованы, без исключения. У греков даже животные имеют свои имена.
А тут женщина, пусть даже наполовину змея, но ведь это повелительница целой страны, и не имеет имени. Даже у Геродота ничего не сказано про её имя. Получается что сожительница Геракла, мать Агафирса, Гелона и Скифа, оказалась безымянной царицей.
Объяснение этому совсем простое. Дело в том, что греки, как византийцы, являются основоположниками Православия в Христианстве. Киевский великий князь Владимир в 988 году для Руси выбрал именно греческую религию.
В Христианстве не принято называть детей в честь Спасителя — Иисус, а также в честь Его матери Пресвятой Девы Марии — Богородицы.
Можно предположить, что мать Скифа, женщина-змея и повелительница, а также Марья Моревна, дочь морского царя, царица и колдунья — одно и то же лицо. В таком случае, мать Скифа звали — Марией.
Православные греки не могли допустить, чтобы у них, даже в мифах, была женщина-колдунья с именем Мария. Поэтому из Геродотовской Истории имя женщины-полузмеи просто удалили, оставив её безымянной.
Подобным образом поступили и на Руси, после Крещения на греческий манер.
Реку, названную в честь легендарной повелительницы Чудской земли и матери Скифа — Марии, переименовали в реку Великую, на которой стоит город Псков.
Заключение
В статье мы рассмотрели три сказочных имени: Василису, Алёну и Марию. Вполне возможно, что в далёком прошлом это были известные исторические личности. И русские сказки сквозь толщу столетий, а может и тысячелетий, пронесли эти имена, чтобы сохранить их для потомков.
Выдвинем своё предположение, кем могли быть эти женщины:
- Василиса (Диана) — жена Ивана Купалы, а также мать ещё одной прославленной Василисы-Дианы (о ней мы тоже как-нибудь расскажем);
- Алёна — жена Финиста Сокола, а также мать основоположника новой царской династии Роса, давшему имя великой стране Росии (об этом тоже будет рассказ);
- Мария — мать Скифа, создателя великого воинского народа — скифов, защитников Руси (и об этом в будущем нас ждёт рассказ).
Посмотрим на эти три крейсера Русского императорского флота
Диана
Аврора
Паллада
В Российской империи, на Балтийском заводе в Петербурге в период с 1901 по 1903 годы было построено три бронепалубных крейсера типа «Диана».
- «Паллада» — крейсер назван в честь греческой богини Афины Паллады, девы-воительницы, покровительницы городов и государств; обратим внимание на то, что в названии крейсера опущено имя богини Афина; но название корабля Паллада прямо указывает на Афину, главную из богинь Олимпа, женщину-правительницу и воина.
- «Диана» — крейсер назван в честь римской богини охоты и плодородия Дианы.
- «Аврора» — крейсер назван в честь римской богини утренней зари Авроры.
На флоте есть традиция, давать кораблям имена людей, прославившиеся в своём Отечестве. А кто-то говорит, сказки всё это.