Вспомните русские народные волшебные сказки какого персонажа напоминает хозяйка похъелы

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      dillansoto399

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    4 минуты назад

    ЛИТРА СРОЧНО ПОМОГИТЕ ЛАЙК ЗА НУЖНЫЙ ОТВЕТ

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Одна из характерных черт абсолютизма указана неверно:

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Химия 10 класс

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Математика 6 класс

  • informatika
    Информатика

    9 минут назад

    Помогите пожалуйста с информатикой!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    40 минут назад

    погода был плохая была сильный ветер небо был тёмное было халодной ветер быль земля был мокрая дорога был грязная

  • himiya
    Химия

    49 минут назад

    Помогите пожалуйста только с первым заданием

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Лоухи — колдунья, хозяйка По́хьёлы из эпоса «Калевала»


Мифы и легенды


Data: 09.07.2010 05:43 |

alt
Лоухи — могущественная колдунья, хозяйка По́хьёлы, страны, враждебной жителям Калевалы. Она символ зла и главный антагонист «Калевалы», но, с другой стороны, она радеет за свою землю и ее гнев зачастую справедлив. Тем более, что действия главных героев эпоса по отношению к ее семье иногда довольно неприглядны.

Источник: карело-финский поэтический эпос «Калевала»

Автор: обработку народных эпических песен сделал  Элиас Лённрот (1802—1884)

Вид: Ведьмы, колдуны, маги и злые волшебники, Женщины — отрицательные герои

По́хьёла в эпосе «Калевала» является источником зла, холода, болезней. Когда главный герой эпоса Вяйнямёйнен случайно попал в По́хьёлау, старуха Лоухи приютила его и пообещала женить на своей дочери и показать путь домой. За это Вяйнямёйнен должен был изготовить для Лоухи чудесную мельницу Сампо, которая могла в неограниченном количестве давать богатство, еду и прочие материальные блага.

Вяйнямёйнен хитростью отправил к Лоухи кузнеца Ильмаринена, который и изготовил мельницу.

   Лоухи, Похъёлы хозяйка,
   Редкозубая старуха,
   Быстро в горницу уходит,
   Говорит слова такие:
   «Дочь моя, что всех моложе,
   Всех детей моих прекрасней!
   Нарядись получше нынче,
   Выйди в платье понарядней,
   Ты навесь прекрасный жемчуг,
   Грудь укрась как можно краше,
   Шею ты укрась поярче,
   А височки попестрее.
   О румянце щек подумай
   Да о блеске глаз помысли!
   Ведь кузнец-то вековечный,
   Знаменитый Ильмаринен,
   Прибыл выковать нам Сампо,
   Крышку пеструю устроить».

Колдунья отнесла мельницу Сампо в гору Похъёлы и зарыла там. В земле чудесная мельница пустила три глубоких корня.

Дочь Лоухи была настоящей красавицей, поэтому к ней приехал свататься дргугой эпический герой — Лемминкяйнен. Хитрая Лоухи дала ему три задания: поймать лося Хийси, поймать жеребца Хийси и застрелить лебедя Туонелы — реки в царстве мертвых. В ходе выполнения последнего задания герой погиб, но в дальнейшем его оживила мать и отговорила от идеи жениться на дочке колдуньи.

Но герои Калевалы не теряли надежды жениться на дочке Лоухи. Вяйнямёйнен и Ильмаринен снова поехали свататься. Лоухи больше понравился кузнец, тем более, что он изготовил в прошлом мельницу Сампо и она отдала ему свою дочь.

Лемминкяйнен воспринял этот брак как личную обиду, и, разозлившись, приехал в По́хьёлу и убил мужа Лоухи. После этого ему пришлось бежать, спасаясь от чар колдуньи.

Тем времением, дочь Лоухи, жена кузнеца Ильмаринена, погибла. Сначала кузнец сделал себе золотую жену, но потом решил свататься ко второй дочке Лоухи.

Старуха естественно отказала. Тогда  разгневанный Ильмаринен, Лемминкяйнен и Вяйнямёйнен решили отобрать у Лоухи мельницу Сампо, источник благополучия По́хьёлы. Они заколдовали воинов Лоухи и похитили мельницу.

Лоухи пустилась в погоню, превратившись в огромную птицу. Пока герои и Лоухи сражались, мельница разбилась и утонула. Обозленная Лоухи сначала наслала на Калевалу мор, затем медведя. Когда Вяйнямёйнен отбился от этих напастей, она украла солнце и луну. Но узнав, что герои собираются идти на нее войной, Лоухи испугалась и вернула светила на место.

Лоухи — прототип знаменитой Снежной  Королевы. В Карелии есть лоухский район и поселок Лоухи. Название поселка видимо произошло от финского глагола louhi/a (добывать, разрабатывать, взрывать скалу), но многие старожилы придерживаются романитический версии, говоря что в этих местах жила колдунья Лоухи — хозяйка Похъёлы.

Автор рисунка Светлана Георгиевская.  www.pan-sortavala.narod.ru

Похожие вопросы:

1) базаров-нигилист, т.е человек который не во что не верит.в самом начале романа он выглядит вызывающе длинные волосы, пальтишко.евгений хотел стать врачом, но  все время го…Подробнее

ответов: 4

всё оч просто , у каждого существа свои особенности и умения , а самый большой дар человеку — ум ….Подробнее

ответов: 2

некрасов называет страдание народа старой темой, потому что народ страдает давно.  …Подробнее

ответов: 4

  в главе «приступ» отражена ключевая ситуация «капитанской дочки» — взятие крепости пугачевым и поведение при этом героев. все участники событий оказываются в ситуации выбора…Подробнее

ответов: 2

так же как и традиции у семьи бывают ценности   которые   дороги смотря на то какие ценности у ребёнка изменяется   жизненный взгляд например если   ценность с…Подробнее

ответов: 4

слово «олень» впервые встречается в языке с xii в., в xv в. появилось прилагательное «олений»….Подробнее

ответов: 4

в обоих случаях в поисках сокровищ прошли через множество приключений похожи возрастом и любопытством интересом к «морской» теме,т.к.,кортик — атрибут формы морского офицера  …Подробнее

ответов: 4

когда пьер разочаровался в масонстве, но от масонского периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. в его жизни  наст…Подробнее

ответов: 2

  в этом произведении описывается события 12 века.этот поход совершил князь игорь в 1185 году против половцев. слово было найдено в 18 веке мусиным пушкином. …Подробнее

ответов: 3

название-чтобы сказала ручка если бы умела говорить. ручка может говорить о чём угодно.вот продимала я одну про девочку и ручку.   жила была девочка она пошла магазин за ручк…Подробнее

ответов: 4

чтобы не прослыть бездарем, дела, которые ты поручаешься выполнить или которые тебе доверили люди должны делаться с высоким профессионализмом и предварительными знаниями, неторопяс…Подробнее

ответов: 4

чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника — молчалина. главный герой не способен отнест…Подробнее

ответов: 2

Сампо — один из центральных образов карельской культуры.  Вокруг Сампо строится основной конфликт и главная сюжетная линия карело-финского эпоса «Калевала, в нем рассказывается история чудесной мельницы   и борьбы за неё между двумя регионами-антагонистами «Калевалой» и «Похъелой» .

Ильмаринен выковывает «Сампо». Художник Н. Кочергин

Пересказать в двух словах сюжет «Калевалы» практически не возможно. Однако, для понимая значения образа «Сампо» и её роли в эпосе всё же необходимо дать несколько кратких комментариев по сюжету эпической поэмы.

Хозяйка Похъелы старуха Лоухи (другой вариант написания – Ловхи) обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо. Сделать это вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером». 

Получив мельницу, хозяйка Похъелы запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. Трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо..  Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.

Обе страны —  Калевала и Похъяла — боролись за Сампо, но в итоге оно не досталось никому. Так и в жизни-  борьба за счастье кажется недостижимой. Однако, ряд осколков всё-таки прибывает к берегу.  Эпический герой Вяйнямёйнен бережно собирает их и этого оказывается достаточно, чтоб принести счастье народу Калевалы. Старуха Лоухи возвращается обратно в северную страну, прихватив с собой только крышку от Сампо. Так что, в «Калевале» добро всё-таки побеждает зло.

«Сампо» в «Калевале» представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья и благополучия. Сегодня признаётся, что  эпическая поэма «Калевала» как единое и стройное литературное произведение была создана Элиасом Лённротом, это своего рода «свод карело-финской мифологии» по версии финского фольклориста и лингвиста. Образ Сампо существовал в народной культуре карел и финнов задолго до того, как получил путь к всемирному признанию под пером диссертанта университета Турку Лённрота. Образ Сампо издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия. Карелы изображали Сампо в форме вращающегося колеса.

 Вопрос о том, что такое Сампо, и как выглядит этот предмет, остается открытым до сих пор. Некоторые ученые высказывали мнение, что сам Лённрот, составляя эпос, недостаточно четко представлял себе образ сампо, а потому включил в эпос весьма разнородные его характеристики. Что мы узнаем о Сампо из текста эпоса? Говоря современным языком, «функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег». Из внешних характеристик этого предмета текст эпоса изобилует упоминаниями о пестрой крышке: «Я скую конечно Сампо, крышку пеструю украшу» — говорит «создатель» волшебной мельницы кузнец Илмаринен. «Крышка пестрая» символизирует усеянный звездами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Пересказанный выше сюжет эпоса и некоторые его особенности позволяет сделать некоторые предположения о «сакральном знании» образа Сампо. Калевала, как эпическое произведение, основанное на народных сказаниях и мифологии, ведет своё начало от «сотворения мира», представляя нам взгляд древних карел и финнов на «становление миропорядков». Таким образом, Сампо может восприниматься как одна из «основ мироздания», обобщенный образ «материальной культуры» и в то же время «символ жизни». Ведь не случайно Сампо «прорастало в скалу» и дала начало «богатству морского дна». Попытки вразумительного объяснения, что же такое Сампо, предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Согласно одной из версий— древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.

Каков же образ «Сампо» в мировой культуре? Чаще всего в мировой культуре Сампо определяется как «мельница».  Однако в  карельском фольклоре Сампо с мельницей не отождествлялось. Да и в изначальном финском тексте Калевалы слова мельница не было. Согласно исследованиям Э. Киуру, известного специалиста по «Калевале», имеется только одна запись фрагмента руны, в которой Сампо представляет собой комбинацию трех мельниц. Всё, что мы узнаем из текста «Калевалы» о Сампо, плохо соотносится со стереотипным образом мельницы, закрепившемся в общественном сознании. И всё же, учитывая глубину и многогранность образа, отождествить Сампо со словом «мельница» представляется наиболее компромиссным  и подходящим решением и с точки зрения «функционала» и «внешнего вида».

Кадр из фильма «Сампо» (1959)

На вопрос, как выглядит мельница Сампо и на что она похожа, художники и  кинематографисты, обращавшиеся к этому образу, отвечали по-разному. Сампо стало центральным образом одноименного советско-финского фильма снятого по мотивам «Калевалы». В фильме «Сампо» 1959 года этот волшебный предмет напоминает скорее не мельницу, а светящуюся гору из драгоценных камней.

На картинах и иллюстрациях разных художников Сампо иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет. Например, максимально близко к «мельнице» изобразил Сампо В. Игнатьев, нарисовавший старый советский диафильм «Про волшебную мельницу Сампо».

Кадр диафильма «Про волшебную мельницу Сампо». Художник В. Игнатов.
Трифанова Сампо
Иллюстрация книги «Калевала и Похъёла» («Серебряная Калевала»).  Художник А. Трифанова.

Часто Сампо сохраняет  круглую форму, напоминая жернов, а порой даже и бочонок или ларец. Весьма колоритно проиллюстрировала «Калевалу» карельская художница Анастасия Трифанова, оформитель так называемой «серебряной Калевалы», детского издания эпоса, вышедшего в 2011 году.  Яркие иллюстрации и достаточно «абстрактные» иллюстрации Сампо представил известный карельский художник Владимир Фомин.

Образы, схожие с Сампо, есть в мифологии различных стран. Наиболее близкий аналог Сампо можно встретить в Скандинавии. В исландских и норвежских преданиях  есть сюжет о гигантской мельнице, которую вращали две сестры-великанши Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места.  Эта мельница также становится объектом борьбы, её похищает морской великан и погружает на корабль. Судно тонет. А мельница продолжала «делать своё дело» — молоть и вращаться, даже оказавшись на дне морском. Переклички между этим скандинавским сюжетом и «Калевалой» очевидны. Можно даже сказать что «мельница Феньи и Меньи» — это «ближайший родственник» Сампо в мировой мифологии. Ввиду географической и культурной близости Финляндии со скандинавским регионом, подобные параллели позволяют сделать смелое предположение и взаимовлиянии и пересечении мифологических традиций.

Художник Владимир Фомин

Волшебные предметы, подобные Сампо, встречаются и в культуре других народов и в художественной литературе. Если не углубляться в мифологические и философские дебри, то Сампо проще всего представить как источник материального богатства, как предмет, дающий своему владельцу блага «задарма». В русских сказках, например, есть скатерть-самобранка, а Сампо, в таком случае – мельница-самомолка. В этом контексте вспоминается и сюжет сказки братьев Гримм «Волшебный горшочек». Стоит только сказать волшебные слова «раз, два три – горшочек вари», и волшебный предмет обеспечит своего владельца кашей. Все эти параллели могут показаться весьма условными, но они имеют место быть и доказывают, что стремление к простому земному осязаемому счастью и халяве, издревле вело человека, к какой бы культуре он не относился. В карело-финской мифологии сформировался  один из самых загадочных и глубоких образов в этом ряду. Образ Сампо многогранен и в то же время туманен, он вызывает вполне определенные ассоциации и в то же время обращает к проблеме мироздания.

Рассказать друзьям:

Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.  Создатель, администратор и главный автор портала ГУМАНИТАР-МЕДИА

Похожее

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 01.03.2019 18:40

Герой который любил уют, но был вынужден сделаться отважным путешественником .6 букв

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 15:40

Почему алые паруса называют феерией?

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 07:50

Сочинение » говорят, любовь вдохновляет, и внушает доверие» 8 предлож. , .

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 19:00

Сочинить четверостишие о зиме используя рифмы рождество колдовство проказник приздник или много шаль дорога даль

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 09:00

Как ты понимаешь высказывание — каждому свой край сладок.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 12:30

Вчём смысл рассказа «кавказский пленник»?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 21:30

Определи, с точки зрения какого персанажа описывается природа кавказа, быт и нравы жителей аула? как ты думаешь, чем это можно обьяснить? что дало жилину пребывание в плену?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 23:00

Сравнить «о любви» чехова и «после » толстого

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 03:40

Смысл названия романа преступление и наказание

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 06:20

Составьте рассказ из слов: звезда, поле, камин волос девочка собака лес музыка ливень небо

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 17:20

Проанализируйте стихотворение: ярослав смеляков судья упал на пашне у высотки суровый мальчик из москвы; и тихо сдвинулась пилотка с пробитой пулей головы. не глядя на беззвездный купол и чуя веянье конца, он
пашню бережно ощупал руками быстрыми слепца. и, уходя в страну иную от мест родных невдалеке, он землю теплую, сырую зажал в коснеющей руке. горсть отвоеванной россии он захотел на память взять, и не сумели мы,
живые, те пальцы мертвые разжать. мы так его похоронили — в его военной красоте — в большой торжественной могиле на взятой утром высоте. план анализа: 1.тема текста 2.идея, замысел автора 3.что хотел сказать автор?
4.как идея находит отражение в названии текста? 5.стиль, тип речи 6.какие художественные средства выразительности использует автор? 7.моё впечатление от прочитанного стихотворения

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 19:50

Составте план рассказа»тихое утро» !

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Экономика, 19.10.2020 07:37

Категория

Категория

География, 19.10.2020 07:37

Категория

Информатика, 19.10.2020 07:37

Категория

Категория

Математика, 19.10.2020 07:37

Категория

Математика, 19.10.2020 08:52

Категория

Математика, 19.10.2020 08:52

Категория

Биология, 19.10.2020 07:37

Категория

Українська мова, 19.10.2020 07:37

  • Всю ночь напролет как пишется
  • Всю ночь кашляла как пишется
  • Всю жизнь отдала вересаев сочинение
  • Всухую как пишется слитно или раздельно
  • Всуе как пишется слитно или раздельно