Вспомни сказку по ключевым словам напиши название сказки и ее автора

4 класс

Олимпиадные задания по литературе.

  1. Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт – тот вон пойдёт.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает…

Баю, баю, баюшок,

Кладу Ваню на пушок,

На пуховую кровать,

Чтобы Ване крепко спать.

Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван-дурак,

ничего не делал, только на печи в углу сидел…

Маленький, да удаленький!

Раз случилася беда: загорелась вдруг вода.

Как её не заливали, а огня всё не уняли.

  1. Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.

Резной ларец, тувалет хрустальный, палаты белокаменные, указующий перст,

золотой венец, несметная рать.

  1. О ком из замечательных русских писателей идёт речь?

«Родился будущий писатель 29 января 1860 года – ровно 150 лет назад – в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?»

  1. Соедини линией фамилию автора и героя его произведения:

Редьярд Киплинг                                                                                           старик Хоттабыч

Юрий Карлович Олеша                                                                                          Петя Зубов

Сельма Лагерлёф                                                                                                        Незнайка

Павел Петрович Бажов                                                                         Пеппи Длинныйчулок

Алан Милн                                                                                                                      Маугли

Николай Николаевич Носов                                                                     канатоходец Тибул

Льюис Кэрролл                                                                                                                  Нильс

Евгений Львович Шварц                                                                                                  Алиса

Лазарь Иосифович Лагин                                                                     Хозяйка Медной горы

Астрид Линдгрен                                                                                                      Чиполлино

Виктор Юзефович Драгунский                                                                               Винни-Пух                                                                                                                          

Джанни Родари                                                                                             Дениска Кораблёв

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.

6.      Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи

         автора  этих басен.  

«Ворона и Лисица»                              бездарность

«Мартышка и Очки»                            тщеславие

«Стрекоза и Муравей»                        самомнение  

«Квартет»                                                невежество

«Кукушка и Петух»                               лень

«Зеркало и обезьяна»                         лицемерие

7.       У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую                                                                   пословицу.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

8.        Тебе дали задание – подготовить сообщение о природе России.  К книгам каких авторов ты обратишься?

9.        Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

                                                       Кто играет?

И солнце играет

Лучами  на речке,

И кошка играет

Клубком на __________,

И Женя играет

Есть кукла у Жени,

И мама играет

В театре на __________,

И папа играет

На медной трубе,

И дедушка с внуком

Играет в ___________.               А.Шибаев

10.     Вспомни жанровые особенности сказки. Перескажи стихотворение С.Михалкова «Щенок» в жанре сказки.

Я сегодня сбилась с ног – у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала,
За уроки не садилась, и обедать не могла.                                 В это утро очень рано соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить, прыгать, лаять, всех будить.       Он увидел одеяло — покрываться нечем стало.                      Он в кладовку заглянул — с мёдом жбан перевернул.          Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой, еле вылез и пропал…    Может быть, его украли, на верёвке увели,
Новым именем назвали, дом стеречь заставили?        Может, он в лесу дремучем под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом, мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать. Мать сказала: — Подождём.    Два часа я горевала, книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала, всё сидела и ждала.                            Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь,
Прыгает через порог… Кто же это? Мой щенок!                     Что случилось, если сразу не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза, перекошена щека,
И, впиваясь, как игла, на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой. Весь укутанный, в постели мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу — я сама его лечу.

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению

4 класс

Максимальное количество баллов за работу 77 .

Время выполнения работы … . ?

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка-пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.

Задание 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Резной ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало, палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать – огромное войско.

Задание 3.

Данное задание оценивается в 6 баллов.

Ответ: Антон Павлович Чехов.

Задание 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 12.

Ответы:

Редьярд Киплинг – Маугли, Юрий Карлович Олеша – канатоходец Тибул,

Сельма Лагерлёф – Нильс, Павел Петрович Бажов – Хозяйка Медной горы,

Алан Милн – Винни-Пух, Николай Николаевич Носов – Незнайка,

Льюис Кэрролл – Алиса, Евгений Львович Шварц – Петя Зубов,        

Лазарь Иосифович Лагин – старик Хоттабыч, Астрид Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок,

 Виктор Юзефович Драгунский – Дениска Кораблёв, Джанни Родари – Чиполлино.

Задание 5.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

Ответы:   «Ворона и Лисица» — тщеславие, «Мартышка и Очки» — невежество,

«Стрекоза и Муравей» — лень,  «Квартет» — бездарность,

«Кукушка и Петух» — лицемерие, «Зеркало и обезьяна» — самомнение.

Задание 7.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 8.

Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».

Задание 8.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 10.

Возможные ответы: М.М. Пришвин, Г.М. Скребицкий, В.В. Бианки, И.И. Акимушкин, А.И. Куприн, К.Г. Паустовский, Н.И. Сладков, И.С. Соколов-Микитов, Е.И. Чарушин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и т.п.

Задание 9.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответ: И солнце играет

Лучами  на речке,

И кошка играет

Клубком на крылечке,

И Женя играет

Есть кукла у Жени,

И мама играет

В театре на сцене,

И папа играет

На медной трубе,

И дедушка с внуком

Играет в избе.

Задание 10.

Максимальное количество баллов – 10. Оценивается использование жанровых особенностей сказки, выразительность, оригинальность.

Олимпиадная работа по литературному чтению 4 класс

ФИ________________________________________Школа_______________________________

1. Какой писатель…

А)…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________

Б)…в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?____________________________________________

В)…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________

Г)…писал сказки для своей больной дочери?_____________________________________

К) Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним Нави Волырк

_____________________________________________________________________________________

2. Вставь пропущенное слово и закончи название литературного произведения:

«Красная ______________________________________________________________»

«Серая ______________________________________________________________»

«Чёрная ______________________________________________________________»

«Аленький ______________________________________________________________»

«Белый ______________________________________________________________»

3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Название:

Автор:

б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Название:

Автор:

в) Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Название:

Автор:

г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Название:

Автор:

д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Название:

Автор:

4.Угадай героев былин. Запиши.

а) Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.

___________________________________________________________________________________

Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.

___________________________________________________________________________________

5. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Бабушка надвое сказала ___________________________________________________________________________________

Остаться у разбитого корыта________________________________________________________

Чует кошка, чьё мясо съела ________________________________________________________

Сколько верёвочке ни виться, а конец будет __________________________________________

6. Определи жанр произведения.

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». _______________________________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

_______________________________________

3. «Через дорогу от моего дома — школа. Я её каждый день вижу, и, кажется, с каждым учеником знаком»._____________________ __________________________________

. 4. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

— Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

_________________________________________________________________________

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _____________________________

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».

____________________________________________________________________________

7. Расшифруйте пословицы.

  1. идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________

  2. мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________

  3. яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________

  4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________

  5. молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________

8 . Соедините авторов и героев литературных произведений.

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

9 . Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.

  1. Выпишите фамилии поэтов.

  2. Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

  3. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________

10 . Соедини линиями в правильном порядке.

1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

абзац

2 ) Минимальная смысловая часть текста

подзаголовок

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

сноска

4) Слово или выражение, уточняющее название текста.

аннотация

11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.

а) глядел из печки огонек _________________________

б) лес точно терем расписной _____________________

в) буре плач его подобен _________________________

г) белоснежная лебедушка _________________________

д) уж небо осенью дышало ________________________

е) седые моря ____________________________________

12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:

Дождь лил * * как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло * * как сивый мерин.

Я знал городские переулки * * как рыба в воде.

Гости свалились * * как из ведра.

Он врёт * * как по маслу.

У себя во дворе Мишка был * * как свои пять пальцев.

13. Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.

Ветер, ветер, ветер 1. Ветер, ветер, ветер

В почерневший сад 2._________________________

Тучи, тучи, тучи 3._________________________

Грустные сидят 4._________________________

Льется дождь колючий 5._________________________

Мокрый листопад 6._________________________

Взрослые и дети 7._________________________

По небу летят. 8.По небу летят.

ОТВЕТЫ (максимальное количество баллов 47 )

1. Какой писатель… ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин

2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре? С.Я. Маршак

3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?__Л.Н. Толстой

4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__

5….Иван Крылов

2. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

«Красная Шапочка»

«Серая Шейка»

«Черная курица или подземные жители»

«Аленький цветочек»

«Белый Бим, чёрное ухо»

3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Название: Золушка

Автор: Шарль Перро

б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Название: Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях.

Автор: А.С. Пушкин

в) Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Название: Золотой ключик, или приключения Буратино.

Автор: Л.Н.Толстой

г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Название: Снежная королева

Автор: Г.-Х. Андерсен

д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Название: Конёк — Горбунок

Автор: П.Ершов

4. Угадай героев былин ( по 1 баллу за каждый правильный ответ):

А) Илья Муромец

Б) Садко

  1. Раскрой смысл каждого высказывания (по 1 баллу за каждый правильный ответ):

А) Бабушка надвое сказала – неизвестность; сбудется ли то, что предполагается.

Б) Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, остаться без всего, потерять всё ценное.

В) Чует кошка, чьё мясо съела – человек провинился, но не желает признавать свою вину, опасаясь, что будет наказан.

Г) Сколько верёвочке не виться, а конец будет – всё заканчивается, нет ничего вечного.

6. Определи жанр произведения. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

___стихотв______

3. «Через дорогу от моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым учеником знаком».___рассказ

. 4. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

— Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

басня

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».__былина

7. Расшифруйте пословицы ( по 1 баллу за каждый правильный ответ )

1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание

3.яакадж укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.

4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. —Гость на порог – счастье в дом

5. молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_

8.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

9. Прочитай зашифованные фамилии…..( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.

10.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

абзац

2 ) Минимальная смысловая часть текста

подзаголовок

3 ) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

сноска

4 ) Слово или выражение, уточняющее название текста.

аннотация

11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши (по 0, 5 балла).

а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

б) лес точно терем расписной _____Сравненияе ___

в) буре плач его подобен __________Сравнение______

г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

е) седые моря ____________________Эпитет_____

12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками (по 0, 5 балла)

Дождь лил как снег на голову.

С коро дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал городские переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он врёт как по маслу.

У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

13. Стихотворение В.Левина ( 2 балла)

Ветер, ветер, ветер

Мокрый листопад

Взрослые и дети

Грустные сидят.

Льется дождь колючий

В почерневший сад

Тучи, тучи, тучи

По небу летят.

(Вадим Левин «Листопад»)


14

Вспомни сказку по ключевым словам.напиш название сказки и его автора. а)розы,сани,лёд,коньки,слеза. б)корабль,цветок,перстень,ст

Вспомни сказку по ключевым словам.напиш название сказки и его автора.
а)розы,сани,лёд,коньки,слеза.
б)корабль,цветок,перстень,ставни,заря.
в)пшеница,перо,конюшня,котёл.

1 ответ:



0



0

А) Снежная королева
б) Аленький цветочек
в) Конек горбунок

Помоему так

Читайте также

Однажды я шел домой и спас котенка от собак. Я принёс его домой выходил его, накормил. Мы с ним очень любили играть, и однажды я увидел как он плачет. Я подошел к нему и спросил-» Почему ты плачешь?»- а он мне ответел-» Я вспомнил как когда-то ты меня спас от собак, и мне очееь было страшно, поэтому я тебе очень благодарен»- сказал котенок. Мальчик обнял его и сказал что будет всегда его береч. Конец. Ну как-то так

Собери долги если сможешь . Кто -бы ,чтобы не говорил нужно читать маленькие рассказы великих поэтов.Они как маленький глоток свежего воздуха в куче бестселлеров. Эта женщина даёт всем большой урок.Нужно бороться и все получится! С начало мне было её жалко ,но в конце я закрыла книгу с идеей любым способом собрать все долги с друзей и знакомых. 

Снежная Королева злая, бесчувственная ледяная женщина. Ещё она хитрая ( она заманила Кая ),бессердечная.

Сам Плюшкин. Он начал деградировать изнутри, то есть сознание виновато в гибели героя

Царевна она лягушка,лягушка разговаривает.

  • Всеоружии как пишется правильно
  • Всему свое время о чем рассказ
  • Всемогущий бродяга цзян нин рассказ или роман
  • Всемирно известный певец как пишется
  • Всеже или все же как пишется