Встреча царевны со старушонкой описание объятого сном замка фрагментов сказки спящая царевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Урок литературы в 5 классе

«В.А.Жуковский. Волшебная сказка

«Спящая царевна»

Подготовила:

Бондаренко Марина  Александровна,

учитель русского языка и литературы

Новоалександровка, 2015

Цели:

  1. активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
  2. создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  3. воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический,   проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный этап    

 Учитель:  С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Этап актуализации знаний, способов деятельности

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)

— Итак, вспомним изученное.

У вас карточки, на которых нужно назвать  жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)

  1. Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности

Учитель:  Какова же тема нашего урока?

С  большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.

1. Актуализация  знаний

Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).

— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского.  ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка  «Спящая царевна». (Слайд 16)

  1. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы

— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:

  • Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая   красавица» — сказка?
  • В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

 2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.

Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности

 1. Чтение произведения  (выборочно учащимися).  

— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.

— Похоже  ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские

сказки?

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало

  вас?

— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

 —Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
 —  Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

  1. Этап  закрепления знаний, способов деятельности
  1. Чтение-сканирование:

                        — Стр. 54, 1-й столбик.

                        — Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).                    

  1. Чтение «буксир».
  2. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной                                                               сказки

— Определите жанр произведения.

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
( Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.  В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)

— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

  1. Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
  • Работа над содержанием:

— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
—  Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
—  Кто пробудил царевну от волшебного сна?
—  Расскажите о героях сказки.
—  Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте
.

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?          

— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)

— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)

— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./

  Молод цвет её ланит./…)

— Найдите строки пробуждения царевны?

— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).

— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.

— Свадьба, пир, и я там был

   И вино на свадьбе …;

   По усам вино бежало.

   В рот же капли не …… (Слайд 28)

  • Выделение выразительных средств: (в парах)

Задание 1 ряда:

Задание 2 ряда:

Выписать эпитеты

Выписать сравнения

Физминутка

Гимнастика для глаз

  1. Этап  обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

  Что объединяет их?

— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:

 Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

  1. Создание динамической картины

— Представьте, что вы  — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите)  кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».

 2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)

Добрый царь

Молод цвет её ланит

.

Матвей

Царевна

  1. Этап  контроля, самоконтроля

Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы:  Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
     
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
      
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
      
( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы:  Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

  1. Этап  информации о домашнем задании  (Слайд 31)

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

— Выберите одно из заданий на выбор.

Учитель:

 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?

— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

—  В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?

— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?

— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

  1. Этап  рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)

 — Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:                    

 Вы учитесь упорно,

 Стараясь двигаться вперёд!

 Вы очень любознательный,

Школьники, народ!

В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:

(Слайд 33)

                      …
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…

Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Поощрение уч-ся  медальками “Читай-ка”.

Спасибо за работу. (Слайд  34)

Список использованной литературы:

  1. Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
  2. Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
  3. Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
  4. Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011.
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovskiy-lichnost-poeta.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1

Жуковский
«Спящая царевна»

Слайд №2

Василий Андреевич
Жуковский1783 — 1852

Слайд №3

Лето 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Шутливое соревнование между друзьями-поэтами. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее»
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.Состязание Жуковского и Пушкина

Слайд №4

 Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Словарная работа

Слайд №5

Словарная работа

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.

Слайд №6

Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Как вы представляете себе ведьму?

Слайд №7

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?
Кем на самом деле была старушонка-пряха?

Слайд №8

Прочитайте описание дворца, объятого сном.

Кто пробудил царевну от волшебного сна?

Слайд №9

Слайд №10

Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?

Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»

В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

Слайд №11

Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок?

Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.

Слайд №12

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Большой сборник презентаций в помощь школьнику.

закрыть

Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:

26.03.2015

Урок литературы по теме «В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

Бондаренко Марина Александровна

заместитель директора, учитель

Планируемые образовательные результаты:
— предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;
— метапредметные:
регулятивные — содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);
познавательные — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Оценить




2599

Содержимое разработки

Класс: 5

Учитель:Бондаренко Марина Александровна

Тема: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

Цели:

активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;

создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные — содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.

Ход урока

Организационный этап

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

Этап актуализации знаний, способов деятельности

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)

— Итак, вспомним изученное.

У вас карточки, на которых нужно назвать жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)

Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности

Учитель:Какова же тема нашего урока?

— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.

1. Актуализация знаний

— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).

— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского. ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна». (Слайд 16)

Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы

— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:

Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?

В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.

Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности

1. Чтение произведения (выборочно учащимися).

— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.

— Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские

сказки?

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало

вас?

— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
 —  Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

Этап закрепления знаний, способов деятельности

Чтение-сканирование:

— Стр. 54, 1-й столбик.

— Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).

Чтение «буксир».

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

— Определите жанр произведения.

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
— Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
(Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)

— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

Работа над содержанием, выделение выразительных средств.

Работа над содержанием:

— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
—  Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
—  Кто пробудил царевну от волшебного сна?
—  Расскажите о героях сказки.
— Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте.

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?

— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)

— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)

— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./

Молод цвет её ланит./…)

— Найдите строки пробуждения царевны?

— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).

— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.

— Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе …;

По усам вино бежало.

В рот же капли не …… (Слайд 28)

Выделение выразительных средств: (в парах)

Задание 1 ряда:

Задание 2 ряда:

Выписать эпитеты

Выписать сравнения

Физминутка

Гимнастика для глаз

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

Что объединяет их?

— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:

Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

Создание динамической картины

— Представьте, что вы — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите) кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».

2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)

Добрый царь

Молод цвет её ланит

.

Матвей

Царевна

Этап контроля, самоконтроля

Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы:  Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
     ( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
      Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
      ( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы:  Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

Этап информации о домашнем задании (Слайд 31)

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

— Выберите одно из заданий на выбор.

Учитель:

— Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?

— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

— В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?

— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?

— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

Этап рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)

— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:

Вы учитесь упорно,

Стараясь двигаться вперёд!

Вы очень любознательный,

Школьники, народ!

В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:

(Слайд 33)


Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…

Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.

— Спасибо за работу. (Слайд34)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/118223-urok-literatury-po-teme-vazhukovskij-volshebn

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему В.А. Жуковский, сказка Спящая царевна

Презентация на тему Презентация на тему В.А. Жуковский, сказка Спящая царевна, предмет презентации: Литература. Этот материал содержит 12 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Жуковский«Спящая царевна»Prezentacii.com

Текст слайда:

Жуковский
«Спящая царевна»

Prezentacii.com


Слайд 2

Василий АндреевичЖуковский 1783 - 1852

Текст слайда:

Василий Андреевич
Жуковский

1783 — 1852


Слайд 3

Лето 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Шутливое соревнование между

Текст слайда:

Лето 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Шутливое соревнование между друзьями-поэтами. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее»
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

Состязание Жуковского и Пушкина


Слайд 4

 Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.Дотоле — до сих

Текст слайда:

 Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
      

      Словарная работа


Слайд 5

Словарная работа Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.Сном пресекся разговор — разговор

Текст слайда:

Словарная работа

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.


Слайд 6

Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?Как она отомстила?Как вы представляете себе ведьму?

Текст слайда:

Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Как вы представляете себе ведьму?


Слайд 7

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?Как царь Матвей

Текст слайда:

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?
Кем на самом деле была старушонка-пряха?


Слайд 8

Прочитайте описание дворца, объятого сном.  Кто пробудил царевну от волшебного сна?

Текст слайда:

Прочитайте описание дворца, объятого сном.

Кто пробудил царевну от волшебного сна?


Слайд 9


Слайд 10

Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?      Русскую народную волшебную сказку

Текст слайда:

Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?

     Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.


Слайд 11

Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок?  Отличает эту

Текст слайда:

Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок?

Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.


Слайд 12

Домашнее задание       Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны

Текст слайда:

Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).


  • Встреча отменена как пишется
  • Встреча организована как пишется
  • Встреча одноклассников рассказ на дзен часть 4
  • Встреча нового года сочинение
  • Встреча не случайна как пишется