Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Как писать сочинение-рассуждение
Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
- умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
- один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
- функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
- исторические факты;
- статистические данные;
- эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
- пословицы и поговорки, афоризмы;
- мнения авторитетных людей…
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом…
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например…
Допустим…
По свидетельству (кого-либо)…
Предположим…
Так как; потому что…
Во-первых, во-вторых и т.д.
В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
- основной тезис соответствует теме сочинения,
- отобранные доказательства достаточно весомы,
- между частями сочинения тесная логическая связь,
- выводы четко сформулированы.
Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
- Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. — № 30.
- Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
- Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
- Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».
1. Подход к сочинению как к творческой работе
Навык написания сочинения, в том числе сочинения-рассуждения по литературе, важен каждому ученику, независимо от основного направления его обучения. Сочинение является традиционным видом творческой работы, включающим репродуктивный, продуктивный и творческий уровни познания. То есть подготовка к сочинению соответствует основным целям образования: развитие мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности. Сочинение также имеет признаки проектной работы, поскольку в результате ученик создает новый продукт (на основе других текстов, текста-образца). Ребенок может использовать сочинение как форму выражения собственных мыслей и эффективное упражнение в развитии речи и навыков риторики. Для учителя сочинение — возможность комплексно решить ряд задач в рамках текстоцентрической модели образования.
2. Выбор темы
В самом начале подготовки, при работе над сочинением в 5 классе, одна из основных задач учителя – сформировать и конкретизировать проблему-тему. Тема становится тезисом рассуждения, требующим доказательств.
Если обращаться непосредственно к темам сочинений ЕГЭ, то видна следующая тенденция. В 2016-2017 учебном году темы носили антонимичный характер: «Победа и поражение», «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В этом году тоже прослеживаются противопоставления, однако они подталкивают к выбору: «Доброта или жестокость», «Месть или великодушие».
3. Формулирование проблемы
Проблема-тезис является мотивирующим элементом, она задает импульс всей дальнейшей работе над сочинением. Чем оригинальнее и даже парадоксальнее проблема — тем интереснее ученику выполнять задание. Такой подход вписывается в системно-деятельностную парадигму образования. Возможные формулировки проблем стоит обсуждать как можно чаще — это развивает в целом и дает материал непосредственно для экзамена (одна и та же проблема может подходить к разным темам). Формулировку можно назвать проблемной, если она дает импульс к вопросу или вопросам.
Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс».
4. Формулирование идеи
Идея объясняет, какой смысл мы хотим выразить в своей работе. Она не должна совпадать с проблемой-тезисом. Как правило, идея пишется в конце сочинения. При работе на уроке на начальных этапах учитель подсказывает возможные варианты. От идеи зависит выбор и построение аргументов, потому что они должны последовательно раскрыть мысль. Здесь уже применяются универсальные учебные действия, связанные с анализом и составлением синтаксического целого.
5. Выбор отрывков-аргументов
Итак, аргументы в сочинении-рассуждении по литературе должны подводить к выводу и отражать позицию автора. В отличие от сочинения по русскому языку, здесь аргументы объемнее, каждый из них состоит из блока частных аргументов.
На начальных этапах подготовки учитель помогает подбирать ключевые положения в тексте-источнике, цитаты из текстов и статей. Материалы могут быть заранее подготовлены учениками по критериям, после на уроке отбираются лучшие. На самом экзамене не предусмотрено наличие текстов, поэтому нужно научить детей не только вставлять цитаты, но и пересказывать их. Попытка точного цитирования на экзамене часто приводит к ошибкам.
Есть универсальные произведения, в которых отражены основные темы, проблемы. Речь, конечно, идет о «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Можно также брать произведения советского периода («Сотников» Василя Быкова, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, «Судьба человека» Михаила Шолохова), и современных авторов (Захара Прилепина, Михаила Тарковского и др.).
6. Работа над структурой
Структура сочинения-рассуждения по литературе строится по принципу: Тезис — Аргументы — Вывод. Это несколько отличается от привычной формулы (Вступление — Главная часть — Заключение). Тезис включает проблему и обоснование ее выбора. Проблема и идея становятся рамками сочинения. Как правило, приводится два или три аргумента, они состоят из нескольких абзацев.
Моделирование будущего сочинения предусматривает дифференцированный подход, зависящий от уровня подготовки учеников. «Слабым» ребятам достаточно подобрать цитаты и сделать их элементарный анализ. Усложненный вариант: расширение конспекта, составленного на уроке. Самые способные ученики могут самостоятельно развивать проблему на основе опорных положений.
Характеристика экзаменационного сочинения во многом задается требованиями КИМ. Например, планируемый объем не должен быть меньше 300 слов. Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадочных листа — нужно научить детей соотносить тетрадочные листы с форматными (А4). Не следует делать сочинение слишком длинным: больше объем — больше ошибок.
7. Развитие ключевых предложений и слов
Когда аргументы выбраны, их нужно развить. Коллективная устная работа помогает научить детей работать над ключевыми словами и предложениями. Вначале учитель задает возможные формулировки, мысли, обсуждает их с учениками. Составляется цитатный план будущего сочинения, краткий конспект содержания аргументов. В процессе обсуждения каждый школьник выбирает то, что ему ближе и включает в свои аргументы. Постепенно дети учатся развивать ключевые слова и предложения самостоятельно, а после применяют это на экзамене.
Примеры работы над сочинением-рассуждением
Доброта или жестокость
1. Берем первую часть антитезы и развиваем ее. Начинаем с вопроса, так проще организовать первую часть. Объясняем, почему затронули данную проблему.
Как можно определить понятие «доброта»? По моему мнению, доброта — это высокое душевное качество личности, которое в первую очередь проявляется в любви к ближнему. Добрый человек отзывчив, благожелателен, стремится помочь любому человеку. В произведениях русской литературы мы находим многочисленные примеры образов героев, проявляющих доброту. Однако среди них немало неоднозначных персонажей, которые, наряду с этим высоким качеством, допускают крайнюю жестокость.
2. Переходим ко второй части. Здесь удобно привести роман «Преступление и наказание», в котором показаны противоречивые, сложные характеры. Первым описываем Родиона Раскольникова.
Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников неравнодушен к чужому горю. Он не раз проявляет доброту: спасает от насилия пьяную девочку, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, защищает Соню, когда Лужин подло обвиняет ее в краже. Но тот же Раскольников формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство.
3. Упоминаем еще одного сложного персонажа произведения.
Другой персонаж романа — Свидригайлов — проявляет невиданную щедрость: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устраивает ее детей в сиротские заведения, обеспечивает будущее Сони. Но в то же время на счету Свидригайлова несколько преступлений.
4. В первой части аргументации добавляем третьего героя (другого произведения), в котором также объединены доброта и жестокость.
На страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы неоднократно встречаем примеры проявления доброты Емельяном Пугачевым. Уважая Петра Гринева за твердость характера и верность долгу, он дарует ему жизнь, помогает спасти Машу. Но Пугачев в то же время — разбойник и жестокий убийца.
5. Первый блок аргументов завершен. Делаем вывод.
Эти литературные персонажи не лишены нравственных качеств. Светлая сторона их личности позволяет совершать добрые поступки. Но вместе с тем, все они оказываются способны на жестокие преступления. Именно поэтому, раскрывая понятие доброты, стоит отметить еще одну важную составляющую: высокие душевные качества — любовь к людям, стремление им помочь — должны проявляться всегда, а не от случая к случаю. Недоброжелательное поведение должно полностью исключаться, а это характерно только для духовно сильных людей, цельных личностей.
6. Переходим ко второму блоку аргументов, представляющему персонажей добрых, не проявляющих жестокость. Яркий пример находим все в том же «Преступлении и наказании».
Соня Мармеладова — олицетворение всепрощающей христианской любви к людям. Мораль у каждого своя. Для Сони аморально ничего не сделать для спасения Катерины Ивановны и ее детей от голодной смерти. Поэтому она жертвует собой и живет по желтому билету. Сила добра и нравственности Сони способна спасать озлобленные души. Она становится моральным наставником Родиона. Благодаря ей он приходит к духовному возрождению.
7. Поскольку существуют разные формы проявления доброты, приводим еще один пример. Если Соня — это образец личной нравственности, то Михаил Кутузов в романе «Война и мир» — внутренней доброты государственника.
Истинные качества мудрой доброты проявляет М. И. Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Мы видим Кутузова мудрым человеком, горячо любящим свою страну и ее народ, верящим в боевой дух солдат. Он, как родной отец, чувствует их и понимает их нужды. Эта любовь не позволяет полководцу допускать ненужных человеческих жертв. Он понимает бедственное положение французской армии после Бородинского сражения и берет на себя всю ответственность за будущее страны. Во имя сохранения армии и спасения России им было принято решение об отступлении из Москвы, и оно оказалось единственно верным. Он спас не только человеческие жизни, но и целую страну. Более того, он преподал урок высшей доброты, когда под Красным призвал солдат «пожалеть» отступающих французов.
8. Подводим итог.
Моральные убеждения этих героев никогда не позволят им совершить низкий поступок. В них отсутствует злоба и неприязнь к любому человеку, даже к преступнику и врагу. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что истинная доброта — это любовь и сострадание к другим людям. Добрый человек всегда сумеет простить оступившегося и протянуть руку помощи нуждающемуся. Счастье и радость ближнего для них — главная ценность. Доброта присуща духовно сильным, мудрым людям, для которых она является основой нравственной жизни.
(549 слов)
Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности
В пособии вы найдете требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; подробный план действий и приёмы работы с текстом в процессе написания сочинения; типовые конструкции (клише) для написания сочинения; варианты сочинений по всем текстам, приведённым в пособии; интересные тексты для тренировки в написании сочинений.
Купить
«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)
1. Ставим проблему через характеристику основного понятия.
Доброта — это высокое душевное качество личности, которое проявляется в любви к ближнему, отзывчивости, стремлении помочь. Красота — это вызывающий восхищение внешний облик человека. Доброта характеризует внутреннее содержание человека, а красота — внешнее. Но так ли важен этот внешний блеск при отсутствии душевных качеств?
2. Ссылаемся на автора цитаты, поэта Генриха Гейне. Сразу показываем свое отношение к утверждению.
Генрих Гейне утверждал, что доброта лучше красоты. Я полностью согласен с мнением немецкого поэта и считаю, что красота без внутреннего содержания — просто пустая холодная оболочка. Кроме того, люди красивые, но бездуховные обычно бывают избалованными, лицемерными, порой жестокими. С ними неприятно общаться. Доброта же, напротив, являясь внутренней красотой человека, светит изнутри. Каждому из нас важны в жизни сочувствие, понимание, поддержка, поэтому доброта ценится больше, чем красота.
3. Переходим к аргументам типовой формулировкой.
В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.
4. В качестве примера приводим двух антитезных персонажей произведения «Война и мир».
Так, доброта гораздо важнее красоты для великого русского писателя Л. Н. Толстого. Противопоставляя характеры и поступки добрых и красивых героев романа-эпопеи «Война и мир», мы отчетливо это видим. Доброта и искренность Наташи Ростовой гораздо лучше холодной расчетливости эгоистичной красавицы Элен.
Наташа — любимая героиня писателя. Она не отличается красотой, но очень чуткая и отзывчивая девушка. Наташа искренне верит в людей, в любовь, всегда готова помочь. Ее добрая непосредственность способна возрождать к жизни. Когда, отчаявшись и разуверившись во всем, князь Болконский остался ночевать у Ростовых, он случайно подслушал разговор Наташи с Соней. Наташа так искренне восхищалась красотой ночи, что князь Андрей почувствовал желание жить, любить и быть счастливым. Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие ее люди, будь то родные и близкие или совершенно незнакомые, но нуждающиеся в помощи. Вспомним эпизод, когда Ростовы покидали Москву и к их дому подвозили раненых солдат. Наташа упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьей будут уезжать, а больных оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Совершенно не думая о том, что останется без приданого, она отвоевала у матери подводы для раненых. На этих подводах Ростовы собирались вывозить ценные вещи из дома. Но Наташа даже не сопоставляет благополучие семьи и жизни солдат. Спасти людей для нее гораздо важнее.
Полная противоположность Наташе Ростовой — гордая Элен. Элен — яркая красавица, но в этом ее единственное достоинство. Она не отличается умом, холодна и порочна, руководствуется только личной выгодой. Элен способна на низкие и коварные поступки. Так, ради забавы она сводит юную и доверчивую Наташу со своим женатым братом Анатолем. Этот поступок не только расстроил женитьбу Наташи и Андрея, но и едва не погубил наивную девушку. Из расчетливости Элен вышла замуж за Пьера, так как понятие «любовь» для нее ничего не значит. После свадьбы она заводит любовную интригу с Долоховым, которая заканчивается дуэлью. «Где вы — там разврат, зло», — скажет о ней Пьер.
5. Подводим итог первого блока аргументов.
И мы убеждаемся, что красота — не главное, гораздо важнее духовная зрелость человека.
6. Берем пример из другого произведения — «Чучело». Второй блок аргументов тоже выстраиваем на противопоставлении.
Проблема противопоставления внешнего и внутреннего мира личности актуальна во все времена. Обратимся к произведению советской эпохи — повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, новенькая в классе. Она некрасивая, но очень доброжелательная, умная и тонкая девочка. Несмотря на юный возраст, Лена способна даже на самопожертвование. Она берет на себя вину дорогого ей человека Димы Сомова. Девочка до последнего терпит травлю класса, но не раскрывает имя «предателя», из-за которого не состоялась поездка в Москву. В противопоставление ей — красотка класса Шмакова. Так сложилось, что она знает, что класс выдал Сомов, который ей также нравится. Не без интереса и удовольствия Шмакова наблюдает за издевательствами одноклассников над совершенно ни в чем не виноватой Леной. Родители, к сожалению, не научили ее доброте. Урок гуманизма и высокой нравственности преподала ей маленькая, хрупкая Лена.
7. Подводим итог сочинения.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что доброта — это красота душевная и она гораздо важнее пустого внешнего блеска. С годами от красоты ничего не останется, а доброе сердце светит изнутри всегда и делает человека прекрасным. Добрый человек, как солнце, в лучах которого так хочется греться.
(619 слов)
В представленных сочинениях некоторые аргументы вполне допустимо вычеркнуть для сокращения объема.
Сочинение рассуждение часто является неотъемлемой частью школьных домашних заданий. Именно «домашних». Потому что рассуждать на уроке вряд ли получится.
Во-первых, временной промежуток слишком мал для такого серьёзного мыслительного процесса.
Во-вторых и в-третьих, всё та же причина — недостаток отведённого времени не позволит глубоко проанализировать заданную тему, а затем сделать качественное описание своих размышлений.
Дома любой сможет найти для себя укромное местечко, не ограничивая себя временными рамками.
Написание сочинений – одна из задач школьной программы. Такие задания помогают оценить не только грамотность, но и творческие способности.
Сочинение-рассуждение позволяет высказать свое мнение о той или иной проблеме в формате авторского повествования. Существует некоторый порядок написания таких работ, который поможет грамотно изложить свои мысли и отношение к поставленному вопросу.
Содержание
- Что такое рассуждение?
- Что представляет собой сочинение-рассуждение
- Как писать сочинение-рассуждение
- Вступление в сочинении-рассуждении
- Пример введения в сочинении-рассуждении
- Основная часть в сочинении-рассуждении
- Пример основной части сочинения-рассуждения
- Заключительная часть сочинения-рассуждения
- Пример заключения
- Требования к оформлению сочинения-рассуждения
- Как составить план и оформить сочинение
- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение
- Этапы написания сочинения-рассуждения
- Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
- Как научиться писать сочинение-рассуждение
- Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?
Что такое рассуждение?
Под рассуждением принято рассматривать процесс мысленного анализа какой-либо информации с последующим изложением в устной или письменной форме.
Сначала в мозг поступает информация, над которой хочется или необходимо поразмышлять. Обычно в этот момент мы задаём себе вопросы «почему?», «зачем?», «как?» и тому подобные.
Затем мы пытаемся думать логически, чтобы дать ответы на них. При этом мы можем формулировать различные выводы, которые и будут составлять наше рассуждение.
Что представляет собой сочинение-рассуждение
Как понять сочинение рассуждение? Рассуждать можно как устно (мысленно или вслух), так и письменно. И в том, и в другом случае можно прибегать к сочинениям.
Само по себе сочинительство является придумыванием чего-либо на заданную тему. Сочинять — не значит врать или фантазировать.
Можно писать сочинение-рассуждение, когда мысли излагаются в произвольной форме. Это могут быть гипотезы, которые совсем не обязательно проверять на практике.
Но они могут быть вполне реалистичными. Небольшое сочинение рассуждение может включать несколько предложений или абзацев на конкретную тему или общие мысли.
Школьникам иногда не понятно, зачем нужно сочинение рассуждение. Но именно такой вид работ способствует формированию мыслительных способностей.
Сегодня бы будем рассматривать, как составляется и пишется поэтапное сочинение в форме рассуждения.
За основу работы при написании сочинения рассуждения принимается мысль, которую в процессе повествования необходимо доказать. Рассуждение – это логически выстроенные мысли относительно того или иного предмета или ситуации и имеющие подтверждение фактами и аргументами, завершающиеся убедительными выводами.
Чаще всего сочинение-рассуждение пишется по предложенной теме. Обычно это известный тезис или высказывание, относительно которого и нужно изложить свои умозаключения, основываясь на известных фактах.
В качестве доказательной базы могут использоваться литературные и научные произведения и публикации, реальные факты событий, авторитетные мнения, собственное объяснение и примеры из личного опыта автора сочинения.
Сочинение должно иметь логичные выводы, полностью отвечающие на поставленный вопрос. Допустим открытый финал, в случаях, когда тезис или основную мысль повествования невозможно доказать. В таких работах в заключительной части сочинения приводится собственное мнение автора.
Как писать сочинение-рассуждение
В школе могут задать написать сочинение рассуждение на тему или сочинение рассуждение по высказыванию. Оба вида сочинений могут содержать риторические вопросы. Обязательно наличие вводных слов, которые выполняют в предложениях роль связки.
Часто именно благодаря таких вводным конструкциям удаётся ярко выразить своё мнение и отношение к представляемой информации.
Интересно, что сами по себе сочинения-размышления бывают трёх видов:
- рассуждение-доказательство (задача — доказать правдивость или несоответствие какой-либо информации; необходимость раскрыть вопросы «почему именно так, а не по-другому» и «что из этого следует»?);
- рассуждение-объяснение (объяснить что-то конкретное, его признаки и происхождение, например);
- рассуждение-размышление (даётся проблема, которую необходимо проанализировать и изъяснить с подведением итогов и выводов).
Как и любое другое сочинение, такая работа должна выполняться по определенной структуре. Чаще всего она состоит из вступления, основной части и заключения.
В сочинении — рассуждении после небольшой вступительной части допустимо изложение главного тезиса, на основе которого выполняется вся работа. Этот пункт необязательный, но его использование делает сочинение понятным любому читателю, даже если тема сочинения ему незнакома.
Грамотно составленное сочинение должно отвечать следующим требованиям:
- главный тезис или анализируемая мысль должны соответствовать поставленной теме работы;
- доказательная база сочинения должна быть убедительной;
- все части сочинения должны иметь связь друг с другом, не должно присутствовать обрывающихся высказываний и нелогичных переходов от одной мысли к другой;
- заключительная часть должна включать логические выводы, причем важно отсутствие противоречий с предшествовавшим повествованием.
Сочинение-рассуждение предполагает выражение субъективного мнения автора относительно того или иного вопроса. Поэтому в основной части работы и в заключении изложение мнения автора – обязательный пункт.
Готовая работа должна быть выполнена без грамматических и пунктуационных ошибок. Крайне важна единая стилистика повествования отсутствие тавтологий в виде отдельных слов и мыслей.
Вступление в сочинении-рассуждении
Введение в любой работе — самая важная часть. Именно тут зарождается сомнение, побуждающее поразмышлять.
Тут же затрагивается актуальность проблемы, над которой будет рассуждать в основной части.
Во введение мы показываем своё отношение, согласие или несогласие.
В первой части работы фиксируется главная мысль, относительно которой будет строиться последующее рассуждение. Она может быть изложена в виде тезиса или прямого цитирования.
Во вступлении обязательно высказывание автора относительно этой мысли, он должен выразить свое согласие или отрицание. Именно от этого будет зависеть выбор доказательств, которые будут приведены в пользу авторского мнения.
По объему эта часть сочинения-рассуждения совсем небольшая. Обычно для изложения нужной информации достаточно 5-6 предложений.
Во вступительной части не следует начинать объяснять причины выбора автором той или иной позиции относительно главного тезиса – для этого есть основная часть.
Вступление должно быстро ввести читателя в курс обсуждаемого вопроса и заинтересовать выбранной авторской позицией.
Пример введения в сочинении-рассуждении
«Вот и осень пришла. Началась она сразу с дождливых дней. А ведь лето было таким жарким.
Что же ждёт нас дальше? Введут ли снова дистанционное обучение в школе? И как оно отразится на образовании? Давайте поразмышляем над этим.»
Видите, основа заложена. Есть даже тревожные (пока риторические) вопросы.
И это всё заставляет размышлять. Именно это и есть цель введения в сочинении в форме рассуждения — заставить задуматься.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Большую часть объема такого сочинения должна занимать основная часть. Обычно это 2/3 от всего размера текста. Важно учитывать, что приведенные доводы должны иметь зафиксированное обоснование.
Исключением могут быть только авторские умозаключения. Проводя подкрепление выбора той или иной позиции относительно того или иного вопроса, автор может использовать:
- научные публикации и заключения исследований;
- выдержки из литературных произведений;
- статьи из журналов и газет;
- факты из истории;
- мнения авторитетных личностей;
- народные мудрости (пословицы, поговорки, сказки);
- примеры из жизни и собственного опыта.
Не стоит использовать все предложенные виды аргументации. Достаточно 3-4 примеров, при этом самый весомый, по мнению автора, должен излагаться в финале основной части.
Главное не просто привести довод, а провести логичную линию к основному вопросу сочинения и авторской позиции.
Для ввода доказательств в текст сочинения следует использовать следующие конструкции:
- «Приведем известный пример…».
- «Доказать это можно следующим фактом…».
- «По мнению…».
- «Говоря об этом вопросе, мне вспомнился…».
- «Согласно…» и пр.
Кроме того, можно использовать союзы и вводные слова («поскольку», «так как», «так что», «очевидно», «следовательно» и пр.) для логичного введения аргументов.
В основной части автор должен убедить читателя в обоснованности своего мнения. Доказательная база должна быть логично выстроена, один аргумент плавно перетекать в другой.
Приводимые примеры должны быть известны предполагаемому читателю, чтобы повествование было убедительным. Примеры из жизни должны быть реалистичными, начинаясь слов «Был один случай, когда…», «подобное произошло и со мной…» и пр.
Будет лучше приводить разнотипные аргументы. Иными словами, использовать, к примеру, исторический факт, авторитетное высказывание и научную публикацию, а не привести в качестве доказательной базы несколько цитат или публикаций.
Повествование должно быть живым, у читателя должен возникнуть интерес к процессу анализа проблемы.
При написании основной части важно помнить правила оформления на письме вводных конструкций, цитат и прямой речи. Последние предложения основной части должны создать картину законченного мнения автора о главном тезисе сочинения.
Все части сочинения рассуждения сами по себе взаимосвязаны и взаимозависимы.
Если в начале мы загрузились какой-то проблемой, то теперь будем поэтапно её раскрывать.
Как раз здесь нам поможет схема-карта, которую мы составили при подготовке к работе.
Начинаем идти от центра схемы.
Далее мы начинаем анализировать все приятные моменты. «Начинаем с хорошего», потому что именно оно всегда затуманивает нам глаза при решении серьёзных проблем.
Затем переходим к «плохому». Это более реалистично почему-то.
Пример основной части сочинения-рассуждения
«Допустим, что школу снова перевели на дистанционку. Это значит, что можно допоздна заниматься своими любимыми делами.
Потому что утром не надо рано вставать, завтракать, одеваться и спешить в школу.
Не надо готовить одежду, утюжить её, тщательно чистить зубы и умываться по утрам, что так всегда злит.
Так же и во время уроков никто не видит, что мой монитор разделён на две части.
Слева у меня учитель с классной доской, а с правой стороны монитора у меня другая доска — шахматная.
Очень удобно. За игрой в шахматы у тебя всегда умное и сосредоточенное выражение лица.
А учителю такое лицо всегда нравится. И он не видит, что заставило меня так сосредоточиться.
Думает, что я глубоко размышляю над материалом урока.
А когда делаешь домашнее задание или задание на уроке, то правая сторона монитора (которая с шахматной доской) может сослужить службу.
Там я могу открыть ГДЗ и переписать готовые ответы, которые любезно предоставили для меня ушлые вебмастера образовательных сайтов.
Всё это положительные моменты дистанционного обучения.
Но если хорошо подумать, то ведь обучаться дома в одиночестве очень скучно.
Рядом нет моих товарищей, с которыми можно так весело пообщаться на переменке.
А ещё ведь учитель может задавать вопросы, которых нет в ГДЗ. И если я ничего не понял с урока, то никто мне и не объяснит материал.
А придётся мне потом самому искать информацию в интернете. А там столько много сайтов надо открыть, очень много перечитать литературы, чтобы найти то, что надо.»
Видно, что автор такого сочинения очень глубоко рассуждал над проблемой дистанционного обучения в школе.
Но теперь он делает какие-то выводы для себя, сопоставив всё хорошее с плохим в данной проблеме.
Заключительная часть сочинения-рассуждения
Финальная часть работы полностью посвящена мнению автора. Здесь необходимо обобщить приведенные аргументы и сделать логический вывод. Начать заключительную часть можно со слов «Таким образом,…», «Подводя итог вышесказанному,…», «Итак,..» и пр.
В выводах автор выражает свое отношение к проблеме через обороты «Мне кажется…», «Я думаю…», «Хотелось бы верить…» и другие.
При этом можно дать собственные прогнозы, как обсуждаемая проблема может повлиять на будущее. Уместны будут только линии выводов, логично связанные с общей сюжетной линией.
По объему заключение должно быть немного больше, чем вступление. Важно проверить его на смысловые повторы с предшествующим текстом.
Если тезис сочинения достаточно сложный и может быть трактован по-разному, автор может занять нейтральную позицию по отношению к нему. Но при этом и в основной части, и в заключении указать мысли, относительно каждой стороны толкования вопроса.
Сочинение-рассуждение выражает не только уровень знаний языка. В нем четко можно проследить интеллектуальные и творческие особенности автора.
Аргументирование раскрывает степень познаний в других сферах жизни и умение оперировать фактами.
Опытные педагоги, объясняя простыми словами ученикам правила написания того или иного вида сочинения, призывают обращать особое внимание на тип сочинения.
Для выполнения сочинения-описания они предлагают ученикам представить себя художником, ведь для такого вида работ крайне важно детально передать образ предмета или в красках передать ситуацию.
Сочинение-повествование легче написать, если представить себя в роли писателя. Так работа станет интересной, наполнится красивыми речевыми оборотами.
При работе над сочинением-изложением ученику нужно представить, что он пересказывает кому-то прочитанный текст.
Что же касается сочинения-рассуждения, здесь педагоги предлагают ученику занять позицию журналиста. При этом ему доступны известные данные для анализа ситуации, в довершении которого следует дать авторскую оценку.
Сочинение-рассуждение будет интересным и грамотным, если в ходе работы не забывать о структуре, логике и собственном мнении.
Вывод для сочинения рассуждения пишется из уже полученных итогов размышления в основной части.
Взвесив всё положительное и отрицательное в проблеме, автор приходит к мысли, что всё хорошо или плохо в меру.
Пример заключения
«Нет, всё-таки дистанционное обучение не очень хорошая вещь. Хоть в нём и есть много положительных моментов, но для меня обучение в школе лучше и эффективнее, когда я хожу в школу.
Потому что я ведь учусь не для того, чтобы просто посещать уроки. А для того, чтобы получать хорошие знания.
А если я не буду владеть той информацией, которую могу получить только от учителя, то знания у меня будут слабые.
А я ведь не хочу быть шахматистом. Я хочу быть разносторонне развитым.
Дистанционно я могу лишь расширять свой кругозор. Но учиться для меня лучше в школе.»
К такому выводу пришёл наш автор. Но это не значит, что все должны придерживаться такого же. Кто-то может быть (действительно) желает стать шахматистом.
И тогда игра в шахматы во время уроков для него важнее, чем всё остальное.
Но он должен в своём сочинении-рассуждении доказать это. А этому поможет хорошо продуманная схема размышления.
Требования к оформлению сочинения-рассуждения
Как любой другой вид работы, сочинение рассуждение должно быть написано по особым правилам:
- недопустимо использование фривольности, сатирических высказываний (ведь это серьёзная письменная работа), никаких сленговых фраз и смайлов;
- текст должен быть понятным, простым и легко читабельным;
- тщательно следить за отсутствием грамматических и пунктуационных ошибок.
Как составить план и оформить сочинение
Перед написанием необходимо составить небольшой план, которого нужно будет придерживаться в процессе написания сочинения.
Сначала накидываются пункты плана. Ничего нельзя упустить, чтобы информация была представлена в полном объёме.
Пункты плана можно переставлять местами. Они должны показывать последовательность всего хода мыслей сочинителя.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение
Любое сочинение (даже если оно написано не в форме рассуждения) включает обязательные структурные элементы:
- введение — выдвигаем проблему, поднимаем какой-либо факт или событие к размышлению;
- описание самой проблемы — перечисление всех сторон конкретной информации;
- предложение своей позиции по выдвинутой проблеме;
- аргументирование — основная часть сочинения рассуждения, приведение конкретных примеров из литературных источников или из своего жизненного опыта;
- заключение — подведение итогов размышления, что было в начале рассуждения и к чему оно привело в конце.
Этапы написания сочинения-рассуждения
Написание сочинения начинается с подбора информации, над которой будем размышлять и рассуждать в процессе написания.
Источники могут быть как достоверными, так и сомнительными. Ведь мы будет анализировать, что так, а что не так.
Затем необходимо внимательно прочитать подобранную литературу, обращаясь к различным отзывам и анализам по данной проблеме.
Выбрать какой-то момент, который вызывает у нас сомнение, с чем мы в корне не согласны.
Начинаем на черновике делать наброски. Можно составить карту рассуждения.
В центре проблема. Далее различные варианты её решения с предполагаемыми последствиями.
Посмотрим схему рассуждения на примере темы «Дистанционное обучение во время коронавируса».
Я привела только пример схемы для рассуждения. Вы можете нарисовать гораздо больше пунктов.
А затем уже размышлять над каждым элементом.
Постепенно, когда вы подумаете над каждым окошком, сложится вполне адекватная картина проблемы. И можно будет приступать к её изложению в чистовике.
Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
Хорошо, что такие сочинения задают писать на свободную тему. Но при этом дают какое-то направление.
Например, предлагают написать сочинение рассуждение о каком-нибудь литературном образе из прочитанной книге. Или могут задать написать о проведённых каникулах. Или даже сочинение в форме рассуждения по высказыванию кого-то из персонажей книги.
Сложнее, когда на доске учитель пишет конкретную тему. Например, «Куда и зачем отправился Господин из Сан-Франциско?»
Тут уже широко не размахнёшься своими мыслями. Есть конкретная тема, должны быть конкретные шаги рассмотрения проблемы.
Свободная же тема даёт простор для мысли. Но не следует брать слишком широко. Лучше сконцентрировать своё внимание на небольшом факте или событии.
Тогда сочинение не будет слишком водянистым. А изложение получится понятным для читателя.
Сейчас я хочу привести примеры каждого элемента сочинения.
Как научиться писать сочинение-рассуждение
Итак, как писать сочинение рассуждение, мы рассмотрели очень подробно. А как же этому научиться?
Ответ прост — надо научиться думать о серьёзных вещах, анализировать, сравнивать, обобщать.
Но самое главное, надо больше писать. Писать на разные темы. Обсуждать проблему с разных точек зрения.
Играть, в конце концов.
Предположим, вы смотрите на какой-то предмет. Нарисуйте его по центру. Сделайте вокруг него разные пометки — о его признаках, свойствах, о способах его применения, о пользе для себя, для общества.
И начинайте размышлять по этой схеме, как я объясняла выше.
Возьмите себе за развлечение — каждый день писать такое рассуждение о предметах, людях, каких-то моментах своей жизни.
Рассматривайте с разных позиций — как я это вижу, взгляд на это со стороны моих родителей, учителя, товарища и т.д.
Очень увлекательное занятие. И большая польза для тренировки в написании сочинений.
Уверяю, что через пару месяцев вы будете писать сочинения с огромным удовольствием. А «рассуждать» станет вашим любимым занятием.
Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?
Основная идея сочинения-рассуждения вытекает из задания, которое дал учитель (или из вашего задания самому себе), поэтому необходимо придерживаться той лексики, которая уместна в каждом конкретном случае.
Школьное сочинение не должно изобиловать различными сленгами и фривольными выражениями.
Хоть это и сочинение, но сочинять надо прилично.
В таких видах письменных работ часто используют вопросительные предложения, заставляющие задуматься. Именно вопрос побуждает мозг сосредоточиться на проблеме.
Можно, и даже нужно использовать такие вводные выражения, как: по-моему, мне кажется, а именно и т.п. Эти выражения показывают, что вы имеете отношение к рассматриваемому, что вам не безразлична проблема.
Многие правила написания сочинения рассуждения распространяются и на другие формы письменных заданий, но вопросы и вводные слова — это такие особые указатели, что автор глубоко анализирует и размышляет.
Я хочу дать вам небольшое задание: напишите сочинение рассуждение на тему «Мне легко сочинять» и пришлите его в комментариях.
Пусть это будет ваше первое тренировочное сочинение. Когда мне пришлют 20 сочинений, я выберу победителя, которому на его эл.почту будет отправлен Сертификат победителя от сайта.
Примеры сочинений-рассуждений
Сочинение “Интересная встреча”
Сочинение на тему «Осень» 9-11 класс
Сочинение на тему «Осень» 7 класс
Сочинение на тему «Осень» 6 класс
Книга и мое отношение к ней
Не раз можно слышать от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.
Как же начать писать сочинение?
Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый привлекательный, «удобный» для себя вопрос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него — это и будет основной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, которые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно.
Вступление может содержать:
• ответы на поставленные тематические вопросы;
• личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть
предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел
донести до читателя автор в произведении…»);
• факты биографического характера об авторе или о
характерном историческом периоде, если такие сведения важны для смысла и
анализа текста;
• сформулированное понимание темы судьбы или образа героя,
если данная цель отражена в названии работы.
В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления:
1. Историческое вступление
уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику.
Исторические вступление возможно, если:
- сочинение будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета
- вы сосредоточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим (так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона, а говоря о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях, всей страны в ХХ веке, формирующей характер не только одного человека).
2. Аналитическое вступление
уместно тогда, когда в
формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философские,
нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в
художественной литературе», «образ маленького человека в произведениях русских
писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д.
В аналитическом вступлении к сочинению можно:
- говорить об эволюции образов (дороги, маленького человека и т. д.),
- давать объяснение понятиям,
- приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.
3. Биографическое вступление
Если вы хорошо ориентируетесь в
биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и другие подробности,
то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя
каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или
произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например,
и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая
в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться
творчества, например, уже упомянутых поэтов, это будет уместно.
В биографическом вступлении возможно:
- обращение к фактам из биографии писателя,
имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; - характеристика ближайшего окружения писателя;
- рассказ об истории создания литературного
произведения; - рассмотрение эволюции взглядов художника.
4. Сравнительное вступление
хорошо использовать, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.
5. Вступление — характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида вступление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставительного характера.
6. «Лирическое» вступление –
это вступление — своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над …?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, творческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.
7. Философское вступление
осмысляет какое-либо понятие как философскую категорию, т.е. предельно обобщенно, и необходимо тогда, когда следует раскрыть такие философские понятия, как свобода, необходимость, справедливость, гуманизм, личность, человеческое «я» и др.
8. Во вступлении — перекличке с современностью
ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злободневной и в наши дни, что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняшним днём?
9. Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:
ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни
человека, главного вопроса темы.
Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для
объяснения понятий в жизни человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Если изложенные выше типы вступления можно условно назвать типами вступления по содержанию, то ниже приведем типы вступления по форме.
- Академический стиль вступления используется, когда вы говорите от 3-го лица, не стараетесь ярко показать свою индивидуальность: «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…» и т.д.
- Вступление от «я» используется, когда пишущий сразу хочет выразить свою индивидуальность, акцентировать внимание на своей точке зрения: «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
- «Киношный» стиль вступления обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
- Дневниковый стиль, как правило, сразу погружает нас во внутренние переживания героев и самого пишущего, для него характерна особая исповедальность, интимность. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
- Цитатное введение сразу начинается с цитаты, в которой заключена концептуально важная для пишущего информация. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».
Приведём несколько речевых приемов, которые помогут вам написать хорошее вступление.
- Приём «риторические вопросы».
«Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …» .
«Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися….»
«Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой проблемы несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении… »
«Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду…»
«Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …» .
- Приём «Ниточка».
Нужно начать с цитаты, в которой заключена главная мысль
текста. «(Высказывание)», — так начинается статья … . Уже в первом
предложении чётко выражена главная тема текста. О … много говорили и писали.
Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … .
(Определить проблему в виде вопроса.)
«…», — писал известный …. В этих словах звучит … .
Действительно, …
- Приём «Ключевое слово» требует:
определить тему текста;
выделить ключевое понятие;
раскрыть смысл этого понятия.
Отчаяние – это такое душевное состояние человека… Доброта
– одно из самых важных человеческих качеств… и т.д.
- Приём «Аллегория».
Нужно
проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным
примером.
«Каждому из
нас приходилось сталкиваться (слышать, видеть), как…»
«Представьте,
что вам посчастливилось (довелось услышать, увидеть)…»
Приведём еще ряд речевых конструкций, которые помогут вам написать хорошее вступление.
- «Всем известно, что … . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …»
- «О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах».
- « Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний».
- «… » – эти вопросы звучат постоянно… . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- «Люди часто размышляют о том, что … » . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
- «Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …)». «Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … » .
- «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль произведений (указать автора цитаты)… .
- «Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы…»
- «Если спросить любого из нас …, то, наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…».
Многих интересует: можно ли в качестве первого предложения во вступлении повторить вопрос темы или же написать то же вопросительное предложение. Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос. А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логических ошибок. Поэтому рекомендуем сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый. Но в то же время, конечно же, нигде не может быть чётких указаний на то, что тезис-ответ на вопрос должен быть обязательно в начале сочинения. (Просто в этом случае проще построить логически верный ответ с системой доказательств в сочинении.) Его (тезис) можно заявить и в конце сочинения, подводя итог всему сказанному в виде того самого ответа-тезиса на вопрос.
А теперь самое время привести несколько примеров традиционных вступлений по предложенным направлениям:
Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Это мудрое высказывание отражает вселенскую истину: тот, кто никогда не питал надежды ни на что, не может разочароваться, отчаяться, впасть в уныние. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет человека на преодоление препятствий на пути к счастью, но не оправдавшая себя надежда может оказаться губительной для человека. Действительно, состояния крайней безысходности и ожидание благоприятного исхода всегда взаимосвязаны…
В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлениям доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим. Добрый человек – простой человек, а простота, как известно, хуже воровства. Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабохарактерности и отсутствия силы воли? Разве доброта не может быть проявлением силы человека, переступившего через свою гордыню?
Как говорится, сделай что-нибудь доброе — никто не заметит, а соверши что-то плохое — на всю жизнь запомнят. Когда я впервые прочитала рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор», то долго не могла прийти в себя. Вот так бывает: помогаешь людям всю свою жизнь, а в трудную для тебя минуту никто не приходит к тебе на помощь — все просто пользуются твоей добротой и при этом нисколько это не ценят.
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Говорят, по вере воздастся… Можно перефразировать эти слова так: если ты влюблён, неважно, в кого или во что, то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе только счастливые минуты! Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир совершеннее, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека.
Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги, развязывать войны, строить города. Это чувство заставляет человека заглянуть внутрь себя, почувствовать свои безграничные возможности, а значит, порой и переродить человека заново, дать возможность ему почувствовать себя сильным и счастливым.
О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие. Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма?
Успехов!
Введение в сочинении – небольшая по объёму, но важная часть структуры сочинения, влияющая на общую оценку всей работы.
Из множества видов введений можно подобрать самое подходящее по смыслу и написать красивое сочинение, соответствующее всем необходимым требованиям.
В данной статье описаны все возможные виды введений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Содержание статьи
- 1 Что такое введение в сочинении?
- 2 Задача введения в сочинении
- 3 Объём введения в сочинении
- 4 Виды введений в сочинении
- 4.1 1) Вопросно-ответное единство
- 4.2 2) Цепочка вопросительных предложений
- 4.3 3) Назывные предложения
- 4.4 4) Риторический вопрос
- 4.5 5) Цитаты из текста или по теме текста
- 4.6 6) Лирическое вступление
- 4.7 7) Краткая справка о писателе
- 4.8 Определение темы текста
- 4.9 9) Сравнение прошлого и настоящего
- 4.10 10) Заголовок
- 4.11 11) Связь с современностью
- 4.12 12) Личные впечатления
- 4.13 13) Историческая характеристика эпохи
- 5 Важно!
Что такое введение в сочинении?
Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.
Без него невозможна смысловая цельность творческой работы, и как следствие, при отсутствии введения в сочинении снижают баллы по 5 критерию оценивания сочинений («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»).
Писать введение одновременно и легко, и сложно.
Это связано с тем, что у эксперта, проверяющего сочинение на ЕГЭ, нет критериев для проверки введения.
Поэтому некоторые выпускники начинают сочинение сразу с формулировки проблемы, но это неверный путь к хорошей оценке сочинения.
Важно!
Следует помнить, что хорошее вступление может сразу выделить сочинение из массы других, проверяемых экспертом.
Задача введения в сочинении
Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую необходимо прокомментировать.
Введение может содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором, может сообщать об основной проблеме текста или определять круг проблем, затронутых автором.
При написании введения логичнее вести мысль от общих рассуждений по теме к частному случаю, описанному в тексте, так как в смысловом плане введение должно как бы перекидывать мостик от вступительных предложений, заканчивающихся формулировкой проблемы, к основной части, где эта проблема будет рассмотрена с разных сторон.
Объём введения в сочинении
Введение в сочинении по объему должно быть небольшим (2 — 3 развернутых предложения или 4 — 5 коротких).
Будет хорошо, если вступление по объему примерно будет таким же, как заключение.
Вступление и заключение отзеркаливают по содержанию друг друга с точностью до наоборот, но по объему должны совпадать.
В сочинениях можно использовать различные виды введений.
Виды введений в сочинении
В зависимости от темы текста, по которому пишется сочинение, а также творческих способностей выпускника можно использовать различные виды введений.
1) Вопросно-ответное единство
Такое введение напоминает по форме диалог и сразу обращает на себя внимание энергичным началом.
Например:
Что значит роль личности Л. Н. Толстого в русской литературе? Все хорошо знают имя этого человека, написавшего роман-эпопею «Война и мир». Но что выделяло всемирно известного писателя среди других? Над этими вопросами задумывался А.И. Куприн, когда писал воспоминания о своей встрече с Толстым в 1905 году.
2) Цепочка вопросительных предложений
Пишется в начале сочинения и имеет цель зафиксировать внимание читателя на ключевых понятиях исходного текста.
Например:
Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении предложенного на экзамене текста.
3) Назывные предложения
Предложения, которыми открывается сочинение, могут содержать основные понятия или имя героя, о котором повествуется в тексте.
Например:
Детство… Беззаботная радостная пора! Пора невероятных открытий и весёлых игр.
Такие мысли приходят в голову, когда читаешь текст Д.А. Гранина, в котором писатель размышляет над проблемой оценки окружающего мира ребёнком.
4) Риторический вопрос
Представляющий собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Такой вид введения рекомендуется в самых сложных случаях, когда выпускник имеет трудности с формулированием проблемы текста.
Например:
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье.
5) Цитаты из текста или по теме текста
Использование цитат позволяет выпускнику показать умение вчитываться в текст, понимать его и находить интересные выражения автора текста, относящиеся к рассматриваемой проблеме.
Например:
«Учись летать высоко и смело». Эта фраза из письма сразу цепляет за душу, потому что в ней видна любовь деда к своему внуку.
6) Лирическое вступление
Это размышление, высказывание, выражающее чувственное отношение к изображаемому.
Например:
Красота природы нашей страны удивляет своей неброской чистотой и скромностью. Бывая в лесу в любое время года, я вспоминаю строки русского поэта Николая Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…
7) Краткая справка о писателе
Это информация об авторе, по тексту которого пишется сочинение.
Такое введение используют когда тема сочинения связана с жизнью и/или творчеством автора текста.
Например:
Василя Владимировича Быкова часто называют писателем одной темы. Он участвовал в Великой Отечественной войне и остался в памяти многих любителей книг о войне как автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова насыщены жестокой правдой тех трагических лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле.
Определение темы текста
В некоторых случаях, основная проблема текста вытекает из его темы, и тогда уместно использовать данный вид введения.
Например:
Михайловское… Это село, по мнению К.Г.Паустовского, обладает «лирической силой», потому что оно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Сюда каждый год, в день рождения поэта, приезжает большое количество людей, чтобы выразить свою признательность и любовь к нему.
9) Сравнение прошлого и настоящего
Здесь используется сравнение понятий между собой, описание их сходства и/или отличий, если таковые имеются.
В текстах, проблема которых связана с противоположными понятиями, приём использования сравнения позволит уже в начале сочинения заявить о вдумчивом прочтении текста и выделит такое сочинение из ряда других.
Например:
Закон или человеческое отношение? Что выбрать?
С одной стороны, всё просто и понятно: выбор всегда должен быть в пользу закона. В связи с этим вспоминаются слова известного римского оратора Цицерона: «Суров закон, но это закон».
С другой стороны, не всё так просто, и порой жизнь предлагает человеку сделать свой выбор: встать на сторону закона или проявить милосердие. Именно такой случай находит своё отражение в тексте А.Грина.
10) Заголовок
Данный вид введения позволяет посредством придуманного выпускником заголовка назвать основную проблему текста, выделенную в названии сочинения.
Например:
«Родительская любовь» — такое название возникло в голове, когда я читал рассказ известного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
11) Связь с современностью
Такое введение добавит сочинению актуальность, публицистичность и покажет активную жизненную позицию автора сочинения.
Это описание обстоятельств и того, какое влияние они оказывают.
Например:
Мы живём в мире мегаполисов и машин. В погоне за успехом, карьерой нам некогда вглядеться в окружающий нас мир. Мы торопимся, нам надо всё успеть… И только оказавшись в лесу, когда золото берёз не спеша выстилает перед тобой тропинку или, или на берегу озера, когда бесконечная рябь воды от легкого ветерка настраивает нас на лирический лад, мы вдруг замечаем ту красоту русской природы, о которой говорит в тексте К.Г.Паустовский.
12) Личные впечатления
Краткий рассказ о своих чувствах выпускника его жизненном опыте, связанным с темой, проблемой или основными понятиями текста.
Например:
Я очень люблю слушать музыку. Есть мелодии, которые поразили меня в раннем детстве. Одна из них — «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который до сих пор вызывает в памяти светлый образ доброй сказки. Думаю, что подобное хотя бы раз происходило с каждым человеком.
В данном тексте В.П.Астафьев рассказывает случай из своего детства, когда ему случилось услышать прекрасную незнакомую мелодию, вызвавшую различные эмоции и чувства.
13) Историческая характеристика эпохи
Это анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей, свойственных определенному периоду.
Данное введение возможно, если тема текста связана с описанием какого-либо исторического факта или конкретного исторического времени.
Например:
Жизнь людей на огромной планете Земля прошла через несколько важных эпох, отделённых друг от друга какими-либо великими событиями.
Одно из таких, открывшее эру освоения Космоса, — легендарный полёт Ю.А.Гагарина на корабле «Восток».
Именно 12 апреля 1961 года вспоминает К.Г. Паустовский, когда рассматривает проблему смены эпох в жизни человечества.
Важно!
В заключение еще раз напоминаем о важности написания вступительной части сочинения.
Введение не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5 критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).
Предложенные виды введений с примерами можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Также читайте статью «Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку», где описаны все составляющие элементы сочинения.