Вспомните сочинения написанные в форме рондо какую образно смысловую роль играет повтор мелодии

Обновлено: 08.01.2023

Цель урока : получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.

1. Формировать умение работать со схемами;

2. Развивать навык сопоставления;

3. Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства

1. Дать представление о форме рондо;

2. Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;

3. Познакомить со схемой рондо;

4. Обобщене знаний, полученных при изучении нового материала с привлечением интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации учащихся;

5. Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

2. Реализация творческого потенциала.

Тип урока : получение новых знаний.

1. Дети получат представление о музыкальной форме рондо;

2. Научатся работать со схемами;

3. Смогут, анализируя,искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;

4. Смогут сочинять пьесы в форме рондо. ;

Материалы и оборудование: ноутбук, фортепиано, карточки для схем, клавиры Сонат Гайдна, распечатанные фрагменты стихотворения, карандаши, бумага.

Ход урока

1. 1. Повторение пройденного материала.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с простыми формами и одной сложной. Перечислите их (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная, вариации). А теперь давайте составим эти формы из ваших сочиненных периодов.

Дети: ученики поочередно проигрывают свои сочинения и выкладывают схему данной формы из заготовленных карточек.

2. Объяснение нового материала.

«Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-

О нём нам страшно и шепнуть,-

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Народ поёт, смеётся, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется — В и С (читается ещё раз стихотворение). Выкладываем буквы с карточками. Получилась схема формы рондо :

А теперь давайте вспомним содержание сказки Колобок. А потом попробуем составить схему этой сказки, из начальных букв персонажей. колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки. Вспоминается последовательность событий, о которых повествуется в сказке.

К З К В К М К ЛК

Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?

И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. ( Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании основной темы- рефрена с другими темами — эпизодами).

Дети:отвечают, а затем выгладывают схемы из карточек.

Преподаватель: А теперь давайте сочиним свою форму рондо. Мой период будет рефреном, а ваши-эпизодами. Каждый исполняет на фортепиано свой сочиненный период. И сразу же составляем схему формы. Сколько частей у нас получится?

Дети: играют по очереди свои периоды и затем выгладывают схему из карточек.

Преподаватель: Молодцы, ребята. Сколько частей у нас получилось?

Преподаватель: Правильно. Справились с заданием.

3. Закрепление нового материала

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Какая тема является носителем основного образа?

2) Назовите схему формы рондо.

3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4) Как называется темы, которые чередуются с главной?

5) Наименьшее количество повторов и почему?

6) С какой формой можно сравнить форму рондо? (с трехчастной и куплетной).В чем отличие?

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием

5. Домашнее задание:

сочинить пьесу в форме рондо, можно с использованием знакомых мелодий. Составить схему и записать.

Подведение итогов урока. В первый год обучения музыкальной литературе делается акцент на роль элементов музыкальной речи и музыкальные формы в создании музыкального образа. Главная цель обучения – привить любовь к классической музыке, научить е понимать, правильно слушать, анализировать, говорить о музыке словами. Урок получился интересный и насыщенный. Классическая музыка чередовалась с стихотворениями, сказками и сочинениями. Учащиеся работали активно, с желанием, проявляли инициативу и любопытство.

1. Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г., Ройтерштейн. — М., 1988.

2. Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. — М., 1988.

3. Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е., Левандовская Л. — М., 1986.

4. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. — М., 1986.

5. Рыцарева М. Г. Музыка и я. /Популярная энциклопедия для детей. М., 1998.

У М. И. Глинки быстрая хвастливая скороговорка, спетая басом (самым низким мужским голосом), создает комическое впечатление.

Как меняется состояние Фарлафа на протяжении действия? Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа?

При встрече с Наиной Фарлаф сильно испуган. Когда она обещает ему помочь, он преображается, начинает торжествовать. Речь (пение) из испуганной и трусливой становится хвастливой и очень быстрой, суетливой.

Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?

Тема Руслана исполняется баритоном, а тема Фарлафа — басом.

Тема Руслана состоит из трех разделов. Каждый из них характеризует разные стороны егохарактера: задумчивость в первой части, храбрость и решительность— во второй и нежные чувства к Людмиле — в третьей.

Характер Фарлафа более простой и грубый. Мы видим две главные черты этого персонажа: трусость и хвастовство. Тема Фарлафа написана в форме рондо с повторяющимися фразами.

Музыкальная форма: Рондо

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды — рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник и т. д.

Знаем все мы: форма — это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.

Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.

Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.

Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план — форму — конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

Форма рондо — музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.

Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя — именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары — турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу — она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.

… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Вопросы:

Презентация

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 2

+

последняя симфония людвига ван бетховена. она включает в себя часть ode an die freude, поэмы фридриха шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.

+

Написав : Уильям Шекспір , Композитор : Жерар Пресгурвик

Песни : Нино Рота

Другие вопросы по Музыке

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Читайте также:

      

  • Неудовлетворенность первейшее условие прогресса сочинение
  •   

  • И впервые в жизни хрипло и неумело генка проговорил извини сочинение
  •   

  • Духовные ценности в романе война и мир сочинение
  •   

  • Школьные сочинения фрица кохера
  •   

  • Сочинение моя любимая музыкальная шкатулка

logo

    • Предмет:

      Музыка

    • Автор:

      roysutton302

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    4 минуты назад

    ЛИТРА СРОЧНО ПОМОГИТЕ ЛАЙК ЗА НУЖНЫЙ ОТВЕТ

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Одна из характерных черт абсолютизма указана неверно:

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Химия 10 класс

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Математика 6 класс

  • informatika
    Информатика

    9 минут назад

    Помогите пожалуйста с информатикой!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    40 минут назад

    погода был плохая была сильный ветер небо был тёмное было халодной ветер быль земля был мокрая дорога был грязная

  • himiya
    Химия

    49 минут назад

    Помогите пожалуйста только с первым заданием

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Музыкальная форма: Рондо

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды — рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник и т. д. 

Знаем все мы: форма — это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.

Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.

Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.

Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план — форму — конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» — «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.

Форма рондо — музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, Рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и многие другие.

Людвиг ван Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша»

Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость из-за потерянного гроша».

Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо «Каприччио», но так и никогда не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру.

Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.

«Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»

Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу.

Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».

Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле» 

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.

«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo Alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.

Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя — именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары — турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу — она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя есть и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.

«Турецкое рондо» имеет трёхчастную форму с припевом. Повторяющийся припев – рефрен – придаёт форме черты рондо. Празднично-весёлая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.

Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.

… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.

Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.

Вопросы:

  1. Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
  2. Что означает слово «рондо»?
  3. Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?
  4. Каков характер произведения, которое мы прослушали?
  5. Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки? Слова для справок: уверенным, горделивым, смешным, глупым, самодовольным.
  6. Как вы думаете, почему композитор использовал именно форму рондо для характеристики Фарлафа?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Рондо «Ярость из-за потерянного гроша», mp3;
    Моцарт. Alla turca («Турецкий марш») из Сонаты № 11, mp3;
    Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

  • Вспомните сказки персонажами которых являются аленушка василиса прекрасная василиса премудрая ответ
  • Вспомните сказки народные предания легенды персонажи которых предвосхитили явления и события будущего
  • Вспомните сказки мифы в которых присутствует конфликт и проанализируйте поведение главных героев
  • Вспомните сказки где герой отгадывает загадки расскажите один из таких отрывков
  • Вспомните русские народные волшебные сказки какого персонажа напоминает хозяйка похъелы