Вспомните в названия каких рассказов горького входят имена собственные

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

за курс литературы 11 класса
1. В пьесах Островского герои носят «говорящие» имена. Именам каких персонажей «Бесприданницы» должны соответствовать такие толкования:

а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести» (Огудалова);

б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый» (Вожеватов);

в) упрямый коротышка, недоросток? (Карандышев)

2. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа?

а) Усадьба… стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе… К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. (Никольское — усадьба Одинцовой.)

б) … На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский дворик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились. (Родительское гнездо Базарова.)

в) Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали. (Усадьба Кирсановых.)

3. В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните произведения, где она описана, и героев, её участников. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: Печорин и Грушницкий; А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский, И. С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов; Л. Н. Толстой «Война и мир»: Пьер и Долохов.)

4. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных в скобках, тургеневские. «Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли барашками на … лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала ребром на паутинках; влажная … земля, казалось, ещё хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». (Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.)

5. Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый лишний». Вычеркните лишнее название. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получают выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова?

а) «Белинский В. Г.», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова» («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов.);

б) «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы — певцы любви, свободы, мира..»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин» («Поэт и толпа» А. С. Пушкин.);

в) «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «В дороге», «Тройка». («Брожу ли я вдоль улиц шумных…» М. Ю. Лермонтов.)

6. Продолжите список недостающими названиями: «Солёная», «Солдатская», «Барщинная»…

К какому произведению относятся фрагменты поэмы, помещённые под этими заголовками. (Голодная, Веселая. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».)

7. Преступление — обязательный элемент фабулы в детективе. Какие жанровые признаки детектива присутствуют в «Преступлении и наказании»? Какие элементы детективной интриги остаются в романе Достоевского невостребованными?

(Присутствуют: наличие преступления, расследование, поиск мотивов, столкновение с предполагаемым преступником, разоблачение. Отсутствует: интрига поиска преступника.)

8. Среди перечисленных топонимических реалий романа «Война и мир» одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа. (Лишнее Никольское — из романа Тургенева «Отцы и дети». Все остальные: Богучарово — имение Андрея Болконского, Лысые Горы — имение Николая Болконского, Отрадное — имение Ростовых.)

9. Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонаж романа «Война и мир»:

а) оголенные белые, полные плечи (Элен);

б) черные глаза, большой рот (Наташа);

в) сухое лицо (Андрей Болконский);

г) лучистые глаза, тяжелая походка (Марья Болконская);

д) плешивая голова, плоское лицо. (Василий Курагин)

10. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием? (Эпизод дуэли с Долоховым.)

11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (Н. Г. Чернышевский). Объясните значение этого определения. (Диалектика души — это развитие души человека, ее становление, преображение (смена мыслей, чувств, эмоций, мировоззрения героев).)

12. Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»? Приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художественные функции.

13. В афишу, представляющую героев «Вишнёвого сада», включено несколько персонажей из других произведений Чехова (вспомните каких). Восстановите подлинную афишу «Вишнёвого сада», внесите в неё недостающие имена персонажей.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, её дочь, 17 лет.

Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист.

Старцев Дмитрий Ионыч, врач.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринар.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Гуров Дмитрий Дмитриевич, служащий банка.

(Исключить: Тригорин Борис Алексеевич («Чайка» Чехова), Старцев Дмитрий Ионыч («Ионыч» А. П. Чехова), Чимша-Гималайский («Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре» А. П. Чехова), Гуров («Дама с собачкой» Чехова).

Внести: Варя, приемная дочь Раневской, 24 года,

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Трофимов Петр Сергеевич, студент,

Шарлотта Ивановна, гувернантка,

Фирс, Яша, Дуняша — слуги.)

14. «…Символизм можно называть… «поэзией намёков», — писал В. Брюсов в послесловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте свое объяснение этому определению.

15. В левой колонке приводятся наиболее характерные для индивидуального стиля поэтов Серебряного века рифмы, справа даны имена поэтов.

Соотнесите их:

а) шампанском — испанском; Есенин

б) Русь грусть; Мандельштам

в) Notre Dame — создам; Северянин

г) отныне Марине. Цветаева

(а — Северянин, б — Есенин, в — Мандельштам, г — Цветаева.)

16. Вспомните, в названия каких рассказов Горького входят имена собственные. Какую художественную установку писателя отражает выбор заглавия? («Старуха Изергиль» «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов», «Мальва», «Супруги Орловы».)

17. Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был:

а) чиновником в казенной палате;

б) сторожем на даче;

в) телеграфистом;

г) слесарем;

д) скорняком;

е) артистом.

Какие обстоятельства привели каждого из них в ночлежку Костылева? (а — Барон, б — Лука, в — Сатин, г — Клещ, д — Бубнов, е — Актер.)

18. Каково значение в романе «Мы» следующих понятий Зелёная Стена; Древний Дом; аудиториум; юнифа; хлеб; цветы газовый Колокол?

(Зеленая стена — отделяла Нумеров Единого Государства от свободных людей,

аудиториум — дома нумеров,

юнифа — униформа,

газовый Колокол — прибор для казни, в котором человека расщепляли на атомы,

Древний Дом — музей,

цветы — экспонаты Ботанического музея,

хлеб — рудимент, химический состав неизвестен.)

19. Какое произведение «древней» литературы признано в Едином Государстве Образцовым? Почему? («Расписание железных дорог».)

20. Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имён персонажей? (Профессор Преображенский, доктор Борменталь (бор и ментол — медицинские препараты), Шариков.)

АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОК
Содержание приема — изображение с помощью образов символов (схем, фигур, абстракций и т. д.) литературных персонажей (явлений, писателей, проблем и т. д.). При этом важно всё: цвет, форма, техника исполнения, словесное пояснение.
Варианты применения методики

«ассоциативного рисунка»

1. Нарисовать гербы (какими они могли быть) поместий Манилова, Ноздрева, Собакевича, Штольца, Обломова и др., используя правила геральдики.

2. Изобразить строение Единого Государства (Е. Замятин «Мы») в виде схемы, модели, рисунка и др.

3. Изобразить линию развития отношений Е. Онегина и Т. Лариной (Е. Онегина и В. Ленского) в виде графика, схемы, модели, рисунка и др.

4. Создать иллюстрацию в манере кубизма (примитивизма, экспрессионизма) к стихотворению В. Маяковского или создать ассоциативный портрет В. Маяковского, используя поэтику эпатажа.

5. Создать символический портрет поэта-символиста.

6. Сделать коллаж по стихотворению(ям) поэта(ов) акмеиста.

7. Создать проект памятника А. А. Ахматовой (или другому поэту).

Далее в качестве иллюстрации данного вида работы представлены работы учащихся, являющиеся ассоциативным и рисунками.


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ПРОЕКТОВ

Темы проектов
1. Образ птицы в русской литературе ХIХ века.

2. Тип «лишнего человека» в русской литературе ХIХ века и его яркие представители.

3. Тип «маленького человека» в русской литературе ХIХ века. Зарождение и эволюция.

4. «Говорящие детали» в романе И. А. Гончарова «Обломов».

5. Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского.

6. Дьяволиада М. Булгакова в свете традиций мировой культуры.

7. Символика имен в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

8. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

9. Человек и природа в творчестве И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

10. «Говорящие фамилии» в творчестве писателей ХIХ века.

11. Образ трамвая в русской литературе ХХ века.

12. Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.

13. Поэт и власть (по творчеству поэтов ХIХ—ХХ века).

14. Анализ эпизода «Первый сон Родиона Раскольникова».

15. Сравнительный анализ эпизодов: первая и вторая встреча князя Андрея с дубом.

16. Сравнительная характеристика Родиона Раскольникова и князя Мышкина.

17. Шекспировские образы в творчестве писателей ХIХ века.

18. «Пушкиниана» в творчестве А. А. Ахматовой.

19. Экологические проблемы современности в русской литературе ХХ века.

20. Роль реминисценции в поэзии ХХ века.

21. Поэзия Серебряного века: особенности и представители.

22. Особенности раннего романтического периода творчества М. Горького.

23. Гражданская война в произведениях русской литературы ХХ века.

24. «Как прекрасна земля и на ней Человек!» (по произведениям русской литературы ХХ века).

25. Обличение человеческих пороков в произведениях русских писателей ХIХ и ХХ века.

26. Традиции А. П. Чехова в творчестве М. Зощенко.

27. Сатиры смелый властелин М. Е. Салтыков-Щедрин.

28. Живопись в произведениях русской литературы ХIХ века.

29. Музыка в произведениях русской литературы ХХ века.

30. Эволюция басенного жанра.
Далее в качестве примера предложены тезисы одного из проектов, который может быть итоговой формой контроля знаний учащихся 10 класса.

Материал такого рода необходим учителю, организующему проектную деятельность на уроке.

Тезисы позволяют направить в нужном русле исследование учащихся на первом этапе работы над проектом, а также на этапе подведения итогов.

ТЕЗИСЫ

к проекту по те «Образ птицы в русской литературе

ХIХ века»
1. Символика птицы (обращение к славянской мифологии; параллель между птицей и женским началом; отнесенность птицы и женщины к Прави — высшему миру).

2. Реализация образа птицы через женские персонажи русской литературы ХIХ века.

3. Катерина из пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

• Анализ образа Катерины.

• Отношение к ней Добролюбова и Писарева (обращение к литературно-критическим статьям).

• Мотив «клетки».

• Анализ монолога «Отчего люди не летают…»

4. Лариса Огудалова из пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»:

• Символика имени (Лариса — греч. чайка).

• Мотив «золотой клетки».

• Анализ образа через сравнительную характеристику с Катериной.

5. Наташа Ростова из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

• Анализ эпизода «Ночь в Отрадном».

• Анализ образа.

6. Ася из одноименной повести И. С. Тургенева:

• Анализ образа через анализ основных эпизодов.

• Толкование образа тургеневской девушки.

• Взаимосвязь образа тургеневской девушки с образом птицы.

7. Нина Заречная из пьесы А. П. Чехова «Чайка»:

• Непосредственное присутствие птицы в произведении.

• Символика образа: кто из героев чайка в произведении? (Спорность образа.)

• Судьба Нины и Григория; сравнительная характеристика героев.

Л. М. Савина
ТЕСТ

по теме Древнерусская литература

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Вариант I
1. По содержанию и форме произведения древнерусской литературы были:

1) религиозно-поучительными;

2) светскими, развлекательными;

3) просветительскими.

2. Жанром древнерусской литературы не является:

1) житие;

2) повесть;

3) сказка.

3. С какого языка переведено «Слово о полку Игореве»?

1) древнерусского;

2) церковнославянского;

3) старославянского.

4. Старинная рукописная книга, содержащая текст «Слова о полку Игореве», была обнаружена

1) в начале 90-х годов ХVIII века;

2) в конце 90-х годов ХVIII века;

3) в начале ХIХ века.

5. Текст «Слова…»

1) представлял собой отдельную рукопись;

2) был включен в сборник древнерусских произведений.

6. Судьба рукописи «Слова…»

1) была вывезена из Москвы перед вступлением в нее Наполеона;

2) сгорела в пожаре Москвы 1812 года;

3) была выкрадена из личной коллекции и не найдена до сих пор.

7. В основе сюжета «Слова о полку Игореве»..

1) поход против половцев 1184 г.;

2) битва на Калке;

3) Куликовская битва.

8. Автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна, потому что…

1) акцентирует внимание на необходимость иной манеры изложения;

2) не желает подражать известному сказителю;

3) скромно оценивая свое дарование, он считает невозможным подражать мастеру слова.

9. Поход Игоря на половцев закончился…

1) поражением русичей и пленением князя Игоря;

2) победой половцев и пленением хана Кончака;

3) поход не принес победы ни одной из сторон.

10. Кого автор «Слова о полку Игореве» называет «двумя храбрыми Святославичами»?

1) Игоря и Святослава;

2) Игоря и Рюрика;

3) Игоря и Всеволода.

11. Дурным предзнаменованием перед началом похода стало…

1) землетрясение;

2) предсказание волхвов;

3) солнечное затмение.

12. Столкновений войска Игоря с половцами было…

1) одно;

2) два;

3) три.

13. Первый бой с половцами закончился для русичей…

1) победой;

2) поражением;

3) не принес победы ни одной из сторон.

14. Второй бой с половцами длился…

1) сутки;

2) двое суток;

3) трое суток.

15. В этом бою Игорь был…

1) убит;

2) тяжело ранен;

3) ранен и пленен.

16. Какой жанр устного народного творчества использует автор «Слова о полку Игореве» при изображении горя Ярославны в Путивле?

1) плач;

2) заговор;

3) песня.

17. К каким силам обращается Ярославна с просьбой о спасении Игоря?

1) к солнцу, месяцу, звездам;

2) к солнцу, месяцу, ветру;

3) к ветру, реке, солнцу.

18. Игорь бежал из плена

1) на заходе солнца;

2) под покровом ночи;

3) на восходе солнца.

19. Основная причина продолжения споров о подлинности «Слова…».

1) невозможность установить авторство;

2) невозможность изучения первоисточника;

3) наличие большого числа списков, имеющих серьезные различия в тексте.

1. В пьесах Островского герои носят «говорящие» имена. Именам каких персонажей «Бесприданницы» должны соответ­ствовать такие толкования:

а)   любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести» (Огудалова);

б)     «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый» (Вожеватов);

в)     упрямый коротышка, недоросток? (Карандыгиев)

По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы ока­зались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесе­ны с характером персонажа?

а)   Усадьба… стояла на пологом открытом холме, в недаль­нем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вку­се… К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинно­го сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. (Никольское — усадьба Одинцовой.)

б)     …На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, вид­нелся дворянский дворик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились. (Родительское гнездо Базарова.)

в)     Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоно­ватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций поря­дочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали. (Усадьба Кирсановых.)

В сюжетах русской классики очень часто встречается ду­эль. Вспомните произведения, где она описана, и героев, её уча­стников. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: Печорин и Гругиницкий; А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Лен­ский: И. С. Тургенев «Отцы и дети»: Базаров и Павел Петрович Кирсанов; Л. Н. Толстой «Война и мир»: Пьер иДолохов.)

«Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определе­ний, данных в скобках, тургеневские. «Утро было славное, све­жее; маленькие … тучки стояли барашками на … лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала ребром на паутин­ках; влажная … земля, казалось, ещё хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». (Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.)

Среди каждого перечисления названий стихотворений Не­красова есть «четвертый лишний». Вычеркните лишнее назва­ние. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получают выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова?

а)     «Белинский В. Г.», «На смерть Шевченко», «Смерть по­эта». «Памяти Добролюбова» («Смерть поэта». М Ю. Лер­монтов:);

б)     «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «По­эту» («Где вы — певцы любви, свободы, мира…»), «Поэт и тол­па», «Поэт и гражданин» («Поэт и толпа» А. С. Пушкин);

в)     «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «В дороге», «Тройка». («Броэ/су ли я вдоль улиц шумных…» М. Ю. Лермонтов.)

Продолжите список недостающими названиями: «Солё­ная», «Солдатская», «Барщинная»…

К какому произведению относятся фрагменты поэмы, поме­щённые под этими заголовками. (Голодная, Веселая. Н. А. Не­красов «Кому на Руси жить хорошо».)

Преступление — обязательный элемент фабулы в детекти­ве. Какие жанровые признаки детектива присутствуют в «Пре­ступлении и наказании»? Какие элементы детективной интриги остаются в романе Достоевского невостребованными?

(Присутствуют: наличие преступления, расследование, по­иск мотивов, столкновение с предполагаемым преступником, разоблачение. Отсутствует: интрига поиска преступника.)

Среди перечисленных топонимических реалий романа «Война и мир» одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра ро­мана. (Лишнее Никольское — из романа Тургенева «Отцы и де­ти». Все остальные: Богучарово — имение Андрея Болконского, Лысые Горы — имение Николая Болконского, Отрадное — имение Ростовых.)

Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» уга­дать персонаж романа «Война и мир»:

а)     оголенные белые, полные плечи (Элей);

б)     черные глаза, большой рот (Наташа);

в)      сухое лицо (Андрей Болконский);

г)     лучистые глаза, тяжелая походка (Марья Болконская);

д)     плешивая голова, плоское лицо. (Василий Курагин)

Среди многочисленных «военных» героев романа «Вой­на и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с ору­жием? (Эпизод дуэли с Долоховым.)

В отечественном литературоведении универсальным оп­ределением специфики толстовского психологизма стало поня­тие «диалектика души» (Н. Г. Чернышевский). Объясните зна­чение этого определения. (Далектика души — это развитие ду­ши человека, ее становление, преображение (смена мыслей, чувств, эмоций, мировоззрения героев).)

Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»? Приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художе­ственные функции.

В афишу, представляющую героев «Вишнёвого сада», включено несколько персонажей из других произведений Чехо­ва (вспомните каких). Восстановите подлинную афишу «Виш­нёвого сада», внесите в неё недостающие имена персонажей.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, её дочь, 17 лет.

Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист.

Старцев Дмитрий Ионыч, врач.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринар.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Гуров Дмитрий Дмитриевич, служащий банка.

(Исключить: Тригорин Борис Алексеевич («Чайка» Чехова), Старцев Дмитрий Ионыч («Ионыч» А. П.Чехова), Чимша-Гима- лайский («Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре» А. П. Чехова), Гуров («Дама с собачкой» Чехова).

Внести: Варя, приемная дочь Раневской, 24 года,

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской,

Трофимов Петр Сергеевич, студент,

Шарлотта Ивановна, гувернантка;

Фирс, Яша, Дуняша — слуги.)

«…Символизм можно называть… «поэзией намёков», — писал В. Брюсов в послесловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте свое объяснение этому определению.

В левой колонке приводятся наиболее характерные для индивидуального стиля поэтов Серебряного века рифмы, справа даны имена поэтов.

Соотнесите их:

а)     шампанском — испанском;     Есенин

б)     Русь — грусть; Мандельштам

в)     Notre Dame — создам;    Северянин

г)     отныне — Марине.  Цветаева

(а — Северянин, б — Есенин, в — Мандельштам, г — Цветаева.)

Вспомните, в названия каких рассказов Горького входят имена собственные. Какую художественную установку писателя отражает выбор заглавия? («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов», «Мальва», «Супруги Орловы».)

Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был:

а)     чиновником в казенной палате;

б)     сторожем на даче;

в)     телеграфистом;

г)     слесарем;

д)скорняком;

е)     артистом.

Какие обстоятельства привели каждого из них в ночлежку Костылева? (а — Барон, б — Лука, в — Сатин, г — Клещ, д — Буб­нов, е-Актер.)

Каково значение в романе «Мы» следующих понятий: Зелёная Стена; Древний Дом; аудиториум; юнифа; хлеб; цветы; газовый Колокол?

(Зеленая стена — отделяла Нумеров Единого Государства от свободных людей,

аудиториум — дома нумеров, юнифа —униформа,

газовый Колокол — прибор для казни, б котором человека расщепляли на атомы, Древний Дом -музей, цветы — экспонаты Ботанического музея, хлеб — рудимент, химический состав неизвестен.)

Какое произведение «древней» литературы признано в Едином Государстве Образцовым? Почему? («Расписание же­лезных дорог».)

Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имён персонажей? (Профессор Преображенский, доктор Борменталь (бор и ментол — медицинские препараты), Шариков.)

АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОК

Содержание приема — изображение с помощью образов сим­волов (схем, фигур, абстракций и т. д.) литературных персона­жей (явлений, писателей, проблем и т. д.). При этом важно всё: цвет, форма, техника исполнения, словесное пояснение.

Варианты применения методики «ассоциативного рисунка»

Нарисовать гербы (какими они могли быть) поместий Ма­нилова, Ноздрева, Собакевича, Штольца, Обломова и др., ис­пользуя правила геральдики.

Изобразить строение Единого Государства (Е. Замятин «Мы») в виде схемы, модели, рисунка и др.

Изобразить линию развития отношений Е. Онегина и Т. Ла­риной (Е. Онегина и В. Ленского) в виде графика, схемы, моде­ли, рисунка и др.

Создать иллюстрацию в манере кубизма (примитивизма, экс­
прессионизма) к стихотворению В. Маяковского или создать ассо­циативный портрет В. Маяковского, используя поэтику эпатажа.

Создать символический портрет поэта-символиста.

Сделать коллаж по стихотворению(ям) поэта(ов)- акмеиста.

Создать проект памятника А. А. Ахматовой (или другому поэту).

Далее в качестве иллюстрации данного вида работы пред­ставлены работы учащихся, являющиеся ассоциативными ри­сунками.



ч. 1ч. 5 ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9ч. 15 ч. 16

по русской литературе второй половины

XX века

1. Какое литературное направление господствовало в русской литературе второй половины ХХ века:

а) неоромантизм; б) символизм; в) реализм.

2. Кто из поэтов второй половины ХХ века не являлся поэтом-шестидесятником:

а) А. Твардовский; б) Р. Рождественский; в) А. Вознесенский.

3. Какая из поэм А. Твардовского раскрывает тему исторической памяти:

а) «Василий Тёркин»; б) «По праву памяти»; в) «Страна Муравия».

4. Кто из перечисленных писателей не являлся представителем «городской прозы»:

а) Л. Маканин; б) Ю. Трифонов; в) В. Астафьев.

5. Какая из поэм А. Твардовского высмеивает бюрократизм, формализм:

а) «За далью даль»; б) «Теркин на том свете»; в) «Василий Тёркин».

6. Кто из нижеперечисленных писателей был удостоен Нобелевской премии:

а) В. Распутин; б) В. Шукшин; в) Б. Пастернак.

7. Кто из данных писателей является представителем «деревенской прозы»:

а) В. Шукшин; б) А. Солженицын; в) В. Набоков.

8. Кому из поэтов второй половины ХХ века принадлежат строки «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»:

а) Б. Ахмадулиной; б) Б. Пастернаку; в) Н. Рубцову.

9. В чьем творчестве наиболее ярко выраженной является «лагерная тема»:

а) В. Шаламов; б) В. Астафьева; в) В. Распутина.

10. «Архипелаг ГУЛАГ» — это:

а) художественная повесть;

б) документальный роман;

в) сборник публицистических очерков.

11. Кого из поэтов второй половины ХХ века литературные критики называют «вторым Есениным»:

а) Е. Евтушенко; б) И. Бродского; в) Н. Рубцова.

12. Кто из представителей бардовской песни значительную часть своего творчества посвящает Арбату:

а) Б. Окуджава; б) В. Высоцкий; в) Ю. Визбор.

13. Кто из персонажей не является героем повести В. Быкова «Сотников»:

а) Рыбак; б) Сотников; в) Петруха Зотов.

14. Какое произведение В. Астафьева остро поднимает экологические проблемы:

а) «Царь-рыба»; б) «Прокляты и убиты»; в) «Людочка».

15. Кто из нижеперечисленных писателей является наиболее ярким представителем Русского зарубежья:

а) В. Высоцкий; б) М. Шолохов; в) В. Набоков.

16. Перу какого из драматургов второй половины ХХ века принадлежит пьеса «Утиная охота»:

а) В. Розову; б) А. Вампилову; в) А. Арбузову.

17. Зилов — главный герой пьесы:

а) «Старший сын»;

б) «Прошлым летом в Чулимске»;

в) «Утиная охота».

18. Каким стихотворным размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»:

а) ямб; б) амфибрахий; в) дактиль.

19. Какое выразительное средство использовал А. Т. Твардовский в строках «Казалось, мальчик не лежал, а все еще бегом бежал, да лед за полу придержал…»:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

20. Кто является автором известной бардовской песни «Братские могилы»:

а) Н. Матвеева; б)10. Ким; в) В. Высоцкий.

Ключ.

1) в.

2) а.

3) б.

4) в.

5) б.

6) в.

7) а.

8) б.

9) а.

10) б.

11) в.

12) а.

13) в.

14) а.

15) в.

16) а.

17) в.

18) а.

19) б.

20) в.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

за курс литературы 11 класса

1. В пьесах Островского герои носят «говорящие» имена. Именам каких персонажей «Бесприданницы» должны соответствовать такие толкования:

а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести» (Огудалова);

б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый» (Вожеватов);

в) упрямый коротышка, недоросток? (Карандышев)

2. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа?

а) Усадьба… стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе… К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. (Никольское — усадьба Одинцовой.)

б) … На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский дворик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились. (Родительское гнездо Базарова.)

в) Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали. (Усадьба Кирсановых.)

3. В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните произведения, где она описана, и героев, её участников. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: Печорин и Грушницкий; А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский, И. С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов; Л. Н. Толстой «Война и мир»: Пьер и Долохов.)

4. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных в скобках, тургеневские. «Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли барашками на … лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала ребром на паутинках; влажная … земля, казалось, ещё хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». (Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.)

5. Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый лишний». Вычеркните лишнее название. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получают выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова?

а) «Белинский В. Г.», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова» («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов.);

б) «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы — певцы любви, свободы, мира..»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин» («Поэт и толпа» А. С. Пушкин.);

в) «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «В дороге», «Тройка». («Брожу ли я вдоль улиц шумных…» М. Ю. Лермонтов.)

6. Продолжите список недостающими названиями: «Солёная», «Солдатская», «Барщинная»…

К какому произведению относятся фрагменты поэмы, помещённые под этими заголовками. (Голодная, Веселая. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».)

7. Преступление — обязательный элемент фабулы в детективе. Какие жанровые признаки детектива присутствуют в «Преступлении и наказании»? Какие элементы детективной интриги остаются в романе Достоевского невостребованными?

(Присутствуют: наличие преступления, расследование, поиск мотивов, столкновение с предполагаемым преступником, разоблачение. Отсутствует: интрига поиска преступника.)

8. Среди перечисленных топонимических реалий романа «Война и мир» одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа. (Лишнее Никольское — из романа Тургенева «Отцы и дети». Все остальные: Богучарово — имение Андрея Болконского, Лысые Горы — имение Николая Болконского, Отрадное — имение Ростовых.)

9. Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонаж романа «Война и мир»:

а) оголенные белые, полные плечи (Элен);

б) черные глаза, большой рот (Наташа);

в) сухое лицо (Андрей Болконский);

г) лучистые глаза, тяжелая походка (Марья Болконская);

д) плешивая голова, плоское лицо. (Василий Курагин)

10. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием? (Эпизод дуэли с Долоховым.)

11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (Н. Г. Чернышевский). Объясните значение этого определения. (Диалектика души — это развитие души человека, ее становление, преображение (смена мыслей, чувств, эмоций, мировоззрения героев).)

12. Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»? Приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художественные функции.

13. В афишу, представляющую героев «Вишнёвого сада», включено несколько персонажей из других произведений Чехова (вспомните каких). Восстановите подлинную афишу «Вишнёвого сада», внесите в неё недостающие имена персонажей.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, её дочь, 17 лет.

Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист.

Старцев Дмитрий Ионыч, врач.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринар.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Гуров Дмитрий Дмитриевич, служащий банка.

(Исключить: Тригорин Борис Алексеевич («Чайка» Чехова), Старцев Дмитрий Ионыч («Ионыч» А. П. Чехова), Чимша-Гималайский («Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре» А. П. Чехова), Гуров («Дама с собачкой» Чехова).

Внести: Варя, приемная дочь Раневской, 24 года,

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Трофимов Петр Сергеевич, студент,

Шарлотта Ивановна, гувернантка,

Фирс, Яша, Дуняша — слуги.)

14. «…Символизм можно называть… «поэзией намёков», — писал В. Брюсов в послесловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте свое объяснение этому определению.

15. В левой колонке приводятся наиболее характерные для индивидуального стиля поэтов Серебряного века рифмы, справа даны имена поэтов.

Соотнесите их:

а) шампанском — испанском; Есенин

б) Русь грусть; Мандельштам

в) Notre Dame — создам; Северянин

г) отныне Марине. Цветаева

(а — Северянин, б — Есенин, в — Мандельштам, г — Цветаева.)

16. Вспомните, в названия каких рассказов Горького входят имена собственные. Какую художественную установку писателя отражает выбор заглавия? («Старуха Изергиль» «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов», «Мальва», «Супруги Орловы».)

17. Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был:

а) чиновником в казенной палате;

б) сторожем на даче;

в) телеграфистом;

г) слесарем;

д) скорняком;

е) артистом.

Какие обстоятельства привели каждого из них в ночлежку Костылева? (а — Барон, б — Лука, в — Сатин, г — Клещ, д — Бубнов, е — Актер.)

18. Каково значение в романе «Мы» следующих понятий Зелёная Стена; Древний Дом; аудиториум; юнифа; хлеб; цветы газовый Колокол?

(Зеленая стена — отделяла Нумеров Единого Государства от свободных людей,

аудиториум — дома нумеров,

юнифа — униформа,

газовый Колокол — прибор для казни, в котором человека расщепляли на атомы,

Древний Дом — музей,

цветы — экспонаты Ботанического музея,

хлеб — рудимент, химический состав неизвестен.)

19. Какое произведение «древней» литературы признано в Едином Государстве Образцовым? Почему? («Расписание железных дорог».)

20. Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имён персонажей? (Профессор Преображенский, доктор Борменталь (бор и ментол — медицинские препараты), Шариков.)

АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОК

Содержание приема — изображение с помощью образов символов (схем, фигур, абстракций и т. д.) литературных персонажей (явлений, писателей, проблем и т. д.). При этом важно всё: цвет, форма, техника исполнения, словесное пояснение.

Варианты применения методики

«ассоциативного рисунка»

1. Нарисовать гербы (какими они могли быть) поместий Манилова, Ноздрева, Собакевича, Штольца, Обломова и др., используя правила геральдики.

2. Изобразить строение Единого Государства (Е. Замятин «Мы») в виде схемы, модели, рисунка и др.

3. Изобразить линию развития отношений Е. Онегина и Т. Лариной (Е. Онегина и В. Ленского) в виде графика, схемы, модели, рисунка и др.

4. Создать иллюстрацию в манере кубизма (примитивизма, экспрессионизма) к стихотворению В. Маяковского или создать ассоциативный портрет В. Маяковского, используя поэтику эпатажа.

5. Создать символический портрет поэта-символиста.

6. Сделать коллаж по стихотворению(ям) поэта(ов) акмеиста.

7. Создать проект памятника А. А. Ахматовой (или другому поэту).

Далее в качестве иллюстрации данного вида работы представлены работы учащихся, являющиеся ассоциативным и рисунками.



ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ПРОЕКТОВ

Темы проектов

1. Образ птицы в русской литературе ХIХ века.

2. Тип «лишнего человека» в русской литературе ХIХ века и его яркие представители.

3. Тип «маленького человека» в русской литературе ХIХ века. Зарождение и эволюция.

4. «Говорящие детали» в романе И. А. Гончарова «Обломов».

5. Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского.

6. Дьяволиада М. Булгакова в свете традиций мировой культуры.

7. Символика имен в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

8. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

9. Человек и природа в творчестве И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

10. «Говорящие фамилии» в творчестве писателей ХIХ века.

11. Образ трамвая в русской литературе ХХ века.

12. Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.

13. Поэт и власть (по творчеству поэтов ХIХ—ХХ века).

14. Анализ эпизода «Первый сон Родиона Раскольникова».

15. Сравнительный анализ эпизодов: первая и вторая встреча князя Андрея с дубом.

16. Сравнительная характеристика Родиона Раскольникова и князя Мышкина.

17. Шекспировские образы в творчестве писателей ХIХ века.

18. «Пушкиниана» в творчестве А. А. Ахматовой.

19. Экологические проблемы современности в русской литературе ХХ века.

20. Роль реминисценции в поэзии ХХ века.

21. Поэзия Серебряного века: особенности и представители.

22. Особенности раннего романтического периода творчества М. Горького.

23. Гражданская война в произведениях русской литературы ХХ века.

24. «Как прекрасна земля и на ней Человек!» (по произведениям русской литературы ХХ века).

25. Обличение человеческих пороков в произведениях русских писателей ХIХ и ХХ века.

26. Традиции А. П. Чехова в творчестве М. Зощенко.

27. Сатиры смелый властелин М. Е. Салтыков-Щедрин.

28. Живопись в произведениях русской литературы ХIХ века.

29. Музыка в произведениях русской литературы ХХ века.

30. Эволюция басенного жанра.

Далее в качестве примера предложены тезисы одного из проектов, который может быть итоговой формой контроля знаний учащихся 10 класса.

Материал такого рода необходим учителю, организующему проектную деятельность на уроке.

Тезисы позволяют направить в нужном русле исследование учащихся на первом этапе работы над проектом, а также на этапе подведения итогов.

ТЕЗИСЫ

к проекту по те «Образ птицы в русской литературе

ХIХ века»

1. Символика птицы (обращение к славянской мифологии; параллель между птицей и женским началом; отнесенность птицы и женщины к Прави — высшему миру).

2. Реализация образа птицы через женские персонажи русской литературы ХIХ века.

3. Катерина из пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

• Анализ образа Катерины.

• Отношение к ней Добролюбова и Писарева (обращение к литературно-критическим статьям).

• Мотив «клетки».

• Анализ монолога «Отчего люди не летают…»

4. Лариса Огудалова из пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»:

• Символика имени (Лариса — греч. чайка).

• Мотив «золотой клетки».

• Анализ образа через сравнительную характеристику с Катериной.

5. Наташа Ростова из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

• Анализ эпизода «Ночь в Отрадном».

• Анализ образа.

6. Ася из одноименной повести И. С. Тургенева:

• Анализ образа через анализ основных эпизодов.

• Толкование образа тургеневской девушки.

• Взаимосвязь образа тургеневской девушки с образом птицы.

7. Нина Заречная из пьесы А. П. Чехова «Чайка»:

• Непосредственное присутствие птицы в произведении.

• Символика образа: кто из героев чайка в произведении? (Спорность образа.)

• Судьба Нины и Григория; сравнительная характеристика героев.

Л. М. Савина

ТЕСТ

по теме Древнерусская литература

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Вариант I

1. По содержанию и форме произведения древнерусской литературы были:

1) религиозно-поучительными;

2) светскими, развлекательными;

3) просветительскими.

2. Жанром древнерусской литературы не является:

1) житие;

2) повесть;

3) сказка.

3. С какого языка переведено «Слово о полку Игореве»?

1) древнерусского;

2) церковнославянского;

3) старославянского.

4. Старинная рукописная книга, содержащая текст «Слова о полку Игореве», была обнаружена

1) в начале 90-х годов ХVIII века;

2) в конце 90-х годов ХVIII века;

3) в начале ХIХ века.

5. Текст «Слова…»

1) представлял собой отдельную рукопись;

2) был включен в сборник древнерусских произведений.

6. Судьба рукописи «Слова…»

1) была вывезена из Москвы перед вступлением в нее Наполеона;

2) сгорела в пожаре Москвы 1812 года;

3) была выкрадена из личной коллекции и не найдена до сих пор.

7. В основе сюжета «Слова о полку Игореве»..

1) поход против половцев 1184 г.;

2) битва на Калке;

3) Куликовская битва.

8. Автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна, потому что…

1) акцентирует внимание на необходимость иной манеры изложения;

2) не желает подражать известному сказителю;

3) скромно оценивая свое дарование, он считает невозможным подражать мастеру слова.

9. Поход Игоря на половцев закончился…

1) поражением русичей и пленением князя Игоря;

2) победой половцев и пленением хана Кончака;

3) поход не принес победы ни одной из сторон.

10. Кого автор «Слова о полку Игореве» называет «двумя храбрыми Святославичами»?

1) Игоря и Святослава;

2) Игоря и Рюрика;

3) Игоря и Всеволода.

11. Дурным предзнаменованием перед началом похода стало…

1) землетрясение;

2) предсказание волхвов;

3) солнечное затмение.

12. Столкновений войска Игоря с половцами было…

1) одно;

2) два;

3) три.

13. Первый бой с половцами закончился для русичей…

1) победой;

2) поражением;

3) не принес победы ни одной из сторон.

14. Второй бой с половцами длился…

1) сутки;

2) двое суток;

3) трое суток.

15. В этом бою Игорь был…

1) убит;

2) тяжело ранен;

3) ранен и пленен.

16. Какой жанр устного народного творчества использует автор «Слова о полку Игореве» при изображении горя Ярославны в Путивле?

1) плач;

2) заговор;

3) песня.

17. К каким силам обращается Ярославна с просьбой о спасении Игоря?

1) к солнцу, месяцу, звездам;

2) к солнцу, месяцу, ветру;

3) к ветру, реке, солнцу.

18. Игорь бежал из плена

1) на заходе солнца;

2) под покровом ночи;

3) на восходе солнца.

19. Основная причина продолжения споров о подлинности «Слова…».

1) невозможность установить авторство;

2) невозможность изучения первоисточника;

3) наличие большого числа списков, имеющих серьезные различия в тексте.

Вариант II

1. Одной из важных причин возникновения литературы на Руси было:

1) потребность в книгах светского характера;

2) принятие христианства и потребность в церковных книгах;

3) необходимость просвещения населения.

2. Основой для оригинальной русской литературы послужила литература:

1) немецкая;

2) византийская;

3) римская.

3. Произведением древнерусской литературы не является:

1) «Житие преподобного Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;

2) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина;

3) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

4. «Слово о полку Игореве» найдено известным любителем и собирателем русских древностей:

1) Н. Н. Бантыш-Каменским;

2) А. И. Мусиным-Пушкиным;

3) А. Ф. Малиновским.

5. С рукописи «Слова о полку Игореве» были сняты копии, одна из которых предназначалась для…

1) Екатерины II;

2) Павла I;

3) Александра I.

6. «Слово…» было издано…

1) в 1800 году;

2) в 1805 году;

3) в 1810 году.

7. Главный герой «Слова…» Игорь был князем…

1) переяславль-залесским;

2) новгород-северским;

3) владимирским.

8. Поход Игоря на половцев состоялся…

1) в 1185 г.;

2) в 1186 г.;

3) в 1187 г.

9. Перед походом Игорь

1) попросил разрешения у киевского князя Святослава и получил его;

2) попросил разрешения у киевского князя Святослава и не получил его;

3) не обращался к Святославу за разрешением.

10. Поводом для призыва русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» является…

1) победа русского оружия;

2) поражение русского войска;

3) участившиеся набеги половцев на Русь.

11. Сыновья Игоря…

1) участвовали в походе вместе с отцом;

2) не участвовали в походе;

3) отправились в Киев, чтобы сообщить Святославу о походе отца.

12. Узнав о готовности половцев к бою, Игорь решил…

1) отступить;

2) вступить в бой;

3) выждать более удобный момент.

13. Второй бой с половцами закончился для русичей…

1) победой;

2) поражением и пленением князя Игоря;

3) не принес победы ни одной из сторон.

14. В плену Игорь…

1) находился в заточении;

2) пользовался относительной свободой;

3) считался гостем князя Кончака.

15. «Золотое слово Святослава» в произведении…

1) предшествует описанию похода Игоря и содержит предостережение князю;

2) завершает произведение и выражает радость по поводу возвращения князя в родную землю;

3) является идейно-композиционным центром произведения и содержит призыв к единению русских князей.

16. Из половецкого плена

1) князь Игорь бежал с помощью половцев;

2) князь Игорь бежал с помощью русичей;

3) хан Кончак отпустил Игоря по собственной воле.

17. Из плена на родину Игорь добирался…

1) семь дней;

2) одиннадцать дней;

3) пятнадцать дней.

18. В 1985 году отмечалось…

1) 500-летие «Слова…»;

2) 800-летие «Слова…»;

3) 1000-летие «Слова…».

19. Основная причина продолжения споров о подлинности «Слова..»…

1) невозможность установить авторство;

2) невозможность изучения первоисточника;

3) наличие большого числа списков, имеющих серьезные различия в тексте.

ч. 1ч. 5 ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9ч. 15 ч. 16

  • Все части сказки ашик кериб
  • Все цитаты из рассказа бежин луг
  • Все темы итогового сочинения за все годы
  • Все таки я встретил тех кто не только сорит но и убирает сочинение
  • Все тайное становится явным как пишется