Вспомните другие пословицы объясните их смысл часть пословиц и поговорок пришла из сказок 6 класс

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Обогащайте свою речь

1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Много пословиц создано о Родине, труде, семье, воспитании, дружбе. С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах. Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма.

Пословица — это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка — это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. И пословицы, и поговорки метки и мудры, но пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это только часть суждения без вывода.

2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».

1. Родина:

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

2. Дружба:

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

3. Трудолюбие:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К большому терпению придёт и умение.

Делу — время, потехе — час.

4. Учение:

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без наук как без рук.

Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Лень:

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

6. Трусость:

Молодец на овец, а на молодца — сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

7. Глупость:

Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.

На голове густо, а в голове пусто.

В трёх соснах заблудился.

3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей — эта пословица о дружбе, смысл её в том, что друзья намного дороже денег и всегда помогут в трудную минуту.

Терпение и труд все перетрут — пословица о трудолюбии, смысл её в том, что имея терпения и упорно трудясь, можно выполнить любую задачу, преодолеть все преграды.

Чья храбрость — того и победа — пословица о храбрости, смысл её в том, что храбрые люди добиваются победы значительно чаще.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:

«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса»;

«А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар»;

«У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягнёнок»;

«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный»;

«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак»

Развиваем свою речь

Определите смысл поговорок. Составьте предложения с этими поговорками.

«Заткнуть за пояс» —победить кого-либо.

Игорь на конкурсе военной песни заткнул всех за пояс.

«Рвёт и мечет» — человек в ярости, сильно возмущается и негодует.

Учитель рвет и мечет по поводу наших оценок за контрольную.

«При царе Горохе» — очень давно, много (неизвестно сколько) лет назад.

Он жил еще при царе Горохе.

«Медведь на ухо наступил» — отсутствие музыкального слуха. Моя мама любит петь, несмотря на то, что ей медведь на ухо наступил.

2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. Они являются неоспоримой истиной. Пословицы принимают без возражений, потому что в ней заключена мудрость всех поколений.

Пословица несудима, т.к. является народной мудростью.

3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видишь глазами, не можешь это получить.

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: дешёвая вещь может быть плохого качества, а хорошая вещь, которая тебе нравится, обычно дорогая.

«Делить шкуру неубитого медведя»: делить то, что тебе не принадлежит.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем что-то сделать, необходимо все обдумать и просчитать.

«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, бывает недосягаемо.

«Мал золотник, да дорог»: нужно смотреть не на размер, а на качество.

Рассказ по пословице «Дорого, да мило, дёшево, да гнило».

Однажды мы с мамой пошли в магазин покупать новые кроссовки. Перемерили кучу обуви и выбрали, наконец, две пары. Одна пара была дорогая, качественная, удобная и очень красивая. Другая пара на вид была тоже красивой, но значительно дешевле. Мы решили взять кроссовки, которые были дешевле, т.к. не хотелось переплачивать лишние деньги. Через две недели кроссовки начали рваться, подошва отклеилась. Вот уж права пословица: дорого, да мило, дёшево, да гнило.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга? 

         Народ говорит в пословицах о Родине, о труде и семье, о поведении человека и его взглядах на дружбу. Немало пословиц о лодырях и болтунах. 

         Пословица легко запоминается благодаря ритму и рифме. 

         Общее в пословицах и поговорках то, что они не имеют автора. Отличается пословица от поговорки тем, что в ней есть законченная мысль. А поговорка служит украшением речи. 

  1. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость». 

О Родине 

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. 

На чужой стороне и весна не красна. 

О дружбе 

Не мил и свет, когда друга нет. 

Один в поле не воин. 

О трудолюбии 

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

К большому терпению придёт и умение. 

Делу — время, потехе — час. 

Маленькое дело лучше большого безделья. 

О нерадивости 

Красна птица перьем, а человек ученьем. 

Без наук как без рук. 

Корень учения горек, да плод его сладок. 

О лени 

Лежебоке и солнце не в пору всходит. 

Дело не медведь, в лес не уйдёт. 

Говорил день до вечера, а слушать нечего. 

О трусости 

Молодец на овец, а на молодца — сам овца. 

Волков бояться, так и в лес не ходить. 

Пуганая ворона куста боится. 

На печи не храбрись, а в поле не трусь. 

О глупости 

Дураков не сеют, не жнут — сами родятся. 

На голове густо, а в голове пусто. 

В трёх соснах заблудился. 

Лоб что лопата, а ума небогато. 

  1. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. 

         Я знаю такую пословицу: “Лень добра не делает”. Она означает то, что у ленивого человека, который ничего не делает, и добра не будет. Для того чтобы получить что-то хорошее, нужно приложить усилия. 

         “Доброе братство лучше богатства” — эта пословица про дружбу. Я понимаю ее так: нет такого богатства, которое дороже и лучше добрых друзей. 

  1. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы. 

«Сильнее кошки зверя нет» — басня “Мышь и крыса”. 

«А Васька слушает да ест» — басня “Кот и повар”. 

«У сильного всегда бессильный виноват» — басня “Волк и ягненок”. 

«Слона-то я и не приметил» — басня “Любопытный”. 

«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак». 

Развиваем свою речь 

  1. Определите смысл поговорок: 

Заткнуть за пояс — победить кого-то.  Он любого заткнет за пояс. 

Рвёт да мечет  — злится. Моя мама после школьного собрания рвет и мечет. 

При царе Горохе — очень давно. Это случилось при царе Горохе. 

Медведь на ухо наступил — отсутствие музыкального слуха. Катя говорит, что мне медведь на ухо наступил. 

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей. 

         Я думаю, что В.И. Даль выбрал именно эту пословицу неспроста. Я понимаю ее так: нельзя оспаривать смысл пословиц. Ведь они существуют с древних времен и в них заложена мудрость многих поколений. (Любая пословица несудима. Пословица несудима, так как является суждением). 

  1. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц. 

«Видит око, да зуб неймёт» — не все можно взять, что на виду. 

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — обычно все дорогое красивое, а дешевое выглядит хуже. 

«Делить шкуру неубитого медведя» — говорить об успехе, который еще не случился. 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — сначала проверь то, что хочешь сделать. 

«Близок локоток, да не укусишь» — то, что кажется доступным не всегда можно достать. 

«Мал золотник, да дорог» — не всегда нужно быть большим и сильным, чтобы принести пользу. 

         Как-то раз мы с Ваней нашли на улице деньги. Большая голубая бумажка лежала возле лавочки. Я увидел ее первый и положил в карман. Где-то полчаса точно мы обсуждали, куда потратим найденные деньги. Нам хотелось много вкусностей: чипсы, сок, мороженое, шоколадки. Пока мы мечтали, из подъезда вышла мама Вани и спросила не находили ли мы 1000 рублей? Как оказалось, она шла из магазина и потеряла деньги, когда доставала ключи из кармана. Купюру мы ей отдали. Вот что значит делить шкуру неубитого медведя. 

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведении? 

         Я бы хотел использовать в своей речи такую пословицу: “Нет друга — так ищи, а нашел — так береги”. В процессе рассказов о писателях такая поговорка: “Бумага все стерпит”. А о героях — “Всяк человек своего счастья кузнец”. 

  1. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части: 

Пень не околица, глупая речь не пословица.  

Своя земля и в горсти мила.  

Век живи — век учись.  

Делу время, а потехе час.  

Волка бояться, так и в лес не ходить. 

Красно говорить, а слушать нечего.  

Маленькое дело лучше большого безделья 

По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный). 

         Когда я приезжаю к бабушке на летние каникулы, то все соблюдаю ее распорядок дня. С утра ношу ей воду, потом мы завтракаем. И уже в 7 утра начинаем работать на огороде. Бабушка старенькая у меня, но работать любит до сих пор. В 11 мы идем обедать, еще часик работаем во дворе, наводим порядки. Только потом мы отдыхаем. Бабушка часто мне повторяет: “Делу время, а потехе час”. 

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. 

         К примерам меткости я бы отнес “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. 

         Образность — “Большому кораблю – большое плавание”. 

         Рифма — “Всяк сверчок знай свой шесток”. 

  1. Напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц. 

“Повторенье — мать ученья”. 

         Учусь я на 4 и 5, но это только благодаря нашему классному руководителю. Зинаида Петровна ведет у нас русский язык и литературу. Каждый урок она говорит одну и ту же фразу: “Повторенье — мать ученья”. Меня это всегда раздражало, но учителя я слушал и повторял все за ней. 

         В феврале я с одноклассниками играл в снежки. Мороз стоял сильный, а снежки так и норовили упасть мне за шиворот. На следующий день я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, сопли ручьем текли и было жарко. Мама сказала мне оставаться дома, но брать домашнее задание у одноклассников. А также повторять пройденный материал. 

         Как только мама уходила на работу, я играл в компьютер или смотрел телевизор. Учебники лежали на столе по-прежнему нетронутыми. Так прошли две недели моего больничного. 

         Когда я пришел в школу, то понял, что много материала я пропустил, я не понимаю темы. Только тогда я понял, как важно повторять изученное. 

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 16-17

Пословицы и поговорки

Обогащаем свою речь

1. О чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

В пословицах народ говорит о своей жизни, поэтому в них отражается всё, важное для человека: его качества, советы, работа, наблюдения за природой.

Пословицы легко запоминаются потому, что они часто рифмованы, небольшого размера, и занимательны.

Общего в пословицах и поговорках то, что это яркие, запоминающиеся, меткие народные выражения. Но пословица содержит законченную мысль, важный вывод, а поговорка служит лишь украшением речи.

2. Озаглавьте каждую группу пословиц.

Пословицы в учебнике разделены абзацами на семь частей. Заглавия по порядку:

  1. О Родине.
  2. О дружбе.
  3. О труде.
  4. Об учении.
  5. Про лень.
  6. Про трусость.
  7. Про глупость.

3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

Мне нравится пословица «Семеро одного не ждут». Её смысл в том, что коллектив не должен задерживаться из-за одного отстающего. Ведь один человек может затормозить работу множества других людей.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки). Некоторые пословицы вошли в народ из басен Крылова. Припомните из каких басен эти пословицы.

Битый небитого везёт — сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Кому вершки, а кому корешки — сказка «Мужик и медведь».

Сильнее кошки зверя нет — «Мышь и крыса».

А Васька слушает да ест — «Кот и повар».

У сильного всегда бессильный виноват — «Волк и ягнёнок».

Слона-то я и не приметил — «Любопытный».

А воз и ныне там — «Лебедь, рак и щука».

Развиваем свою речь

1. Объясните смысл поговорок. Составьте предложения с этими поговорками.

Заткнуть за пояс — победить кого-либо. Вася заткнул за пояс Петю, ответив на уроке на пять.

Рвёт и мечет — вне себя от злости. Костя рвал и метал, получив двойку за контрольную.

При царе Горохе — очень давно. Маша была отличницей давно, ещё при царе Горохе.

Медведь на ухо наступил — нет слуха. Митя любил петь, но ему в детстве медведь на ухо наступил.

2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» Даль вынес народное изречение «Пословица не судима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Пословица не судима — значит она не подлежит осуждению, о ней нельзя составить хорошее или плохое мнение. Она сама по себе является мнением, к которому можно прислушаться, а можно проигнорировать, но от этого пословица хуже не станет.

Именно это и имел ввиду Даль, вынося это выражение на титульный лист своей книги.

Пример предложений: 

У тебя, Егор, на голове густо, а в голове пусто, и не спорь, ведь пословица не судима, а твои двойки говорят сами за себя.

Пословица не судима, как не может быть судим народ, её придумавший.

3. Как вы понимаете пословицы. Придумайте небольшой рассказ с одной из пословиц.

Видит око, да зуб неймёт. Что-то очень хочется, но взять это невозможно.

Дорого, да мило, дёшево, да гнило. Дорогая вещь очень нравится, но денег жаль. Дешёвая же оказывается плохого качества.

Делить шкуру неубитого медведя. Заранее планировать, что будешь делать после какого-то события.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Прежде чем что-то делать, нужно всё тщательно взвесить.

Близок локоток, да не укусишь. Кажется лёгким, но на самом деле невозможное.

Мал золотник, да дорог. И малое может быть дорогим, важным.

Пример рассказа по пословице «Делить шкуру неубитого медведя» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы внести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

Я бы хотела внести в свою речь как можно больше пословиц и поговорок, но самой важной из них я считаю пословицу «Век живи — век учись». Как мне кажется, она подойдёт для любой ситуации и для любого рассказа.

5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части. Назовите пословицу по её второй части. По одной из них придумайте рассказ.

Пень не околица, глупая речь не пословица.

Своя земля и в горсти мила.

Век живи — век учись.

Делу — время, потехе — час.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пример рассказа по пословице «Делу — время, а потехе — час» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Меткость, образность:

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Без наук, как без рук.

Рифма:

Красна птица

перьем

, а человек

ученьем

.

На голове

густо

, а в голове

пусто

.

7. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

Пример рассказа по пословице «Корень учения горек, а плод его сладок» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1)Пословицы-это народная мудрость,устное творчество,передаваемое из поколения в поколение.В пословицах народ говорит о всех хороших качествах людей,высмеивает плохие,о всех сферах народной жизни.
  Пословицы образно высказывают мораль,назидательно поучают.Темы пословиц бывают о Родине,о труде и лени,о глупости и уме,о дружбе,о семье,о грусти и печали.
  Пословицы состоят из рифмующихся частей,поэтому легко запоминаются.Меткий смысл,краткость,мудрость и опыт -главная прелесть пословиц.
  Поговорка не передаёт мысль,подтверждающую истину,не несёт морали и поучения.Поговорка-это краткое изречение,меткое выражение,а пословица-это  законченная мысль,суждение,где на народном опыте сделан вывод.

2)Пословицы по смыслу:

Трудолюбие:
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-К большому терпению придет и уменьем.-Делу-время,потехе-час.
-Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье,знания:
Красная птица перьем,а человек ученьем.-Без наук как без рук.-Корень учения горек, да плод его сладок.
Глупость:
-На голове густо,а в голове пусто.-В трех соснах заблудился.-Лоб что лопата,а ума небогато.
Дружба:
-Не мил и свет,когда друга нет.
-Один в поле не воин.
Родина:
-Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
-На чужой стороне и весна не красна.
Лень:
-Лежебоке и солнце не в пору всходит.
-Дело не медьведь,в лес не уйдет.
Нерадивость:
-Говорил день до вечера,а слушать нечего.-Молодец на овец,а на молодца-сам овца.
Трусость:
-Волков боятся,так и в лес не ходит.-Пуганая ворона куста боится.-На печи не храбрись,а в поле не трусь.

3)Примеры и смысл пословиц.
«На чужой каравай,рот не разевай»-не зарься на чужое добро,живи своим.
«Старый друг лучше новых двух.»Друг,близкий человек,всегда поймёт и придёт на помощь,дружба проверяется временем,а новые друзья-хорошо,но не известно,настоящие или нет.
«Доверяй,но проверяй»-Доверие-это одно из главных человеческих качеств,но люди могут и обманывать,поэтому необходимо проверять,пока человек не заслужил полного доверия,а в работе всегда надо проверять результат,можно и ошибиться,лучше проверить и спать спокойно.

4) Басни И.Крылова:
» Сильнее кошки зверя нет»-«Мышь и крыса».
» А Васька слушает да ест» -«Кот и Повар»
«У сильного всегда бессильный виноват»-«Волк и ягнёнок»
«Слона то я и не приметил»-«Любопытный».
» А воз и ныне там»-«Лебедь ,рак и щука».

  • Вспомни сказку народов твоего края про животных нарисуй к ней рисунок
  • Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов как она называется кто является главным
  • Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов 3 класс
  • Вспомни сказки рассказы кинофильмы на тему борьбы добра и зла
  • Вспомни сказки персонажами которых являются аленушка василиса прекрасная