С е мна д цат о е н оя бря
Кла сс ная р а бота
Прочитайте фрагменты текстов.
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
— Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
сказка
сказка
былина
- -Какие особенности текстов помогли определить жанры?
- -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?
«Из истории языка»
- -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Фольклору
Живое слово русского фольклора
прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.О чём текст?
2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.
3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.
4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?
5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?
Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).
1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…
2.Стали жить-поживать да добра наживать…
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
1.«В некотором царстве, в некотором государстве… »
2.«Жили-были…»
3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .
5. «И была у них…»
6. «Как-то раз…»
7. «Долго ли, коротко ли…»
8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» .
9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать…» .
10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .
11. «Конь бежит — земля дрожит!».
12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.
15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.
- Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
- Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
- -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
- -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
- -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
- -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.
- -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
Алёнушка
- « Чудесная дудка »
- « Разбойники »
- « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »
Василиса премудрая (Прекрасная)
- « Жар-птица и Василиса-царевна »
- « Василиса Прекрасная »
- « Морской царь и Василиса Премудрая »
- « Василиса Прекрасная »
- « Царевна-лягушка »
Иванушка-дурачок
«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.
Змей горыныч
- Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
- Никита Кожемяка
- Бой на Калиновом мосту
- Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Лиса Патрикеевна
- «Колобок»
- «Лиса и кума»
- «Как лиса перехитрила льва»
- «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
- «Лиса-повитуха»
- «Лиса и тетерев»
- «Лиса и дятел»
- «Лиса и журавль»
- «Лисица-девица и Котофей Иванович»
Проанализируйте тему урока
Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?
Домашнее задание
Городская научно-практическая конференция
«Планета эрудитов»
«Сказочные имена»
Филология
Автор:
Маслов Евгений
класс 4 «Д»
МБОУ СОШ № 23
Руководитель:
Шабарова Ольга Владимировна
I категория
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 23
г. Дзержинск
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………..……………………………….……3
1. Основная часть………………………………………………………………………4
1.1.Сказочные герои и их имена…………………………………………………………..4
1.2.Самые популярные имена 2012-2013 года в России..…………………….5
2. Практическая часть………………………..…………………………….……..……6
2.1. Сказочные имена в современной жизни……………………………………6
2.2. Самые популярные имена в городе Дзержинске………………………..…7
Заключение………………………………………………………………………………8
Список используемой литературы……………………………………………………..9
Приложения……………………………………………………………….……….10-14
Введение
Сказки – это часть духовной культуры народа, создававшаяся на протяжении многих веков.
Они содержат вечную мудрость, дают правильное направление развития, ориентиры добра и зла, помогают сформировать необходимые душевные качества и правила поведения.
С самого раннего детства ребенок попадает в мир сказок, которые рассказывают ему бабушка и дедушка, читают мама и папа.
Героями многих сказок, которые я помню и знаю, чаще всего становятся персонажи с именами Иван (например, Иван-дурак, Иван-царевич), Василиса (Василиса-Прекрасная), Елена (Елена-Прекрасная и Елена-премудрая), Алена (Сестрица Алёнушка).
Многие из сказочных имен обыкновенны и привычны, ими до сих пор называют детей, они у всех на слуху.
Другие сказочные имена любопытны своей необычностью и редким употреблением в реальной жизни.
Я считаю, что тема сказочных имен является актуальной, так как многие родители сталкиваются с проблемой выбора имени для своего ребенка и часто называют их такими именами, которые являются традиционными для сказки.
Цели работы:
- Выявить сказочные имена в русских и зарубежных сказках.
- Доказать, что сказочные имена остаются популярными и в наше время.
Задачи:
- Выяснить, какие имена чаще всего встречаются в сказках.
- Узнать, какие имена популярны сейчас (провести социологический опрос).
- Сравнить имена популярные сегодня и часто встречающиеся в сказках на предмет совпадения.
Объект исследования: сказочные имена.
Предмет исследования: сказки (русские народные и зарубежные).
Методы исследования:
- Изучение материалов по данной проблеме: сказки русских и зарубежных писателей, Интернет-ресурсы и видеоматериалы;
- Количественный анализ;
- Социологический опрос;
- Анализ и обобщение полученных результатов работы.
Источники информации: сборник сказок Афанасьева А.Н., сборники сказок зарубежных авторов, интернет-источники.
- Основная часть
- Сказочные герои и их имена
Сказочные имена – это имена героев сказок. Русские сказки отличаются добротой, поучительностью, счастливым концом, а имена героев русских народных сказок окутаны светлыми качествами, такими как храбрость, доброта, находчивость и искренность.
Среди героев русских народных сказок есть и богатыри, и царевичи, и крестьяне.
Среди богатырей популярнее всех Илья Муромец. Он воплотил в себе образ идеального героя – спокойного, стойкого, доброго и справедливого, ну и, конечно же, сильного. В русских народных сказках этот персонаж выступает заступником простого народа.
Так же любимым всеми героем русских сказок является Иван-царевич. Этот персонаж положительный, так как он помогает обиженным и слабым, и борется со злом. Чаще всего он является третьим сыном царя. В некоторых сказках Иван простолюдин и даже не подозревает о своем царском происхождении, но все равно он благороден и сочетает в себе отличные душевные качества.
И как же можно забыть о таком имени героя из русских народных сказок, как Иванушка-дурачок! Он всего лишь крестьянский сын и не совсем подходит под образ положительного сказочного героя, он не блещет большим умом, но именно благодаря этому нестандартно мыслит, что помогает преодолеть ему массу трудностей.
Образ Ивана-дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод, переходит из сказки в сказку. Павел Александрович Флоренский, автор многих работ по филологии, известный русский философ и богослов, так говорит об этом имени: «Знаю, что самое русское имя – Иван. Кротость, простоватость (или простота)…» [5, с. 379].
По сказкам нам известен также образ Ивана-дурака, который вечно лежит на печи. Иван так привязан к печи, что в некоторых сказках печка даже возит его на себе по всему русскому государству. Иванушке-дурачку удобно лежать на печи и быть в стороне от суетных дел старших братьев, вечно занятых и помышляющих о корысти и богатстве.
Иван-царевич знаком мне по сказкам об «Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Царевне-лягушке».
Этот сказочный персонаж, попадая в различные жизненные ситуации в разных сказках, с одинаковым добродушием и с насмешкой остроумно выходит из них. Очень трудно перечислить все его проделки и подвиги.
Интересна история возникновения образа Деда Мороза. Издавна на Руси олицетворяли силы природы, наделяя их именами и «соответствующей» внешностью. Не был обойден и мороз. Его одновременно боялись и уважали. С давних времен почитался образ повелителя холодов, буранов и метелей – Мороза. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Иванович.
Этот образ, олицетворяющий силы зимы, представлялся людям в виде довольно сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой он может закрутить метели, пургу, вьюгу.
Интерес представляют и многие другие имена вымышленных объектов. Как правило, они всем нам знакомы, причем зачастую, как и Дед Мороз, с детства, из сказок. Но вот о происхождении их обычно знают лишь специалисты.
Женские имена героев русских народных сказок также стали выдающимися.
Такие сказочные персонажи, как Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая обладают волшебными силами и умениями, отличаются острым женским умом, смекалкой и хитростью.
Образ Василисы-Премудрой, в первую очередь, мы знаем по сказке «Царевна-лягушка». Иван-царевич жениться на болотной лягушке, которая затем превращается в красавицу Василису. Кто не помнит Царевну-лягушку, которая доказывает, что любить надо не за внешние данные, и что не стоит выставлять напоказ свои умения.
- Самые популярные имена 2012-2013 года в России
Наше имя – это словесный символ, который сопровождает нас всю жизнь. Неспроста люди особое значение придают выбору имени. Имя – это некий идентификатор, который выделяет нас из общей массы. И ни для кого не секрет, что в мире существует даже понятие моды на имена.
Как правило, имя бывает популярным в течение некоторого периода времени, потом уступает место другим именам.
Смена популярных имен обусловлена главной функцией имени – быть средством различения людей. Поэтому всегда необходимо существование какого-то резерва имен, из которого черпаются более «свежие» имена.
Я считаю, этим резервом могут быть традиционные сказочные имена, малоактивные имена или имена других народов.
В конце того же XX века появилась мода на старые, почти забытые имена, такие, как: Анастасия, Софья, Марк, Матвей, Савелий, Ефросинья. Стало модно выбирать имя ребенку по Святцам.
По результатам 2010 года самыми модными стали такие имена, как:
- у мальчиков – Александр, Артем, Максим, Даниил, Владислав, Никита, Денис, Дмитрий, Андрей, Кирилл, Назар, Иван, Богдaн;
- у девочек — Анастасия, София, Мария, Анна, Дарья, Екатерина, Елизавета, Виктория, Полина, Ксения [6].
На протяжении нескольких последних лет самым популярным именем в России, согласно данным отделов ЗАГС, был Александр. Лидер в 2012 году не изменился. За ним идут Артем, Максим, Иван, Дмитрий.
В первую десятку традиционно входят также Даниил, Кирилл, Никита. Среди самых популярных имена Ярослав и Денис.
Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России – старые имена. Очень популярны такие имена как Богдан, Матвей, Тимофей, Захар, Глеб. Все больше родителей называют своих детей более редкими старыми именами – Аким, Нил, Лука.
В 2012 году по данным сети Интернет в России самыми распространенными именами среди девочек стали Анастасия и Мария. Но в прошлом и в этом году в лидеры вышла – Софья (мудрая в переводе). В первую десятку традиционно входят также Алиса, Варвара, Дарья, Полина и Елизавета. Среди самых популярных также Анна и Ксения. Рядом с лидерами находятся Екатерина, Арина, Виктория.
В этом году распространены имена Арина, Варвара, Ульяна, Василиса. Более редкие старые имена – Аксинья, Авдотья, Пелагея тоже обретают все большую популярность [7].
- Практическая часть
2.1. Сказочные имена в современной жизни
В этой части я приведу данные проведенного мною социологического исследования, касающиеся употребления сказочных имен в жизни современных людей.
В настоящее время многие родители при выборе имени своему ребенку обращаются к именам, которые встречаются в русских народных сказках.
Чтобы определить, какими самыми распространенными являются имена среди моих одноклассников, я провел исследование, составив список этих имен и выбрав из этого списка повторяющиеся имена.
В результате выяснилось, что в моем классе самым распространенными именами являются:
Среди мальчиков – Андрей и Данила (2-2);
Среди девочек – Ангелина, Ксения и Полина (2-2-2).
Для создания полной картины, мною был проведен поиск данных в сети интернет. Из этого поиска, я узнал, какие имена в наше время самые модные.
Среди мужских имен: Александр, Артем, Максим, Иван, и Дмитрий;
Среди имен женских: Анастасия, Мария, Софья.
Затем я сравнил имена популярные сегодня и часто встречающиеся в сказках на предмет совпадения.
Для этого исследования мне пришлось обратиться в читальный зал Центральной Городской библиотеки им. Н.К. Крупской («Дом Книги») и поработать со сборниками сказок А.Н. Афанасьева.
Я выписал все имена из оглавления в сборнике сказок А.Н Афанасьева.
Затем я выяснил, что самыми повторяющимися среди сказочных имен являются имена: Иван и Василиса, за ними следуют Василий и Елена (Например, это такие сказки, как: «Иван купеческий сын отчитывает царевну», «Иванушка-дурачок», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе», «Василиса-поповна», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Василиса Прекрасная», «Василий Буслаев», «Василий-царевич и Елена Прекрасная») и многие другие.
Мне встречались и другие сказочные имена: Анастасия, Марья Моревна, Аленушка, Марфа, Данило, Алеша, Илья и другие.
Подсчитав частоту упоминания сказочных имен, я узнал, что:
- Имя «Иван» употребляется в сказках 19 раз (на самом деле, возможно и больше, т.к. имя бралось только из названия сказки);
- Имя «Василиса» есть в названиях 5-ти сказок;
- Имя «Василий» в названиях 2-х сказок;
- Имя «Елена» также в названиях 2-х сказок;
- Имя «Анастасия» — упоминалось в названии 1 раз.
Обратившись за помощью к учителю начальных классов, я выяснил, что явилось причиной частого употребления этих имен в сказках. Оказывается, при сочинении сказок, русский народ использовал только те имена, которые были хорошо известны на Руси.
Вот почему именно эти имена так часто и встречаются в русских народных сказках.
2.2. Самые популярные имена в г. Дзержинске
По данным Управления ЗАГС города Дзержинска, расположенного по адресу: площадь Дзержинского, дом 1, и Даниловой Надежды Николаевны, начальника отдела, по итогам 2011 года самым популярным мужским именем у молодых родителей было имя Артем, женским – Анастасия.
По словам Надежды Николаевны, чаще всего мальчикам в нашем городе дают имена:
Артем (86),
Александр (77),
Егор (65),
Кирилл (60),
Никита (59),
Дмитрий (55);
девочкам:
Анастасия (90),
Виктория, Дарья (по 69),
Елизавета, Полина (по 68),
Софья (66).
По данным 2012 года самыми популярными имена стали опять имена Артем (113) и Анастасия (85).
В то же время в городе Дзержинске были зарегистрированы Игнат, Платон, Мирон, Лукьян, Аскольд, Савва. Самые редкие имена у девочек – Веста, Богдана, Алисия, Евангелина, Виталина, Феврония, Василина [8].
Заключение
В своей работе я рассмотрел тему сказочных имен в русских и зарубежных сказках.
В ходе исследования я выяснил, что самыми традиционными сказочными именами являются 4 имени – это такие имена, как: Иван, Василиса, Анастасия и Елена.
Именно эти имена используют сказочники в русских народных сказках.
Изучая сказки зарубежных писателей, я обратил внимание на то, что часто героям дают не собственные имена, а нарицательные (например, Золушка от слова зола, Мальчик-с-пальчик – от слова палец; Белоснежка – «белый снег»).
Таким образом, в зарубежных сказках, в отличие от наших, герои получают свои имена от предметов или их свойств.
В списке одноклассников я нашел повторяющиеся имена:
Андрей (2),
Данила (2),
Ангелина (2),
Полина (2),
Ксения (2).
Как оказалось, в моем классе учится только 2 человека со сказочными именами – Данил (Даниил) и Анастасия.
По данным интернет-источника самыми модными именами на сегодняшний день оказались Анастасия и Александр.
Обратившись к сотрудникам ЗАГСА города Дзержинска, я получил с их помощью данные самых популярных имен, которыми родители называют своих детей.
При сравнении этого списка с типичными сказочными именами встретилось 1 совпадение. Это оказалось имя Анастасия.
В результате я выяснил, что самыми распространенными именами являются Артем и Анастасия, и пришел к выводу, что имя Анастасия – традиционное сказочное имя, которым до сих пор существует, и является в народе одним из самых любимых.
Сказочное имя Василиса тоже является распространенным, это имя в нашем городе в 2012 году выбрали 34 родителя.
Защита моей исследовательской работы отражена в презентации.
Список используемой литературы
- Афанасьев А. Н. Народные сказки: в 3 т. Т. 1 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 515 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. Т. 2 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 512 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. Т. 3 / А. Н. Афанасьев. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 572 с.
- Сказки народов мира / сост.: В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева. — Москва: Оникс: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова, 2007. — 160 с.
- Флоренский П. Имена / П. Флоренский. — Москва: Эксмо, 2007. — 398 с. — (Антология мудрости).
- Самые популярные имена 2012-2013 года в России мальчиков и девочек // http://name-meaning.ru/imena/samye-populyarnye-imena-2011-goda.html
- Какие имена самые популярные и распространенные в России // http://www.babyblog.ru/user/Red_Sonia/3014584
- Названы самые популярные имена в Дзержинске // http://www.gazeta-nn.ru/news/2012/01/11/2214/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список сказочных имен по книгам русских и зарубежных сказок
Алёнушка
Алёша Попович
Баба-яга
Багира
Барон Мюнхгаузен
Василиса Премудрая
Василиса Прекрасная
Варвара-краса
Винни-Пух
Данила-мастер
Дед Мороз
Добрыня Никитич
Дюймовочка
Елена Прекрасная
Елена Премудрая
Жихарка
Златовласка
Змей Горыныч
Золушка
Иванушка-дурачок
Иван-царевич
Илья Муромец
Карлсон
Кащей Бессмертный
Колобок
Кот в сапогах
Красная шапочка
Курочка Ряба
Мальчик-с-пальчик
Маугли
Марья-искусница
Марья Моревна
Морозко
Незнайка
Никита Кожемяка
Петушок-Золотой гребешок
Принцесса на Горошине
Русалочка
Святогор-богатырь
Сивка-бурка
Снегурочка
Снежная Королева
Синяя Борода
Спящая красавица
Соловей-разбойник
Тугарин-змей
Федот-стрелец
Финист-ясный сокол
Царевна-Лебедь
Царевна-лягушка
Царевна-Несмеяна
Царь-Горох
Царь Додон
Царь Салтан
Чернавка
Черномор
Чипполино
Чудо-Юдо
Приложение 2
Сравнительная таблица
Имена популярные сегодня в городе Дзержинске |
Имена, которые часто встречаются в сказках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Список 4 «Д» класса МБОУ СОШ № 23
1.Базунов Андрей Евгеньевич
2.Демакова Полина Васильевна
3.Дианова Диана Александровна
4.Желнерский Павел Сергеевич
5.Кабаев Илья Сергеевич
6.Калашников Данила Анатольевич
7.Кащук Ангелина Ивановна
8.Кащук Полина Ивановна
9.Косова Виктория Дмитриевна
10.Кувшинова Иегана Дмитриевна
11.Курдина Юлия Сергеевна
12.Лазарев Максим Андреевич
13.Макаров Егор Владимирович
14.Маслов Евгений Сергеевич
15.Николаева Елизавета Геннадьевна
16.Панкратова Ксения Вячеславовна
17. Пинаев Андрей Романович
18.Полякова Ангелина Ивановна
19.Пономаренко Даниил Сергеевич
20.ПуловТимофей Владимирович
21.Семина Анастасия Юрьевна
22.Стенягин Дмитрий Андреевич
23.Третьякова Ксения Александровна
24. Ульянов Александр Андреевич
Приложение 4
Как видно из диаграмм, 58% учеников в моем классе имеют неповторяющиеся имена (синяя область).
42% учеников в моем классе имеют имена, которые повторяются – их 10 человек, соответственно 5 повторяющихся имен:
1. Андрей (2);
2. Данила (2);
3. Ангелина (2);
4. Полина (2);
5. Ксения (2).
Разделив 42% на 5, я получил такую диаграмму, где на каждое повторяющееся имя вышло 8,3%.
Иван-Царевич
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.
Иван-дурак
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями. Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.
Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас — глупого человека. Естественно, ведь самый младший — самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Василиса Премудрая
Василиса Премудрая, персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. М. Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте А. Н. Афанасьева.
Василиса Прекрасная
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла…
(«Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах». М., Гослитиздат, 1958)
Елена Прекрасная
Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии дочь Леды и Зевса, овладевшего ею в обличие лебедя. Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Елену похитил герой Аттики Тесей, но её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.
Образ Елены Прекрасной часто встречается и в русских сказках.
Большая подборка вопросов и ответов для организации викторин-тестов по русским народным сказкам и о сказках. Для игр, развлечений, сценариев и уроков литературы.
Сказочный тест с ответами
- Без чего солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
1. Без топора
2. Без крупы +
3. Без воды
- В какой сказке хищная рыба исполняла все желания
1. Морозко
2. Сказка о рыбаке и рыбке
3. По щучьему веленью +
- В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась:
1. «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» +
2. «Никита Кожемяка»
3. «Иван-царевич и серый волк»
- В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1. В барашка
2. В козлёночка +
3. В ягнёночка
- “В некотором царстве – в некотором государстве…” – это пример:
1. присказки
2. зачина +
3. концовки
- В сказке «Иван-царевич и серый волк» это называется «живой» и «мертвой»:
1. Земля
1. Трава
3. Вода +
- В сказке «Никита Кожемяка» так названо жилище змея-людоеда:
1. Пещера
2. Берлога +
3. Обитель зла
- Вспомните, избушку какого героя заняла коза-дереза?
1. Зайчика +
б2. Медведя
3. Лисы
- Вспомните, что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
1. Горошек +
2. Зернышко
3. Молочко
- Выберите, на чем ехал купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
1. Сани+
2. Колесница
3. Телега
- Выберите того, кому принадлежат слова “Что за прелесть эти сказки…”:
1. Собирателю сказок А. Н. Афанасьеву
2. Поэту А. С. Пушкину +
3. Исследователю сказок В. Я. Проппу
- Данный продукт лиса размазала по тарелке и подала журавлю в сказке «Лиса и журавль»:
1. Суп
2. Кашу +
3. Оладушек
- “Добрый молодец”, “столбовая дорожка”, “красная девица” – это пример:
1. Сравнение
2. Постоянный эпитет +
3. Гипербола
- Золотое яичко разбил (а) кто?
1. Дед;
2. Мышка;+
3. Баба.
- Иванушка стал козленочком, когда выпил воду из козьего копытца. А как он снова стал мальчиком?
1. Три раза перекувыркнулся через голову +
2. Выпил волшебной воды
3. Искупался в чистой реке
- Имя царевны, которая стала женой Иванушки-дурачка в сказке «Сивка-бурка»?
1. Василиса
2. Елена.+
3. Марфа
- Имя царя, у которого Иван-царевич украл Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
1. Николай
2. Салтан
3. Афрон +
- Как журавль подал на стол окрошку в сказке «Лиса и журавль»?
1. В кувшине +
2. В тарелке
3. В блюдце
- Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1. «Волк и семеро козлят» +
2. «Волк и три поросёнка
3. «Ненасытный Волк»
- Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?
1. бревенчатая;
2. ледяная;
3. лубяная.+
- Какие предметы уходили вместе с водой в сказке «По щучьему веленью»?
1. Вёдра +
2. Кастрюли
4. Чайники
- Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1. Сороки-вороны
2. Гуси-лебеди +
3. Утки-крякушки
- Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
1. Аленушка
2. Василиса Премудрая +
3. Василиса Прекрасная
- Какое число сказках выполняет роль магического:
1. Три +
2. Два
3. Четыре
- Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1. Редиску
2. Редьку
3. Репку +
- Корешки или вершки получил медведь от мужика, когда выкопал репу?
1. Вершки +
2. Корешки
3. И корешки, и вершки
- Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
1. Одноглазка;
2. Двуглазка;
3. Триглазка. +
- Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
1. Кошка;+
2. Внучка;
3. Мышка.
- Кто из героев сказки принес Снегурочку из леса домой:
1. Волк
2. Медведь
3. Лиса +
- Кто обижает добрую девочку-сироту в сказке «Морозко»?
1. злая мачеха +
2. Баба-Яга
3. Змей Горыныч
- Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
1. Волк
2. Медведь
3. Лиса +
4. Дедка
- Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1. Петух +
2. Гусь
3. Индюк
- Кто сломал теремок в сказке «Теремок»?
1. Медведь +
2. Волк
3. Чудо-юдо
- На какие виды делятся русские народные сказки:
1. Приключенческие
2. Волшебные +
3. Социально-бытовые +
4. Исторические
5. Сказки о животных +
- На каких ножках стоит дом Бабы-Яги?
1. на деревянных
2. на курьих +
3. на железных
- На каком муз инструменте играл Кот у избушки Лисы, чтобы спасти петушка?
1. Гармошке
2. Балалайке
3. Гуслях +
- Определите предмет, с помощью которого можно убить самого страшного героя русских сказок?
1. Меч
2. Камень
3. Игла +
- Отметьте художников, которые создавали картины по русским народным сказкам:
1. И.Я. Билибин +
2. И.И. Шишкин
3. В.М. Васнецов +
4. М.Я. Врубель +
- Птицы, которые унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась, были:
1. Сороки-вороны
2. Гуси-лебеди +
3. Утки-крякушки
- Самым любимым местом Иванушки-дурачка для сна и отдыха является:
1. Кровать
2. Печь +
3. Пол
- Сивка-Бурка — это кто?
1. Конь +
2. Корова
3. Бык
4. Коза
- Соотнесите:
А. Снегурочка
Б. Царевна-лягушка
В. Баба-Яга
Г. Берендей
1. Кострома
2. Переславль – Залесский
3. Ростов Великий
4. Кукобой
Ответ: А1 Б3 В4 Г2.
- Соотнесите примеры и названия средств выразительности.
А. Три боя на Калиновом мосту
Б. ” В чистом поле”, ” ясный сокол”
В. ” И стали они жить-поживать да добра наживать”
1. Постоянный эпитет.
2. Сказочная концовка.
3. Троекратный повтор.
Ответ:А3 Б1 В2.
- Струнный музыкальный инструмент, под который древнерусские певцы-сказители исполняли песни и былины:
1. Гусли +
2. Гармошка
3. Арфа
- Так герои русских сказок ласково называют своих отцов:
1. Батюшка+
2. Папа
3. Папочка
- У петушка красивый гребешок. Какой он?
1. бронзовый
2. серебряный
3. золотой +
- Укажите город, в котором проходит фестиваль “Всемирные сказочные игры”:
1. Москва
2. Киров (Вятка) +
3. Владимир
- Число, являющееся популярным в русских народных сказках:
1. Три+
2. Семерка
3. Двойка
- Что в сказках всегда побеждает зло?
1. Сноровка
2. Добро+
3. Смелость
- Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
1. Горошек; +
2. Зернышко
3. Молочко
- Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича
1. Кольцо
2. ведерко +
3. Веретено
4. Прялку
- Что такое русская народная сказка?
1. Занимательный рассказ с фантастическим содержанием
2. жанр устного народного творчества +
3. Краткий нравоучительный рассказ
- Загадки для детей — тематическая подборка
- Викторины для детей — тематическая подборка
- Игры и конкурсы для любых праздников — взрослая подборка
- Сценки и сценарии — тематическая подборка
Спасибо за чтение! Вам понравилось?
- викторина, для летнего лагеря, для школьников, игры, КВН, литература, литературная викторина, литературная игра, сказки, сказочная викторина, сказочные персонажи, сценарий, сценарий викторины, сценарий литературной викторины, чтение
Идеал женской красоты в русских сказках
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Канукова К.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля
Сухарева С.А. 1
1МБОУ гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Я люблю читать сказки. Мир волшебства с фантастическими событиями всегда меня привлекал. Но особенно мне нравятся героини русских народных сказок. Им всегда все помогают, их любят, ими восхищаются, они владеют тайными знаниями.
Прочитав множество сказок, я задалась вопросом, какими качествами нужно обладать, чтобы тебя считали красивым и любили? Данная тема особенно важна в сегодняшнее время, когда границы между добром и злом размыты, когда многие дети и взрослые ценят больше внешние данные, вещи, одежду, чем внутренние качества человека. Многие философы, ученые, языковеды рассуждали и рассуждают о том, что же такое истинная красота. Это только привлекательность черт лица, фигуры? Или же что-то более глубокое понимается под этим словом? На эти вопросы я и постараюсь дать ответы, обращаясь к текстам своих любимых сказок.
Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала женской красоты на примере русских сказок.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать определение словам «красота», «идеал»;
Найти и выписать из сказок описание положительных и отрицательных героинь (их внешний вид, черты характера);
Создать таблицу качеств красивого человека;
Сделать вывод о том, кого на Руси считали красивым.
Провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
Создать сравнительную таблицу «Женская красота в русских народных сказках»;
Методы: теоретический анализ, сравнение
Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что идеал русской женщины, сформировавшийся за столетия в русском фольклоре, не меняется во все времена.
1. Что такое красота?
Красота – главная женская характеристика в русских сказках. Так что же такое красота? Я обратилась к словарю Ушакова Д.Н., в котором дается определение этого слова: «красивая, привлекательная наружность». То есть красота заключается только во внешних идеальных данных (идеал – совершенное воплощение чего-нибудь).
По словарю Ожегова C.И. это понятие раскрывается глубже: «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Нравственное – значит, направленное не только на черты лица, фигуры, одежды, но и на духовную сущность человека. В своей работе я опираюсь на определение Ожегова. Ведь сказочная красота – это не какие-то особые пропорции тела, а прежде всего, особая духовность. Если внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, то внутренняя красота проявляется в нравственных поступках.
Понятие красоты – это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека.
2. Красота в русских народных сказках
Чтобы показать более полную картину о представлениях красоты человека на Руси, я обратилась к русским народным сказкам: «Царевна-Лягушка», «Гуси-Лебеди», «Морозко», «Василиса Прекрасная».
Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. Главные героини представляли идеал женской красоты. И это была не только красивая внешность. Женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают.
Важную роль в славянских сказках играют женские образы: Василиса Премудрая («Царевна-лягушка»), Аленушка («Гуси-Лебеди», Настенька («Морозко»), Василиса-Прекрасная («Василиса Прекрасная») и даже отрицательный персонаж – Баба-Яга.
Василиса Премудрая
В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василиса-Премудрая показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.
Она является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.
В произведении Василиса описывается в виде умной, скромной девушки, которой присущи душевная доброта, мудрость, утонченность.
Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях ее поступков и в отношении к суженому, к которому девушка проявляет искреннюю любовь, понимание, заботу.
Наказанная жестоким Кощеем и заколдованная на три года в лягушку Василиса волею судьбы оказывается невестой Ивана-царевича
Все домашние дела Василиса исполняет в ночное время, поскольку будущий муж не должен видеть в человеческом облике без лягушачьей одежды.
Выполняя поручения батюшки-царя, Василиса проявляет себя истинным мастером рукоделия и мастерства: выпекает хлебный каравай с изображением узорных городов, искусно изготавливает тканый великолепный ковер, а во время царского пира, куда Василиса пребывает под гром и молнии в коробчонке для лягушонки, предстает в образе величественного волшебного лебедя, показывающего неповторимые фокусы с косточками в рукавах, не скрывая при этом своей природной необычайной красоты.
Описывая поступки Василисы, сказание подчеркивает народную мудрость о том, что никакая внешность, не богатство не помогут в поисках настоящего жизненного счастья.
В трудные минуты героиня отличается способностью сохранять внутреннее спокойствие, поддерживать отчаявшегося мужа и принимать правильное решение. Обладая в совершенстве волшебными знаниями Василиса помогает Иван-царевичу победить злого Кощея, разгадав тайну его бессмертия с помощью щуки, зайца и селезня, и влюбленные молодые люди обретают долгожданное заслуженное счастье, зажив в любви, верности и мире.
Образ Василисы Премудрой не раз использовался в русских народных сказках и всегда являлся символом красоты, любви, мудрости.
А ленушка из сказки «Гуси-Лебеди»
Героиня в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – сирота, но «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Благодаря своим душевным и внешним качествам она выходит замуж за самого царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».
Настенька из «Морозко»
В сказке «Морозко» главная героиня жила в семье отца с мачехой и ее дочерью. Не сладко было житье: «перевернешься – бита и недовернешься – бита». Девушка хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала (в р усских народных сказках отрицательно показаны герои, которые много и долго спали). Девушка заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки, который проверял ее на внутреннюю чистоту, порядочность. Как бы он ни морозил, главная героиня отвечала вежливо, с уважением. В сказке описываются и ее внешние данные «румяная, веселая, так и сияет».
Василиса Прекрасная
Г лавная героиня в сказке «Василиса Прекрасная» с 8 лет жила падчерицей в новой семье отца. Она описывается как «первая на все село красавица». Но помимо внешней красоты в ней была и красота внутренняя, душевная. Она безропотно переносила все мучения от мачехи и сестер, труды, работу: «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранёшенько». Также девушка чтила традиции, уважала старших, не была любопытна, чем и заслужила уважение самой Бабы Яги.
Баба Яга
Э то весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).
Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.
На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге, а она испытывает их.
Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!»
И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.
В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.
В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.
Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.
Все эти героини являются символами любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности и мудрости. Они отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса.
Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.
А образ Бабы Яги может быть, как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
3. Идеал женской красоты в народных сказках.
Проанализировав прочитанные сказки, я создала сравнительную таблицу, в которой постаралась отразить главные черты героинь и то, какой женской мудрости могут поучится взрослые девушки и женщины у героинь сказок. (Приложение 1)
В данной таблице мы видим, что красота главных героинь не зависит от их положения в обществе, от происхождения, другими словами, от того, в какой семье они родились. Для того чтобы считаться красивым, не главное воспитываться в семье царя. Объединяют всех девушек их внутренние качества, черты характера. Это хозяйственность, умение любить людей, природу, животных, послушание, покорность судьбе. Но также эти героини борются за свою любовь, добиваются освобождения своих любимых и проходят ради них большие расстояния. Во внешности приветствуется естественность, настоящие красавицы не используют косметических средств, у них от природы широкие брови, алые губы, румяные щеки. А также героини трудолюбивы и встают рано, долго не спят.
Итак, можно сделать вывод, что женский идеал в народных сказках обладает не только внешней красотой, чаще всего внешность описывается очень скупо, зачастую всего общей фразой «ни в сказке сказать, ни пером описать». Поистине, красивой героиня сказки если внешность соответствует ее духовному миру. Такие героини воплощают в себе народный идеал красоты, ума, смелости и доброты.
4. Каков идеал русской женщины сегодня
В рамках исследования нами был проведен социологический опрос учащихся 6 «А» класса нашей школы. В ходе опроса был задан один вопрос: «Как вы думаете, каков идеал современной женщины?». Для наглядности мы сравнили черты характера русской женщины, ставшие идеальными в русских народных сказках и черты характера, на наш взгляд, присущие современным женщинам. Было опрошено 30 человек. Данные представлены в таблице:
Таблица 1. Идеал русской женщины в русских народных сказках и сегодня.
Идеал красоты в русских народных сказках |
Идеал красоты сегодня |
|
Внешность(физические данные) |
Брови соболиные (широкие, естественные), очи соколиные(хорошее зрение), русая коса — ниже пояса(длинные волосы), здоровый румянец |
Красивые глаза, длинные ресницы, красивые волосы, тонкая талия |
Внутренние качества(черты характера) |
Нежная, трудолюбивая, искренняя, честная, умная, мудрая, уважающая старых людей, родителей, скромная, терпеливая, смелая, не любопытная, любящая, заботливая, ласковая, ловкая, радостная, веселая |
Добрая душой и сердцем, нежная, скромная, сильная, смелая, добрая, любящая, заботливая, честная, вежливая |
Одежда |
Аккуратность, чистота в одежде, в облике, опрятность |
Ухоженная, чистая, аккуратная, модная |
Умения |
Хозяйственность, умение готовить, шить(ткать), прясть, танцевать, веселить гостей, знание языка животных, птиц, близость к природе |
Трудолюбивая, умная, хозяйственная, грамотная, веселая. |
Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: женщины с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа.
Заключение
Герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.
Сказки — кладезь народной мудрости! Из, казалось бы, незамысловатых историй, можно почерпнуть массу полезной информации: как выйти замуж за принца, как обмануть Кощея или как из лягушки превратиться в царевну.
Список литературы
Ожегов С. И., «Толковый словарь русского языка», статьи Красота, Идеал 388, 304с., 2005
Пушкарева Н., «Женщины Древней Руси», изд. «Мысль», 2005г.
Русские народные сказки, М., изд. «Правда», 2001г.
Сборник «Русский фольклор», М., изд. «Художественная литература», 2003г.
https://www.pinterest.ru/
https://ushakovdictionary.ru/
https://ru.wikipedia.org/
Приложение 1.
Таблица 2. Женская красота и мудрость в русских народных сказках
Героиня сказки |
Женская красота |
Женская мудрость |
Василиса Премудрая |
Дочь Кощея Бессмертного. Умная, мудрая волшебница. Владеет тайными знаниями, общается с животыми, любящая, заботливая, трудолюбивая. Мастерица, умеет ткать, печь хлеб, прекрасно танцует. |
Умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины царя. Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у царя, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину. |
Василиса Прекрасная |
Дочь купца, падчерица, «первая на все село красавица». «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная до тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранешенько». Чтит традиции, уважает старших, не любопытна. |
Следовать своей интуиции. Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией. |
Алёнушка |
Сирота, «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Выходит замуж за царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело». |
Делайте добро и оно обязательно к вам вернется. Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь. |
Настенька |
Падчерица. Хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала Заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки. Вежливая, с уважением и покорностью относится к старшим, к родителям. «Румяная, веселая, так и сияет». |
Быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас. Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов. |
Баба-Яга |
С устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»). Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. |
Гостеприимности и хозяйственности. Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах. |
Просмотров работы: 552