Сочинения
Вожатый — это название второй главы Капитанской дочки. Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.
Глава Вожатый Капитанская дочка
Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с Пугачевым — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома. Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.
Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.
Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
А какую оценку поставите вы?
Капитанская дочка. Глава «Вожатый» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый»
Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.
2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.
3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
Ход урока
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
* Что привлекло Гринева в вожатом?
* А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
* Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?
Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.
* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
* Что происходит в его душе?
Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Обобщение.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.
Презентация
Домашнее задание:
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
Гринев и Пугачев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Нашли ошибку? Напишите нам
4.0/5, Голосов: 121 На уроке литературы мы познакомились с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести описываются события одного из самых больших восстаний России-Пугачевского восстания. Главный герой произведения- русский солдат Петр Гринев. На протяжении повести Гринев и Пугачев встречались четыре раза Перед тем как отправить Петрушу на фронт отец сказал ему: «Береги честь смолоду». Именно эти слова стали его жизненным кредо. Первая встреча Гринева и Пугачева была во время метели. Пугачев предстал перед ним как вожатый. Хотя Петя воспитывался в дворянской семье, для него никогда не было расслоения общества на бедных и богатых. Гринев согрел вожатого и даже отдал ему свой заячий тулуп, что очень удивило Пугачева. Уже после этой встречи Пугачев начал понимать его приоритеты. Во всех последующих встречах Пугачев проверяет Гринева на смелость, он наблюдает как поведет себя Гринев в разных ситуациях. Несмотря то что Пугачев считался тираном, для Гринева он становится другом. В их беседах всегда есть прямолинейность, Гринев не боялся смерти, он всегда ставил себя как слугу императрицы. Пугачеву всегда хотелось иметь у себя в войске такого человека, ведь каждый из восставших был предателем и в любой момент могли предать его. Пугачев уважает Гринева за что, что он никогда не изменяет своим принципам. Даже на казни Гринев оказал ту поддержу Пугачеву, которая была ему необходима в такой не легкий момент. Мне очень нравится образ Гринева, он настоящий мужчина! Хотелось бы, чтобы таких людей было по-больше.
Как характеризует гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп
Будучи застигнутыми непогодой в степи, путники встречают незнакомца, который взялся вывести их к жилью. И вот, после того как вожатый довел их постоялого двора, Гринев решил отблагодарить его. Увидев, что тот «в одном худеньком армяке» , Петр подарил вожатому свой заячий тулуп. И даже признание мужика о том, что тулуп свой он «заложил вечор у целовальника» и протесты Савельича не повлияли на решение Петруши. А ведь еще недавно он просил прощения у Савельича за свое поведение и «дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою» . Что это: очередное утверждение себя в роли хозяина или великодушие? Савельич относится к провожатому с недоверием, видит в нем пьяницу, разбойника: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке» . А Петруша видит в незнакомце человека, оказавшего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко» . И хотя тулупчик едва налезает на мужика, тот «чрезвычайно доволен.. . подарком» : «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» . В последующих главах мы видим, чем обернулось для Петруши проявленное великодушие по отношению к простому мужику. Пугачев не забыл своих слов и сделал добра для Петра Гринева и Маши Мироновой во сто крат больше. Говорят: «От добра не жди добра» . А этот эпизод опровергает народную мудрость и учит быть добрыми, внимательными к бедам и заботам других людей.
Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.
СТАРУХА
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…
«Ах! — думаю я… — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!
«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
— Не уйдешь!
Февраль, 1878
Одна тайная ссылка.
Будучи застигнутыми непогодой в степи, путники встречают незнакомца, который взялся вывести их к жилью. И вот, после того как вожатый довел их постоялого двора, Гринев решил отблагодарить его. Увидев, что тот «в одном худеньком армяке» , Петр подарил вожатому свой заячий тулуп. И даже признание мужика о том, что тулуп свой он «заложил вечор у целовальника» и протесты Савельича не повлияли на решение Петруши. А ведь еще недавно он просил прощения у Савельича за свое поведение и «дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою» . Что это: очередное утверждение себя в роли хозяина или великодушие? Савельич относится к провожатому с недоверием, видит в нем пьяницу, разбойника: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке» . А Петруша видит в незнакомце человека, оказавшего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко» . И хотя тулупчик едва налезает на мужика, тот «чрезвычайно доволен.. . подарком» : «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» . В последующих главах мы видим, чем обернулось для Петруши проявленное великодушие по отношению к простому мужику. Пугачев не забыл своих слов и сделал добра для Петра Гринева и Маши Мироновой во сто крат больше. Говорят: «От добра не жди добра» . А этот эпизод опровергает народную мудрость и учит быть добрыми, внимательными к бедам и заботам других людей.
более месяца назад
9 класс.
Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
Ход урока
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1.Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
•Что привлекло Гринева в вожатом? •А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
•Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
•Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
•Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
•Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.
•Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? •Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Обобщение.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.
Домашнее задание:
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
Во второй главе повести «Капитанская дочка» происходит первая наша встреча с Пугачевым. Петр Гринев встречается с ним, впрочем, тоже впервые. Глава называется «Вожатый». Весь сюжет текста находится в этом фрагменте в сжатом виде. Петруша Гринев следует вместе с Савельичем к месту службы, но попадает в буран и сбивается с пути. Встретившийся им мужик (никто и не догадывается еще, что это Пугачев!) выводит путников к постоялому двору. Отсюда и название главы, в центре которой вожатый, проводник, встреча с которым сыграет судьбоносное значение в жизни дворянского сына Гринева. В награду мужик получает заячий тулупчик. Это прямой смысл главы, но идейную ее структуру определяет символический смысл. Пугачев появляется в жизни главного героя в сложный момент, когда Петруша, только что покинувший родной дом, наделал уже массу ошибок. Так, он проиграл в первом же городе сто рублей, обидел дядьку, Савельича, из-за своего собственного упрямства попал в буран. Гринев понял, что жизнь сложнее, чем он ожидал, в ней легко потеряться. «Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь… дороги нет и мгла кругом», — сетует молодой человек. А у нас возникает ассоциации с жизненным бездорожьем, в котором придется ориентироваться оторвавшемуся от родительского гнезда дворянскому сыну. Пугачев появляется в повести как помощник ему не только в конкретной ситуации, но и в последующих жизненных перипетиях. Вспомним разговор с вожатым: «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный…» Пугачев не раз еще спасет Петра Гринева из безвыходных для него ситуаций. Стоит вспомнить хотя бы публичный отказ Петруши от целования руки самозванца. «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» — разряжает обстановку Пугачев. Если внимательно читать главу, нельзя не обратить внимания на символический черный цвет, с которым связывается «добрый человек» Пугачев. Эта связи постоянно подчеркиваются автором: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?»». «Я взглянул на палати и увидел черную бороду и сверкающие глаза». Черный цвет не может определять хорошего человека. Ямщик, всматриваясь в буран, помнится, так говорит: «Должно быть, или волк, или человек». Вот и намечено единство двух сторон героя (волк и человек) и одновременно противопоставление доброго и злого в характере. Во сне Гринева проявляется также двойственная природа этого человека. В этом пророческом сне Пугачев оказывается посаженым отцом Гринева. Вспомним, что свадьба Петра и Маши Мироновой стала возможной лишь из-за вмешательства Пугачева. Есть еще в главе «Вожатый» намек на свадьбу. Савельич, ругая Петрушу за нежелание вернуться на постоялый двор, проворчал: «И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Так ведь оно и получилось! Отец Гринева отказался благословить сына на брак с Машей, отношения молодых зашли в тупик. Получается так, что именно события, связанные с восстанием, когда вмешался самозванец и наказал Швабрина, освободив «сироту», помогают все поставить на свои места. В финале пятой главы как раз и размышляет Гринев о событиях, которые «дали вдруг душе… сильное и благородное потрясение». Это о событиях кровавых. В главе «Вожатый» они уже намечаются (волк или человек?) Посаженный отец (Пугачев) хочет благословить Гринева в его сне, смотрит на него весело. Сверкающие, блистающие глаза самозванца наполняют душу «пиитическим ужасом» (глава «Незваный гость»). Петрушу тянет к Пугачеву. Может, виною притягательный, гипнотический взгляд такого доброго и одновременно ужасного человека, повстречавшегося на жизненном пути Гринева. Явившийся во сне посаженный отец и весел, и очень страшен. Комната вдруг наполнилась мертвецами, когда он начал размахивать топором. Это уже тот Пугачев, который казнит Ивана Игнатьича, капитана Миронова, Василису Егоровну… это «орел», считающий, что жить — это питаться живой кровью. Если хочешь допишу остальное на мыло.
Надеюсь ты поймешь)
Дорожное знакомство
Место действия первой встречи Гринева с Пугачевым помещено автором в условия необычные и даже фантастические. Буран застает кибитку с путниками посреди пустынной степи. То, что вначале показалось безобидным «облачком» на горизонте, превращается в грозный и беспощадный разгул стихии.
Примечательно, что в эту опасную ситуацию путешественники попали по причине неопытности и самоуверенности Гринева. Он не послушался опытного ямщика, который советовал вернуться. По своей самоуверенности и горячности молодой человек думает, что успеет добраться до места. В будущем, по мере развития сюжета, характер Гринева изменится, и эти качества как бы перейдут на более высокий уровень.
Самоуверенность превращается в способность брать на себя ответственность за рискованные поступки, юношеская горячность сменяется зрелой решительностью.
В плену стихии
Как и многие писатели-романтики, Пушкин часто прибегает к такому приему — показывать внутренний мир чувств и страстей героев через природные явления. Как и в повести «Метель», снежная буря вплетена в сюжет почти на правах отдельного персонажа. Для Пушкина это символ двоякий:
- Во-первых, буран символизирует судьбу, непредсказуемую, непреодолимую силу, которая руководит жизнями героев.
- Во-вторых, в этом произведении метель предвозвещает грядущие события, которые грозят внести хаос в привычный ход жизни всего народа и в личную судьбу Гринева.
- И наконец, это явление очень русское, оно добавляет неповторимый национальный колорит повествованию.
Пушкин мастерски рисует картину внезапно наступившей беды: героев окружил «мрак и вихрь», они оказались против своей воли вовлечены в непонятные события. Ветер удивительно описан как живое существо — он «выл с выразительной свирепостью».
Словно древний великан, разгневанный вторжением в его владения, он враждебно выступает против путешественников.
Неожиданное спасение
Именно в такой неразберихе Гринев встречает Пугачева. Конечно, он еще не знает ни его самого, ни того, какую роль он сыграет в его жизни.
Посреди мглы, шума и неразберихи взгляд молодого юноши зацепляется за какой-то черный предмет, который оказывается человеком. Естественно, в такой обстановке Гринев не обращает внимания на внешность «мужичка», однако отмечает его хладнокровность, уверенность в себе, проворность. Эти качества располагают к себе, ободряют и успокаивают главного героя.
Уже в момент этой первой встречи Гриневу приходится доверить свою жизнь и спасение этому странному человеку. Как и случится несколько раз в будущем, он оказывается полностью во власти этого «мужичка», будучи зависимым от его воли и расположения.
Сон в руку
Писатели во все времена использовали такой эффектный прием, как пророческие сновидения. Конечно, такое явление встречается порой и в реальной жизни, но все-таки не так часто, как в литературе, начиная с древнегреческих трагедий и заканчивая современным Пушкину готическим романом.
Пророческое сновидение как литературный прием
Писатели более позднего периода (если вспомнить хотя бы сны Раскольникова у Достоевского) также охотно прибегали к такому способу заглянуть в душу героя, чтобы увидеть то, о чем он сам еще не подозревает. Мистическая подоплека здесь уступает место психологии подсознательного, но факт остается фактом — в умелых руках прием сновидения позволяет открыть дополнительное измерение в сюжете, добавить штрихи к психологическому портрету персонажей.
Сон Гринева, описанный Пушкиным, убеждает читателя своей реалистичностью.
В нем присутствует все, что испытывает каждый человек в кошмарном видении:
- Лихорадочная смена эмоций — жалость к отцу переходит в испуг при виде чужого мужика;
- Абсурдные действия, противоречащие реальной жизни, — мать героя настаивает на том, чтобы Петр поцеловал руку этого человека;
- Сцены и эпизоды меняются с нереальной быстротой — прощание с умирающим сменяется кровавой бойней.
Грезы и действительность
Гринев сам как бы извиняется за свое суеверие, но то ли буран навеял на него такую сумбурность мысли, то ли на самом деле перед ним открылась на мгновение завеса будущего. В его сне сжато показана суть его будущих отношений с Пугачевым. Во-первых, чернобородый мужик весело на него поглядывает. Так и в действительности, странное расположение бунтовщика к Петру Гриневу будет основано на прямоте и искренности, где каждый может проявить свои истинные эмоции.
Во-вторых, мать называет его «посаженым отцом» Петра. Гринев еще даже не был знаком с Машей Мироновой, которую он так преданно полюбит, и тем более не мог предположить, что страшный мужик захочет благословлять их помолвку!
В-третьих, ужасная сцена убийства и рек крови как нельзя лучше описывает последующие события крестьянской войны, со всей ее «беспощадностью и бессмысленностью». Ласковое обращение мужика к Гриневу во время этой кровавой оргии кажется Петру гротескным, противоестественным, однако будущее показало, что и такое возможно.
Заслуга и новаторство Пушкина как историка и писателя выразилось в том, что он показал Пугачева не просто кровожадным извергом, а человеком, которому были не чужды обычные проявления симпатии и привязанности. В отдельных его поступках проявляется благородство и верность слову, что дико контрастирует с избранным им путем разбоя и убийства.
Если вспомнить, что Пушкин описывал не такие уж далекие события (около пятидесяти лет минуло со времени пугачевщины), то можно понять, что такое «человечное» изображение бунтовщика и разбойника показалось совсем неуместным властям и некоторым критикам.
Однако Пушкин, не изображая Емельку Пугачева «благородным разбойником», не может отойти от страшной правды жизни: даже в самых заблудших и пропащих душах теплится огонек Божьей любви, искаженный образ Бога, который создал человека для более высокой участи.
Тулупчик с барского плеча
Выбравшись с помощью странного «вожатого» из снежной бури и достигнув постоялого двора, у Петра Гринева появляется возможность получше разглядеть их случайного попутчика.
Внешность «вожатого»
Первые детали внешности, бросающиеся в глаза, — черная борода и два сверкающих глаза. Его вид подтверждал впечатление проворности и опытности, которое он произвел на Петра во время бурана в степи. Черная борода навевает мысли о недавнем сне, а живые большие глаза делают его похожим на некую умную птицу.
Внешность вожатого показалась Гриневу примечательной. Скорее всего, его поразила энергия и живость, сквозившая во всей его фигуре, взгляде и движениях. Плутовское выражение лица и загадочный разговор с хозяином не давали ошибиться: перед ним были если не воры, то перебежчики или контрабандисты.
Примечательно, что Петр не проявляет страха или неудовольствия в такой обстановке. Он еще слишком неопытен, по-юношески любопытен и восприимчив к новым впечатлениям. Его это скорее забавляет, в то время как Савельич был очень обеспокоен, оказавшись в таком разбойничьем притоне.
Верный дядька отнесся к вожатому с подозрением и очень переживал за своего юного подопечного.
Сделанное добро
Прощаясь с обитателями двора на следующее утро, Гринев просит Савельича отблагодарить вчерашнего вожатого «полтиной». Экономный Савельич снова недоволен и не желает тратить хозяйские деньги на какого-то плута-бродягу. Однако Петр проявляет настойчивость, им движет желание сделать что-то приятное тому, кто помог им выбраться из трудного и опасного положения.
С одной стороны, эта ситуация вновь демонстрирует неопытность и незнание жизни Петром. Возможно, умудренный житейским опытом человек, такой, как Савельич, который повидал всяких людей и знал, на что они способны, был бы более прав в оценке этих подозрительных личностей. Однако этот эпизод также показывает, что Гринев обладал великодушным, чутким сердцем, которым двигали добрые и благородные побуждения.
Забавно было наблюдать детскую радость мужика при виде этой «обновки», которая на нем треснула и разошлась по швам. Возможно именно эта детскость, импульсивность, упрямая горячность и породнили молодого дворянина и опасного разбойника. Испытанная мимолетная радость, благодарность, проявленное участие, теплота — такие эмоции остаются в душе надолго и открывают двери в самое зачерствевшее сердце.
Последняя встреча Гринева с Пугачевым произошла во время трагической казни последнего. Даже в этот момент бунтарь нашел глазами знакомого дворянина и кивнул в знак того, что признал его.
В этом кивке была и признательность, и уважение за искренность, и вызов обстоятельствам. Каждый из них выбрал свой путь и неуклонно шел по нему.
Судьба несколько раз сталкивает Пугачева и Гринева. Во всех случаях проявляются лучшие качества обоих. Многие черты сближают Пугачева и Гринева. Они оба ценят в людях прямоту, искренность, благородство, не терпят обмана.
Уже первая встреча Гринева с Пугачевым стала для первого судьбоносной. Простой мужик, оказавшийся в последствии Пугачевым, вывел Петрушу Гринева из бурана. С первых минут общения барина и вожатого социальные условности были нарушены — в мужике дворянин увидел брата.
В знак благодарности Гринев подарил мужику тулуп. Но дело совсем не в тулупе. Тут больше жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству.
Вторая значимая встреча героев произошла в Белогорской крепости, уже захваченной Пугачевым. Самозванец отпустил Гринева, несмотря на то, что он отказался ему служить. В словах Петра прозвучала честность и твердость: «Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу… . Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего» .
Для Пугачева важна прямота и честность, как и для Гринева. Но при новой встрече героев проявляется и различие между ними. Гринев не понимает смысла пугачевского восстания, не видит его цели именно для Пугачева. Гринев рассматривал народное восстание как разбойничий налет и боялся неизбежной расправы над его вожаком. Ответ Пугачева «Авось и удастся! » — передает стихийность, бесплановость движения и авантюризм крестьянского «царя» и, в то же время, говорит о его смелости, способности рисковать ради большого дела.
Кульминацией этого разговора стала калмыцкая сказка, которую Пугачев рассказывает «с каким-то диким вдохновением» . Суть ее заключается в том, что лучше прожить короткую, но насыщенную жизнь, чем до ста лет питаться падалью. Гринев же так расценивает эту притчу: «Но жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину» .
Пугачев обладает и такими качествами, как суровость, беспощадность, кровожадность. Так, он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя Василису Егоровну. А в другом случае, как герой волшебной сказки, он освобождает «красну девицу» Машу из заточения. В этой ситуации Гринева и Машу снова спасает твердость и честность. Гринев объясняет Пугачеву, почему сразу не сказал всей правды о Маше.
Петр Гринев не случайно всей душой болел за судьбу злодея, утонувшего в крови невинных жертв. Он видел в нем личность сложную, противоречивую, его почувствовал неуспокоенную душу.
Пугачев и Гринев близки друг другу, так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность, прямота, умение отвечать за свое слово, смелость, храбрость, милосердие, великодушие, гуманность. Именно эти качества важны и ценны для самого автора.
-
Комментариев (0)
Одна из задач этого цикла уроков — привлечь учащихся к анализу текста необычностью встреч Гринева с Пугачевым, их романтичностью. Необычность определяется не только исключительной ситуацией, в которой оказываются герои, но и ореолом поэзии вокруг личности Пугачева: то он появляется из мрака разгневанной, бушующей стихии, то его сопровождает народная песня, то легенда об орле и вороне. Поэтизация образа Пугачева — в раскрытии богатства его необыкновенной натуры, в неожиданных проявлениях человечности, сердечности, искренности.
Разговор о главе «Вожатый», естественно, соотносится с тем, что узнали учащиеся о ней в V классе, когда разбирали небольшой отрывок, озаглавленный в хрестоматии «Буран».
Что же дало учащимся знакомство со всей повестью для их более глубокого, эстетического восприятия главы «Вожатый»?
Они по-новому вгляделись в портрет вожатого, поняли значение «сверкающих глаз» в портретной характеристике Пугачева. Слова Гринева «наружность его показалась мне замечательной» не прошли мимо учащихся так же, как и оценка выражения лица «приятного, но плутовского».
Более того, на вопрос, не отразилось ли в портрете Пугачева, данном Гриневым, пушкинское отношение к «славному разбойнику», некоторые учащиеся отвечают, что «сверкающие глаза», эта столь значительная деталь в немногословной портретной характеристике, несомненно, принадлежит автору: «Это Пушкин так представлял себе лицо Пугачева».
Благодаря знакомству со всей повестью, семиклассники обращают внимание и на название главы: «Пушкин, дав главе название «Вожатый», хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, вождем, самым главным человеком в восстании».
Теперь учащиеся замечают необычайность первого появления «неизвестного человека», который предстает перед читателем в стремительном нарастании снежной бури, несшей смерть путникам, в «мраке и вихоре» бурана.
Какое же впечатление оставляет эта сцена? Зачем нужен этот пейзаж с бурей, с «мутным кружением метели»? «Появление вожатого кажется чудесным, необыкновенным в снежной степи, когда кружится буран».
В самом деле, облик вожатого сначала как бы сливается с разгневанной природой. Но в шуме стихии ясно слышится его твердый, бодрый голос: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе», — отвечал вожатый, когда путники подъехали к нему и ямщик закричал, спрашивая дорогу.
Сон Гринева, исполненный «неясных видений», усугубляет «чудесность» встречи с дорожным и предвещает необычайные события. Эту композиционную роль сна учащиеся замечают и начинают его «расшифровывать»1.
Описание постоялого двора, умета, куда добрался Гринев с помощью вожатого, теперь соотносится с тем, что узнали учащиеся на вступительном уроке. На постоялом дворе, видимо, и встречаются заговорщики. Хозяин его, казак, сочувствует восставшим. Читаем: «На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Ребята вспоминают и то, как Пушкин-историк говорит о назревании восстания в оренбургских степях: «…везде были тайные сборища по уметам и избам».
Сейчас учащиеся воочию видят, как Пушкин-историк превращается в художника, создавая картину такого умета. Эта картина особенно оживает для читателя, когда он слышит «иносказательный разговор» хозяина умета с вожатым. Теперь этот разговор воспринимается с большим интересом. Кто же из собеседников подробнее информирован о происходящих событиях: хозяин постоялого двора или вожатый? Ученики отдают главную роль вожатому. Они объясняют это тем, что у него «кругозор шире, и он более бодро смотрит на происходящее: «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит».
Обратимся к эпиграфу. В чем его смысл? Как он связан с главой «Вожатый»?
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.Старинная песня
Учащиеся улавливают сходство эпиграфа с разговором вожатого с Гриневым: «Послушай, мужичок, — сказал я ему, знаешь ли ты эту сторону?.. — Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек».
Как, однако, объяснить несовпадение строки песни «сторона незнакомая» со словами Пугачева «сторона мне знакомая»?
Учащиеся говорят: «Пугачев — донской казак, и оренбургские степи — не его родина; его судьба бросила в эти степи, его энергия, желание действовать, «прытость, бодрость молодецкая». И он теперь хорошо знает эти места: исходил и изъездил их вдоль и поперек».
Ответы учеников совпадают с толкованием эпиграфа В. Шкловским, который утверждает: «Слегка изменяя строку песни, продолжая ее образ, Пушкин как бы спорит с ней. Степь — не чужбина для Пугачева»2.
Следующий этап разбора образа Пугачева на этом уроке — анализ сцены из главы VIII «Незваный гость», в которой образ Пугачева опять выступает в поэтическом ореоле.
Напомним учащимся, что Пугачев в этой главе, как, впрочем, и везде, дается в восприятии рассказчика. Представим себе душевное состояние рассказчика в тяжелый для него день разгрома Белогорской крепости, наполненный «столь ужасными впечатлениями». Только что произошла казнь его товарищей, сам он испытал предсмертный ужас и чудесное спасение. Гринева волнует судьба Маши, оставшейся круглой сиротой, неопределенность собственного положения.
Но в этот день ему предстояло выдержать еще одно испытание: его позвали к Пугачеву. Читаем: «Я… отправился в комендантский дом, заранее воображая себе свидание с Пугачевым и стараясь предугадать, чем оно кончится. Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Мы — читатели. Постараемся представить, что мог думать молодой офицер о своем свидании с Пугачевым!
С точки зрения большинства учащихся, Гринев мрачно думал о предстоящем свидании: «Он думал, что Пугачев отомстит ему за то, что он не поцеловал его руки»; «Он предполагает, что Пугачев будет звать его на службу, и он не знает, что делать»; «Он думал, что Швабрин его очернил Пугачеву»; «Нет, он думал, что Пугачев будет ставить ему в пример Швабрина».
И вот Гринев у Пугачева. «Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами». Сначала для Гринева — это сборище разгоряченных вином пугачевцев. Он вслушивается, приветливый голос Пугачева: «А, ваше благородие… Добро пожаловать: честь и место, милости просим», старинное русское приветствие гостя. Гринев всматривается. Конечно, на Пугачева обращены все его взоры: «…черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Это то же лицо, которое увидел он в памятную буранную ночь.
Учащиеся замечают, что первое впечатление от всей картины у Гринева уже изменилось. Сейчас он видит уже не пьяное сборище. Он понял, что это военный совет в полном смысле этого слова. Пугачевцы совещались, анализировали прошедшие бои, строили планы «о будущих действиях». «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева».
Странный, с точки зрения Гринева, совет закончился по предложению Пугачева песней: «Ну, братцы… затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Как произносит Пугачев эти слова? В них слышится что-то простое, задушевное и ласковое — это сразу улавливают дети.
В этот момент включается проигрыватель.
Песня производит сильное впечатление на ребят. Их привлекает образ добра молодца, крестьянского сына, который схвачен царем и которого будут допрашивать. Они прежде всего замечают, что он мужествен и не выдаст на допросе своих товарищей. Обдуманно и насмешливо назовет он своих помощников. Кто же они? «Темная ночь», «булатный нож», «добрый конь», «тугой лук». Эти его товарищи не подвластны царю и недоступны для наказания. Герой песни в лицо смеется царю-государю.
Учащиеся как бы продолжают песню, прибавляя, что добрый молодец не будет оправдываться, а скажет в лицо царю, что он — его беспощадный, непримиримый враг. Учащимся кажется, что в жестоких словах царя звучит и уважение к добру молодцу: «Умел ты воровать, умел ответ держать».
Эту песню услышал Гринев. «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», — вспоминает он.
Сравним теперь его новое впечатление о людях, с которыми столкнула его жизнь, с первоначальным.
Семиклассники делают наблюдения: «Теперь он видит не «красные рожи», а «грозные лица», слышит «стройные голоса», «теперь уже «пиитический ужас» потрясает Гринева».
Где же источник этого потрясения? Он понимает — пугачевцы поют о своей судьбе, ведь судьба добра молодца — их судьба.
Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, «обреченных виселице», то есть тех, кто поднял восстание. Так искусство помогает понять жизнь.
А как нам помогает песня понять смысл всей сцены? Ученики приходят к выводу, что песня тесно связана с содержанием главы. Ее любят пугачевцы и сам Пугачев. Песня им близка, она им «родная», говорят некоторые из них. Точно невидимые нити соединяют героя песни с людьми, которые ее поют. Теперь Пугачев предстает в поэтическом ореоле народного героя.
Присутствие Гринева на «странном военном совете», закончившемся песней, было как бы прелюдией к тому, что произошло дальше.
Гринев остается вдвоем с Пугачевым. Еще в начале своего пребывания в пугачевском штабе Гринев, вглядываясь в физиономии людей, сидевших за столом, остановился на лице Пугачева, сразу обратив внимание, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Теперь лицо предводителя восстания, оставшегося с ним наедине, заиграло новыми оттенками, «удивительным выражением плутовства и насмешливости». Чем же можно объяснить это новое выражение, наконец, смех Пугачева, заразивший и его собеседника, которому было, как мы знаем, сейчас вовсе не до смеха?
Приводим ответы семиклассников:
«Пугачеву весело сейчас оттого, что он утром спас Гринева»; «Ему приятно сознавать, что он отблагодарил Гринева»; «Ему смешно, что Гринев трусит, а он и не собирался его вешать. Он говорит: «Струсил ты, ваше благородие»; «Пугачев смеется потому, что сейчас необыкновенная ситуация: во время бурана он был просто казаком, а Гринев — барином, водкой его угощал, а теперь все переменилось. Теперь он у власти, и судьба Гринева зависит от него».
Эти ответы, хотя и очень наивные, свидетельствуют, что ребята уже находятся под воздействием автора, что им передалась его симпатия к Пугачеву. Они ищут и конкретные причины этого неожиданного смеха, но никто из учащихся обычно не дает, казалось бы, самого простого ответа. Пушкинский Пугачев, как и любой другой человек, умеет искренне, от души смеяться. Это и есть широта, отзывчивость его души, доступность разнообразным чувствам. Ребята согласны с тем, что этот искренний смех — предвестник того, что разговор не будет суровым для молодого офицера.
Вначале рассматриваем «сюжет» беседы, ее логический рисунок, построение. Это важно для создания целостного представления об этом важнейшем эпизоде повести.
С чего же начинает беседу собеседник Гринева? Ребята точно определяют, что Пугачев прежде всего задает главный для себя вопрос: верит ли Гринев, что перед ним царь Петр III?
Гринев честно отвечает, что он этому не верит. Представим себе, какой оборот мог бы принять разговор после такого ответа Гринева. Молодого офицера могла ожидать судьба его товарищей. Но разговор пошел по другому руслу: «Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро», — говорит Пугачев и предлагает Гриневу «послужить ему верой и правдой». Гринев отказывается. Тогда Пугачев хочет взять с него обещание «по крайней мере, против него не служить». Гринев и на этот раз отказывается. Таков силуэт разговора.
Анализ разговора Гринева с Пугачевым заставляет учащихся войти в беседу героев, дает общее представление о позиции каждого из них. Детальный разбор реплик Гринева и Пугачева может стать материалом для самостоятельной работы учащихся. Это их заставит перечитать текст, углубиться в него, сделать посильные выводы о том, как проявились личности Пугачева и Гринева в их первой откровенной беседе.
Домашнее задание:
Для выполнения задания учащиеся делятся на две группы.
Вопросы, предлагаемые первой группе3:
1. Как Пугачев пытается убедить Гринева, что он царь Петр III? Проследите его речь, найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что он хочет говорить «по-царски». Найдите примеры, свидетельствующие о том, что Пугачеву все же не удается выдержать «царскую речь».
2. Чем вы объясните то, что Пугачев не настаивал на своей царской роли? Какие новые доводы приводит он, убеждая Гринева идти к нему на службу? Почему Пушкин насытил второе обращение Пугачева к Гриневу пословицами? Как раскрывают личность Пугачева эти пословицы?
Вопросы, предлагаемые второй группе:
1. «Смелость проявляется по-разному». Как бы вы охарактеризовали смелость Гринева? Ответ подтвердите примерами.
2. Чем отличается первый ответ Гринева Пугачеву по тону и стилю от ответа Ивана Кузмича? Чем вы объясните это отличие?
Примечания
1. Анализ композиционной роли сна Гринева см.: Д. Благой. Мастерство Пушкина. М., «Советский писатель», 1955, стр. 253—255.
2. В. Шкловский. Повести о прозе, т. II. М., «Художественная литература», 1966, стр. 39.
3. Вопросы для домашнего задания можно записать на карточках, которые раздаются всем учащимся.